Кладбище смоленское

Смоленское кладбище — православное кладбище в Санкт-Петербурге. Располагается в западной части города на Васильевском острове возле рекиСмоленки. Учреждено духовной властью — Св. Синодом — в 1738 году и светской властью — по указу Сената — в 1756 году. На другом берегу Смоленки, на острове Декабристов расположены Смоленское братское (блокадное) кладбище «Остров Декабристов», Смоленское лютеранское и Смоленское армянское кладбища. В 2001 году на месте главного престола Троицкого храма возвели памятную часовню.

В июле 2004 года по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира и при участии прихода церкви во имя Смоленской иконы Божией Матери Управлением юстиции зарегистрирована общественная организация содействия восстановлению святынь Смоленского кладбища «Попечительство святой Ксении Петербургской»; её первоочередной задачей является восстановление Воскресенской церкви. В результате были восстановлены все три купола Воскресенской церкви, утраченных в 1930-х годах, и к 2014 году закончена реставрация фасада. Ведутся работы по восстановлению интерьера.

Смоленское православное кладбище представлено на сайте Европейского общества значимых кладбищ, основанного в 2001 году в Болонье, Италия.

Кладбище упомянуто в Приложении № 2 «Перечень общественных кладбищ Санкт-Петербурга смешанного способа погребения, на которых безвозмездно предоставляются участки земли для погребения (с изменениями на 6 июня 2014 года)» к Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 3 апреля 2008 года № 377 «Об утверждении перечней кладбищ Санкт-Петербурга, на которых предоставляются участки земли для погребения». Организация: ООО «Собор».

Добраться до Смоленского кладбища в Санкт-Петербурге несложно. На Васильевском острове расположены 2 станции метро: «Приморская» и «Василеостровская». Ближе всех к Смоленскому кладбищу в Санкт-Петербурге располагается станция метро «Василеостровская». С неё и начнём.

Как добраться до Смоленского кладбища от ст. м. «Василеостровская»?

От станции метро «Василеостровская» можно пройти пешком или подъехать на маршрутном такси. Всё зависит от вашего решения.

Решили идти пешком до Смоленского кладбища от ст. м. » Василеостровская «?

Для этого, по выходу из вестибюля метро «Василеостровская» нужно свернуть налево и пройти на 8-ю линию. Далее следует идти вдоль линии до пересечения с улицей Камской. Нумерация домов будет увеличиваться. Вам потребуется выйти на набережную реки Смоленки. Здесь опять свернуть налево и по Камской улице пройти до ворот Смоленского кладбища. Дорога от метро до кладбища может занять от 20 до 45 минут.

Решили подъехать на маршрутке до Смоленского кладбища от ст. м. «Василеостровская «?

Вместо прогулки пешком от метро «Василеостровская», до Смоленского кладбища можно успешно и быстро доехать на маршрутке. Напротив выхода из станции метро «Василеостровская» есть остановка. На место идёт маршрутное такси К-249. Этот транспорт довезёт до Смоленского кладбища, прямо к центральному входу. Вся поездка занимает не более 15 минут.

Как добраться до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Также до станции метро «Приморская» можно добраться или пешком, либо на маршрутке. Ваше решение и вперёд!

Решили идти пешком до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Пешком, выйдя из станции метро «Приморская» нужно свернуть налево и обойти само здание станции «Приморская». Здесь проходит улица Одоевского, которая тянется вдоль реки Смоленки. Идти нужно так, чтоб за спиной находились и Наличная улица, и Наличный мост.

По пути встретится небольшой мостик, через который нужно будет перейти на другой берег. Тут проходит улица Беринга. Вы увидите место, приблизительно через 200 метров, очень похожее на парк и пройти мимо него не получится, так как это уже будет Смоленское кладбище.

Решили подъехать на общественном транспорте до Смоленского кладбища от ст. м. «Приморская»?

Добравшись до станции метро «Приморская», причём конечной, выйдя из вестибюля, можно подъехать на маршрутке К-186. Также на Смоленское кладбище идёт автобус № 42. При выборе любого транспорта, затраченное на поездку время составит не более 5 минут.

Вы окажетесь у северо-западного входа на Смоленское кладбище. Для справки: территорию, которую занимает Смоленское православное кладбище в Петербурге, окружают 17-ая линия Васильевского острова, Малый проспект, улица Беринга и река Смоленка.

Адрес Смоленского православного кладбища
  • Санкт-Петербург, улица Камская, 26
Когда открыто Смоленское кладбище в Петербурге?
  • Смоленское кладбище открыто: в летнее время с 9:00 и до 19:00, в зимнее время с 9:00 до 17:00.

В завершении ещё раз обратим ваше внимание на тот факт, что Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге является самым старым во всем городе. Как сказано было выше, кладбище появилось почти одновременно с самим городом. Ещё если интересует мистика, то стоит заметить, что Смоленское кладбище обладает таинственностью и наделено мистикой со множеством легенд.

  • Бонус для вас, если очень интересно узнать о 6 мистических местах в Санкт-Петербурге, чтобы пощекотать нервы и впрыснуть в кровь приличную дозу адреналина.

Русская Православная Церковь, , (Московский патриархат) Выборгская епархия Храм Смоленской Иконы Божией Матери Адрес: пос. Лесколово, ул. Красноборская, д. 4 б. (напротив поликлиники).

Дни работы храма: ежедневно с 11-00 до 15-00 . В Воскресенье с 9-00 до 15-00

Телефон Храма : 8 (911) 731-59-88

Припарковать машину можно у поликлиники, также у магазина напротив или возле Дома Культуры.

Данный проект имеет два уровня — цокольную и основную часть. Основная часть храма в стадии строительства. Богослужения проходят в цокольной части по воскресным и праздничным дням согласно расписания.

В воскресные и праздничные дни 9-30 — исповедь и Божественная Литургия.

Расписание богослужений на текущий месяц, а также приходские новости и фотоальбомы размещены на странице храма вконтакте.

Строящийся храм Смоленской иконы Божией Матери выходит на создание кровли и купола. Эти задачи у нас стоят в строительный сезон 2015 — 2016 г. Приглашаем к сотрудничеству благотворителей для осуществления этого уникального проекта. В настоящее время необходимы следующие материалы: арматура, бетон, доска. Обращаться в храм. Тел. 8 (911) 731-59-88

Из жизни прихода.

Теперь в цокольном храме стало еще уютней: заработали теплые полы.

Информация о храме.

Вместимость цокольного храма до 200 чел. Храм полностью оборудован для богослужения.

Деятельность прихода.

По субботам в 14-00 в храме проводятся подготовительные беседы (занятия) для взрослых, готовящихся к принятию Таинства Святого Крещения, и для крестных и родителей крещаемого младенца, а также для готовящихся к Таинству Венчания (по предварительной записи).

По субботам и Воскресным дням в 15-00 в храме совершается Таинство Крещения (для прошедших занятия).

Престольный праздник храма — 10 августа, день Смоленской Иконы Божией Матери.

На территории строящегося храма находится малый Храм Смоленской Иконы Божией Матери.

Там имеется Церковная лавка Режим работы с 11-00 до 15-00.

Телефон Храма . 8 (911) 731-59-88 .

Настоятель храма — Игумен Никодим ( Крюков ).

Как добраться до храма: Автобус №675 от м. Проспект Просвещения, ходит по расписанию, добираться 40 минут. Автобус №619 от м. Девяткино ходит каждые 30 минут, добираться 40 минут. Электричка (Приозерское направление) до станции 39 км. На машине от м. Проспект Просвещения или Парнас — 25 минут.

odigitriya-hram@yandex.ru 8-961-808-16-16 http://vk.com/club20369167 Адрес: Россия, Ленинградская область, Всеволожский район, д. Лесколово, ул. Красноборская, д. 4 б. Идет

Реквизиты.

ИНН 4703119896; КПП 470301001; р/счет: 40703810801001408435 Ф-Л ПТР ПАО «ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ БАНК ОТКРЫТИЕ» Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ к/счет: 30101810740300000809 БИК 044030809

Общая информация

Храм новый, ранее в пос. Лесколово храма не существовало. Начало строительства — 2009 год. В этом же году открыт храм-часовня, где стали совершаться Божественные Литургии. В 2012 г. был залит цокольный этаж храма. В настоящее время строительство продолжается, отстроены стены храма, залита плита перекрытия.

Смотреть репортаж православного телеканала «Союз» о первой Божественной Литургии в нижнем (цокольном) храме 10. 09. 2012г.

Сказание о Смоленской иконе Божией Матери.

Смоленская икона Божией Матери, именуется «Одигитрия», что значит «Путеводительница». Согласно церковного предания, икона была написана святым евангелистом Лукой во время земной жизни Пресвятой Богородицы. Божия Матерь, увидев икону, сказала о ней: «С сею иконою благодать Моя и сила».

На Руси икона стала известна с 11 века, когда византийский император Константин Мономах благословил ею в дорогу свою дочь, ставшую женой князя Всеволода Ярославича.

Неоднократно Матерь Божия спасала русскую землю через этот образ. В 1238 г. к Смоленску подошел один из отрядов Батыя. Ночью в церкви свершилось чудо от Смоленской иконы Божией Матери. Богородица явилась пономарю и велела привести к ней воина Меркурия. Пришедшему Меркурию Божия Матерь повелела выступить на защиту города и обещала ему победу. В ходе битвы татарские воины будучи не в силах устоять обратились в бегство. В 1514 г., после присоединения Смоленска к Москве икона стала почитаться символом единства Русских земель.

В 1812 г. в день Бородинской битвы, 26 августа, по распоряжению главнокомандующего М.И. Кутузова икона Смоленской Богоматери была обнесена по всем рядам войск, и перед ней был отслужен молебен с коленопреклонением в присутствии главнокомандующего и всей армии.

Святая икона Божией Матери (Одигитрии) — одна из главных святынь Русской Церкви. Верующие получали и получают от нее обильную благодатную помощь. На иконе Богоматерь указывает рукой на Младенца Христа, показывая всем верующим, что истинный путь всякого человека — это путь ко Христу.

Благотворительная акция: «Именной кирпич – в стену храма».

В нашем храме принимаются пожертвования на именные кирпичи. Имена жертвователей будут написаны на кирпичах, которые займут свое место в стене будущего храма. Участникам акции на молитвенную память вручается свидетельство с изображением проектируемого храма.

Благотворительная акция: «Куб бетона в монолит храма».

Начинается строительный сезон — благоприятное время для начала возведения основного храма. Планируется заливка монолита (колонны, балки, перекрытие). Предлагаем прихожанам поддержать строительство на этом важном этапе. Бетон является одним из основных строительных материалов, незаменимый при заливке железобетонных конструкций. Акция: «Куб бетона в монолит храма» может стать семейной акцией, где каждая отдельная семья внесет лепту в строительство храма. Стоимость одного кубометра бетона – 3000 р. Имена членов семьи будет записаны в поминание о здравии. На молитвенную память Вам вручается свидетельство с изображением проектируемого храма в честь Смоленской иконы Божией Матери пос. Лесколово. Пусть это общее дело объединит Вашу семью!

Приходская воскресная школа.

При храме действует учебно-воспитательная группа «Лучики» для детей 4-7 лет. При желании занятия могут посещать и школьники.
Во время занятий, которые проводятся по воскресным дням, в течение Божественной Литургии (начало занятий в 9-45 ч.) педагоги знакомят детей с житием святого, вспоминаемого в этот день, с отдельными историями Ветхого и Нового Завета, основами Православной веры, занимаются рукоделием. По окончании занятий педагоги приводят детей в храм, где они участвуют в Литургии, начиная с Символа веры, и причащаются. Родители во время занятий имеют возможность участвовать в богослужении, не отвлекаясь на своих малолетних детей, которым, порой, трудно, утомительно выстаивать богослужения полностью, с самого начала.

Учебно-воспитательная группа помогает родителям в воцерковлении детей, в возникновении у них интереса к церковной жизни, понимания ее.

Занятия способствуют социальной адаптации детей в коллективе, умению взаимодействовать и общаться со сверстниками и взрослыми (для детей, не посещающих дошкольные учреждения). Формируются элементарные навыки рукоделия как основы воспитания трудолюбия. Чтобы дети вспоминали посещение храма радостно, им должна быть создана в храме атмосфера мира и любви. Это является главной задачей детской воспитательной группы. Запись в группу у педагогов. Пожертвование на школу остается на Ваше усмотрение.

Огласительные беседы.

Для взрослых, готовящихся к принятию Таинства Святого Крещения, для крестных и родителей крещаемого младенца, а также для готовящихся к Таинству Венчания в нашем храме проводятся подготовительные беседы. Занятия проходят по субботам в 14-00 и проводятся настоятелем.

Храм издает «Приходской листок», который можно просмотреть на странице храма вконтакте.

Строительные новости.

В настоящее время ведутся проектно-сметные расчеты основания купола и расчет кровли.

Лада Елецкая: Добрый день. У нас в гостях Татьяна Александровна Трефилова, автор курса лекций «Православный Петербург», который читается на подворье Оптиной пустыни. И вместе с ней мы начинаем цикл лекций, посвященных истории санкт-петербургских кладбищ. Сегодня прозвучит первый обзорный рассказ. Пожалуйста, Татьяна Александровна.

Татьяна Трефилова: Там, где живут люди, всегда есть кладбища. Люди хоронят своих близких, приходят к ним на могилу. И в России всегда, вплоть до отделения Церкви от государства, кладбища являлись в первую очередь учреждениями церковными. Все особенности их жизни и устройства определяли понятия религиозные. Многовековая православная традиция придавала духовный смысл обряду погребения, поминовения и ухода за могилой. Кладбища всегда ограждались забором и охранялись как нива Божия, где посеяны семена для жизни вечной. На месте кладбищ запрещалось строительство, запрещалось выгуливать скот, запрещалось распахивать землю. В первые годы существования Санкт-Петербурга кладбищ как таковых в городе не было. Усопших хоронили в ограде приходских церквей. Cтарым кладбищем в Петербурге считается кладбище при Сампсониевском соборе, там и до нынешних времен сохранились некоторые захоронения. Хоронили так же у Андреевского собора на Васильевском острове, хоронили у церкви Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове, и там еще до начала двадцатого века сохранялись могильные плиты. Но еще при жизни императора Петра Первого был издан Указ, согласно которому было запрещено хоронить в ограде приходских церквей, и хоронить нужно было на специально для того отведенных местах. Кладбища до революции охранялись законом. В девятнадцатом веке было введено в России кладбищенское законодательство, предусматривавшее суровое наказания за осквернение могил, за воровство на кладбище. По Уложению о наказаниях 1845 года разрытие могилы каралось десятью годами каторжных работ, повреждение надгробий – от четырех до восьми лет каторжных работ, кража на кладбище – один год тюрьмы. Запрещалось так же ездить по кладбищу на велосипеде, ходить с собаками, петь песни, устраивать игры. В девятнадцатом веке было введено семь кладбищенских разрядов. Когда я сама впервые узнала о кладбищенских разрядах, первая реакция моя была недоумение – какие могут быть разряды на кладбищах, разряды для усопших. Но потом, по мере того, как я ближе знакомилась с историей кладбищ в Санкт-Петербурге, я поняла, что это мера совершенно разумная и необходимая, она способствовала сохранению и поддержанию порядка на наших кладбищах. Было установлено семь разрядов кладбищенских. Первый разряд был самый дорогой, самый хороший, и «похоронить по первому разряду» – это всегда означало похоронить дорого. Захоронение в первом разряде стоило двести рублей. Первый разряд был всегда около церкви, около кладбищенского храма. Практически все наши кладбища имели свои храмы для отпевания усопших и молитвы о них. Первый разряд – это разряд, по которому хоронили людей известных, богатых, заслуженных. Как правило, священников всегда хоронили у храма. На дальних участках были дешевые разряды. Так, если первый разряд стоил двести рублей, то пятый разряд стоил уже пять рублей, шестой стоил пятьдесят копеек, и седьмой разряд был бесплатный. Там хоронили людей, умерших в тюрьмах, в больницах и нищих. При кладбищах всегда были сторожа, на ночь кладбища закрывались. Сторожа поочередно с могильщиками обходили кладбище дозором. Перед закрытием кладбища дежурный сторож обычно ударял в чугунную колотушку, предлагая посетителям покинуть кладбище. Отдельно совершенно существовали в Петербурге кладбища для самоубийц. Как вы знаете, самоубийство является очень тяжелым грехом для христианина, и поэтому нередко им отказывали даже в церковном погребении. Обычно самоубийц хоронили за оградами кладбища, на специально для того отведенных указанных местах. Такие места для погребения самоубийц стихийно сложились на острове Голодай, на другой стороне реки Смоленки. Обычно к самоубийцам приравнивались и люди, опоившие себя вином, и государственные казненные преступники. Поэтому не случайно, что декабристов похоронили не на кладбище, а похоронили отдельно на указанных местах, предназначенных для захоронения самоубийц. В первой половине девятнадцатого века был принят закон, который говорит о том, что самоубийц дозволяется хоронить на православных кладбищах, в том случае, если было свидетельство врача о том, что человек при жизни был душевно болен, нездоров, и покончил собой в состоянии душевной болезни, и если было свидетельство священника, что человек этот при жизни своей исповедовался и причащался Святых Христовых Таин. В начале двадцатого века в России стали выходить справочные издания, посвященные истории русских кладбищ. Была задумана целая серия изданий под названием «Русский некрополь». В 1908 году вышел трехтомный «Московский некрополь». В 1913 году вышел четырехтомный «Петербургский некрополь» под покровительством Великого князя Николая Михайловича, который был историком, и при непосредственном участии в составлении Владимира Ивановича Саитова (он так и называется – справочник Саитова), где в алфавитном порядке перечислены все люди, погребенные на кладбищах Санкт-Петербурга. В 1913 году вышел этот справочник – в последний год благополучия России. Была проведена большая исследовательская работа, когда Владимир Иванович Саитов, профессор, член-корреспондент Академии Наук, вместе со своими учениками предпринял натурное обследование кладбищ Петербурга, когда они ходили по кладбищам с блокнотиками и вручную переписывали все то, что удалось прочитать, что сохранилось на могильных плитах, на могильных памятниках. Эти сведения потом переписывались, была составлена картотека, вручную, без использования компьютеров, как нам сейчас было бы удобнее, и было составлено четыре тома «Петербургского некрополя», где все погребенные на Петербургских кладбищах стоят в алфавитном порядке. Если у вас есть знакомые или родственники, о месте погребения которых вы не знаете, но можете лишь предположить, что они погребены в Петербурге, то советую вам, безусловно, обратиться к справочнику Владимира Ивановича Саитова «Петербургский некрополь». Там представлено и собрано много эпитафий, написанных на кладбищах Санкт-Петербурга. Но вскоре произошла революционная катастрофа, и отношение к кладбищам резко изменилось. В период потрясений традиционный уклад жизни был разрушен, потомки перестали посещать могилы своих предков. Нужно сказать, что это есть симптом заболевания духовного. О смерти старались забыть в годы советской власти. Старались забыть, не думать, не вспоминать и не готовиться, хотя Русская Православная Церковь за ежедневным богослужением напоминает нам о «христианской кончине живота нашего». Каждый день дьякон произносит в храме молитвенную ектенью: «Христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны и доброго ответа на Страшнем Судищи Христовом у Господа просим». Святые отцы говорят нам о том же, что каждый день, прожитый нами на земле, день, в который мы не готовились к своей смерти, прожит нами зря. После Октябрьской революции стремительно изменились представления о неприкосновенности могил. Вскрытие святых мощей приобрело всероссийский размах, и то, что раньше наказывалось законом, происходило с одобрения властей. Должность кладбищенского старосты сменила должностью кладбищенского комиссара. Грабежи и осквернения могил стали следствием вседозволенности и атеистической пропаганды. За первые годы революции и Гражданской войны население Петербурга уменьшилось втрое. Голод, террор, эмиграция. Многие могилы остались без родственного ухода и присмотра. Кладбища поступили в ведение комиссаров, а не священников. Кладбища стали закрываться, на их месте предполагалось устроить парки культуры и отдыха. Считалось, что социалистическому Ленинграду не нужно так много кладбищ, которые занимают так много земли. Кладбища лучше закрыть, а использовать их как парки культуры и отдыха, а все надгробия, представляющие исторический интерес, перенести в некрополь Александро-Невской Лавры. Под этим предлогом были уничтожены в Петербурге многие кладбища. Полностью исчезло с лица нашего города крупнейшее Митрофаньевское кладбище, о нем напоминает нам лишь Митрофаньевское шоссе, проходящее от Варшавского вокзала. Удивительно, что Громовское старообрядческое кладбище каким-то чудом уцелело. Так же о Митрофаньевском кладбище могут вспомнить наши современники, по телевизору посмотрев сериал «Петербургские тайны», где все эти страшные события, как похоронили живую девушку, происходили именно на Митрофаньевском кладбище, а вот где это Митрофаньевское кладбище, не все могут ответить на этот вопрос. Полностью было уничтожено Фарфоровское кладбище, полностью уничтожено кладбище Троице-Сергиевой пустыни, красивейшее кладбище не только нашего города, но и всей России, полностью уничтожено католическое кладбище на Выборгской стороне, также полностью уничтожили и Малоохтинское православное кладбище, и что удивительно, Малоохтинское старообрядческое кладбище опять же каким-то чудом уцелело. И вот эта участь уничтожения кладбищ Санкт-Петербурга ждала и другие кладбища города, но этому помешала война. Нужно сказать, что в годы советской власти практиковались такие вот перенесения надгробий в музей городской скульптуры в некрополь без перезахоронения останков. Часто бывало так, что музей городской скульптуры интересовал лишь надгробный памятник как произведение искусства. Памятники переносили в музей, а могилы людей, похороненных под ними, утрачивались навсегда. И до сих пор, как вы знаете, наверное, в алтаре храма Благовещенской усыпальницы Александро-Невской Лавры, которая до сих пор не передана Церкви, стоит памятник, принесенный со Смоленского армянского кладбища, памятник семье Лазаревых. И так же практиковалось в годы советской власти так называемое вторичное использование надгробных памятников, когда имя похороненного здесь человека закрашивалось, стиралось, соскабливалось, и на этом месте писалось имя другого, нового владельца этого памятника. Крест на могиле усопшего всегда на Руси ставился не для украшения могилы, а для обозначения того, что здесь погребен христианин, и о делах человека усопшего обычно не было принято писать на его могиле. Раньше на могиле писали имя усопшего человека, и часто писали просто «раб Божий». На могилах многих монахов даже не писали иногда имен, просто «усопшие рабы Божие». Но в восемнадцатом веке пришла в Россию традиция эпитафии, когда на могилах усопших людей стали подробно писать обстоятельства их жизни и сочинять стихи. Появился такой даже такой жанр поэзии – надгробные эпитафии. Эпитафии писали многие русские поэты: эпитафии писал Пушкин, Жуковский, Сумароков, Лермонтов. И вот четырехтомник Владимира Ивановича Саитова дает нам представление о характере эпитафий, написанных на могилах петербуржцев. Самой известной эпитафией, наверное, является эпитафия, которую многие, наверно, видели на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры. Автором этой эпитафии считается поэт Сумароков. Эпитафия эта всем известна.

Прохожий, ты идешь, но ляжешь, как и я.
Присядь и отдохни на камне у меня,
Сорви былиночку и вспомни о судьбе.
Я дома, ты – в гостях. Подумай о себе.

Нужно сказать, что очень многие эпитафии начинаются со слова «прохожий», потому что все мы живущие, по сути дела, прохожие по этой жизни. И эпитафии обращаются от лица умершего человека к живому, ныне проходящему по этому кладбищу. И как я сказала, многие эпитафии начинаются со слова «прохожий», я собрала вместе некоторые эпитафии, которые начинаются одним словом, обращенным к нам.

Прохожий, я приплыл к пристанищу надежну,
К нему имеют все дорогу неизбежну.
Старайтесь жизнь свою тако провождать,
Чтоб не страшилися в сем порте приставать.

* * *

Посетитель мой любезный
Прими от гроба моего глас слезный
И молись за мя ко милостивому Богу,
Да обрящу в День Судный милость Его многу.

* * *

Прохожий, бодрыми ногами
И я ходил здесь меж гробами,
Читая надписи вокруг,
Как ты сейчас мою читаешь.
Намек мой понимаешь?
Прощай же, до свиданья, друг.

Некоторые эпитафии, наоборот, не начинаются, а заканчиваются обращением к прохожим. Вот одна эпитафия со Смоленского православного кладбища.

Нет доброй матери, жены примерной нет,
Томившись целый год от тяжкого недуга,
Как тихий луч она угасла в цвете лет
Прохожий, пожалей несчастного супруга.

Но особое, наверное, место занимают эпитафии, написанные на могилах младенцев. Смерть ребенка – это большая трагедия для человека, и даже христианину пережить ее всегда трудно, и поэтому очень многие младенческие эпитафии содержат в себе и слова утешения.

Спи, любезный сын, спокойно,
На заре сон сладок, мил.
Время полдня очень знойно,
Вечер хладен и уныл.

* * *

Цветок, не расцветший в юдоли земной,
В раю расцветешь ты под Божьей росой.

* * *

Как утром на цветах весенняя роса,
Ее душа на сей земле блеснула,
С улыбкою на Божий мир взглянула,
И вознеслась к себе на небеса.

А вот эпитафия, написанная на могиле пятнадцатилетней девочки, княжны Львовой. Она скончалась в пятнадцать лет, и в эпитафию включены ее последние слова, сказанные ею при жизни. Это одна из любимых мною эпитафий.

Под сенью райских древ княжна здесь Львова
Она в пятнадцать лет зреть Горний мир готова.
Последние слова ей веры дух внушал:
«Я стражду, но Христос и более страдал».

И дай нам Бог каждому из нас, как эта пятнадцатилетняя княжна Львова, быть готовыми зреть Горний мир. А вот еще одна эпитафия, написанная отцом, на могилу своей одиннадцатилетней дочери Маруси.

Спишь ли ты, Маруся, или так лежится?
Встань и полюбуйся, что вокруг творится.
«Встала бы, нет воли, тесный дом мой прочен,
Выход на свет Божий крепко заколочен».
Спи, дитя, едва ли стоит просыпаться,
На людское горе сердцу надрываться.
Наша жизнь земная, право, не завидна.
Спи, дитя родное, суждено так видно.

Многие люди еще при жизни своей писали эпитафии сами себе, заботились о месте собственного упокоения. Была такая традиция, что люди к смерти готовились. Готовились и духовным образом, и совершенно материальным. Заказывали нередко и уже покупали место на кладбище, заказывали художнику, архитектору проект своего могильного надгробия, и писали себе стихи. Вот одна автоэпитафия со Смоленского православного кладбища.

О, человек, я жизнь прожил –
Что мог, все сделал я для ада,
И, не боясь греха, грешил,
На жизнь греха не бросив взгляда.
Хотел бы я свой путь начать
Иною жизнью, жизнью новой,
Но заколочен гроб сосновый,
И на устах моих печать.

А вот еще одна эпитафия, по сути дела, надгробные стихи, тоже с кладбищ нашего города, которой мне бы и хотелось закончить нашу сегодняшнюю первую беседу.

Хорошо умереть без страданий и муки
С чистым сердцем, с спокойной душой,
И с минутой таинственной жизни разлуки
Не жалеть ничего за собой.
Хорошо умереть, когда кончена страда,
Когда выполнен жизни урок.
Хорошо умереть, догорев, как лампада,
Доцвести, как осенний цветок.

Лада Елецкая: Спасибо, Татьяна Александровна. Напомню, что с нами была Татьяна Александровна Трефилова, автор курса лекций «Православный Петербург», который читается на подворье Оптиной пустыни, и прозвучал первый обзорный рассказ из цикла, посвященного истории санкт-петербургских кладбищ.

За три недели студенты петербургских вузов исследовали 250 захоронений в историческом месте, чтобы помочь городу сделать Смоленское Лютеранское кладбище более ухоженным.

В стажировке «Сохраним культурное наследие» Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) участвовали 15 студентов разных вузов. Отбор кандидатов на стажировку совместно проводили КГИОП и Комитет госслужбы и кадровой политики. Молодые люди работали в архивах и библиотеках, искали на Лютеранском кладбище захоронения и фиксировали их состояние.

Работа студентов стала началом большого пути по восстановлению исторического кладбища. Молодым людям предстояло найти информацию о родственниках людей, похороненных на Смоленском кладбище. В случае, если родственники или организации, в которых работали усопшие, не готовы взять на себя обязанности по уходу за могилой, город может получить право заниматься реставрацией надгробия и другими работами. Стажерам удалось найти как те могилы, уход за которыми готовы взять на себя родственники, так и те, за которыми присматривать некому.

«На примере стажировки мы увидели, что не только работники музейной отрасли и сферы культуры, но и люди любой профессии могут участвовать в таких важных процессах, как сохранение культурного наследия, — говорит участник стажировки, студент СПбГУ Виталий Чебоксаров. – Оказалось, что каждый человек, даже я, может быть полезен. В будущем я бы хотел стать государственным служащим, чтобы участвовать в развитии города».

Стажеры предложили множество идей о том, как можно сохранить и восстановить историческое место. Все идеи студентов рассмотрят профессионалы в сфере работы с объектами культурного наследия.

По итогам стажировки председатель Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Сергей Макаров обратился к председателю Комитета госслужбы и кадровой политики Андрею Михайлову с рекомендацией о включении участников стажировки в Молодежный кадровый резерв Санкт-Петербурга. Всем стажерам, как любым другим кандидатам будет необходимо пройти отбор в резерв, но участие в стажировке будет учитываться.

9 ноября участники стажировки планируют провести субботник на Лютеранском кладбище, на который пригласили участников Молодежного кадрового резерва.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *