Коммунизм религия

Благословенные Им наследуют землю,

а проклятые Им истребятся (Пс. 36: 22).

Буду ходить пешком, назло кондуктору.

В начале XXI века в русском обществе снова идет дискуссия о совместимости христианства и коммунизма, как и в начале ХХ века. Чем она кончилась тогда — мы знаем. Выучили мы историю или она сегодня повторит свой урок?

Иисус Христос учит любви. Христианство говорит: все мое — твое. Коммунизм говорит: все твое — мое. Молодое поколение не понимает, что такое коммунизм. Теперь уже никто не читает ни Ленина, ни резолюций съездов партии, где говорится о борьбе с религией, в первую очередь — с Православной Церковью. Роль Православной Церкви в России огромна. Ленин взывал к ее полному уничтожению. Когда он говорил о религии, его лексика становилась подлинно богоборческой и переходила все мыслимые границы: он был одержим богохульством и не мог говорить о вере в Бога без проклятий. Религия для него — «поповщина», «заигрывание с боженькой», «самая гнусная из вещей», «труположество»… «Всякая религиозная идея о всяком боженьке, всякое кокетничанье с боженькой есть невыразимейшая мерзость… самая опасная мерзость, самая гнусная зараза», — так писал Ленин А.М.Горькому еще в 1913 году. Ранее, в 1909 году, он писал: «Религия есть опиум народа, — это изречение Маркса есть краеугольный камень всего миросозерцания марксизма в вопросе о религии» («Об отношении рабочей партии к религии»).

Ленин — настоящий и законченный богоборец. Но Ленин — навечно вождь коммунистов, поэтому нельзя отделить коммунизм от богоборчества Ленина.

До победы революции Ленин допускал, однако, членство в партии верующих рабочих, но это был только лишь тактический ход, который для него допустим, пока идет борьба за власть. В 1905 году он писал: «мы основали свой союз, РСДРП, между прочим, именно для такой борьбы против всякого религиозного одурачения рабочих… Для нас же идейная борьба не частное, а общепартийное, общепролетарское дело… Отчего мы не заявляем в своей программе, что мы атеисты? отчего мы не запрещаем христианам и верующим в бога поступать в нашу партию?.. Единство этой действительно революционной борьбы угнетенного класса за создание рая на земле важнее для нас, чем единство мнений пролетариев о рае на небе…». — И далее: «Вот почему мы не заявляем и не должны заявлять в нашей программе о нашем атеизме; вот почему мы не запрещаем и не должны запрещать пролетариям, сохранившим те или иные остатки старых предрассудков, сближение с нашей партией» («Социализм и религия»).

Однако сразу же после захвата власти в октябре 1917 года большевики издают ряд декретов, направленных против Церкви в духе воинствующего атеизма. В ответ на это Патриарх Тихон предал власть коммунистов анафеме: «Анафематствуем вас, если только вы носите еще имена христианские и хотя по рождению принадлежите к Церкви православной». Поместный Собор 1917 г. подтверждает анафему советской власти, постановлением, в котором «с любовью приветствует» это послание, называет его «духовным мечом». По смыслу послания, анафема распространяется на всех, кто ведет и поддерживает любые разрушительные действия против Церкви. По учению Церкви, это означает, что такие лица неминуемо получают возмездие от Бога, если только не принесут покаяние. Вместе с тем, анафема заранее возвещает, что действия врагов Церкви обречены на конечную неудачу. Эта анафема сохраняет свою силу навсегда.

Многие люди состояли в партии, не участвуя активно в гонениях на Церковь. Распространяется ли анафема на них? Одно дело — сознательная поддержка коммунистической политики, направленной против Церкви, другое дело — бессознательное следование ей. Значительная часть коммунистов плохо представляли, что делала компартия. Но, тем не менее, они содействовали ее борьбе против религии и вместе с тем — против справедливости. Анафема, безусловно, распространяется на всех, кто так или иначе способствовал коммунистической диктатуре. Что касается тех лиц, которые, зная об ужасах гонений на Церковь, все равно поддерживали партию, их ответственность гораздо больше. Каков будет окончательный суд Божий, знает только сам Бог.

Приведем еще несколько цитат из документов и писем «вождя мировой революции». В письме Дзержинскому: от 1 мая 1919 г.: «…необходимо как можно быстрее покончить с попами и религией. Попов надлежит арестовывать как контрреволюционеров и саботажников, расстреливать беспощадно и повсеместно. И как можно больше. Церкви подлежат закрытию. Помещения храмов опечатывать и превращать в склады». Из Приказа от 25 декабря 1919 года: «Мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы» (т.е. пропустивших субботник при погрузке дров в вагоны в день Николая Чудотворца 19 декабря)».

В ныне широко известном письме В.М. Молотову для членов Политбюро от 19 марта 1922 г. в связи с протестами населения в Шуе: «Именно теперь и только теперь, когда в голодных местах едят людей и на дорогах валяются сотни, если не тысячи, трупов, мы можем (и поэтому должны) провести изъятие церковных ценностей с самой бешеной и беспощадной энергией, не останавливаясь перед подавлением какого угодно сопротивления… Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

Количество подобных цитат можно умножать и умножать, но этому мешает размер нашей публикации. Надеемся, сказанного достаточно.

С самого начала своего прихода к власти коммунисты развязали неслыханный по жестокости «красный террор». О котором и говорят приведенные цитаты. Несмотря на то, что этот террор осуществлялся на глазах у всех, Ленин с неслыханной наглостью отрицает его и называет клеветой: «Нас всегда обвиняли в терроризме. Это ходячее обвинение, которое не сходит со страниц печати. Это обвинение в том, что мы ввели терроризм в принцип. Мы отвечаем на это: «Вы сами не верите в такую клевету» (ПСС, т.39, стр. 404).

Сегодня коммунисты нигде не говорят о принципах ленинской политики, и все, кто рассуждает о возможности доверия коммунистам, не имеют понятия об этих принципах. Многие современные люди наивно не верят в то, что коммунисты до сих пор одержимы духом атеизма, а напрасно, потому что, как показывают приведенные мысли и указания Ленина, история ХХ в. может повториться в XXI в. Памятник Ленину в Уфе, совсем недавно — минувшей осенью — вновь поставленный усилиями партии, ясно говорит о намерении оживить дела Ленина в вернуть в полном масштабе его политическую практику.

Идеологическая борьба компартии с христианством шла всегда, непримиримость коммунизма и христианства подтверждалась постоянно. Мы не знаем ни одного документа, где она отказывалась бы от этой борьбы. Поэтому мы не можем доверять партии коммунистов, пока она последовательно и доказательно не отказалась от своего антихристианского учения, чего, конечно, никогда не будет. Поэтому верить предвыборным обещаниям коммунистов просто не умно, нужно верить делам. Нужно рассматривать ситуацию в совокупности — историю, программу, платформу, реальные дела. Если коммунисты продолжают исповедовать идеологию Ленина, то они будут делать все то, чему учил их вождь. С его точки зрения религию нужно уничтожить полностью. Отсюда следует, что они ни перед чем не остановятся, если они вернутся на утраченный ими трон: террор будет непременно развязан, если коммунисты вновь получат власть.

Дело не только в том, что они творили все это, а значит, готовы снова заниматься терроризмом, а еще более в том, что они последовательно борются с религией, стремясь убить не только тело, но и душу. Коммунисты с самого начала объявили Церкви смертельную борьбу. Ведут ли они сейчас эту войну? У коммунистов сейчас нет возможностей, которые им предоставляло обладание властью. Но они готовы возобновить борьбу с Церковью. При появлении такой возможности

Сегодня компартия, внешне ведет себя мирно, они вновь молчат о своем атеизме, как скрывали свое богоборчество в 1905 году, даже якобы сочувствует христианству, вплоть до поклонения господином Зюгановым Поясу Пресвятой Богородицы — впрочем, наряду с поклонением Ленину. Религиозные акции г-на Зюганова не говорят ли о том, что коммунисты стали «хорошими»? Нет, не говорят, поскольку невозможно поклоняться двум богам. Как мы видели, Ленин считал, что в борьбе за власть можно принимать верующих в партию и возможно их сближение с партией. Именно такова современная тактика коммунистической партии, которая пытается сблизиться с верующими, и следует признать, она действует довольно успешно. Пролетариев нет, но современная мудрая интеллигенция, не читавшая Ленина и не желающая знать историю, так же охотно принимает предвыборные лозунги компартии, как и пролетарии 100 лет назад. Однако, пока г-н Зюганов не принес публичного покаяния в радикальных ошибках компартии, не отрекся от культа личности Ленина, что означает его «поклонение» Поясу Богородицы? Не похоже ли это на притворное намерение Ирода поклониться Младенцу Христу: «И когда найдёте Его, сообщите мне, чтобы я тоже мог пойти и поклониться Ему» (Мф. 2: 8)? Надо быть честными. Нельзя пить из Чаши Христовой и чаши бесовской! Что общего у Христа с Велиаром?

Голосовать за коммунистов — это грех. Некоторые считают, что увеличивается количество голосующих за коммунистов. Социологи говорят, что это результат протестного голосования против современного нам беззакония. Но ведь коммунисты совершили неизмеримо больше преступлений, чем наша «элита». Почему же народ им верит? Действительно, большую роль в этом играет протестное голосование, которое является следствием отчаяния. Люди голосуют так единственно, чтобы досадить Путину. Если люди не обдумывают свои поступки, значит, люди ведут себя крайне наивно, по-детски: «Буду ходить пешком, назло кондуктору». Это очень характерно для русского народа, это говорит о чистоте народа, но и о его беззащитности. Он легко становится жертвой обманщиков.

Народ должен хорошо узнать принципы, приемы этой партии. Но самое главное, чтобы народ молился.

Церковь никому зла не желает, она никого не преследует, она не борется с коммунистами силовыми методами. Наша война не против плоти и крови, а потов духов злобы поднебесной. Церковь борется против злого духа — призрака коммунизма, бродящего по Европе, против всякого злого духа насилия, жестокости, и гонений.

Протоиерей Александр Салтыков, историк Церкви, декан факультета Церковных художеств ПСТГУ, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах

Коммунистическое мировоззрение

Cтраница 1

Коммунистическое мировоззрение предполагает твердое, разумное убеждение, а не слепую веру, требует самостоятельности и инициативы, а не бездумной исполнительности. Именно потому мы отдаем предпочтение таким активным формам, как теоретические конференции, диспуты, университеты молодого марксиста, ленинские уроки, политические кружки и клубы. Они прочно входят в практику работы комсомольских организаций, позволяют глубже проникать во внутренний мир молодого человека.  

Коммунистическое мировоззрение — научно обоснованная, разработанная теоретически и подтвержденная практикой диалектико-материалистическая концепция развития природы и общества; целостная система обобщенных с позиций марксистско-ленинской методологии научных положений о мире и месте человека — в нем.  

Коммунистическое мировоззрение, будучи по своей философской основе диалектико-материалистическим, является строго научным. Оно обобщает данные конкретных наук о природе, обществе и мышлении. Необходимо остановиться на понятии мировоззрения.  

Коммунистическое мировоззрение складывается на основе марксизма-ленинизма, теоретическим фундаментом которого является диалектический материализм.  

Целостное коммунистическое мировоззрение может быть сформировано только в целостном учебно-воспитательном процессе, требующем последовательного и преемственного решения конкретных задач при реализации в единстве его образовательных, воспитательных и развивающих функций. Понятие целостность органически связано с понятием системность, предполагающую совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность.  

Формирование коммунистического мировоззрения и нравственности происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене. Это требует последовательного проведения классовой линии в вопросах воспитания, четкости и ясности идейных позиций, дальнейшего повышения революционной бдительности, последовательной борьбы против аполитичности, частнособственнических пережитков и мещанских настроений, проявлений нигилистического отношения к завоеваниям социализма, против проникновения буржуазных и ревизионистских взглядов.  

Формирование коммунистического мировоззрения — одна из главных задач лекционной пропаганды, состоящая в выработке у слушателей системы научных знаний в натуралистической, гуманитарной и гносеологической областях.  

Формирование коммунистического мировоззрения, согласование приобретаемых знаний, навыков и умений с определенными интересами общества и развитием политических и общественных явлений определяет подготовленность студентов к их будущей практической деятельности.  

Формирование коммунистического мировоззрения и нравственности происходит в обстановке острейшей идеологической борьбы на международной арене.  

Для коммунистического мировоззрения характерно не только социально-политическое содержание в оценке окружающего мира. Марксистско-ленинское познание включает в себя критическую оценку всех достижений науки, искусства и культуры, всего того, что создано человеком в процессе его развития. В особой степени это относится к воспитанию студентов высшей школы как высококультурных, интеллигентных людей с широкой эрудицией и миропониманием.  

Формирование коммунистического мировоззрения учащейся молодежи связано с разнообразными факторами, ведущими из которых являются: учебный процесс и внеучебная деятельность.  

В формировании коммунистического мировоззрения и всестороннем развитии молодежи, правильном понимании ею событий общественной жизни большая роль принадлежит литературе и искусству. Героические образы, созданные подлинными художниками, оказывают огромное эмоциональное воздействие на становление характера, идейную убежденность молодого человека.  

При формировании коммунистического мировоззрения в процессе преподавания иностранного языка и истории искусств имеется еще одна особенность, вытекающая из способа общения между студентами и преподавателями. Он должен обладать высокой профессиональной подготовкой, иметь активный запас философских знаний, общую и политическую культуру, активную гражданскую позицию, коммунистическую убежденность. Все это позволит ему разъяснить суть марксистско-ленинской теории, проводить сопоставительный анализ марксистско-ленинских и немарксистских взглядов на события общественной жизни, вырабатывать интерес к изучению предмета, создавать необходимый настрой, без которого не может быть борьбы за собственные убеждения, следить за характером учебной обстановки в группе и прежде всего за складывающимися в процессе преподавания отношениями между педагогом и студентами, членами студенческого коллектива.  

Критерии овладения коммунистическим мировоззрением — свойства личности, позволяющие судить о том, в какой степени человек овладел научными взглядами на природу, общество и самого себя. К этим критериям относятся: глубокие, всесторонние и прочные знания; превращение знаний в убеждения; умение отстаивать и пропагандировать свои убеждения; оптимизм и гуманизм личности; коммунистическое поведение как результат убежденности; умение избегать ошибок в производственной и общественной деятельности, в повседневной жизни; восприимчивость к новым явлениям, умение улавливать тенденции развития.  

Первая особенность формирования коммунистического мировоззрения при изучении иностранного языка связана с раскрытием смысла понятий, категорий в процессе изучения словарного запаса. Поскольку слово, обозначающее вещи, признаки, действия, отношения, есть орудие анализа той информации, которую человек получает от внешнего мира, то оно является основным элементом языка.  

УДК: 340

Зимина Ксения Юрьевна

Адъюнкт.

Владимирский юридический институт

Федеральной службы исполнения наказаний

ziminy3 3 @mail .ru

Ksenia Yu. Zim^

post-graduate student

of VLI of the FPS of Russia

ziminy3 3 @mail .ru

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ И КОММУНИЗМ: КОНФЛИКТ ДВУХ ИДЕОЛОГИЙ ПРОШЛОГО СТОЛЕТИЯ

THE RUSSIAN ORTHODOX CHURCH AND COMMUNISM: THE CONFLICT OF THE TWO IDEOLOGIES OF THE LAST

Аннотация. В статье рассматриваются на первый взгляд две противоположные идеологии — Русской Православной Церкви и коммунизма. Но, изучая догмы коммунизма, мы находим, что в них заложены основные идеи, а вернее заповеди христианства. Приводиться ряд примеров подмены религиозных установок, обрядов и прочего. в идеологию советского периода. Помимо этого, дается ответ на вопрос: почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения.

Ключевые слова: Русская Православная Церковь, Советский период, коммунизм, идеология, государство, религия, атеизм, заповеди.

Keywords: Russian Orthodox Church, the Soviet era, communism, ideology, state, religion, atheism, commandments.

В своей авторской передаче «Слово пастыря» Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, однажды затронул интересную тему для рассуждения. В ней говорилось о том, что в основе коммунистической идеи в нашей национальной интерпретации, была заимствована христианская этика . Эти размышления заставили нас задуматься, по каким причинам православная вера оказалась фундаментом идеологии коммунизма, и почему политика

Советского Союза не привела к тотальной атеизации населения. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вернуться в прошлое столетие.

Но прежде, хотелось бы напомнить один важный момент. Оценивая советскую власть, следует учитывать, что на протяжении всей истории России Православие являлось духовно — нравственным стержнем общества. Российское государство сформировалось и достигло своего величия при активном участии этой господствующей религии, что нашло отражение в русской культуре, искусстве, в образовании, в праве, в брачно-семейных отношениях, в формировании чувства долга и патриотизма.

В начале ХХ века история нашего государства раскололась на два периода — до Октября 1917 г. и после. С приходом к власти большевиков жизнедеятельность государства и общества стали строиться в совершенно иной парадигме. Если до революции можно было сказать, что «до Бога высоко, до Царя далеко», то после — ни один человек не оставался вне поля зрения. Установился тотальный контроль и учет над всеми людьми с момента их рождения и до самой смерти. Изменилась иерархия ценностей, качество жизни, утратилось понятие духовной составляющей человека.

Не вдаваясь в подробности ретроспективного анализа 1917 года, хотелось бы перейти к идеологии, которую несла за собой коммунистическая партия. В этой связи нам интересна личность И.В. Сталина: что именно он мог внести в идеологию тогдашней России. Для этого обратимся к его биографии. Его мать, Екатерина, была верующим человеком, и желала, чтобы ее сын окончил семинарию, став в будущем священником. Иосиф Виссарионович поступил в Тифлисскую духовную семинарию, но вскоре его отчислили. Что послужило причиной этому, вопрос остается до сих пор дискуссионным. В советской прессе писали, что он создал революционный кружок в стенах образовательного учреждения. Однако, в копиях документов Тифлисской семинарии не находится решительно никаких подтверждений тому, чтобы политическая активность Иосифа Джугашвили стала причиной отчисления его из семинарии; более того, нет признаков, что она вообще была замечена семинарским начальством. Зато обнаруживаются совершенно другие объяснения. Первое находим в журнале педагогического собрания Правления Тифлисской духовной семинарии за 29 мая 1899г. В этот день было постановлено отчислить Джугашвили за неявку на экзамен по неизвестной причине . Но, когда в апреле 1902 г. Джугашвили был арестован в Батуме, на допросе он заявил, что ушел из семинарии «по неимению средств» . Так или иначе начался новый период в жизни И.В. Сталина, интересы которого теперь занимали марксистская деятельность и участие в революционных кружках.

Находясь у власти, И.В. Сталин осознает, что если вывести Церковь из государственного строя, то ее нужно чем-то заменить. Так, взамен сформировалась идеология, которая существовала на протяжении 76 лет. И, конечно, он не мог не внести туда того на чем основывалось Православие на протяжении двух тысячелетий — Заповеди Моисея. Из десяти заповедей он заимствовал последние шесть.

Первые слова Бога, данные Моисею, которые он должен был заложить в основания Закона, гласят: «Будьте предо Мною святы, ибо Я свят Господь, и Я отделил вас от народов, чтобы вы были Мои». И Христос, не нарушая этой парадигмы, в Нагорной проповеди говорит: «…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48). Бог призывает человека к святости.

Обращаясь к десяти Заповедям, данных Богом еврейскому народу через Моисея, мы видим в новой идеологии интерпретацию этого начала. Стоит посмотреть на Устав комсомола или партии, на «Кодекс строителя коммунизма», в них нет ничего нового, кроме того, что было принесено Спасителем на землю. «Почитай отца твоего и мать., не убий, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, не пожелай ничего чужого…» — все эти основы лежат в новой идеологии. Примечательно, что и в уголовном, и в гражданском кодексе, они являлись и являются базовыми началами.

Еще одно подтверждение тому, что идеология коммунизма изначально была христианско-религиозной, вновь открывает нам Библия. В книге Деяния Апостолов мы находим следующее: «никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее». Здесь речь шла не столько об общем имуществе, сколько об общем отказе от имущества.

Отвечая на второй вопрос, почему политика воинствующего атеизма не привела к полной атеизации населения, мы скажем, что коммунизм и есть своего рода религия, не допускающая никакого инакомыслия. Диакон Артемий Сильвестров определил ее, как энтузиастическая квазирелигия, поскольку она имеет в себе присущие черты классической религии, например, собрание сочинений «классиков» — это светское подобие «Священного писания», партсъезды — «Вселенские Соборы», и даже Троица своя есть — Маркс, Энгельс, Ленин с «еретиками» в виде Троцкого и Каутского. Коммунистические демонстрации с портретами вождей- замена крестного хода с хоругвями.

Как мы видим, коммунизм — это некая «пародия» на Церковь Христову. Жизнь без Бога, построение Царства Земного без веры невозможна. Неудивительно, что многие, к большому неудовольствию «отцов-основателей», отказались от этой идеи, например, Троцкий, написавший книгу «Преданная революция».

И последнее, хотелось бы коснуться вопроса о нравственных нормах, по которым жили люди в советское время. Идеология, которую несли большевики и коммунисты, имела в своей основе и идеи христианской нравственности. Многие наверняка не осознавали, а молодое поколение и вовсе не знало, откуда были взяты эти нормы, поскольку атеизм присутствовал во всем, включая образование. С периодичностью усугубляли ситуацию то репрессии 20-30 гг. против верующих и служителей Церкви, то объявленная в 1938 году пятилетка «безбожия», а также политика Хрущева, обещавшая в скором времени показать «последнего попа». Народ жил, данными Богом, нравственными законами, но не духовными, поскольку их определяли молитва, Таинства, изучение Библии и многое другое. Лишь в некоторых семьях дети знали, что является источником этих норм.

Оценивая советское прошлое, мы признаем, что оно полностью преобразило Россию, но улучшило ли оно народ? У каждого на это свой ответ. На наш взгляд нет. Сегодня не поддаются исчислению духовные, нравственные и физические потери.

Идеологию советского времени, советское мировоззрение, нравственность еще долго будут оценивать и анализировать. Однако не стоит забывать, что вера — это основа религии, а религия — это основа нравственности. Поэтому так актуальны размышления Святейшего Патриарха Кирилла о значении советского периода. Это своего рода приглашение ученых, политиков, идеологов к диалогу, к тому, чтобы мы на примере советской России, советской идеологии попытались выстроить что-то полезное и важное для нашего будущего. Ведь кто как ни Русская Православная Церковь выступает эффективным, проверенным многими столетиями катализатором в духовно-нравственном возрождении общества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Деян.4:32.

2. Исход (20:2-17), Второзаконие (5: 6-21).

3. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 62. Л. 7.

4. РГАСПИ. Ф. 558. Оп. 4. Д. 80. Л. 9-10.

5. «Русский Сборник: исследования по истории России \ Том XIV. М. 2013.

— URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html .

7. «Слово пастыря». Выпуск от 12 февраля 2011г. — URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1445720.html .

8. Христианство и коммунизм: христианский взгляд на СССР. — URL: https://cont.ws/@georgy/184807.

1. Acts.4:32.

2. Exodus (20:2-17) And Deuteronomy (5: 6-21).

3. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 62. L. 7.

4. RGASPI. F. 558. Op. 4. D. 80. L. 9-10.

5. «Russian Collection: studies in the history of Russia \ Volume XIV. M. 2013.

— URL: https://secrethistory.su/788-seminarist-dzhugashvili-1894-1899.html .

В силу вышесказанного, по существу, это дело веры: веры в коммунизм. Подобным языком выражается также и Бадью. Он говорит о сохранении «верности событию» коммунизма и заключает «пари Паскаля» со ставкой на коммунистическую идею. И действительно, следуя за Люсьеном Гольдманом , Бадью прибегает к Паскалю. Д. Бенсаид пишет: «Делать ставку необходимо! Бадью заимствует предписание Паскаля: » ,, «

мы должны делать ставку на коммунистическую политику поскольку мы никогда не сможем вывести ее из капитала»» . Из иной политической перспективы Пол Блэкледж приходит к поразительно похожей позиции: «Марксизм предполагает не детерминистическое предсказывание социалистического будущего человечества, но скорее ставку на революционный потенциал пролетариата» .

Надо сказать, что есть веские причины описывать вещи именно таким образом. Как мы уже видели в последние годы, один лишь экономический кризис не в состоянии вызвать фундаментальные изменения в самой системе. Должны существовать силы, которые низвергнут старую и создадут новую форму общественного устройства, но никаких признаков таких сил нет. Для того чтобы продолжать твердо держаться идеи революционного изменения, в этих условиях необходим элемент веры. Но это не просто слепая вера, проявляющая себя в понятии внезапного революционного события Бадью и его дематериализованной идеи коммунизма. Вера, присущая марксизму, сильно отличается от такой слепой веры.

Марксистская вера в коммунизм — это убеждение, что коммунизм не чистая идея, но действительная тенденция самой истории. Это убеждение основывается на марксистской теории истории и соответствующем анализе сил, действующих в капитализме. Мы должны придерживаться этого убеждения и пытаться искать понимания современной ситуации и того, к чему она ведет, через призму самой этой ситуации — в этом суть того, что представляется ценным в марксизме.

Перевод, научная редакция перевода и примечания -Д.Е. Сергеева1, П.Н. Кондрашова2, Е.А. Вахрушевой3.

Translated from English by D.E. Sergeev4, academic editing by Kondrashov P.5 and E.A. Vakhrusheva6.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Бадью А. 2006. Этика: Очерк о сознании Зла. СПб. : Machina. 126 с.

Гегель Г.В.Ф. 1970. Наука логики : в 3. т. Т. 1. М. : Мысль. 501 с.

Гегель Г.В.Ф. 2000. Феноменология духа. М. : Наука. 495 с.

Гольдман Л. 2001. Сокровенный Бог. М. : Логос. 480 с.

Маркс К. 1957. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 8. С. 115-217.

Маркс К. 1959. К критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 13. С. 1-167.

Маркс К., Энгельс Ф. 1955a. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 4. С. 419-459.

Маркс К., Энгельс Ф. 1955b. Немецкая идеология // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 3. С. 7-544.

Хардт М., Негри А. 2004. Империя. М. : Праксис. 440 с.

1 Сергеев Дмитрий Евгеньевич, фрилансер. E-mail: sergeev.de@yandex.ru

2 Кондрашов Петр Николаевич, кандидат философских наук, старший научный сотрудник отдела философии Института философии и права УрО РАН. E-mail: stif. lo@rambler.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 Вахрушева Евгения Александровна, младший научный сотрудник отдела философии Института философии и права УрО РАН. E-mail: snowdrop7j@gmail.com

4 Sergeev Dmitry, freelancer. E-mail: sergeev.de@yandex.ru

Энгельс Ф. 1961a. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 20. С. 344-626.

Энгельс Ф. 1961b. Развитие социализма от утопии к науке // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. : Политиздат. Т. 19. С. 185-230.

Althusser L. 2006. Philosophy of the Encounter: Later Writings, 1978-1987. London ; New York : Verso. 347 p.

Badiou A. 2010. The Idea of Communism // The Idea of Communism / ed. by Costas Douzinas and Slavoj Zizek. London : Verso. P. 1-15.

Blackledge P. 2012. Marxism and Ethics: Freedom, Desire and Revolution. Albany : State Univ. of New York Press. X, 239 p.

Bosteels B. 2005. The Speculative Left // The South Atlantic Quarterly. Vol. 104, iss. 4. P. 751-767.

Dean J. 2012. The Communist Horizon. London ; New York : Verso. 250 p.

Douzinas C., Zizek S. (eds.) 2010. The Idea of Communism / eds. C. Douzinas, S. Zizek. London ; New York : Verso. 240 p.

Sayers S. 2001. The Importance of Hegel for Marx: Reply to Zarembka // Historical Materialism. № 8. P. 367-372.

Zizek S. (ed.) 2013. The Idea of Communism 2: The New York Conference / ed. by Slavoj Zizek. London ; New York : Verso. 192 p.

Sean Sayers, Doctor of Philosophy, Professor Emeritus, University of Kent, UK. E-mail: S.P.Sayers@kent.ac.uk

Article recived 18.11.2016, accepted 27.12.2016, available online 01.04.2017

IDEA OF COMMUNISM

Keywords: Marxism, communism, capitalism, history, rupture, event, determination, faith, A. Badiou.

Althusser L. Philosophy of the Encounter: Later Writings, 1978-1987, London, New York, Verso, 2006, 347 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Badiou A. Etika: Ocherk o soznanii Zla , St. Petersburg, Machina, 2006, 126 p. (in Russ.).

Badiou A. The Idea of Communism, C. Douzinas, S. Zizek (eds.) The Idea ofCommunism, London, Verso, 2010, pp. 1-15.

Blackledge P. Marxism and Ethics: Freedom, Desire, and Revolution, Albany, State Univ. of New York Press, 2012, x, 239 p.

Bosteels B. The Speculative Left, The South Atlantic Quarterly, 2005, vol. 104, iss. 4, pp. 751-767.

Dean J. The Communist Horizon, London, New York, Verso, 2012, 250 p.

Douzinas C., Zizek S. (eds.) The Idea ofCommunism, London, New York, Verso, 2010, 240 p.

Goldmann L. Sokrovennyy Bog , Moscow, Logos, 2001, 480 p. (in Russ.).

Hardt M., Negri A. Imperiya , Moscow, Praksis, 2004, 440 p. (in Russ.).

Hegel G.W.F. Fenomenologiya dukha , Moscow, Nauka, 2000, 495 p. (in Russ.).

Hegel G.W.F. Nauka logiki. V 3. t. T. 1 , Moscow, Mysl’, 1970, 501 p. (in Russ.).

Sayers S. The Importance of Hegel for Marx: Reply to Zarembka, Historical Materialism, 2001, no. 8, pp. 367-372.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *