Кого воскресил Иисус Христос?

Конечно, Христос воскрес до того, как жены-мироносицы пришли ко гробу, а камень был отвален ангелом уже после Его Воскресения, как это видно из сообщения святого евангелиста Матфея, который говорит, что женщины, придя ранним утром, увидели, как ангел молнией слетел на гроб, затем отвалил камень и сел на него.

Действительно, Спаситель вселился во чреве Пречистой Девы и родился, не нарушив ключей девства; после снятия с Креста Христос был положен в новом гробе, в котором еще никто никогда не был положен (Ин. 19: 41), — символ рождения от Девы. И как Он вошел в утробу Пресвятой Матери Своей, так же вышел и из гроба, не ломая закрывающего его камня.

Ангел отвалил камень, чтобы жены-мироносицы увидели, что гроб пуст, и чтобы Петр и Иоанн, которые придут ко гробу после возвещения женами-мироносицами Воскресения, смогли увидеть пустой гроб и нетронутые пелены.

В Ардяле имеются иконы, изображающие Христа Победителя вышедшим из гроба и стоящим на неотваленном могильном камне, что означает, что Он вышел через камень еще до того, как тот был отвален. Эта символика представляется мне очень важной, и я хочу остановиться на ней далее.

По всей видимости, следующее явление Христа было Марии Магдалине, которая пришла с женами-мироносицами, но не ушла с ними. Не веря виденному (Спаситель изгнал из нее семь бесов, и она знала, как лжив диавол), она вернулась на гроб, ища доказательств Воскресения. Будучи в состоянии опустошенности, гнетущей сердце, она стояла у гроба и плакала. И тут вдруг она увидела внутри двух ангелов, одного у главы, а другого у ног, где лежало тело Иисусово, и они спросили ее, почему она плачет. Она ответила им с великой скорбью: «Потому что унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его» (Ин. 20: 13).

Без сомнения, она услышала какой-то шум и, не ожидая ответа ангелов, обернулась и увидела поблизости Спасителя, но не узнала Его. Подобно ангелам, Он обратился к ней с вопросом: почему она плачет, кого ищет? Мария подумала, что это садовник, и спросила Его, не Он ли взял тело Иисусово и если да, то она умоляет сказать, где Он положил его, чтобы она пошла и взяла его. Тогда Иисус позвал ее по имени:

– Мария!

И в этот момент она узнала Его и, воскликнув:

– Раввуни! – бросилась к Его ногам.

Но Он остановил ее:

– Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему. А иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему (Ин. 20: 16–17).

Эта встреча исполнена смыслов и символов. Почему Он не разрешает Марии прикасаться к Себе теперь, до вознесения на небо?

Потом Он пойдет к апостолам, сидевшим за запертыми дверями страха ради иудейска, и спросит их:

– Что смущаетесь, и для чего такие мысли входят в сердца ваши? Посмотрите на руки Мои и на ноги Мои; это Я Сам; осяжите Меня и рассмотрите; ибо дух плоти и костей не имеет, как видите у Меня (Лк. 24: 38–39).

Несомненно, ученики потрогали Его, но тем не менее продолжали сомневаться. Чтобы убедить их, Спаситель спросил, есть ли у них какая-нибудь пища. Они дали Ему часть печеной рыбы и сотового меда, и Он ел.

Таким образом, не вознесясь еще на небо, как Он сказал Марии Магдалине, Спаситель убедил апостолов осязать Его руки и ноги, чтобы они уверились, что это не дух, а Он Сам. Так же Он поступит и с Фомой, когда явится ученикам через неделю. Тогда почему же Он запретил это Марии Магдалине, говоря, чтобы она не прикасалась к Нему, поскольку Он еще не восшел к Отцу? Здесь нам надо воспарить духом и обратиться к определенной символике.

Спаситель всегда использовал символы для описания отношений людей между собой и с Богом. Когда же речь заходила о Божественных истинах, которые нельзя представить нашим умом, а можно только принять верой, тогда Он уже использовал не символы, а прямое и последовательное утверждение. Сказав, что Он Сын Божий, Он сделал ясное утверждение, неприкрытое символами, и принял смерть, не утаивая истины в символе. Когда сказал, что Плоть Его истинно есть пища и Кровь Его истинно есть питие (см.: Ин. 6: 55) и, кто не будет есть Плоти Его и пить Крови Его, не войдет в Царствие Небесное (см.: Ин. 6: 53), то Он не использовал никакого символа, а лишь ясное утверждение, ибо Бог не лжив, подобно диаволу.

Христос дает это четкое утверждение (как сказано в 6-й главе Евангелия от Иоанна) и готов умереть за него и потерять Своих учеников – и торжественно повторяет его на Тайной Вечере. Так что когда протестанты заявляют, будто Тайная Вечеря и хлеб и вино были только символами Тела и Крови, они делают лживым Самого Бога и доныне следуют путем своего прельщения.

Мария Магдалина – символ народов, которые придут к вере только после того, как Христос вознесется на небеса и пошлет Духа Святого ученикам, которые отправятся на проповедь.

Есть еще один волнующий аспект в этой встрече Христа с Марией Магдалиной. Она в последний раз видела Господа в пятницу вечером, когда Его полагали во гроб. Она всё время находилась при Нем, видимо – в течение двух лет или более, почти каждый день. Тело Его не было тронуто тлением, и, тем не менее, взглянув на Него возле гроба, она не узнала Его. Почему?

Предполагаем, что Христос, только что вышедший из гроба в Воскресении, прошедший через могильный камень, не разбив его, имел определенную материальную облегченность, прозрачность, которая каким-то образом отдаляла Его от человеческих глаз. И тем не менее, когда Христос позвал ее по имени: Мария! – она мгновенно узнала Его и бросилась к Его ногам.

Христос говорил: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец (Ин. 6: 44). Поэтому мы не приходим к Богу, если Христос не позовет нас по имени – каждого. Когда мы позваны, наша реакция не может быть иной, чем у Марии: мы бросаемся к Его ногам – или чем у Иуды: мы отправляемся на погибель.

Когда Он позвал ее по имени, Мария узнала Его и назвала: Раввуни. Когда позван был Фома, он сказал: Господь мой и Бог мой (Ин. 2: 28)! Всех нас Христос зовет и влечет к Себе разными путями, пока ум наш не просветится, и тогда, поняв зов, мы бросаемся к Его ногам.

Явление Христа апостолам на пути в Эммаус. Мозаика VI в. Сент Аполинарий Нуово, Равенна

Еммаус был селением, располагавшимся стадиях в 60 от Иерусалима, что равняется примерно 11 километрам. Это событие зафиксировано только евангелистом Лукой (гл. 24), хотя мы полагаем, что оно передано в двух стихах и святым Марком (16: 12–13), когда он говорит, что Иисус явился двум ученикам в поле. Известие о Воскресении Христа взволновало город Иерусалим: одни отрицали это, другие верили, фарисеи и книжники клеймили его как ложь, однако никто не оставался безразличным к этому событию, выходившему за рамки нейтрального измерения жизни.

Двое учеников направились в Еммаус. Одним из них, упомянутым по имени в сообщении святого Луки, был Клеопа; другим, что естественно, должен был быть сам евангелист Лука, потому что только он упоминает об этом событии в деталях. Они тоже были взволнованы и разочарованы противоречивыми слухами о Воскресении Господа, но горше всего для них была их собственная неспособность верить.

В какой-то момент Христос предстает перед ними тоже идущим к Еммаусу. Он спрашивает их, почему они взволнованы, и когда они говорят Ему почему, Он укоряет их за неверие и изъясняет из Писания сказанное о Нем.

Подходят они к Еммаусу, к пристанищу этих двоих, и Иисус делает вид, будто хочет идти дальше, а двое уговаривают Его остаться, и Он соглашается. Хозяин предлагает им ужин, и Христос берет хлеб и преломляет его; тогда у них открываются глаза и они Его узнают, но Он становится невидим для них.

Двое учеников вспомнили, что, когда Он беседовал с ними по дороге, огонь, горевший в сердце их, говорил им, Кто был шедший с ними. Они побежали назад в Иерусалим и сообщили ученикам, как они увидели Господа и что Он говорил им.

Эти двое учеников не узнали Христа, быть может, по причине того же духовного преображения Его, но, возможно, автор не это имеет в виду, когда говорит, что глаза их были удержаны, так что они не узнали Его (Лк. 24: 16). Вероятно, Спаситель хотел сначала изъяснить им Священное Писание о Нем, чего Он не мог бы спокойно сделать, если бы сразу сказал, Кто Он. Впечатляющая важность этого события состоит в том, что они узнали Его по преломлению хлеба.

Надо учесть и тот факт, что Христос не так уж и легко объявлял о том, Кто Он; более всего Он делал это после Воскресения, видя неверие апостолов. На этот же раз Он открылся этим двоим в одном жесте – в преломлении хлеба. Многие богословы полагают, что у Спасителя была неповторимая манера преломления хлеба – жест, который стал священным для апостолов после того, как они увидели его на Тайной Вечере. Этот неподражаемый жест был удостоверением идентичности Христа перед двумя учениками.

Явление Христа Спасителя некоторым ученикам Его на море Тивериадском, при второй чудесной ловле рыб, наполнено непревзойденной таинственной красотой и волнующим скрытым значением. Семеро учеников: Петр, Фома, Нафанаил, Иаков, Иоанн и еще двое не названных по имени пошли ловить рыбу на Галилейское море, но в ту ночь не поймали ничего. Светало, стояла неестественная тишина; море, обычно волнующееся, замерло, словно мертвая вода, прозрачная и освещенная звездами, так что можно было пересчитать камни на дне. Лодка медленно двигалась к берегу. И вдруг там, на берегу, появился какой-то Человек. Он спросил их:

– Дети! есть ли у вас какая пища?

Они ответили, что нет. Безо всяких объяснений Человек на берегу сказал:

– Закиньте сеть по правую сторону лодки.

Они закинули ее, и она тут же наполнилась рыбой, словно все камни со дна моря превратились в рыб.

Святой евангелист Иоанн стоял возле святого апостола Петра. Он напряженно вглядывался в Человека на берегу, потом шепнул Петру:

– Это Господь (Ин. 21: 5–7).

Петр был раздетым до пояса. Услышав, что это Господь, он оделся, препоясался и, бросившись в воду, поплыл к Учителю. Позже приплыла и лодка с учениками, они вытащили ее на берег и побежали ко Христу, ибо узнали от Иоанна, Кто был Этот Муж, просивший у них поесть.

Придя к Нему, они увидели разведенный огонь и уголья, и рыбу на угольях, и хлеб. Христос видел, как спешили они, и заметил:

– Принесите рыб, которых вы теперь поймали (Ин. 21: 10).

Петр пошел к лодке, с большим усилием вытащил на берег полную сеть, в которой было 153 крупных рыбы и сеть все же не порвалась.

Вернулись они к огню, ибо Христос пригласил их:

– Придите, ешьте.

Они подошли в полном молчании, и никто не посмел спросить Его: «Ты кто?» Все знали, что это Господь. Христос приблизился, взял хлеб, преломил и протянул им. Потом и рыбу.

Интересен тот факт, что ученики послушались Господа до того, как узнали Его, закинув сеть по Его повелению.

Чудесный улов рыбы. Мозаика VI в. Сент Аполинарий Нуово, Равенна

Я плавал на корабле по Галилейскому морю. Вода в нем совершенно прозрачная, так что видно снующую рыбу и камни на самом дне. Если в ночное время, когда сеть в темноте не заметна, апостолы не поймали ничего, то опытный рыбак сразу мог бы смекнуть, что на заре, когда уже начинает брезжить свет, вовсе не остается никакой надежды поймать рыбу. Но все же они послушались Его без колебаний.

Я убежден, что у них в голове бессознательно щелкнуло, и они вспомнили, как при первой обильной ловле рыбы Иисус велел Петру, после проповеди на озере, закинуть сеть с правой стороны лодки, а тот запротестовал:

– Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть (Лк. 5: 5).

И чудо произошло. Петр инстинктивно послушался повеления Христова, а Иоанн, просвещенный крепкой любовью, какой был привязан ко Господу, узнал Его и сказал об этом Петру. У того был пылкий нрав – вспомним, как ведет он себя, в частности, при Страстях Господних. На Тайной Вечере он заявляет пред Господом и апостолами, что даже если все отрекутся от Учителя, он не отвергнется Его, и даже если для этого потребуется умереть, он не отречется. Христос унимает его, предрекая, что, прежде чем пропоет петух, Петр отречется от Него трижды.

Действительно, Петр отрекся от Господа трижды: в первый раз просто отрицая, что знает Его, во второй раз отрекся с клятвою, а в третий – с проклятием. И когда запел петух, он вспомнил упрек Господа и заплакал, раскаиваясь.

Мы видим, что, выйдя на берег, ученики нашли огонь и рыбу на нем, хотя они, торопясь встретить Учителя, не принесли с собой рыбы, пойманной ими. Возможно, эта рыба должна была напомнить ученикам об их сомнении, когда Христос явился им в ночь Воскресения, а они не поверили, что это Он, пока Он не поел рыбы. А огонь должен был напомнить Петру об его отречении у костра во дворе первосвященника.

Вторая часть встречи со Христом на море Галилейском очень напряженна и в мистическом смысле, и потому, что случившееся здесь различно толкуют православные и католики, утверждая первенство Петра и как следствие – папы. Католики вырывают этот фрагмент из контекста ситуации с отречением Петра и игнорируют упреки Спасителя в поспешности, с какой тот дает большие обещания и не исполняет их, и даже то, что Он называет его сатаной.

Но последуем далее за текстом святого Иоанна. Как только Христос открылся апостолам в преломлении хлеба, воцарилась полная тишина, все ели молча, и каждый ждал, что будет дальше. Мне лично кажется, что как Петр, так и остальные ученики догадывались, что должно произойти. Какая-то тяжесть чувствовалась в таинственной атмосфере встречи.

Положение Петра среди апостолов после его отречения было довольно сомнительным, и они знали, что Господь должен разъяснить его тем или иным образом. Петр долгое время был верховным апостолом. Возраст давал ему преимущество над остальными, и они оказывали должную честь его возрасту и положению перед Христом. Тем не менее, прежде Спаситель никогда не брал с Собой только Петра, но также Иакова и Иоанна.

На Тайной Вечере было очевидно, что Господь отдает предпочтение Иоанну, – не только по тому, что он возлежал у груди Учителя: Иоанн был юн, и Учитель покровительствовал ему, – но в особенности по тому, что, когда Господь сказал, будто один из них предаст Его, Петр попросил Иоанна спросить, кто предатель, что Спаситель шепотом и открыл Иоанну, а он, несомненно, передал это затем Петру.

Но Христос сказал тогда нечто гораздо более важное о спасении Петра от греха отречения – об этом мы читаем у святого евангелиста Луки (22: 31–32):

– Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих.

Эти твердые слова еще звучали в их сердцах так же, как и пророчество: не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. Думаю, что из-за этих слов Христовых ученики нимало не сомневались, принимать ли опять Петра в свои ряды. Это мое мнение, оно не встречается, как правило, в православных толкованиях на отречение Петра.

Когда Господь Иисус Христос и ученики закончили трапезу (Ин. 21: 15 и след.), Спаситель спросил Петра внезапно – а Он знал думы всех, и этот вопрос был продолжением тех мыслей, на которые Христос должен был дать разъяснение. Вопрос Христа был непосредственно связан с утверждением Петра, сделанным на Тайной Вечере. Христос спросил его теперь:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они?

И порывистая натура Петра опять дала о себе знать в той поспешности, с какой он ответил, на миг забыв о своем отречении:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Пётр, паси овец моих. Фреска монастыря Високи Дечаны. Сербия

И все же мне кажется, что была какая-то осторожность в ответе Петра, который уже не превозносился над остальными апостолами; это заставляет думать, что память об отречении еще была жива в нем.

Иисус доверил ему пасти агнцев Его без единого пояснения или намека на его первенство среди апостолов. Напротив, словно на суде, где первое свидетельство должно быть подкреплено, чтобы быть принятым (в подобных ситуациях необходимы были три свидетельства), Он спрашивает его во второй раз, уже не сравнивая его с другими апостолами:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр подтверждает это, ничего более не добавляя – произнеся всё те же слова:

– Так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Христос вверяет ему пасти овец Его.

Спаситель спрашивает в третий раз, словно в последний раз проверяя его первое утверждение:

– Симон Ионин! любишь ли ты Меня?

Петр подтверждает, произнося те же слова:

– Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Христос вверяет ему пасти овец Его.

Несмотря на убежденность Петра и апостолов в том, что Христос восстанавливает Петра на ступени апостольства, этот третий вопрос глубоко опечалил Петра, поскольку Учитель в третий раз обратился к нему со словами: «Любишь ли ты Меня?», – и он ответил с великой грустью в голосе:

– Господи! Ты всё знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя.

Тем самым Петр косвенно подтверждает, что все эти вопросы, произнесенные трижды, связаны с тремя его отречениями, и ими изглаждается совершённый им грех, и он снова восстанавливается в числе апостолов. Для всякого человека со здравой верой очевидно, что Петру теперь не предоставляются особые полномочия, потому что в таком случае зачем бы он стал печалиться, когда был в третий раз спрошен?

Когда Христос обратился к апостолам после Воскресения и сказал: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк. 16: 15), Учитель не обратился к Петру ни с чем особенным, так что его положение оставалось несколько неясным в сравнении с остальными. Отрекшегося от Него Христос намеревался восстановить путем торжественного воссоединения, наподобие принятия еретика в Православие в наше время.

Когда католики утверждают, что ему теперь дается особая власть, они заведомо обманываются: Петру теперь дана власть, которую остальные апостолы имели изначально, которой они не теряли, как Петр, и которая была подтверждена в день Воскресения. Теперь Петр был восстановлен в апостольстве, и ему возвращено было право проповедовать всей твари:

– Паси агнцев Моих, паси овец Моих!

Если за весь этот таинственный период после Воскресения Господа и было что-нибудь особенное для кого-нибудь из апостолов, то выделенными оказались двое: Фома, ради которого Христос специально приходил, чтобы уверить его в Своем Воскресении, и Иоанн, о котором Он сказал Петру при Своем явлении, обсуждаемом нами:

– Если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною (Ин. 21: 22).

Таким образом, Иисус снова укоряет Петра за дерзость.

С Петром связано еще кое-что важное. Когда Мария Магдалина объявляет апостолам, что она говорила с Господом у гроба и Он жив, они засомневались, и только Петр и Иоанн побежали ко гробу, чтобы увидеть, что там случилось. Иоанн, будучи помоложе, бежал быстрее, он посмотрел в гроб, увидел пустую плащаницу, но не вошел из почтения к возрасту Петра. Через короткое время и Петр добежал до гроба, и они друг за другом вошли внутрь.

Там они увидели плащаницу, лежащую на земле, а плат, которым было закрыто лицо Иисусово, не был вместе с плащаницей, а был свит и лежал в другом месте. Тогда, добавляет евангелист Иоанн, они увидели и уверовали (ср.: Ин. 20: 8).

Если бы плащаница была раскрыта и лежала на земле распрямленной, как обычно кладут кусок ткани, думаю, это не произвело бы такого ошеломляющего впечатления на обоих апостолов. Без сомнения, имелось что-то странное в том, как лежала плащаница на земле, если святой Иоанн написал, что они увидели плащаницу и уверовали, ибо они еще не знали из Писания, что Христу надлежало воскреснуть из мертвых (Ин. 20: 9).

Приняв во внимание… иудейскую традицию, связанную с погребением, вспомним, что после смерти Спасителя на Кресте иудеи старались избавиться от тел распятых, потому что на другой день была Пасха, а иудаизм не дозволял, чтобы мертвые оставались непогребенными на Пасху. Иосиф Аримафейский, тайный ученик Иисусов, пошел к Пилату и просил у него тело Иисусово. Тот удивился, что Учитель уже умер, вызвал сотника и спросил у него, а тот подтвердил смерть. Вероятно, это был тот самый сотник, который воскликнул, увидев сверхъестественные явления, сопровождавшие смерть Спасителя:

– Воистину Он был Сын Божий (Мф. 27: 54).

Мы знаем из повествования святого Иоанна, что Пилат все же послал солдат проверить это, и они, увидев, что двое разбойников не умерли, перебили им голени – это вызывало шок и мгновенную смерть; а Иисусу не перебили голеней, но только пронзили Ему сердце копьем.

Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с Креста; подошел и Никодим, ночью приходивший к Иисусу, чтобы расспрашивать Его (см.: Ин. 3), он принес смесь смирны и алоэ; плащаницу смочили в этом составе, затем, обвив тело Господа этой тканью, пропитанной благовониями, они положили Спасителя во гробе, в котором еще никто не был положен (Ин. 19: 42).

Эти благовония, подобно сиккативу, имели свойство делать ткань более жесткой. То, что увидели Петр и Иоанн, – это была неразвернутая плащаница, сохранившая форму тела Иисусова, что означало: Господь вышел из плащаницы, не нарушив той формы, которую она приняла по Его телу.

Подтверждая все сверхъестественные явления – от Рождества Спасителя до Его Воскресения, мы видим цепь символов, ведущих к высшей конечной цели – Божеству Иисуса. Он родился от Девы безмужно, и Она никого больше не носила во чреве Своем – так и при погребении Христос был положен в новом гробе, в котором никто никогда не был погребен. Спаситель вышел из плащаницы, не разорвав и не развернув ее, а потом и из могилы вышел через камень, не разбив его, – как и из чрева Матери Своей Он вышел, не причиняя болей рождения и не повреждая ключей девства.

Всё это связано с богословской мыслью о том, что всюду всё, к чему прикасается Бог, оживает, выходит из своего естественного порядка и входит в иной порядок – Божественный, высший, непостижимый для нас.

Радость праздника Воскресения иная, чем та, которую мы испытываем при Рождении Христа, когда мы стараемся сделать сердце наше духовной пещерой, в которой родится Младенец Иисус. Там, на Рождество, мы все вместе стоим перед чудом, в котором Бог невместимый, безначальный, сотворивший этот удивительный мир, небо и землю, ограничивает Себя до масштабов малюсенького и хрупкого Младенца, лежащего в яслях и согреваемого только дыханием животных и любовью Своей Матери и праведного Иосифа.

На Рождество мы еще как будто не приняли в себя Христа; Он еще дивный Младенец, сошедший с небес, и у нас некое чувство пребывания вне Бога Сына. На Пасху же, благодаря искупительному посту и тому факту, что мы видели Бога среди нас, имеющего наш вид и рост, страдающего, как мы, истекающего кровью, зовущего Своего Отца с небес, молящегося за мучавших Его – среди которых, может быть, были и мы, – радость наша становится внутренней. Христос соединил нас страданием и прощением.

Люди более спокойны на Пасху, более интериоризированы. Воскресение приносит радость более тихую, нам не нужно бежать, как мы делаем это на Рождество, чтобы достигнуть пещеры Рождества. Богочеловек – в нас, в нашем страдании, нашем покаянии, нашем очищении постом и в нашем новом обращении к Богу. Частые и более продолжительные богослужения, сердечная боль о грехах, совершенных нами, всенощные бдения и пассии постепенно возводят и приближают нас к Богу. И дух наш становится ревностей к покаянию и усердней к молитве.

Мне очень хотелось бы, чтобы все находящиеся в этом храме достигли Воскресения светлыми, как ангелы, и очищенными от грехов. Мне очень хотелось бы, чтобы вы забыли обо всём зле, мне хотелось бы, чтобы ум ваш был устремлен к одному только Богу, из уст ваших исходили, как говорит святой апостол Павел, псалмы, славословия и песни духовные. Я имею в виду не то, чтобы вы отныне стали декламировать псалмы, а чтобы вы увидели, по словам псалмопевца, как ваше сердце ликует от радости о Воскресении Спасителя.

И тогда этот храм действительно станет жилищем Христовым. И я был бы очень рад, если бы вы все стали выше меня, все были бы святыми в этом храме.

Не всякому верь

К любой информации о явлениях Христа Церковь относится осторожно, помня слова апостола Павла, что «сам сатана принимает вид Ангела света» (2-е Послание к Коринфянам, глава 11, стих 14). Хороший пример – житие святителя Никиты, епископа Новгородского. Будучи еще совсем молодым монахом, он не послушался совета своего духовного отца и, горя желанием увидеть Христа, уединился в затворе. Здесь в светлом образе ему явился сатана, которому Никита поклонился, приняв за Господа. Прельщенный затворник перестал совсем молиться и, видя постоянно молящегося беса, радовался, что ангел молится за него; сам же только и делал, что прилежно читал книги и поучал приходящих к нему, а по временам пророчествовал. Только благодаря молитвам духовного отца монах смог в итоге придти в себя, вернуться к Христу и в обитель, став в итоге епископом Новгородским и одним из почитаемых святых Православной Церкви.

Достойное недостоинство

Спаситель является людям, которые служили Ему всей своей жизнью, но при этом искренне считали себя недостойными этих явлений. Например, преподобный Паисий, более семидесяти лет проведший в египетской пустыне и один из немногих людей, названных Церковью «Великими», во время явления Спасителя произнес: «Христе Спасе, я раб Твой, и за что Ты, Владыка, оказываешь столь великую милость, что теперь Сам изволил снизойти к моему недостоинству?» Не возгордился Паисий и когда Христос произнес пророчество: «Видишь ли пустыню эту -– как она велика и широка? Ради тебя я наполню ее постниками, которые будут прославлять имя Мое».

Содержание Откровения, которое человек получает из уст Христа – самое главное, на что обращает внимание Церковь, когда слышит о том или ином явлении. В этом христиане руководствуются словами апостола Павла: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Послание к Галатам, глава 1, стих 8). Поэтому если откровение противоречит Евангелию и учению Церкви, если человек заявляет, что он получил «третий завет», точную дату конца света и тому подобное, значит, человеку явился не Христос, а сатана в виде Ангела света….

Христос — рядом

В Евангелии красной нитью проходит мысль, что любовь к Христу должна выражаться, прежде всего, через любовь к ближнему. Та же мысль встречается в жизнеописании многих святых, например, в житии древнего святого – преподобного Псоя. Христос являлся ему четырнадцать раз. Однажды ученики попросили показать им Христа. Псой встал на молитву и получил откровение подняться вместе с ними на гору, где и обещал явиться Господь. Молодые ученики убежали вперед Преподобного и по дороге встретили старого калеку. Узнав, куда они идут, он попросился с ними, но получил отказ с мотивировкой, что он недостоин видеть Христа. Псой, шедший следом, пожалел старика, поднял его на плечи и понес на гору. Подходя к вершине, ученики увидели, что их учитель несет на плечах Самого Христа… Когда же преподобный Псой подошел совсем близко к ученикам, Господь стал невидим. На вопрос учеников, где Преподобный встретил Христа, тот ответил: «Не на горе Его надо искать, а в ближнем своем”.

Где можно встретиться с Христом

В явлениях Христа святым сконцентрирован весь опыт и реальность присутствия Христа в Своей Церкви. Однако, как это ни парадоксально, встретиться с Ним можно всегда – в «своем ближнем”. А прикоснуться к Нему можно ежедневно. Это происходит на главном христианском богослужении – Литургии – когда священник выходит к людям с Телом и Кровью воскресшего Христа…

После смерти Христа первосвященники и фарисеи не могли успокоиться. Даже умерший Иисус был им страшен. Боясь возмездия, забыв о приближающемся празднике Пасхи, они поставили у гроба Господня стражу, приказав ей ни на минуту не отлучаться, и да­же приложили печать к камню. По прошествии суббо­ты ночью произошло сильное землетрясение, с небес сошёл ангел Господень.

Он был подобен молнии, а одежда белая как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и замерли как вкопанные. Очнувшись, они в панике раз­бежались и сообщили первосвященникам о случив­шемся.

Следует отметить, что ни в одном из Евангелий это со­бытие не описано, никто не был свидетелем Воскресения Христа, а потому до сих пор оно является одним из чу­десных явлений. И всё же, несмотря на отсутствие еван­гельских источников, Вос­кресение Христа на протяже­нии многих столетий было и остаётся распространённым сюжетом в искусстве. Мы об­ратимся к наиболее извест­ным произведениям.

Дионисий. Воскресение. 1502—1503 гг. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Одним из шедевров на эту тему является древнерусская икона «Воскресение» вели­кого мастера Дионисия.

На следующий день на рассвете жёны-мироносицы (несущие миро, т. е. благовонное масло) пришли в сад, чтобы помазать принесёнными ароматами тело умер­шего Христа. Но, подойдя к пещере, они увидели, что огромный камень, прикрывавший вход в неё, отвален. На камне сидел облачённый в ослепительно-белые одежды ангел, который сказал женщинам: «…не бой­тесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь — Он воскрес, как сказал» (Матф. 28: 5—6).

Вошли женщины в пещеру, но не нашли там тела Иисуса. Гроб был пуст. Со страхом и радостью побежа­ли женщины возвестить о Воскресении Христовом.

Воскреснув, Иисус несколько раз явился людям на земле, прежде чем на сороковой день вознёсся на небо. Одной из первых он явился Марии Магдалине.

К вечеру того дня, когда Иисус Христос воскрес и явился Марии Магдалине, двое его учеников, Клеопа и Лука, шли в небольшое селение Эммаус, находивше­еся в 10—12 километрах от Иерусалима. Они тихо раз­говаривали между собой о трагических событиях по­следних дней. По дороге к ним незаметно присоединил­ся третий путник. Это был Христос, но они не узнали его. Разговорившись, подошли к селению и, так как был уже поздний час, предложили путнику остаться вместе с ними переночевать. Христос согласился. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Во время вечери он взял хлеб, переломил его, благо­словив, и подал ученикам. В тот момент как будто от­крылись у них глаза, и узнали они своего Учителя, но тут же Иисус Христос стал невидимым для них.

Оставшись одни, ученики вспомнили, как зажглись их сердца, когда говорил Иисус. И хотя было позднее время, они, не скрывая волнения, вновь направились в Иерусалим, чтобы рассказать апостолам о случившемся.

Прошло восемь дней. Все ученики Христа вновь со­брались вместе. Был среди них и Фома, который до сих пор не верил в Воскресение Христа. Несмотря на за­пертые двери дома, Иисус предстал перед апостолами. Сомневающийся Фома попросил разрешения притро­нуться к ранам Христа. Убедившись в том, что перед ним Учитель, Фома воскликнул: «Господь Мой и Бог Мой!» (Ин. 20: 28).

На этой странице материал по темам:

  • Библейских сюжет воскрешение христа

  • Воскрешение христа в искусстве

  • Притчы связаны с химии

  • Воскресение дионисия краткое описание

  • Почему люди обращаются к библейским сюжетам глебов христос воскрес

Вопросы по этому материалу:

  • Какова библейская основа для художественного воплощения сюже­та Воскрешения Христа?

  • Почему икона Дионисия «Воскресение» считается одним из шедев­ров изобразительного искусства? Что вам особенно в ней понравилось?

  • Shares

«Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.” (Мк. 15:46)

Мы все знаем, что Иисус умер. «Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух” (Лук. 23:46). Но что произошло после того, как Он умер? Мы знаем, что Его тело было положено в могиле Иосифа, а как же Его человеческая душа?

Размышление над этим вопросом не только проливает свет на библейское учение о смерти и том, что происходит после неё, но это и великое ободрение для нас, тех, кто должен встретиться со смертью и желает сделать это без страха.

Что такое смерть?

Прежде всего, что же такое смерть? Смерть — это отделение, разделение вещей, которые должны быть соединены. По сути, это отделение от Бога. Павел говорит об этом в Еф. 2:1-2: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили…” Жить во грехе означает быть мёртвым, быть в рабстве у тёмных сил, быть отделённым от Бога, быть детьми Его гнева. Такое отделение — это отдаление, враждебность, отчуждение от жизни и надежды живого Бога. В этом смысле все мы, по своей природе, родились мёртвыми, и именно эту смерть Иисус пережил в Своих страданиях на кресте.

Но конечно же, смерть — это больше, чем просто отделение от Бога. Смерть также определяет отделение души от тела. Бог создал людей как воплощённые души и одухотворённые тела, а смерть разрывает этот союз. Но что происходит с этими двумя частями после разделения? Псалом 15:10 проливает свет на это библейское учение.

«Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление.”

Этот отрывок приводит нас к обычному пониманию того, что происходило после смерти человека до смерти и воскресения Иисуса. Душа отправлялась в «Шеол,” а тело переживало распад или разложение.

В Деян. 2:29-31 Пётр говорит нам, что Давид, написавший этот псалом, предвидел воскресение Христа, «что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления” (обратите внимание, что Пётр читает вторую строку как ссылку на тело или плоть Иисуса). Таким образом, до Иисуса, после смерти души обычно шли в Шеол (или Ад), а тела (плоть) разлагались. Нам всем известно последнее, но первое не так явно. Быстрый библейский разбор покажет нам, почему Пётр думает, что пророчество Давида в Пс. 15 является такой прекрасной новостью.

Что такое Шеол?

В Новом Завете наиболее расширенное описание того, что происходит после смерти, мы находим у Луки 16:19-31. Отсюда мы узнаём, что подобно Аду в греческой мифологии, у библейского Шеола есть два компонента: собственно Ад (куда был послан богач, Лук. 16:23) и «лоно Авраама” (куда ангелы перенесли Лазаря, Лук. 16:22). Сам Ад — это место мучений, где огонь причиняет боль заключённым в нём. Лоно Авраама, с другой стороны, хоть и находится на расстоянии крика от Ада, отделено от него «великой пропастью” (Лук. 16:26) и является, подобно греческому Элизиуму, местом отдыха и покоя.

Хотя остаётся ещё много загадок, картина начинает приобретать форму. Все мёртвые души сходят в Шеол/Ад, но Ад разделён на две отдельные части, одна для праведников, а вторая для грешников. Праведники, которые умерли до Христа, обитали в Шеоле вместе с Авраамом, и хотя они были отторгнуты от земли живых (а следовательно и от поклонения Яхвэ на земле), они не были мучимы как грешники.

Куда пошёл Иисус, когда умер?

Что же это говорит нам о том, где был Иисус во Святую Субботу? Основываясь на словах Иисуса преступнику на кресте в Лук. 23:43, некоторые христиане верят, что после своей смерти, душа Иисуса пошла на небо, чтобы быть в присутствии Отца. Но в Лук. 23:46 не сказано, что Иисус будет вместе с Отцом, там сказано, что Он будет вместе с преступником («Ныне же будешь со Мною в раю”), и основываясь на Ветхом Завете и на Лук. 16, больше похоже, что раскаявшийся теперь преступник будет с Авраамом, в месте отдыха и покоя для мёртвых праведников, которое Иисус назвал здесь «раем.”

После своей смерти за грехи Иисус отправился в Ад, Город Смерти, и сорвал его двери с петель. Он освободил Авраама, Исаака, Иакова, Давида, Иоанна Крестителя и остальных верных Ветхого Завета, искупив их от власти Шеола (Пс. 48:15; 85:13; 88:49). Они ждали там очень долго, не получая обещанного, чтобы их духи достигли совершенства вместе со святыми нового завета (Евр. 11:39-40; 12:23).

После Своего воскресения Иисус взошёл на небеса и принёс с Собой искупленных мёртвых, так что рай теперь не внизу возле места мучений, но вверху на третьем небе, наивысшем, где обитает Бог (2 Кор. 12:2-4).

Теперь, в эпоху Церкви, когда праведники умирают, они не просто переносятся ангелами на лоно Авраама, они уходят, чтобы быть со Христом, что намного лучше (Флп. 1:23). Грешники же, однако, остаются в Аду в муках, до последнего суда, когда Ад отдаст мёртвых, которые живут там, и они будут судимы по своим делам, а потом Смерть и Ад будут брошены в озеро огненное (Откр. 20:13-15).

Хорошая новость для нас

Какие следствия это имеет для Страстной Недели? Путешествие Христа в Ад показывает, что Он действительно был подобен нам во всех отношениях. Он не только понёс на Себе гнев Божий за нас, Он перенёс смерть — отделение Своей души от тела. Его тело было в могиле Иосифа (Лук. 23:50-53), а Его душа провела три дня в Шеоле, «в сердце земли” (Мф. 12:40).

Но как ясно говорит об этом Псалом 15, Иисус не только подобен нам, но и отличается от нас. Тело Иисуса было похоронено, как наши, но оно не истлело. Душа Иисуса сошла в Ад, как святые Ветхого Завета, но не осталась там. Бог воскресил Его из мёртвых, воссоединил Его душу с прославленным телом, и Он стал первым плодом из урожая воскресения.

И в этом хорошая новость для нас, потому что те, кто во Христе, минуют страну забвения, где никто не славит Бога. Вместо этого, когда мы умираем, мы присоединяемся к хору ангелов и святых прошлого в песне хвалы Агнцу, который был заклан за нас и наше спасение.

Христос воскрес! Воистину воскрес!

Джо Ригни desiringGod.org, перевод Анна Иващенко ieshua.org

Джо Ригни — доцент богословия и литературы в Колледже и Семинарии Вифлеем, а также автор книги «The Things of Earth: Treasuring God by Enjoying His Gifts». Он также служит пастором в церкви Cities Church.

  • Shares

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

Ольга Сакун — Град Ватикан

Под адом в древности подразумевалось место, где пребывали души, отделенные от тела. Эта реальность состоит из трех частей: место осужденных, место, где пребывали души чистилища и место, где праведники ожидали Спасителя, чтобы отправиться за Ним в рай. Вследствие первородного греха человек был обречен не только на телесную смерть, но и на сошествие в ад. Поэтому Христос, Своей смертью освободивший нас от смерти, сошествием в ад освободил нас от этой участи, согласно словам пророка Осии: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (13,14). Поскольку Христос был праведником, победив дьявола Своими страданиями, Он освободил узников ада, как гласит пророчество Захарии: «Ради крови завета твоего Я освобожу узников твоих изо рва, в котором нет воды» (Зах 9,11). Кроме того, Иисус сошел в ад, чтобы осветить его Своим светом, как Он сделал это на земле, «дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Фил 2,10).

Иисус сошёл во все три вышеперечисленных места, которые обозначались словом «ад», но с разными последствиями. Сошествие к обреченным на погибель произвело в них неверие и озлобленность. Тем, кто находился в чистилище, Он даровал надежду на обретение славы. Святым же патриархам, находившимся в преисподней («лимбе») только в силу первородного греха, он даровал свет Своей вечной славы.

Святой Августин писал: «Христос, сойдя в ад, развязал всех праведников, которые были узниками первородного греха».

«И мертвым было благовествуемо», — говорит святой Петр в Первом послании (4,6). «Сошествие в ад есть исполнение, вплоть до последней полноты, евангельской вести о спасении. Это завершающая стадия мессианской миссии Иисуса, сжатая во времени, но безгранично просторная в своем реальном распространении дела искупления на всех людей всех времен и всех народов, ибо все спасенные обрели участие в искуплении» (Катехизис Католической Церкви, 634). Таким образом, предположение о том, что праведники отказались идти за Иисусом в рай и предпочли оставаться в узах рабства, лишено оснований. Точно так же, Он не мог предлагать рай осужденным душам.

Что касается разной степени блаженства в раю, то это тоже находит подтверждение в Писании. Сам Господь неоднократно упоминает о различной степени благ, которые Бог сообщает человеку. Об этом, например, идет речь в притче о талантах: одному было дано пять талантов, другому два, третьему один — «каждому по его силе» (Мф 25,15). В толковании этой притчи святой Фома Аквинский поясняет, что эта сила зависит от благодати, исходящей от Святого Духа и производящей в душе сверхъестественную расположенность, которая соответствует той степени благодати или любви, какую Он желает излить в нее согласно Своему свободному благоизволению. «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова», — утверждает святой Павел (Еф 4,7). В постановлениях Тридентского собора говорится: «Мы называемся и действительно являемся праведниками, когда получаем то, что нам дано по справедливости в той мере, в какой Святой Дух разделяет между всеми, как Ему угодно (1 Кор 12,11) и согласно расположенности и содействию каждого». Есть ли в раю «места, где души не могут видеть Бога»? Это выражение – «видеть лик Божий» — в Библии означает осуществление надежды, совершенное исполнение евангельских обетований, жажды Бога, которая утоляется в равной степени для всех, кто пребывает в райском блаженстве.

Святая Тереза из Лизье писала: «Как-то меня поразило, что Господь Бог не дает на Небе славу в равной мере всем избранным, и я испугалась, что не все будут счастливы. Тогда Полина велела мне принести большой папин стакан, поставить его рядом с моим крохотным стаканчиком и наполнить их водой. Затем она спросила, который из них более полный. Я ответила, что они одинаково полны и что невозможно налить воды больше, чем они могут вместить. Тогда моя дорогая матушка объяснила, что на Небе Господь Бог даст Своим избранным столько славы, сколько они смогут вместить, и что даже последний ни в чем не будет завидовать первому» (цитата по изданию: Святая Тереза Младенца Иисуса, История одной души: автобиографические рукописи © Community of the Beatitudes).

Слова «Отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» следует читать в контексте: они звучат после увещания апостолам отряхнуть прах от своих ног перед теми, кто не желает слушать апостольскую проповедь: этот жест, имеющий, согласно некоторым католическим толкованиям, «педагогическую» функцию, должен был побудить к размышлению и к покаянию.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *