Король венгрии

1 Иннокентий IV — Александр Невский

Александр Невский принял католичество — в этом был убежден Папа Римский Иннокентий IV. Глава католической церкви написал два послания Александру Невскому. Первое послание датировано 23 января 1248 года. В нём Папа Римский настойчиво убеждает Александра Ярославовича принять католичество и предлагает помощь в борьбе с татарами. «Потому просим тебя об особой услуге: как только проведаешь, что татарское войско на христиан поднялось, чтоб не преминул ты немедля известить об этом братьев Тевтонского ордена, в Ливонии пребывающих, дабы, как только это (известие) через братьев оных дойдет до нашего сведения, мы смогли безотлагательно поразмыслить, каким образом, с помощью Божией, сим татарам мужественное сопротивление оказать». Судя по тону второго послания, которое было написано в декабре того же года, можно предполагать, что Невский-таки принял католичество. Такое ощущение возникает при первом прочтении, но ощущение это неверно. Из текста грамоты ясно видно, что восторги Папы от обращения князя в католичество породил вовсе не ответ Александра Невского на первую грамоту (никакого намёка на его ответ вообще нет), а отчёт крайне честолюбивого папского легата в Пруссии и Ливонии Альберта фон Зуербеера по поводу разрешения Александром построить католический храм во Пскове. Во-первых, такой вопрос не обязательно должен был решать сам Александр, а за него это мог сделать наместник. Сам Невский в это время мог быть в ставке Батыя или в Карокоруме, нашли ли его папские легаты — вопрос открытый.

Как отнёсся к инициативе своего наместника и псковских властей сам Александр, торжественно вернувшись в Великий Новгород с митрополитом Кириллом и епископом Ростовским в 1251 г., мы можем предполагать по тому, что археологами следов католического храма XIII в. в Пскове не найдено. А генеральный ответ князя на притязания католиков был вполне однозначен. Во второй грамоте папа просил пустить в гости своего легата и «подобающим образом принять его как выдающегося члена Церкви», отнестись к нему «благосклонно и с уважением воспринять то, что он посоветует».
Судя по Житию, Александр Невский принял папских посланцев уважительно, посоветовался в мудрыми людьми и решил, что священную историю знает не хуже католиков, а вера их Руси не подходит: «От вас учения не примем!».

Иштван родился предположительно в 975 году в семье верховного мадьярского князя Гезы и был правнуком вождя Арпада, который и привел мадьяр на их нынешнюю территорию. Мадьярский народ исповедовал язычество, хотя уж тогда Геза подумывал о переводе его в христианство. Князь крестился сам и крестил своего сына Вайка (языческое имя, данное при рождении, означало «герой»), после чего тот стал Стефаном, или в венгерской традиции Иштваном. Иштван был очень набожным и в жены тоже взял себе христианку — дочь герцога Баварского Гизелу. Союз был политически выгодным, баварцы рассчитывали на то, что венгры вскоре примут христианство и были готовы оказать в этом любую посильную помощь. В Венгрию стали приезжать баварские священнослужители, ремесленники и рыцари. В 997 году князь Гезе умер и Иштвану пришлось вступить в борьбу за трон. По мадьярским обычаям на корону претендовал двоюродный брат Иштвана — Коппань, он был старше наследника, его активно поддерживала языческая дружина. Однако на стороне Иштвана были тяжеловооруженные баварские рыцари, отправленные на помощь тестем, и несколько знатных мадьярских семей, которые помогли подавить мятеж. В 998 году Коппань в бою потерпел поражение, его тело было четвертовано и части его были вывешены на стенах четырех крупнейших венгерских замков, для устрашения противников Иштвана. Молодой вождь доказал свои права на трон и ничто больше не мешало его планам.

Рождение святого Иштвана

Христианизация венгров

Иштван обратился к Святому престолу за короной. Папа римский Сильвестр II послал ему корону, которая являлась символом суверенитета, апостольский крест — как символ церковной независимости и копье, как знак одобрения. В Рождество 25 декабря 1000 года Иштван был коронован легатом Рима. Иштван стал главой христианского королевства, получив не только светскую власть, но и духовную. Короной Иштвана потом короновались все последующие монархи королевства и на протяжении веков она считалась священной реликвией.

Молодой король начал христианизацию страны, призвав на помощь латинских и греческих священников, а также монахов-бенедиктинцев. Стоит отметить, что король не гнушался в этом вопросе и насильственных методов. На каждые 10 деревень должен был приходиться по крайней мере один храм, посещение церковных служб стало обязательным. Король мог создавать и упразднять епархии, был владельцев всех церковных земель в Венгрии, основывал и стоил христианские монастыри, и даже учредил архиепископство, тем самым сделав венгерскую церковь независимой от римских архиепископов, а страну от влияния папы. С помощью принятия христианства Иштван интегрировал Венгрию в круг цивилизованных народов, а после смерти стал для венгров святым покровителем.

Крещение Вайка

Административный талант и реформы

Еще одной заслугой Иштвана стало формирование Венгерского королевства как раннефеодального государства. Централизацию он проводил по принципу Каролингов. Венгрия была разделена на территориально-административные округа — жупы, во главе каждого колем ставился ишпан (жупан). КОличество жуп колебалось в разное время, в итоге достигнув 72. Как совещательный орган в стране действовал придворный совет, а вторым человеком после короля назначался палатин, который совмещал в себе функции верховного судьи и премьер-министра. В Венгрии было отменено рабовладение, распространенное на ранних этапах истории, кроме того, король мог лично освободить от зависимости представителей феодально-закрепощенных классов. Была установлена десятина, однако духовенство, ишпаны, князья и военачальники был от нее освобождены. Началась чеканка монет, которые широко ходили по Европе. Кроме того при Иштване было создано два свода законов — из 35 и 20 статей соответственно. Благодаря тому, что система местной администрации была организована вокруг крепостей, Венгрия был довольно безопасной страной для своего времени и стала привлекательным маршрутом для паломников и купцов, направлявшихся в Константинополь и Святую Землю.

Казнь Коппаня

Борьба с оппонентами и внешними врагами

Иштван продолжал укреплять свои позиции как внутри страны, так и за ее пределами. Так, он сумел подчинить себе «черных венгров» (каварские племена) и закрепил это браком своей сестры с каварским предводителем. Кроме того, Иштван разгромил своего родного дядю Дьюлу-младшего, правившего в Трансильвании, и правителя Баната Айтоня. При этом, оба эти вождя были не язычниками, а христианами, но восточного обряда. Они не желали, чтобы в их землях Иштван распространял латинский обряд и выступили против короля. В этих войнах король сумел объединить под своей властью окружающие земли. Так, к 1028 году он подчинил венгерскому влиянию весь Карпатский регион, закрепив свои права договорами с Ярославом Мудрым и польским королем Болеславом I. Иштвану удалось сохранить границы своего государства, отражая набеги печенегов и немецких рыцарей. Так около 1030 года венгерские феодалы-язычники призвали против короля немецких рыцарей императора Конрада II. Пришельцы разорили западный берег Рабы, но их нашествие отразили войска Иштвана, которые, используя тактику выжженной земли, сумели окружить неприятеля у Вены. Конрад вернулся домой бе армии и без победы, а венгры получили участок между реками Лайта и Фиша. Кроме меча, для усиления своих позиций Иштван использовал и династические браки. Так, в 1009 году он отдал свою младшую сестру за венецианского дожа Оттона Орсеоло, союзника Византии, а для упрочнения связей с Русью, женил своего родственника Ласло Лысого на дочери киевского князя Владимира Святого.

Папские легаты преподносят Иштвану корону

Наследники и наследие

Иштван создал крепкое государство, но передать его, к несчастью, было некому. У него с супругой был наследник Эмерик, но еще в молодости он был убит кабаном. Остальных детей Иштван тоже пережил, поэтому после смерти короля в 1038 году в Венгрии разгорелась борьба за власть среди его родственников. Наследником назначили племянника короля Петра Орсеоло, но двоюродный брат Иштвана Вазул был против такого решения и организовал заговор против монарха. Нападение, правда, не удалось, а сам Вазул, как свидетельствуют, был ослеплен по приказу королевы Гризелы. Но даже это не остановило родственником Иштвана от междоусобицы после его смерти.

Иштвана похоронили в базилике в Секешфехерваре, а папа Григорий VII канонизировал его вместе с сыном Эмериком в 1083 году. Иштван является покровителем Венгрии и особо почитается народом страны.

Святая Корона (Szent Korona), один из ключевых символов Венгрии.
Придерживаясь всех традиционных монархий, королевский наследник Венгрии определялся по мужской линии от предыдущего короля Венгрии. Однако венгерские традиции передают это право младшими братьями, прежде чем перейти к сыну предыдущего короля. Основатель первой венгерской королевской династии был Арпад, который привел свой народ в Карпатский регион в 895 году. Его потомки правили в течение более чем 400 лет.
Часть I. 972 — 1095 гг.
972 год ознаменован датой, когда правящий князь Геза из династии Арпад, официально начал интегрировать Венгрию в христианскую Западную Европу.
Его сын-первенец, Святой Иштван I (Szent I. István) (970/975 г. — 15 августа 1038 г.) коронован в 1001 году и стал первым королем Венгрии, после победы его «языческого дядю» Коппаня (Koppány), который также претендовал на трон. Позже Иштвану пришлось подавлять мятеж ещё одного претендента — Дьюлы ((венг. Gyula) — это титул второго по значимости вождя федерации венгерских племён в IX—X веках), восставшего в Трансильвании в 1003 году, а также восстание «тёмных венгров» в 1008 году. Венгрия была признана католическим апостольским Королевством. Обращаясь к римскому Папе Сильвестру II, рожденный под именем Герберт Орильякский (946 – 1003 г.н.), Иштван I получил от папства знаки королевской власти, в том числе и Священную корону Венгрии, что в настоящее время хранится в венгерском парламенте. Иштван I укрепил центральную власть и заставив своих подданных принять христианство. До 1028 года Иштван I подчинил венгерскому влиянию весь Карпатский регион, закрепив присоединение новых территорий соответствующими договорами с Великим князем Киевским Ярославом Мудрым и королём Польши Болеславом I Храбрым Он объединил свою власть, и начал радикальные реформы, чтобы преобразовать феодальное государство Венгрию к Западной цивилизации. Страна перешла к использованию латинского языка, и с тех пор до 1844 года, латынь оставалась официальным языком Венгрии. Венгрия стала сильным королевством. Иштвана I умер 15 августа 1038 года и был похоронен в посвященной Деве Марии базилике в Секешфехерваре. За христианизацию венгров был причислен к лику святых. Почитается католиками и православными.
Единственный сын и наследник короля Иштвана I Эмерик умер 2 сентября 1031 года от ран, полученных в результате нападения кабана на охоте. Других сыновей престарелый Иштван I не имел. Свои права на престолонаследие предъявил двоюродный брат короля Вазул — но Иштван I назначил своим наследником Петера.
Петер Орсеоло (Orseolo Péter) (1011 г. — 1046 или 1059 г.) — второй король Венгрии, сын младшей сестры Иштвана Святого и венецианского дожа Оттоне Орсеоло. Унаследовал престол после смерти своего дяди, короля Иштвана I Святого, в 1038 году. Первоначально Петер продолжал политику своего дяди, направленную на укрепление государства и усиление христианской религии. Он основал ряд монастырей, с его именем связано основание Будайского прихода, епископства в Ваце и строительство базилики в городе Печ.
Однако проводимая Петром политика фаворитизма по отношению к иностранцам спровоцировала заговор, завершившийся его свержением в 1041 году. Петер был восстановлен на троне в 1044 году усилиями Генриха III, императора Священной Римской империи. В 1046 году в ходе языческого восстания Ваты. В течение этого бунта, лидер язычников, названный Вата (Vatha), получили власть над группой мятежников, которые хотели отменить христианскую правило и вернуться к язычеству. Петер был свергнут повторно. Петер планировал вновь бежать к Генриху III, но один из сыновей Вазула Андраш, вернувшийся в страну по приглашению епископа Герарда, пригласил его на встречу в Секешфехервар. Поверив этому, король Петер вернулся. Когда он свернул в сторону от деревни Замолье, люди Андраша попытались взять его в плен и привести связанным к Андрашу, но, поняв это, Петер укрылся в усадьбе и смело защищался в течение трех дней. Наконец, все его солдаты были убиты стрелами, а сам он был взят живым. Он был ослеплен и доставлен в Секешфехервар, где от сильных болей вскоре закончил свою жизнь и был похоронен в кафедральном соборе города Печ.
Самуил Аба (Aba Sámuel) (990 г. — 5 июля 1044 г.) — венгерский король (1041—1044 г.г.). Род Самуила пошел от двух «половецких (куманских)» вождей, Эда и Эдемена, получивших «обширные земли в Матранских горах» от Арпада, Великого князя венгерского.
Самуил Аба был женат на сестре короля Иштвана I Святого. Родился в знатной венгерской семье, имевшей обширные владения в Матранских горах. Около 1009 года Самуил Аба (или его отец) женился на сестре Иштвана I, первого короля Венгрии. Король назначил его палатином. Король Иштван I умер в 1038 году, и его наследником стал племянник венецианец Пётр Орсеоло. Однако в 1041 году венгерские вельможи свергли Петра и избрали королем Самуила Абу. Венгерские вельможи критиковали нового короля за милости по отношению к крестьянам, он даже отменил некоторые сборы, взимаемые с простолюдинов, ввел новые налоги на церковную собственность и изъял некоторые церковные имения. Эта политика вызвала недовольство даже среди его ближайшего окружения.
Пётр Орсеоло вернул себе престол в 1044 г. при содействии императора Генриха III, который разбил армию Самуила в битве при Мёнфе. Самуил Аба бежал с поля боя, но был схвачен и казнен. Первоначально Самуил Аба похоронен в ближайшей церкви, откуда впоследствии его тело был перенесено в его фамильный монастырь в Абашаре.
Андраш I Белый, или Католик (I András Fehér) (1015 г. — декабрь 1060 г.) — король Венгрии из династии Арпадов.
Проведя пятнадцать лет в изгнании, он взошел на престол во время крупного восстания венгров-язычников. Коронован Андраш I в Секешфехерваре осенью 1046 года. Андраш I вскоре после этого разорвал связи со своими сторонниками-язычниками, восстановил христианство и объявил языческие обряды вне закона. Прозвища Андраша I — Белый и Католик, связаны именно с этими событиями.
Андраш I укрепил позиции христианства в Венгрии и успешно отстоял её независимость от Священной Римской империи.
Андраш I «отправил посланников со скромными дарами» к императору Священной Римской империи Генриху III, предложив ему «ежегодную дань и верную службу», если император признает его королем венгров. Первые столкновения на границе между Венгрией и Священной Римской империей произошли в 1050 году. В августе 1051 года император Генрих III вторгся на территорию Венгрии, но Андраш и его брат Бела успешно применили тактику «выжженной земли» и заставили имперские войска отступить. Андраш I инициировал новые мирные переговоры с императором и обещал платить ежегодную дань, но его предложения были отклонены. После того, как папа Лев IX вынудил стороны перейти к мирным переговорам, император Генрих III снял осаду и покинул Венгрию.
В 1053 году королева Анастасия родила Андрашу сына, названного Шоломоном. Андраш I попытался обеспечить наследственные права сына на престол, ради этого Андрашу пришлось вступить в конфликт с братом Белой, имевшим больше прав на трон, в соответствии с традиционным принципом старшинства. Вскоре Андраш I перенес инсульт, который парализовал его. В попытке укрепить претензии своего сына на престол, он осенью 1057 года признал его наследником и планировал короновать Шоломона. Кроме того, Андраш в сентябре 1058 года организовал помолвку сына с Юдит — дочерью покойного императора Генриха III и сестрой нового немецкого монарха, Генриха IV.
В 1060 году Бела сверг Андраша I. Во время решающей битвы на равнине к востоку от реки Тиса, Андраш получил тяжелые раны и умер до коронации своего брата. Андраш I был похоронен в склепе церкви аббатства Тихань.
Бела I ( I.Béla, Bölény Bélа) (1016 г.-11 сентября 1063 г.) -венгерский король с 1061 г. — по 1063 г. Происходил из младшей ветви династии Арпадов. Третий сын Вазула и младший брат короля Андраша I. Вернулся на родину из Польши по приглашению Андраша I, который был коронован королём Венгрии.
Бела, опираясь на помощь польских родственников, восстал против своего брата, когда Андраш I короновал своего сына Шоломона и вынудил Белу публично признать право Шоломона на престол в 1057 или 1058 годах, и сверг его в 1060 году. После коронования Белы I на престол, недовольные христианизацией венгры, в основном наиболее угнетённые слои населения, обратились к королю, в его резиденции в Секешфехерваре, с требованиями изгнания католических священников и реставрации язычества. После трёх дней «размышлений» Бела I разогнал собравшийся.

Бела I ввёл денежную реформу и подавил последнее восстание, направленное на восстановление язычества в Венгрии. Погиб в результате несчастного случая, когда под ним в буквальном смысле рухнул трон.
Бела I попытался заключить мирный договор со Священной Римской империей, Однако советники немецкого монарха отказались принять предложение Белы о мире. Летом 1063 года альянс немецких князей решил начать военную экспедицию против Венгрии, чтобы восстановить молодого Шоломона на престоле.
Бела I планировал отречься от престола в пользу своего племянника, если тот оставит ему во владение его бывшие «герцогство» — около одной трети королевства, но вскоре был серьезно ранен в результате несчастного случая — в его королевском имении Дёмёш под ним рухнул трон. Короля, уже «полуживого», доставили к западным границам королевства, где он умер близ ручья Киниша 11 сентября 1063 года. Бела I был похоронен в бенедиктинском аббатстве Сексард.
Шоломон (Salamon), (1052 г. — март 1087 г.) — король Венгрии с декабря 1063 г. по 1074 г., из династии Арпадов, сын Андраша I и Анастасии, дочери киевского князя Ярослава Мудрого.
В возрасте 5 лет Шоломон официально был провозглашен преемником своего отца, заранее коронован и помолвлен с дочерью Германского императора Генриха III Черного Юдит, которая была на 4 года его старше.
Смерть короля Белы и женитьба на Германской принцессе позволили Шаламону вернуть себе венгерскую корону с помощью немецких войск. Сыновья Белы I — Геза, Ласло и Ламберт — не решились на войну со своим двоюродным братом и вынуждены были признать его королем, довольствуясь статусом правителей Нитранского Княжества, расположенного на севере страны. Прекратив междоусобную войну и примирившись со своими двоюродными братьями, Шоломон смог сосредоточить силы королевства на отражении внешней угрозы, исходившей от вторгшихся в страну с востока кочевников-печенегов.
В 1068 году под Керлешем Шоломон сам повел своих воинов в атаку на печенежский отряд, был ранен, но победа осталась за венграми.
Однако, несмотря на все эти совместные боевые действия, доверие между Шоломоном и его двоюродными братьями, сыновья Белы I — Геза, Ласло, так и не окрепло. Между ними то и дело вспыхивали конфликты, вплоть до вооруженных, с трудом улаживаемые при посредничестве церкви.
О том, что сыновья Белы тоже готовились к войне с Шоломоном, свидетельствует факт прихода Ласло на помощь брату, который привел с собою польское войско, присланное его кузеном по материнской линии, герцогом Болеславом Смелым. С большим отрядом прибыл чешский князь Отто I Красивый, владевший северной частью Моравии, который был женат на сестре Гезы и Ласло — Евфимии. 14 марта 1074 года в битве у Модьорода (в черте современного Будапешта) Геза и Ласло разбили войско Шоломона. Шоломон был вынужден бежать. Новым королём Венгрии стал Геза I.
Геза I (1040 г. — 25 апреля 1077 г.) — король Венгрии с 1074 г. по 1077 г., из династии Арпадов, старший сын короля Белы I.
Коронация состоялась только в 1075 году благодаря Византийскому императору Михаилу VII Дуке, который прислал Гезе новую корону — настоящее произведение искусства, составившее впоследствии нижнюю часть знаменитой Священной Короны (Szent Korona) венгерских королей.
Изначально все усилия короля были направлены на дальнейшее распространение в Венгрии христианства. Геза I имел глубокую, искреннюю личную набожность, за которую он был прозван Благочестивым.
Геза I умер 25 апреля 1077 года.
Ласло I Святой ( I.Szent László), (27 июля 1046 – 29 июля 1095 г.) второй сын короля Венгрии Белы I, венгерский король из династии Арпадов c 25 апреля 1077 г. по 29 июля 1095 г. Ла́сло I Свято́й один из самых известных и почитаемых королей страны. Причислен к лику святых 27 июня 1192 года. Ласло был вторым сыном будущего короля Белы I и Рыксы (Аделаиды), дочери польского короля Мешко II.
Внутренняя политика Ласло I ознаменовалась усилением королевской власти и прекращением феодальных междоусобиц в стране. В стране во время короля Ласло I установился мир, экономика испытывала подъём. В этот период были приняты важные законы, касавшиеся защиты частной собственности, были введены суровые наказания за кражи и разбой.
Король много внимания уделял укреплению позиций католичества в стране, основал несколько новых епархий и монастырей. Король Ласло I поддерживал папство в борьбе за инвеституру, в частности оказывал помощь своему тестю Рудольфу Швабскому в борьбе с императором Генрихом IV, принципиальным противником папы Григория VII. В 1083 году папа Григорий VII канонизировал первого короля Венгрии Иштвана I и его сына Имре, что способствовало росту авторитета короля и всего дома Арпадов.
В 1085 году Ласло I проявил себя как незаурядный полководец, успешно отразил нападение на страну печенегов.
Не удовольствовавшись изгнанием половцев, венгерские войска продолжили наступление на Балканах и захватили область Срем и Белград, находившиеся до того под контролем Византии. В 1091 году Ласло I на основе своего родства с Дмитаром Звонимиром предъявил претензии на хорватский престол. Венгерские войска вошли на территорию ослабленной соседней державы и вскоре полностью захватили Славонию и значительную часть остальной Хорватии.
Ласло I рассматривался в качестве одного из предводителей первого крестового похода, и дал на это своё согласие, однако выступить в поход не успел. 29 июля 1095 года Ласло скончался в Нитранском княжестве.
Король Ласло І Святой предпочитал назначить наследником, после его смерти, младшего сына — принца Aлмоша. Кальман, сын короля Гезы I, при назначении принца наследником, в начале 1095 года бежал из Венгрии, но вернулся 19 июля 1095 г., когда умер его дядя.

Венгрия День святого Иштвана: яркие фото и видео, подробное описание и отзывы о событии День святого Иштвана в 2020 году.

20 августа в Венгрии отмечают главный государственный праздник — День святого Иштвана. Дата посвящена первому королю страны — Иштвану (Стефану), который взошел на престол 20 августа 1000 года.

Масштабнее всего торжества проходят в Будапеште. На главных улицах города устраиваются фестивали, ярмарки, театрализованные представления и выступления артистов.

Иштван I запомнился как справедливый и мудрый правитель, сделавший очень многое для своего народа. Именно он заложил основы независимого венгерского государства европейского образца. При Иштване местные жители приняли христианство, произошла замена племенного деления страны на административно-территориальные королевские округа и, наконец, было отражено нападение немецких рыцарей. Католическая церковь канонизировала Иштвана, после чего он стал святым покровителем Венгрии.

В День святого Иштвана празднуется основание венгерского государства.

Если вы оказались в Венгрии во время празднования Дня святого Иштвана, непременно стоит принять участие в народных гуляниях. Конечно же, масштабнее всего торжества проходят в Будапеште. На главных улицах города устраиваются фестивали, ярмарки, театрализованные представления и выступления артистов. В Кафедральном соборе святого Иштвана, где находятся мощи правой руки короля, эстергомский кардинал служит мессу. Затем мощи проносят по улицам Будапешта. Вечером на горе Геллерт можно увидеть очень красивый фейерверк.

Сегодня День святого Иштвана отмечается очень пышно по всей стране. Однако так было не всегда. Например, во время подавления венгерского восстания 1848-49 годов праздник был запрещен. Не отмечали его и в те годы, когда Венгрия входила в состав социалистического лагеря.

Местные жители отмечают 20 августа еще и праздник урожая. Традиция очень древняя. В этот день непременно выпекают хлеб из муки нового урожая и затем освящают его в церкви. Кроме того, в праздник плетут венки из колосьев.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *