Костомарово монастырь

Отзывы Костомаровский Свято-Спасский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Вид на Костомаровский Спасский монастырь

Недалеко от одного из самых старых придонских поселений Воронежской области, села Костомарово, расположился Костомаровский Свято-Спасский женский монастырь. На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь.

Древняя святыня

О точной дате создания пещерного монастыря у села Костомарово до сих пор ничего не известно. Но есть данные о том, что он существовал еще 900 лет назад. Именно тогда здесь началось строительство подземного храма Спаса Нерукотворного образа. Он был основан в 12 веке и разрастался на протяжении нескольких столетий вплоть до 19. Некоторые источники утверждают, что пещерный храм настолько огромен, что может вместить в себе до двух тысяч человек. Несмотря на, и вправду, внушительные размеры подземного сооружения, цифра эта преувеличена.

Из-за схожести ландшафтов или по каким-то другим причинам издавна за здешними местами закрепилось название Русская Палестина. Есть здесь и своя гора Фавор — под ней расстилается село Костомарово, и Гефсимания, и Кедрон, и даже Голгофа с крестом.

Своды храма опираются на 12 больших по размерам и основательных меловых колонн, или столпов, в его стенах — кельи для монахов-затворников. Здесь же находится пещера Покаяния: к ней ведет длинный узкий коридор, потолок которого становится с каждым шагом все ниже и ниже, поэтому войти в пещеру можно лишь согнувшись в поклоне.

Свято-Спасский женский монастырь

Вторая пещерная церковь монастыря — храм Серафима Саровского, его строительство началось в 1903 году, но до революции завершено не было. Лишь в 2005 году, после реставрации, храм получил свой нынешний облик с главкой на вершине дивы — мелового останца. Летом монахини молятся в нем или пещерном Спасском храме, а зимой — в недавно построенной наземной церкви во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Также на территории монастыря, на местной Голгофе, возвышается часовня Распятия Господня. А еще на окрестных возвышенностях растет завезенная с Афона трава ладанка, растерев которую между пальцев, можно почувствовать запах ладана.

В обоих пещерных храмах с недавнего времени начали появляться фрески: белгородский мастер вырезает их на стенах прямо из меловой породы – впечатляющая картина.

Во время войны в пещерах Свято-Спасского монастыря местные жители спасались от бомбежек, а после ее окончания, уже в 1960-е годы храмы были закрыты — пещеры даже затапливали водой. В это время пострадала одна из реликвий Спасского храма — Валаамская икона Божией Матери, по преданию, ее монастырю подарил император Александр I. В икону, написанную на листе железа, стреляли шесть раз, следы от пуль видны и по сей день.

Как добраться

ИзВоронежа до Костомаровского Свято-Спасского монастыря можно доехать так: сначала электричкой, следующей в Россошь, до станции «Подгорное». Оттуда — на автобусе до села Костомарово.

На автомобиле: по трассе М4, свернуть на Лиски из Лисок — в Каменку. Далее следовать через села Сончино и Юдино до Костомарово. Телефон монастыря: (47394) 5-31-90.

Костомаровский женский православный монастырь — знаменитый пещерный монастырь в Воронежской области, расположенный в двух километрах от правого берега реки Дон недалеко от села Костомарово.

На сегодняшний день это один из трех действующих пещерных монастырей на территории области и одна из ее главных святынь, также известная как Русская Палестина. Главной достопримечательностью обители являются уникальные пещерные храмы, находящиеся в толще меловой горы.

История

К сожалению, на настоящий момент нет единой точки зрения в отношении времени создания удивительных пещерных храмов — главной достопримечательности Спасского женского монастыря. Письменные свидетельства до наших дней не дошли, остались лишь устные предания, предположения и воспоминания старожилов.

Некоторые исследователи полагают, что пещерные храмы были воздвигнуты христианами, бежавшими из Византии уже в I веке н. э. В толще мелованной горы они находили спасение и успокоение и сделали это место отправной точкой в распространении христианства на территории нынешней России.

Другие исследователи считают, что подземные храмы были созданы иконопочитателями, спасавшимися от гонений в VIII—X вв.

Существует также точка зрения, согласно которой пещерные храмы появились не ранее XVII столетия и были созданы бежавшими от преследований иноками-малороссами.

Первые письменные упоминания о пещерах приходятся на конец XVIII — начало XIX веков, но и тут нет никаких убедительных свидетельств ни о времени создания пещер, ни о внутренней жизни храма. Принято считать, что в этот период времени Костомаровские пещеры строились верующими крестьянами, а сама территория являлась скитом Белогорского мужского монастыря. Несмотря на различные точки зрения по поводу времени строительства пещер, все исследователи соглашаются с тем фактом, что строительство происходило в несколько этапов. Последний всплеск строительства произошел в XIX веке, а в XX веке началось возведение храма Серафима Саровского, которое было приостановлено по причине из-за революции 1917 года. В 30-е годы храм был официально закрыт.

В 1946 Костомаровская обитель вновь продолжила свою историю, получив официальное разрешение на проведение богослужений. В это время происходит регистрация общины верующих, и появляется постоянный священник. Однако спустя 13 лет во время хрущевских гонений церковь снова прекращает свое существование.

После долгих лет забвения, начиная с 1997 года, происходит восстановление Костомаровских пещер и воздвигается Спасский женский епархиальный монастырь.

Объекты на территории Костомаровского монастыря

Спасский храм

Самая большая и самая древняя пещера среди Костомаровских подземелий. Ее вход находится у основания двух скал-див, между которыми располагается колокольня. Сама пещера представляет собой целый подземный комплекс с кельями, храмом, и усыпальницей. В наше время это единственная сохранившаяся близ Дона пещера, которая представляет собой христианский храм с двумя алтарями. Главный алтарь храма освящен в честь Нерукотворного образа Спаса.

Есть в этом храме и особенно почитаемая паломниками икона Пресвятой Богородицы, написанная на металле, ее размер достигает человеческого роста. На иконе видны отверстия от пуль. Считается, что иконоборцы, которые целились в лики Богородицы и Иисуса, попасть в них так и не смогли. Перед этой иконой молятся о семейном счастье, а также о благополучном возвращении воинов домой со службы или войны.

Пещера покаяния

Узкая пещера, представляющая собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого вырезаны иконы. Если продвигаться вглубь пещеры, то можно заметить, как потолок в ней становится все ниже и ниже. Таким образом, когда вы оказываетесь в исповедальне, то ненароком склоняете голову. Здесь вы можете увидеть, лежащий в файле листочек с молитвой, при необходимости им можно воспользоваться.

Костомаровская Голгофа

Есть в Костомарово и своя гора Голгофа удивительно внешне напоминающая место распятия Иисуса в окрестностях Иерусалима. По дороге к возвышающемуся на горе поклонному кресту, паломники заходят в часовню и обращаются к блаженному священномученнику Петру, который был арестован во время политических репрессий 30-х годов XX века. Поднявшись наверх вашему взору представится чудеснейший вид!

Другие объекты на территории монастыря

На территории обители также находятся:

  • Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших»;
  • Храм Серафима Саровского;
  • Три пещерные кельи затворников;
  • А также трапезная монастыря и монастырский магазин.

Расписание богослужений

  • В будние дни: литургия в 7:00; вечернее богослужение в 17:00;
  • В субботу: литургия в 7:30; вечернее богослужение в 17:00;
  • В воскресенье: литургия в 8:30; вечернее богослужение в 17:00.

В летнее время службы проходят в пещерном храме, а зимой — в наземном.

Экскурсии по пещерным храмам Спасского женского монастыря

Вы можете посетить экскурсию с 9:00 до 17:00 в будние дни или с 11:00 до 16:00 в субботу/ воскресение/ праздничные дни, на которой вам расскажут об истории монастыря и чудотворных иконах.

Предварительно необходимо записаться на экскурсию по телефону: +7(951)-865-74-89 (10:00 до 16:30).

Если вы являетесь организатором группы и планируете посещение экскурсии, то необходимо не менее, чем за три дня до приезда оставить заявку по телефону: +7(473–94)54–637.

Также пещерные храмы можно посетить самостоятельно во время их работы:

  • В будние дни с 9:00 до 17:00;
  • В субботу, воскресенье и праздничные дни с 10:30 до 16:00.

Правила поведения

На территории монастыря запрещено:

  • посещение территории монастыря в одежде с глубоким вырезом или в прозрачной одежде, а также в шортах или коротких юбках
  • заходить в жилые корпуса и хозяйственные постройки;
  • снимать на фото- и видеокамеру духовенство, сестер обители, хозяйственные постройки, а также вести съемку внутри храмов;
  • рвать цветы и траву;
  • ходить по склонам гор, расположенным за пещерными храмами и специальными ограждениями;
  • писать на стенах храмов, пещер и меловых див;
  • размещать транспорт на территории монастыря

Панорамный вид на Костомаровский женский монастырь

Как добраться до Костомаровского Спасского монастыря

На общественном транспорте:

Из Воронежа по железной дороге (ж/д расписание — по ссылке) через Острогожск до станции Евдаково (Каменка) или междугородним автобусом «Воронеж-Россошь» с воронежской автостанции в Юго-Западном районе (пр. Патриотов, д. 11) до поселка Каменка (ж/д станция Евдаково). Оставшийся участок можно преодолеть на такси или попутным транспортом.

Удобная альтернатива — паломнические автобусные туры из Воронежа c возвращением в город.

На автомобиле:

Расстояние от Воронежа до села Костомарово составляет примерно 180 километров. На автомобиле движение по маршруту Воронеж — Костомарово займет около двух часов. Часть пути от Воронежа до г. Лиски (ок. 90 км.) проходит по трассе М4 «Дон». После правого поворота с трассы по указателю на город Лиски (ок. 30 км.) — по кольцу налево до следующей кольцевой развязки с указателем «Острогожск». Далее проезжаем Пухово, двигаемся до Каменки, в которой установлены указатели «Монастырь». Координаты для навигатора — 50°41’05.8″N 39°44’53.9″E.

Видео о Костомаровском Спасском монастыре

Дата публикации или обновления 01.11.2017

  • Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы — оглавление.
  • Образ Богородицы в Русской иконографии Иконография Богородицы
  • Перед какой иконой Божией Матери о чем молятся
  • Даты празднования икон Богородицы Акафисты иконам Богородицы
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

    Костомаровская икона Божией Матери чудотворный образ, получивший название по месту своего явления в Спасском Костомаровском женском монастыре в XIX веке. По стойкому преданию этот образ был подарен Спасскому Костомаровскому скитскому храму по распоряжению императора Александра I, который посетил город Павловск Воронежской губернии в 1818 году, в качестве Высочайшего благоволения к пещерным храмам и подвигу пещерокопательства. В силу высокой влажности, в меловом пещерном храме не желательно хранить иконы, написанные на дереве, потому императорский подарок был исполнен на металле. Предположительно образ был написан поставщиком икон для двора Его Императорского Величества академиком Московской Академии Художеств В.В. Шокаревым.

    До недавнего времени считалось, что эта икона является одним из списков Валаамской образа Божьей Матери, но это не так. Валаамская икона Пресвятой Богородицы была написана значительно позже в 1878 году валаамским иеромонахом Алипием (Константиновым). Стала же она широко известна лишь с 1897 году после чудесного исцеления от ревматизма крестьянки Н.А. Андреевой после молитвы перед этим образом. Именно к началу ХХ века относится начало широкого распространения списков Валаамской иконы по России и за ее пределами. К тому же при внимательном сравнении Костомаровской и Валаамской икон Божией Матери видны их различия, несмотря на схожесть композиции.

    Богородица на Валаамской иконе, изображена в рост, стоящей на золотом облаке, перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон, не скрывающий Ее босых стоп. Богомладенец изображен фронтально в желтом хитоне, правой высоко поднятой рукой благословляет, в левой – держава, увенчанная крестом.

    В отличие от этого классического Валаамского образа Пресвятой Девы на Костомаровской иконе Божия Матерь, стоящая в полный рост, изображена не на золотом фоне, а на фоне облаков. Перед собой Она обеими руками держит Младенца Христа (левой рукой поддерживает Его снизу, правой — спереди). Облачена в красный мафорий и темно-синий хитон. У Богородицы на ногах обувь. От головы Христа и Богородицы исходят лучи. Богомладенец хотя и изображен фронтально, но его силуэт смещен немного влево от центра. Обе руки Господь простирает в направлении к молящимся, что роднит этот образ с иконой «Азъ есмь с вами».

    После революции 1917 года Спасский скит был закрыт, верующие было запрещено посещать пещеры и в особенности пещерные храмы. И все же люди тайком приходили в пещеры и возносили свои молитвы Господу. Ярость безбожников по отношению ко всему, что связано с Церковью, и в особенности по отношению к святыням, была запечатлена на Костомаровской иконе Пречистой Девы. Она в отличие от сотен и тысяч иных икон, по милости Божией, не была уничтожена. Причиной этого стало чудо, произошедшее в 1920-х годах. Один из красноармейцев во время закрытия Спасского скитского храма, где хранился святой образ Богородицы, пытаясь показать свою удаль начал стрелять по Костомаровской иконе. Как ни пытался меткий дотоле солдат попасть в лик Богородицы или Богомладенца, из шести произведенным им выстрелов ни один не коснулся святых ликов. На образе по сей день отчетливо видны отверстия от шести пуль.

    После возрождения монашеской жизни в Костомаровской обители в 1997 году Костомаровская икона Богородицы стала одной из главных святынь возрождаемого монастыря. По молитвам перед этой иконой совершались явные знамения милости Божией как для сестер обители, так и для многочисленных богомольцев. В конце декабря 2001 года икона закровоточила. Сестры закрыли нижнюю часть стеклом, к которому прикладываются верующие.

    Ныне образ постоянно находится в Спасском соборе Костомаровского женского монастыря.

    В начало
    Костомаровская икона Божией Матери.
    Костомаровская икона Божией Матери.

    В 150 километрах к югу от Воронежа расположена Свято-Спасская женская обитель — один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния — до революции в ней совершалось Таинство исповеди. Сейчас, после решения священноначалия Русской Православной Церкви об открытии монастыря и назначении настоятельницы, здесь в течение последних нескольких лет попечением Правящего Архиерея возрождается монашеское делание, построены наземный храм и келейные корпуса.

    Большой подземный Спасский храм, вмещающий до 2000 человек. Его своды покоятся на 12 огромных меловых колоннах. Храм строился в три захода: в XII, XVI-XVII и XVIII-XIX веках. До революции имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В стенах высечены кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. До революции в Спасский скит направляли на исповедь самых отчаянных грешников. После 1917 года скит был закрыт. Последним отшельником, жившим в пещере Покаяния, был отец Петр, исчезнувший в 1937 году, расстрелянный, по слухам, прямо на том месте, где принимал исповедь.

    Узкие своды пещеры Покаяния, низкие потолки и длинный пещерный коридор, в нишах которого стояли иконы и горели свечи, помогали паломнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету. С каждым шагом потолок становится все ниже. Таким образом, в келью к старцу грешник попадал согнувшись в глубоком поклоне. На исповедовавшегося накладывалась епитимия — чаще всего он выполнял тяжелую физическую работу при храме.

    Старец Петр, последний из отшельников, предсказал, что монастырь будет открываться дважды. Первый раз это произошло во время Отечественной войны. Официально скит зарегистрировали как приходской храм сел Костомарово и Юдино. Жители двух близлежащих сел спасались в пещерах от бомбежек. В хрущевские 1960-е годы храм снова опечатали, корпус, где жили монахини, облили соляркой и подожгли. Пещеры взрывали, заливали потоками воды. В Спасском храме хранится Валаамская икона Божией Матери, простреленная кем-то из особо рьяных солдат.

    Второй раз обитель возродилась в наши дни. В июне 1997 года первые три монахини поселились в вагончике. В том же году началось восстановление монастыря: был возведен небольшой домик на несколько келий с трапезной. Сейчас заканчивается строительство кирпичного сестринского корпуса. Летом насельницы молятся в пещерном Спасском храме, зимой — в наземном храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших”, который построен попечением Владыки Митрополита.

    Продолжаю понемногу воплощать задуманное. В один из промозглых ноябрьских дней удалось посетить еще одну культовую пещеру Придонья. Вообще, собственно, пещер я осмотрел несколько, но всё вместе это называется Костомаровским Спасским монастырем. Находится он в Подгоренском районе Воронежской области. Удивительное место, скажу я вам. Вне зависимости от личного отношения к религии, место и его история просто поражают воображение. Не верите?
    01. Одометр за поездку из Воронежа туда и обратно намотал почти 400 вёрст. Не сказать, чтобы очень уж далеко, но летящая на лобовое стекло грязь от фур, конечно, утомила. Остановились выпить чая перед спуском в Костомаровскую балку.

    02. Жаль, что погода в тот день выдалась реально антифотографическая. На пейзажи рассчитывать не приходилось.

    03. Собственно, Костомарово. Одно из старейших поселений Придонья. «О слободе Костомаровой рассказывают, что она существует с незапамятных времен, что когда еще этого района было очень мало, тут жил разбойник Костомар, утонувший в ближайшем озере, отчего слобода получила свое название». (Щербина Ф.А.) К середине ХIХ века слобода разрослась: здесь было 210 дворов и около 1500 жителей, винокуренный, кирпичный, салотопенный заводы, 20 ветряных мельниц, 2 маслобойни, на Пасху собиралась ярмарка. Всезнающая википедия, между тем, знает по меньшей мере 10 населенных пунктов с таким названием. Что интересно, 4 из них расположены в Тульской области.

    04. Село расположено под так называемой «горой Фавор». Дело в том, что эти места некоторые называют Русской Палестиной. Отдельные элементы ландшафта якобы напоминают палестинские святыни: Гефсиманию, Кедрон, Голгофу с крестом на вершине и так далее. Местный «Фавор» на фото ниже. Знающие могут сравнить.
    05. Наземный храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших». Внутрь я не заходил, так как основной целью поездки были всё таки пещеры. И кстати о последних. На заднем плане видны тропинка на холме и 3 входа в так называемые «затворы». Это маленькие пещеры-кельи монахов затворников. Подробней я расскажу о них ниже.

    06. А вот старая карта-схема всех Костомаровских пещер, найденная в сети (пришлось немного привести её в ум в фотошопе). Датируется она, как видите, 1970-ми, но ничего кардинального с тех пор не изменилось. Далее, по ходу повествования, мы заглянем в почти каждую из этих пещер.
    07. Еще нагуглил вот такую забавную схемку. Смех-смехом, но она действительно нарисована вполне правдоподобно и даёт представление о расположении и архитектуре основных монастырских построек. Художник, правда, запамятовал, что келий-затворов не две, а три, или же его смутило то, что вход одной из них украшен башней. Часовню на горе и «Голгофу» я не посещал и не фотографировал, но изображены они правильно. Источник.
    08. Начнем мы нашу экскурсию с главной достопримечательности Костомаровского монастыря — двухпрестольного собора Спаса Нерукотворного. Главный алтарь освящен в честь Спаса Нерукотворного, а левый придел в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.

    09. Пока идем по лестнице вверх, оглянемся вокруг. Это жилые корпуса. Гостиницы для паломников, сестринский корпус и что-то неизвестное мне в строительных лесах.

    10. Вход в пещерный собор вырезан в так называемых дивах. Это меловые останцы, которыми славится Воронежская область. Во многом благодаря Дивногорскому заповеднику, часто посещаемому туристами, но дивы, как видите, встречаются не только там.
    Еще о нескольких останцах я писал .

    11. Поднимаемся еще выше. Действительно пейзаж весьма пустынный. Мобильной связи здесь нет, даже на горе.

    12. Историки не очень уверенно считают датой основания монастыря VIII-IX века н.э. В это время в Византии активно гоняли еретиков, которые якобы перебежали в эти места и основали здесь монастырь.

    13. На входе в каждую пещеру нас встречает табличка с просьбой не оставлять автографы на стенах. Во времена гонений и последующего за ними запустения Костомаровские пещеры сильно пострадали не только от комиссаров, но и от диких туристов. При восстановлении монастыря что-то, конечно, удалось стереть, но отдельные глубокие надписи еще можно разобрать.

    14. Продвигаемся дальше. Я бы назвал это «уголком самообслуживания». Видите справа один из коридоров задрапирован?

    15. Далеко не все уголки Спасского собора доступны для посещения.

    16. Своды пещеры держатся на 12 меловых колоннах. До революции храм имел хорошо укрепленный вход, колодец, замаскированный запасный выход и при надобности мог выдержать длительную осаду. В интернетах сплошь и рядом копипастят информацию о том, что храм может вместить до 2000 человек, но я в этом глубоко сомневаюсь. Даже если открыть все-все помещения и кельи. Я поделился своими сомнениями с одной монахиней и она тоже крайне удивилась такой цифре.

    17. Главный престол Спаса Нерукотворного. Из освещения здесь только несколько свечей и свет от лампад.
    18. Главная святыня монастыря — Костомаровская икона Валаамской Божией Матери. По преданию подарена монастырю императором Александром I. На образе видны следы от пуль. По легенде некий лихой красноармеец 6 раз в упор расстреливал икону, целясь в лики Богородицы и Христа, но ни разу так и не попал. В 2002 году эта икона замироточила (а написана она на железе).

    19. История Костомаровской обители, как я уже говорил, весьма загадочна и мало изучена. В основном она состоит из устных преданий и воспоминаний старожилов. По неведомым причинам даже в эпоху консисторий, проводивших тщательный учет всех храмов и монастырей своего времени, о Костомаровских пещерах почти ничего не говорилось. По всей вероятности, в XIX веке женский Спасский монастырь был скитом, принадлежащим Белогорской мужской обители, и в нем подвизалось довольно много схимников. Старожилы Костомарово вспоминают рассказы своих дедов и бабок о том, как по ночам у пещер они видели монахов в остроконечных колпаках.

    20. После 1917 года подвижников, как и везде, разогнали восвояси, но небольшая община продолжала собираться тайно.
    Часто здесь бывал и блаженный старец Петр Еремеенко, хорошо известный жителям округи. На заднем плане видна ниша для мощей.

    21. В этой стасидии (нише), по монастырскому преданию, находилась Плащаница с изображением Успения Пресвятой Богородицы. Бесследно утеряна во времена комиссаров.

    22. Еще одна особо почитаемая в монастыре икона «Труд святого семейства». Иконография этой иконы более распространена в западной живописи с эпохи Возрождения.

    23. Еще раз покажу крупным планом икону Пресвятой Богородицы «Благодатное Небо». В некоторых источниках её называют Валаамская «Расстрельная».

    24. Еще одна старая икона с Богородицей и младенцем Христом рядом с Царскими Вратами.
    25. Переходим в левый придел святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Здесь почти полная темнота, нет даже света свечей — пришлось подсвечивать стены фонариком. От увиденного я обалдел. В настоящее время мастер из Белгорода вырезает иконы прямо в меловой породе! Видите, на алтаре даже видны строительные леса и кучка мела? Во время работ, очевидно, подводят электричество с помощью удлинителей.

    26. Начиная с 1943 года верующие жители Костомарово на протяжении нескольких лет просили об открытии в пещерах приходской церкви. Разрешение было получено только в 1946-ом. Именно в этот период был расширен ход, ведущий вглубь Спасского храма, и в этом расширении был создан этот придел. Вдохновителем и активным строителем считают блаженного Андрея, который несколько лет находился здесь в затворе. Обратите внимание, что при подсветке фонариком стали видны полчища комаров, решивших перезимовать в пещерах.

    27. Запасной выход (виден на схеме).

    28. В Спасском храме вот-вот должна начаться служба и я выбираюсь на свежий воздух. После пары часов пребывания в пещере он реально пьянит.

    29. Сестры собираются на молитву.

    30. Еще один вариант предыдущей картинки.

    31. Переходим к осмотру т.н. «затворов». Это кельи для монахов-отшельников, которые вели затворническую жизнь, общаясь с паломниками и другими монахами только через небольшие окна — чтобы взять пищу и записки с просьбами помолиться. Последним Костомаровским отшельником (жил в пещере Покаяния) был отец Петр, расстрелянный в 1937 году прямо на том месте, где принимал исповедь. Напомню, что затворов в Костомарово три. Вот первый. Еще один я не стал фотографировать, так как он в целом очень похож на этот.
    32. Меловая порода здесь достаточно мягкая, поэтому сильно подвержена проникновению влаги и образованию зелёных водорослей. Все Костомаровские пещеры очень страдают от влажности, хотя даже зимой температура в них не падает ниже +13+14 гр. Говорят, затворники имели такой вид, что могли им напугать деревенских жителей. В Спасском храме есть отдельный ход, где старцы слушали литургию, скрытые от глаз прихожан. В этом, самом тесном затворе, жил монах-столпник. Всё своё время он проводил в молитве стоя, и даже на ночь его привязывали к стене.

    33. Идём дальше. Пещерный храм во имя преподобного Серафима Саровского. Строительство начато в 1903 году, но полностью завершено только недавно. Про диву над входом пишут, что отреставрированная, но выглядит, если честно, будто бы полностью сложена из отдельных камней.

    34. С площадки перед храмом хорошо видно монастырскую трапезную и домик игумении. Чуть дальше расположен хоздвор, а на склоне горы виднеется местный «Гефсиманский сад».

    35. Заходим внутрь. Как и придел во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии храм Серафима Саровского тоже оформлен фресками. Зрелище, конечно, удивительное.

    36. Что интересно, богослужения здесь совершаются всего два раза в год в дни памяти преподобного. В 1993 году под руководством протоиерея Александра Долгушева началась расчистка пещер и возрождение обители. И первая служба прошла именно здесь. Приехавшие на нее паломники из Павловска и Россоши ночевали под открытым небом. С утра верующие начали расчищать пещеры. В 1997 году в Костомарово приехали первые монахини, переведенные из Задонского монастыря: Серафима, Иосафа и Дионисия. 1 апреля 1999 года Священный Синод РПЦ принял Устав Костомаровского Спасского женского епархиального монастыря.

    37. Еще один вид на трапезную.

    38. Вход в знаменитую на всю Россию пещеру Покаяния. Еще выше по склону стоит крест (см. карты-схемы). Так называемая «Костомаровская Голгофа».

    39. Это самое влажное подземелье в Костомарово. Для понимания прилагаю фото потолка. Кстати сказать, стены в этой пещере не пачкаются мелом, потому что выкрашены белой краской.

    40. Пещера Покаяния представляет собой длинный изогнутый коридор, в нишах которого врезаны иконы. Якобы всё это вкупе помогает грешнику дойти до места исповеди, смирив гордыню и оставив всякую суету.

    41. Иконы, естественно, керамические. Икона святогоТихона Задонского.

    42. Наугад остановился только у двух икон. И второй оказалась икона святого Андрея Первозванного. Не знаю, почему-то мне это показалось каким-то знаком свыше. Коридор действительно длинный, икон реально много, почти полная темнота, а я остановился аккурат у «тёзки». Кстати, как выяснилось, святых Андреев в христианстве аж семеро (!).

    43. Потолок по ходу движения становится ниже и ниже, и в исповедальне уже по неволе любому (кроме карликов) придётся склонить голову. На исповедовавшегося накладывалась епитимия — он выполнял тяжелую физическую работу при храме.
    На аналое лежит листочек, спрятанный от сырости в файл, с молитвой для современных паломников.

    44. Осмотр завершен. А между тем в Костомаровскую балку медленно спускается ночь. Пора возвращаться домой. Впереди почти 200 км пути.

    45. И крайнее фото для путешествующей и фотографирующей братии. Потому-то в сети почти нет фотографий изнутри.
    Для любителей копипасты и халявного контента, ввиду эксклюзивности фотографий в этом посте, считаю нелишним ещё раз напомнить, что:

    согласно действующему законодательству за использование фото без разрешения, правообладатель может требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 5 миллионов рублей. Такая же компенсация полагается за удаление информации об авторе. Я регулярно отслеживаю свои фотографии с помощью специального софта на предмет их незаконного использования. Получить разрешение на использование данных фотографий или купить их для индивидуального или коммерческого использования можно, связавшись со мной любым доступным способом.

    Еще из пещерного цикла:

    Дивногорье зимой Пещера Каземат Гора Шатрище Пещера Шатрище Пещера Ухо

    Копипастерам напоминаю, что при перепечатке материалов, активная индексируемая ссылка на источник обязательна.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *