Колено левия

Левиты, потомки трех сыновей Левия — Гирсона, Каафа и Мерари — делились на гирсонян, каафитян и мераритян и вместе составляли колено Левиино.

В пустыне Господь избрал левитов в Свою нераздельную собственность как возмещение за первенцев Израиля, и они были посвящены на служение Ему (Чис 3, 6-8,12,13). Из числа левитов были назначены и священники — Аарон и его сыновья (Исх 28, 1). Таким образом, внутри колена Левия следует различать священников из рода Аарона, к которому должен был принадлежать и первосвященник, и остальных левитов, которые хотя и происходили от Левия, но не были потомками Аарона.

Левиты не получили, как все остальные колена, удела в Ханаане; их «частью» был Сам Господь (Чис 18, 20). В распоряжение левитов были отданы 48 городов (по четыре от удела каждого колена) вместе с пастбищами для скота. Израильтяне отдавали левитам десятину от собранного урожая и от скота, первые плоды и первенцев животных, а также части от приносимых Господу жертв (см. Исх 23, 19; Лев 27, 30-33; Чис 18, 21-24; Чис 35, 1-8). В свою очередь левиты отдавали десятую часть от полученного священникам (Чис 18, 26-32; Неем 10, 39). Левитов следовало приглашать на все устраиваемые израильтянами жертв. трапезы (Втор 12:12,18; Втор 14:27,29; Втор 16:11).

Левиты подчинялись священникам. В число их обязанностей, которые определены в Чис 3; Чис 4; Чис 18, входила охрана святилища, однако им не позволялось приближаться ни к утвари святилища, ни к жертвеннику (Чис 18:3). К служению привлекались левиты в возрасте от 25 до 50 лет (Чис 8:23-26). Согласно Чис 4:23, левиты в возрасте от 30 до 50 лет выполняли работы в скинии собрания, а также переносили саму скинию и ее утварь (ст. 46,47; ср. 1 Пар 23:3-5). Период между 25 и 30 годами считался у евреев временем обучения и подготовки к служению. Давид снизил возрастной ценз до 20 лет (ст. 25-27; ср. 2 Пар 31:17; 1 Езд 3:8). Но, возможно, только с 30-летнего возраста левиты начинали исполнять все возложенные на них обязанности, в том числе и самые важные. Обряд посвящения левитов описан в Чис 8:5-22.

В особо торжественных случаях левиты надевали дорогие льняные одежды (1 Пар 15:27; 2 Пар 5:12). Для выполнения тяжелых работ в святилище, для заготовки дров и доставки воды в распоряжении левитов находились нефинеи (евр. нетиним, «данные»), к числу которых принадлежали гаваонитяне и военнопленные.

После разделения царства оставшиеся в Северном царстве иудеи утратили связь с Иерусалимским храмом, и поэтому многие священники и левиты покинули Израиль и отправились в Иудею (2 Пар 11:13,14), где могли служить Богу согласно Его заповедям. Левиты участвовали в свержении Гофолии (2 Пар 23), в восстановлении храма при Иоасе (2 Пар 24:5), способствовали проведению реформ царей Езекии (2 Пар 29-31) и Иосии (2 Пар 34-35); они помогали священникам наставлять народ в Законе (2 Пар 17:8,9).

Левитом из еврейской диаспоры был кипрянин апостол Варнава (Деян 4:36).

Верность левитов своему призванию особенно восхваляется у Мал 2:5-7. В Откр. 7:7 запечатленных от колена Левиина значится двенадцать тысяч.

Использованные материалы

М. В. Воробьева

Дети Израиля

Итак, дети, слушайте меня и не отступайте от слов уст моих. Книга притчей Соломоновых, гл.4 (7)

Государство Израиль было провозглашено 14 мая 1948 г. в соответствии с планом разделения Палестины, принятым ООН. Тысячи и сотни тысяч евреев переехали в разное время в Израиль из разных концов света. «Потомки Царя Давида» начали свое воссоединение с культурой предков, сохранившейся даже в рассеянии. Евреи веками хранили и передавали нравственные ценности от поколения к поколению, осознавая, какую при этом особую роль играют дети. Именно они начинают познавать и принимать с молоком матери культуру своего народа, через детей еврейский народ передает все свои главные ценности, поэтому дети Израиля — самые главные граждане страны.

Воробьева Маргарита Владимировна — кандидат педагогических наук, руководитель ресурсного центра «Маленькие гении», детский сад № 2523 «Академия детства», г. Москва.

Ребенок ничего не должен

Детей в семье должно быть много. Отношение израильтян к детям трепетное — выражается в формуле, которую исповедуют все взрослые — маленький ребенок НИЧЕГО не должен. Самый важный принцип — не просто развивать ребенка в каких-то отдельных направлениях, но видеть его как целое, с учетом индивидуальных особенностей и потребностей — эмоциональных, интеллектуальных и физических. Для детей в Израиле созданы все условия, чтобы они были здоровыми и счастливыми. Особенно внимательно израильтяне относятся к детям дошкольного возраста.

Основная особенность системы израильского дошкольного образования — отсутствие жестких стереотипов, инструкций и регламента (образовательных и воспитательных), которым необходимо подчиняться всем, кто работает в детском саду.

Рациональное использование всех помещений

Организацией детских садов в Израиле занимаются государственные, муниципальные, местные власти и кибуц. Как, правило, для детских садов выделяются или строятся

отдельные здания, специально предназначенные для дошкольников.

В Израиле мало земли, поэтому для прогулок в детских садах отводятся маленькие площади, которые обязательно закрыты тентом, т. к. солнечные дни преобладают, а температура воздуха с апреля месяца постоянно повышается и может достигать в летнее время +40-45 градусов.

Проекты зданий нельзя назвать «типовыми», в отличие от наших детские сады в Израиле разные по архитектуре. Объединяет их один принцип — рациональное использование всех помещений учреждения. В групповых комнатах

(площадь не более 50 кв. м) нет спален, отсутствуют специальные раздевальные помещения, просторные холлы используются для совещаний, консультаций, педсоветов, тренингов, встреч с родителями; хорошо оборудованы, оформлены и функциональны коридоры, в которых есть «уголок достижений ребенка». Учитывая специфику дошкольного учреждения, «нормативные» (общеобразовательные) или для детей-инвалидов, проектировщики предусматривают в детских садах кабинеты для индивидуальных занятий с логопедом, социальным работником, трудотерапии, музыкальных занятий, сенсорные комнаты, физкультурные залы. В зависимости от финансирования (государственное, частное, спонсорское) и формы собственности, в детском саду может быть бассейн, специально оборудованный тренажерный зал, лифт для подъема детей-инвалидов, настил, пандус.

Обычно в детском саду работают от двух до восьми дошкольных групп, в каждой от 15 до 17 детей. В детских садах для детей-инвалидов в группах (классах) 5-8-10 детей, общее количество не более 76, превышать норму комплектования нельзя.

Религиозные и светские

Детский сад дети могут посещать начиная с трех лет. Согласно Закону о всеобщем обязательном образовании 5-6-летние дети должны обязательно ходить в детский сад.

Ответственность за исполнение закона берут на себя родители. Посещение обязательной (предшкольной) группы бесплатно.

Среди государственных детских садов есть религиозные и светские. Существуют частные детские сады, принадлежащие разным религиозным и общественным организациям. Они тоже получают от министерства образования рекомендации и финансирование. Кстати, все, что касается еврейских праздников, изучают и в религиозных, и в светских садах, хотя подход к этому несколько разный.

Для маленьких детей (с 6 месяцев или 1,5 лет) организованы ясли, которые не входят в систему государственного образования. Если в частном детском саду или в кибуце находится 10 и более детей от 3 до 6 лет, то они должны находиться под инспекцией министерства образования, а педагоги работать с учетом определенных требований.

Учебный год в детских садах начинается в сентябре, заканчивается в июне, каникулы длятся два месяца — июль и август.

В детский сад дети приходят к 7.30 и могут находиться там до 13.00. Это время оплачивается родителями, государством или муниципалитетами, последующее пребывание детей оплачивается по договоренности с родителями дополнительно, но в 16.00-17.00 детский сад заканчивает свою работу. Оплата за детский сад 400 шекелей, что составляет примерно 130 $ в месяц. Если родители не могут полностью вносить такую сумму, но им необходимо «продолженное» пребывание малыша в детском саду, часть оплаты производит муниципалитет города или кибуц.

Детям — только качественные продукты

Организация питания детей и отношение к нему достаточно демократичное. Завтраки состоят из того, что приносят для детей родители из дома, если необходимо, пищу можно подогреть в микроволновой печке. Детский сад самостоятельно за свои средства покупает фрукты, соки. Обеды привозят готовые и оплачиваются за счет муниципалитетов или ки-буц. В детском саду ответственности за качество продуктов никто не несет, т. к. все продукты подвергаются специальной санитарной экспертизе в магазинах и комбинатах, снабжающих

детские учреждения. Именно они полностью отвечают за качество продуктов.

Продукты, из которых готовится детская еда, на 70% происходят от биологически чистой культивации, т. е. без вредных для здоровья веществ. Строгие правила выбора продуктов, способы их приготовления, запрет собирать урожай с одного и того же поля в каждый седьмой «шабатный» год, приготовление пищи только иудеями — все это особый знак качества.

За здоровье отвечает семейный доктор

В штате сотрудников детского сада нет медсестры и врача. Врач приходит только в детские сады для детей-инвалидов два раза в неделю на консультации. Директор приглашает разных врачей-специалистов, в которых нуждаются его воспитанники. За здоровье детей целиком отвечает семейный доктор. Никто другой не имеет право вмешиваться в процесс постановки диагноза, лечения, назначения процедур и др. Если ребенку в детском саду требуется медицинская помощь, то сначала срочно информируются родители, а они ставят в известность семейного доктора. Семейный доктор принимает решение, что делать с ребенком.

Это еще одна особенность организации и функционирования дошкольных учреждений Израиля. Детские сады отвечают только за воспитание и образование, а все «вспомогательные» службы несут ответственность за качественное функционирование детского сада, которые, в свою очередь, строго контролируются, например, мэрией.

«Тохнит мисгерет» — программа, определяющая рамки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Существующая на сегодняшний день учебная программа для детских садов была разработана 15 лет назад. Она представляет собой сборник рекомендаций для педагога. На иврите программа называется «Тохнит мисгерет» -«программа, определяющая рамки», в которых специалист должен планировать свою работу. В сборнике рекомендаций определены цели и принципы образования. То есть то, к чему детей нужно привести и как этого достичь. Воспитатель сам выбирает, что подходит детям. Ориентируется не только на возраст детей, но и учитывает культурную среду и обстановку, в которой живут воспитанники: кто их

родители, что важнее для этих детей, что их интересует? Чтобы ответить на эти вопросы, педагог самостоятельно выбирает рекомендации в пределах существующих рамок. Программа охватывает рамки таких областей знаний, как математика, устная и письменная речь, наука и технология, физкультура, искусство.

Контроль за работой всех специалистов, педагогов и обслуживающего персонала детского сада осуществляет директор. Он же набирает штатных сотрудников, количество которых определяется финансовыми возможностями учреждения. Чем лучше и крепче финансовая составляющая, тем больше сотрудников руководитель может принять на работу. Основной педагогический состав: логопед, психолог, социальный работник, физиотерапист (воспитатель или инструктор по физкультуре со специализацией ЛФК), воспитатель, помощник воспитателя, волонтеры из израильской армии (солдаты альтернативной службы) и из общественных организаций (пенсионеры, домохозяйки, молодежные организации и др.). Волонтеры не имеют никакой специальной подготовки, а учатся работать с детьми, помогая воспитателям.

Творческие инициативы не приветствуются

В детских садах для детей-инвалидов воспитатели не пишут отдельного плана работы, а строго руководствуются указаниями психолога, логопеда, социального работника. По сути, воспитатели выполняют «вспомогательную» педагогическую работу, проявление самостоятельной творческой инициативы не приветствуется. Воспитатель должен четко проводить занятия с детьми по рекомендациям специалистов. Такой порядок воспитательно-образовательной работы является обязательным условием работы с детьми-инвалидами.

Зачисление ребенка в детский сад производится по заявлению родителей. После подачи заявления родители приглашаются на собеседование, на котором обязательно присутствуют мама и папа, директор, психолог, социальный работник, логопед. Родители ребенка-инвалида высказывают пожелания специалистам, какие бы результаты они хотели увидеть в конце года. Например, хотели бы, чтобы дочь научилась держать ложку, или у сына были очевидны успехи в развитии речи и т. п. Затем для ребенка составляется индивидуальный план занятий

и в течение года два раза проводится диагностика и, соответственно, коррекция индивидуального плана развития. Родители обязательно получают информацию о развитии их ребенка через записи в специальной индивидуальной тетради, конфиденциальные консультации, беседы с воспитателем и специалистами. Мама и папа являются соучастниками воспитательного и образовательного процесса. Дома выполняют рекомендации и пожелания педагогов.

В Израиле категорически запрещается грубо обращаться с ребенком, кричать или предъявлять жесткие требования.

Педагоги в детских садах составляют письменный отчет, чтобы было легче говорить с родителями, которые в Израиле очень активны и живо интересуются воспитанием своих детей, приходят в детский сад, задают вопросы. Если родителям что-то кажется не в порядке — они сразу дают знать об этом воспитателям группы.

В Израиле категорически запрещается грубо обращаться с ребенком, кричать или предъявлять жесткие требования. За нарушения этих норм воспитатель может быть оштрафован или получить административное взыскание. На практике такое случается очень редко, воспитатели умеют проявлять профессионализм и добиваться необходимых результатов.

Образование для воспитателей

Профессию педагога-дошкольника в Израиле можно получить в колледже, срок обучения — 4 года. На последнем курсе студенты проходят стажировку. Они могут выбрать одну из двух специализаций: педагог для детей в возрасте от 3 до 6 лет или для детей от 3 до 8 лет (такие преподаватели могут работать и в начальной школе).

Несколько лет назад воспитателей детских садов в Израиле готовили на специальных семинарах. Но, как выяснилось, такой подготовки явно недостаточно для квалифицированной работы с детьми. Сейчас педагоги-специалисты получают образование в университетах. Слушатели, посещающие семинары, могут работать только в ортодоксальных религиозных детских садах, которые не входят в систему государственного образования.

Игра — основное средство обучения

Дети в Израиле учатся через игру. Вместе с воспитателем они ищут ответы на вопросы, которые сами задают, занимаются темами, которые их интересуют. В саду нет обучения в виде фронтальных занятий, когда дети сидят за столами и все вместе делают что-то одно. Обучение происходит как бы в процессе повседневной жизни. Даже если дети всей группой занимаются за столами, у них нет единого задания: за одним столом рисуют, за другим лепят, за третьим выполняют какую-то творческую работу.

Допустим, дети в детском саду готовятся к традиционному празднику света — Хануке. Предварительно они обсуждают, что и почему хотят сделать — это развитие речи. Потом они узнают, из чего и как это можно сделать, то есть учатся ориентироваться в предметном мире.

Дети пытаются нарисовать, слепить, приготовить самостоятельно традиционные праздничные пончики «суфганиот» на Хануку. Дети 5-6 лет списывают из книги названия ингредиентов — это подготовка к письму. Пока

они готовят пончики — узнают массу интересных сведений из науки и технологии, изучают свойства различных материалов. Младшим детям воспитатель рассказывает о символах праздника, старшим — об истории. Таким образом, педагог, вовлекая детей в интересную для них деятельность, обучает их. Естественно, взрослый планирует, чему именно должен обучить детей в процессе игрового занятия.

Дети — хранители традиций

Детям в Израиле отводится еще одна очень важная роль в сохранении древних традиций, благодаря которой пустынная земля покрыта лесами.

Согласно преданию, еврейский праздник Ту Бишват появился после того, как деревья попросили Бога даровать им свой Новый год. Этот праздник отмечается с древних времен в 15-й день месяца шват и является очень веселым, т. к. проходит водоразделом между урожаем прошлого и нового года и тесно связан с землей и плодородием. В этот день в Израиле традиционно сажают деревья. В основном эта почетная миссия отдается детям. Старшие дети и взрослые помогают младшим. Гостям в праздник Ту Бишват обязательно ставят на стол семь плодов, про которые говорится в Писании, и ими прославлена земля Израиля: ячмень, пшеница, виноград, инжир, гранаты, оливки, финики.

Рассказы о традициях еврейского народа, их праздниках и участие в них детей — важный элемент объединения евреев во всем мире. Если еврейский ребенок, который сегодня живет где-то в Европе или Аргентине, вовлечен в культуру своего народа, то, когда он вырастет и переедет жить на обетованную землю в Израиль, сможет легко там адаптироваться.

Международный учебный центр им. Ахарона Офри, созданный в 1989 г. МАШАВом в сотрудничестве с министерством просвещения Израиля, готовит педагогов для работы с детьми с учетом главной задачи израильской системы образования — это сокращение огромного разрыва в уровне учащихся, принадлежащих к разным социоэкономическим слоям. Д-р Яффа Гев отмечает, что «…Израилю удалось создать эффективно действующую образовательную систему, охватывающую свыше 1 600 000 учащихся. Конкретные условия израильской действительности вынуждают образовательную систему учитывать сочетание трех

важнейших факторов: репатриация, культурное многообразие и различия между структурными секторами населения. Согласно Закону об обязательном образовании детей с четырехлетнего возраста до окончания 12-летнего школьного обучения, образовательная система несет ответственность за все сферы просвещения и воспитания».

В целях сближения групп, отличающихся по этническому происхождению, религиозной принадлежности и месту проживания, был разработан единый план воспитания и обучения детей Израиля, отвечающий требованиям XXI века. Этот план воспитания и образования подрастающего поколения не подрывает культурные традиции и ценности, в которых воспитаны дети.

Например, возьмем праздник Хануку. В любом израильском детском саду будут говорить с детьми о том, как отмечают этот праздник у них дома. Но, может быть, кто-то дома празднует и Хануку, и Новый год, и Рождество. И у ребенка дома горит и семисвечник, и стоит наряженная елка. Он может рассказать об этом в детском саду, это не запрещается. Однако, если дети не знают еврейские праздники и традиции, их обязательно с ними познакомят.

Детей-репатриантов попросят принести из дома книги на родном языке и сравнить с книгой на иврите. Приветствуется, когда ребенок

хорошо знает родной язык (русский, болгарский, французский и т. д.), иврит, а в школе еще учит английский. В детский сад принято приглашать родителей, чтобы они выступили перед детьми и рассказали о своей общине и стране исхода.

Израильское общество неоднородно. Оно мультикультурно, и это учитывается при воспитании и обучении дошкольников. Все дети и семьи должны чувствовать себя хорошо и знать, что разные культуры надо уважать, и они действительно уважаются. С другой стороны, есть традиции, которые должны уважать и поддерживать все евреи, независимо, из какой культуры и страны они пришли.

Для педагогов, работающих с детьми младшего возраста, разрабатывается и издается

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

много пособий, в которых есть рекомендации по обучению детей. Например, есть пособие по изучению правил дорожного движения. Воспитатель выбирает то, что подходит его детям соответственно возрасту и среде обитания. Допустим, дети растут в кибуце, где дорожного движения практически нет. В таком случае они выберут пособие, в котором будет отражена эта особенность, но это вовсе не означает, что дети вообще не будут знакомиться с правилами дорожного движения.

Быть педагогом престижно

Профессия педагога в Израиле пользуется уважением. Зарплата немного ниже с точки зрения общенациональной, но вполне приличная в сопоставлении, например, с Россией -в месяц воспитатели получают $5000, логопеды, социальные работники, психологи — $9000. Специалисты, которые ведут экспериментальную работу в детском саду, имеют помощь из Педагогической академии. Разницы в зарплате между воспитателями в детских садах нет. Израильские педагоги — социально защищенная часть общества, у них есть профсоюз и постоянство в работе. Профсоюз часто подключается к защите прав педагогов. Отпуск у педагогов два месяца — июль и август, есть выходные и праздничные дни. Но одна привилегия израильских педагогов вызывает у коллег из других стран восхищение — это так называемый «шабатный год». Что это такое? У евреев есть традиция — шесть дней трудиться, а седьмой день отдыхать. Эту традицию «увеличили» для педагогов. Шесть лет педагоги трудятся на своем месте, т. к. работа педагога это особое призвание, а на седьмой весь календарный год им дается отпуск. Этот отпуск полностью

оплачивается государством. В это время педагог, если конечно, хочет, может посещать курсы повышения квалификации или немного где-то «подрабатывать», а может вообще ничего не делать, только отдыхать. Затем возвращается к своей работе. Может быть, поэтому у израильских педагогов нет такого сильного эмоционального «выгорания» и текучки кадров.

Умнее тот,

кто не боится думать

Как осуществляется контроль за уровнем знаний детей?

Для этого рекомендуются всевозможные мероприятия, которые нужны, в первую очередь, педагогу, чтобы знать, насколько продвинулся конкретный ребенок в обучении. При этом учитывается также то, что ребенок любит и не любит. Соответственно, педагог решает, как перевести ребенка на следующую стадию обучения.

В последнее время от педагогов начали требовать, чтобы по крайней мере три раза в год они делали записи, в которых указывали успехи и проблемы ребенка в обучении.

В конце учебного года педагог может сделать характеристику своей группы. Естественно, его работу проверяет инспектор министерства образования, но на одного инспектора приходится 80 воспитателей, а это много.

Успехи израильской системы дошкольного образования заключаются в том, что в Израиле более 90% детей посещают детские сады, и нет детей старше трех лет, которые не охвачены рамками дошкольного образования. Это касается практически всех слоев общества, в том числе и в арабском секторе.

Дети в израильских детских садах получают образование и находятся в комфортной для развития атмосфере. Они воспитываются и учатся играя, с удовольствием. Ведь умнее не тот, кто знает больше фактов, а тот, кто не боится думать, а думать еврейских детей учат с самого раннего возраста.

И совершенно неважно — инвалид ребенок или здоровый, каждый одним только своим существованием приносит пользу своей стране и народу. Здоровый — это крепкое, здоровое будущее, а ребенок-инвалид — это совесть общества и народа: благодаря социальным гарантиям эти дети имеют не только перспективу в жизни, но и чувствуют себя уютно в обществе. В этом вы можете убедиться, побывав в Израиле и посетив детские сады. ■

1. «Двенадцать — кто знает?»
На этот вопрос из пасхальной песенки-считалки даже козленок, который умел считать только до десяти, не моргнув глазом ответил бы:

«Двенадцать я знаю.
Двенадцать колен Израиля».

Кто же не знает, что у Иакова-Израиля было двенадцать сыновей, которые и стали родоначальниками колен Израилевых. Вот их имена: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Звулун, Иссахар, Дан, Гад, Ашер, Нафтали, Йосеф, Биньямин.
Пересчитали? Двенадцать? Но не все так просто с арифметикой, как кажется. Сыновья Йосефа — Менаше и Эфраим — сделали стремительную карьеру. Иаков усыновил своих внуков и «назначил» родоначальниками двух самостоятельных колен вместо их отца. Колен, таким образом, стало тринадцать. Вероятно, для того, чтобы сохранить сакральное для многих ближневосточных (но не только) культур число 12 в неприкосновенности, одно из колен — Леви — стали держать «в уме». Библия объясняет это тем, что на потомков Леви было возложено служение в скинии, а потому в отличие от остальных колен они не получили удела в Земле обетованной.

2. После смерти царя Соломона (около 928 год до н.э.) еврейское государство разделилось на два: Иудею и Израиль. В Иудее оказались колена Йегуды и Биньямина, а остальные десять колен составили население Израиля. В 721 году до н.э. ассирийский царь Саргон II захватил столицу Израильского царства Самарию и угнал в плен его жителей. С этого момента десять из двенадцати колен Израиля исчезли с исторической арены. Трагическая судьба потерянных колен и в Библии, и в более поздней традиции объясняется справедливым возмездием за грехи. Однако надежда на их возвращение не умирает вот уже почти три тысячи лет. Раз, два, три, четыре, пять… идем искать.

3. Некоторые древние авторы демонстрировали завидную осведомленность о судьбе потерянных колен и утверждали, что изгнание способствовало их исправлению. Так, апокрифическая Книга Эзры упоминает, что они живут за рекой Ефрат в стране Арсареф , строго соблюдая Закон.
Еврейский историк Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» пишет, что «десять колен до сих пор живут по ту сторону Ефрата и столь многочисленны, что их невозможно исчислить». А римский писатель Плиний Старший сообщает, что вернуться из изгнания потерянным коленам мешает река Самбатион с ее бурным течением. В субботу русло реки высыхает, «но перейти ее нельзя, чтобы не нарушать Закона о субботнем дне, когда запрещено совершать далекие путешествия, и при попытке ее перейти в субботу, река начинает бурлить со страшным шумом. Поэтому десять колен Израиля не могут воссоединиться с двумя коленами, — лишь с приходом Мессии это станет возможным».

4. Мудрецы Мишны и Талмуда, которые, как известно, редко проявляют единодушие по какому-либо вопросу, не изменили себе и в данном случае. «Как этот день проходит и не возвращается, так и израильские колена ушли и не вернутся», — утверждал рабби Акива. «Темнеет и светает. Так же и десять колен: сначала они были во тьме, но потом будет и для них свет», — возражал ему рабби Элиезер. Десять колен «не вернутся, если их дела таковы, как и в тот день (т.е. до их изгнания), но они возвратятся, если дела их (теперь) не таковы», — резюмировал рабби Шимон бен Йегуда.

5. Еврейский «барон Мюнхаузен» Эльдад Данит (IX век) в своей изобилующей удивительными подробностями книге рассказывает, что сам происходит из колена Дана, а рядом с данитами в «Золотой стране» возле Красного моря «живут в мире и согласии» и другие потерянные колена — Нафтали, Гада и Ашера:

«Там нашли они себе хорошую землю, плодородную, просторную, изобилующую садами, парками, полями и виноградниками И кушиты стали платить дань пришельцам, потому что боялись их У названных колен золото в изобилии; очень и очень много овец, рогатого скота, верблюдов, лошадей и ослов; они сеют, жнут и живут в шатрах, кочуют от границы до границы Детей у них столько, сколько песка на берегу моря, и все мужчины очень воинственны…».

Потомки пропавшего колена Иссахара, писал Эльдад, живут «в горах, на берегу моря, в конце персидской и мидийской земель; живут они мирно, спокойно и беспечно, занимаются скотоводством, говорят на священном языке и изучают Тору». К югу от колена Иссахара располагается в шатрах колено Звулуна: «между ними мир, любовь, братство и дружба». А колено Эфраима и половина колена Менаше живут в Южной Аравии, возле Мекки, — они «очень сильны и воинственны, так что один в состоянии победить тысячу человек». А колено Шимона и половина колена Менаше «обитают в стране кузарим (хазар)‚ на расстоянии шести месяцев пути от Иерусалима; они неисчислимы и берут дань с 25 царств. Исмаильтяне платят им дань по причине их страшного вида и храбрости».

6. Узнав о существовании в далекой Хазарии «еврейского» государства, высокопоставленный чиновник при дворе арабских халифов в Испании Хасдай ибн Шапрут (Х век) был невероятно воодушевлен:

«Чрез это мы подняли голову, наш дух ожил и наши руки окрепли. Царство моего господина стало для нас (оправданием), чтобы раскрывать смело уста. О если бы эта весть получила большую силу, так как благодаря ей увеличится наше возвышение. Благословен Господь, Бог Израиля, который не лишил нас заступника и не упразднил светоч и царство у колен израильских!».

Он вступил в переписку с хазарским правителем Иосифом, намереваясь узнать, к какому колену принадлежит правящая династия, каковы размеры царства, какова численность войск, с кем ведется война и прекращаются ли сражения в субботу. Ответное письмо царя Иосифа, возможно, разочаровало Хасдая, поскольку в нем не подтверждалась версия о еврейском происхождении хазар.

7. Потерянные колена и связанные с ними эсхатологические ожидания волновали не только еврейские, но и христианские умы. В «Великой хронике» Матвея Парижского (XIII век) тема потерянных колен возникает в связи с началом монгольского нашествия на Европу:

«Полагают, что эти тартары, одно упоминание которых омерзительно, происходят от десяти колен, которые последовали, отвергнув закон Моисея, за золотыми тельцами которых сначала Александр Македонский пытался заточить среди крутых Каспийских гор смоляными камнями. Когда же он увидел, что дело это свыше человеческих сил, то призвал на помощь Бога Израиля, и сошлись вершины гор друг с другом, и образовалось место неприступное и непроходимое».
Упрекая иудеев в «чудовищном коварстве», Матвей Парижский разоблачает их планы на всемирное господство: «Многие иудеи собрались в тайном месте по общему согласию. К ним , кто, кажется, был мудрейшим и могущественнейшим из них, обратился, сказав: » Господь наш Адонай долго оставлял нас поверженными под властью христианской. Но ныне грядет час, когда мы обретем свободу, чтобы, наоборот, мы по приговору Божьему их угнетали, чтобы обрел спасение уцелевший Израиль. Ибо вышли братья наши, племя израильское, некогда заключенные, чтобы подчинить себе и нам весь мир». Надо ли говорить, что заговор был разоблачен бдительными христианами, и евреям ничего не оставалось, как отложить свои коварные планы до лучших времен.

8. В ХХ веке в индийских штатах Мизорам и Манипур было обнаружено племя, традиции которого были удивительно схожи с еврейскими. Они совершают обряд обрезания на восьмой день, приносят жертвоприношения в соответствии с предписаниями Торы, практикуют левиратные браки. Общины возглавляют духовные лидеры – Аароны, власть которых передается по наследству. Свое происхождение племя связывает с Менаше (отсюда их самоназвание Бней Менаше — «Сыны Менаше»), имя которого упоминается в ритуальных песнопениях, исполняемых Ааронами. Во второй половине двадцатого века сотни Сынов Менаше устремились в лоно нормативного иудаизма: они отправляли в Бомбей мальчиков и девочек, чтобы те учились в еврейской школе, а в нескольких городах Бирмы и Индии открыли синагоги «Бейт шалом» — «Дом мира», куда по субботам приходили на молитву жители окрестных деревень. В конце ХХ века десятки сынов Менаше формально перешли в иудаизм, а в 2005 году главный сефардский раввин Израиля Шломо Амар признал еврейские корни Бней Менаше, а все сообщество — биологическими и духовными потомками колена Менаше. В 2006 году Бней Менаше получили право на репатриацию в Израиль.
9. Желание принадлежать к избранному народу оказалось не чуждо и авангарду технического прогресса — японцам. Отдельные энтузиасты утверждают, что традиционный титул японского императора микадо происходит от еврейского ми гадоль («великий»), а старое название города Киото — Хэйан (Город мира) является аллюзией на Иерусалим.

Ритуал традиционного японского праздника Онтошаи, который на протяжении столетий отмечался в Храме Синто Сува-Таиша в округе Нагано, очень напоминает инсценировку сюжета о жертвоприношении Исаака: на бамбуковый ковер клали мальчика, привязанного веревкой к деревянному столбу, к нему подходил священник с ножом, срезал часть столба и заносил нож над мальчиком. В последнюю секунду мальчика освобождал другой священник. Гора, возле которой проходят празднества, называется Мориа-сан. Не многовато ли совпадений? Жиды таки прищурились?

10. Крестьяне-мусульмане некоторых деревень в индийском Кашмире считают, что они потомки исчезнувших колен, и называют себя Бней Исраэль. Они не вступают в браки с мусульманами из других деревень, не едят рыбу без чешуи, при приготовлении пищи используют только растительные масла и не работают в субботу, соблюдая запреты еврейской религии.

11. В XIX веке в Англии возникло движение «British Israel». «Британские израильтяне» полагают, что англосаксы – потомки потерянных колен. Согласно этой версии после изгнания из Израильского царства предки англосаксов оказались на территории Дании, название которой, понятное дело, происходит от колена Дана, затем в Шотландии, а потом распространились по Англии. Британские израильтяне считают, что правящая королевская династия восходит к царю Давиду. И последний убийственный аргумент, который заставит даже закоренелых скептиков отбросить последние сомнения: british – это же брит иш — слегка перевернутый «человек Завета».

12. В Израиле существует добровольческая организация «Шавей Исраэль» – «Возвращенный Израиль», которая занимается розыском потерянных колен и их репатриацией в Израиль. Среди кандидатов на «возвращение» эфиопские фалаша, потомки португальских маранов, индийские Бней Менаше и даже русские субботники.

Раздел земли между коленами Израилевыми. Библейский атлас Тима Даули

Колена Израилевы

От 12 сыновей Иакова, из которых каждый являлся праотцем своего потомства, произошли 12 колен (племён), носящих имена своих родоначальников: колена Рувимово, Симеоново и т.д. Но, вследствие того, что Иаков на одре болезни перед своей смертью усыновил двух сыновей Иосифа: Ефрема и Манассию, вместо одного колена Иосифова, стало два (Быт. 48:5), так что всех колен было 13, вместо 12. Однако при разделе земли Ханаанской все-таки считали только 12 колен, так как колено Левиино, отделенное для священнического служения, не получило для себя никакого удела. Это колено имело некоторые города, расположенные в уделах других колен; кроме того, оно получало десятины, начатки и добровольные приношения.

У Иакова были четыре жены — Лия, Рахиль, Валла и Зелфа. Обычно в перечнях колен последние группируются в соответствии с происхождением по материнской линии:

  • От Лии:
    • Рувимово колено,
    • Симеоново колено,
    • Левиино колено — не входит в число 12 колен, как не получившее надела,
    • Иудино колено,
    • Иссахарово колено,
    • Завулоново колено;
  • От Зелфы:
    • Гадово колено,
    • Асирово колено;
  • От Рахили:
    • Иосиф Прекрасный
      • Ефремово колено,
      • Манассиино колено,
    • Вениаминово колено;
  • От Валлы:
    • Даново колено,
    • Неффалимово колено.

Из рассказа об Ахане можно получить представление о подразделении колен: жребий пал на колено Иудино, которое стало подходить по родам, семействам и, наконец, по одному (Нав. 7:16 и дал.). Срав. Откр. 1:2, где говорится о разделении народа по родам семействам и домам. См. также 1 Цар. 10: 19 и дал., где при выборе Саула царем, выходили по коленам и по родам. Во главе колен и родов стояли князья или начальники поколений (Чис. 3:24-30,35; Чис. 10:4; Чис. 16:2), «старейшины Израилевы» (Исх. 12:21). Несмотря на то, что всякое колено вначале имело свое собственное управление и судопроизводство — все же вместе они составляли одно целое, имея Господа своим Царем (Суд. 8: 23).

В 1-ой главе книги Чисел мы находим два различных по времени, исчисления мужей в 12 коленах, способных к войне. Первое сделано в начале странствования по пустыне, второе в конце. Из этой таблицы видно, что колено Иудино было самое многочисленное и на много превосходило каждое из других колен. Поэтому сказано: «Иуда пойдет впереди» (Суд. 20:18). Пророческое благословение каждого колена было произнесено Иаковом (Быт 49) и Моисеем (Втор 33). Рассеяние не совсем уничтожило сознание о существовании двенадцати колен, что видно из Деян. 26:7, где Павел называет еврейский народ «наши двенадцать колен». Иаков пишет: «Двенадцати коленам, находящимся в рассеянии». В Откр. 7:4-8 говорится о «144.000 запечатленных из всех колен сынов Израилевых», но там не упоминаются колена Даново и Ефремово; вместо колена Ефремова упомянуто Иосифово, а колено Даново совершенно исключено. Вероятно, это сделано для того, чтобы получилось число 12. В Откр. 21:12 сказано, что на воротах нового Иерусалима написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых, что соответствует пророчеству Иезекииля (Иез. 48:31 и дал.).

По мере захвата Израильского царства Ассирией (733/2–722 гг. до н. э.) значительная часть его населения уводилась в пленение ассирийское. Пленники, оказавшиеся в различных городах империи, со временем растворялись среди местного населения. Они составили 10 утерянных колен Израилевых (кроме Иудина и Вениаминова колен).

Несмотря на то, что более полторы тысячи лет протекло от времени сынов Иакова до явления в мир Христа Спасителя, при всех переворотах и смутах в такой длинный период времени, евреи и при Христе Спасителе могли отличать еще свое происхождение по коленам посредством родословных таблиц или устных преданий (Лк 2:36, Деян 13:21, Рим 11:1, Флп. 3:5). Сам Господь Иисус Христос по плоти произошел от колена Иудина (Евр 7:14, Мф 1:3,16, Лк 3:23-33), согласно пророчеству о том патриарха Иакова (Быт 49:10).

Литература

  • Библейская энциклопедия Брокгауза
  • Еврейская энциклопедия
  • Энциклопедия «Кругосвет»
  • Архимандрит Никифор. Библейская энциклопедия
  • Библейский словарь Нюстрема

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *