Корин художник

Открыть доступ

(1892 – 1967)

Павел Дмитриевич Корин был художником не только по призванию, но и по самому месту своего рождения — один из самых крупных, сложных и трагических по сути своего творчества мастеров отечественного искусства 20 века появился на свет 25 июня (7 июля) 1892 года в знаменитом Палехе, в семье потомственных иконописцев.

Сложившись поначалу именно как мастер-иконописец, Павел Корин навсегда сохранил интерес к внутреннему миру человека и впоследствии стал одним из выдающихся портретистов современности. Огромное влияние на формирование творческого стиля и, прежде всего, мировоззрения молодого художника оказал один из выдающихся мастеров нашего искусства Михаил Васильевич Нестеров. В общении с ним, в совместной работе, беседах Павел Корин обрел свои темы, монументальность и страстность своего художественного метода.

Влияние Михаила Нестерова, понимавшего искусство как духовный подвиг, преклонение перед творчеством Александра Иванова, служили источниками подвижничества художника на протяжении всей его жизни. 12 лет Павел Дмитриевич работал над эпопеей «Реквием. Русь уходящая» — исполинской по форме и внутреннему духу серией эскизов к, увы, неосуществленной картине, в окончательной версии ставшей свидетельством торжества духа и веры в дни бедствий и разрушения умов.

Среди наиболее известных работ Павла Корина — триптихи «Александр Невский», «Дмитрий Донской», «Сполохи», великолепные портреты и пейзажи, грандиозные мозаичные панно для Московского Метрополитена.


















Путь ко Христу

» «

Воспоминания Михаила Нестерова:

«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость…» читать полностью »

Путешествия Михаила Нестерова:

«Путь до Вены совершил я в постоянном напряженном внимании. Все казалось мне дивно интересным, и я переживал виденное с жадностью молодости. Города, сначала Галиции, а потом самой Австрии мне казались в первую поездку иными, чем потом. Я помнил, что силы надо беречь для Италии и умышленно многое пропускал из поля зрения. В Вену приехал к вечеру. Мост через Дунай со статуями, храмы, дворцы, весь характер города меня захватили своей новизной. Чтобы поделиться своими первыми впечатлениями у меня не было ничего, кроме почтовой бумаги, и я в тот же вечер написал обо всем виденном в Уфу…» читать полностью »

Биография Михаила Нестерова:

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым… читать полностью »

История главной работы советского российского живописца Павла Корина величественна и трагична. Грандиозность картины «Русь уходящая» в размахе художественного замысла, а трагизм в том, что ему не суждено было полностью реализоваться – труд Корина остался незавершенным.

Третьяковская галерея хранит 29 фрагментов для масштабной композиции ненаписанной картины. Посетители музея, однако, видят в эскизах самостоятельные целостные образы, а мысленно собирая воедино изображенные сцены, понимают задуманное мастером.

Действие полотна «Русь уходящая» возвращает зрителей в 1925 год в московский Донской монастырь. Духовенство всех рангов, искренне верующие и фанатики, юродивые и нищие – все прощаются с патриархом Тихоном в священной церемонии отпевания. Павлу Корину довелось воочию наблюдать это торжественное драматическое шествие вместе с другими художниками, композиторами и мастерами пера. По-настоящему, с горестным надрывом всколыхнулась душа у русского живописца от всего увиденного.

Неприметный глас православных церквей отзывался в повседневности лишь тихим перестуком колоколов; теперь – в миг прощания с главным духовным наставником, он звучал во всю силу, он скорбел, но надеялся на победу православной Руси.

Философская картина передает в мельчайших подробностях одеяния епископов, монахинь, духовенства всех степеней, их характеры и душевные терзания в момент паломничества. С исключительной выразительностью написал мастер внутреннее убранство церкви – старинные фрески с ликами святых.

Корин изначально назвал будущий шедевр траурным молебном – «Реквием». «Русью уходящей» стала картина по совету Максима Горького, который восхищался затеей художника и оберегал ее от безбожной советской власти.

«Реквием» с годами преобразился от концепции гибели русской духовности к свидетельству богатства и стойкости духа Церкви.

Православные картины

Православные картины и православная живопись на протяжении многих веков находили в Библии источник вдохновения. Сюжеты из Священного Писания, события Ветхого и Нового Завета оживали на холстах. Мы решили познакомить читателей с духовным наследием великих художников, воплотивших сюжеты великой Книги. Православные картины писали во всем времена маслом и углем, на холстах и на стенах уединенных келий.

Наша современница Елена Черкасова — художник. Ее православные картины по сюжетам их Библии уже занимают свое место в мировой истории живописи.

К православным картинам художницу привел духовный кризис, как пишут искусствоведы. После прихода к вере Елена Черкасова планировала заняться иконописью. Но в итоге пришла к своему языку разговора с людьми, которые приходят к вере через искусство. Ее «наивные» и вместе с тем глубокие картины стали примером глубокого самоотречения и объективности.

Брак в Кане

Богородица и святые девы

Это живопись — проповедь, передающая события в форме рассказа о библейских героях и их действиях.

Хоразин и Вифсаида

Не бойся, дочь Сиона!

Живопись Елены Черкасовой нельзя назвать классической, Елене удалось создать новую классику. В ней нет попытки скопировать традиционную иконописную школу, но это и дает православным картинам современных художников возможность создавать новое, используя свои духовный опыт и воображение.

16 июля, в канун дня памяти святых Царственных Мучеников, отошёл ко Господу народный художник России, прихожанин храма Всех Святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря Павел Рыженко.

О себе сам Павел писал:

«Каждый, а в особенности русский, человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к свету — Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому свету. Трудно мне писать об этом, нет слов, чтобы ясно изложить мысли, но о людях, ушедших и живых, которые являются носителями веры и духа Российской Империи, мне сказать необходимо. И сказать на холсте, потому что это мой долг перед великой правдой Руси. Долг не до конца сломленного жителя мегаполиса, который сквозь очертания современных домов, сквозь смог Третьего кольца видит, как вновь и вновь проступают эти строгие и любящие лики наших предков, проливавших свой пот и кровь за Христа и за каждого из нас.
Приблизившись к рубежу своей жизни, рубежу, который не смог переступить великий Пушкин, у которого остановились многие, я задаю себе вопрос вопросов: кому я служил? Именно кому, а не чему, и вообще, что есть искусство?
Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда — я буду счастлив выполненным долгом.» (павел-рыженко.рф)

Его картины любили люди верующие и светские. Самого Павла все вспоминают как человека великой силы Духа и веры.

Калка. 1996 г. Холст, масло.

Невская битва. 2010 г. Холст, масло.

Благословение Сергия. 2005 г. Холст, масло.

Великокняжеский меч. 2005 г. Холст, масло.

Фото: Павел Рыженко за работой

18 октября — день памяти выдающегося русского православного художника Михаила Нестерова. Михаила Нестерова не стало в 1942-ом году. К вере художник пришел после утраты любимой жены. Он был одним из учредителей «Союза русских художников», сохранял в своих картинах лучшие традиции Русской Церкви и православной живописи.

Православные картины этих художников позволяют нам приоткрыть еще немного тайну Библии.

Портрет художников, братьев П.Д. и А.Д.Кориных

После появления двойного портрета «Философы» Нестеров не оставлял намерения написать еще один такого рода. Попытка создания двойного портрета брата и сестры Тютчевых, внучат поэта, не увенчалась успехом; Нестеров разрезал его на две части. В 1930 году он вновь обращается к мысли о двойном портрете и в качестве моделей для него избирает братьев Кориных, потомственных иконописцев-палешан. Нестеров познакомился с ними во время работы над росписями Марфо-Мариинской обители. В то время они были учениками Иконописной палаты. Завязавшаяся дружба с Нестеровым, его зоркое и требовательное участие в судьбе братьев привели к тому, что оба они стали значительными художниками. Павел Корин продолжил дело Нестерова, посвятив значительную часть своей жизни подготовительной работе над картиной «Реквием», посвященной изображению Руси уходящей. Максим Горький, поверив в талант этих двух выходцев из народа, взял их в 1931 году с собой в Италию, по которой они путешествовали с путеводителем, написанным для них собственноручно Нестеровым. Он заботился о том, чтобы их профессиональное образование носило широкий, европейский характер внешности и характерах братьев. Павел ему казался каким-то итальянцем времен Возрождения, юношей с картины Гирландайо; Александр в его представлении был типичный русак-владимировец, с крупными кудрями, с повадкой Микулы Селяниновича. Художник написал их в одинаковых черных косоворотках. Одинаковость одежд еще более выявляла несходство характеров. Старший, Павел, изображен в профиль. Его темный силуэт выразителен и благороден. В нем ощущается замкнутость, глубина переживания при внешней сдержанности его выражения. Александр написан почти в фас, что позволяет хорошо рассмотреть молодцеватость его широкоплечей фигуры, жест рук, которыми он схватился за пояс в момент охватившего его волнения. В противовес темному лику старшего, лицо младшего бело, румяно, открыто. Оба брата смотрят на античную вазочку, которую поднимает в руке Павел. Один из братьев смотрит на нее со сднржанным, почти молитвенным благоговением, другой — более экспансивно и открыто, с простодушным восхищением. Фоном картины Нестеров делает античный барельеф — гипсовый слепок с плиты фриза Парфенона, старинные книги, свитки старых рукописей, муляж человеческой фигуры. На нижней полке стола светятся сине-зеленым и красным флаконы с красками. Все это реальные предметы мастерской Кориных. Художник соединяет их в натюрморт, рассказывающий о причастности изображенных к искусству. Оба брата равно интересны и дороги Нестерову. «Оба даровиты, оба выйдут в люди», — считал он. Художник строит гармоничную уравновешенную композицию, примиряющую противоречивые характеры влюбленных в прекрасное молодых людей.

» «

«Кто не знает, что воспоминания, мемуары — удел старости: она живет прошедшим, подернутым дымкой времен минувших. И это придает им особый аромат цветов, забытых в давно прочитанной книге жизни. В предлагаемых очерках, в некоторых воспоминаниях о людях, об их деяниях, о том, о чем люди когда-то думали-гадали, прочитавший очерки, быть может, найдет немало субъективного, но иначе оно и быть не может, так как моей задачей и не было вести протокольную запись виденного, услышанного, и в очерках своих я говорю так, как понимаю, чувствую, нисколько не претендуя на непогрешимость…» читать полностью »

«Путь до Вены совершил я в постоянном напряженном внимании. Все казалось мне дивно интересным, и я переживал виденное с жадностью молодости. Города, сначала Галиции, а потом самой Австрии мне казались в первую поездку иными, чем потом. Я помнил, что силы надо беречь для Италии и умышленно многое пропускал из поля зрения. В Вену приехал к вечеру. Мост через Дунай со статуями, храмы, дворцы, весь характер города меня захватили своей новизной. Чтобы поделиться своими первыми впечатлениями у меня не было ничего, кроме почтовой бумаги, и я в тот же вечер написал обо всем виденном в Уфу…» читать полностью »

Михаил Васильевич Нестеров, молодой художник из далекой Уфы, ворвался в художественную жизнь России смело и стремительно. Его картина «Видение отроку Варфоломею» стала сенсацией 18-ой Передвижной выставки в Москве. Юношеские мечты провинциала о признании, о славе начинали сбываться. Его отец полушутя говаривал, что лишь тогда он поверит в успех сына, когда его работы будут приобретены Павлом Михайловичем Третьяковым, знаменитым московским коллекционером. Попасть в Третьяковскую галерею значило больше, чем иметь академические звания и награды. И вот уже две картины Нестерова куплены Третьяковым… читать полностью »

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *