Кирилло белозерский монастырь

История

Обитель возникла на волне основания новых монастырей в конце XIV и начале XV веков последователями Сергия Радонежского. В 1397 году монах Кирилл Белозерский вырыл на берегу Сиверского озера пещеру, с которой началась история будущей обители. Его спутник Ферапонт Белозерский впоследствии основал неподалёку Ферапонтов монастырь. Устав белозерских монастырей отличался особенной строгостью.

Со временем Кириллов монастырь оказался в центре целой сети монашеских обителей: Ферапонтов, Горицкий Воскресенский монастырь (в 7 км от Кириллова), Нило-Сорская пустынь (в 15 км) и др. Эти малонаселённые земли сравнительно недавно вошли в состав Московского княжества, которое было заинтересовано в их скорейшем экономическом освоении. Московские князья традиционно поддерживали тесные связи с белозерской обителью; сохранились послания преподобного Кирилла сыновьям Дмитрия Донского.

В 1447 году монастырь посетил великий князь Василий Васильевич, находившийся до того в ссылке в Вологде. Кирилловский игумен Трифон освободил его от крестного целования не претендовать вновь на московский престол. Впоследствии великий князь щедро отблагодарил монастырь за эту услугу.

В условиях конкуренции Москвы с независимым Новгородом Кириллов монастырь стал не только важнейшим опорным пунктом для закрепления в Заволочье, но и крупным экономическим центром: через него пролегал торговый путь далее на север к Белому морю, здесь пересекались разнонаправленные торговые потоки. До петровского времени монастырь вёл обширную торговлю, особенно солью и рыбой.

Фотография Сергея Прокудина-Горского. 1909

Обитель рано стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей. Сохранились шесть рукописных сборников за авторством одного только белозерского монаха Ефросина, которому принадлежит, среди прочего, окончательная редакция (и название) поэмы «Задонщина». На рубеже XV и XVI веков Кириллов монастырь, где подвизался Нил Сорский — один из главных центров движения нестяжателей.

Белозерские земли первоначально относились к Ростовской епархии. Первой каменной постройкой монастыря был возведённый в 1497 году артелью ростовских мастеров Успенский собор (сохранился до нашего времени). В XVI веке рядом с Большим Успенским монастырём появился малый Ивановский монастырь.

Многие из сохранившихся храмов были отстроены в камне на исходе правления Василия III. В 1528 году этот правитель приехал в Кириллов монастырь с княгиней Еленой Глинской молиться о даровании наследника. Последовавшее за этим рождение сына — будущего царя Ивана Грозного — в глазах современников связывалось с заступничеством преподобного Кирилла Белозерского. Иван Васильевич на протяжении всей своей жизни питал к Кириллову монастырю особое пристрастие, считая себя обязанным ему своим рождением. Перед смертью, принимая схиму, первый русский царь, как и его отец, стал пострижником Кирилло-Белозерского монастыря.

Монастырь богател, разрастался и, несмотря на большой пожар в 1557 году, стал крупнейшим средоточием каменных построек на севере Русского государства и крупнейшим церковным землевладельцем после Троицкого монастыря. В монастырских владениях числилось 607 одних только деревень. Кирилловские настоятели занимали заметное место в церковной иерархии и, как правило, со временем переходили на значимые архиерейские кафедры.

Как и другие северные монастыри, Кириллов служил местом заточения лиц из светской и церковно-феодальной знати. В разное время здесь пребывали опальные Вассиан Косой, бояре Михаил Воротынский, Иван Шуйский, Иван Мстиславский, Борис Морозов, великий князь Симеон Бекбулатович, московский митрополит Иоасаф (Скрипицын), патриарх Никон и др.

Кирилло-Белозерский монастырь в XIX веке

В 1600 году была построена первая крепостная каменная ограда с восемью башнями. Внутри стен стояло девять каменных церквей, колокольня. Кельи и прочие некультовые постройки были деревянными. В 1604 году священник вологодского Софийского собора Анисим Самсонов написал 20 образов Божией Матери и 20 образов преподобного Кирилла Белозерского для Кириллова Белозерского монастыря.

В Смутное время монастырь выдержал в 1612—1613 годах осаду и отбил (до 1616) несколько нападений войск польских и литовских интервентов. Во время штурма был убит командовавший осаждавшими польский полковник Песоцкий.

После этих событий русское правительство осознало важное фортификационное значение обители. В 1654—1680 годах были построены новые каменные стены монастыря, дошедшие до нашего времени, и монастырь стал одной из самых больших и могучих крепостей в России.

Никон, бывший патриарх Московский, был сослан сюда в 1676 году после смерти царя Алексея Михайловича и провёл здесь последние 5 лет своей жизни. Он умер по дороге отсюда в Москву.

В 1722 году в монастырь приезжал Пётр I. Обитель к тому времени была собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов, однако с появлением у России балтийских портов и упадком северной торговли через Архангельск экономическое значение монастыря стало падать.

Постепенный закат монастыря продолжался и при следующих правителях. В 1764 году указом Екатерины II обитель была лишена крестьян и угодий. Через 12 лет из монастырской слободы был образован город Кириллов, а в крепостной стене помещена городская и уездная тюрьма.

В сентябре 1918 года большевики расстреляли настоятеля монастыря Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского.

Игумены, настоятели и наместники

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.

игумены

  • Кирилл (1397 — 9 июня 1427)
  • Христофор (1427—1433)
  • Трифон (1433—1447)
  • Кассиан (1448—1465)
  • Филофей (1465—1466)
  • Кассиан (вторично) (1466—1471)
  • Нифонт (1476—1482)
  • Серапион (1482—1484)
  • Гурий (Тушин) (1484—1485)
  • Иоанн (14 июля 1506—1514)
  • Алексий (упом. 1520—1525)
  • Досифей (1533 — март 1539)
  • Афанасий (Палецкий) (1539 — 18 июня 1551)
  • Пимен (Чёрный) (? — 20 ноября 1552)
  • Симеон (1552—1555)
  • Косма (1572—1581)
  • Сильвестр (до 1593)
  • Иоасаф (1600—1603)
  • Матфей (1606—1615)

архимандриты (c середины XVII века)

  • Иринарх (1705—1732)
  • Феофилакт (Губанов) (14 июля 1732 — 15 декабря 1733)
  • Симон (Лагов) (август 1761 — 28 октября 1764)
  • Иакинф (Карпинский) (1774—1792)
  • Арсений (Тодорский) (1792—1796)
  • Каллист (Звенигородский) (1796—1800)
  • Вениамин (Жуков) (1802—1809)
  • Гедеон (Мошатин) (1818—1829)
  • Иннокентий (1829—1840)
  • Варлаам (Денисов) (31 января 1852 — 22 марта 1857)
  • Иаков (Поспелов) (1866 — 16 января 1896)
  • Никодим (29 января/6 февраля 1896 — 22 января 1900)
  • Феодосий (22 января 1900 — 7/12 сентября 1907)

епископы Кирилловские (c 1907)

  • Иоанникий (Дьячков) (1907—1916)
  • Варсонофий (Лебедев) (8 января 1917 — 15 сентября 1918)
  • Тихон (Тихомиров) (1920—1924)

Наместники

  • Анастасий (? — 1924)
  • Игнатий (Молчанов)

Музей

Основная статья: Кирилло-Белозерский музей-заповедник

После упразднения монастыря ризница была разграблена; наиболее ценные иконы и другие произведения искусства были вывезены в музеи Москвы и Ленинграда. Та же судьба постигла и монастырскую библиотеку. Среди вывезенных из белозерской обители книжных сокровищ — наиболее древние списки «Задонщины» и хождения Даниила Паломника в Святую Землю.

В 1924 году на базе разорённого экспроприациями монастыря был открыт Кирилло-Белозерский музей-заповедник, что позволило избежать обычных для 1930-х годов разрушений и сноса исторических памятников. В послевоенное время музей-заповедник развернул реставрационную деятельность, которую курировал, среди прочих, Сергей Подъяпольский. На территорию музея были привезены памятники деревянной архитектуры из окрестностей: деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы (1486); мельница XIX века из деревни Щёлково. В трапезной палате при церкви Введения (1519) действует Музей икон, обладающий большой коллекцией.

С 1997 года Кирилло-Белозерский музей-заповедник был включён в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Он размещается в архитектурном комплексе бывших Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей. Малый Ивановский монастырь в 1998 году был передан в бессрочное безвозмездное пользование Русской православной церкви.

В середине июня 2018 года Кирилло-Белозерский и Ферапонтов монастыри посетил патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он выразил надежду, что «совместными усилиями вопросы взаимодействия культурных учреждений и Церкви будет решаться в контексте полноценного возрождения монастырской жизни в этих местах». В сентябре 2018 года Вологодская епархия повторно подала заявки в Росимущество о передаче ей в пользование здание Братских келий Кирилло-Белозерского музея для полноценного возрождения монашеской жизни в нём (первая заявка была отклонена по техническим причинам — из-за неполного комплекта документов). Музей-заповедник предложил вместо Братских келий предоставить Церкви здание духовного училища (Священнические кельи).

Современность

Кирилло-Белозерский монастырь с Сиверского озера

В 1997 году, в год празднования 600-летия монастыря, часть монастырской территории была передана Вологодскому епархиальному управлению.

В 1998 году зарегистрирована Православная религиозная организация Кирилло-Белозерский мужской епархиальный монастырь г. Кириллова Вологодской области Русской Православной Церкви (Московский Патриархат).

Решением Священного Синода от 10 октября 2009 года в должности наместника монастыря утверждён иеромонах Игнатий (Молчанов).

Решением Священного Синода от 22 октября 2015 года игумен Игнатий (Молчанов) освобожден от должности наместника Кирилло-Белозерского мужского монастыря и назначен на должность наместника Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря города Вологды.

Указом митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия с 14 декабря 2015 исполняющим обязанности наместника монастыря назначен иеромонах Анастасий (Додарчук).

До наших дней почти полностью дошёл иконостас Успенского собора, современный его постройке, что является уникальным фактом в истории русского искусства. Древние иконы этого иконостаса долгое время были разрознены. Из 60 уцелевших икон 33 находились в Кириллове, а остальные — в Русском музее, Третьяковской галерее и Музее имени Андрея Рублёва. В начале апреля 2009 года часть икон была возвращена в Кириллов.

В церкви Кирилла под спудом пребывают мощи прп. Кирилла Белозерского — главная церковная святыня обители.

Архитектурный ансамбль Кирилло-Белозерского монастыря

В комплекс Кирилло-Белозерского монастыря входят ансамбли Большого Успенского и Ивановского монастырей («Старый город»), «Нового города» и территория несохранившейся крепости Острог между ними. Монастырь окружён крепостными стенами с монументальными башнями, украшенными узорами из кирпича. Главное здание ансамбля — Успенский собор (1497 год).

См. план-схему монастыря.

Церкви

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы Новый город 1485 год
Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня Большой Успенский монастырь 1595 год
Колокольня Большой Успенский монастырь 1757—1761 гг.
Святые ворота с надвратной церковью Иоанна Лествичника Большой Успенский монастырь 1523 год и 1572 год соответственно
Успенский собор с церквями-приделами равноапостольного великого князя Владимира, епископа Епифания Кипрского, игумена Кирилла Белозерского Большой Успенский монастырь 1497, 1554, 1645, 1785 (1585) годы соответственно.
Церковь Архангела Гавриила. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Большой Успенский монастырь 1531—34 гг.
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с трапезной палатой Большой Успенский монастырь 1519 год
Больничная церковь Евфимия Великого Большой Успенский монастырь 1646 год
Церковь Иоанна Предтечи. Построена на вклад Великого московского князя Василия III Ивановский монастырь 1531—34 гг.
Церковь преподобного Сергия Радонежского, с трапезной палатой Ивановский монастырь 1560 год и 1594 год

Стены и башни

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Стены ограды Нового города Новый город XVII век
Белозерская (Озерная, Большая Мережная) башня Новый город 1660-е гг.
Вологодская башня Новый город 1656 год
Казанская башня с въездными воротами Новый город 1659 год
Косая (Караульная) башня Новый город 1662 год
Кузнечная башня Новый город 1670-е гг.
Московская (Ферапонтовская) башня Новый город 1660 год
Грановитая (Смоляная, Плотничья, Часовая) башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век
Малая Мережная башня (фрагмент) Большой Успенский монастырь XVI век
Наугольная башня (Рыболовецкая палатка) Большой Успенский монастырь
Поваренная башня Большой Успенский монастырь XVII век
Свиточная башня Большой Успенский монастырь XVI век
Хлебная башня Большой Успенский монастырь XVII век
Стены ограды Успенского монастыря Большой Успенский монастырь XVI век
Глухая (Котельная, Воскобойная) башня Ивановский монастырь XVI век
Стены ограды Ивановского Горнего (малого) монастыря Ивановский монастырь XVI век

Прочие помещения

Изображение Элемент комплекса Часть монастыря Дата постройки
Ветряная мельница из деревни Щёлково Новый город XIX век
Солодешная палата (фрагмент) Новый город, Острог 1570-е гг.
Кельи (домик келаря) Большой Успенский монастырь XVII век
Архимандричьи кельи Большой Успенский монастырь 1647—48 гг.
Монашеские кельи (Братский корпус) Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв.
Поваренные (Уксусные) кельи Большой Успенский монастырь 1680-е гг.
Священнические кельи Большой Успенский монастырь XVII век
Кельи (Духовное училище) Большой Успенский монастырь XVII век
Монастырский архив Большой Успенский монастырь конец XVII — начало XVIII вв.
Большие больничные палаты Большой Успенский монастырь 1643—44 гг.
Казённая палата Большой Успенский монастырь XVI век
Поварня с погребами Большой Успенский монастырь XVI век
Малая Больничная палата Ивановский монастырь 1730-е гг.
Каменные сени над крестом, отмечающим место первой кельи преподробных игумена Кирилла и Ферапонта Белоезерских Ивановский монастырь XIX век
Каменные сени над часовней преподобного игумена Кирилла Ивановский монастырь XIX век

Примечания

  1. Произносится не «Кирилло-Белозёрский», а «Кирилло-Белозерский». Название через Ё приводится в нескольких книгах 20-х, 30-х годов XX века, позднее только Белозерский.
  2. Гипотеза о том, что Кирилл был связан с ними узами родства через Александру Вельяминову, мать Дмитрия Донского, в настоящее время историками отвергнута.
  3. Шибаев М. А. Кодикологическое исследование рукописей Кирилло-Белозерского монастыря XV в.: итоги и перспективы // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2007. — № 3 (29). — С. 127.
  4. Ефросин, монах Кирилло-Белозерского монастыря.
  5. Примером может служить новгородский архиепископ Пимен.
  6. Анисим Самсонов. Православная энциклопедия.
  7. 1 2 3 4 5 Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — С. 12—13.
  8. Гедеон (Мошатин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  9. Забелин И. Е. История города Москвы. Сочинение Ивана Забелина. Написанное по поручению Московской городской думы. -М., 1905.
  10. Кирилло-Иоанно-Богословская церковь
  11. РПЦ отказалась от притязаний на церковь в составе Кирилло-Белозерского музея. ТАСС (13.11.2018). Проверено 14 ноября 2018.
  12. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 22 октября 2015 года (журнал № 85)
  13. Указ № 377 О назначении и. о. наместника Кирилло-Белозерского монастыря иеромонаха Анастасия
  14. Автосвидетельство актёра Сергея Куракина.

Библиография

  • Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.) // Вестник церковной истории. — 2010. — № 3—4 (19—20). — С. 17—117.
  • Туркин А. М., Боев М. А. Кирилло-Белозерский монастырь // Вологодская энциклопедия / гл. ред. Г. В. Судаков. — Вологда: Русь, 2006. — С. 241—245. — ISBN 5-87822-305-8.
  • Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. — СПб., 2012. — 406 с. —1 ISBN 978-5-98874-078-3.
  • Кочетков И. А., Лелекова О. В., Подъяпольский С. С. Кирилло-Белозерский монастырь. — Л.: Художник РСФСР, 1979. — 184 с. — (Памятники городов России).
  • Мельник А. Г. Визуальная репрезентация культа святого Кирилла Белозерского в основанном им монастыре в XV—начале XVII в. // ТОДРЛ. — СПб.; Росток, 2016. — Т. 64. — С. 365—374. — ISBN 978-5-94668-205-3.
  • Мельник А. Г. Драматургия огня в пространстве русских храмов в XVI—XVII вв. // Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси / ред.-сост. А. М. Лидов. — М.: Индрик, 2011. — С. 443—473. — ISBN 978-5-91674-151-3.
  • Мельник А. Г. Кирилло-Белозерский монастырь как центр почитания русских святых в XVI веке // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». — 2010. — Вып. 12. — С. 67—72.
  • Мельник А. Г. Об интерьерах некоторых храмов Белозерья конца XV — первой половины XVI вв.] // История и культура Ростовской земли. 1993. — Ростов, 1994. — С. 93—101.
  • Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. — СПб., 1910.
  • Сойкин П. П. Кирилло-Белозерскй монастырь в Кирилловском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 126—128. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • Шибаев М. А. К вопросу о ранних этапах формирования библиотеки Кирилло-Белоезерского монастыря. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2011. — № 1(43). — С. 31—35.
  • Шибаев М. А. Рукописи Кирилло-Белозерского монастыря XV века. Историко-кодикологическое исследование. — СПб., 2013. — 560 с. — ISBN 978-5-98874-092-6.

Белозерье/ Кирилло-Белозерский монастырь

Кириллов — небольшой городок в Вологодской области, расположен на берегах озер Долгое и Сиверское (оно же — Сеярское; оно же — Робозеро). В стародавние времена Кириллов был слободой Кирилло-Белозерского монастыря. Статус города получил в 1776 году. г.Кириллов. Сиверское озеро.Городской пляж В Кириллов мы прибыли ближе к вечеру, остановились в гостинице «Русь». Гостиница ничем не примечательна — обычное четырёхэтажное кирпичное здание советской постройки. С размещением проблем не было, номер забронировали заблаговременно. Администратор, весьма любезная дама, выдала нам ключи, чайник, талоны на завтрак (завтрак входит в стоимость проживания), и предупредила о перебоях в подаче воды. Номер, куда мы поселились, был чисто убран, но имел вид унылый, нуждался в обновлении и никак не тянул на «высшую категорию». Всего одну ночь нам предстояло провести здесь, а посему обстановка времен социализма с человеческим лицом нас огорчила не очень. В нашем распоряжении было самое необходимое для отдыха и ночлега — чистые полотенца и постельное бельё, более-менее удобная кровать. С водой повезло, вода в номере была: и холодная и горячая. Впрочем, без горячей воды вполне можно было обойтись, — стояла жуткая жара. Чем порадовала гостиница «Русь»: любезным персоналом; вполне приличным завтраком и удачным своим расположением близ Кирилло-Белозерского монастыря. Кирилло-Белозерский монастырь (Самый крупный в Европе монастырь.Памятник культурного наследия всемирного значения, находится под патронажем ЮНЕСКО) История монастыря началась в Москве. Основатель его Кирилл (в миру Косма) был иноком московского Симонова монастыря. В возрасте 60-ти лет Кирилл покинул Москву и вместе со своим сверстником монахом Ферапонтом отправился на Север в Белозерье, где и положил начало новой обители. Кирилл Белозерский (Памятник Тысячелетию России. г.Великий Новгород) Предание говорит о том, что покинуть стольный град и отправиться на север Кирилла подвигло видение, в котором Богородица указала ему место (Белозерье) куда следовать и где основать обитель. Явление Богородицы Кириллу случилось очень во время, — Москве, получившей не так давно в удел Белозерье, необходимо было обозначить своё присутствие в этом стратегически значимом месте. Кирилл и Ферапонт вольно или невольно стали первыми, кто приступил к реализации этой задачи. С них и началась московская монастырская колонизация русского Севера. И Ферапонт, между прочим, не случайно отправился с Кириллом, — он часто бывал в белозерских землях по монастырским делам и мог показать подходящие для постройки обители места. Итак, Кирилл с Ферапонтом отправились из Москвы к восточной границе Белозерья, и в году 1397 (возможно, что и ранее) добрались до Сиверского озера. От Москвы до Сиверского озера километров 600 будет. На машине мы преодолели этот путь за день: утром выехали и к вечеру были уже на месте. Но в четырнадцатом веке, во времена, когда не было ни автомобилей, ни шоссейных дорог, пройти столь дальний путь будучи в весьма почтенном по тем временам возрасте (и Кириллу и Ферапонту было ~60 лет), — поступок достойный восхищения. Место для будущего монастыря нашлось не сразу. Монахи увидели его с горы Мауры. Осмотревшись, поставили иноки на горе крест и стали рыть землянку. Со временем появилась первая деревянная церковь. Так был основан новый монастырь, посвященный Успению Богоматери, позже названный в честь его основателя Кирилло-Белозерским. Москва оказывала монастырю всяческую помощь и поддержку. И очень скоро он стал не только крупнейшим землевладельцем, но и хозяйственным, ремесленным, культурным центром. После смерти Кирилла (умер он в 1427 году в возрасте 90 лет) монастырь продолжал наращивать своё богатство и влияние. Со временем он стал третьим по величине монастырем в России, и самым значительным, наряду с Соловецким, северным монастырем. С самого основания своего Кириллова обитель пользовалась особым вниманием московских великих князей и царей. Сюда приезжали Василий Темный и Петр I. Здесь в 1528 году Василий III со своей второй женой Еленой Глинской молились о даровании наследника. Молитвы были услышаны, через два года у пятидесятилетнего царя родился сын Иван — будущий царь и великий князь всея Руси Иван Грозный. Сам Иван Грозный был убеждён, что своим рождением обязан этому монастырю и питал к нему особые чувства. Трижды он посещал монастырь. Впервые Иван Грозный гостил в монастыре будучи молодым царём. Спустя много лет в Послании Кирилло-Белозёрской обители он вспоминал эту поездку и особо отмечал царившие тогда в монастыре строгие порядки: (в перекладе на современный руcский) «А когда мы в юности впервые были в Кирилловом монастыре, как-то опоздали однажды ужинать из-за того, что у вас в Кириллове в летнюю пору не отличить дня от ночи, а также по юношеским привычкам. А в то время помощником келаря был у вас тогда Исайя Немой. И вот кто-то из тех, кто был приставлен к нашему столу, попросил стерлядей, а Исайи в то время не было — был он у себя в келье, и они с трудом его привели, и тот, кто был приставлен к нашему столу, спросил его о стерлядях или иной рыбе. А он так ответил: «Об этом, о судари, мне не было приказа; что мне приказали, то я вам и приготовил, а сейчас ночь, взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше бояться». * * * Вторая поездка в монастырь состоялась в 1553 году. В Никоновской летописи она названа Кирилловским ездом. Во время поездки в Кириллов царь лишился своего младенца-наследника Дмитрия. Случилось это в Горицах на реке Шексне. По распространенной версии Дмитрий вместе с нянькой и двумя боярами Романовыми упал со сходен при высадке со струга и утонул(струг — плоскодонное парусно-гребное судно). Младенца выловили, но вернуть к жизни не сумели. Свидетель и участник поездки князь А. Курбский пишет об этом так: «И не доезжаючи монастыря Кирилова, еще Шексною-рекою плывучи, сынъ ему, по пророчеству святаго, умре». Поэтому царь «приехалъ до оного Кирилова монастыря въ печали мнозе и въ тузе, и возвратился тощими руками во мнозей скорби до Москвы». «Святой», о котором упоминает Курбский, это старец Максим Грек. Накануне поездки он предсказал гибель царевича Димитрия и отговаривал царя ехать в Кириллов. Гибель сына не отвратила Ивана Грозного от Кирилловой обители. Известно, что и после этой трагедии в 1569 году он приезжал в Кириллов на богомолье. Для великих князей и царей Кириллов монастырь был не только местом поломничества, — сюда же ссылали они опасных и неугодных лиц из светской и церковной знати. Удаленный от Москвы и обнесенный прочными стенами, монастырь был идеальным местом для заточения. За стенами этими томились князь Патрикеев, бояре Воротынский, Шуйский, Морозов, несостоявшийся «царь московский» Симеон Бекбулатович, патриарх Никон и многие другие. Подробнее об истории монастыря можно почитать, — . * * * Оставляем свои вещи в гостинице и отправляемся в монастырь. Вечер.Толпы организованных туристов давно разъехались. Нет толкотни. Тихо и просторно. Погружаемся вглубь веков, дышим историей. Апполинарий Васнецов. Кирилло-Белозерский монастырь С удовольствием бродили мы по монастырю, любовались его церквями и башнями. А вдоволь нагулявшись, вышли за ворота и отправились на противоположный берег озера. Оттуда весь монастырский комплекс можно увидеть как на ладони. Солнце шло на закат, и монастырь предстал перед нами совсем иным: контуры его стали чётче, стены — величественнее. Озеро задышало прохладой. В глади его как в зеркале отразилась обитель — град сказочный из воды встающий, а узкая полоска берега превратилась в ту волшебную тонкую грань, что отделяет реальность от иллюзии. Сказочное зрелище… Не удивительно, что этот монастырь облюбовали художники. Прогуливаясь по территории монастыря, мы видели их достаточно. Киношники тоже жалуют вниманием это святое место. Монастырь можно увидеть в фильмах «Апостол», «Достояние республики», «Раскол». Монастырь восхищает не только своей красотой, но и масштабами. Общая площадь монастыря – около 12 гектаров. Внутри мощных стен спрятан сам монастырь, а точнее два монастыря, объединенных в единый комплекс. Первый — Ивановский (старый), — самый древний. Второй – Успенский (Новый). Стены монастырские также разделяют на «новые» и «старые». «Новые» башни и стены: они поражают воображение. Башни высотой с восьмиэтажный дом. Стены длинные трехъярусные, с арками и галереями на внутренней стороне. Протяженность их — 1,5 километра, высота и толщина соответственно 10 и 7 метров. Возведены они были по царскому указу после того как в 1612 году монастырь выдержал осаду поляков и литовцев. Началось строительство в 1653 году. Проект был составлен французом Антуаном де Гроном и представлял собой систему земляных укреплений. Однако проекту Грона не суждено было воплотиться в жизнь, ему воспротивились монахи. Они настояли на возведении «новой крепости» в соответствии с традицией, по образцу стен Троице-Сергиева монастыря. Строительство продолжалось 30 лет. За этот срок была возведена крепость, равную которой по величине и огневой мощи трудно было найти в русском государстве. Кузнечная/Шваленная башня (1675-1680 гг.): Глухая/Котельная башня (16 век) и Кузнечная/Шваленная башня: Вологодская башня(1656г.): Московская/Ферапонтовская башня(1660г.). Самая высокая башня в монастыре — высота 42 метра: Белозерская/Большая Мереженная башня (1660-е): «Старые» стены и башни: На территории монастыря (церкви, палаты, кельи): Святые ворота/1523г./ с надвратной церковью Иоанна Лествичника /1572г./ + фрески: Церковь Евфимия (1653г.): Церковь Преображения (1595г.): Церковь Преображения и Домик келаря (17 век): Поварня(16 век): < Домик келаря (17в.): Трапезные палаты (1519г.): Монашеские кельи (16 век): Церковь Гавриила Архангела (1531-1534гг): Большая монастырская колокольня (1759-1761 гг.): Успенский собор (в лесах)/1496-1497г.; церкви: Владимирская, Епифания Кипрского, Кирилла Белоезерского: Монашеские кельи (17 век): Казённая палата (16-17вв.): Церковь Епифания (1645г.) и церковь Владимира Равноапостольного (1554г.): Церковь Кирилла Белозерского (1785-1787гг.): Церковь Кирилла Белозерского и церковь Епифания (1645г.): Есть на территории монастыря мельница (XIX век). Привезена из деревни Щёлково. К самому монастырю она отношения не имеет. * * * Утром следующего дня загрузили вещи в машину, распрощались с гостиницей «Русь» и …вернулись в монастырь за тем, чтобы напоследок полюбоваться внутренним убранством его церквей и ещё раз пройтись по дороге, ведущей к храму Кирилла Белозерского. А дорога та особенная, не в каждом монастыре такая есть: вымощена надгробными плитами, снятыми с монашеских могил. Сделано это намеренно по приказу настоятеля монастыря с тем, чтобы в искупление греха гордыни ** всякий идущий к храму попирал эти плиты ногами. ** По церковным канонам православному усопшему на могилу положено ставить только крест. Надгробие же есть роскошь и проявление гордыни
Иконы Кирилло-Белозерского музея-заповедника В Кирилло-Белозерском монастыре хранится почти полторы тысячи икон. Большей частью они происходят из монастырских храмов, но есть и из окрестных церквей и обителей. То, что икон в музее такое множество мы и предположить не могли, потому изначально запланировали на их осмотр всего лишь один час. Позже стало понятно, как это мало. Шедевры иконописи (малая часть увиденного): из пророческого ряда рождественского иконостаса, иконы деисуса (в центре- святитель Василий Великий) Царь Соломон и пророк Исайя Пророки Амос и Софоний. В их руках — хартии с текстами пророчеств о судьбах Мира Икона Богоматерь Неопалимая Купина (16 век) (ветхозаветный сюжет) Моисей, пасший стада вблизи горы Хорив, увидел горящий, но несгорающий куст, из которого с ним разговаривал Господь, повелевший вывести израильский народ из египетского плена. Этот куст и был назван неопалимой купиной. В богослужебной и святоотеческой литературе с неопалимой купиной сравнивалась Богоматерь.
В центре иконы — Богоматерь с Младенцем Христом. В правой руке Богородицы — лестница. Перед ней изображены врата, гора, куст, объятый пламенем, и корень с процветшей ветвью.
В верхнем и нижнем углах зеленого ромба — шестикрылые серафимы, а в углах красного ромба — символы четырех евангелистов: Ангел — Матфея, Орел — Марка, Лев — Иоанна, Телец — Луки. Вокруг восьмиугольника в десяти разноцветных медальонах изображены ангелы, олицетворяющие природные стихии (огонь, ветер, молнию, гром) и человеческие добродетели (мудрость, благочестие, разум, просвещение, воздержание) Слева — Богородица. Справа — икона «Спас в силах» (алый ромб — знак мощной творящей энергии. В углах изображены те же символы евангелистов, что и на иконе Купины неопалимой. Темный овал — вселенная. В центре на престоле — Иисус Христос в образе Судии. В его руке раскрытая книга с текстом: «Не судите на лице сынове человечести, но праведный суд судите…») Слева — «Уверение Фомы» (явление Христа произошло на восьмой день по Воскресении, Он вошел в дом, в котором двери были накрепко затворены и предстал пред апостолами. Фома — тот кто, пригнувшись, касается рукой ран Христа); Справа — «Преображение Господне» В центре в белых одеждах — Иисус, рядом с ним два ветхозаветных пророка: Моисей (справа с книгой) и Илия (слева). Три павших ниц апостола (внизу): Петр, Иаков и Иоанн.
На иконе сюжет из Евангелия: Иисус, будучи в Галилее, взял трех своих учеников Петра, Иакова и Иоанна, и с ними пошел на гору Фавор, чтобы там помолиться. Взойдя на вершину горы, он стал на молитву, а ученики его сели отдохнуть и уснули. Внезапно их разбудил сильнейший свет, и они увидели, что одежды Иисуса стали блистающими, как снег, и лицо его сияло светом, которого не может выдержать глаз человека. Рядом со Спасителем они увидели пророков Моисея и Илию. Пророки вели беседу с Иисусом о последних днях его земной жизни, которую он должен окончить в Иерусалиме. Петр, не зная что сказать от радости, обратился к Спасителю: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии». Когда он говорил это, явилось светлое облако, и сошел из облака глас, сказавший: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение; Его слушайте». Спускаясь с горы, Иисус запретил ученикам говорить об увиденном ими, «доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых». Слева — «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Иоанн Креститель был посажен в темницу царем Иродом Антипой, правителем Галилеи. У царя была законная жена, дочь аравийского царя Арефы. Ирод оставил ее и сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата. Пророк Иоанн неоднократно обличал его, но царь не посмел причинить ему зла, так как почитал Иоанна Крестителя как пророка и боялся народного гнева. В день своего рождения Ирод устроил богатый пир, на котором перед гостями плясала Саломия, дочь Иродиады. Она так угодила этим Ироду, что он поклялся перед гостями дать ей все, чего бы она ни попросила. Саломия пошла к матери за советом. Иродиада научила дочь просить голову св. Иоанна Крестителя на блюде. Ирод опечалился: он боялся гнева Божьего за убийство пророка, но не мог нарушить неосторожной клятвы. Иоанну отрубили голову и отдали Саломии; Справа — Сиф праотец, прав. Икона «Отечество» (1630 г.) На престоле — Господь Саваоф. На коленях у него — отрок Иисус Христос. Над головой Христа в голубой сфере изображен Святой Дух в виде голубя. (в 1667 году Большим Московским собором подобные изображения были запрещены) «Сошествие во ад»/1497 г. (после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил души всех ветхозаветных праведников, Адама, Еву и вывел их из ада в райские обители) Слева — Патриарх Никон; Справа — Иоанн Кронштадский И ещё из коллекции предметов церковного искусства: плащаницы: … и напоследок: Кирилло-Белозерский монастырь в фотографиях Прокудина — Горского: Монастырь со стороны Сиверского озера; Церковь св. Иоанна Лествичника; Церковь св. Кирилла Белозерского, возведенная над его могилой; Шатровая церковь св. Евфимия Сиверское озеро и монастырь глазами художников: Илья Глазунов. Северная твердыня Сайда Афонина. Преподобный Кирилл Белозерский Сергей Веселов. Кирилло-Белозерский монастырь Н. П. Потапов. Робозерское диво На картине изображено явление, которое наблюдали многочисленные очевидцы над Робоозером (Сиверским озером) 15 августа 1663года . О диве том была властям отписка из Кирилло-Белозерского монастыря. А как всё происходило поведал Ивашко Ржевский: «Государю архимандриту Никите, государю старцу Матфею, государю келарю старцу Павлу, и государем старцом соборным Кирилова монастыря, ваш, государи, работничек Ивашко Ржевской… челом бьет… деревни Мысу крестьянин Левка Федоров сказывал мне: в нынешнем де во 171 году Августа в 15 день, в субботу, Белозерского уезду, Робозерския волости, разных поместий и вотчин, стояли де они у обедни у приходцкие церкви… многой народ; …и в то время от небеси учинился шум велик, и многие люди из церкви на паперть вышли, а он-де, Левка, стоял тут же на паперти и видел Божие посещение: с зимнюю сторону, от светла небеси, не из облаку, вышел огнь велик на Робозеро и шел на полдень, вдоль озера над водою, во все стороны сажен по двадцати и боле, а по сторону того пламени дым синь, а впереди его сажен за двадцать шли два луча огненные ж; …и того де великого пламени и двух малых не стало; и минув де мал час… то ж де огненное пламя в другой ряд появилось над озером, от того места где сперва скрылось, с полудни на запад с полверсты, тем же образом, да и померкло; …в третье тот же огнь явился страшние первого широтою, и поник, сшед на запад; а стоял-де тот огнь над Робозером над водою часа с полтора, а того де озера вдоль две версты, а поперег с версту; …ехали в лодке крестьяне, и от того де огня пламенем опаляло, близ не подпустило; а в озереде и до дна свет был в болшей глубине, среди озера сажени четыре дно, и рыба от пламени как в берег бежит все они видели; и которым-де местом огнь шел, и то место воду палило, аки ржавец поверху воды, и ветром по озеру рознесло, стала де вода по-прежнему». (документ опубликован в издании «Акты исторические, собранные и изданные археографическою номиссиею» (т. IV, Спб., 1842 г.), на страницах 331-332, в под заголовком: «1662 Ноября 30 и 1663 Августа. Отписки Кирилло-Белозерского монастыря властям, о метеорах, явившихся в Белозерском уезде») Покидаем славный город Кириллов и едем на Мауру и в Горицы. Гора Маура находится на территории национального парка «Русский Север». При посещении парка следует соблюдать строго установленные правила: не курить, не мусорить, цветы не рвать, к животным не приставать и ходить только по специально проложенным тропам, что мы и делали. Территория парка огромна. Обойти весь парк мы, конечно, не могли, целью нашей был тот самый камень, на котором оставил свой след святой Кирилл. До камня мы добрались, побывали в стоящей рядом с ним часовне, подышали чистейшим лесным воздухом. С горы Мауры такие красоты открываются, дух захватывает! Особенно хорошо виден Воскресенский Горицкий женский монастырь. Он расположился у самого подножия горы на берегу реки Шексны. Спускаемся с горы и … топаем в обитель.

В 120 километрах на северо-запад от Вологды находится одна из важнейших достопримечательностей Вологодской области – Кирилло-Белозерский музей-заповедник (в прошлом – монастырь). Добраться до него не составит труда на автобусе Вологда-Кириллов, или на личном автомобиле. Кирилло-Белозерский монастырь стоит на берегу озера Сиверское, это место удивляет своей красотой в любое время года, поэтому, если вы собрались посетить Вологду, обязательно выделите день на посещение Кириллова монастыря. А, если поедете на машине, можете и Ферапонтов монастырь захватить, он находится всего в 20 км от Кириллова и тоже стоит на берегу живописного озера.

В этой статье я расскажу историю появления Кирилло-Белозерского монастыря, покажу множество красивых фотографий, а после мы вместе прогуляемся по небольшому городку с одноименным названием Кириллов.

Краткая история Кирилло-Белозерского монастыря

Основали монастырь двое монахов: Кирилл и Ферапонт из Симонова монастыря (Подмосковье).

Войдя в должность настоятеля Симонова монастыря, преподобный Кирилл склонялся к строгому порядку, но были и те, кто начал требовать послабления устава монастыря. Разногласия на этой почве постепенно привели к беспорядку в обители. Дабы не быть предметом раздора, преподобный Кирилл оставил пост настоятеля и удалился в свою келью безмолвствовать. Там, в минуты одиночества ему пришла идея совсем отселиться от людей, и вот во время очередной вечерней молитвы Пресвятой Богородице, неожиданно услышал он голос: «Кирилле, изыди отсюду, иди на Белоозеро, тамо бо уготовах ти место, в нем же возможеши спастися.»

Примерно в это же время с Белозерских земель вернулся монах Ферапонт. Поговорив о тех местах с Кириллом, они вместе решают отправиться на поиски подходящего места для уединенной обители. Наконец, придя туда, где сейчас стоит монастырь, Кирилл узнал то место, о котором говорил ему голос. Воздвигли крест, выкопали в пригорке келью со стороны озера, что и послужило началом Кирилло-Белозерского монастыря. Случилось это в 1397 году.

Вскоре Ферапонт тоже решил уединиться, так возник Ферапонтов монастырь, что в 20 км от Кириллова.

Оставшись в одиночестве, Кирилл приступил к строительству часовни и деревянной кельи. Изредка навещали его соседние крестьяне, и при этом не все с добрыми намерениями. Но постепенно к отшельнику Кириллу все привыкли, и к нему начали приходить желающие посвятить себя пустынножительству. Братия монахов постепенно увеличивалась, строились новые кельи и церкви.

Кирилло-Белозерский монастырь вырос в один из крупнейших монастырей России, а все Белозерье захлестнул бум основания новых монастырей. Кроме упомянутого выше Ферапонтова монастыря (20 км от Кириллова) были возведены: Воскресенский Горицкий монастырь (8 км от Кириллова), Нило-Сорская пустырь (17 км от Кириллова), Сямский Богородице-Рождественский монастырь (60 км от Кириллова) и другие.

Стены и башни монастыря

Чтобы защищаться от вражеских нападений, в 1600 году были построены первая каменная стена и 8 башен. Превратившись в крепость, Кирилло-Белозерский монастырь смог выдержать несколько польских и литовских атак в период смутного времени. После столь удачной обороны в 1654—1680 гг. были построены новые каменные стены и башни, дошедшие до наших дней, а монастырь примкнул к числу самых больших и могучих крепостей России.

Прежде, чем идти во внутрь, прогуляемся вокруг монастыря, оценим его размеры и посмотрим на все башни:
1) Казанская башня
2) Вологодская башня
3) Кузнечная башня
4) Глухая (Котельная, Воскобойная) башня
5) Свиточная башня
6) Хлебная башня
7) Поваренная башня
8) Белозерская (Озерная, Большая Мережная) башня
9) Косая (Караульная) башня
10) Московская (Ферапонтовская) башня

Казанская башня

Вологодская башня

Кузнечная башня

Глухая (Котельная, Воскобойная) башня

Свиточная башня

Хлебная башня

Поваренная башня

Белозерская (Озерная, Большая Мережная) башня

Косая (Караульная) башня

Московская (Ферапонтовская) башня

В любое время года внутри и вокруг Кирилло-Белозерского монастыря кипит туристическая жизнь, а жители Вологды приезжают просто отдохнуть на Сиверском озере, поэтому обойти вокруг стен монастыря не составит какого-либо труда, ведь все тропинки давно изъезжены и истоптаны.

Перед главными воротами Казанской башни выстроился ряд сувенирных ларьков, но зимой они почти все закрыты, работало лишь несколько самых морозостойких.

В лучших традициях русского пейзажа в кадре обязательно должны быть жуткие столбы со свисающими проводами. Идеально, если эти столбы будут без фонарей.

Укрепления монастыря хотят ремонта! Надеюсь, его уже произвели.

Всего несколько поворотов, и перед глазами раскинулось Сиверское озеро. Летом оно манит своими прохладными синими водами, а зимой превращается в ровный белый ковер. На фотографии ниже далеко не все озеро, а только лишь его небольшой «залив». Само же озеро похоже на вытянутую кляксу, длина которой 6,5 км. Кстати, Сиверское озеро входит в особо охраняемую территорию национального парка «Русский Север».

Стены Кирилло-Белозерского монастыря, расположившись по берегу озера, приняли его сложные формы.

Конечно, с земли все выглядит куда проще, и даже эта вогнутая полукруглая стена кажется обычной прямой линией.

Далее за поворотом квадратной Свиточной башни начинается длинная стена старого Успенского монастыря и огромное скопление различных церквей. Сразу может быть непонятно, что за Успенский монастырь, но позже я все объясню.

Водяные врата с надвратной церковью Преображения Господня открываются, скорее всего, только по праздникам. Для людей есть вход на пару метров дальше у Поваренной башни.

А вот и вход, где скопление людей. Самые нетерпеливые ныряют в низенькие ворота, но мы будем настойчивы и обойдем Кирилло-Белозерский монастырь полностью. Такая прогулка заняла минут 20 со всеми остановками.

Белозерскую башню во всю реставрируют, что не может не радовать, значит к лету все стены должны быть уже обновлены!

За поворотом низенькую Косую башню тоже постепенно окутывают в строительные леса.

Наверняка летом здесь болото, но зимой бояться нечего и можно спокойно ходить среди сухих колосьев.

Последний поворот за Московскую (Ферапонтовскую) башню, и вновь оказываемся у главных ворот Казанской башни.

Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Реформами советской власти начала XX века Кирилло-Белозерский монастырь, как и все другие объекты православной церкви, был закрыт и разорен. Но от полного разрушения и сноса исторических зданий спасло открытие в 1924 году в стенах обители музея-заповедника. После 1945 года в музее развернулась активная реставрационная деятельность: с окрестных земель на территорию монастыря были свезены памятники деревянной архитектуры, а в церкви возвращены иконы.

В 1998 году часть Кирилло-Белозерского монастыря была возвращена РПЦ, в остальном же музей-заповедник действует до сих пор. В Казанской башне расположены кассы, где можно купить билеты на стены или в здания церквей с постоянными или временными экспозициями, однако, просто погулять по территории монастыря и зайти в Поварню можно абсолютно бесплатно.

Бесплатно посетить музей могут льготники, перечисленные на кассе (не забывайте свои удостоверения), дети до 16 лет любого гражданства и многодетные семьи (в последнюю субботу месяца).

Для все остальных:
Единый билет – 600 р.
Успенский собор 1497 г. – 150 р.
Архимандричьи кельи 1647-1648 гг. – 180 р.
Трапезная палата с церковью Введения 1519 г. – 180 р.
Подклет трапезной палаты 1519 г. – 80 р.
Казенная палата XVI в. – 100 р.
Монашеская келья XVII-XVIII в. – 50 р.

Пенсионерам РФ в среднем на 20 рублей дешевле.

Кирилло-Белозерский монастырь представляет собой комплекс из Большого Успенского монастыря (на схеме красный), Малого Ивановского монастыря (на схеме синий) и Нового города (на схеме желтый). Иногда еще выделяют крепость Острог, находившуюся в самом центре, но от нее ничего не сохранилось.

Новый город

Пройдя кассу, входим в длинный коридор из двух стен. Если идти прямо, то сразу попадешь в Успенский монастырь, мы же сначала решили прогуляться по Новому городу, для чего свернули налево.

Так выглядит Казанская башня с кассами изнутри монастыря:

Новый город – самая поздняя часть Кирилло-Белозерского монастыря, и архитектурных достопримечательностей тут меньшее количество.

Стены Нового города возводились с 1654 по 1680 гг. Строили их по подобию Свято-Тороицкой Сергиевой Лавры, поэтому в оборонительном плане они были устаревшими, но, как оказалось позже, это и не важно, ведь стены Нового города ни разу не участвовали в военных сражениях.

Средняя высота стен Нового города 10,5 метров, а ширина – 7 метров.

Деревянные таракашки 🙂

Еще одно развлечение, которое взрослым нравится даже больше, чем детям: гигантский меч и щит.

В целом территория Нового города похожа на большой пустырь. Зимой тут пытаются соорудить детские ледяные горки, но выходит так себе.

Деревянная ветряная мельница из деревни Щёлково, а за ней под укрытием – деревянная церковь Ризоположения из села Бородавы, один из старейших памятников русского деревянного зодчества.

Небольшая березовая рощица с видом на Казанскую и Ферапонтовскую башню, а слева видны руины Солодешной палаты.

В северной части тоже достаточно пустынно, лишь пригнанная строительная техника заполняет пространство. Зато ничто не отвлекает от просмотра стен и башен (Казанская квадратная справа и Ферапонтовская круглая слева).

Коридор из стен Нового города (слева) и старых стен Успенского монастыря (справа):

Оконный декор стен Нового города:

Ивановский (малый) монастырь

Малый Ивановский Горний монастырь входит в состав Старого города и в настоящий момент возвращен православной церкви. Именно на территории Ивановского монастыря произошло зарождение Кирилло-Белозерского монастыря, где впервые поселились Кирилл и Ферапонт в выкопанной в холме келье.

А вот и тот холм, где жили Кирилл и Ферапонт Белозерские. Тут же обозначены места их поселения.

С холма во всю катаются дети, да и родители не отстают.

На самой вершине небольшого холма стоит церковь Иоанна Предтечи. При нашем посещении была на реставрации.

Церковь Иоанна Предтечи была построена в 1531-1534 гг. по велению князя Василия III, который очень хотел наследника и с этой просьбой приезжал ранее к Кириллу Белозерскому. После рождения Ивана IV (будущий Иван Грозный), довольный князь распорядился о строительстве сразу двух церквей в Кирилло-Белозерском монастыре: церкви Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила.

Чуть ниже по соседству в 1560-х гг. была возведена церковь Сергия Радонежского с трапезной палатой. Похоже, в ней тоже проходил ремонт, так как вокруг было много строительного мусора.

Завершает архитектурный ансамбль малого Ивановского монастыря Малая больничная палата, стоящая практически вплотную к крепостной стене и Кузнечной башне. Больничные палаты были построены в 1730-х гг., это самое новое здание Кирилло-Белозерского монастыря.

На этом осмотр Ивановского монастыря закончен, и мы направляемся к Успенскому монастырю, который расположился на соседнем более пологом пригорке.

Большой Успенский монастырь

Большой Успенский монастырь наиболее богатая на архитектурные памятники часть Кирилло-Белозерского монастыря.

Центром архитектурного ансамбля Успенского монастыря является Успенский собор. На фото ниже он спрятался за деревьями. Первый Успенский собор был построен из дерева в 1397 году. В камне собор был перестроен в 1497 году и является одной из первых каменных построек в Белозерье.

Рядом к Успенскому собору пристроена церковь преподобного Кирилла Белозерского (желтая с зеленой крышей). Первая церковь Кирилла была построена в 1585 году и перестроена к 1782 году из-за обветшания.

Далее видно церковь Архангела Гавриила, ту самую, которую подарил монастырю князь Василий III после рождения сына.

Очень сложно выделять на фото отдельные постройки, которые не являются обособленным элементом. Вот, например, справа — Церковь Архангела Гавриила (1531-1534 гг.), слева – церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (1519 год постройки), в 1761 году они были соединены каменной проходной колокольней.

Фактически образуется улица, только вместо домов – церкви. Слева на фото – Преображенская надвратная церковь, та самая которую мы видели со стороны озера.

Надвратная церковь с Водяными воротами (названы так из-за того, что ворота выходят прямо на Сиверское озеро) была построена в 1595 году.

Сразу бросается в глаза двухэтажный яркий дом с сохранившимся декором фасада, да еще и с аркой посередине, это Домик лекаря, который так же в литературе встречался под названиями «древний домик» и «домик с воротами». Дата постройки неизвестна, предположительно вторая половина XVII века.

За аркой идет подклет трапезной палаты, поварня и поваренные (уксусные) кельи.

Вид уже не столь парадный как был до этого, больше похоже на хозяйственные пристройки. По сути, так оно и есть. Справа поварня, а слева – поваренные кельи, а впереди реставрируется Большая Мереженная (Белозерская) башня.

Архимандричьи кельи были построены в 1647-1648 гг., в них жил настоятель и приезжающие знатные гости. Честно говоря, здание несколько выбивается своими колоннами из общего ансамбля построек.

Самые красивые Святые ворота Кирилло-Белозерского монастыря с надвратной церковью Иоанна Лествичника мы решили оставить напоследок. Ворота были выстроены в 1523 году, а церковь – в 1572 году. С двух сторон к церкви с воротами примыкают Казенные палаты (слева) и Монашеские кельи (справа, если смотреть изнутри Успенского монастыря).

Строительство церкви финансировалось сыновьями Ивана Грозного, который очень любил Кирилло-Белозерский монастырь, и даже считал обязанным ему за свое рождение.

В 1585 году ворота были расписаны.

Именно так туристов встречает Успенский монастырь, если входить в него через Святые ворота:

С это ракурса сразу видны все главные постройки: Успенский собор в центре, Колокольню и церковь Пресвятой Богородицы справа.

Обособленно в южном углу Успенского монастыря стоит церковь Евфимия с больничными палатами и Духовным училищем. Незаслуженно они остались без нашего внимания, хотя все эти постройки так же являются памятниками истории.

Церковь Евфимия – больничная церковь, ее построили в 1646 году, и, по некоторым предположениям, она была создана копированием с больничной церкви Зосимы и Савватия Соловецких в Троице-Сергиевой лавре.

Попасть в Успенский монастырь можно несколькими путями.

1. Те самые вышеупомянутые святые ворота, соединяющие Успенский монастырь и Новый город:

2. Ворота между Ивановским монастырем и Успенским:

3. Ворота с северной стороны между Новым городом и Успенским монастырем:

На этом заканчиваем осмотр Кирилло-Белозерского монастыря и отправляемся гулять по небольшому городку с одноименным названием Кириллов, который образовался в свое время вокруг активно разрастающейся обители.

Город Кириллов

Кирилло-Белозерский монастырь, основанный в 1397 году, положил начало подмонастырской слободе, которая 24 августа 1776 года была переименована в город. По утвержденному Екатериной II плану намечалось застроить 40 улиц, пересекающихся под прямым углом, а между ними разместить 4 площади. Здания в центральной части города не должны были превышать двух этажей, чтобы не мешать восприятию древнего архитектурного ансамбля монастыря.

Город до сегодняшнего дня сохранил планировку XVIII века, а дома и правда не превышают двух этажей. Население Кириллова почти 7,5 тыс. человек, вот только города в России с такой численностью населения за города не считаются, и, кроме как покататься с монастырских холмов, занятий для молодежи здесь вряд ли найдется.

Въехали в Кириллов со стороны Вологды на улицу Преображенского. Улица названа в честь героя Советского Союза, генерал-полковника авиации, летчика, уроженца Кирилловского района Преображенского Евгения Николаевича (1909-1963)

Это одна из двух основных улиц города, и ведет она прямиком Кирилло-Белозерскому монастырю. Тут же нас встретили развалины церкви Вознесения Господня.

Она была построена в 1798 году и в настоящий момент не действует, но и каких-либо активных строительных работ не наблюдается.

Первое впечатление: какое уныние…

Но с другой стороны, именно в таких провинциях можно ходить и любоваться старой деревянной застройкой. Как вам такой дом?

Или вот, дом художника Бориса Ивановича Горбунова. В 2004 году дом перестроили, поэтому он так хорошо выглядит 🙂

Еще деревяшечки. Снег можно было бы и вывезти, а не сгребать в черные кучи, которые весной потекут.

Почему бы этот дом не покрасить, будет украшением улицы!

Детский кремль. Вляпал такую ерундовину посреди пустыря и нормально.

В каждом русском городе обязательно должен быть памятник Ленину. Вот и в Кириллове он есть: зажмурившийся, с ободранной коленкой, смотрит на Кириллов монастырь.

Вот и дошли до Кирилло-Белозерского монастыря, всего-то 15 минут.

Здесь уже начинается туристическая зона. Какой приятный цвет у дома, шоколадный, вам нравится?

А по соседству стоит просто сказочный теремок. Это сувенирный магазин и там же продаются вологодские сладости.

Перед самым входом в Кирилло-Белозерский монастырь еще одни руины. Каменный собор Казанской иконы Божией Матери был построен в 1823 на месте ранее стоявшей тут деревянной церкви, которая изначально относилась к монастырю. После перестройки в камень, церковь уже стала относиться к городу. Наверное, поэтому, средства, выделяемые на реставрацию монастыря, не распределяются на эту церковь.

Улица Гагарина идет перпендикулярно улице Преображенского. Знаменита эта улица тем, что на ней находится Кирилловская автостанция!

Дом, рядом с которым стоит Ленин. Это народный дом 1916 года, памятник архитектуры. Построен по завещанию и на средства купца П. А. Симонова.

Указ Екатерины II о переименовании подмонастырской слободы в город Кириллов.

За народным домом Симонова, кстати, идет очень аккуратная улочка Гостинодворская. Туда мы заглянули исключительно ради продуктового магазина и были приятно удивлены опрятностью и строгостью домов.

Дальше идет парк, наполненный духом СССР. Не знаю, как парк называется, пусть кирилловцы подскажут.

В центре стоит монумент «Родина-мать»

Взгляд в сторону Красноармейской улицы. Привлек внимание лиловый дом.

Еще один деревянный дом, зачем-то обнесен забором, и парадный вход заколочен. А ведь этот дом стоит рядом с монастырем, почти лицо города.

Дом культуры, построили его в 2017 году.

А дальше рынок и автостанция. Прощай, Кириллов!

Кирилло-Белозерский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Кирилло-Белозерский монастырь

Жемчужина Вологодской области, Кирилло-Белозерский монастырь величаво и незыблемо высится на берегу красивейшего Сиверского озера: его белокаменные стены словно охватывают и защищают невероятную красоту Русского Севера, а многочисленные главки храмов и церквей буквально парят в пронзительно-синем холодном небе. Комплекс монастыря сочетает действующую обитель с мужской братией и одноименный музей-заповедник, так что здесь можно не только полюбоваться архитектурой и посетить богослужение, но и оценить великолепную коллекцию древностей — икон, церковной утвари, да и вполне мирских предметов быта и интерьера.

Продолжить экскурсию непременно стоит в ближайшем Ферапонтовом монастыре с фресками Дионисия, а также заглянуть в возрождающийся Горицкий Воскресенский монастырь.

Что посмотреть

Комплекс Кирилло-Белозерского монастыря поистине грандиозен: 11 храмов, 14 башен и участков стен, 13 жилых и хозяйственных строений. Начать знакомство с обителью стоит с главного Успенского собора 15 века — одной из первых каменных построек Русского Севера. В его облике соединились классические и византийские черты, а в интерьере сохранился уникальный иконостас 1497 г. В звоннице собора непременно стоит посетить выставку «Колокольный мир», а летом — еще и подняться на звонный ярус.

Церковь в честь преподобного Кирилла Белозерского — единственный постоянно действующий храм монастыря, где захоронены мощи основателя обители. В его иконостасе размещены 29 икон-списков из Успенского собора. В церквях Сергия Радонежского и Усекновения главы Иоанна Предтечи богослужения проводят лишь в дни поминовения этих святых.

В Архимандричьих кельях 17 века в стиле провинциального ампира размещены экспозиции музея-заповедника, включающие 4 обширных собрания: икон, масляной живописи, графики и народных тканей. Масштабная Трапезная палата с Введенской церковью даст представление о богатых монастырских застольях, а в Братском корпусе можно посетить восстановленную монашескую келью 17-18 столетий.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *