Кому можно не поститься?

Пост в месяц Рамадан является обязанностью каждого совершеннолетнего мусульманина. Хотя предыдущие уммы тоже соблюдали пост, пост в Рамадан был предписан только умме Мухаммада ﷺ.

Плюс к этому предыдущие пророки (мир им) и их последователи должны были соблюдать пост и при этом воздерживаться от пищи круглыми сутками. Однако из уважения любимцу Аллаха Пророку Мухаммаду ﷺ нашей умме предписано воздерживаться от всего, что нарушает пост, только в течение светового дня до наступления времени вечернего намаза.

Более того, в некоторых исключительных случаях представителям нашей уммы разрешается вообще не соблюдать пост. Таковыми являются следующие случаи:

1. путешествие;

Пребывание во время месяца Рамадан в дозволенном с точки зрения шариата пути, при котором разрешается сокращать намаз, считается одной из причин, дозволяющих не держать пост. Пропущенные за этот период посты человек обязан возместить в другое удобное для него время.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

فمن كان منكم مريضا أو على سفر فعدة من أيام أخر

«А если кто из вас болен или находится в пути и поэтому не соблюдал пост, то на нём лежит обязанность поститься определённое число других дней «. (сура Аль-Бакара: 184)

2. болезнь;

Если человек заболел, и из-за болезни он не может соблюдать пост, или же из-за поста лечение затягивается, или же он принимает лекарства, отказ от которых может привести к вышеперечисленным последствиям, то ему разрешается не держать пост в месяц Рамадан. Такое же решение действует относительно того человека, у которого при соблюдении поста может обостриться болезнь или наступить ухудшение физического состояния.

Ибн Хаджар Аль-Хайтами в книге «Тухфат аль-мухтадж» пишет об этом следующее:

«Разрешается не поститься в месяц Рамадан, а тем более не держать другие обязательные посты больному человеку, то есть он даже обязан не держать пост, если эта болезнь наносит тяжкий вред организму. То есть это такой вред, который дозволяет человеку делать таяммум вместо омовения (болезнь, которая не позволяет человеку использовать воду, если он опасается, что вода может принести вред какому-либо его органу, допустим, из-за аллергической реакции на контакт с водой; или же он опасается, что его болезнь может затянуться. В нашем случае соблюдение поста подобно использованию воды.). Об этом имеется недвусмысленное утверждение Имама и Иджма. Такому больному дозволяется не поститься, даже если болезнь возникла по его собственной вине».

Человек, пропустивший пост по причине болезни, в последующем, после того как выздоровеет, в удобное для себя время обязан возместить пропущенные дни поста, как об этом говорится в вышеупомянутом аяте.

3. беременность и кормление грудью;

Беременным и кормящим грудью женщинам можно пропустить пост, если даже беспокойства за жизнь ребёнка нет. Но если риск поднялся, она обязана прервать пост, если кроме неё нет другой, не постящейся женщины, способной накормить ребёнка или которой пост не вредит.

Также разрешается прервать пост женщине, которая бесплатно либо платно кормит чужого ребёнка.

В книге «Рахмат аль-умма» пишется, что все четыре имама сошлись во мнении о дозволенности не соблюдать пост женщине, беспокоящейся за своего ребёнка. Но если она будет поститься, её пост будет действительным.

Беспокойство за жизнь ребёнка считается обоснованным, когда велик риск выкидыша или исчезновения молока в груди, вследствие чего ребёнок может умереть или сильно ослабеть.

Женщины, которые из страха за себя или за себя и за ребёнка пропустили пост, не должны выплачивать фидья, а должны лишь возместить пост. От количества детей фидья не увеличивается.

Если беременная женщина боится, что соблюдение поста может нанести вред ей самой или ребёнку, то в этом случае она также может не держать пост. Точно так же, если кормящая женщина боится, что из-за соблюдения поста у неё может пропасть молоко, то она может не держать пост.

4. старость;

Престарелым и пожилым людям, которые не могут поститься из-за своего возраста, также разрешается не держать пост, и они обязаны за каждый день месяца Рамадан выплачивать фидью.

Фидья – это искупление за каждый пропущенный пост по одному мудду наиболее употребительного продукта. Мудд равен одной четверти саха. Некоторые алимы (факихи) пишут, что четырёх двойных пригоршней человека среднего роста, полных зерновых культур, достаточно для саха.

Согласно этому утверждению, мудд равен количеству зерна, которое поместится в пригоршни обеих рук человека среднего роста.

Точно такое же решение будет действительно и относительно неизлечимо больных людей.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«Тем, которые могут поститься только с большим трудом из-за старости или неизлечимой болезни, надлежит выплачивать выкуп в виде кормления одного бедняка за каждый пропущенный день». (сура Аль-Бакара: 184)

Стоить отметить, что неспособные поститься старики и безнадёжно больные люди обязаны выплачивать только лишь фидью, а возмещать пропущенные посты не должны.

5. сильная жажда и голод;

Если человек, который соблюдает пост, испытывает сильную жажду или нестерпимый голод, то ему следует прервать пост и поесть столько, сколько необходимо для утоления голода. Однако он должен соблюдать имсак (то есть ему следует прекратить приём пищи до конца дня) и возместить пост этого дня. Что касается фидья, то ему не нужно выплачивать её.

Более того, если постящийся человек испытывает настолько сильную жажду или голод, что он может потерять сознание или навредить своему здоровью, он должен прервать пост и возместить его в другое время.

6. работа в тяжёлых условиях;

Честно говоря, работать в таких тяжёлых условиях, когда невозможно соблюдать пост, для мусульманина является неправильным. Однако обстоятельства складываются таким образом, что иногда человек вынужден трудиться в очень тяжёлых условиях.

Это также может быть связано с сезонными сельскохозяйственными работами, от которых зависит годовой урожай. Ведь отказ от проведения тех или иных работ в строго определённые дни может привести к гибели всего урожая.

Если человек, работающий в подобных условиях, опасается, что соблюдение поста может нанести вред его здоровью, то ему разрешается не соблюдать пост в этот день. Он, так же, как и человек, пропустивший пост из-за сильной жажды и голода, должен возмещать пост этого дня, выплачивать фидья он не должен.

Во всех этих случаях учёные согласились с тем, что если пропущенный пост нужно возмещать, то один пост возмещается одним постом. Рабиа сказал, что нужно возмещать двенадцать дней, Ибну Мусай сказал, что каждый день возмещается одним месяцем, Нахаи говорит, что один день нужно возместить тысячей дней, а Ибну Масуд сказал, что даже возмещая пост на протяжении всей жизни, не восполнить (награду) пропущенный в месяц Рамазан пост.

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,

поделитесь информацией с друзьями!​

Нурмухаммад Изудинов

С приближением месяца Рамазан, многих интересуют ответы на вопросы, как правильно держать пост, как поститься в месяц Рамадан и т.д.

В этой статье мы решили рассказать о правилах поста в этот Священный для мусульман месяц.

Пост в Исламе — это воздержание от еды, питья и половых сношений в течение дня, а точнее с времени начала рассвета (примерно за два часа до восхода солнца) и до самого заката. После заката солнца все вышеперечисленные запреты снимаются до следующего утра, и так каждый день на протяжении всего месяца Рамадан.

У верующего должно быть искреннее намерение поститься ради довольства Всевышнего Аллаха, то есть никто не должен держать уразу с другой целью, например, ради похудения или соблюдения лечебных диет.

Утреннее время еды называется — сухур, а разговение вечером — ифтар.

Как держать уразу в первый раз

Ничего сложного нет. Утром (точнее в конце ночи) встать, нужно поесть и попить достаточное количество жидкости, чтобы не было сильного обезвоживания организма в течение дня. Следует есть легкую пищу (не острую и не соленую), чтобы потом не хотелось пить.

Ровно за два часа до восхода солнца, нужно прекратить прием пищи, сполоснуть рот, чтобы не остались куски еды и сделать намерение.

Намерение на уразу утром

Многие не знают что говорить когда держишь уразу, какую молитву читать. А это очень легко — утром делается намерение, а вечером молитва (дуа).

Намерение держать уразу в месяц Рамадан, можно произнести следующими словами (можно и на русском):

Науайту ан-асуума саума шяхри рамадаан миняль-фаджри иляль- магриби хаалисан лилляяхи тя’ааля.

«Я намериваюсь держать пост месяца Рамадан от рассвета до заката, искренне ради довольства Всевышнего Аллаха».

В случае, если человек проспал сухур, он может дальше поститься, если у него было намерение в течение всего месяца держать пост или же перед сном он сделал намерение на уразу, но проспал. Неправильно будет, если человек встал вспомнил, что ничего не поел и решил поститься (то есть если заранее не запланировал).

Как мы поняли, пост будет действительным и без трапезы во время сухура, если постящийся заранее сделал намерение. Однако сухур важен тем, что сам пророк Мухаммад (да благословит его Аллах, приветствует) порекомендовал принимать пищу в утренние часы, сказав:

«Принимайте пищу перед рассветом, ведь, поистине, в сухуре — благодать».

А в другом хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) посоветовал:

«Дaже если у вaс нет ничего из еды, то старайтесь совершить сухур хотя бы одним фиником или же глотком воды».

А еще сухур — это благодатное время, и за тех, кто встает до рассвета, будут молиться ангелы и просить за них перед Всевышним.

Итак, с намерением разобрались. После произнесения намерения запрещено без уважительной причины прерывать пост, а также нельзя сквернословить, ругаться и даже если кто либо спровоцирует ссору, вы должны ответить: «Я пощусь».

Разговение в Рамадан, молитва или дуа после ифтара

Вечером, сразу же после заката солнца, когда оно полностью исчезнет за горизонтом, необходимо разговляться. Если имеются финики, то можно ими, если нет, то можно просто водой.

После разговения читают такое дуа (можно и на русском):

Реклама

«Аллаахумма лякя сумту ва бикя ааманту ва алейкя таваккальту ва ‘аля ризкыкя афтарту. Фагфирли йа гаффару ма каддамту ва ма аххарту».

«О Аллах, я постился ради Твоего довольствия, уверовал в Тебя, положился на Тебя и совершил разговение, используя Твои дары. Прости мне прошедшие и последующие прегрешения, о Всепрощающий!»

Время разговения считается таким моментом, когда принимается молитва верующего и поэтому желательно в эти минуты обращаться к Всевышнему Аллаху с какой-либо дуа или просьбой, причем можно просить у Него на любом языке.

После молитвы можно поесть.

Время когда нужно поститься

Люди, которые первый раз в жизни решили поститься, не знают где и как смотреть время держать уразу, во сколько закрывать утром, во сколько можно кушать, сколько дней держать, можно ли держать уразу в пятницу.

Для точного определения времени можно воспользоваться временами намаза конкретного населенного пункта. Обычно в них указывается время завершения сухура утром, а время разговения (закат солнца) совпадает с временем намаза Магриб (ахшам).

А также в интернете можно найти времена восхода и заката солнца для определенного города. Сухур заканчивается за два часа до восхода солнца, а ифтар (разговение) сразу после заката.

Пост следует держать в течение всего месяца Рамадан, по пятницам тоже. Неправильно поститься только по три дня в начале в конце или в середине, как говорят некоторые незнающие люди, а необходимо держать уразу именно на протяжении всего месяца.

Можно ли держать уразу не делая намаз

Многие задаются вопросом — можно ли держать только уразу без совершения намаза? Не только можно, а нужно.

Как и совершение намаза, пост является обязанностью мусульман перед Всевышним. Намаз является отдельным столпом Ислама, а Ураза отдельным. Поэтому за несоблюдение намаза человеку будет засчитан отдельный грех, а за несоблюдение поста – отдельный. Следовательно, если соблюдать лишь пост, а намаз не совершать, то за оставление намаза будет засчитан грех, но пост считается действительным. Поэтому глупо оставлять еще и пост по причине не совершения намаза.

Однако у человека должно быть твердое намерение в скором времени начать совершать пятикратный намаз. Поскольку мы не знаем когда покинем этот свет (молодыми или старыми, здоровыми или больными), то нужно задуматься о том, сколько людей ушли, так и не начав читать намаз. Не будет ли поздно?

Как держать уразу женщине

Еще можно увидеть такие вопросы касательно месяца Рамазан — как правильно держать уразу женщине, держат ли пост беременные и т.п.

Пост женщин отличается от поста мужчин тем, что во время месячных им запрещено держать уразу, за эти пропущенные по уважительной причине посты, они должны возместить в другие дни, уже после окончания месяца Рамазан. Могут даже восполнить зимой, когда дни короткие.

А что касается беременных и кормящих женщин, то пост может нанести вред как самой женщине, так и малышу, поэтому для них пост не является обязанностью. То есть, если во время кормления или беременности есть опасность нанесения вреда своему здоровью или здоровью ребенка, пост можно отложить и восполнить в другое время.

В одном из хадисов говорится:

«Путники на половину освобождены от намаза, а беременные и кормящие женщины полностью освобождены от поста» (Тирмизи, Саум, 21; Ибн Маджа, Сыям, 12; Насаи, Сыям, 51).

Кто освобождается от поста в Рамадан

Сначала разберем вопрос — со скольки лет можно держать уразу. Несовершеннолетние дети не обязаны держать пост. Однако ради проявления уважения и ради того чтобы в будущем им легче было поститься, можно их приучить держать с вами вместе пост, например до обеда. А со временем наступления половой зрелости, дети по Исламу считаются совершеннолетними, и намаз, и ураза им становится фардом.

От поста освобождаются больные люди, путники, и как уже упомянули выше — женщины во время месячных, беременности и при кормлении грудью. Все эти люди должны возместить пост в другое время. Больной когда выздоровеет, путник когда вернется из сафара, а женщины хотя намаз и не возмещают, но пост обязаны возместить, которые оставили по причине месячных.

Больные люди которые и в другое время не могут восполнить пропущенные посты из-за обострения болезни, платят фидия (как бы откуп за каждый пропущенный день). Сумма за один день приравнивается стоимости кормления одного бедняка минимум количеством едой на протяжении дня.

Пусть Аллах облегчит, примет наши посты. Даст всем здоровья, одарит бесконечным счастьем в обоих мирах!

Ежегодно евангелическая церковь Германии призывает жителей страны к участию в акции под названием «Семь недель без» (7 Wochen ohne). С момента старта проекта в 1983 году число участников неуклонно растет, причем не только среди активных членов церковных общин, подчеркивает один из руководителей этой акции и главный редактор журнала Chrismon Арнд Бруммер (Arnd Brummer) в интервью DW.

Арнд Бруммер

По его словам, около трех миллионов немцев ежегодно следуют призыву священослужителей и сознательно налагают на себя обет воздержания сроком на семь недель. «Готовность поститься проявляют представители самых различных общественных слоев, а также возрастных групп», — рассказывает Арнд Бруммер.

Одни отказываются от мясных продуктов, другие меньше смотрят телевизор, третьи оставляют машину в гараже, четвертые дают себе слово говорить только правду. В последние годы приверженцы поста, желающие таким образом пройти путь самопознания, заметно «помолодели», отмечает Арнд Бруммер.

«Сокровенные» зависимости

Участники акции вольны определить для себя индивидуальную задачу, связанную, например, с воздержанием от вредных привычек. Нередко пост становится настоящим испытанием. Многим становится ясно, что привычка уже давно переросла в зависимость, поясняет Арнд Бруммер.

Евангелический пастор Кристиана Биргден

«Появляется возможность пересмотреть свое отношение к «маленьким» прегрешениям и пристрастиям, задуматься о возможных последствиях, освободиться от ненужного баласта», — отмечает евангелический пастор Кристиана Биргден (Christiane Birgden). По ее словам, главными «ловушками» и «пожирателями времени» современного мира являются мобильники, социальные сети, компьютерные игры и телевизор. «Один мальчик мне так прямо и заявил на занятии: «Я просто должен быть постоянно на связи». «Задуматься о целесообразности такого террора необходимо, и именно во время поста», — считает Кристиана Биргден.

Смартфон важнее секса

Как отмечают эксперты, в настоящее время к прочим, широко известным «сладострастиям» прибавился новый вид: смартфономания. Мини-компьютер стал не просто постоянным спутником молодежи, но и своеобразной «микро-вселенной». На вопрос, от чего на время поста невозможно отказаться, студенты из Бонна Юдит (18 лет) и Карл (20 лет) ответили хором: «От смартфона».

По результатам опроса, проведенного институтом по изучению общественного мнения Forsa, четверо из пяти опрошенных представителей юного поколения заявили, что скорее откажутся от алкоголя, чем от мобильного телефона. А 60 процентов респондентов утверждают, что мобильник для них гораздо важнее секса. Столь высокий социальный статус смартфона Ханс-Бернд Брозиус (Hans-Bernd Brosius), профессор Мюнхенского университета, объясняет так: «У взрослых имеется рабочее место, а дома – рабочий стол или кабинет, оснащенные компьютером и возможностью выхода в интернет. Молодежь же находится в постоянном движении, отсюда и их потребность постоянно «быть на связи».

Не сотвори себе кумира!

Акция евангелической церкви, проходящая в Германии во время поста, каждый год проводится под каким-нибудь девизом. В этом сезоне он звучит так: «Думать самостоятельно. Семь недель без ложных истин». По словам пастора Биргдена, к «ложным» относятся те якобы «прописные» истины, которые мы когда-то приняли на веру, не задумываясь.

Печальные последствия такого «легковерия» и поклонения кумирам нам всем хорошо известны, поясняет Арнд Бруммер: «В XX веке было достаточно «пророков», обещавших светлое будущее. Путь к нему обернулся братоубийством и геноцидом». Если же человек подходит ко всему критически, полагаясь на собственный разум, то и опасность распространения тоталитаризма в обществе гораздо ниже, уверен Арнд Бруммер.

Начните с исповеди. Обратитесь в храм и побеседуйте со священнослужителем. Важно, чтобы вы полностью доверяли тому, с кем готовы поделиться сокровенным. Заранее стоит отказаться от курения и употребления спиртных напитков. Не рекомендуется также много смотреть телевизор и посещать увеселительные мероприятия. Подготовьте себе литературу для чтения. Это вполне может заменить просмотр телепередач. Если читать житие святых вы не собираетесь, то подберите классические романы русских писателей. На чтение в наше время остается так мало времени, Великий пост поможет восполнить этот пробел.

Купите православный календарь и в соответствии с ним составьте меню на каждый день. Помните, что простое воздержание от пищи без молитвы не принесет пользы для души. Более того, это может нанести вред, если человек, воздерживаясь от скоромной пищи, начинает возноситься над другими. Православный человек во время поста должен посвятить себя молитве, воздержанию от страстей и пороков, покаянию, совершению добрых дел, прощению обид. В последнее время все чаще стало звучать такое утверждение, что якобы необязательно воздерживаться от скоромной пищи, главное, делать добрые дела и никого не обижать. Может, оно и верно, но невозможно смирить свой дух, не смирив тело. Пост – время примирения. Постарайтесь наладить отношения со своими друзьями и близкими, если до этого вы находились в конфликте. По своим силам помогайте всем нуждающимся. Это может быть не только материальная жертва, но и ваш труд и забота о тех, кто в ней нуждается. Каждый человек знает о своих слабостях. Пост – это как раз то время, когда вы можете начать борьбу с ними, к примеру, попробовать побороть вредные привычки.

Но не стоит доводить себя до изнеможения, соблюдая пост исключительно формально, по внешним правилам – в этом случае ваши старания окажутся тщетными и превратят пост в очередную диету. Нужно научиться определять свою меру дозволенности и ограничения во время поста, учитывать образ жизни, социальное положение и ответственность перед близкими, но в первую очередь — перед самим собой. Одни смогут соблюдать пост в полной строгости, для других подобные ограничения способны вызвать негативные последствия для здоровья и обострение заболеваний. Существенные послабления в Великий пост есть для больных, поскольку болезнь сама по себе испытание. Поэтому тем, у кого проблемы со здоровьем, нужно обязательно проконсультироваться с врачом. Есть также послабления в Великий пост для беременных, военнослужащих, для тех, что занимается тяжелым физическим или интеллектуальным трудом (например, работает в напряженном ритме или учится). Особый пост для детей и подростков до 14 лет. Раньше школьникам разрешали соблюдать только первую и последнюю неделю поста. Детей во время поста можно ограничить в конфетах и выпечке, при этом пост для них должен носить больше игровой характер. Не убирайте из рациона детей молочные продукты и рыбу – это может навредить растущему организму.

Как сэкономить на покупках: в магазин со списком и на сытый желудок>>

Режим питания в пост

Хвала Аллаху.

Вся хвала Аллаху.

Воистину, Аллах, обязав поститься только тех, кто способен соблюдать пост, дал облегчение Своим рабам. Он позволил разговляться тому, кто не может поститься по уважительной, с точки зрения Шариата, причине. Уважительными причинами являются следующие перечисленные.

«Первая причина: болезнь.

Болезнью называется любое состояние, противоположное здоровому.

Ибн Кудама сказал: «Все ученые единодушны в отношении того, что больному, в целом, дозволено не поститься. Основа в этом вопросе – слова Всевышнего Аллаха:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 184)».

Саляма бин аль-Акуа‘а, да будет доволен им Аллах, сказал: «Когда был ниспослан аят

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

«А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка» (сура «аль-Бакара», аят 184), люди, желающие разговляться, не постились и кормили бедняков во искупление. Так продолжалось, пока не был ниспослан последующий аят:

«В месяц рамадан был ниспослан Коран- верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время» (сура «аль-Бакара», аят 185). Этот аят отменил предыдущий».

Поэтому, больному, который боится, что его болезнь усилиться, или исцеление затянется, или пост повредит какому-либо органу его тела, следует разговляться. Ему желательно (является Сунной) не поститься, а пост для него – порицаем. Так как, возможно, это приведет к его гибели, а от этого необходимо предохраняться. При сильной болезни больному дозволено прервать пост. Если же здоровый человек боится трудности или усталости, то это не освобождает его от поста. Это в случае, если из-за поста человека постигает только сильная усталость.

Вторая причина: путешествие.

Путешествие, из-за которого дозволено не соблюдать пост, должно быть:

1-длинным. То есть таким, в котором дозволено сокращать молитвы;

2-путник не должен иметь намерения остаться проживать где-либо на протяжении всего путешествия;

3-путешествие не должно содержать в себе грех и не иметь греховной цели, по мнению всех ученых.

Так как разговение — это разрешение и облегчение, которого не заслуживает тот, кто совершает грех посредством своего путешествия: к примеру, если человек вышел в путь ради воровства.

Согласно единодушному мнению ученых разрешение не поститься во время путешествия отменяется:

1-при возвращении путника на родину, где он постоянно проживает;

2-если путник решил проживать постоянно где-либо или проживать в одном месте какое-то время. При условии, что это место пригодно для проживания. Таким образом, он становится проживающим там, а значит, совершает полностью, а не сокращает, молитвы, поститься, а не разговляется в месяц Рамадан, так как его путешествие прекратилось.

Третья причина: беременность и кормление ребенка грудным молоком.

Ученые единодушны, что беременная и кормящая мать могут разговляться в месяц Рамадан, при условии, что они боятся навредить постом себе или своему ребенку, или бояться, что заболеют или усилят свою болезнь, или, что пост приведет к гибели. Доказательство дозволенности им не поститься содержится в аяте:

وَمَنْ كَانَ مَرِيضًا أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время (сура аль-Бакара, аят 184). Подболезньюнеподразумеваетсятолько болезнь. Больной, которому пост не наносит вреда, не должен разговляться. Под болезнью подразумевается такое состояние, когда пост вредит. Это и есть болезнь, что подразумевается в аяте. Если подобное присутствует у беременных и кормящих матерей, то им дозволено не постится. Доказательство тому, что при беременности и кормлении грудью дозволено разговляться, упоминается и в хадисе от Анаса бин Малика аль-Ка‘би, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: Воистину, Аллах освободил путников от поста и половины молитв, а беременных и кормящих грудью женщин освободил от поста.

Четвертая причина: старость и старческая немощь.

Под старыми и немощными пожилыми людьми подразумеваются дряхлые старики, у которых исчезла сила, или которые близки к смерти, или с каждым днем все более приближаются к ней. Также в эту категорию входят больные, которые не надеются на исцеление, и старухи, престарелые женщины. Доказательство тому, что подобным категориям людей дозволено заменить пост кормлением, находится в словах Всевышнего Аллаха:

وَعَلَى الَّذِينَ يُطِيقُونَهُ فِدْيَةٌ طَعَامُ مِسْكِينٍ

А тем, которые способны поститься с трудом, следует в искупление накормить бедняка (сура аль-Бакара, аят 184). Ибн ‘Аббас, да будет доволен им Аллах, сказал: Этот аят не отменен. Он касается престарелого старика и старухи, которые не могут поститься; они заменяют каждый день поста кормлением одного бедняка.

Пятая причина: угнетающий голод и жажда.

Тот, кого мучает чрезмерный голод или сильнейшая жажда, может поесть столько, сколько ему необходимо (для устранения опасности гибели), и воздерживаться оставшуюся часть дня.

Под угнетающим голодом и жаждой подразумевают неспособность встретить ожидаемого врага или оказаться в окружении. Если воин точно знает или сильно предполагает, что случиться битва с врагом, и боится неспособности сражаться из-за поста, то он, даже не будучи путешественником, может прервать пост перед сражением.

Шестая причина: принуждение.

Принуждение – это принуждение другого человека посредством угроз к действию или оставлению действия, которого бы он не совершил».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *