Кизилташский монастырь святого стефана

Кизилташский монастырь

В эти выходные мы решили посетить Кизилташский монастырь. Расположен монастырь в горах. Из Симферополя мы выехали по направлению в Судак и, немного не доезжая до города, повернули налево в горы в поселок Краснокаменка. Далее живописная асфальтированная дорога по лесу.
Кстати, в Кизилташском монастыре нам сказали, что совсем недалеко расположен монастырь Сурб-Хач, есть пеший маршрут по лесным дорогам. Мы даже туристов встретили, которые утром вышли со Старого Крыма, приблизительное расстояние – 17 км.
Припарковались мы у воинской части (сам поселок Краснокаменка — это поселок военных, воинская часть, полигон для стрельб, кинологи, полиция), дальше – горные тропинки.

На тропе монахи установили напоминание о правилах поведения в монастыре. Честно признаюсь: правила монастыря я нарушила, длинной юбки на мне не было, платочка не было, были джинсы и капюшон.

Самое запоминающееся на тропе к монастырю — запах можжевельника. Пейзаж немного напоминает Новый свет

Спелые ягоды можжевельника, прекрасная пряность к мясным блюдам

Вчера был дождь, земля немного раскисла, вот так выглядела тропа к монастырю св. Серафима Саровского, дата основания которого — 1852 год

Вокруг тропы много запрещающих табличек и колючей проволоки

Интересные цвета природы: зеленый можжевельник, рыжий — листья граба, серый — ветви дуба и белый — туман. В этом пейзаже органично смотрится обитель монахов — Кизилташский монастырь

Читала, что название села Краснокаменка происходит от красных скал. На горизонте должны быть видны скалы красного цвета, но горы укутывал туман, ничего мы не видели
В селе Краснокаменка были расположены военные объекты и оно носило названия: известно как Предприятие абонентский ящик 105, Симферополь-32, абонентский ящик 99, Феодосия-13, в/ч 42615, в/ч 62047, в/ч А-2015,в/ч 4125(Тигр). Воинская часть сегодня действующая, многое отремонтировано. Как и по всему Крыму, тут также отключают электричество, работал генератор.
Тропа хорошо протоптана, много скамеек для отдыха и указатели не дают сбиться с пути
Прямо — воинская часть, направо — монастырь.
Неколючая проволока)))
Деревья обвиты плющом
Февраль, пора цветения подснежников
По преданию в XIII столетии в Кизилташском урочище располагалась летняя резиденция архиепископа Сурожского.
Вход в монастырь
Датой основания монастыря считается 1856 год. В этом году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий основал в урочище Кизилташский мужской монастырь. Согласно «Списку населённых мест Таврической губернии по сведениям 1864 года» в урочище духовного владения Кизил-Таш при источнике числилось 2 жителя в 1 дворе и православная киновия. Но в этом месте и ранее жили люди
Во время своего путешествия по Крыму в 1837 году П. Кеппен писал: «Есть в скале Кизилташской пещера глубиною на 17 шагов, которая привлекает к себе богомольцев. В конце оной на столе, заменяющем алтарь, при образе лежит обломок беломраморной плиты величиною вершков в пять, на коем иссечен лик какого-то святого, судя по венцу, окружающему главу»

Нас приветливо встретил послушник монастыря и провел по территории, рассказывая легенды о далеком прошлом и быль о настоящем
Мы поднимаемся к святому источнику. И слушаем первую легенду о том, что еще в первом веке нашей эры люди поклонялись этому источнику.
Вторая легенда. В этой пещере прятался от непогоды пастух-мусульманин. Я не стала уточнять подробности легенды: подъем к пещере довольно крутой, по рассказам тут были густые кусты и деревянная лестница. Возникает вопрос: пастух прятался от непогоды, а где было стадо? Он оставил овец у подножия под дождем или снегом, а сам пережидал в пещере? В пещере пастух переждал непогоду и увидел икону Божьей Матери в водах источника. Икона пастуху не была нужна, и он отдал ее (не продал, как бывает в других легендах) кому-то в долине. Икону перенесли в церковь святителя Стефана и до закрытия монастыря в 1923 году, она была в монастыре. Где сейчас, уничтожена или у кого-то хранится – неизвестно.
И третья легенда. А может правда? У источника в пещере некоторое время жила девушка болгарка Константина. Когда в Кизилташе остановились два странствующих богомольца, она перешла в урочище Топлы, где позже был основан Троице-Параскевиевский женский монастырь. Там Константина приняла постриг и была наречена Параскевой.
К сожалению, вход в пещеру закрыт, святую воду не испили, размер форточки немного больше диаметра объектива)))
А тем временем на дорогу опустился туман
Но святую воду мы все-таки испили.
Колодец со святой водой, металлическая кружка
Часовня над колодцем
В монастыре расчистили от кустарников и мусора сохранившиеся камни фундамента монастырских стен и храма. В 1950 году по приказу Л. Берия все постройки монастыря были взорваны, в скалах были проложены тоннели и на территории монастыря расположился ядерный арсенал Черноморского флота.
Еще полуразрушенные стены древнего храма. Ранее на территории Кизилташского монастыря было устроено 7 террас, было три храма: на одной из террас храм в честь святителя Стефана Сурожского, внизу у пруда храм в честь Успения Божией Матери и храм в честь преподобного Серафима Саровского. В монастыре насчитывалось 30 каменных зданий, было около 100 человек братии. Монастырь имел 227 га земли, огромное хозяйство, виноградники, сады, производили кирпич отличного качества. В монастырском пруду разводили карасей и раков. В качестве холодильников-погребов служили большие каменные колодцы.
Кизилташский монастырь, развалины
Несколько старых изображений Кизилташского монастыря
Ниже современное фото: храм во имя св. Серафима Саровского построен в мае 2008 года на месте, где была часовня во имя св. Серафима Саровского, и освящен в 2010 году. Довольно редкое явление для Крыма — архитектура с использованием дерева. По крайней мере я не помню других деревянных построек в Республике.
Последние годы развития Кизилташского монастыря тесно связаны с Николаем Демьянюком. С 28 июля 1995 года в воинской части рядом с Кизилташским монастырем служил офицером-священником Николай Демьянюк, проходивший послушание в 1 бригаде морской пехоты Украины. Кроме духовно-нравственного воспитания военнослужащих ему было поручено решение вопросов землеотвода для возрождения Кизилташского монастыря.

15 апреля 1997 года Священный Синод постановил: «благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка с пострижением его в монахи»

Затем священник Николай принимает монашеский постриг с именем Никон.

В мае 2000 года по согласованию с командованием воинской части 2327 началось строительство первых братских корпусов.

В 2002 году иеромонах Никон возведен в сан игумена.

04 ноября 2015 года настоятель монастыря игумен отец Никон Демьянюк трагически погиб у горы Клементьева (авария на легкомоторном самолете Cessna 336)

Несколько туманных фото прилегающих территорий к монастырю

И еще одна легенда Кизилташского монастыря. Очень популярная в Крыму. По крайней мере я знаю три места с названием «пещера Алима». Легендарный разбойник Алим — это крымский татарин, который как Робин Гуд грабил богатых и отдавал бедным.

Несколько фото пещеры Алима

А тут следы кирпичной кладки. Место монаха-схимника

Мы направляемся к выходу из монастыря, желаем дальнейшего развития и процветания этой обители

Вокруг уже первые признаки весны.

Цветут крокусы

Вдали за кустами вход в тонель, там ранее хранили ядерное оружие.
Монастырский кот. Красавец
И еще несколько фотозарисовок:
Веточка можевельника

Кизилташский монастырь

Полное название монастыря — Кизилташский Стефано-Суражский монастырь. Это мужской монастырь, запрятанный в скальном хребте Кизил-Таш, недалеко от села Каменка Судакского района. Монастырь принадлежит Украинской православной церкви.

Своё летоисчисление он ведёт с 1852-го года с создания Кизилташской киновии (монашеская коммуна, монастырь).

История Кизилташского монастыря

Первым настоятелем монастыря в 1856-ом году становится иеромонах Арсений. На то время, согласно отчёту настоятеля, монастырь представлял собой ветхий дом с четырьмя землянками, в которых обитало одиннадцать монахов.

При отце Арсении обитель преобразовывается в церковь Святого Стефана Сурожского.

То, что церковь назвали в честь этого святого, не является случайностью. Как гласит предание, когда-то в живописной бухте неподалёку от Кизилташского монастыря был город Сурож. Его жители были далеки от христианства, а святитель Стефан Сурожский смог всех убедить принять православную веру, чем и вошёл в историю.

Имя святого носит и грот со святым целебным источником, лечебные свойства которого открыли в ХIХ веке.

Кардинальные изменения ждали монастырь с приходом нового настоятеля — игумена Парфения, известного своими благими делами. Игумен многое сделал для монастыря и навсегда вписал своё имя в его историю.

Известно, что Парфений принял постриг в тридцатилетнем возрасте. А через год после этого события был рукоположен в иеромонаха.

Общий вид, © Юрий Рудской

На его судьбу выпало участие в Крымской войне — Парфений причащал раненых и отпевал убитых. За свои героические действия игумен был удостоен наперсным крестом.

После того, как Парфений становится настоятелем мужского монастыря, он приступает к его преобразованию.

Однако в 1866-ом году жизнь игумена мученически обрывается — священник был расстрелян татарами-мусульманами, а его тело сожжено.

После его смерти настоятелем монастыря становится игумен Николай, который управлял общиной на протяжении двадцати лет. Благодаря ему обитель расширилась и обзавелась каменной церковью в честь Успения Божией Матери, зимним храмом Стефана Сурожского, дополнительными пристройками, земельными угодьями, небольшим садом, прудом и даже хозяйством. В то время киновия становится паломническим местом. Больше всего туристов привлекали целебные источники монастыря.

Всё изменилось с приходом к власти большевиков. По их приказу на территории монастыря была организована детская трудовая колония, а монахам было поручено руководить сельскохозяйственными работами. А в 1923-м году и вовсе было решено закрыть монастырь. Верующие из близлежащих сёл предпринимали попытки спасти обитель, но они не увенчались успехом.

Кизилташский мужской монастырь временно превращается в сельхозартель. Спустя тринадцать лет на подворье обустроили санаторий для военных. А в годы Второй Мировой войны обитель становится пристанищем для партизан. Как ни удивительно, но происходившие здесь крупные бои не повредили ни одной постройки.

Но монастырским постройкам всё-таки не было суждено уцелеть. В 1950-ый год по поручению политического деятеля Берии все постройки сровняли с землёй, а на их месте был создан секретный арсенал, в котором долгое время хранилось ядерное оружие.

Только спустя почти пятьдесят лет, в 1997-ом году, Кизилташский монастырь было решено возродить. С таким предложением на заседании православной церкви выступил митрополит Лазарь.

На должность наместника монастыря был утверждён иерей Николай Демьянюк. С тех пор и началось возрождение православной обители. Первым дело была восстановлена пещера с целебным источником, затем в честь Киево-Печерских святых была построена церковь.

На сегодняшний день в обители живёт немного монахов, но благоустройство монастыря пусть и медленными темпами, но всё же продолжается.

Как добраться

Добраться до Кизилташского Стефано-Суражского монастыря на общественном транспорте не составляет больших сложностей.

Для начала вам нужно сесть на автобус «Урочище», идущий от центрального рынка города Феодосии. Транспорт ходит каждые сорок минут. Общий путь с учётом остановки в Коктебеле займёт около сорока минут. Нужно ехать до предпоследней остановки, которая называется «Батальон».

После этого двигайтесь в сторону Щебетовки (населённый пункт). Через двести метров будет указатель «Спортклуб», после него нужно повернуть налево. Вскоре вы заметите пожарное депо. Идите прямо, пока дорога не повернёт направо. Вам нужно пройти ворота, за которыми будет марка в виде креста. Смело поднимайтесь в гору по небольшой тропе, промаркированной краской. Она приведёт вас к перевалу, за которым и будет виднеться монастырь.

Путь до православной обители займёт полчаса.

Любители комфорта и удобства могут воспользоваться специально разработанными экскурсионными маршрутами.

С помощью мобильных приложений можно вызвать Яндекс. Такси и другие местные службы такси.

Кизилташский монастырь на панораме Google: вид снаружи.

Видео о Кизилташском монастыре

История монастыря началась еще во времена иконоборчества, но об этом практически ничего не известно. Кизилташский монастырь Стефана Сурожского в Крыму привлекает прихожан и паломников древними пещерами, славящимися святым источником, и мистическими необъяснимыми наукой тайнами.

Церковный комплекс располагается высоко на склонах гор, недалеко от красивейшего курорта Судак, знаменитого чистейшей водой и буковым лесом. Уютная местность мало изучено археологическими экспедициями, но керамику VIII века и бронзу X-XVI столетий находят даже простые путешественники.

Кизилташский мужской монастырь, Крым

История возникновения монастыря

В VIII-XI вв. долина Кизил-Таш, часто именуемая Крымской Швейцарией, была густо заселена людьми, которых притягивали живописные места с теплым климатом. Об этом свидетельствуют многочисленные находки археологов.

Еще места для паломничества в России:

  • Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде
  • Святая канавка в Дивеево
  • Святой источник в селе Ташла

Предание гласит: в VIII столетии в долине находилась резиденция архиепископа Стефана Сурожского, являвшегося ревнивым защитником христианского учения. Ему нравилось молиться в этих местах, открывающих прекрасный вид на подножие скалы, и питаться священной водою из источника.

По историческим сводкам в начале XIV столетия на этом месте располагался армянский монастырь, в котором работала духовная семинария и преподавалась церковная музыка. Через несколько лет рядом с храмом построили церковь во имя Пречистой Девы. Некоторые исследователи утверждают, что здесь же воздвигли другой православный памятник — монастырь имени Иоанна Предтечи.

Археологические раскопки подтверждали: в пещере с источником располагалась каменная часовня с росписью стен, не сохранившейся до наших дней.

В середине XIV христианская культура в Кизилташской долине начинает угасать под влиянием ислама, усилившего собственные позиции на полуострове. Православные монастыри закрыли или разрушили после того, как османская армия завоевала близлежащие генуэзские крепости. В конце XIX столетия в долине обнаружили развалины храма и камень, на одной стороне которого был высечен крест. Археологи также нашли часть колонны с изображением апостолов.

Стефан Сурожский, в честь которого названа обитель, управлял делами этого церковного комплекса в VIII столетии.

Святитель Стефан Сурожский

О его назначении известил ангел, явившийся византийскому патриарху Герману. Небесный посланник отозвался о Стефане как о благочестивом, смиренном и грамотном монахе и наказал сделать его настоятелем монастыря. Ангел явился и самому преподобному, возвещая об этой большой радости.

Интересно! Стефан Сурожский отличился практикой ежедневных молитв, праведным житием и тем, что за 5 лет приобщил большинство здешних жителей к христианству.

Возрождение обители

В 1825 г. один кизилташский пастух нашел деревянную икону Пречистой Богоматери, плывущую по реке. Через некоторое время святой образ оказался у протоиерея Иосифа. Молва о чудесном обретении иконы распространилась по всей долине, и в грот Кизил-Таша начал стекаться боговерующий народ. Воды и грязь источника официально признали целебными.

О других действующих храмах Крыма:

  • Свято-Никольская церковь в Севастополе
  • Феодосийский Введенский храм
  • Церковь святых Николая и Александры в Ялте

Через 12 лет здесь построили часовню, где находилась икона и мраморная плита с изображением апостолов.

  • Вскоре рядом с гротом двое богомольцев построили скит, где они жили и занимались служением. В середине XIX столетия долину Кизил-Таш посетил архиепископ Иннокентий. Он милосердно освятил часовню и дал благословение на возведение монастыря.
  • Первым игуменом мужского храма стал преподобный иеромонах Арсений, который руководил постройкой вокруг целебного источника. В первое время здесь жили только 11 монахов, они воздвигли церковь во славу Стефана Сурожского, четыре землянки и домик для священника.
  • Приемником Арсения становиться игумен Парфений, который руководил основными постройками церковного комплекса. Братия воздвигла украшенную святым образом каменную церковь во славу Богородицы. На вершине близлежащих гор поставили грандиозные православные кресты, служащие ориентиром для прихожан.
  • В начале XX столетия Кизилташскому монастырю принадлежала территория в 248 га: часть использовалась для огородов и виноградников, а также для разведения скота, лошадей и домашней птицы. Сегодня туристы могут увидеть на территории благородный ливанский кедр, посаженный в тот период. Обитель славилась тремя прудами, колодцами, святым источником.

    Святой источник в Кизилташском монастыре

  • В 1910 г. на территории монастыря проживало полсотни монахов, а подворье находилось на берегу Азова. Обитель стали считать центром крымского паломничества и впечатляющей достопримечательностью.
  • В 1920 г. на территории обители соорудили детскую колонию труда. В 1923 советские власти полностью упразднили монастырскую жизнь, заменив её сельскохозяйственной артелью. У церквей убрали купола и обустроили внутри храмов общежитие.
  • В 1951 г. правительство СССР разместили здесь арсенал ядерного вооружения, что привело к полной изоляции территории. Все церковные постройки уничтожили, чтобы не привлекать внимание паломников. В 1992 г. ядерные боеприпасы перевезли в другое место.

Современное состояние монастыря

  • Летом 1995 г. в обитель приехал проходивший послушание в армии Украины офицер-священник по имени Николай Демьянюк. На его плечи возложили обязанности воспитания военнослужащих и решение вопроса о возрождении монастыря Кизил-Таш.
  • В апреле 1997 г. на заседании Священного синода был прочитан доклад митрополита Лазаря об открытии обители, названной в честь преподобного Стефана Сурожского. Члены церковного совета благословили запрос и утвердили Н. Демьянюка здешним наместником.
  • В 2000 г. началось строительство братских корпусов, а через два года иеромонах Николай получил чин игумена. Вскоре был построен храм для местного населения и военных, постройку освятили в память родоначальников русского монашества. Сегодня обитель продолжает обустраиваться.

На территории находятся две пещеры: Разбойничья и Святая. История первой связана с бунтарем по имени Алим, который укрывался в этом гроте вместе со своими приспешниками.

Грот Кизилташского монастыря

Здесь разбойники хранили свою добычу, которую в наше время, возможно, искали авантюристы. Святая пещера названа в честь чудесного обретения образа Пречистой Девы.

Для сведения! Грот знаменит целебным источником со святой водой. Есть предположение, что именно здесь жил и молился преподобный Стефан Сурожский.

Монастырь Кизил-Таш открыт для посещения в любой день. По отзывам и свидетельствам паломников и туристов это святое место заслуживает внимания, несмотря на то, что в ходе истории оно претерпело значительные изменения.

Здесь находятся мощи православные святых:

  • Георгия Победоносца;
  • святого Стефана;
  • преподобных Иннокентия и Гавриила.

Читайте о других православных святых:

  • Святые Киприан и Иустинья
  • Святой Лука Крымский
  • Святой великомученик Иоанн Новый, Сочаевский

Попасть в обитель, раскинувшуюся вдали от оживленных магистралей, можно с пересадкой: из Феодосии следует добраться до поселка Щебетовка, а далее на автобусе до Краснокаменки. Монастырь виднеется на северной стороне, за воинской частью.

Кизилташский мужский монастырь в Судаке

Храм, спрятавшийся в густых лесах, издалека можно рассмотреть по куполам и красной крыше. Путь указывают специальные таблицы, которые установлены на подъемах. На подходе к церковной обители слышится спокойное пение и мудры

е слова священников, отговаривающих мирян от греховности.

Внимание! Приехав в эти святые места, туристы должны соблюдать правила приличия и придерживаться установленных принципов.

Здешние монахи чрезвычайно рады православным верующим, но скептически относятся к простым туристам в разноцветных одеждах. Внешний вид должен быть подобающим: женщины — в платках и длинных юбках, а мужчины — в брюках и свитерах или рубашках с длинным рукавом.

Здесь запрещено курить, распивать спиртное, мусорить и входить с животными. На территории монастыря необходимо отключить телефоны, бережно относиться к здешней архитектуре и природе.

Престольный праздник — 28 декабря (день Святителя Стефана Сурожского).

Обитель Кизил-Таш, окруженная впечатляющим лесом и красными скалами, оставляет неизгладимые впечатления в душе приезжих, даря небывалый заряд энергии. Прихожане имеют шанс прикоснуться к христианским достопримечательностям, и насладится единством с мирным окружением. Этот церковный комплекс пропитан святостью, которая проистекает из каждого камня или плиты.

Видео о Кизилташском Свято-Стефано Сурожском мужском монастыре+

Кизилташский монастырь и события, которые произошли вблизи него до сих пор будоражат умы многих людей. Название горного хребта Кизил-Таш в переводе с крымскотатарского означает «Красный камень» и дано по цвету слагающих его камней.

Когда речь заходит о святых обитателях этих мест, мы ждём тайн и чудес традиционно, даже не предполагая их научного объяснения. Но здесь тайна настоящая. Уютную долину у подножия горного хребта Кизил-Таш, по дороге из Судака в Щебетовку, первые монахи облюбовали ещё во времена иконоборчества. По преданию, в средние века здесь располагалась летняя резиденция архиепископа Стефана Сурожского. Местность эта очень мало изучена археологами, но остатки керамической посуды 8-9 веков, бронзовые предметы 10-14 веков находят в этом урочище даже простые туристы.

Сказывали, что в 1825 году пастух-татарин нашел в пещере древнюю икону Божьей Матери в серебряной ризе. Весть об этом разнеслась среди православных, и сюда устремились паломники. А вскоре монахи Андроник и Пантелеймон построили крохотную глинобитную церквушку. В 1856 году, после посещения Кизилташской обители архиепископом Иннокентием (Борисовым), здесь начал создаваться монастырь. Из Свято-Георгиевского монастыря сюда переселились 11 монахов, настоятелем стал игумен Арсений. По-настоящему расцвела эта отдаленная обитель, когда в ней поселился иеромонах Парфений.

Игумена называли «кизилташским Петром Великим в рясе», ему доверяли наблюдать за ведением дел в окрестных имениях, с ним советовались, его мнением дорожили. Человек принципиальный и честный, он бесстрашно разоблачал злоупотребления и подлог местных управляющих имениями, что и стоило Парфению жизни. Обозленные на священника, лишившиеся должностей управляющие объединились и 22 августа 1866 года убили игумена.

Принявший обитель игумен Николай оказался достойным преемником; его стараниями монастырь разросся и окреп. Здесь появились новая церковь и кельи для послушников, каменный дом для настоятеля, трапезная, мастерская, искусственный пруд для выращивания карпов. Путь в монастырь паломникам указывали большие кресты, установленные на вершинах окрестных гор.

На территории монастыря было два целебных родника, они привлекали богомольцев и страждущих. В древней пещере пробивался освященный иконой источник Святого Стефана Сурожского, а вокруг другого, серного источника Святого Николая Чудотворца, постепенно накопились лечебные грязи, исцелявшие многие недуги.

Советская власть монастырь закрыла, но до 1923 года монахи служили в церквях, продолжали работать в садах, на полях и виноградниках. Затем в кельях разместили сначала детскую трудовую колонию, потом сельскохозяйственную артель, а церковь переделали в клуб. Рядом после Великой Отечественной войны построили строжайше засекреченный военный городок. Там, в огромных подземных тоннелях, хранились ядерные боеголовки для субмарин Черноморского флота. После распада Союза ядерное оружие вывезли, но городок остался.

Настоятель монастыря отец Никон договорился с военным начальством, чтобы разрешили установить над обителью, на вершине горы Сандык, большой металлический крест. Наметили подходящую трещину, прихватили цемент для фиксации. Крест занесли и с большим трудом вправили в глубокую, чуть косоватую расселину. Он и встал немного криво, но так прочно, что ни вынуть, ни покачнуть, а бетон вообще не понадобился. Потом на другой скале поставили ещё один крест, уже ровно. Дальнейшие события нераздельно переплетены с легендами и различных масштабов слухами. Можно поверить, а можно улыбнуться, восприняв этот рассказ как невинную зарисовку.

В день воздвижения того первого креста резко менялась погода; у многих заболели головы. Более того, нечто странное происходило в магнитной сфере земли. Времена были смутные, перестроечные, кое-кто держал в доме оружие. В одной из алуштинских квартир в этот день сама собою взорвалась граната, разворотило остекленную лоджию. Никто, к счастью, не пострадал. Потом мы узнали из новостей, что в Херсонской области взлетели на воздух склады боеприпасов… В Кизилташском монастыре пространство вокруг креста странно засветилось: многие специально пришли, чтобы увидеть это свечение, а люди глубоко верующие усмотрели в этом чудо, небесный знак. Всё правильно! Значит, Богу было угодно, чтобы монастырю дали возможность существовать, несмотря на присутствие рядом воинской части.

Легко назвать чудом любое необъяснимое явление: чудо не нуждается в доказательствах. Однако были и попытки научно истолковать эту природную аномалию. Для этого как раз очень нужны доказательства, но их нет, так что мы вольны поразмыслить над интересной гипотезой, принять её или отвергнуть. Свечение вокруг креста уподоблялось в тот день северному сиянию с его разноцветными полосами. Откуда же оно в Крыму?

Как известно из научных статей, в конце 20 века американские ученые изобрели и построили на Аляске особую установку, с помощью которой можно действовать подобно солнечным протуберанцам, активизируя атмосферу (точнее, тропосферу) в той или иной части земного шара. При этом над любым районом земли можно искусственно создать напряжение в тысячи раз большее, чем то, которое возникает под действием солнечных протуберанцев. В природе (но не в наших широтах) такая активация проявляется именно как северное сияние. Но вот искусственное возбуждение атомов тропосферы как раз и может отозваться радужным сиянием над металлами. А ещё одно способно вызвать такое неожиданное и необъяснимое явление, как управляемый взрыв. Что если в этот день досужие американцы решили заняться югом Украины? И круглые сутки боролись, так сказать, за мир, проводя бескровное уничтожение наших складов с боеприпасами?

Сегодняшний Кизилташ — невидимый с моря военный городок, в нём живут военнослужащие с семьями. Военный объект и теперь охраняется очень строго.

Кизилташский монастырь на видео

Источник: Д. Тарасенко. Подземный Крым. — Симферополь: Н. Ореанда, 2016.

Кизилташский монастырь в Крыму построен там, где, как полагают многие исследователи, в VII-VIII вв. была древняя обитель и резиденция архиепископа Стефана Сурожского, причисленного впоследствии к лику святителей. Местечко это, известное немеркнущей ни зимой, ни летом, яркой и одухотворенной, эстетической красотой, что уже само по себе навевает чувство покоя и умиротворения, кажется, проникает в самые глубины подсознания.

Здесь располагается известный во всем мире грот с чудодейственным источником – почитаемые православной церковью святые места, где по приданию любил молиться Преподобный Стефан Сурожский. С монастырского же подворья открывается потрясающий вид на Кизилташскую долину, лежащую внизу. Глядя на все это, сразу становится понятно, почему, начиная с глубокой древности, именно здесь селились монахи.

  • Расположение
  • История
  • Современность
  • Как добраться?
  • Посетителям

Где находится монастырь Святого Стефана на карте Крыма?

Он расположен в 18 км к северо-востоку от Судака, недалеко от Коктебеля (в 20 км к юго-западу), высоко на склонах Крымских гор, возвышаясь над ущельем Кизилташ на 400-метровой высоте, к северу от села Краснокаменка.

Предыстория и история существования святыни

Сейчас доподлинно неизвестно, был ли в действительности тут монастырь во времена С. Сурожского – никаких косвенных доказательств этому нет, несмотря на многочисленные археологические раскопки. Но то, что здесь была армянская обитель и церковь Пресвятой Богородицы в начале XIV ст. ни у кого не вызывает сомнений: археологи нашли остатки этих сооружений, а сейчас продолжаются работы.

Есть так же сведения о существовании тут храма Иоанна Предтечи, но это ничем не подтверждается. После 1475 г. комплекс, как и другие монастыри Крыма, был разрушен турками, захватившими все земли Крыма. Спустя 350 лет, в 1825 г., прятавшийся от дождя пастух нашел в гроте плавающую в источнике икону с ликом Девы Марии. Все это сочли чудом и вскоре сюда потянулись тысячи паломников, а в 1837 г. в пещерной полости возникла часовня.

Становление монастыря

В 1851 г. двое паломников построили рядом небольшой скит с часовней – они и стали его первыми иноками. Побывавший здесь в 1853 г. владыка Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, тогда же освятил местность и благословил на основание мужского монастыря имени свт. Стефана Сурожского. К 1856 г. тут появилась небольшая церквушка с ветхим домом священника и четыре землянки, где проживали 11 монахов. Первым игуменом стал иеромонах Балаклавского Свято-Георгиевского монастыря Арсений, утвержденный Крымской епархией.

Кизилташский мужской монастырь, бывший первое время лишь убогим скитом, совершенно преобразился при преемнике Арсения – отце Парфении. Он стал тут главным в 1858 г. Стараниями этого удивительного человека с необычной и трагической судьбой было построено большинство монастырских зданий, причем в их возведении он принимал непосредственное участие – и как архитектор, и как каменщик и столяр. Так появилась два сакральных объекта: деревянный, имени Святого Стефана Сурожского, и каменный с колокольней, во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Правда, до завершения строительства последнего в 1885 г. Парфений не дожил – он был убит тремя татарами в 1866 г. в целях мести. Тело его, чтобы скрыть следы преступления, убийцы сожгли в глухом ущелье, но на их беду нашелся случайный свидетель, рассказавший обо всем полиции. На месте убийства впоследствии поставили мемориальный памятник, а игумена Парфения в 2000 г. канонизировали.

Уничтожение сакрального комплекса

Постройка монастыря закончилась к началу прошлого века, а слава о нем разнеслась по всей империи – в 1906 г. тут даже побывала царская семья. К большому сожалению, оценить сооружения того времени сейчас можно лишь по старым фото – единственному свидетельству его прежнего величия.

С приходом советской власти в 1920 г. все круто изменилось, Стефано-Сурожский монастырь закрыли в 1923 г., на церквях разрушили все купола, а постройки приспособили под детскую трудовую колонию.

Позже она была преобразована в сельскохозяйственную артель, а потом – в Дом отдыха. В 1951 г. в Кизилташе расположилась база Черноморского флота, где наладили производство ядерных боеголовок с последующим их хранением, для чего прорыли многочисленные тоннели в горе, а все строения, в связи с этим, попросту взорвали и сравняли с землей.

Чем сегодня интересен мужской Стефано-Сурожский монастырь?

Начиная с 2000 г., по решению Священного Синода, началось возведение нового монастыря на месте прежнего. В течение нескольких лет построили храм им. Святого Стефана Сурожского (Серафима Саровского), церковь Киево-Печерских святителей, кельи для монахов и послушников. Несмотря на старания советских властей, до сегодня сохранились, пожалуй, главные святыни этой достопримечательности Крыма – Пещеру-грот, где и сейчас можно увидеть росписи 1837 г., и Священный источник.

Кизилташский монастырь открыт для посещения в любые дни. Конечно, это уже совсем иная обитель – от прежней здесь осталось немногое. Но все равно она однозначно заслуживает внимания, о чем свидетельствуют многочисленные отзывы паломников и туристов, побывавших в нем в последнее время.

Все желающие могут осмотреть Святой грот и Разбойничью пещеру, находящуюся неподалеку, восстановленные могилы с надгробиями конца XIX и начала XX вв. Здесь хранятся мощи Георгия Победоносца, Стефана Сурожского, игумена Парфения, Иннокентия Херсонского и Таврического и Преподобного Гавриила Афонского. Чудесно обретенная икона Богородицы, бывшая главной тутошней святыней, исчезла в 1920-х гг. и где теперь неизвестно.

Как добраться (доехать)?

Попасть в Кизилташский монастырь Святого Стефана Сурожского можно только с пересадкой – он раскинулся вдали от оживленных дорог. Из Феодосии или Коктебеля сначала нужно доехать до поселка Щебетовка, а оттуда автобусом до села Краснокаменка. Монастырь обнаруживается к северу, за воинской частью, вдоль тропы, ведущей к нему, установлены указатели.

Если же добираться на собственном или арендованном автомобиле, то ваш маршрут из Судака будет такой:

Полезная информация

  • Адрес: улица Крымская, Краснокаменка, Феодосия, Крым, Россия
  • Координаты GPS: 44.934147, 35.073459.
  • Телефоны:
  • Официальный сайт: http://kiziltash.org/
  • Расписание богослужений: смотрите на оф. сайте.

Посещение мужского Свято-Стефано-Сурожского монастыря оставит яркий, незабываемый след в душе каждого, кто бы к нему не отправился. Окруженный лесом, утопающий в зелени на фоне красных скал, он обладает невероятной притягательной силой. Благодаря же сказочно красивым пейзажам Кизилташская обитель является излюбленным уголком для посещения тысяч людей. Впрочем, не в этом одном кроется ее популярность – она буквально пропитана святостью, излучающейся тут буквально всем. В заключение предлагаем видео-обозрение достопримечательности, приятного просмотра!

КИЗИЛТАШСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯТОГО СТЕФАНА СУРОЖСКОГО.

В минувшую среду в Крыму в районе горы Климентьева близ Коктебеля разбился легкомоторный самолет «Cessna». Находившиеся на борту пилот и трое пассажиров погибли. Среди жертв — 42-летний наместник Свято-Стефано-Сурожского мужского монастыря в Кизилташе и настоятель Свято-Покровского храма в Судаке игумен Никон (Демьянюк).
По словам судакчан, именно о. Никон возродил Свято-Стефано-Сурожский мужской монастырь в селе Краснокаменка (Кизилташ) и в Судаке Свято-Покровский храм, на базе которого создал православный просветительский центр с воскресной школой и библиотекой.
С юных лет Николай (таким было имя игумена в миру) увлекался авиацией, летал на планерах в Симферопольском аэроклубе. И в дальнейшем о.Никон не оставлял увлечения авиацией на протяжении многих лет возглавляя кружок дельтапланеризма и авиамоделирования при Свято-Покровском храме Судака.
Мне посчастливилось быть на Богослужении которое он возглавлял.Говорил прекрасную проповедь о любви. Светлая память!
Много лет я хотел посетить этот монастырь.Но это было не так-то просто.Монастырь расположен на территории военной базы. Вход в него для паломников ранее был ограничен… И вот в прошлом году появилась возможность посетить этот прекрасный монастырь в горах Кизил-Таша.

Мы отправляемся в монастырь из Судака.Минут 30 пути и мы приближаемся к живописной Кизилташской долине. Здесь можно увидеть скалистые обрывы, зубчатые вершины гор и ущелий. Именно в одной из таких долин, расположившейся у скального хребта Кизил-Таш (по-татарски «красный камень»), неподалеку от села Краснокаменка, и был основан в 1850-х годах мужской монастырь в честь святителя Стефана Сурожского.
КИЗИЛТАШ
Под шелковым дождем затих
Заматерелый кряж,
И спит в преданиях седых
Обитель Кизилташ.
Заброшен старый монастырь –
Ни келии окрест,
Где пелась древняя Псалтирь
И возвышался Крест.
Где у монашеских могил
И в храмах среди гор
Молитвы к Спасу возносил
Благоговейный хор.
Давным-давно прошли века
Царьградов и сугдей,
Но вновь сгущается тоска
И мучает людей.
Они на небо от земли
Приподымают взор –
И возникают алтари
В глуши суровых гор.
И, слава Богу, есть сердца
В наш косный непокой,
Которым дорог до конца
Священный мир иной.
И, значит, встанет Кизилташ
В величии былом,
И увенчает инок кряж
Спасительным Крестом!

Христианская история этого места началась еще за тысячу сто лет до этого события — в VIII веке от Рождества Христова. И самым тесным образом она связана с именем святого угодника Божия — святителя Стефана Сурожского…О этом святом угоднике я расскажу позже.
Дорога к монастырю
Местами она крута и камениста.
И вот перед нами открылся прекрасный вид на долину и гору Чакыл-Кая(вдали уже виден монастырь).
Тропинка к монастырю.
Монастырь расположен под горой Чакыл-Кая.Сохранившееся предание гласит, что именно в этих местах, у подножия красных скал, любил уединяться и молиться Стефан Сурожский.
Слева от монастыря расположена военная часть.
А наша тропинка вьется по склону горы.
Вид на военную базу.
На вершинах гор над монастырем мы видим кресты.
Вдали уже виден монастырь.
Монастырь расположен на территории военной части(поэтому и забор с проволокой).Ранее вход для паломников осуществлялся через КПП.
Вид на монастырь.
Один из Крестов над монастырем был поставлен по приказу командира военной части -«Семиметровый крест был освящен внизу, а затем солдаты с большим трудом втащили его на вершину горы. Установили, трудясь на совесть. А ночью на квартире отца Никона(Игумена монастыря) раздался телефонный звонок. Звонил сам командир части: «Батюшка, срочно приезжайте к нам! Тут такое происходит!» От волнения командир части даже не мог толком объяснить, в чем собственно дело. Он только бросил в трубку: «Чудо!» И тут же раздались частые гудки…
Чудо заключалось в том, что только что установленный на вершине горы крест светился всю ночь. Да таким необыкновенным светом, что у всех военнослужащих и членов их семей, которые выходили на улицу взглянуть на диво, захватывало дух!»
Переходим русло высохшего ручья.
ИСТОРИЯ ОСНОВАНИЯ МОНАСТЫРЯ.
Странники-богомольцы Андроним и Пантелеимон стали фактически первыми монахами будущего мужского монастыря. Своими силами они построили себе неподалеку от источника очень скромное жилище и здесь же глинобитную церквушку.
В 1856 году Кизилташ посетил святитель Херсонский и Таврический Иннокентий. Он освятил эту небольшую церковку во имя святого Стефана Сурожского. В то же время к Владыке Иннокентию обратились именитые и состоятельные граждане Феодосии и Судака с просьбой об открытии в Кизилташе киновии (общежительного монастыря).
Их просьба была удовлетворена: вскоре по решению Святейшего Синода в Кизилташе был создан мужской общежительный монастырь. Первым настоятелем вновь образованной киновии стал игумен Арсений, прибывший сюда из Свято-Георгиевского монастыря. Под его руководством собрались одиннадцать монахов, которые и начали обустройство обители. Они построили небольшой домик и четыре землянки.
Судьба же первых поселенцев киновии сложилась по-разному. Андроник в 1857 году уехал на Афон, о его жизни не сохранилось более подробных сведений. А Пантелеимон остался в Кизилташском монастыре, принял постриг с именем Пахомия и прожил здесь двадцать пять лет. Умер он в 1874 году, за два года до смерти приняв схиму.
Храм монастыря освящен в честь Киево-Печерских святых, родоначальников монашества на Руси.
СВЯТОЙ ПРЕПОДОБНОМУЧЕНИК ПАРФЕНИЙ КИЗИЛТАШСКИЙ
По-настоящему обитель начала строиться с назначением сюда игуменом иеромонаха Парфения. В Кизилташскую обитель он был переведен 20 августа 1858 года. Будучи прекрасным организатором, он сумел наладить в монастыре работу по строительству зданий и каменных террас, подсобное хозяйство под его руководством давало все необходимое для жизни монахов и богомольцев.
Мужественный и всегда бодрый, отец Парфений не был подавлен неприглядной обстановкой полной неустроенности, а господствовал над нею. Не соглашавшегося с безнравственностью и низостью в любых их проявлениях, его, бескорыстного, по-отцовски заботливого, любили и уважали, авторитет его неуклонно рос и укреплялся.
Вот что об игумене Парфении восторженно писал в своих «Очерках Крыма» известный писатель, педагог и путешественник Е. А. Марков: «Это был мужественный и деятельный хозяин Кизилташских лесов. Он из пустыни стремился сделать домовитое, всем обильное хозяйство, и уже почти достиг своей цели. Он первый, с зари до зари, работал на своих заводах и в своих плантациях. Горсть монахов помогала ему, рабочих нанимать было не на что. В Кизилташской киновии до Парфения была только пещера с целебным источником да две-три плетеные мазанки. Парфений добыл все остальное. Он просекал дороги, ломал камень, пилил доски, жег известку и кирпичи, прививал черенки в лесных грушах, разбивал виноградники, копал колодцы… Из пещерки в скале сделался целый скит, с двумя гостиницами, с церковью, с кельями и разными службами. Энергия, предприимчивость и хозяйственная опытность Парфения сделали его в некотором роде руководителем окрестных владельцев. Он был мастак во всем: архитектор, инженер, столяр, печник, садовник, скотовод, что хотите… К нему обращались за советами, ему поручались дела. Посещавшие Кизилташ возвращались из пустыньки очарованные ее лесными красотами и простосердечным радушием умного хозяина».
В те времена Судак был большой деревней, в которой жили в основном садоводы. Владельцы крупных поместий сами не занимались своими садами и виноградниками, нанимая управляющих обычно из таракташских татар. Сами помещики приезжали в Судак только летом, чтобы отдохнуть у моря и продать урожай. К сожалению, порой бывало так, что управляющие заботились не о порученных им имениях, а о собственном благополучии.Но этого им оказалось мало. Настало время, когда они, потеряв совесть, стали пользоваться монастырским добром как своим собственным. Объясниться с ними отцу Парфению не удавалось ни на бытовом, ни на административном уровне. Обладая удивительно прямым и цельным характером, он действовал так, как ему велела его христианская совесть.
В мае 1863 года, застав татар-управляющих на воровстве монастырского леса в очередной раз, игумен был жестоко избит. Но этим не кончилось: 22 августа 1866 года настоятель Кизилташского монастыря был зверски убит. Труп его был сожжен. Останки же следствию удалось найти лишь в октябре 1866 года. Для них был устроен специальный гроб, в котором игумена Парфения похоронили 2 декабря 1866 года. На средства судакской помещицы Рудневой на месте гибели мученика были поставлены чугунный памятник и дубовый крест.
В 2000 году Юбилейным Архиерейским собором Русской Православной Церкви игумен Парфений был причислен к лику святых преподобномучеников. День его памяти совершается каждый год 17 сентября.
Монастырский огород расположен недалеко от храма.
МОНАСТЫРЬ В КОНЦЕ ХIХ СТОЛЕТИЯ
После смерти игумена Парфения в монастырь был назначен новый настоятель — игумен Николай. Он оказался достойным преемником отца Парфения и управлял киновией более двадцати лет. В 1870 году в обители была построена каменная церковь с колокольней, крытая железом. Ее освятили в 1871 году во имя Успения Божией Матери. В ней над Царскими вратами установили икону Пресвятой Богородицы, найденную более сорока лет назад в источнике. Но храм не отапливался в зимнее время, поэтому службу здесь проводили только летом. На месте первой глинобитной церкви в 1885 году был построен зимний храм в честь святителя Стефана Сурожского. При этой церкви находились ризница, кельи для пономаря и послушников. Обитель продолжала постепенно обустраиваться и хорошеть. На территории монастыря были построены каменный дом для настоятеля, трапезная на тридцать человек с кухней и просфорной, гостиница на двадцать мест для паломников, пять братских флигелей с отдельными кельями, мастерская и хозяйственные постройки. На вершинах окрестных гор установили огромные кресты, указывающие путь паломникам. Численность братии в обители сначала была небольшой. В 1857 году она состояла из двенадцати человек, включая настоятеля. В 1875 году здесь насчитывалось семнадцать человек: пять иеромонахов, два иеродиакона, четыре монаха и шесть послушников. В 1877 году здесь было двенадцать человек: два иеромонаха, два иеродиакона, пять монахов и три послушника. К 1894 году число монашествующих и послушников возросло до шестидесяти пяти. Кизилташская киновия содержалась за счет собственных средств. Невелики были и ее земельные владения. В 1856 году они составляли 157 десятин, приобретенных у помещика Кашкадамова на деньги, пожертвованные святителем Иннокентием Херсонским и Таврическим. В 1894 году монастырские земельные угодья расширились до 227 десятин. К 1886 году семь десятин земли были расчищены монахами от кустарников и использованы под сенокосы, сад и огороды. Овощи шли не только на содержание братии, но и в продажу. Шесть продольных террас, на которых располагались постройки обители, также были обсажены фруктовыми деревьями. К этому времени в киновии было 35 голов скота. В искусственном монастырском пруду разводили карпов. Киновию, расположенную в одном из красивейших мест Крыма, часто посещали паломники. Каждый хотел побывать на целебных источниках монастыря. К источнику святого Стефана в пещере вела дубовая лестница. У пещеры был устроен стеклянный павильон, где установили иконы святителей Стефана Сурожского и Николая Чудотворца. Недалеко от монастыря из-под земли бил еще один источник. Его вода содержала серу. Здесь постепенно отложились лечебные грязи, которые также привлекали людей, страдающих разными недугами.
Вход в храм.
ВОЙНА… РЕВОЛЮЦИЯ…
Во время Первой мировой войны насельники Кизилташского монастыря оказывали помощь фронту лекарствами, перевязочным материалом, собирали подарки для солдат. Во время гражданской войны монастырь подвергся ограблению.
С приходом к власти большевиков монахи и послушники киновии организовали трудовую общину и обратились в комиссию по отделению церкви от государства при Феодосийском Ревкоме с просьбой передать им имущество Успенской и Серафимовской церквей для совершения Богослужений. В 1921 году монастырские церкви были переданы общине. В том же году власти создали в обители детскую трудовую колонию. Монахам предложили руководить в ней сельскохозяйственными работами. Но вскоре, в 1923 году, было принято решение о закрытии Кизилташского монастыря. Во всех его храмах Богослужения были прекращены. Верующие из сел Коктебель, Отузы, Изюмовка, Карагоз неоднократно обращались с просьбой передать им церкви обители, но каждый раз получали отказ.
В 1924 году вместо детской колонии в монастыре была образована трудовая колония имени Калинина. Здание одной из церквей было переоборудовано под клуб. Но работа в колонии не ладилась: отношения между ее членами были сложными, часто вспыхивали ссоры, да и трудились из рук вон плохо. В результате этих неурядиц колонию ликвидировали. Вместо нее спустя три года здесь была создана сельскохозяйственная артель. На этот раз церковь Успения Пресвятой Богородицы стала общежитием для членов артели. Но и артель здесь не прижилась: с 1930 года на территории бывшего монастыря был устроен дом отдыха Московского военного округа, просуществовавший вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В храме.
ЗАСЕКРЕЧЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ
После войны, в 1950 году, здесь было решено устроить один из секретных арсеналов, в котором хранились ядерные боеголовки кораблей Черноморского флота. Все оставшиеся здания монастыря были взорваны. Появился поселок, который, являясь абсолютно секретным объектом под именем «Почтовый ящик № 105» (в 1960-х годах — «Феодосия-13»), к 1956 году расширился: здесь был свой детский сад, школа, магазины. Тем не менее, поселок был закрытым и строго охраняемым, а территория бывшей обители оказалась недоступной для верующих, археологов, исследователей и просто туристов. В 1991 году, после распада СССР, ядерный запас вывезли, но воинская часть Вооруженных Сил Украины здесь осталась. Но это уже другая история, желающим ознакомится с ней, советуем посетить сайт «Кизилташ»
ВОЗРОЖДЕНИЕ
15 апреля 1997 г. на расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, был заслушан рапорт Владыки Лазаря об открытии Кизилташского мужского монастыря во имя свт. Стефана Сурожского. Священный Синод постановил: благословить открытие монастыря, наместником его утвердить иерея Николая Демьянюка с пострижением его в монашество.
Тогда и началось возрождение обители, которое еще не завершено. Сначала была восстановлена пещера с источником святого Стефана Сурожского. Построили и церковь в честь Киево-Печерских святых — родоначальников монашества на Руси. Из многих храмов Крымского полуострова в него были переданы частички мощей святых угодников Божиих: святителя Иннокентия Херсонского и Таврического, святителя Луки Симферопольского и Крымского, святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, святого великомученика и целителя Пантелеимона, святого преподобного Агапита Печерского, святого благоверного князя Александра Невского, святого великомученика Георгия Победоносца и других.
Макет монастыря.Таким он был до революции.
Старая литография с видом монастыря.
Царские врата,солея и амвон.
СВЯТИТЕЛЬ СТЕФАН СУРОЖСКИЙ
Внизу у моря в живописной бухте в те времена шумел торговой жизнью богатый и красивый город и порт Сурож (ныне Судак), в котором уже тогда действовали христианские храмы. Была здесь и епископская кафедра. В 724 году правящий сурожский епископ преставился ко Господу. Тогда жители города пришли в Царьград к Патриарху Герману с просьбой поставить им епископа. Во время выбора кандидатов среди просителей возникли несогласия: одни хотели одного, другие — другого. Но все сходились в том, что нужен был епископ, могущий искусно управлять Церковью, поскольку в их городе возникли и умножаются всевозможные ереси.
Пока Патриарх Герман размышлял, кого бы назначить на сурожскую кафедру, ему явился ангел Господень и повелел для этой цели найти благочестивого монаха Стефана — добронравного, смиренного, а также очень грамотного и мудрого человека. Следует также сказать, что Стефан, желая безмолвной жизни, задолго до этих событий оставил монастырь, в котором принял иноческий постриг, и, найдя никому не известное уединенное место, прожил там довольно много времени в посте и молитве.
Ангел также явился и Стефану. Как говорится в Житии святого, он сказал отшельнику: «Я ангел Господень и послан от Христа Спасителя возвестить тебе радость и повелеть идти в город Сурож, чтобы ты научил людей Христовой вере. Завтра Патриарх призовет тебя и, посвятив, пошлет туда архиепископом, ты же не ослушайся его, да не прогневаешь Бога».
В центре храма проскинитарий с иконой св.Стефана Сурожского.
Вскоре новый архиепископ Сурожский Стефан отправился на корабле к берегам Тавриды. Не только проповедями, но и своей праведной жизнью за пять лет своей архипастырской деятельности святитель смог убедить принять крещение почти всех жителей Сурожа и его окрестностей.
Но то время в Византии набрала силу иконоборческая ересь во главе с императором Львом Исавром. Многих из тех, кто почитал иконы, ссылали или даже убивали. Святой патриарх Герман пытался увещевать Льва Исавра, но усилия его были напрасны: вскоре и он по указу императора оказался в заточении.
В Сурож также было отправлено строжайшее императорское повеление не поклоняться иконам и кресту. На что Стефан Сурожский твердо ответил, что он не позволит своему народу отступить от закона Христова. Стефана схватили, его предали мучениям, а затем бросили в тюрьму. Только через несколько лет сын умершего Льва Константин Копроним освободил Стефана из заточения. Он не только освободил и наградил его за все, что ему пришлось претерпеть, но снова назначил его архиепископом в Сурож, где затем тот управлял делами верующих уже до самой своей кончины в 750 году.
Святителя Стефана Сурожского погребли в Софийском соборе города Сурожа. Возле его святых мощей Господь творил чудеса: многие люди исцелялись от своих душевных и телесных недугов.
Храмовая роспись.
ИКОНА НИКОЛАЯ II, ИМПЕРАТОРА, СТРАСТОТЕРПЦА.
Над монастырем я вижу необычное облако.Если внимательно присмотреться,то над облаком виден крест.
Монастырская территория.
Мы направляемся к к монастырской часовне с колодцем.
Вдали уже виден синий купол часовенки.
Недалеко от колодца мы встречаем вот такое чудо – старый развесистый дуб, который наверное уже лет 300 живет на территории монастыря.Видел этот дуб и архиепископа Иннокентия, и игумена Парфения и членов царской династии Романовых.В 1906 году Кизилташ посетила царская семья, и государыня Александра Федоровна лечила ноги водами серного источника.Любили эти живописные места художники И.К.Айвазовский, К.Ф.Богаевский.
Часовенка над колодцем построена недавно.
Андрониковская икона Божией Матери над входом в часовню.
Ярко сияет над окрестностями синий купол часовни.
Икона Сурожского архиепископа св. Стефана
Вход в часовню.
Монастырский колодец.
А далее мой путь лежит к весьма печальному месту.К месту где стоял старый храм монастыря…Место это расположено недалеко от часовенки.
И вот передо мной сохранившиеся камни фундамента монастырских стен и храма.
Печально на душе от открывшегося мне пейзажа…
В 1950 году по приказу Л. Берия все постройки монастыря были взорваны, в скалах были проложены тоннели и на территории монастыря расположился ядерный арсенал Черноморского флота…
Здесь видимо и находилась алтарная часть храма…
Вход в храм ?…
А недалеко от разрушенного храма расположен новый деревянный храм. Храм во имя св.пр.Серафима Саровского построен в Мае 2008 года на месте, где была часовня во имя св. Серафима Саровского, и освящен в 2010 году. Он один из немногих деревянных храмов в Крыму!
Был будний день и храм был закрыт.Службы совершаются здесь по праздникам.
На храме резная икона Богоматери Умиление.
Икона Богоматери была келейным образом преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед такой иконой преподобный и отошёл ко Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл икону УМИЛЕНИЕ сам преподобный Серафим.
Над входом надвратная икона из дерева св.пр. Серафима Саровского.
Недалеко от храма расположена каменная лестница с фигурными перилами-балясинами и сохранившимся старинным каменным крестом у подножия…
Каменная лестница и балясины чем-то напоминают мне вход в дворянские усадьбы 18-19 века.
Мы проходим мимо старого монастырского кладбища.Старые поросшие мхом плиты на могилах монастырской братии ушедших в вечность…
Далее мы потихоньку начинаем подниматься в гору Чакыл-Кая .Где-то здесь была Разбойничья пещера которую образуют две упавшие скалы.По легенде имя пещере дано в честь национального Робин Гуда крымских татар.Скрывавшегося в этой пещере…
А наш путь лежит к монастырским гротам.
Тропа проходит под глыбовым завалом и выводит по выступу скалы к лестнице, ведущей к святой пещере.
Мы проходим через сквозные полости под каменными глыбами, обрушившимися к подножию склонов…
Мы вышли на площадку у основных гротов.Перед нами каменный колодец на дне даже есть немного воды.
Эти гроты, служили и местом затворничества для уединенных молитв монахам монастыря.
Пещеры гроты.
Вот такие живописные пейзажи долины Кизилташ открываются нам на пути к пещере св.Стефана Сурожского.
Гроты и полости у склонов горы.
Монахи сделали лестницу ведущую к пещере.
Подниматься по крутому склону к святой пещере теперь стало легче.
А вот впереди и святая пещера(в 2010 году монахи обустроили ее вставили окна и поставили дверь.)
Священная пещера – название дано в честь чуда обретения иконы Божией Матери.
С давних времен известна эта пещера с источником святого Стефана Сурожского, считавшимся целебным у народов разного вероисповедания. Очевидно, что в средневековье она была церковью. До наших дней сохранились остатки фундамента из необработанного камня на известковом растворе. В 1825 году в пещере, в водах источника, явилась икона Божией матери. Ее нашел татарин-пастух, спасавшийся в пещере от ненастной погоды. Он передал икону, писанную на доске, греческому купцу Пластару, а тот отвез ее феодосийскому протоиерею Иосифу. Древняя икона в серебрянной ризе была перенесена в церковь святителя Стефана. Обретение иконы привлекло к пещере с источником множество христиан, которые стали собираться на Богослужения 15 августа в день Успения Богоматери и 9 мая в день святого Николая.
В глубине пещеры у источника на скале мы видим Иверскую икону Божией Матери.
В источнике из косой трещины в глубине грота вода практически не сочится. Засушливым летом источник нередко и пересыхает.
Весь обратный путь нас провожал симпатичный монастырский кот с хвостом как у рыси.
Далее мы отправились по тропе вниз к поселку Краснокаменка к монастырскому подворью.
Здесь можно купить свежий вкуснейший монастырский хлеб,монастырский квас нескольких видов, конфеты ручного приготовления, орехи, мёд!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *