Корсунская божья матерь

Корсунская икона Божией Матери

Эфесская (Ефесская) икона Божией Матери, именуемая также Корсунской.

Память 9 октября.

Описание

Длина образа 1 аршин и 2 вершка, а ширина 14 вершков. Хотя живопись от времени потемнела, но в начале XX века цвета красок различались легко. Цвет верхней одежды Богоматери — красный, а нижней — темно-синий. У Предвечного Младенца одежда темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение св. Николая Чудотворца.

История

Образ князя Владимира

В Эфесе хранилась икона Божией Матери, по преданию написанная святым евангелистом Лукой. В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром и получил название Корсунской иконы. Позже эта икона была перенесена в Новгород, а оттуда — в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где обреталась за престолом.

Образ Евфросинии Полоцкой

Другое сказание о подобном (или том же самом ) образе Божией Матери гласит, что он был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Предиславой, в монашестве Евфросинией, дочерью Полоцкого князя Георгия. Святая княжна Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель. Когда обитель возросла, Евфросиния соорудила новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери, происхождение которого рассказы путешественников и предание возводили к евангелисту Луке. Она решилась приобрести икону через посредство родственного полоцким князьям царствовавшего тогда греческого дома Комнинов. Со своим слугой Михаилом она отправила богатые дары греческому императору Мануилу и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать эту икону. Святой образ был отправлен на Русь из Эфеса. Украсив образ золотом, серебром и драгоценными каменьями, она в 1173 году поставила его в храме Богоматери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая исцеления всем с верою притекавшим к молитвенному предстательству Божией Матери. По одной версии эта Эфесская икона Божией Матери получила название Корсунской не в честь города Корсунь, а ввиду того что в те времена слово «корсунский» было синонимом прилагательного «красивый». По другой, икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив название Корсунской.

Эфесская-Корсунская икона в Торопце

В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Александра, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла Корсунскую икону из Полоцка в город Торопец Псковской епархии. Специально для иконы был выстроен каменный Корсунско-Богородицкий собор.

Икона несколько раз спасала город от набегов литовцев и от эпидемий. В 1812 году, когда к Торопцу приближались французы, горожане вынесли образ на окраину города. Вскоре пришла весть о том, что войска Наполеона неожиданно изменили маршрут и обошли город стороной. Корсунская икона пробыла в Псковской губернии вплоть до начала XX века, помещаясь в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте.

В музеях после 1917 года

После революции 1917 года, торопецкие церкви подвергли уничтожению: одни взрывали, другие переоборудовали под склады. Духовенство Корсунского собора успело передать Эфесскую икону в новообразованный музей, который тоже разместили в церкви. Однако работники музея опасались за судьбу святыни и обратились в Русский музей Ленинграда с просьбой забрать ее, что и было исполнено в 1936 году.

Специалисты принялись реставрировать икону сразу после того, как она к ним поступила, и «увлеклись», счистив то что они считали копотью, и что на самом деле являлось темной кожей Богоматери и Богомладенца, как они писались на древних византийских иконах.

После падения советского строя в музей стали неоднократно обращаться представители Церкви из Полоцка и из Торопца, надеясь вернуть святыню. Но музей отказался возвращать икону, говоря что она является «национальным достоянием и не может быть отчуждена». Вместо этого верующим предлагали сделать с нее список. Святыня и поныне остается в фонде Санкт-Петербургского Русского музея.

Списки

Есть несколько чудотворных списков с Корсунской иконы: в Нижегородском Благовещенском соборе, писанная в 995 году, в приходских церквах города Корсуня Симбирской епархии и села Глинкова Владимирской епархии, близ Сергиевой Лавры. Чтимый Шпилёвский список иконы, хранившийся в Преображенском соборе г. Сумы, в 2009 году был похищен неизвестными.

Использованные материалы

Относя оба предания к одной и той же чудотворной иконе, их объясняют тем, что святой Владимир, после того как святой образ принял участие в обращении Руси, вернул его обратно в Константинополь. См. Павлова, Антонина, «Святыне место в подвале?», Смена, 20.XII.2007,

Почему образ Богоматери так важен для христианства? Собственно, ответ в самом этом слове: мать Бога. Абсолютный, трансцендентальный, непознаваемый, всемогущий и всеблагой Бог – является сыном человеческим, родился от этой конкретной женщины. То есть, Богоматерь – средоточие той связи человеческого и божественного, которая и есть основа христианства.

Поэтому именно вокруг образа Богоматери выстраивается комплекс важнейших для христианства идей. Идея Богоматери как человеческого идеала. Идея Богоматери как главного посредника между людьми и всемогущим Богом (святые тоже являются посредниками, но она первый и самый главный): через ее заступничество люди могут рассчитывать на божественное снисхождение и милость.

И если западноевропейские художники осмысляли все эти идеи напрямую в общем потоке, то русские иконописцы опирались на предустановленные византийской традицией типы изображений. И уже внутри жестко регламентированного канона осуществляли свои художественные высказывания. Да, пространства у них было куда меньше, но тем интереснее наблюдать, как смещая детали, играя красками и линиями – они наполняли христианский мир новыми смыслами.

Нам сейчас, чтобы наслаждаться древнерусской живописью, наверное, вовсе не обязательно знать все эти греческие слова, обозначающие каноны. Достаточно просто внимательного взгляда. Но знание это может оказаться полезным как раз для фокусировки внимания. Для того, чтобы было проще понять и разглядеть то самое уникальное высказывание, вписанное внутрь канона.

Итак, основные типы изображения Богоматери в русской иконописной традиции. Забегая вперед, скажем, что каждому иконописному типу легко можно найти множество аналогов и в западноевропейской живописи – повторимся, и здесь, и там художники занимались одним делом: осмысляли Новый завет.

Празднование Корсунской иконы происходит 22 октября (9 октября по старому стилю).

О чем молятся Корсунской иконе: молятся об исцелении душевных и телесных страданий.

Корсунская икона Божией Матери

Молитва Корсунской иконе Богородицы

О Пресвятая Дево, Владычице Богородице, единороднаго Бога Слова, всякия вйдимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека паче естества и слова, рождшая; Вместилище Божественное, всякия святыни и благодати Приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари; Славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков Венче, чудное и всехвальное мучеников Мужество и страдальцев Венчание, присносущных и нетленных воздаяний Ходатаице непреложная, преподобных Честь и Славо, незаблуднаго пути Учительнице, Источниче света, милости неистощимая Реко, всяких чудес и дарований духовных Море неисчерпаемое! Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам смиренным и недостойным рабом Твоим. Призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разорй, и всяко Столп крепости, Оружие во бранех, Воевода и Поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших, покажи на нас древния милости и чудеса Твоя. Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли. Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующым цельбу, в мори плавающым тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скорбящыя утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временный сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим. Православный же народ, на Твое предстательство уповающый и Тебе яко Ходатаицу и Помощницу на обстоящыя враги призывающый, невидимо укрепи: отимй болезни душ и сердец наших, Державу нашу мирну и непоколебиму сохрани, и от бед избави, Владычице, молитвами Твоими. Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасный смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию единороднаго Сына Твоего, емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Располагается на территории деревни Смогири Каменского сельского поселеления Кардымовского района Смоленской области

Координаты:

32.375981,55.042377

Источник расположен вблизи Николо-Георгиевского храма, построенный еще в XVIII веке. По словам местных жителей, Святой источник прославлен исцелениями от алкоголизма. Мужчины, искупавшись с верой в святой воде, бросают пить через три-шесть месяцев.

Николо-Георгиевский храм

В советское время здесь хранили корм для скота, а теперь храм продолжает исцелять души и радовать сердца верующих

Практически у каждой церкви на Руси, чей возраст перешагнул столетнюю отметку, – своя, зачастую непростая история. Да и как может она быть простой, если храмам довелось пережить не только мировую войну, в которой ореол святости отнюдь не гарантировал церквям защиту от разграбления и разрушения. А после – долгие годы советской власти, массовых гонений на религию и все то, что было с ними связано.

И тем не менее, словно подтверждая своим примером один из христианских постулатов о том, что не дается нам Господом испытаний сверх той меры, что мы можем выдержать, храмам удается выстоять, порой в буквальном смысле слова возрождаясь из пепла, и вновь собрать вокруг себя прихожан. При этом наполняя мир чудом, как расположенный близ деревни Смогири в Кардымовском районе Смоленской области Николо-Георгиевский храм.

Храм последней воли

Первый кирпич в основание храма был заложен в 1892 году вдовой генерал-лейтенанта Федора Спиридоновича Ракеева, скончавшегося тринадцатью годами ранее. В нижний, Георгиевский предел Елена Павловна поместила тело любимого супруга, создав для этого отдельную гробницу, а в память о том, что генерал был морским офицером, свод храма выполнили в виде андреевского креста – символа российского флота.

Строительство большого храма было последней волей покойного генерала, записанной в его завещании. Как гласит история, на месте нынешнего храма когда-то стояла небольшая церковь. Но имение Ракеевых процветало, и в деревне жило больше двух тысяч крестьян, которые никак не могли поместиться в маленьком здании во время праздничных богослужений. Тогда-то Федор Спиридонович и решил построить новый храм, который смог бы вместить всех людей.

Для того чтобы выполнить наказ супруга, его жена продала имение, а все вырученные деньги пустила на строительство. Два года заняла только подготовка к возведению будущего храма, местным строителям помогали мастера из Италии и Санкт-Петербурга, и в общей сложности при строительстве было использовано больше восьмидесяти видов кирпича.

Храм получился по-настоящему прекрасным и величественным: вся утварь была выполнена из золота и серебра, стены изнутри украшало боевое оружие и знамена, а снаружи — прекрасные иконы. Да и природа вокруг храма была необыкновенная: практически у самых стен раскинулся вишневый сад, а сияющие купола отражались в водах озера.

Осквернение и наказание

Но настали страшные тридцатые годы двадцатого века, и в истории храма началась черная полоса. В 1932 году храм посетил отряд НКВД, положивший начало кощунственному разграблению и поруганию православной святыни. Варвары умудрились снять даже развешанные по фасаду иконы, хотя многие из них были расположены так высоко, что до сих пор непонятно, как воры умудрились до них добраться. Печальная участь не миновала и усыпальницу генерала: гробницу разрушили, гроб вскрыли, а тело генерала раздели донага и выбросили на ведущую к храму дорожку. Уже потом местные жители тайно занесли Ракеева обратно в храм и наспех похоронили.

До сих пор ходят легенды о том, как храм пытались превратить в сельский клуб. Местные жители категорически отказывались веселиться под церковными сводами, и тогда выполняющие волю властей граждане подпоили старушку, наняли музыкантов и устроили в нижнем храме танцы. Правда, закончились они печально. Во время пляски старушка подвернула ногу, да так на всю жизнь и осталась хромой; а с игравшим на гармошке цыганом через какое-то время приключился несчастный случай: его рука попала в косилку, и на всю жизнь он остался калекой.

Во время войны храм использовали как крепость для солдат, благо стены здесь в некоторых местах достигают в толщину двух метров. Правда, после войны бывшее укрепление было решено взорвать, но взрывом удалось обрушить лишь небольшой участок стены у подвального помещения. В конце концов из храма сделали склад, где долгое время хранился корм для скота.

Необыкновенное чудо

Возрождение православного храма началось чуть более пятнадцати лет назад. В 1996 году на плачевного вида святыню обратил внимание отец Вадим и начал его восстановление. Потихоньку в храм стали возвращаться «родные» иконы: местным жителям удалось спасти некоторые из них от огня, в котором энкавэдэшники сжигали ненавистные им лики святых. Правда, вернуть святыне былое великолепие не удалось, но и без золота и серебра Николо-Георгиевский храм производит на прихожан нового времени потрясающее впечатление.

Есть в храме и свои чудотворные иконы, главная из которых – Корсунская икона Божией Матери. О великой силе иконы говорит ее необычное убранство: как и положено чудотворному образу, ее украшают кольца, цепочки и сережки, которые люди оставляют иконе в благодарность за подаренное им чудо. Можно услышать множество историй о том, как чудотворная икона исцелила человека от тяжелой болезни, подарила долгожданного сына или дочь уже отчаявшимся завести ребенка супругам, освободила человека от тяжелой наркотической и алкогольной зависимости.

21 июля православные верующие отмечают один из самых важных в нашей стране церковных праздников – явление иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани в 1579 году. Казанская икона исторически стала одной из самых почитаемых икон Царицы Небесной на Руси.

Казанской иконе Божьей Матери молятся:

  • Об излечении любых телесных болезней, в особенности просят помощи в лечении болезней глаз. В исторических документах существуют многочисленные свидетельства о случаях исцеления слепоты у тех, кто молился у этой чудотворной иконы.
  • О духовном прозрении, в том числе о поиске правильного пути в жизни, о помощи в выборе верного решения в сложной ситуации.
  • О мире и согласии в семье. Она помогает семейным парам наладить их отношения, внести в них гармонию и благополучие.
  • О поддержке в тяжелых жизненных ситуациях, когда не хватает сил для борьбы с невзгодами.
  • О решении сложной ситуации на работе, при конфликтах с коллегами и начальством.
  • О помощи тем, кто служит в армии, или иным способом защищает Родину от нападений врагов, пусть это даже и не военные, а политические или словесные нападки.
  • К ней обращаются и в радости: Казанской иконой благословляют молодых на вступление в брак.

«Сейчас, может быть, не нужно выделять какую-то одну или даже несколько особо чтимых икон Богородицы, – говорит специалист по церковному искусству Александр Копировский. – Следует помнить, что их несколько десятков, если не больше, и самых разных. И когда в народе говорят: вот эта помогает от того-то, эта от того-то, то это народные суеверия, потому что Богородица у нас одна, а икон ее – много. И называть их надо правильно: не «икона казанской Богоматери», а именно «Казанская икона Богоматери», то есть она прославлена в граде Казани. И исторически сложилось так, что она стала общерусской почитаемой святыней».

По словам Александра Копировского, это так проявляется особо выраженная на Руси любовь, почтение и благоговение к Пресвятой Богородице. А с другой стороны, надо знать и историю и помнить, что поклоняться нужно не самим иконам, а первообразу, то есть духовно восходить к тем, кто на них изображен, не поддаваясь народным суевериям.

Чудесное обретение иконы на пепелище

История Казанской иконы Божией Матери со дня ее обретения связана прежде всего с защитой нашей страны от бед, в первую очередь – от вражеских полчищ. Многие из этих событий считались и считаются чудесными, как чудесным было и само обретение иконы. Ему предшествовало одно из самых страшных бедствий, которые тогда могли случиться в деревянных городах – катастрофический пожар. Он прошел, гудя по Казани в 1579 году, через четверть с небольшим века после того, как войско царя Иоанна Грозного взяло штурмом столицу Казанского ханства.

В пожаре погибла половина Казанского Кремля с прилегающей к нему частью города, и среди мусульманского населения возникли слухи, будто таким страшным образом неверным дается знак свыше, будто Бог осерчал на них. И словно в ответ на это одному из маленьких жителей Казани – девятилетней стрелецкой дочери Матрене Онучиной явилась во сне Богородица и повелела искать на пепелище сгоревшего дома свою икону. Но добиться от взрослых, чтобы они прислушались к ее словам, девочке удалось не сразу. Трижды являлась ей Матерь Божия, прежде чем хотя бы мать Матрены согласилась отправиться вместе с дочкой на пепелище с лопатой в руках. И почти сразу они наткнулись на икону, завернутую в ветхий рукав мужской одежды из вишневого сукна. Как писал священник Никольской гостинодворской церкви Казани Ермолай, будущий патриарх всея Руси Гермонен, в труде «Повесть и чудеса Пречистыя Богородицы», в момент обретения «чудотворный образ чудно сиял светлостью, как будто вновь был написан красками, тогда как земной прах нисколько не коснулся того чудного образа».

«Когда в печи одного из сгоревших домов нашли икону – не сгоревшую, а явно положенную туда, чтобы сохранить от огня, – это было воспринято как знак того, что несмотря на все земные напасти, такие как пожары, которые в то время часто случались, Богородица это место не оставила. Из этого сделали государственное событие, икону повезли в Москву, построили Казанский храм, возобновленный в XVII веке. И это событие стало очень почитаться народом: на сгоревшем пустом месте все-таки появляется образ Богородицы – как знак явления ее самой», – говорит профессор Свято-Филаретовского православно-христианского института Александр Копировский.

Почему она стала считаться защитницей от иноплеменников

Обретение Казанской иконы Божией Матери стало одним из самых ярких событий в Казани той эпохи, и неудивительно, что ставший патриархом Гермоген особо почитал именно эту икону. Настолько, что во время польско-шведской интервенции по его повелению, переданному грамотой из заточения, именно список этой иконы привезли в 1611 году из Казани первому народному ополчению. Увы, это войско постигла неудача. Но второе ополчение, собранное Мининым и Пожарским, добилось успеха, освободив Москву от оккупантов. Правда, это было уже после смерти патриарха Гермогена, погибшего от голода в заточении. И вновь воинов-ополченцев осенял лик Богородицы, обретенный чудесным образом в Казани. С этой поры Казанская икона Божией Матери и стала почитаться как символ святой защитницы России.

«Интересно, что эта икона непривычной иконографии, – говорит Александр Копировский. – Она напоминает фрагмент, потому что у младенца Христа на этой иконе видна только одна правая благословляющая рука, а левую как будто закрыли поля иконы, и Он виден только по пояс. Это свидетельствует о том, что икона довольно новая – XVI века, это поиски новых иконографий. В это время в иконописи действительно стараются не просто повторять старые формы, а искать новые. Но это мы отмечаем уже сейчас. А тогда люди просто радовались, что появилась такая новая икона даже на пепелище – в знак того, что жизнь продолжается».

За четыре с лишним столетия вокруг обретенного в Казани лика Богоматери возникло множество легенд, связанных с чудесной помощью иконы в обороне страны и проявлением небесного покровительства. С 1624 по 1930-й годы икона (точнее, один из самых знаменитых ее списков) хранилась в Москве в Казанском соборе, построенном на средства князя Дмитрия Пожарского на Красной площади. Другие списки иконы освящали и битву под Полтавой, во время которой царь Петр I молился перед этой иконой, и закладку и строительство Санкт-Петербурга, в котором со временем появился и один из самых знаменитых воинских храмов – Казанский собор. Именно здесь к Богоматери обращался с молитвой фельдмаршал Михаил Кутузов, собираясь принимать командование всей русской армией, и здесь же 25 декабря 1812 года, в праздник Рождества Христова, служили первый благодарственный молебен «За избавление России от нашествия галлов».

Новейшая история, легенды и факты

Несмотря на массированную атеистическую пропаганду и торжество безбожия, воцарившегося в России после октября 1917 года, многие православные именно с молитвами, обращенными к Казанской иконе Божией Матери, связывают и победы в годы Великой Отечественной войны.

Согласно легендам, сохраняющимся по сей день и время от времени получающим обоснования в виде частных воспоминаний, именно эту икону поднимали на самолете «Дуглас» над Москвой в самые трудные дни октября 1941 года. Незадолго до того, как удалось остановить врага на подступах к Ленинграду, митрополиту Илие (Караму) Антиохийскому якобы было видение: к нему явилась сама Царица Небесная и пообещала Ленинграду свое заступничество. Митрополит, как гласит легенда, обратился к советскому правительству через международный Красный Крест и рассказал о «Господнем определении», после чего в обстановке полной секретности чудотворную Казанскую икону Божьей Матери по личному распоряжению Сталина якобы на самолете пронесли по кругу (такой своеобразный крестный ход) над Ленинградом. На той границе, над которой ее пронесли, и удалось потом остановить немцев.

«Никаких документальных свидетельств тому нет, – сказал корреспонденту «МИР 24″ профессор Московской Духовной Академии диакон Андрей Кураев. — Хотя сейчас у историков есть доступ к архивам практически каждой воинской части, а каждый боевой вылет тогда фиксировался. Как человек, который знает идеологическую ситуацию той поры, я думаю, что история про икону, которую подняли в воздух самолетом и пронесли вокруг Ленинграда – это все же миф. Такого рода рассказы настолько близки православному народному сердцу, что такой миф мог родиться даже сам по себе».

Многие воины-сталинградцы также были уверены, что в расположении 62-й армии генерала Василия Чуйкова по негласному распоряжению Сталина хранится Казанская икона Божией Матери. И подобных примеров не счесть, скажем, участники штурма Кенигсберга вспоминают, что в самый разгар операции на самом трудном участке появилась именно эта икона. А в храме святого благоверного князя Александра Невского в Пскове по сей день хранится список Казанской иконы Божией Матери, которая во время немецкой оккупации помогла выжить местному партизанскому отряду и которую с тех пор так и называют в народе – «Партизанская».

А с 2011 года Казанская икона Божией Матери в прямом смысле слова смотрит на Россию свыше. 7 апреля 2011 года космический корабль «Союз ТМА-21», носящий имя первого космонавта Земли – Юрия Гагарина, доставил на Международную космическую станцию список иконы, переданный космонавтам патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Теперь эта икона хранится в российском секторе МКС, чтобы, как сказал патриарх Кирилл, «над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирался Покров Пречистой Царицы Небесной».

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *