Когда уже конец света?

Библия полна пророчеств о судьбах мира, отдельных народов и конкретных людей. А некоторые библейские книги даже называются пророческими, то есть возвещающими, как верит Церковь, волю Божию: таковы книги пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила… Не все из этих пророчеств ясны, а некоторые кажутся совсем темными. Но даже в самых непонятных пророчествах обязательно есть смысл, и часто — очень глубокий и важный для нас. Об этом проект «Фомы» «Самые загадочные пророчества Библии».

За несколько дней до ареста и Голгофы Христос привел трех учеников — Петра, Иоанна и Андрея — на Елеонскую гору, простиравшуюся вдоль восточной стены Иерусалима (ныне непосредственно граничит со Старым городом), и заговорил с ними о том, что ждет в скором времени Иерусалим и в более отдаленной перспективе — весь мир. Эту беседу в библеистике принято называть эсхатологической (от греч. ἔσχατον — «конечный», «последний», и λόγος — «слово», «знание»), поскольку речь в ней идет о последних временах или, как еще говорят, о конце света.

Вот как эта беседа завершается:

И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их <…> Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё сие будет.

Евангелие от Матфея, глава 24, стихи 29–31, 34

Слова Господа создают полное впечатление, что все эти события — и бедствия, которые постигнут мир, и Его славное пришествие в конце времен — произойдут еще при жизни тогдашнего поколения христиан, то есть апостолов. Недаром апостол Иоанн предупреждал своих духовных чад: Дети! Последнее время(1 Ин 2:18). Да и все христианские писатели I–II веков были убеждены, что живут в последние времена. Но с тех прошло 2000 лет, а события, предсказанные Христом, всё еще не случились…

Как это объяснить:

Все святые отцы согласно говорят: любые времена нужно воспринимать как последние. Христиане во все времена подвергаются гонениям и искушениям, всегда есть и свои антихристы. В этом-то и состоит главная цель пророчества о конце времен — призвать христиан к постоянному трезвению: Бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет (Мф 24:42). Интересно, что Сам Христос несколько раз обращает внимание апостолов на неизвестность времени Его Второго пришествия — например, здесь: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф 24:36).

Видения апостола Иоанна Богослова на острове Патмос.
Джотто ди Бондоне, 1320
Wikipedia.org

Фразу не прейдет род сей, как всё сие будет святые отцы толкуют различно, но в основном считают, что под «родом» Господь имеет в виду Своих последователей. «Он говорит не о поколении, тогда жившем, но о верных, — объясняет Иоанн Златоуст. — Род обозначается не только по времени, но и образу религии и жизни, как, например, когда говорится: сей род ищущих Господа (Пс 23:6)».

А наш близкий современник, преподобный Иустин (Попович) напоминает, что в пророчестве Господа совмещаются два временных пласта — разрушение Иерусалима римлянами (которое произошло в 70 году, действительно еще при жизни многих апостолов) и конец человеческой истории. О том и другом Христос говорит вместе, потому что гибель Иерусалима — образ конца мира (мы уже упоминали о характерных для всей Библии событийных параллелях). Поэтому и слово «род» здесь используется в двух смыслах, продолжает преподобный Иустин: в узком смысле — это современники Спасителя, а в широком — преемники апостолов, «которые через Церковь пребудут до конца мира, потому что они представляют собой бессмертный христианский род».

Чем это пророчество важно:

Вся эта речь Господа, и особенно заключительная ее часть, — призыв к бдительности и трезвению, актуальный для всех христиан и во все времена. Мы не знаем, когда история этого мира подойдет к концу, но Господь призывает нас постоянно бодрствовать и жить в согласии с Его заповедями.

Где еще можно услышать слова пророчества?

Фрагменты Евангелий, в которых Господь Иисус Христос пророчествует о последних временах, читаются в храме за литургией несколько раз в течение года. В частности, указанный отрывок из Евангелия от Матфея можно услышать в пятницу 10-й недели по Пятидесятнице.

Уже 21 июня начнется обратный отсчет времени до апокалипсиса

Паоло Тагалогин обнаружил ошибку в первоначальной дате 21.12.12

Люди, кому сегодня за 20, прекрасно помнят ажиотаж, который царил не только в России, но и во всем мире по поводу предстоящего светопреставления или, говоря простыми словами, — конца света. Ну, как же, конспирологи в один голос утверждали тогда, что именно 21-м декабря 2012 года заканчивается календарь цивилизации Майя, существовавшей еще 4000 лет назад на территориях Латинской и Центральной Америки. А значит, и Земле со всеми населяющими ее людьми тоже придет конец — апокалипсис в те дни был в умах человечества как никогда близок. Кстати, сегодня народность майя насчитывает порядка 6,1 миллиона человек, живущих в Гондурасе, Гватемале, Белизе и Мексике. Они-то, видимо, вместе с учеными и забили тревогу в 2012 году, объявив его годом конца света.

Но не произошло… Просчитались ученые, науськанные паникерами из числа конспирологов. Напуганные же до полусмерти обыватели по всему миру благополучно выдохнули после перенесенного нервного напряжения и коллективного стресса. С тех пор прошло уже более 12 лет. И что вы думаете? Нашелся-таки еще один ученый — Паоло Тагалогин, настырный и расчетливый — в том смысле, что он еще раз углубился в очередные расчеты и, проведя их, понял, что восемь лет назад в математические формулы и выводы на их основе вкралась грандиозная ошибка! А потом и вовсе вычислил, что настоящий конец света наступит уже вот-вот — на следующей неделе.

В чем же заключалась ошибка? Как полагают, согласно новой теории конца света, во всем виноват переход от юлианского календаря к григорианскому. Напомним, что по первому вплоть до начала ХХ века производила все расчеты православная церковь. Вот при смене календарей и вылезла та самая ошибка, породившая разницу в расчетах, равную целых 11 дней, накапливавшихся каждый год в течение 268 лет.

«Следуя юлианскому календарю, мы технически находимся в 2012 году, — пишет ученый Паоло Тагалогин на своей страничке в Твиттере. — Количество потерянных дней в году из-за перехода на григорианский календарь составляет 11 дней. За 268 лет по григорианскому календарю (1752−2020) раз 11 дней = 2948 дней. 2948 дней / 365 дней (в год) = 8 лет».

На это обратила внимание своих читателей британская газета The Sun, резюмировав в своей публикации: «Если расчеты Тагалогина верны, то конец света, согласно календарю майя, должен наступить уже на следующей неделе». Пользователи тут же ринулись с одобряющими эту версию ученого комментариями, так что набралось большое количество высказываний, авторы которых поддержали эту теорию заговора. Однако спустя какое-то время люди обнаружили, что все их отклики и мнения были удалены модераторами платформы Твиттер.

Между тем примечательным является тот факт, что именно 21 июня ожидается первое в текущем году так называемое кольцеобразное солнечное затмение. Еще более знаковым является то, что наблюдать этот «конец света» можно будет практически на всей территории пространства, которое было известно жителям Европы до начала «Колумбовой эпохи». Например, в Африке — Центральноафриканской Республике (ЦАР), Южном Судане, Эритрее, Омане, Эфиопии, Конго, Йемене. Также в Азии (в том числе в Центральной России, Китае и Пакистане), в Юго-Восточной ее части (Индонезии и Микронезии) и на Индостане — в Индии. Кроме того в Океании и даже на севере Австралии. Ну, и, само собой разумеется, в самой Европе — особенно в юго-восточной ее части. То есть, исключая Новый Свет.

Но затмения затмениями, а конец света, если он, конечно, произойдет, будет иметь под собой конкретную основу. Это, например, может быть падение на Землю метеорита, кометы или, скажем, астероида. И какими бы нелепыми или не имеющими под собой мало-мальских оснований теориями не оперировали бы конспирологи, есть организации, чьей целью является жесткий мониторинг космического пространства — ведь важно предусмотреть любую опасность, грозящую Земле. Так, небо сегодня «тралят» и НАСА, и Европейское космическое агентство, и всевожможные организации, такие как Spacewatch и Near-Earth Asteroid Tracking, отслеживающие околоземные космические объекты.

Так что если предположить, что отсчет времени до конца света начнется 21 июня, то можно с уверенностью сказать, что потенциально опасным в этом плане может стать, например, астероид (441987) 2010 NY65. Вся опасность этого космического объекта состоит в том, что траектория его движения в Солнечной системе пересекает орбиту движения Земли — а это довольно серьезно. Кроме того, масса его составляет 228 метров. А это значит, что падение его на поверхность планеты может вызвать взрыв, составляющий в тротиловом эквиваленте десятки «хиросим».

Такой «заряд» может с легкостью смести с лица земли любой крупный мегаполис Земли. А ведь известно, что даже нью-йоркскую трагедию 911 многие, не разобравшись, поначалу реально посчитали «концом света». А тут — вполне существующий и несущийся к Земле со скоростью 13 км/с «небесный бродяга», который способен бросить землянам конкретный вызов и нанести планете реальную опасность. И слава Богу, если и в этот раз все-таки «пронесет». Иначе быть беде.

Тема «конца света» — одна из излюбленных и будоражащих сознание некоторых православных верующих. Скандал с бывшим схиигуменом Средне-Уральского монастыря, а ныне схимонахом Сергием тоже связан с нею: чипирование, которого он и многие другие так безграмотно и возмущенно боятся, для них на самом деле тоже знак приближения конца света. Знак, конечно, в большей степени придуманный, но не теряющий от этого своей важности.

Тема проповеди патриарха была продиктована чтением на Литургии слов апостола Павла: «И тогда померкнет солнце и луна, и звезды небесные падут с неба, и тогда явится Сын Человеческий, грядущий на облаке во славе своей». Эти таинственные, и даже страшные слова — о конце мира, сопряженном с невероятным космическим катаклизмом.

— Достаточно взглянуть на звездное небо темной ночью в ясную погоду, чтобы понять все величие Божественного творения — весь гигантский масштаб космоса, — говорил патриарх, подчеркивая, что он как пастырь с самого раннего своего юношеского служения и в узких, и в широких кругах отвечал на вопросы о конце мира. Потому что даже людей, далеких от веры, текст апостола Павла потрясал своим космическим драматизмом: ну а если вправду все так и произойдет? Тема конца света очень затрагивает людей.

Но при всем интересе разумного человека к теме всеобщего конца, к нам куда ближе не космический конец Вселенной, а наш собственный. И переживая на тему, как же это произойдет с родом человеческим, мы забываем о своем конце света.

Когда для нас все закончится здесь, на земле, что с нами будет? С Богом нас ждет встреча или с темной и страшной силой, которая также реально присутствует и в человеческой истории, и в нашей жизни. И когда мы с багажом греха и беззакония — без всякой космической трагедии — уйдем из этого мира, тогда то, что сегодня нам кажется архиважным, приоритетным улетучится из нашего сознания. И мы, взирая оттуда на нашу земную жизнь, скажем: Боже мой, чем же мы занимались, на что же мы тратили время, зачем мы так боролись, вступали в конфликты с людьми, зачем рушили свои семьи, обманывали родных и близких, не говоря уж о чужих и далеких.

Евангельское чтение учит нас самому главному и помогает понять, что наша жизнь здесь обуславливает наше вечное бытие. И поэтому забота о спасении души должна быть самым важным приоритетом. А все остальное, чему мы часто посвящаем всю свою жизнь, отдаем нервы, разум, ссоримся с людьми — периферийно по отношению к самому главному — состоянию нашей души, силе и чистоте наших чувств.

50, 60, 70, 80 и даже 100 лет человеческой жизни — это миг, мгновение в человеческой истории, уж не говоря о космическом измерении. И от нас требуется одно очень важное деяние — мы должны попытаться актуализировать все то, чему мы учимся через Евангелие.

— Не надо уходить из храма и обо всем забывать. Не надо, покидая остров Соловки и садясь на теплоход или в самолет, забывать о всем том опыте, что мы тут пережили, — сказал патриарх.

— Вот этот духовный опыт мы должны сохранять и не в виде ностальгии по красивому месту, а вспоминая то состояние духа и те мысли, которые нас посетили на этом святом месте и во время богослужения. И чем больше в жизни мы будем обращаться к высокому, возвышенному, святому, от Бога исходящему, тем легче нам будет жить. И мы обретем великую мудрость, способность отличать пшеницу от плевел, существенное и третьестепенного, и поможем самим себе сохранить спокойствие и силу духа перестать осуждать людей, гневаться на людей и обстоятельства, обманывать родных, близких и чужих, а постараться жить просто, чисто и ясно.

Поделиться

Осенью 1992 года и без того неспокойная жизнь Петербурга была взбудоражена чрезвычайно. Со страниц газет,с окон вагонов, с рекламных листовок навязчиво звучали слова: «28 октября – день Второго Пришествия Христова». Южнокорейские миссионеры, преисполнившись сознанием собственного всезнания, взвалили на свои плечи «великое» дело: за какой-то месяц убедить непросвещенную Россию в необходимости покаяться, оставить все земные хлопоты и ждать конца света.

Чем меньше времени оставалось до объявленной даты, тем напряженнее становилась атмосфера ожидания. Подливали масла в огонь и все усиливавшиеся тяготы первого года «реформ», от которых так хотелось перенестись на небо, в царство праведников. И вот этот день наступил…

Южные корейцы были далеко не первыми предсказателями точной даты Второго Пришествия. Такие «пророки» стабильно появлялись один-два раза в столетие.Были они и на Руси, в эпоху великого раскола, в среде старообрядцев. Тогда Божий Суд они предсказали на 1703 год (по странному совпадению в этом году основали Петербург). В XX веке предсказания значительно участились, особенно с появлением секты адвентистов седьмого дня.

Трагична судьба тех людей, которые поверили лжепророкам. В лучшем случае разочарование и отчаяние, в худшем – самоубийство. А обманщики собирали «дивиденды» со своей лжи в виде денег и имущества обманутых – кому нужны житейские блага, если завтра конец света?

Разумеется, обманщиками оказались и южнокорейские миссионеры. 28 октября 1992 года Господь не пришел судить живых и мертвых. Вместо того, чтобы принести извинения за причиненный переполох, восточные прорицатели «перенесли» дату на… 2116 год (с расчетом, что к тому времени умрут уже правнуки свидетелей конфуза).

У нецерковного человека, наблюдавшего за этой историей, легко могло сложиться впечатление, что «Судный День – это сказка для старших», как пел Высоцкий, и что конец света не наступит никогда – разве что после ядерной войны.

Однако Церковь учит иначе. В седьмом члене Символа Веры говориться: «Верую… во единаго Господа Иисуса Христа.., паки (вновь) грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца». Но точная дата Второго Пришествия сокрыта от мира. Со страниц Евангелия мы слышим предостерегающие слова Спасителя: «Не ваше дело знать времена и сроки» (Деян. 1. 7), «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13,32). Любой, кто дерзает объявить день и год конца света, – обманщик и враг Православия.

При этом Господь не лишил нас указаний на время Страшного Суда. Он дал нам признаки, по которым можно сделать вывод о приближении последних времен. Основываясь на словах Христа (Мф. 24; Мк. 13; Лк. 21), апостола Павла (2 Фее. 2) и Иоанна Богослова (Апокалипсис), можно в качестве этих признаков указать следующее:

– проповедь Евангелия по всему миру;
– появление многочисленных лжепророков, творящих разнообразные «чудеса» для прельщения людей, и лжехристов – тех, кто выдает себя за Христа;
– войны – великие и малые;
– упадок общественной нравственности через умножение в мире беззаконий;
– эпидемии страшных болезней, землетрясения по местам;
– раздор и церковные смуты, появление наглых ругателей Церкви;
– всеобщее изнеможение людей от страха грядущих бедствий;
– оскудение любви друг ко другу.

В завершение бедствий, перед Вторым Пришествием появится Антихрист – враг Христа и полная Его противоположность (греч. «анти» – «вместо», «против»). Он будет вознесен на вершину власти мировым иудейством и объединит под свое владычество на три с половиной года все страны и религии. Подготовку появления Антихриста, совершаемую в мире силами тьмы, апостол Павел называет «тайной беззакония». Владычество Антихриста будет временем великих скорбей, невидимых доселе гонений на Церковь. Конец ему положит Сам Господь, Который со славою придет на землю, «как молния, видимая от востока до запада» (Мф. 24, 27). Перед Вторым Пришествием на небе появится Крест – знамение Божие, видимое всем. Тогда исполнятся сроки существования нашего мира и настанет вечное Царство Славы Божией.
Близки ли мы к дню Страшного Суда? Точно сказать нельзя, но многие признаки конца мира полностью или частично сбываются на наших глазах. А подвижник благочестия XX века иеромонах Серафим (Роуз), отвечая на этот вопрос, говорил: «Сейчас уже позже, чем вы думаете».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *