Клевета православие

  • Злословие Энциклопедия изречений
  • Злословие Сокровищница духовной мудрости
  • Злословие свт. Иоанн Златоуст
  • О злословии и клевете преп. Иоанн Лествичник
  • Злословие (злоречие) преп. Ефрем Сирин
  • Злословие свт. Григорий Богослов
  • Против злословия прот. Виктор Гурьев
  • Хула, злословие, злоречие Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Злословие Преподобные оптинские старцы
  • О злословии преп. Антиох Палестинский
  • Уклоняться от злословящих прот. Сергий Филимонов
  • О злословии Фома Аквинский

***

Злосло́вие — неоправданная, чрезмерно грубая форма осуждения; злая, пристрастная, оскорбительная оценка Бога, ангелов или людей (в том числе: их мыслей, желаний, действий, поступков и пр.), обществ, сообществ, наций, стран и народов.

В Синодальном переводе Библии как «злоречие» на русский переведено три греческих слова:

***

Чем богоугодное порицание отличается от злословия?

Богоугодным порицанием может считаться лишь то, которое вписывается в рамки Божьего закона, соответствует нормам Добра, направлено во благо.

Грубость нравственной оценки как таковой не может рассматриваться априори как грех злословия.

Так, во времена Ветхого Завета пророк Исаия, обличая своих соплеменников во зле, применил довольно резкое по содержанию выражение: «князья Содомские», «народ Гоморрский» (Ис.1:10)

В свою очередь Предтеча Господень применил в отношении шедших к нему фарисеев и саддукеев не менее хлёсткое выражение: «порождения ехиднины» (Мф.3:7).

В принципе, оба названных выражения, в случае их применения другими людьми, в других обстоятельствах, можно было бы обозначить как крайне грубые (ср.: «аналогичные» им по значению русские выражения (приводим их в варианте, адаптированном под формат богословской статьи): «князья Содомские» (Ис.1:10) — мужчины нетрадиционной сексуальной ориентации, «порождения ехидны» (Мф.3:7) — собачьи дети).

Со стороны обличаемых беззаконников такого рода порицания нередко воспринимались как оскорбительные. Но вправе ли мы оценивать их как грех злословия? Очевидно, что нет.

Почему? Потому что, во-первых, даже и будучи резкими по форме, эти слова соответствовали степени греховности грешников; во-вторых, потому что они были высказаны не по пристрастию или гордыне, не по ненависти или злобе, но с благой, возвышенной целью: побудить нечестивцев одуматься, прийти к покаянию, обратиться ко Господу, изменить поведение, жизнь.

Злословие же подразумевает иные мотивы. Достаточно часто причиной злословия служит заносчивость и гордыня. В этом случае человек хулит ближних, ставя себя выше них, и даже противопоставляя себя (мол, то ли дело он, ведь он — не такой, как они).

Довольно часто причиной злословия выступает страсть к сквернословию сквернословию вообще, а нередко — греховная «любовь» к сплетням, ведь по сути, обвиняя того или иного человека сверх надлежащей меры, злословящий приписывает ему нечто лишнее, и, следовательно, клевещет на него.

Особенно сильно злословие сближается с клеветой в тех случаях, когда бывает направлено против Бога или Его святых, ибо Господа совершенно не за что хулить, а святые (живущие земной жизнью) хотя и грешат, всё же, как правило, значительно меньше тех, кто их злодейски ругает.

Характерным примером может служить злословие Христа. Вспомним, что многие иудеи обзывали Его и обманщиком, и самозванцем, и даже богохульником, тогда как Он не имел с обвинениями ничего общего.

Нередко мотивом злословия служит личная неприязнь, зависть или ненависть, что противоречит заповеди о Любови к ближнему. Отсюда и строгость суда Божьей Правды: «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону, а кто скажет «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22).

***

преподобный Авва Дорофей:
«Иное же дело злословить или порицать, иное осуждать, и иное уничижать. Порицать — значит сказать о ком-нибудь: такой-то солгал, или разгневался, или впал в блуд, или сделал что-либо подобное. Вот такой злословил брата, т. е. сказал пристрастно о его согрешении. А осуждать — значит сказать: такой-то лгун, гневлив, блудник. Вот сей осудил самое расположение души его, произнёс приговор о всей его жизни, говоря, что он таков-то, и осудил его, как такого — а это тяжкий грех. Ибо иное сказать: «он разгневался», и иное сказать: «он гневлив» и, как я сказал, произнести таким образом приговор о всей его жизни. А грех осуждения столько тяжелее всякого другого греха, что Сам Христос сказал: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лк. 6:42), и грех ближнего уподобил сучку, а осуждение — бревну. Так-то тяжело осуждение, превосходящее всякий грех.

НЕПОНЯТНЫЕ СЛОВА В МОЛИТВЕ. Исповедание грехов повседневное

Исповедаю Тебе Господу Богу моему и Творцу, во Святей Троице Единому, славимому и покланяемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу, вся моя грехи, яже содеях во вся дни живота моего, и на всякий час, и в настоящее время, и в прошедшия дни и нощи, делом, словом, помышлением, объядением, пиянством, тайноядением, празднословием, унынием, леностию, прекословием, непослушанием, оклеветанием, осуждением, небрежением, самолюбием, многостяжанием, хищением, неправдоглаголанием, скверноприбытчеством, мшелоимством, ревнованием, завистию, гневом, памятозлобием, ненавистию, лихоимством и всеми моими чувствы: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием, и прочими моими грехи, душевными вкупе и телесными, имиже Тебе Бога моего и Творца прогневах, и ближняго моего онеправдовах; о сих жалея, винна себе Тебе Богу моему представляю, и имею волю каятися; точию, Господи Боже мой, помози ми, со слезами смиренно молю Тя: прешедшая же согрешения моя милосердием Твоим прости ми, и разреши от всех сих, яже изглаголах пред Тобою, яко Благ и Человеколюбец.

Живота моего – жизни моей. Скверноприбытчеством – преступной наживой (прибылью). Мшелоимством – мздоимством, корыстолюбием (мшел – корысть). Лихоимством – жадностью, сребролюбием. В нашей традиции, закрепленной в катихизисе, утвердилось именование этим словом всяческого неправедного обирания ближних: взяток, вымогательства и т. д. Онеправдовах – я оклеветал; причинил всякое зло, неправду. Точию – только. От всех сих, яже изглаголах – от всего этого, что я высказал.

+ «Каждодневные дела наши надо ежечасно взвешивать, внимая им, а вечером необходимо облегчать бремя их покаянием, сколько сил есть, если желаем, с помощью Христовою, препобедить в себе зло. Надобно также смотреть, по Богу ли, пред лицеем ли Бога и для единого ли Бога совершаем мы все свои чувственные и видимые дела, чтобы по неразумию не быть окраденными при сем какими-либо недобрыми чувствами».

Преподобный Исихий Иерусалимский

Необходимость ежедневного покаяния в грехах, содеянных во всю жизнь, поясняют слова преподобного Антония Великого: «Говорите, что вы грешники, и оплакивайте все, в состоянии нерадения вами наделанное. За это благоволение Господа будет с вами и будет действовать в вас: ибо Он благ и отпускает грехи всех, обращающихся к Нему, кто бы они ни были, так что не помянет о них более. Однако же Он хочет, чтобы помилованные сами помнили о прощении грехов своих, доселе соделанных, чтобы, забыв о том, не допустить чего в поведении своем такого, из-за чего принуждены будут дать отчет и в тех грехах, которые уже были им прощены… Давид, получив отпущение грехов, не забывал о них и память о них передал потомству. Это сделано в память всем родам, из рода в род. Научу беззаконныя путем Твоим (Пс. 50, 15), говорит он, чтобы все грешники научились от примера его подобно ему каяться в грехах своих и, когда они будут прощены, не забывать о них, но всегда помнить. Подобное сказал Сам Бог через пророка Исаию: Аз есмь заглаждаяй грехи твоя, и не помяну. Ты же помни… (Ис. 43, 25-26). Таким образом, когда Господь отпускает нам грехи наши, мы должны не отпускать их себе сами, но всегда помнить о них, через возобновление раскаяния о них».

Тот же святой предупреждает: «Не обращай в уме твоем грехов, некогда совершенных тобою, чтоб они опять не возобновились. Будь уверен, что они прощены тебе в то время, как ты предал себя Богу и покаянию, и нимало в том не сомневайся».

Итак, сохраняя и постоянно возобновляя раскаяние в грехах нашей жизни, не забывая о них – мы не должны в то же время «обращать их в уме», заново переживать, прилепляться к ним памятью. В этом – одно из проявлений искусства «невидимой брани», срединного «царского» пути, каким должен идти христианин.

Молитва эта помогает рассмотрению дневных прегрешений и поддерживает память о совершенных ранее – во все дни жизни, Напомним, что искренне исповеданные в Таинстве Покаяния грехи полностью прощаются Господом, но это не означает, что мы должны забывать о них. Грехи остаются в памяти для смирения и сокрушения о содеянном.

«Должно внимать себе, не престала ли совесть наша обличать нас, не ради чистоты нашей, но как бы утомившись. Признак разрешения от грехов состоит в том, что человек всегда почитает себя должником перед Богом».

Преподобный Иоанн Лествичник

Как на исповеди в Таинстве Покаяния, так и на ежедневной исповеди Богу грехи свои надо исповедовать раздельно, сознательно. Поэтому остановимся на названных в молитве грехах и укажем, какие под ними могут подразумеваться дела, поступки, слова и мысли. При этом мы руководствуемся Православным катихизисом и наставлениями подвижников Православной Церкви.

Объядение, пиянство, тайноядение – грехи, связанные со страстью чревоугодия, входящей в восьмерку главных страстей. Тайноядение – употребление пищи тайком (из жадности, стыда или нежелания делиться, при нарушении поста, при употреблении недозволенной еды и т. д.). К грехам чревоугодия относятся также многоядение и гортанобесие – страсть к наслаждению вкусовыми ощущениями, то есть гурманство, так насаждаемое в наши дни. Употребление наркотиков и курение также относятся к области пьянства; если вы страдали или страдаете этими греховными пристрастиями, включите их в перечень грехов.

Празднословие. Напомним грозное слово Самого Господа: Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься (Мф. 12, 36-37).

А вот святоотеческий рецепт, как вести себя, если обстановка и разговоры в компании располагают к празднословию: «Если не имеешь особенной нужды остаться, то уйди; а когда будет надобность остаться, то обратись умом к молитве, не осуждая празднословящих, но познавая свою немощь».

Преподобный Иоанн Пророк

Расширяет понятия празднословия преподобный Ефрем Сирин: «А что такое праздное слово? Обещание веры, не исполненное на деле. Человек верует и исповедует Христа, но остается праздным, не делает того, что повелел Христос. И в другом случае бывает слово праздным – именно, когда человек исповедуется и не исправляется, когда говорит, что кается, и снова грешит. И худой отзыв о другом есть праздное слово, потому что пересказывает, что не было сделано и чего не видит».

Уныние. Этот грех нередко впрямую связан с празднословием:

«Уныние часто бывает одною из отраслей, одним из первых исчадий многословия… Уныние есть расслабление души, изнеможение ума… оболгатель Бога, будто Он немилосерд и нечеловеколюбив; в псалмопении оно слабо, в молитве немощно… в послушании лицемерно».

Преподобный Иоанн Лествичник

Леность, как видим, теснейшим образом связана со страстью уныния. Православный катихизис называет «леность по отношению к учению благочестия, молитве и общественному богослужению» в числе грехов против 1-й заповеди Закона Божия.

А вот святоотеческое наблюдение из монашеской жизни, действительное для мира: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву; а если дела служения легки, то отбегают от молитвы как от огня».

Преподобный Иоанн Лествичник

Прекословие. «Связывай язык твой, неистово стремящийся на прекословия, и семьдесят крат седмерицею в день сражайся с сим мучителем», — учат святые отцы словами Иоанна Лествичника. «Кто в беседе упорно желает настоять на своем мнении, хотя бы оно было и справедливо, тот да знает, что он одержим диавольским недугом; и если он так поступает в беседе с равными, то может быть, обличение старших и исцелит его; если же обращается так с большими себя и мудрейшими, то этот недуг от людей не исцелим».

Непослушание. «Неповинующийся словом без сомнения не повинуется и делом, ибо кто в слове неверен, тот непреклонен и в деле», — так связывает непослушание с прекословием преподобный Иоанн Лествичник. В Церкви все строится на послушании; слушаться мы должны всех и каждого, кого Господь над нами поставил. Полное послушание в вопросах духовной жизни необходимо по отношению к духовному отцу, вообще к пастырям и духовным учителям: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать ответ; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно (Евр. 13, 17). Но полное и беспрекословное послушание (во всем, что не противоречит вере и Закону Божию: Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам – Деян. 5, 29) должна оказывать жена мужу, еще не создавшие своей семьи дети – родителям. О повиновении начальствующим говорит апостол Павел: Начальник есть Божий слуга, тебе на добро… И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести (Рим. 13, 4-5). Митрополит Антоний Сурожский рассказывает, что был призван в армию, уже дав монашеские обеты, но не приняв пострига. На вопрос, как же ему в армии осуществлять послушание, духовник ответил: «Очень просто: считай, что каждый, кто дает тебе приказ, говорит именем Божиим, и твори его не только внешне, но и всем твоим нутром; считай, что каждый больной, который потребует помощи, позовет – твой хозяин; служи ему, как купленный раб».

Оклеветание – прямое нарушение 9-й заповеди Закона Божия (Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего – Исх. 20, 16). Всякая клевета, любые пересуды и сплетни, любое несправедливое порицание – это оклеветание. Почти непременно приводит к оклеветанию осуждение ближнего, прямо запрещенное Господом: Не судите, да не судимы будете (Мф. 7, 1). Итак, неизвинителен ты, всякий человек, судящий другого, ибо тем же судом, каким судишь другого, осуждаешь себя, потому что, судя другого, делаешь то же (Рим. 2, 1).

«Как огонь противен воде, так и кающемуся несродно судить. Если бы ты увидел кого-нибудь согрешающего даже при самом исходе души из тела, то и тогда не осуждай его, ибо суд Божий неизвестен людям. Некоторые явно впадали в великие согрешения, но большие добродетели совершали в тайне; и те, которые любили осмеивать их, обманулись, гоняясь за дымом и не видя солнца». «Опытом доказано, что за какие грехи, телесные или душевные, осудим ближнего, — в те сами впадаем».

Преподобный Иоанн Лествичник

Небрежение – небрежное исполнение возложенных на нас Богом обязанностей или и вовсе пренебрежение ими. Небрежение на работе, небрежение своими домашними и семейными обязанностями, небрежение молитвой…

Самолюбие авва Дорофей называет корнем всех страстей, а преподобный Ефрем Сирин – матерь всего худого.

«Самолюбие есть страстное безрассудное любление тела. Противоположны ему любовь и воздержание. Очевидно, что имеющий самолюбие имеет все страсти».

Святой Максим Исповедник

Многостяжание. Любостяжание… есть идолослужение, — говорит апостол Павел (Кол. 3,5). В другом послании он пишет: Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям (Тим. 6, 10). Многостяжание – это страсть сребролюбия, входящая в восьмерку главных страстей, в действии: любое накопительство, пристрастие к различным предметам, скупость и, наоборот, расточительность.

«Любящий земное более небесного лишится и небесного и земного».

Авва Евгений (Скитский патерик)

«Многостяжательный опутан попечениями и как пес привязан цепью».

Преподобный Нил Синайский

Многостяжание – это ненадеяние на Бога. И так не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 31-33).

«Почему не свергаем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчаем себя от бремени земных вещей? Не знаете разве что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Будем искать лишь того, что удовлетворяет потребности; ибо излишнее только развлекает, а пользы не приносит».

Преподобный Ефрем Сирин

Хищение. В это понятие входит не только всякая кража, но и всякое пользование тем, что «плохо лежит»: например, «зачитать книгу в библиотеке или у друзей. Особо тяжелый вид хищения – святотатство – «присвоение того, что посвящено Богу и что принадлежит Церкви» (см. «Православный катихизис»), то есть не только прямая кража священных предметов, но и: взять, не испросив благословения священника, пожертвованное на канон или принесенное в храм благотворителями для раздачи, и т. д.

Неправдоглоголание – любая ложь словом. Мерзость пред Господом – уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч. 12, 22). Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4, 25).

Надо помнить, что нет «невинной» лжи, всякая ложь не от Бога. «Ложь, при которой нет намерения вредить ближнему, непозволительна, потому что она не согласна с любовью и уважением к ближнему и не достойна человека, и особенно христианина, созданного для истины и любви», — говорит святитель Филарет в своем «Православном катихизисе».

Скверноприбытчество – получение прибыли, прибытка скверным, неправедным путем. Понятие может включать в себя всякий обвес, обмер, обман, но также и любой заработок, приносящий людям зло, — например, основанный на удовлетворении или разжигании греховных страстей. Подделка любых документов и использование поддельных документов (например, проездных билетов), покупка по дешевке краденого – тоже скверноприбытчество. Сюда же относится и тунеядство, «когда получают жалование за должность или плату за дело, но должности и дела не исполняют и, таким образом, крадут и жалование или плату, и пользу, которую могли бы трудом принести обществу или тому, для кого следовало работать» (см. «Православный катихизис»).

Мшелоимство – корыстолюбие, взимание мшела – корысти. Сюда относятся все виды вымогательства и взяточничество. И, раз уж этот грех внесен в молитву-покаяние для всех православных христиан, следует внимательно рассмотреть свою жизнь и обнаружить его проявления в ней.

Ревнование – ревность всех родов.

Зависть. «Кто завидует ближнему, тот восстает против Бога – раздаятеля даров».

Святитель Иоанн Златоуст

«Кто уязвляется завистью и соперничеством, тот жалок, потому что он соучастник диавола, завистию которого вошла в мир смерть (Прем. 2, 24)… зависть и соперничество – страшная отрава: от них рождается оклеветание, ненависть и убийство».

Преподобный Ефрем Сирин

Гнев – одна из восьми главных страстей.

«От какой бы причины ни возгоралось движения гнева, оно ослепляет очи сердца и, налагая покров на остроту мысленного зрения, не дает видеть Солнца правды. Все равно, золотой ли лист, или свинцовый, или из другого какого металла наложен будет на глаза – ценность металлов не делает разницы в ослеплении».

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин

«Как с появлением света удаляется тьма, так от благоухания смирения исчезает всякое огорчение и гнев».

Преподобный Иоанн Лествичник

Памятозлобие «есть последний предел гнева, хранение в памяти грехов против нас ближнего, отвращение образа оправдания (Богом определенного: »прости и прощено будет» – ср.: Лк. 6, 37), сгубление всех прежних добродетелей, яд душегубный, грызущий сердце червь, стыд молиться (как скажешь: »остави, якоже и мы…»?), вонзенный в душу гвоздь, непрестанный грех, неусыпное беззаконие, ежечасное зло».

Преподобный Иоанн Лествичник

«Как дым от тлеющей соломы ест глаза, так и памятозлобие – ум во время молитвы».

Преподобный Нил Синайский

«Если злопамятствуешь на кого, молись о нем; и, молитвою отделяя печаль от воспоминания о зле, какое он причинил тебе, остановишь движение страсти; став же дружелюбным и человеколюбивым, совершенно изгонишь страсть из души».

Святой Максим Исповедник

«Укротивший гнев пресек зарождение и памятозлобия; ибо чадородие бывает только от живого отца».

Преподобный Иоанн Лествичник

Ненависть. Кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза (Ин. 2, 11). Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающий (1 Ин. 3, 15). Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (1 Ин. 4, 20).

Лихоимство – «когда под видом некоторого права, а на самом деле с нарушением справедливости и человеколюбия, обращают в свою пользу чужую собственность или чужой труд, или даже самые бедствия ближних, например, когда заимодавцы обременяют должников ростом (процентами займа), когда владельцы изнуряют зависящих от них излишними налогами или работой, если во время голода продают хлеб по слишком высокой цене» (см. «Православный катихизис»). В широком смысле слово лихоимство означает вообще любостяжание, жадность (страсть сребролюбия); в этом значении слово употребляется в Новом Завете (Рим. 1, 29; 2 Кор. 9, 5; Еф. 4, 19 и 5, 3; Кол. 3, 5).

Тяжкие согрешения, соделанные в течение жизни, из числа таких, которые прямо не названы в этой молитве, следует включить в нее, а не «подводить» под один из пунктов (например, богохульство, ропот на Бога, или попытка самоубийства, или убийство нерожденных детей – аборт, и т. д.). В частности, в этом перечне нет грехов, относящихся к страсти блуда (а среди них такие, как прелюбодейство и всякое внебрачное сожительство, и все нарушения чистоты и целомудрия), и к страсти гордости, которая по праву считается ужаснейшей из страстей.

Следующая молитва

Предыдущая молитва

НАЗАД (На предыдущую страницу)

Назад к списку

«Какая разница между злословием и сплетней? Сплетня может быть очаровательна. Ведь и история не больше, как сплетня. Но злословие – это сплетня со скучным оттенком морали»
О.Уайльд.
Сплетни и слухи можно рассматривать как одно из древнейших развлечений человечества. Одним из величайших сплетников был драматург Уильям Шекспир, который сочинял шедевры об Антонии и Клеопатре, Ричарде III, Генрихе VIII.

Люди, которые утверждают, что никогда никого не обсуждают и стараются держаться в стороне от непроверенных слухов, или непроходимо скучны или лицемерят. Сплетнями и слухами могут быть любые беседы, в которых вероятное трансформируется в достоверное. Автоматически в разряд сплетен попадают женские пересуды о том, что кто-то сделал пластическую операцию, неудачно женился или не вовремя разорился. Как правило, сплетнями и слухами являются и беспристрастные мужские суждения на темы бизнеса, политики и карьеры. Ведь и в них изобилие неподтвержденной информации! Сплетни и слухи далеко не всегда имеют отрицательный характер. Именно сплетни и слухи оживляют почти любую беседу, делая ее более интересной и доверительной. Чаще — это повседневная практика возведенная в степень искусства для тех, кто не питает глубокого интереса ни к схоластике, ни к французским энциклопедистам, ни тем более к парадоксам теории относительности. Безусловно, «себестоимость» сплетни или слуха, как и любого произведения, включает в себя социальный престиж, репутацию автора, а также то, как он рассказывает ту или иную историю. Фараон Птолемей I жаловался своему учителю Евклиду на трудности математики. Тот парировал: «В математике нет царского пути». Может, это и верно в математике, но не в жанре сплетен. Хорошо информированный и умный собеседник всегда знает, что и кому можно сказать, а также как это сделать. Как правило, такие люди отличные партнеры. Считая уместными даже самые невероятные обсуждения, они продолжают беседу только до тех пор, пока собеседник проявляет к теме искренний интерес и пытается выяснить подробности. Хороший сплетник не просто пересказывает выдуманные и непроверенные истории, но обязательно завлекают собеседника в разговор, как в ловушку. Он не позволяет себе безнадежно увязнуть в деталях, подробно излагая какую-то историю. Искусный собеседник привлекает внимание слушателей интересными фактами, интимными и, по возможности, более пикантными деталями. Известно, что люди интересуются не столько общественной деятельностью королей, президентов и соседей, сколько их частной жизнью. Более впечатляющим, чем Соломонова мудрость, в истории навсегда всегда останется его гарем, состоящий из 700 жен и 300 наложниц. Идущие по царскому пути в искусстве сплетен, используют неформальную «базу данных» в мирных целях и строго соблюдают определенные правила. Прежде всего, они не держат зла ни в сердце, ни на кончике языка. И никогда не сплетничают только ради привлечения внимания или заполнения пауз скучной беседы. У таких людей прекрасное чувство меры, они не переступают определенных границ личной жизни окружающих. Они всегда знают, что, кому и когда можно сказать и умеют хранить те тайны, которые для этого предназначены. Люди этого склада редко допускает просчеты, а если ошибка и случается, то такой человек всегда готов принести свои извинения. Однако в повседневной практике сплетни и слухи могут применяться как ложные аргументы, использоваться для того, чтобы досадить, поссорить, или в надежде опорочить кого-то. Любая отрицательная информация имеет раздражающий характер, и неизбежно вызывают напряжение. Ее воздействие подобно зуду от комариных укусов — чем больше мы почесываемся, тем сильнее страдаем. Однако не стоит пугаться и огорчаться. Сплетни и слухи, как правило, свидетельствуют об интересе к персоне. Ведь если о вас никто и нигде не говорит — данный факт не означает, что вы идеальны. Скорее всего, ваша жизнь ничем не привлекательна и никого не интересует. Даже если сплетни сильно раздражают, то кроме смирения и игнорирования предложить что-то еще не представляется возможным. Проследить происхождение слухов и сплетен практически невозможно. Прекратить – тоже. Самое главное не допускать того, чтобы самооценка человека опиралась на информацию, навязываемую со стороны. Нельзя идти на поводу у слухов и сплетен. Но можно ограничить сплетни, либо ничего не утаивая, либо, наоборот, окутав свою жизнь завесой секретности. Однако наиболее правильным является проявление осторожности и благоразумия в отношении собственных секретов. Необходимо соблюдать границу между близкими, надежными, проверенными друзьями и чужими людьми, которые не слишком заинтересованы в нашем душевном покое. Так можно сократить шансы оказаться «на прицеле» у какого-то язычка.

И.Ф.Симонова

Книга -учебник

«Кто хранит уста свои и язык свой, тот хранит от бед душу свою» (Прит. 21:23)

Труд Олега Ремеза широко раскрывает тему важности слов произносимых нами ежедневно. Автор учебника помогает увидеть, каким образом наши слова приводят в действие духовные законы, которые в свою очередь управляют физическими, проэцируясь в нашей естественной жизни.

Вступление

Что такое речь человека, выраженная в словах? Вопрос этот, к сожалению, сегодня уже мало кого волнует. Свыкшись с таким фактом, люди почти без особых проблем произносят различные слова. А если кто-либо и решается затронуть эту тему, он привлекает внимание не столько к ней, сколько к себе. И в ответ, скорее всего, слышит банальность насчет «глупого вопроса»…

Но будем же честны в первую очередь пред самими собой! Владея таким могучим, инструментом, как речь, воистину неразумно уклоняться от поиска ответа на упомянутый вопрос. А ведь боязнь быть осмеянным и выглядеть нелепо в глазах окружающих – далеко не повод быть невеждой. Без поисков истинных ответов на жизненные вопросы человеку намного легче оказаться в путах сатаны.

Неосведомленность о смысле речи, выраженной словами, стала хорошим основанием для его деяний. В человеческой жизни слова с успехом используются им против самих же невежд.

В вопросах же питания, например, вовсе не наблюдается пренебрежительного или легкомысленного отношения к тому, кто что ест. Здесь человек чаще всего старается не ударить, как говорится, в грязь лицом. Он тщательно подбирает продукты, внимательно готовит пищу, затем любовно сервирует стол, со знанием дела украшает блюда – и лишь после этого неспешно вкушает яства.

Мы отнюдь не намерены уничижать важность питания в жизни людей. И все же Библия говорит: бытие человека и то, чем оно наполнено, зависит вовсе не от того, что попадает внутрь его организма. Много важнее то, что выходит из человеческих уст, а именно – сказанные им слова: «Неужели не разумеете, что ничто, извне входящее в человека, не может осквернить его? Потому что не в сердце его входит, а во чрево, и выходит вон, чем очищается всякая пища. Далее сказал: исходящее из человека оскверняет человека» (Мк. 7:18–20).

Если поразмыслить над списком самых разнообразных слов, ежедневно произносимых человеком, можно заметить: они больше любой другой сферы человеческой деятельности определяют и формируют его жизнь.

Человек представляет собой именно то, что он говорит.

Раздраженные грубые слова характеризуют и представляют человека злым и жестоким. И, наоборот, душевные и ласковые выражения рекомендуют говорящего, как добрую и нежную личность. Еврейский мудрец Маараль как-то сказал, что Всевышний наделил человека специальным органом – языком, который скрыт во рту, когда человек молчит, и виден, когда человек разговаривает.

Такая двойственность неслучайна. Именно в ней отражена важная особенность человеческой натуры: речь одновременно скрывает и обнажает сущность индивида – его мысли, идеи, личность. При помощи языка или сказанных слов эти скрытые элементы как бы извлекаются из человека и становятся явными.

Вот простой пример. В комнату входит внешне приятный человек. Пока он молчит, за него «говорит» его внешность – и все дружелюбно улыбаются. Но вот вошедший начинает произносить резкие, нелицеприятные слова – и присутствующие сразу ощущают прилив раздражения и неприязни. Обстановка накаляется, и отношение к такому человеку меняется – разумеется, в худшую сторону.

Горсть небрежных, развязных слов в разговоре закадычных друзей может навсегда ухудшить их отношения. Даже одно пренебрежительное замечание о человеке способно создать о нем в представлении слушателя отрицательный образ. При этом человек, о котором речь, может быть и вовсе не таким, как о нем судачат. В свою очередь, чья-то ободряющая фраза способна рассеять отчаяние, даже если ситуация предельно гнетуща. «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах – слово, сказанное прилично» (Прит. 25:11).

Слова обладают вполне достаточной силой, чтобы будничному явлению или факту придать праздничное состояние, а праздничному – будничное. Например, произнеся несколько слов веры в молитве, мы тем самым освящаем пищу.

Лукавство, обман, лицемерие, пересуды, споры, упрямство, нежелание уступить и услужить ближнему, злорадство, злосетование, надсмеяние, оскорбление и человекоугодие – все это связано с образом человеческого общения в слове. Через осознание упомянутых погрешностей, через покаяние и очищение мы восходим к противоположному: добродетелям и правилам, образцам и рекомендациям, к разумному речевому общению.

Здесь злословию противостоит добрословие, прекословию – согласие, осуждению – прощение, гневу – милость, ненависти – любовь, лукавству – прямота, обману – истина, пересудам и спорам – согласие и гармония, упрямству – мягкость. И все это выражается в человеческом слове.

Способность человека говорить слова пребывает на стыке его физической и духовной сущности. Произнесенные слова соеденяют духовное с естественным физическим.

Слова — мост между Небесами и Землей.

Именно обладание речью, как у Бога, отличает человека от других творений Божьих. Это, к тому же, наделяет его способностью и возможностью активизировать и проявлять в естественном физическом мире содержимое своего духа.

Сатане удалось вложить в умы людей свою ложь о том, что слова – всего лишь звуки, передающие информацию. Такой же искореженный взгляд на слова продолжает сохраняться и у некоторых верующих. Они удивляются: какая разница, что прозвучало? Ведь я не вкладывал в сказанное никакого смысла!

Простой опыт: человек, не вложив в это никакого смысла, бросает на пол ручку. Она упадет? Конечно. Однако ручка падает потому, что она подчинена не смыслу, а закону гравитации, во власти которого и находится. Согласен с этим человек или нет, роли не играет. Человек уронил – ручка упала.

Не человек придает смысл словам, а слова придают смысл тому, что человек собирается делать или уже делает.

В разговорах можно слышать такое высказывание: у него (нее) – дар речи. Это неслучайная формулировка подразумевает способность человека красиво произносить умные слова и действительно является даром Божьим человеку. Поэтому, как любой Божий дар, он несет в себе Богом определенную цель. Слова имеют тот же замысел, к которому, творя, стремился Бог. А именно:

слова несут сущность и высвобождают силу жизни либо смерти.

Написано: «Смерть и жизнь – во власти языка…» (Прит. 18:21).

Конечно, все сказанное выше лишь описательно очерчивает великий Божий дар, каким является речь. Важнее определиться с целью и назначением этого дарования Бога человеку через произносимые слова.

Преследуя именно эту задачу и основываясь на Писании, погрузимся же в Мудрость Божию ради постижения человеческой речи и умения людей произносить слова….

Исповедаю аз многогрешный (имя) Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и тебе, честный отче, вся согрешения моя и вся злая моя дела, яже содеял во все дни жизни моей, яже помыслил даже до сего дня.
Согрешил: Обеты Св. Крещения не соблюл, иноческого обещания не сохранил, но во всем солгал и непотребна себе пред Лицем Божиим сотворил.
Прости нас, Милосердный Господи (для народа).
Прости мя, честный отче (для одиноких).
Согрешил: пред Господом маловерием и замедлением в помыслах, от врага всеваемых против веры и св. Церкви; неблагодарностью за все Его великия и непрестанные благодеяния, призыванием Имени Божия без нужды — всуе.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неимением ко Господу любви ниже страха, неисполнением св. воли Его и св. Заповедей, небрежным изображением на себе крестнаго знамения, неблагоговейным почитанием св. икон; не носил креста, стыдился крестить и исповедывать Господа.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: любви к ближнему не сохранил, не питал алчущих и жаждущих, не одевал нагих, не посещал больных и в темницах заключенных; Закону Божию и св. отцов преданиям от ленности и небрежения не поучался.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: церковного и келейного правила неисполнением, хождением в храм Божий без усердия, с леностию и небрежением; оставлением утренних, вечерних и других молитв; во время церковной службы — согрешил празднословием, смехом, дреманием, невниманием к чтению и пению, рассеянностию ума, исхождением из храма во время службы и нехождением в храм Божий по лености и нерадению.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: дерзая в нечистоте ходить в храм Божий и всякия святыни прикасатися.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: непочитанием праздников Божиих; нарушением св. постов и нехранением постных дней — среды и пятницы; невоздержанием в пище и питии, многоядением, тайноядением, разноядением, пьянством, недовольством пищей и питием, одеждой, тунеядством; своея воли и разума исполнением, самонравием, самочинием и самооправданием; не должным почитанием родителей, не воспитанием детей в православной вере, проклинанием детей своих и ближних.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: неверием, суеверием, сомнением, отчаянием, унынием, кощунством, божбою ложною, плясанием, курением, игрой в карты, гаданием, колдовством, чародейством, сплетнями, поминал живых за упокой, ел кровь животных.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: гордостию, самомнением, высокоумием, самолюбием, честолюбием, завистию, превозношением, подозрительностию, раздражительностию.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением всех людей — живых и мертвых, злословием и гневом, памятозлобием, ненавистию, зло за зло воздаянием, оклеветанием, укорением, лукавством, леностию, обманом, лицемерием, пересудами, спорами, упрямством, нежеланием уступить и услужить ближнему; согрешил злорадством, зложелательством, злосетованием, оскорблением, надсмеянием, поношением и человекоугодием.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невоздержанием душевных и телесных чувств; нечистотою душевною и телесною, услаждением и медлением в нечистых помыслах, пристрастием, сладострастием, нескромным воззрением на жен и юношей; во сне блудным ночным; осквернением, невоздержанием в супружеской жизни.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: нетерпением болезней и скорбей, люблением удобств жизни сей, пленением ума и окаменением сердца, непонуждением себя на всякое доброе дело.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: невниманием к внушениям совести своей, нерадением, леностию к чтению Слова Божия и нерадением к стяжанию Иисусовой молитвы. Согрешил любостяжанием, сребролюбием, неправедным приобретением, хищением, воровством, скупостью, привязанностию к разного рода вещам и людям.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: осуждением и ослушанием отцов духовных, ропотом и обидой на них и неисповеданием пред ними грехов своих по забвению, нерадению и по ложному стыду.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: немилосердием, презрением и осуждением нищих; хождением в храм Божий без страха и благоговения, уклоняясь в ересь и сектантское учение.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: леностию, расслаблением негою, люблением телеснаго покоя, многоспанием, сладострастными мечтаниями, пристрастными воззрениями, бесстыдными телодвижениями, прикосновениями, блудом, прелюбодеянием, растлением, рукоблудием, невенчанными браками, тяжко согрешили те, кто делали аборты себе или другим или склоняли кого-нибудь к этому великому греху — детоубийству. Проводил время в пустых и праздных занятиях, в пустых разговорах, шутках, смехе и других постыдных грехах.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: унынием, малодушием, нетерпением, ропотом, отчаянием в спасении, неимением надежды на милосердие Божие, бесчувствием, невежеством, наглостию, бесстыдством.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: клеветою на ближнего, гневом, оскорблением, раздражением и осмеянием, непримирением, враждой и ненавистию, прекословием, подсматриванием чужих грехов и подслушиванием чужих разговоров.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: холодностию и бесчувственностию на исповеди, умалением грехов, обвинением ближних, а не себя осуждением.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: против Животворящих и Св. Тайн Христовых, приступая к ним без должного приготовления, без сокрушения и страха Божия.
Прости мя, честный отче.
Согрешил: словом, помышлением и всеми моими чувствами: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием — волею или неволею, ведением или неведением, в разуме и неразумии, и не перечислить всех грехов моих по множеству их. Но во всех сих, так и в неизреченных по забвению, раскаиваюсь и жалею, и впредь с помощию Божиею обещаюсь блюстись.
Ты же, честный отче, прости мя и разреши от всех сих и помолись о мне грешном, а в оный судный день засвидетельствуй пред Богом об исповеданных мною грехах. Аминь.
/>* Данный текст читается священником перед исповедью и приводится здесь, как один из образцов исповеди, в целях лучшей подготовки верующего к этому таинству, а так же лучшего осознания своей греховности и возбуждения покаянных чувств при домашней молитве.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *