Кондак преображения

Этот праздник призывает нас позаботиться о преображении нашей души

Преображение — цель жизни каждого человека. Только для этого нужно победить в себе зависть, гордость, гнев, непослушание и другие плохие качества и стараться жить так, чтобы наша душа и наши добрые дела были подобны свету, который подарил такую радость ученикам Иисуса Христа.

Преображение Господне относиться к двунадесятым праздникам, и отмечается особой торжественностью!

В этот день (19 августа) освящаются новые плоды дерев (яблоки, груши, виноград и др.)

В праздник Преображения Господня нужно вознести Богу особые молитвы, читаемые в этот знаменательный день!

Тропарь (главная молитва праздника)

Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху: да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.

Кондак (вторая главная молитва праздника)

На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.

Величание праздника

Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.

Молитва Преображению Господню

Господи Иисусе Христе, Боже наш, во Свете живый неприступнем, Сияние сый Славы Отчия и Образ Ипостаси Его! Егда прииде исполнение времен, Ты за милосердие неизреченное к падшему роду человеческому Себе умалил еси, зрак раба приял еси, смирил еси Себе, послушлив бысть даже до смерти. Обаче прежде Креста и вольныя страсти Твоея на горе Фаворстей преобразился еси в Божественней Славе Своей пред святыми Твоими ученики и Апостолы, мало скрыв плоти восприятие, да егда Тя узрят распинаема, и смерти предаваема, уразумеют убо страдание Твое вольное и Божество. Даруй же и нам всем, пречистыя Плоти Твоея Преображение празднующим, чистым сердцем и нескверными умы взыти на Святую гору Твою, в селения святыя славы Твоея, идеже глас чист празднующих, глас несказаннаго радования, да тамо купно с ними лицем к лицу узрим Славу Твою в невечернем дни Царствия Твоего, и со всеми святыми, от века Тебе благоугодившими прославим Всесвятое имя Твое со Безначальным Твоим Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом ныне и присно и во веки веков.

На Преображение Господне.

Кондак, глас 7-й самогласен.1

На горе Ты преобразился, и сколько вмещали ученики (Твои), они созерцали славу Твою, Христе Боже: дабы, когда узрят Тебя распинаемаго, уразумели они (γνωρίσωσιν)2 страдание (Твое) добровольное, а миру проповедали, что Ты воистинну Отчее сияние (Евр. 1:3).

Икосы;

1) (Ἐγέρθητε) Пробудитесь, безпечные (мои) помыслы, не пресмыкайтеся всегда по земле, не приклоняйте к земле душу мою; поднимитесь, и вознеситесь на высоту божественнаго восхождения. Притечем к Петру и к сынам Зеведеевым, и вместе с ними поспешим на гору Фаворскую, да узрим с ними славу Бога нашего, и услышим глас, который они свыше услышали, и проповедали Отчее сияние.

2) (Ἱδού) Итак что же я вижу?3 С нами вместе идут, и (даже) усердно (нас) предупреждают, по истине горячие любители божественных видений, настоящий народ Божий. Итак все мы да воспользуемся прямыми стезями евангельскими, проходя (сей) прямой путь неизменно. Ибо отсюда явно познаются спасительныя шествия (πορεῖαι) Божии; отсюда явилось, возсияло душам нашим Отчее сияние.

3) (Σαφῶς) Матфей, Марк и Лука в своих писаниях ясно повествуют нам о страшном и божественном преображении. А что они скажут, теперь послушаем. После сильнаго дерзновения Петра и после исповедания им (веры в Иисуса Христа, как Сына Божия), они приводят (Самаго Господа) говорящим: «Мне должно пострадать и умереть, ибо Я хощу сего, и беззаконники нападут на Меня как ветры, но они не уничтожат Отчее сияние.»

4) (Τάς οὗν) «Ничто да не смущает сердце ваше; ибо Я, желая предать душу Мою за всех, возмогу и положить ее, и (опять) принять ее. Ибо, если сего не восхощу, то нет ни одного, ктобы мог удержать (Меня в этом). Если Я Сам не повелю, то не смеет приступить ко Мне смерть; Я уловляю ее Плотию (Моею). Она вооружается, но уловится в сети, сокрушится тростию; ад опустошится, когда восприимет Отчее сияние».

5) (Ἡ κτίσις) «Вся тварь проповедывает Меня Создателем своим, и на престоле, и на кресте; так что сотник, увидев тогда землетрясение и (другия поразительныя) явления, вместе с разбойником скажет: «Воистинну Божий Сын добровольно страждет». И нечестивая толпа, хотя и скрежещет от ярости, однакож вместе с тем она исчезнет. Итак, если кто любит Меня, тот да возмет крест свой, и последует за Мною (Мк. 8:34). Ибо, если они и умертвят (Меня), но они падут, и воскреснет Отчее сияние».

6) (Νυνὶ δὲ) «Но однакоже ныне Я показываю вам, (хотя) и прежде времени, Свое достоинство, дабы вы получили ободрение; ибо Я, Сын Божий, имею быть тогда в поношении, как, по-видимому, разоряющий закон Моисеев; ибо Я Господь и (самаго) Моисея и закона, и потому, что Я, по естеству (Своему) – истинный Бог, а не ложный. В средину людей (т. е. явно) прииду4 Я, как исполненный ревностию человек, и объявит Меня Отчее сияние.»

7) (Μετὰ δὲ) Но после сих слов Своих, Искупитель, спустя не много дней, взяв для сего (εις ταὐτό) (для подтверждения слов Своих самым делом) с Собою Петра и Иакова и Иоанна, брата его, возводит их на гору, и преображается пред ними, и вдруг показывается (светоносным), как солнце, и два мужа находящиеся с Ним явились поющими и глаголющими: «Едине Святе, Ты воистинну Отчее сияние.»

8) (Ἐβόα) Один из них воскликнул: «Я некогда принял от Тебя скрижали (τὰς πλάκας) на горе Синайской, и о Тебе возвестил неблагодарным и безразсудным, предсказав им дерзостным обо всем: этим ли воздать Господу дерзаете, вы пребеззаконные? Ибо Ты предпоказал мне, как они вознамерются Тебя, всех Жизнь, повесить на древе, да избежать смерти взирающие на Тебя, Отчее сияние.»

9) (Τοιαῦτα) Сказав это, сей дал, после того, место и другому воспевать и восклицать к Искупителю: «На огненной колеснице Ты, Владыко, вознес меня, раба Твоего, и имеешь не сожечь заушающаго Тебя раба, и опять, будучи Судиею всех, предстать Пилату». Тут тотчас Петр, подходит хотя со страхом, но впрочем предстоит, говоря: «Владыко, я буду говорить, и да не сожжешь меня Ты, Отчее сияние.»

10) (Ἀφ’ ὦν) Посему Кифа узнав собеседующих из того, что высказали они, отвечал Господу, и говорит (Ему): «Хорошо, Человеколюбче, быть нам здесь всегда, и если хощешь, скажи – мы сотворим отдельныя сени (σκηνὰς) Тебе, Моисею и Илии, рабам Твоим». Но в

то время, как он говорит это, – свыше осенило их светлое облако, показывающее блистание невещественное, чистое, Отчее сияние.

11) (Μεγάλως) Сильно устрашило учеников (Христовых) не одно только сие страшное явление, но притом еще и глас, прозвучавший так громогласно, (что) они, наклонив к низу главы свои, падают на землю. Ибо как прежде на Иордане, так и ныне Отец возвестил о Сыне (Своем): «Сей есть Сын Мой; Его», говорит Он, «слушайте; ибо в Нем Мое благоволение». Итак все (теперь) скажите: Иисус есть Отчее сияние.

12) (Ὁρᾶτε) Обратите внимание, возлюбленные, на ясное, (поучительное содержание сего) чуда. Ибо, как скоро пришел глас, то Илия (сделался) невидим, и вместе с Моисеем они скрылись; а остался один Христос, да бы слышанное ими (учениками Христовыми) провозвещение Отца не показалось для них сомнительным. Когда они были все три вместе, Он не объяснил, для чего это было; но для них было ясно и понятно Отчее сияние.

13) (Ῥαδία) Скорое и ясное было понятие Петра, (как это видно из того), что объясняет сам он; было также разумение и (у других) святых учеников, ибо не малое было различие между Господом славы стоящим и ими, как рабами Его, собеседующими со Владыкою всех. Он послал свет и все просветил: они же были осияваемы, едва перенося (μόλις βλέποντες), ужасаясь, и прославляя Отчее сияние.

14) (Φωτὸς) Когда столь великий свет и Божественный глас в то время поразил их, как сказал я не задолго пред сим, то ученики моляся, с наклоненными к низу главами, закрывали лица (свои). А после того, как это уже окончилось, Творец всего возбуждает их и возстановляет, говоря (к ним) кротким гласом: «Встаньте, други мои, и о сем умолчите, до тех пор, пока увидите (воскресшим) из мертвых (Меня), Отчее сияние.»

15) (Ὢ τῆς ἀμέτρου χαρᾶς) О, безмерна была та радость, какую получили (сии) мудрые ученики Господа! И они сошли вместе с Ним с горы, поспешая благовестить (о сем) и прочим (своим соученикам). Но может быть, вы спросите, почему (любовию) божественною сии теперь предпочтены прочим (своим) сослужителям. А я на сие не скажу ничего новаго или особеннаго, а (только) то, чему научают речения мудрыя, боговдохновенныя, которыми благоугождается5 Отчее сияние.

16) (Συνῆν) По достоинству вместе с ними был Петр, как любящий более, чем все прочие, и как уже получивший дерзновение на первоначальное откровение (ἀποκάλυψιν) (т. е. исповедание его), почему он и называется Петр. Был вместе с ним и сын Зеведеев. Ибо всех Спаситель любил его паче всех; он же, притом, и девственник, и один называется возлежавшим на персях (Христовых). Почему он преисполнен благодати и богословствует об Отчем Сиянии.

17) (Ἰάκοβος) С ним взят был Иаков, мудрый брат Иоанна, слышавший вместе с ним (Божественный глас на горе) и призванный вместе с Господом пить чашу, то есть, участвовать в страданиях Его, и подвизаться даже до смерти за славу Божию. И он явился твердым, когда Ирод намеревался много облагодетельствовать евреев, если бы кто (из них) умертвил проповедующаго Отчее сияние.

18) (Νῦν οῦν) Итак ныне, Ты, великий Боже, сотворивший все словом Своим, чудесно просвещающий иереев и царей, возвесели и народ Твой во свете и силе Твоей;– Ты, посылающий нам лучи Своего милосердия и прогоняющий всякое находящее на нас помрачение, возниспосли на нас великия милости Твоя, да пребудем несмущенными, имея стеною, Господи, Рождшую Тебя, Отчее сияние.

Источник: Кондаки и икосы св. Романа Сладкопевца на некоторые дни святым, некоторые дни недели, некоторыя недели, на двунадесятые праздники и на каждый день страстной седмицы, и стихиры его же на предпразднственные и попразднственные дни пред Рождеством Христовым и по Рождестве Христове. / Перевод Диакона Сергия Цветкова. – М.: Типография Л. Ф. Снегирева, 1881. – С. 174–178.

Для нашего сайта теперь стало уже традицией публиковать ноты праздничных церковных песнопений, в частности тропари и кондаки. На этот раз мы приготовили для вас ноты: тропарь и кондак Преображения Господня.

Не смотря на то, что любой кондак или тропарь поются на установленные гласовые распевы, и для профессиональных правых или левых хоров спеть их не составляет никакого труда, мы посчитали необходимым расписать нотами как можно больше песнопений. И на это есть свои, вполне адекватные причины.

Одна из них – новички в церковном пении. Любой певчий начинает свой путь в профессии с полного неведения. Часто-часто регенты не берут на себя ответственность за обучение новенького: «Научится сам – хорошо, не научится – выгоним!».

Единственный путь для брошенного на произвол судьбы певчего в этом случае – самообразовываться, собирая информацию по крупицам и заранее готовиться к службам дома – искать ноты, тексты и записи, активно прорабатывая найденный материал. Путь, конечно, не простой, но, по крайней мере, верный.

Тропарные гласы, на которые поются не только собственно тропари, но и кондаки, проще всего запомнить или по часто повторяющимся воскресным песнопениям, или по праздничным. И вот, в частности тропарь и кондак Преображению поются на седьмой глас – глас, кстати сказать, по сравнению с другими довольно редко встречающийся. Из-за редкости его появления в обиходе он иногда даже забывается. Но если вы выучите тропарь и кондак Преображению, то крепко усвоите напев.

Тропарь и кондак Преображению – ноты:

Теперь, собственно, сам продукт:

Тропарь праздника, глас 7 – ноты в формате pdf

Кондак праздника, глас 7 – ноты в формате pdf

Если у вас не сработали первые ссылки или вместо нот открылись пустые страницы, то воспользуйтесь альтернативной ссылкой. Для страховки мы разместили файлы также на сервисе Яндекс-диск, упаковав их в один архив. Вот эта ссылка – ноты тропаря и кондака Преображения (архив).

В своё время на сайте были также опубликованы ноты различных вариантов тропаря Пасхи и Рождества Христова, а ещё – множество колядок (смотрите в рубриках или воспользуйтесь поиском, если вам нужны эти материалы). Приближается Успение Божией Матери, и мы приглашаем вас посетить наш ресурс снова, чтобы добыть материалы для подготовки и к этому празднику.

А сейчас вы можете посмотреть обучающее видео, которое посвящено как раз разучиванию песнопений к грядущему празднику – учат петь на 7-й глас:

19 августа большой православный праздник, который богат на традиции и обычаи. Что обязательно нужно сделать в этот день, какие запреты существуют? О чем молиться перед иконой Преображение Господа? В конце статьи вас будет ждать молитва, которую нужно прочесть в этот день и конечно же информация — о чем просить и молиться.

Немного истории:

Не каждый сможет сказать, что же это за праздник и с чем связан. Давайте немного погрузимся в историю и узнаем о корнях этого праздника.

История это поражает воображение и тяжело поверить, покуда сам глазами не увидишь. Иисус Христос поведал свои ученикам — Петру, Иоанн, Иаков и др. что вскоре его ждет мучительная смерть и страдания за род человеческий, что его будут унижать и оскорблять. Но ученики не поверили, сказав как же так, тебя, Сына Бога будут оскорблять, камнями кидать и убьют. Не может такого быть. Тогда взяв своих 3 учеников на гору Фавор, он решил показать им величие Господне. Поднявшись на вершину он отошел в сторонку и стал молиться. И произошло невероятное событие, которое заставило учеников впасть в блаженное состояние:

» Они увидели как лицо Иисуса засияло словно солнце, яркий ослепительный свет окутал его, одежды стали серебристо-белого цвета, которого еще не видывали не земле. А рядом,чуть позади стояли пророк Моисей и Илия. Они говорили о том,что должно случится с Иисусом в ближайшее время, о его распятии. Вдруг с небес сошло белое облако, которое скрыл от взора учеников Иисуса и пророков и раздался голос»:

Когда облако развеялось, вышел Иисус и сказал, чтобы все увиденное осталось в секрете и было раскрыто лишь после его воскрешения. Это Преображение нужно было для того, чтобы ученики при его распятие ни на минуту не засомневались в том,что он Сын Божий и что вскоре воскреснет.

Традиции и запреты этого дня:

В этот день утром принято идти в храм на службу и освящать яблоки

В этот день вспоминают чудо, произошедшее на горе,смысл которого в том, что Иисус добровольно принимает свою участь и пришел в этот мир зная о своей участи, жертву собой ради прощения грехов человечества. Каждый человек должен раскаяться в своих прегрешениях в этот день

Нельзя сквернословить, ругаться и злиться

В этот день нужно уделить время своей душе, внутреннему миру, очищению.

Молитва в день Преображения Господня

Чтобы наши молитвы были услышаны, нужно обязательно покаяться искренне верить в помощь и величие Бога и стремиться приблизиться к его свету. В этот день нужно прославлять и благодарить высшие силы и в молитве просить:

Защиты Господа Бога

Наставления на путь истинный

Очищения от грехов

Об укреплении веры и изгнании злости из сердца

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *