Корсунский монастырь Орловская область

Иоанно-Богословский Корсунский женский монастырь

Россия Орловская область село Корсунь

Идёт загрузка карты…

Иоанно-Богословский Корсунский монастырь основан в 2014 году.

История

В середине XIX века в селе Корсунь стояла церковь, освященная в честь Корсунской иконы Божией Матери, большая, светлая, с цветными витражами вместо окон, с изящной кованой оградой и необыкновенной красоты часовней.

Чуть поодаль от храма располагалось помещеческое имение, представителей знаменитой русской дворянской фамилии, родственников царя Бориса Годунова.

Хозяин имения, Владимир Владимирович, родился 31 октября 1830 года в Санкт-Петербурге, окончил курс Императорского Царского лицея (прежде лицей назывался Царскосельским) и получив чин титулярного советника поступил на службу в Азиатский департамент Министерства иностранных дел.

Имея глубокий интерес к востоку, изучив арабский, еврейский и персидские языки, Владимир Владимирович стал первым русским ученым-востоковедом, автором множества научных работ по восточной тематике и Почетным академиком Российской академии наук. Однако, куда бы, по долгу службы, не забрасывала судьба Владимира Владимировича — он оставался верен любимому Корсунскому селу, приезжая в него во время отпусков или даже на время болезни.

Именно здесь в апреле 1858 года в Корсунской церкви произошло венчание Владимира Владимировича и орловчанки Анны Семёновны.

Брак был почти идеальным. Но… родившаяся у молодых на следующий год дочь Пелагия скоропостижно умерла, другие дети так и не появилось. Безутешный Владимир Владимирович похоронил единственную дочь рядом с Корсунской церковью, а над могилой поставил замечательной красоты часовню.

С тех пор он предпочитал свободное от службы время проводить в родном имении, рядом с жившей здесь постоянно женой и безвременно покинувшей их дочерью.

Дом в имении он превратил в настоящий музей. Стены были увешаны портретами предков, среди которых находились и последние представители рода Годуновых. Два зала хозяин отвёл под выставку оружия, в том числе и восточного, собиранием которого Владимир Владимирович занимался много лет. Ещё один кабинет был занят большой коллекцией восточных монет, завещанной им впоследствии Эрмитажу (18 000 экземпляров, в том числе редких, — ни до, ни после этому музею никто не дарил ).

Но главной гордостью учёного являлась огромная библиотека, насчитывавшая 12 000 томов, значительная часть которых — по истории Востока и на восточных языках (в 1919 году библиотеку перевезли в Музей Восточного искусства). В отдельной башне, примыкавшей к библиотеке, находился архив (письма XVII-XIX веков, древние столбцы, письма М.М. Сперанского и рукописи самого учёного).

Ухоженно образцовым выглядело и всё хозяйство, разместившееся на более чем 3 000 десятинах земли. В усадьбе находился источник, три каскадных пруда и оранжереи. В его же парк, засаженный разнообразными и редкими деревьями, приезжали полюбоваться многие окрестные помещики.

Скончался Владимир Владимирович после тяжёлой болезни в январе 1904 года. По завещанию его похоронили в селе Корсунское, в той же часовне, которую он поставил для любимой дочери,— и рядом с ней.

Само Корсунское имение, после смерти в 1914 году вдовы Владимира Владимировича, Анны Семёновны, перешло, по наследству, дальним родственникам — князьям Ухтомским.

После установления Советской власти имение было постепенно разорено. Окончательно же барская усадьба и постройки были уничтожены во время Великой Отечественной войны. Линия фронта более года проходила рядом с Корсунью.

Уничтожены были и замечательная церковь Корсунской иконы матери Божией, и часовня; вырублена и большая часть парка.

На территории имения долгие годы располагалась Корсунская средняя школа.

Современное состояние

Милостью Божией 22 июня 2006 года было освящено место под строительство храма, а уже через два года, 16 февраля 2008 года, храм в честь Корсунской иконы Божией Матери был освящен. И снова закипела приходская жизнь в селе Корсунь. в 2014 году здесь был образован женский монастырь.

Всего здесь 7 мантийных монахинь, 1 инокиня и 7 послушниц среднего возраста. Трудятся они в храме, на кухне, в просфорне, пошивочной, на скотном дворе. Все овощи для себя выращивают сами. Земля в этой местности плодородная и очень хорошая вода.

Большое внимание в общине уделяется богослужебной жизни. Возведен на старом фундаменте новый небольшой деревянный храм. Рядом большая иконная лавка. Служба совершается практически ежедневно, вычитывается полный богослужебный круг: полунощница, Литургия, повечерие, вечерняя служба, а также иноческое правило.

Возводится также небольшой деревянный храм специально для сестер. В будущем планируется возвести кирпичный храм большего размера для богомольцев и сестринские корпуса с храмом. Уже есть проекты.

>Святыни

  • святой источник иконы Божией Матери «Живоносный Источник»

Как добраться

Адрес: Орловская обл., Верховский р-н, с. Корсунь

Корсунская пустынь

Справка

В Орловской области, далеко от городов и дорог, находится село Корсунь. Здесь когда то был большой колхоз. До того – здесь был фронт войны, где наши солдаты воевали с фашистами за каждый клочок земли. Еще раньше – был храм, Корсуньской иконы Божией Матери, который дал название селу, а потом был в годы революции разрушен. До революции – была помещичья усадьба, красивые пейзажные парки, каскады прудов.

После 2010го года, по благословлению орловских архиереев, молитвами схиархимандрита Илия, старца Алексия Афанасьевича, и свидетельствами о многих явленных Божиих знамениях, на этом прекрасном месте началась новая жизнь – сначала появился деревянный храм Корсуньской иконы Богоматери, потом сюда приехал иеромонах Силуан (Фирсов), трудами которого появился здесь сначала женская община, потом женский монастырь апостола Иоанна Богослова, а потом и мужская обитель князя Владимира. Игумен Силуан – наместник мужского монастыря и духовник женской обители, где игуменья – матушка Ярослава.

Ныне здесь живет, радуется, молится и трудится многочисленная братия – около 20 сестер одного монастыря, около 20 братий другого монастыря, а с ними до полусотни трудников и трудниц. С каждым днем и годом мы растем, кто приезжает к нам – остается, если не телом – то сердцем, навсегда. Строятся и освящаются новые храмы, за ростом братии с трудом поспевает постройка для них келлий и общежитий. Паломникам строятся гостиницы, трапезные, гостевые дома и часовни. Копаются и готовятся к заливке два больших пруда. Изменяется весь окрестный ландшафт, заброшенный, замусоренный. Здесь будет райский сад и Новый Иерусалим, вот увидите, приезжайте!

Отзыв: Корсунская пустынь (Россия, Орловская область) — Большая история начинается с малого…

В 100 км от Орла, есть маленькое село Корсунь, и так бы не знал никто о нём ничего особенного, если бы совсем недавно, в этой глуши на окраине села не появилась прекрасная обитель.
О ней я узнала случайно, всего лишь год назад, и волею судьбы очень спонтанно и неожиданно я провела здесь чудесную солнечно-пасмурную половину воскресного мартовского дня.
Что такое пустынь?
Это монастырь, расположенный в незаселенном или малолюдном месте.
На нашем слуху только величественные места, например, Коренная и Оптинская пустыни, ведущие свою историю с глубокой древности.
Но сегодня я познакомлю вас с обителью, которая только — только начала свой духовный путь, у которой много планов, которая держится на невероятной силе духа, старании, упорстве, трудолюбии и светлости всех её жителей.
Дорога от Орла до села заняла полтора часа среди бескрайних пашен Орловщины.

А вот и окраина села, в котором количество дворов можно пересчитать по пальцам.
Здесь же стоянка для автотранспорта.
Это дорога сквозная — ведущая далее в райцентр Покровское.

Если смотреть на стоянку (на фото выше) спиной к обители, то справа от меня будут кованные ворота вот с такой табличкой.
На территории Пустыни располагается два монастыря — мужской и женский.
Настоятель мужского — иеромонах Силуан.

Пройдя ворота, чуть левее идет полным строительство Трапезной.
Хочу сразу заметить, что все постройки — рукотворные — всё сделано руками жителей, в частности трудников.
Проекты каждого здания впечатляли меня своей оригинальностью и самобытностью.
В Пустыне — стройка объектов идёт полным ходом, но сегодня воскресенье — день заслуженного отдыха от физического труда, поэтому на объектах никого нет.
Всё строительство ведётся по благословению митрополита Орловского и Болховского Антония и схиархимандрита Илия (Ноздрина).
Верующие люди хорошо знают, кто такой старец Илий — это духовник братии Оптиной пустыни, личный духовник патриарха Кирилла.
Он приезжал в обитель ровно год назад и Орловщину не забывает.
Правее от Трапезной — двухэтажное белое здание — бывшее здание Корсунской школы.

Сейчас там живут монахини и насельницы монастыря.

А нижнем фото хорошо видны те самые кованные ворота, в которые я вошла.
Прямо по курсу от них братская могила 49-ти воинов Великой Отечественной войны.
Линия фронта проходила в непосредственной близости от Корсуни в течении года.
Памятник ухоженный, вычищенный, на нем аккуратная новая табличка.

С скорбью посмотрела на фамилии и имена — сколько же тут национальностей!
Татары, узбеки, казахи, грузины, украинцы — чьи то дети, отцы и братья.
Похоронены где-то «на краю земли», вдали от дома.
Но память о них вечна, тем более в таком месте.

Если посмотреть правее от ворот — видна дорожка к домикам трудников, действующей трапезной и туалетам.
Это сельские дома, когда то забытые и ненужные, которые сейчас населяют трудники — мужчины.
На момент моего приезда в обители их было около 50 человек.

В самом конце поездки после обеда в трапезной я разговорилась с одним из них — Андреем, который за время нашей небольшой прогулки рассказал мне и историю возникновения Пустыни, про жизнь и планы обители. К слову — рассказчик он великолепный!
О себе он поведал, что приезжает сюда уже третий год, на месяц-полтора.
Сам живет в Хабаровске, работает под Пекином, а его мама живет в ближайшем селе от Корсуни.
Навещая каждый год маму, он обязательно живет и тут. Для чего, спросила я?
«Тут отдыхает моя душа и я рад, что чем-то помогаю» — просто ответил он.
Рассказал про контингент мужчин-трудников — это алкоголики, наркоманы, бездомные и те, которые хотят на какой-то период времени обрести душевный покой.
Большая часть — молодые люди до 30-ти лет.
На фото — дома трудников поближе.
Заглянув в один из них (с приоткрытой дверью) с целью узнать где трапезная, я увидела браво расмахивающего шваброй мужчину, натирающего пол.
Сфотографировать быт я постеснялась.
Сразу ясно, что условия спартанские — двухярусные кровати в небольших помещениях, с аккуратно уложенным и развешенным тут и там скарбом.
Газа нет, поэтому тут и там видны дровницы.
Воду берут из источника, о котором я расскажу ниже.

Туалеты и хозяйственная постройка.
Наверняка, имеются баньки, о которых я совсем забыла спросить у Андрея.

За лапами высоченных елей — действующая трапезная.

Сразу вспоминаются строчки — «Я его слепила из того что было».
На облицовку внутренних стен шёл любой отделочный материал — и фанера, и клеенка и доски.
Это здание явно принадлежало Курсунской школе.
Что было в этом здании знают только сторожилы, и скорее всего, кроме фундамента, пошатнувшихся стен и дырявой крыши после передачи этой территории монастырю, тут «гулял» лишь ветер и сквозняки.
В трапезную мы попали со своей группой (в составе 15 человек) после воскресной службы.
Впервые в жизни, я прониклась настоящим духом вкушения пищи в стенах монастыря.
Не смотря на то, что я получила разрешение у игумении сделать фоторепортаж, трапезную внутри фотографировать я не стала — мне было очень не ловко.
Здесь не было ценников и никто после обеда не сказал (даже куратор группы) — «Пожертвуйте и отблагодарите за вкусный обед». Ни слова, ни намёка…

Входя в длинное помещение, стены которого были увешены иконами, я увидела два длинных стола и деревянные лавки.
Столы были отделаны столовой клеенкой.
Правее от входа была кухня, из которой очень скромные девушки нас пригласили за стол.
Рядом располагались вешалки для верхней одежды.
Так как было воскресенье и время Великого поста, на столе была горячая пища с растительным маслом.
Что я увидела?
Несколько кастрюль с горячим борщом со свеклой, большие тарелки с картофельным пюре, тарелки с салатом (тёртая вареная свекла с репчатым луком), тарелки с белым и черным хлебом.
Открытые банки с вареньем, галетные печенья, сахарницы, солонки, салфетки, чайные пакетики «Нури». Тарелочки (в отличии от другой посуды) были одноразовыми.
С нами обедали часть трудников, некоторые посетители и один из священников.
Перед вкушением пищи все помолились слушая молитвы священника перед большой иконой, а во время еды рядом со столом нам читали историю этого дня — кого поминают в этот день, чем он особенный.
Когда все покушали я услышала неожиданный звонок в колокольчик.
Это означало, что нужно встать и еще раз помолиться, что мы и сделали.
Кто не допил чай или не доел, могли спокойно еще остаться.
Внешний фасад трапезной поближе.

На этой же территории за двухэтажном жилым зданием монахинь видны маленькие деревянные домики и строящийся храм.

Вот на этом фото — домики и деревянный храм видны получше — фотографировала рано утром, сразу как приехала.
В деревянных избушках живут монахи.
Не знаю как вам, но для меня есть особенная прелесть в этой утренней пасмурности.

По лесам вниз к купели и источнику.
****
Вся эта территория когда то являлась частью большого имения одного помещика знатного рода, состоявший в родственных связях с ветвью Годуновых — Владимиром Владимировичем.
Он родился в Петербурге, но никогда не забывал родное имение, где и был похоронен в родовом склепе в часовне имения рядом со своей малолетней дочерью.
Подробно рассказывать об этом человеке не буду, скажу лишь, что личность была очень незаурядная — только Эрмитажу он передал 18 000 редких экземпляров из своей коллекции восточных монет, а огромную библиотеку из 12 000 томов по Истории Востока и на восточных языках передал Музею Восточного искусства.

Если посмотреть старые фотографии, это место было в густых зарослях деревьев и кустарников.
За купелью в далекие времена был пруд, также поросший деревьями.
От непроходимой чащи леса это место было вычищено руками трудников.
В планах настоятеля — пруд возродить.

Купальня освещена всего лишь три года назад (в 2014 году) на Крещение.
Вокруг здания бетонный жёлоб для воды и красивый навесной мостик дугой.
Как сказал Андрей — это задумка настоятеля.

«Как же здесь заливисто поют соловьи…» -сказал Андрей.

Тут окунаются как мужчины, так и женщины.

+4 градуса.

Рядом с купелью — Святой источник, в честь иконы Б. Матери «Живоносный источник», который известен с незапамятных времен.
При строительстве, недалеко раскопали дореволюционную кладку купели из красного кирпича.
Отсюда хорошо просматривается строящийся храм для монахинь ( это тот самый, что около их жилого корпуса)

Иду от источника и купели назад вверх.

Стройка поближе.

Прохожу мимо третьего строящегося объекта — детского лагеря.
Как мы видим — нет бетонных плит под фундамент.
Выкапывали вручную землю, делали опалубку и заливали бетоном.

Всё выше к выходу.

Выходя из ворот с надписью о мужской обители, напротив меня предстал прекрасный деревянный храм.
Здание слева — церковная лавка.

На воротах информация.
Игумения монастыря — монахиня Ярослава.

Место под строительство храма в честь Корсунской Божьей Матери было освящено 22 июня 2006 года и в феврале 2008 года постройка была освящена, а в марте того же года было принято решение открыть здесь женский монастырь.
Но все не просто так. В середине 19 века на этом месте был храм Корсунской Божьей матери, который был уничтожен в годы Советской власти.
Перед службой били в колокола. Бой был совершенно нетипичный, какой то неведомой мне мелодией.
Мне повезло в этот день с небесной синевой.

Словно терем!
Центральный вход.
Внутри, естественно, фотографировать я не стала, но отделка, также деревянная, резная, с красивым лесенками на второй этаж.

В церковной лавке тепло и уютно.
Цены на требы и утварь очень и очень демократичные.

За храмом идет строительства келий для монахинь (из красного кирпича) и…

… да вот не знаю, что за здание…
Справа — дома сельских жителей без заборов.
За ними -бескрайние поля.

Вот и подошло к концу моё знакомство с Пустынью.
На прощание я еще раз посмотрела на ряд высоченных елей вдоль дороги.

Процветания тебе, удивительная обитель и до новых встреч!

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *