Колокольня церкви Иоанна Предтечи

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Этот храм является выдающимся памятником русского зодчества, а также единственным, кроме собора Покрова на Рву, дошедшим до наших дней многостолпным храмом XVI века.

По одной версии, он был возведен в честь венчания Ивана IV на царствование, а по другой – как молитвенный храм Ивана Грозного о появлении наследника.

Очень интересна и необычна его архитектура – центральный барабан здания украшен полуколоннами, а звонница установлена на стене, прямо над входом. Кроме центрального столпа (восьмерика, высота которого 34,5 м), есть четыре маленьких восьмигранных столбика-башенки (по 17 м в высоту). Все они соединены стенами и имеют общий фундамент.

Полукруглая апсида примыкает к восточной стороне столпа. Благодаря столь контрастному сочетанию величественной центральной башни с четырьмя маленькими башенками, церковь приобретает вид монументального крепостного сооружения, украшенного и оживленного массивным центральным барабаном, имеющим приплюснутый верх и окруженным восемью полуцилиндрами. Есть предположение, что первоначально полуцилиндры завершались самостоятельными главками. Существующий нынче верх церкви очень сходен с Формами храмов в Болгарии и Сербии. Исследователи русской архитектуры допускают, что было шатровое его завершение.

В интерьере храма преобладают мотивы крепостной архитектуры. Уютные миниатюрные помещения приделов; навесные мощные «бойницы-машикули», расположенные в центральном восьмерике и выполненные в виде перехода от верхнего барабана к стене; маленькие фронтончики – кокошники очень напоминают крепостные зубцы. Завершается все это орнаментом, выложенным в куполе в виде вертящегося солнца с саблевидными лучами. Согласно предположениям исследователей, авторами данного сооружения были строители Покровского собора Постник Яковлев и Барма, а вопрос о времени его создания до сих пор остается нерешенным.

Церковь Иоанна Предтечи в Дьяково, в отличие от церкви Вознесения в Коломенском, сражу же была предусмотрена как приходская. Общая площадь ее составляет 400 квадратных метров. По окончанию строительства храма в ближайшее время завершилось и создание крытых галерей, а над западной папертью установлена звонница в два звона. Храм не был расписан в привычном смысле, но во время реставрационных работ в 1960 году, на его куполе были обнаружены остатки росписи белилами.

Из гипотезы исследователя В.В. Кавельмахера следует, что в каменную Дьяковскую церковь были перенесены престолы деревянных церквей: «Зачатия Иоанна Предтечи», стоявшей ранее в Дьякове и «Усекновения Главы Иоанна Предтечи», сгоревшей в пожар 1547 года и располагавшейся в московском Ваганькове.

Церковь Иоанна Предтечи в Дьякове является последним сохранившимся памятником архитектуры XVI века из всех возведенных на территории великокняжеской усадьбы.

(Все архитектурные объекты парка Коломенское)

Колокольня — часть церковного здания или особая постройка вблизи него, где развешиваются колокола, иногда в несколько ярусов.

У древних церквей она обычно небольшого размера и имеет вид арочного перекрытия, под которым подвешены колокола.

У более поздних храмов колокольня имеет вид высокой башни с куполом и крестом.

В средневековой русской архитектуре известны столпообразные и шатровые колокольни.

Столпообразные и шатровые колокольни бывают одноярусные и многоярусные, а также квадратные, восьмигранные или круглые в плане.

Столпообразные колокольни, кроме того, делятся на большие и малые. Большие колокольни имеют высоту 40–50 метров и стоят отдельно от храмового здания.

Малые столпообразные колокольни входят обычно в комплекс храма.

Известные сейчас варианты малых колоколен отличаются местом своего расположения: либо над западным входом в церковь, либо над галереей в северо-западном углу. В отличие от отдельно стоящих столпообразных колоколен, малые обычно имеют только один ярус открытых арок звона, а нижний ярус оформляется окнами с наличниками.

Наиболее распространенным типом колоколен является ставшая классической одноярусная восьмигранная шатровая колокольня. Особенно широкое распространение этот тип колоколен получил в XVII веке, когда шатровые колокольни являлись почти неотъемлемой частью среднерусского пейзажа.

Изредка строились многоярусные шатровые колокольни, хотя второй ярус, расположенный над основным ярусом звона, как правило, колоколов не имел и играл декоративную роль. Весьма редко встречаются случаи, когда колокола в шатровых колокольнях подвешивались в два яруса.

Под влиянием западноевропейской культуры в русских монастырских, храмовых и городских архитектурных ансамблях во множестве стали появляться барочные и классические многоярусные колокольни.

Одной из самых известных колоколен XVIII века стала большая колокольня Троице-Сергиевой Лавры, где на массивном первом ярусе возведены еще четыре яруса звона.

До появления колоколен в древней Церкви для колоколов строились звонницы в виде стенки со сквозными проемами либо в виде звонницы-галереи (палатной звонницы).

Часть Бауманской улицы между Ольховской и Спартаковской до революции имела другой статус и именовалась Девкиным переулком. Здесь в XIX–начале ХХ вв. находилось владение купцов Карасевых, известных своим вниманием к судьбе старообрядчества в Москве. Свой дом они отметили особым сооружением, сегодняшнее состояние которого вызывает серьезные опасения.

Старообрядческая церковь во имя святой великомученицы Екатерины существовала в доме купца II гильдии И.И. Карасева с 1872 г. Старообрядцы в это время находились под строгим надзором полиции и не могли строить собственные храмы, в результате чего приходилось создавать тайные церкви и молельни. После объявления веротерпимости в 1905 г. старообрядцы получили право свободно исповедовать свою веру и возводить храмы по своему вкусу и разумению. И.И. Карасев, однако, не стал строить отдельный храм, а лишь перенес церковь из собственного особняка в трехэтажный дом во дворе владения, а в 1912 г. добился разрешения на пристройку деревянной звонницы. Ей на смену в 1915 г. пришла полноценная надвратная колокольня, поставленная слева от дома по проекту архитектора Н.Н. Благовещенского.

В нижнем ярусе сооружения находились проездные ворота во двор Карасева, средний уровень составляли три пролета звонницы — один крупный посередине и два меньше слева и справа — и сверху располагался еще один небольшой пролет, увенчанный главкой с крестом. Особое внимание привлекают маленькие зубцы-мерлоны в виде «ласточкиных хвостов», имитирующих кремлевскую стену, а также три восьмиконечных креста на центральной звоннице. По своей форме сооружение напоминает уменьшенный вариант колокольни на Рогожском кладбище.

После революции дом был национализирован, церковь в 1918 г. закрыта. Особняк Карасева сохранялся до апреля 1979 г., когда он был снесен ради создания ангара (сегодня его место и вовсе пустует). Колокольня, тем не менее, сохранилась, но с утратой дома она потеряла должную опору и начала стремительно разрушаться: исчезла керамика с первого яруса, пропали кресты со всех трех главок, разваливается лемеховая черепица, осыпается штукатурка, сооружение в целом приобрело неряшливый вид. Фактически колокольня оказалась «ничья», она никем и никак не используется, быстро разрушаясь, несмотря на статус объекта культурного наследия регионального значения. Служить при ней невозможно, так как храмовое пространство уничтожено, вешать колокола небезопасно в силу ее сильной ветхости. Решение этой проблемы еще предстоит найти, но, в любом случае, сооружению необходима срочная реставрация.

(История основания)

Наш приход был основан блаженной памяти архиепископом Иоанном (Максимовичем) в сентябре 1949 года (2 июля 1994 г. архиеп. Иоанн был причислен к лику святых). В течение девяти лет наши прихожане собирались по воскресеньям на богослужение в часовне Воскресения Христова Национального Епископального Собора в Вашингтоне.

Первым настоятелем был о.Мануил Есенский, окормлявший приход в течение двух с половиной лет. Его сменил на короткое время о.Борис Критский, а в 1953 году настоятелем стал архимандрит Николай (Пекаторос). Последний прослужил почти тридцать лет, до 1981 г. В настоящее время настоятелем собора является протоиерей о. Виктор Потапов; ему сослужат иерей Иоанн Джонсон, иерей Александр Резников, иерей Виктор Клименко и протодиакон Леонид Михайличенко.

В 1956 году был приобретен земельный участок для постройки храма, а в 1958 году наш приход уже смог собраться на богослужение в собственном храме. В церковную общину вступили новые члены, в том числе новообращенные, так что в настоящее время приход насчитывает около 400 человек.

Все в нашем храме свидетельствует о богатстве русского церковного наследия. Здание построено в московско-ярославском стиле XVII века. Позолоченные луковочные купола, увенчанные традиционным русским восьмиконечным крестом, колокольня, иконы над тремя входными дверями, изображающие сцены из жизни св. Иоанна Крестителя, украшают его снаружи. Настенная роспись и многочисленные старинные иконы, а также внушительный четырехъярусный иконостас образуют его интерьер.

Богослужения совершаются в субботу вечером (Всенощное бдение) — в 4 часа вечера на английском языке и в 6:30 вечера на церковно-славянкском, и в воскресенье утром (Литургия) — в 7:40 утра на английском языке и в 10:10 на церковно-славянском, а также в дни церковных праздников. Службы на церковнославянском языке сопровождаются пением капеллы, под управлением регента Юрия Печеркина. Службы на английском языке сопровождаются пением хора под управлением регента Полы Генис.

Наш приход ведет большую культурную, благотворительную и общественную работу. При храме имеется библиотека, отличающаяся хорошей коллекцией раннеэмигрантских изданий. Проводятся занятия в воскресной школе, где наши дети обучаются Закону Божию, русскому языку и литературе, русской истории. Дети прихожан участвуют также в Организации Русских Юных Разведчиков-Скаутов (ОРЮР), под небесным покровительством святого великомученика Георгия Победоносца. Не говорящим по-русски детям Закон Божий преподается по воскресеньям.

Благодаря жертвенности наших прихожан были изысканы средства для выполнения работ по росписи стен и для проведения различных мероприятий, включая многочисленные благотворительные акции.

Мы, прихожане собора св. Иоанна Предтечи, вместе со всем другими приходами Русской Зарубежной Церкви, находящимися в США, рады, что можем свободно исповедовать нашу веру и молиться о мире между народами и об укреплении нравственных устоев нашего общества.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *