Кого казнили из декабристов?

Церемония памяти, в ходе которой звучали отрывки из воспоминаний декабристов, строки прощальных писем, мемуары, по минутам воссоздающие процедуру гражданской казни и казнь пяти повешенных, традиционна. Только музыка духового оркестра, барабанная дробь и подлинные слова тех, кто видел все это воочию. О том, как ломали шпаги над головами осужденных, срывали с них мундиры и эполеты, как бросали все это в разложенные костры, многие из присутствующих читали не раз. Но на точном месте событий, под таким же сереньким питерским небом, около казематов Петропавловской крепости, слова эти звучали с особой силой.

Среди присутствующих немало молодежи, а еще больше людей пожилого возраста. В том числе и тех, кто принадлежит к потомкам декабристов.

— Мы знаем сегодня порядка сорока семей, продолжающих фамилии декабристов, — рассказывает Марина Вершевская, старший научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга. — Многие приезжают на эту церемонию специально: из Москвы, с Урала, из Сибири и даже из-за границы. Бывает — сюрпризом, без нашего приглашения. И знаете, что интересно? Впервые встретившись, эти люди воспринимают друг друга как близкий круг. Чувствуется, что их объединяет общая судьба их предков. Они могут, например, с упоением рассказывать друг другу: а мой вашему в таком-то письме сообщал… Могут хором, не сговариваясь, запеть романс из фильма «Звезда пленительного счастья».

А наследственный «декабризм» в себе каждый из них ощущает по-своему.

— Я чувствую себя генетическим патриотом, — говорит, например, Василий Муравьев, профессор художественного училища имени Штиглица. — Мои дальние предки воевали в Турции, а отдыхали в Европе, сейчас все наоборот, но это мало что меняет в отношении к своему отечеству. Генетический патриотизм неистребим.

Потомок одного из братьев Поджио, Александр Есаулов, был увезен в эмиграцию пятилетним ребенком. В перестройку, уже весьма пожилым человеком, он вернулся на родину и принял российское гражданство.

Москвичка Элеонора Лихарева, инженер по профессии, занялась изучением судьбы своего дальнего прапрапрадеда, можно сказать, случайно: на экскурсии в музее услышала, как бессовестно поступил с ним в битве при Валерике поэт Лермонтов. Ей захотелось восстановить историческую справедливость.

А вот инженер-путеец Кирилл Новиков, потомок декабриста Александра Бригина («родной брат сына моей бабушки был женат на его внучке») свое кровное родство с первенцами российской свободы воспринимает сдержанно:

— Мои предки по другой линии больше, мне кажется, для России сделали — например, брат бабушки спроектировал и построил Троицкий мост — один из самых красивых в Петербурге. А отцу вот в этом здании, на территории которого мы находимся, в Военно-историческом Музее артиллерии, инженерных войск и войск связи даже специальный стенд посвящен.

Тем не менее, именно Кирилл Леонидович Новиков сочинил песню «Декабристы», которая стала своеобразным гимном общества «Наследие декабристов» в Москве и декабристской секции в Петербурге.

Почетным гостем церемонии стал Кристофер Муравьев-Апостол, специально (впервые!) приехавший на нее из Швейцарии. Потомок сестры Сергея и Матвея Муравьевых-Апостолов, Кристофер родился и вырос в Бразилии. И хотя его родной язык португальский, сам Кристофер и его дети прекрасно говорят по-русски. О своем «чувстве декабризма» Кристофер размышляет так:

— Революция — не лучший метод решения проблем. Но если понимать декабризм как заботу не только о личном благе, но о благе всех людей, как стремление не только к материальному, но и к чему-то более высокому — то да, я в себе такое чувствую.

Его слова подкреплены делами. В Москве Кристофер взял в долгосрочную аренду особняк Муравьевых-Апостолов, реконструировал его и устроил там выставочный центр, который в перспективе должен перерасти в музей.

Муниципальное образовательное учреждение

Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1

Творческий конкурс

«В потомках ваше племя оживет»

Сочинение-рассуждение на тему:

«Что совершили декабристы: подвиг или преступление?»

Выполнила: ученица 11 «б» класса Сафонова Алина

Руководитель: учитель русского языка и литературы

Дылыкова Дарима Дашиевна

п. Могойтуй, 2011г.

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремление…

А. С. Пушкин

14 декабря 1825 года… Сенатская площадь… Декабристы… Каторга… Сибирь…

Невольно задумываешься над вопросами: «Что совершили декабристы: подвиг или преступление? Чем же дороги и почему так близки нам эти люди?»

Собирая материал о декабристах, я случайно наткнулась на статью, в которой утверждали, что подвиг по большому счету совершили те, кто не позволил декабристам осуществить задуманное (и судя по всему совершенно не продуманное). Тем самым Россия была спасена от развала и смогла просуществовать крепкой державой еще много лет. Кстати, во время восстания было убито 1272 человека, но если бы декабристы все-таки добились своего, жертв было бы многократно больше впоследствии, потому что там наверняка нашелся бы свой Сталин…

Я не согласна с этим мнением автора и считаю, что те люди, которые помешали декабристам воплотить задуманное в реальность, не совершили так такового подвига.

Давайте вспомним из истории…

Декабристы — это люди действия, которые в своих поступках руководствовались общественными интересами. Они стремились преобразовать Российскую действительность (отменить крепостное право, ограничить или упразднить самодержавие, установить гражданское равноправие и многое другое).

В общем, цель декабристов была преобразить Россию в лучшую сторону, России был нужен настоящий путь к свободе.

Мы знаем, как велико значение декабристов для Сибири.

Вся их деятельность в Сибири была направлена на ускорение социально-экономического, общественно-политического и культурного развития края. Союз декабристов начал создавать в школы, детские сады. Открылись женские школы, они фактически первыми в России положили начало вовлечения женщин в сферу умственного труда. Декабристы первыми приступили к созданию публичных библиотек при начальных училищах, где их ранее не существовало.

Посвятив свою жизнь борьбе за новую Россию, декабристы вместе с тем вписали славные страницы в историю русской культуры.

Нет ни одной области духовной жизни, в которую поколение декабристов не внесло бы свой вклад, где они не проявили бы свое революционное новаторство, свою неуемную страсть к познанию, где не сказывались бы их борьба против консервативных норм, удушающих живую мысль и творческую инициативу.

Говоря об искусстве эпохи декабризма, нельзя не вспомнить о том, что знаменитый художник-медальер Федор Толстой был членом декабристского «Союза благоденствия». Его великолепная, тончайшей работы серия классических медалей в честь 1812 года была художественным выражением патриотических чувств.

Декабристы внесли свой вклад не только в искусство, но и в науку. Николай Тургенев — ученый-экономист, автор большой работы «Опыт теории налогов», подробно рассмотрел налоговую систему, ознакомившись с западноевропейской теоретической мыслью.

Также много географических работ, в частности посвященных Америке, Канаде, оставил декабрист Д. И. Завалишин.

Автором работы о Сибири был Батеньков. Декабрист Н. А.Чижов, участник полярной экспедиции под начальством Литке, составил и опубликовал обстоятельное описание Новой Земли. Муравьев, Муханов, Штейнгель оставили ряд работ по военному делу и военной истории.

Это были высокообразованные люди, они делали все возможное для процветания России.

Неужели из всего вышесказанного можно утверждать, что декабристы совершили преступление, а не подвиг? Конечно, нет.

Декабристы – это мужественные люди! Таких людей как они единицы, не каждый человек во имя процветания страны будет рисковать своей жизнью. Они сделали бы гораздо больше, если бы их прогрессивным начинаниям не противодействовали представители царских властей. Декабристы – это альтруисты, патриоты своей Родины. Именно с них началось освободительное движение в России. Несмотря на прошедшие 185 лет, мы не должны забывать о декабристах, ибо они совершили подвиг достойный памяти и уважения.

О свободе

Народы постигли святую истину, что не они существуют для правительства, но правительства для них должны быть устроены. И вот причина борений во всех странах; народы, почувствовав сладость просвещения и свободы, стремятся к ним; правительства же, огражденные миллионами штыков, силятся оттолкнуть народы в тьму невежества. Но тщетны их все усилия: впечатления, раз полученные, никогда не изглаживаются. Свобода, сей светоч ума, теплотвор жизни, была всегда и везде достоянием народов, вышедших из грубого невежества. И мы не можем жить подобно предкам нашим, ни варварами, ни рабами.

Петр Каховский. Письмо Николаю Первому

О равенстве

В манифесте объявляется:

— свободное отправление богослужений всем верам;

— уничтожение права собственности, распространяющейся на людей;

— равенство всех сословий пред законом, и потому уничтожение военных судов и всякого рода судных комиссий, из коих все дела судные поступают в ведомство ближайших судов гражданских;

— объявление права всякому гражданину заниматься, чем он хочет, и потому дворянин, купец, мещанин, крестьянин — все равно имеют право вступать в воинскую и гражданскую службу, и в духовное звание, торговать оптом и в розницу, платя установленные пошлины для торгов, приобретать всякого рода собственность, как то: земли, дома в деревнях и городах, заключать всякого рода условия между собою, тягаться с друг другом пред судом.

Сергей Трубецкой. Манифест к русскому народу

О братстве

Все Русские равны перед законом. Русскими почитаются все коренные жители России и дети иностранцев, родившихся в России, достигшия совершеннолетия, доколе они не объявят, что не хотят пользоваться сим преимуществом. Каждый Русский обязан носить общественныя повинности, повиноваться законам и властям Отечества и явиться на защиту Родины, когда востребует того закон. Крепостное состояние и рабство отменяются. Раб, прикоснувшийся земли Русской, становится свободным. Разделение между благородными и простолюдинами не принимается поелику противно Вере, по которой все люди братья, все рождены на благо по воле Божьей, все рождены для блага и все просто люди: ибо все слабы и несовершенны.

Никита Муравьев. Проект Конституции

О евреях

Нужно назначить Сборный пункт для Еврейскаго Народа и дать несколько войска им в подкрепление. Ежели все русские и Польские Евреи соберутся на одно место то их будет свыше двух миллионов. Таковому числу Людей ищущих отечество не трудно будет преодолеть все Препоны какия Турки могут им Противупоставить и пройдя всю Европейскую Турцию перейти в Азиятскую и там заняв достаточныя места и Земли устроить особенное Еврейское Государство.

Павел Пестель. «Русская правда»

О русских

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Кто же нас кабалил,
Кто им барство присудил
И над нами,
Бедняками,
Будто с плетью посадил?

Александр Бестужев. Агитационные песни

О рабстве

Почти везде денежный недостаток вынуждал правительство обращаться к народу, который взамен денежных пособий получал уступки, права и преимущества. У нас вышло противное: истощение государственной казны заставило прибегнуть к винному откупу и в разврате народном искать поруки за его ничтожество. Многие, извлекая корысть из заблуждений, не убеждаются никакими рассуждениями и не преклоняются никакими просьбами. Жертвуя всем для личной выгоды, ложно понимаемой, они продают своих братьев, как животных, или истребляют их, как вещь. Владельцы более человеколюбивые, составляющие большинство, безотчетно и по другим побуждениям следуют путем не менее ложным. Они воображают, что вещественное благосостояние, доставляемое крепостным, достаточно уже вознаграждает их за потерю гражданских прав и за усыпление умственных способностей. Присваивая право располагать судьбою крепостных и устраивать их счастье, они не понимают, что это присваивание нарушает начала в законах нравственного порядка, по коим настоящее и будущее благо каждого зависит от собственного произвола.

Михаил Лунин. Письма

О счастье

Вопрос. Что значит быть свободным и счастливым?

Ответ. Без свободы нет счастия. Святый апостол Павел говорит: ценою крови куплены есте, не будите раби человеком.

Вопрос. Для чего же русский народ и русское воинство несчастно?

Ответ. Оттого, что цари похитили у них свободу.

Вопрос. Стало быть, цари поступают вопреки воле божией?

Ответ. Да, конечно, бог наш рек: болий в вас да будет вам слуга, а цари тиранят только народ.

Вопрос. Должны ли повиноваться царям, когда они поступают вопреки воле божией?

Ответ. Нет! Христос сказал: не можете богу работати и мамоне; оттого-то русский народ и русское воинство страдают, что покоряются царям.

Вопрос. Что ж святый закон наш повелевает делать русскому народу и воинству?

Ответ. Раскаяться в долгом раболепствии и, ополчась против тиранства и нечестия, поклясться: да будет всем един царь на небеси и на земли — Иисус Христос.

Сергей Муравьев-Апостол. «Православный катехизис»

О царе

Школы все казармы,
Судьи все жандармы.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А граф Аракчеев
Злодей из злодеев.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!
А Волконский — баба,
Начальником штаба.
Ай да царь! ай да царь!
Православный государь!

Кондратий Рылеев. Агитационные песни

Об эффективном менеджменте

Скажут, что собственные выгоды помещиков заставляют их пещись о благе их крестьян. Так, конечно. Но точно таким же образом собственные выгоды людей вообще долженствовали бы заставить их жить между собою в мире и любви, без ссор, без процессов, без обманов, без воровства, без грабежа. Но между тем мы видим, что везде есть законы, охраняющие права всех и каждого, защи­щающие невинность и наказующие преступление, — и уверены в необходимости сих законов. Почему же, не по­лагаясь на собственные выгоды и на благоразумие людей вообще, мы полагаемся на благоразумие и на собственные выгоды помещиков и их произволу предоставляем судьбу крестьян, им подвластных? На что из святого правила де­лать такие исключения?.. Неужели в XIX веке, неужели когда-либо можно было с справедливостию утверждать, что права личные, права собственности, неразлучные с достоинством человека, не могут принадлежать всем людям вообще? Правосудие, которым люди живут в обществе, которым держатся государства, должно быть равно действительно, равно благодетельно для всех и каждого.

Николай Тургенев. «О крестьянах»

О ссылке

Горько надоел я всем,
Самому себе и прочим:
Перестать бы жить совсем!
Мы о чём же здесь хлопочем?
Ждёшь чего-то впереди…
Впереди ж всё хуже, хуже;
Путь грязней, тяжеле, уже —
Ты же всё вперёд иди!
То ли дело лоно гроба!
Там безмолвно и темно,
Там молчат мечты и злоба:
В гроб убраться бы давно!

Вильгельм Кюхельбекер. «Горько надоел я всем»

193 года назад, 26 декабря 1825 года, в Санкт-Петербурге произошло восстание декабристов. Они хотели упразднить самодержавие и отменить крепостное право в России. План декабристов сорвался, но восстание имело широкий резонанс и значительно повлияло на общественно-политическую жизнь.

В феврале 1816 года в Петербурге было организовано первое тайное политическое общество «Союз спасения». Возглавили его Александр Муравьев, Сергей Муравьев-Апостол, Сергей Трубецкой, Иван Якушкин, Павел Пестель. В 1818 году они привлекли в свои ряды ещё 200 сторонников и основали «Союз благоденствия», у которого уже был устав и программа действий. Заговорщики пропагандировали свои взгляды и должны были готовить общество к революционному перевороту. Но из-за разногласий руководителей организация была распущено.

В марте 1821 года на Украине возникло Южное общество во главе которого стал Павел Пестель, а в Петербурге по инициативе Никиты Муравьева было организовано Северное общество. Они взаимодействовали друг с другом и рассматривали себя как части одной организации. В 1823 году началась подготовка восстания, которое было назначено на лето 1826 года. Однако из-за смерти Александра I в декабре 1825 года заговорщики были вынуждены приступить к активным действиям. Члены Северного общества решили выступить со своими требованиями в день принесения присяги новому императору Николаю I.

Николай I перед строем лейб-гвардии Саперного батальона во дворе Зимнего дворца 14 (26) декабря 1825 г. / Фото: wikipedia.org

26 декабря 1825 года заговорщики собрали 3 тысяч восставших на Сенатской площади Санкт-Петербурга. Но Николай I узнал о заговоре и заранее принял присягу Сената. На площадь были стянуты правительственные войска, и восстание было подавлено. Арестованных привели в Зимний дворец, а в качестве следователя выступил сам Николай I. По делу декабристов было привлечено 579 человек, виновными признано 289. Пятеро — Павел Пестель, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин и Пётр Каховский — были повешены. Более 120 человек были сосланы на разные сроки в Сибирь на каторгу или поселение.

День 25 июля отметился в истории Петербурга и трагедиями, и моментами торжества. В этот день в 1826 году были казнены пятеро декабристов — зачинщиков восстания. Император Николай I милостиво заменил четвертование казнью через повешение. Но милость была сомнительной.

В Петербурге так давно не казнили людей, что не было ни опытных палачей, ни плотников, способных построить виселицу.

В результате во время казни Рылеев, Каховский и Муравьёв-Апостол просто рухнули вниз — у них оборвались веревки. Приговоренные к казни пробили доски эшафота и упали в яму под ним. Декабристов снова втащили на эшафот и повесили повторно.

25 июля 1832 года в Петербурге следили за шоу инженерной мыслью — с бота на набережную выкатывали гигантскую Александровскую колонну. Она прибыла в город по воде, а для выгрузки понадобилось 640 человек. За работами пристально следил император Николай I с супругой. Кстати, памятник в центре Дворцовой площади обошелся казне России в 2 млн 364 тыс. 442 рубля — в два раза дороже, чем по первоначальной смете. Так что «Газпром Арена» не первопроходец к в этом деле.

А еще под колонной спрятан клад — 105 монет, отчеканенных в честь победы над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

В этот день в 1941 году Военный совет отдал приказ о создании еще четырех дивизий народного ополчения в Ленинграде. В бой новобранцев из числа студентов и рабочих бросили уже 11 августа. Ополченцы заняли позиции в Волосово, Гатчине, Ропше и в районе Пулковских высот.

А то, как вы знаете историю Петербурга, связанную с днем 25 июля, можно проверить, поучаствовав в викторине.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *