Клятва, это что?

Содержание

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятух.

Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику. Благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему осветить наши сердца для истины и даровать нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.

Клятвы делятся в шариате на три вида: ложные, пустословные и намеренные.

Ложная клятва — это заведомо ложная клятва, Т.е. человек сознательно дает ложную клятву. По поводу этой клятвы в Коране говорится:

«Воистину, тем, которые продают завет с Аллахом и свои клятвы за ничтожную цену, нет доли в Последней жизни. Аллах не станет говорить с ними, не посмотрит на них в День Воскресения и не очистит их. Им уготованы мучительные страдания» ( Коран, 3:77).

Относительно пустословной клятвы в Коране сказано:

«Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» (Коран 2:225).

Что означает пустословная клятва? Например, кто-то, отказываясь зайти в гости, клянется Аллахом, но затем все-таки заходит в дом, уступив настоятельной просьбе хозяина. Эта клятва именуется пустословной, поскольку человек не вкладывает в нее клятвенного смысла, намерения. Точно так же человек может дать клятву в неверной оценке вещей. Например, с далекого расстояния человек может не определить реальное положение вещей или не различить людей и дать неверную оценку, при этом поклявшись Аллахом. Если же потом выяснится, что дело обстоит по-другому, то данная им клятва не является греховной, требующей искупления.

Третий вид клятвы — это намеренная клятва:

«Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы , но взыщет за то, что вы скрепили клятвами» (Коран, 5: 89).

Это клятва, связанная с будущими поступками человека, Т.е. клятва совершить что-либо определенное или не совершить. Например, клятва бросить курить, клятва не ступить ногой в чей-либо дом. Подобные клятвы именуются намеренными, их необходимо соблюдать, особенно когда они касаются совершения благих, добрых поступков. Если же исполнение данной клятвы, влечет за собой безнравственные поступки, например, не посещать родственников, не помогать бедным, то ее необходимо нарушить и принести искупление.

Вам необходимо понять к какому виду относится Ваша клятва, если к пустословным — тогда нет на Вас греха и искупления. Если же к намеренным — тогда нужно принести искупление Аллаху.

«… но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны» (Коран, 5:89).

Человеку не придется отвечать за свои слова

Человек часто использует клятву, чтобы уверить кого-то в своих словах. Но к сказанному нужно относиться осторожнее и серьезнее. Следить за своей речью, и думать о высказываниях. Слово имеет вес, и оно может влиять на судьбу человека.

Смысл клятвы можно найти в Священном Писании, которое объясняет почему она вредна для православного человека. Когда человек вспоминает небеса, то он клянется престолом Божьим, на которое не имеет прав. Землей – это опора под ногами Бога, а если Иерусалимом, то местом, где прожил свою жизнь Христос. Нельзя клясться даже своей головой, потому что человек не может влиять на цвет волос только одним желанием.

Лучше просто говорить «Да» или «Нет», потому что остальные слова идут от лукавого.

Древним людям было сказано Иисусом Христом: «Не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои».

Нельзя клясться дорогими для сердца людьми, алтарем, Богом, потому что они не находятся под властью человека, который ее дает. Он ими не владеет, и не может распоряжаться. Об этом и говорит Господь, когда просит не произносить клятву.

Чем угрожает клятва православному человеку

В разговорах часто можно услышать, как человек чем-то клянется в желании переубедить собеседника. Порой это делается настолько легкомысленно, что человек даже не задумывается о последствиях. Но слово – это сила, с помощью которого Господь сотворил мир, небо, землю и всех тварей. Оно может как поднять человека, так и убить. Ведь не зря дети просят благословение родителей. А проклятие матери считается самым убийственным выражением.

Говорить, а тем более клясться, нужно осмысленно, потому что она несет опасность. Клятва для православного человека – это грех, если он не может ее выполнить. В Священном Писании сказано, что если дал клятву, то постарайся ее быстро исполнить, потому что Господь ее спросит с дающего человека. В обратном случае он получает наказание за несдержанное слово, причиняя себе вред.

Суть сводится к тому, что человеку не придется отвечать за свои слова, и брать грех на душу, если вовремя будет исполнять обещанное. Но можно и не клясться, ведь если человек говорит правду, то никакие подтверждения или убеждения ему не нужны. Главное – оставаться честным человеком перед собой, Господом, и людьми.

В основе своей нежелательно произносить клятвы. Однако есть и исключения: клятва присяги, клятва побуждения к чему-либо хорошему, клятва, произносимая в судебном процессе, и др…

А если человек нарушил данную клятву, то на него налагается искупление «каффарат-уль ямин» за её нарушение.

Всевышний Аллах разъяснил штраф за нарушение клятвы в Своих словах:

«Аллах не спросит с вас за пустословные клятвы , однако спросит с вас за серьезные клятвы .

Искуплением за нарушение подобной клятвы является обязанность накормить десятерых нищих из среднего, чем вы кормите семью, или обеспечение их одеждой , или освобождение раба.

Кто не найдет три дня поститься. Оберегайте же свои клятвы. Так Аллах разъясняет вам Свои знамения, быть может, вы будете благодарны»

قال ابن حجر الهيتمي في كتابه تحفة المحتاج

В своей книге «Тухфат аль-Мухтаж» ибн Хажар аль-Хайтами пишет:

فرع: تتكرر الكفارة بتكرر أيمان القسامة كتكرر اليمين الغموس؛ لأن كلا منها مقصود في نفسه

(ج 10/ص 26)

«Искупление за каждую нарушенную клятву «каффарат-уль ямин» повторяется так же, как повторяется штраф за каждую ложную клятву. Потому что каждая клятва самостоятельна сама по себе»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

• За любое нарушение действительной клятвы налагается штраф (каффарат-уль ямин).

• Тот, кто нарушил клятву один раз или многократно, обязан раскаяться за её нарушение и раздать десятерым беднякам по одному мудду зерна, риса, кукурузы, то есть то, что употребляет большинство жителей той местности, либо по одной вещи из одежды: штаны, рубашку, платье, платок и т.п.

• Тот, кто не в состоянии выполнить ни один из этих пунктов, обязан соблюдать пост три дня. Поститься все три дня подряд не является условием.

Отдел фетв, Муфтият РД

Отец учил меня стоять за своими словами и никогда не клясться по пустякам. Мол, мужчина и так должен выполнять свое обещание — чего зря подтверждать слова клятвой. Если не верят, то виноват сам, значит, позволил в себе усомниться.

Помню, когда был маленьким (тогда мы жили в России), мне пришлось поклясться. Я кавказец, соответственно поклялся мамой — «мамой клянусь, я этого не делал». Ой, как меня засмеяли ребята со двора. Я так засмущался, и искренне их не понимал. Как учил дедушка Фрейд, детские травмы всегда дают о себе знать во взрослой жизни. И теперь в моем лексиконе нет выражений, клянусь Аллахом, Кораном, Буддой или чем-либо еще. Чего не скажешь о моих соотечественниках. Сплошь и рядом клятвы, причем абсолютно неуместные. Доходит до абсурда.

Вранье и пустословие сопровождают нас в течение всей жизни. Что это такое? Может это полная потеря веры в честность людей? Откуда эта пресловутая подозрительность? С чем это связано? Может быть это психологическое расстройство? Массовая паранойя? По описанию паранойя — это психическое расстройство, характеризующееся длительными периодами необоснованного недоверия к окружающим, а также повышенной восприимчивостью.

«Уверяю вас, клятва Богом, это не более чем оборот речи, в который люди не вкладывают никакого смысла. Не хочется приводить этот пример, но, видимо, не отвертеться. Вы же знаете о словах-паразитах? Так вот, это одна из разновидностей ничего незначащих выражений», — сказал Media.az психолог Азад Исазаде.

По его словам, раньше cреди бакинцев было распространено выражение «Этага» (клятва святым для мусульман шиитского толка Мир Мовсум Ага — ред.). Сегодня это выражение практически исчезло из лексикона. Психолог утверждает, что у людей нет особой нужды подтверждать свои слова клятвой.

Азад Исазаде вспомнил историю с экс-президентом США Билом Клинтоном, когда ему грозили импичментом не за то, что он изменил своей жене, а по причине того, что он лжесвидетельствовал в суде. То есть, в других странах считают, что люди, занимающие высокие посты, не имеют морального права врать.

Со слов А. Исазаде, приношение клятвы не несет ритуального характера, это просто привычка. Тот, кто хочет соврать, обязательно соврет. Но, что говорит религия? Ведь одна из заповедей гласит, «не произноси имени Господа всуе».

В беседе с Media.Az богослов Гаджи Адиль Гусейнов рассказал, что в Коране, Аллах клянется сам. Например, солнцем или луной. Значит и людям клясться можно, и грешного в этом ничего нет. Другое дело, когда клянутся в тех случаях, когда нет никакой необходимости. «Необходимо информирование. Вся проблема в том, что молодые люди не знают значения слов. Они не вкладывают никакого уважения и смысла в свои клятвы. Конечно, за пустые клятвы обязательно будет спрос», — отметил Гаджи Адиль.

Что же получается? Психолог говорит, что это просто оборот речи. Богослов говорит, что это не очень-то и хорошо. А веры в людей как не было, так и нет. Часто же нас с вами обманывали. Часто же мы обманывались.

Джавид Османов
Media.az

В. Д. Поленов «Палестина. Нагорная проповедь» (1890-1909)

В Нагорной проповеди Иисус, комментируя различные ветхозаветные предписания, обращается к проблеме клятвы и клятвопреступления. Обычай давать клятвы и обещания сохраняется и в наше время, однако отношение к нарушению обещания в современном обществе обычно бывает вполне толерантным, если только обещание не имеет форму письменного обязательства, нарушение которого одной из сторон влечет за собой правовые или финансовые последствия. Клятва именем Бога вышла из употребления в современном секулярном обществе, поскольку само упоминание имени Божия практически исчезло из публичной сферы. Лишь в некоторых странах, имеющих христианские корни, сохраняются такие формы клятвы, как присяга на Библии при вступлении в должность главы государства.

Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его (Чис. 30:3).

Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха. Что вышло из уст твоих, соблюдай и исполняй так, как обещал ты Господу, Богу твоему… (Втор. 23:21–23).

Иисус в Нагорной проповеди не цитирует ни один из ветхозаветных текстов дословно, но суммирует их содержание в следующих словах:

Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет сло во ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого (Мф. 5:33–37).

Прямых параллелей к этому тексту мы не находим ни в одном из Евангелий. Однако он почти дословно повторяется в Послании Иакова: Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клят­ вою, но да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению (Иак. 5:12)

Почему Иисус упоминает о клятвах небом, землей и своей головой? К Его времени обычай клясться Господом вышел из употребления, так как евреи перестали произносить имя Божие, дабы не нарушить вторую заповедь закона Моисеева: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрас­ но, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произ­ носит имя Его напрасно (Исх. 20:7; ср.Втор. 5:11). Вместо слова «Господь» (Яхве, Иегова) евреи времен Иисуса употребляли эвфемизмы, например слово «небо» (отсюда выражения «Отец Небесный», «Царствие Небесное»). Согласно одной из интерпретаций второй заповеди закона Моисеева, эта заповедь была направлена против клятвы именем Божиим, а в расширительном смысле содержала запрет на всякие ложные или ненужные клятвы1Луц У. Нагорная проповедь. С. 215.

Споры о допустимости клятвы, о формах клятвы, о степени ответственности за клятвопреступление велись во времена Иисуса. Это очевидно из полемики Иисуса с фарисеями, которые считали недопустимым клясться храмом Иерусалимским или его жертвенником, но клялись золотом храма и тем, что на жертвеннике. Иисус жестко обличал их за лицемерие: по Его словам, клянущийся жертвенни­ ком клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом кля­ нется Престолом Божиим и Сидящим на нем (Мф. 23:15–22). Употребление подобного рода клятв Иисус считал одним из признаков лицемерия и беззакония при внешней, кажущейся праведности (Мф. 23:28). Слова Иисуса можно понять и в том смысле, что фарисеи считали недопустимым нарушение клятвы, если человек поклялся Иерусалимом или храмом; если же он поклялся жертвенником или даром, лежащим на жертвеннике, то такая клятва, с их точки зрения, имела менее обязывающий характер.

Обычай полностью воздерживаться от клятвы, к чему призывает Иисус в Нагорной проповеди, в Его времена существовал у ессеев. Иосиф Флавий пишет о членах этого движения: «Всякое произнесенное ими слово имеет больше веса, чем клятва, которая ими вовсе не употребляется, так как само произнесение ее они порицают больше, чем ее нарушение. Они считают потерянным человеком того, которому верят только тогда, когда он призывает имя Бога». При этом он указывает на обычай при вступлении в общину давать целую серию обетов:

…Прежде чем он начинает участвовать в общих трапезах, он дает своим собратьям страшную клятву в том, что он будет почитать Бога, исполнять свои обязанности по отношению к людям, никому — ни по собственному побуждению, ни по приказанию — не причинять зла, ненавидеть всегда несправедливых и защищать правых; затем что он должен хранить верность к каждому человеку и в особенности к правительству, так как всякая власть исходит от Бога. Дальше он должен клясться, что если он сам будет пользоваться властью, то никогда не будет превышать ее, не будет стремиться затмевать своих подчиненных ни одеждой, ни блеском украшений. Дальше он вменяет себе в обязанность говорить всегда правду и разоблачать лжецов, содержать в чистоте руки от воровства и совесть от нечестной наживы, ничего не скрывать пред сочленами; другим же, напротив, ничего не открывать, если даже пришлось бы умереть за это под пыткой. Наконец, догматы братства никому не представлять в другом виде, чем он их сам изучил, удержаться от разбоя и одинаково хранить и чтить книги секты и имена ангелов. Такими клятвами они обеспечивают себя со стороны новопоступающего члена2Иосиф Флавий. Иудейская война. 2, 8, 7. С. 960–961..

Эти обеты Флавий называет присягой: за их нарушение член общины исключался из нее3Там же. 2, 8, 8. С. 961.. Разграничение между клятвой и обетом проводили также раввины времен Иисуса: клятву человек давал в суде, подтверждая истинность своих показаний; обет приносился Богу и содержал заверение в том, что человек будет от чего-либо добровольно отказываться4Иисус и Евангелия: Словарь. Т. 1. С. 329..

Если в полемике с фарисеями Иисус делает акцент на обычае заменять имя Божие эвфемизмами, то в Нагорной проповеди Он говорит о недопустимости клятвы вообще, в частности клятвы теми предметами, над которыми человек не имеет власти. При этом Он перефразирует слова Господа из книги пророка Исаии: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих (Ис. 66:1). Человек не должен клясться ни небом, ни землей, потому что они ему не принадлежат: их Творец и Хозяин — Бог.

Нельзя клясться Иерусалимом, потому что он — «город великого Царя», то есть место, где Бог пребывает в Своем храме. Иисус называл Иерусалимский храм тем, что принадлежит Отцу Его (Лк. 2:49), домом Отца Своего (Ин. 2:16), домом Божиим (Мф. 12:4). Иерусалим считался святым городом (Мф. 4:5) именно потому, что в нем находился храм — место особого присутствия Божия (2 Цар. 7:5). Собственно «местом обитания» Бога является небо (3 Цар. 8:30, 39, 43, 49). Однако храм построен как жилище Бога, место Его вечного пребывания (3 Цар. 8:12), куда обращен взор Бога (3 Цар. 8:29) и куда люди простирают руки, чтобы Бог услышал их молитву (3 Цар. 8:38–39). Обычай в молитве обращаться в сторону Иерусалима был широко распространен во времена Иисуса; он и поныне сохраняется в ортодоксальном иудаизме.

Почему человек не может поклясться собственной головой, то есть своей жизнью или своим телом? Потому что он рождается, живет и умирает не по своей воле: хозяином его жизни, как и хозяином неба и земли, является Бог. Человек не властен над своим физическим устройством: он живет в том теле, которое получил от Бога. В этом смысл слов Иисуса о том, что человек не может изменить цвет волос или прибавить себе роста хотя бы на один локоть (Мф. 6:27). В наше время люди не только красят волосы, но и ложатся на хирургические операции, чтобы прибавить себе несколько сантиметров роста, изменить свою внешность, изменить пол. Представление о том, что человек является хозяином своей жизни и жизни своего потенциального потомства, приводит к широкому распространению самоубийств, эвтаназии, абортов. Для христиан, однако, слова Иисуса продолжают сохранять свою значимость, и учение Церкви о недопустимости подобных явлений исходит из того миропонимания, которое выражено Самим ее Основателем.

В святоотеческой традиции слова Иисуса о недопустимости клятв комментировались по-разному. Распространенной была точка зрения, согласно которой не следует давать клятвы потому, что это создает дополнительный риск клятвопреступления. По словам Григория Богослова, клятва воспрещена христианам по той причине, что нарушение клятвы или ложная клятва страшны и нетерпимы5Григорий Богослов. Слово 4, против Юлиана (PG 35, 661, 664). Рус. пер.: Т. 1. С. 106.. Иоанн Златоуст считает, что «клятвопреступление происходит от лукавого», является делом богопротивным, а клятва — «дело излишнее, без необходимости прибавляемое»6Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 17, 5 (PG 57, 261). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 199.. С другой стороны, Кирилл Александрийский считал, что Христос запрещает клясться только теми вещами, которые Он перечислил7Кирилл Александрийский. Толкование на Евангелие от Матфея, фрагмент. 63 (PG 72, 380–381; Критическое издание: MatthäusKommentare. Frag. 63). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1а. С. 146.. При этом он ссылается на слова из Послания к Евреям: Люди клянут­ся высшим, и клятва во удостоверение оканчивает всякий спор их (Евр. 6:16).

Запрет на клятву в христианской традиции не распространяется на те обеты или присягу, которые человек дает при принятии на себя определенного образа жизни или при вступлении в священные степени. В частности, принимая крещение, человек отрекается от сатаны и дает обещание быть верным Христу. При вступлении в брак мужчина и женщина дают обещание быть верными друг другу: это обещание произносится в храме, перед священником, в присутствии свидетелей. При принятии диаконской и священнической хиротонии произносится присяга перед крестом и Евангелием. При рукоположении во епископа присяга имеет вид подробного исповедания веры и содержит обещание соблюдать церковные каноны.

Монашеский постриг в православной традиции включает в себя торжественное произнесение нескольких обетов, сводящихся к трем основным: нестяжания, послушания и целомудрия (безбрачия). Обеты эти приносятся человеком добровольно, что является непременным условием действительности пострига. Поскольку обеты приносятся Богу, никакая земная власть, в том числе церковная, не может освободить человека от необходимости их соблюдать. Процедура низведения монаха в мирянское достоинство, практикуемая в некоторых Церквах, является не благословением Церкви на снятие монашества, а лишь констатацией нарушения монахом своих обетов с вытекающими отсюда каноническими последствиями, такими как лишение священного сана в случае если монах им обладал, недопущение бывшего монаха к венчанию в случае вступления его в брак.

Монашеские обеты в православной традиции не имеют срока действия. В некоторых монашеских орденах Католической Церкви вечным обетам предшествуют временные. Так, например, картезианцы после двух лет новициата дают временные обеты на три года, потом обновляют их еще на два года и лишь после этого дают вечные обеты, которые должны соблюдать всю оставшуюся жизнь. В протестантской и англиканской традициях монашество как таковое отсутствует.

Все эти примеры свидетельствуют о том, что христианская традиция восприняла четвертую антитезу из Нагорной проповеди не в смысле запрета на любые формы обещания или присяги и не в том смысле, что обещания не следует давать, чтобы их потом не нарушить (хотя последнее толкование, как мы видели, встречается у некоторых отцов Церкви). Есть жизненные ситуации или служения, которые требуют принятия на себя человеком определенных обязательств, свидетельством которых является обещание или присяга. Публичный характер такого обещания, произносимого в присутствии свидетелей, призван гарантировать выполнение человеком взятых на себя обязательств.

Митрополит Иларион (Алфеев). Иисус Христос. Жизнь и учение: Книга 2. Нагорная проповедь
Глава 4. Закон и пророки / Клятва и ложь
Глава 4. Закон и пророки / Клятва и ложь / «Не клянись вовсе»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *