Крещение господне

О празднике Крещения Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа 18 Январь 2020

Приближается Великий праздник Крещения Господня, который дорог и радостен каждому православному христианину!

В богослужебном календаре Крещение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа (Богоявление Господне) входит в число двунадесятых праздников. По-славянски «дванадесять» означает двенадцать. Таким образом, двунадесятые праздники – это 12 величайших праздников Церкви, 12 важнейших событий из жизни Господа Иисуса Христа, Его Пречистой Матери, из истории первоапостольской Церкви, которые раскрывают наиболее значимые моменты Священной истории. Праздник Крещения празднуется не менее торжественно, чем Рождество Христово. Можно сказать, что Рождество и Крещение, связанные между собой святками, составляют единое, величественное и душеспасительное торжество – праздник Богоявления. Именно в единстве этих праздников нам являются все Три Лица Пресвятой Троицы. В Вифлеемском вертепе родился во плоти Сын Божий, а при Его крещении, из отверстых небес «Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь» (Лк. 3:22) и был слышен голос Бога Отца, глаголющий: «Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:22).

Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы «водами погребсти человеческий грех», исполнить закон, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения.

Сообразуясь с вышеизложенным отметим, что Крещение Господне называется:

1) Богоявлением, потому что в этот день явился Бог, во Святой Троице поклоняемый: Бог Отец — во гласе, Сын Божий во плоти и Дух Святый — в виде голубя;
2) Просвещением, так как Христос с этого дня явился светом, просвещающим мир.

Наименование праздника происходит от греческого термина baptisma (в славяно-русской традиции – «крещение») означающего буквально «погружение в воду», «омовение»). Исторически он восходит к восточнохристианскому торжеству, именовавшемуся Эпифания (от греч. эпифанэйа – означает чудесное Явление, проявление божественной силы), или Теофания (Тэофанэйа – «Богоявление»). Последнее название – Святое Богоявление – сохраняется в качестве основного и в современном русском православном календаре.

Событие праздника

Согласно словам Святого Евангелия, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришел Иисус Христос (в 30-летнем возрасте — Лк. 3:23) с целью принять крещение. Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «…отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!» (Лк. 3:21-22).

Таким образом, при участии Иоанна Предтечи всенародно было засвидетельствовано, что Иисус Христос есть Мессия. Крещение Господа, свершившееся тогда, рассматривается всеми евангелистами как первое событие в его общественной деятельности. После крещения Иисуса «Иоанн также крестил в Еноне, близ Салима, потому что там было много воды; и приходили туда и крестились» (Ин. 3:23). Евангелист Иоанн связывает появление первых из двенадцати апостолов именно с проповедью Иоанна Крестителя: «На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом» (Ин. 1:35-37).
После своего крещения Спаситель, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «…был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2).

Говоря о Крещении Спасителя, мы указываем, в первую очередь, на внешнюю сторону события. Христос приходит к Иоанну Крестителю на берега реки Иордан вместе с другими людьми, жаждущими крещения покаяния. Он приходит, крестится, сходя в иорданские воды вместе со всеми людьми, и на Него нисходит Дух Святой в виде голубя и слышится голос Отца с небес. Но это, можно сказать, внешняя, видимая сторона – само Крещение Иисуса Христа, а внутренняя, смысловая сторона – это именно Богоявление.
Само название Богоявление отражает внутреннюю сторону, основное значение этого события. Богоявление – явление Бога, явление миру Пресвятой Троицы, о чем сохранились чрезвычайно яркие евангельские свидетельства (см.: Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22; Ин. 1:33–34). Это первое ясное провозглашение Бога Троицей: свидетельствующий глас Бога-Отца, Сын, крещаемый от Иоанна Предтечи и нисходящий на крещаемого Дух Святой.

Издревле также называется этот праздник днем Просвещения и праздником светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «сидящих во тьме… и тени смертной» (Мф. 4:16) и спасти по благодати, явльшейся Просвещением (явлением) Спасителя (см.: 2 Тим. 1:9-10), падший человеческий род. Заметим, что в навечерие Богоявления был обычай совершать крещение оглашенных, которое есть собственно духовное просвещение и при котором возжигалось множество светильников.

Крещение Господа нашего Иисуса Христа находится в самой тесной связи со всем Его Богочеловеческим делом спасения людей (Домостроительством нашего спасения), оно составляет решительное и полное начало этого служения. Крещение Господне в деле искупления человеческого рода имеет большое спасительное онтологическое значение. Крещение на Иордане источает смертным оставление, отпущение грехов, просвещение, воссоздание человеческого естества, свет, обновление, исцеление и как бы новое рождение. Крещение Христа в водах Иорданских, таким образом, имело не только значение символа очищения, но и преобразующее, обновляющее действие на естество человеческое. Крещение Спасителя явилось фактически предизображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в таинстве Крещения. Здесь Господь показывает Себя Основателем нового, благодатного Царства, в которое, по Его учению, нельзя войти без Крещения (см.: Мф. 28:19–20).

Трикратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
При Крещении Господа во Иордане открылось людям истинное Богопочитание, была явлена до тех пор неведомая тайна Троичности Божества, тайна о Боге Едином в Трех Лицах, открылось поклонение Пресвятой Троице.

Крестившись от Иоанна, который затрепетал от просьбы Христа, Господь исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божиим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был исполнить эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Пророка Иоанна, а христианам на вечное время дал пример смирения и послушания воле Божией.

Место расположения Крещения Господня

Место, в котором проповедовал и крестил Иоанн Креститель, согласно церковному преданию, называлось Вифавара (местность за Иорданом, где находилась переправа чрез реку, чем и объясняется название города – «дом переправы»). Точное расположение Вифавары, возможно, Бейт-Авара, не определено. С XVI века им считается место, где сейчас находится греческий монастырь Святого Иоанна Предтечи, в километре от современной Бейт-Авары, примерно в 10 километрах восточнее Иерихона и в 5-ти километрах от впадения реки Иордан в Мертвое море. Уже во времена царя Давида здесь был устроен паром, а в 19-м столетии это место именовалось «Паломническим бродом», из-за множества паломников, стекавшихся сюда для совершения омовения в водах Иорданских.

Именно этим путем, за 12 столетий до Рождества Христова, вступил древний Израиль, предводимый Иисусом Навином, в Землю обетованную. Здесь же, за тысячу лет до Боговоплощения, переправился за Иордан царь Давид, убегая от восставшего на него собственного сына Авессалома. В этом же месте переправлялись через реку пророки Илия и Елисей, а уже в христианскую эпоху, к слову сказать, этим же путем, ушла в заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи преподобная Мария Египетская.

История и святоотеческая экзегеза праздника

Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). В данных словах Господь устами апостола Павла заповедует нам очищение душ и сердец, дабы удостоиться нам жизни блаженной.
Празднование Богоявления восходит еще к апостольским временам, об этом упоминается в Апостольских постановлениях. Сохранилось свидетельство святителя Климента Александрийского (II в.) о праздновании Крещения Господня и о совершаемом в преддверии праздника ночном бдении, проводимом в чтении Священного Писания.
В Апостольских постановлениях читаем: «Богоявления праздник да празднуют, понеже в тот день бысть явление Христова Божества, свидетельствовавшу Его Отцу в Крещении, и Утешителю Святому Духу, в виде голубине, показавшу предстоящим Свидетельствованнаго» (кн. 5, гл. 42; кн. 8, гл. 33).

До IV века Крещение Господне и Рождество Христово праздновались совместно, 6 января по старому стилю. Одновременно отмечалось явление Бога в мире, т.е. пришествие, воплощение Второго Лица Святой Троицы Иисуса Христа и одновременно Богоявление, как откровение, явление миру тайны Святой Троицы в событии крещения Спасителя. Отделение Рождества Христова и перенесение его празднования на 25 декабря (по старому стилю) произошло лишь в IV веке. Рождество Христово как самостоятельный праздник появляется первоначально на христианском Западе в Римской Церкви, а где-то к концу IV века он уже получил известность и на христианском Востоке. Люди, которые приходят в храм в праздничные дни, могут обратить внимание, насколько близки и схожи богослужения этих праздников по своей структуре.

В III в. на праздник Богоявления известны беседы при богослужении святого мученика Ипполита и святителя Григория Чудотворца, Неокесарийского. Тогда же, в русле споров о раздельном или синкретичном праздновании Рождества и Крещения, появляются яркие произведения, в которых на твердых богословских основаниях, но весьма эмоционально обосновывается первая точка зрения. Так, святитель Прокл Константинопольский (V в.) проповедовал: «В предшествующем празднике Рождества Спасителя земля радовалась, в сегодняшний праздник Богоявления море зело веселится, поскольку через Иордан оно получило благословение очищения». А Косма Индикоплов (VI в.) в «Христианской топографии» кратко зафиксировал то, что со временем приняли все православные: «Издревле Церковь, дабы не забыла об одном из двух праздников, если бы стала совершать их вместе, постановила, чтобы их разделяли двенадцать дней по числу апостолов».

Впоследствии – с IV по IX столетия – великие отцы и учители Церкви (свт. Григорий Богослов, свт. Иоанн Златоуст, свт. Амвросий Медиоланский, блж. Августин Иппонский, прп. Иоанн Дамаскин) создали свои праздничные гомилии, искусно сочетающие в себе догматическое содержание и символико-аллегорическую образность.
Святые отцы — Анатолий, архиепископ Константинопольский (V в.), Андрей и Софроний Иерусалимские (VII в.), Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин (VIII в.) — составили каноны, а Герман, патриарх Константинопольский, Иосиф Студит, Феофан и Византий (IX в.) — многие песнопения на праздник Крещения Господня, до сих пор поющиеся в этот день.

Иконография праздника

Событийная усложненность праздника, его значительная догматическая составляющая повлияли на то, что изображения Богоявления, появившиеся уже в первые века христианства, запечатлевали не только Крещение Спасителя во Иордане от Иоанна Предтечи, но, прежде всего, явление миру воплотившегося Сына Божия как Одно из Лиц Святой Троицы, о Котором свидетельствуют Отец и Святой Дух, сошедший на Христа в виде голубя.

В ранних христианских памятниках IV–V столетий, таких как ампулы Монцы, мозаики одного из баптистериев в Равенне, плакетка с трона архиепископа Максимиана, крещаемый от Предтечи Христос представлялся молодым безбородым юношей. Однако в дальнейшем, в соответствии с церковным преданием, всеобщее распространение получит изображение Крещения Спасителя во взрослом возрасте.

Несмотря на то, что главным источником иконографии события Богоявления являлось Евангелие, на свидетельстве которого основаны описания Крещения в апокрифах, образы праздника содержали элементы, заимствованные не из повествования святых евангелистов. Так, следуя античным изобразительным приемам, в сцены Крещения изографы помещали персонификацию реки Иордан – седовласого старца, сидящего, как, например, в мозаике купола арианского баптистерия, на берегу или находящегося в самой реке, вместе с олицетворением моря в виде уплывающей женщины.

Кроме того, Евангелие не сообщает о присутствии при Господнем Крещении ангелов, хотя их фигуры в разном количестве, начиная с VI–VII веков, всегда изображаются стоящими на противоположном от Иоанна Предтечи берегу Иордана, обычно занимая правую часть композиции.

Над находящимся в воде Спасителем с древнейших времен изображался сегмент неба, из которого ко Христу нисходят голубь – символ Святого Духа, лучи троичного света, а также благословляющая десница Всевышнего, означающая «жест речи» – глас с небес (роспись в монастыре Дафни под Афинами, вторая половина XI в.). Тем самым акцентируется момент явления Божества, теофании.

С течением времени на иконах, мозаиках, книжных миниатюрах и прочем появляется большее количество деталей: на берегу Иордана представлены раздевающиеся люди, ждущие своей очереди креститься; иногда на воде изображается крест, слияние потоков Иора и Дана и т.д. (церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1199; монастырь святой Екатерины на Синае; псковские храмы, первая половина XIV в.).

Наибольшее внимание во всех образах Богоявления привлекают фигуры Спасителя и Иоанна Предтечи, который возлагает десницу на главу Христа, что коррелирует с Евангелием и гимнографией праздника (иконы из Сергиево-Посадского музея-ризницы и Софийского собора, XV в.).

В русских памятниках XVI–XVII столетий, несмотря на запрещение церковными Соборами изображать Бога Отца, в Богоявлении в сегменте неба часто присутствует фигура Саваофа. И обычно из Его уст выходит луч, в котором изображен в виде голубя Святой Дух.

Чин Великого освящения воды

Воспоминание иорданского события Церковь ежегодно обновляет чином великого освящения воды.
Совершение освящения воды принято Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример был подан Самим Господом Иисусом Христом, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды.
Святая вода очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге, имеет силу исцеления от болезней и всяких немощей. Важно заметить, что освящение воды, совершаемое 18 января (на Крещенский сочельник), никаким образом не сказывается на благодатной силе Великого водоосвящения в этот день, по сравнению с освящением в сам день праздника 19 января.
Данный чин получил свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV–V веках практиковался лишь в ней одной: по обычаю, все выходили на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в навечерие совершается в храмах, а на праздник оно обычно происходит на реках, источниках и в колодцах – в так называемых иорданях, ибо Христос крестился вне храма. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал святитель Прокл Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается святителю Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже Тертуллиан и святитель Киприан Карфагенский. В Постановлениях апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Во второй половине V века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1667 года узаконил совершение двукратного водоосвящения – в навечерие и в праздник Богоявления. Последование великого освящения воды как в навечерие, так и в самый праздник, естественно, одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паремии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектении и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
Рассказ об особых свойствах воды, набранной в день Крещения Господня, мы можем увидеть уже в одной из проповедей свт. Иоанна Златоуста (VI в.): «В этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два и три года, остается неповрежденной и свежей».
Необходимо помнить, чтобы святая вода приносила нам пользу — необходимо заботиться о чистоте собственной души, о светлости своих помыслов и деяний, а при каждом прикосновении к святыне возносить в уме и в сердце молитву.
Святитель Феофан Затворник о помощи святой воды писал: «Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и другое, включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)».
Для всех нас, православных христиан, участие в молитвенном воспоминании праздника Крещения Господня, его переживание, размышление над его значением в истории спасения должно приводить к размышлению над своим местом в этом спасении. По сути, когда мы в нашем личном Крещении вступаем в Церковь, усыновляясь или удочеряясь Богу, мы соответственно вступаем в Церковь, как в Тело Христово, образуя собой его члены. Не лишним будет напомнить, что в Таинстве Крещения каждый из нас дал устами своих крестных родителей обещание Богу в том, что он будет всегда отрекаться от сатаны и дел его и будет всегда соединяться, «сочетаваться» со Христом.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже.

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией Евангелие от Марка, первая глава, с 1-го по 8-ой стих, но, так как завтрашний день многие работают, мы завершим сегодняшнюю проповедь также Евангелием от Матфея 3-я глава с 13-ого стиха и ниже.
Евангелие от Марка начинается словами: «Начало Евангелия Иисуса Христа». Сразу возникает вопрос: Почему, если говорится, что это начало Евангелия Иисуса Христа, не говорится о Рождестве Христовом, так как в других Евангелиях? Потому что само слово Евангелие означает ПРОПОВЕДЬ. Иными словами Марк как бы пишет: Начало радостной проповеди Иисуса Христа, а где это происходило — на Иордане, когда и произошло явление Христа народу. А то же Евангелие от Матфея начинается словами: «Родословие Иисуса Христа». «Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия, как написано у пророков: Вот я посылаю Ангела моего пред лицем твоим, который приготовит путь твой пред тобою, глас Вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему».
Ангелом называется сам Иоанн Креститель, который являлся по матери родственником Иисуса Христа и изображается с ангельскими крыльями православной традиции так, как стремительно выполнял то служение, которое поручил ему Бог и вел поистине не человеческий, а ангельский образ жизни, живя в пустыне. Поэтому далее, как объяснение: «явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для обращения грехов и выходили к нему вся страна иудейская и иерусалимляне и крестилися все в реке Иордане, исповедуя грехи свои. Иоанн же носил одежду из верблюжего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, и ел акриды и дикий мед». Поистине это было ангельское житие Его пребывание в пустыне. Но здесь не может не смутить нас то, что проповедь произносится в пустыне. Это все равно, что если священник оставит храм и рано-рано утром пойдет на перекресток и там, осенив себя крестным знамением будет проповедовать.
Почему Иоанн Креститель проповедует не в городе, не в Иерусалиме, не в Назарете, не в Вифлееме, не весях, не там, где собиралось много людей, а там, где была иудейская пустыня? Этим самым Он хотел сознание евреев вернуть к временам, когда все началось. Когда БОГ вывел еврейский народ из египетского рабства, чтобы они как бы заново пережили эти времена в пустыне, когда БОГ сорок лет водил их по пустыне и они из семейства Иакова соделалися народом с двенадцатию коленами. «И проповедал, говоря: Идет за мной сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водой, а Он будет крестить вас Духом Святым».
Что означает водное крещение, которое совершает в иудейской пустыне Иоанн на Иордане? Крещение — это стандартная практика, которая совершается у евреев и в наше время, называется Миквэ, обряд омовения, он описан в книге Левит, где сказано, что если человек осквернился, то он должен совершить полное погружение в воду. В те времена такой обряд совершали над людьми, которые долго жили среди язычников, осквернялись в общении с ними и чтобы очистится их надо было погружать в воду целиком. Удивительным здесь является то, что Иоанн Креститель проповедует покаяние крещения жителям Иерусалима, жителям Десятиградия, жителям тех городов, где люди были уверены, что у них все в порядке, что они живут по закону БОГА и никакого нечестия у них нету. Поэтому такое его поведение — это был вызов тогдашним религиозным лидерам, и первосвященники посылали из Иерусалима спросить: а почему ты крестишь? Обычно люди сами совершали над собой этот обряд. А когда кто-то начинает совершать над всеми, это напоминает действие пророка или даже мессии, и он говорит о том, что он крестит в воде, но идущий за ним сильнее его, Он будет крестить Духом Святым и огнем.
Крещение Иоанново — это было крещение в покаянии, в отречении от прежней жизни. Как сказано, крещение не есть омытие нечистоты, но прежде всего обещание БОГУ доброй совести. Вот таким было иудейское крещение. А христианское крещение — это таинство, когда силой крови Сына Божия человек очищается от ответственности за грех, от власти греха и страха смерти и сподобляется получить Духа Святаго, как в день пятидесятницы в виде огненных языков Дух сошел на апостолов. Поэтому Иоанн Креститель и говорит: «Тот, кто идет за мною, Он будет крестить Духом святым и огнем». То есть, Дух Святой сойдет в виде огненных языков, когда будет крещение в Сионской горнице, таким образом он предсказывает событие, которое произойдет только через три с половинной года.
«Тогда приходит Иисус из Галилеи», читаем мы уже Евангелие от Матфея третья глава, тринадцатый стих, «к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: Мне надобно крестится от Тебя и Ты ли приходишь ко мне». Иоанн не может понять, как он будет крестить Иисуса. Ведь крещение Иоанново это в покаянии, а Иисус — это чистый Агнец Божий, берущий на себя грехи мира. И действительно, с древних времен отцы церкви задавались вопросом: зачем Христу надо было крестится? И нашли ответ: Он это сделал для того, чтобы, освятив обряд крещения, придать ему силу таинства Божия. То есть, когда человека крестят в Христову Веру, то силой Христовой благодати он очищается от власти греха. Иоанн Креститель возмущается: «Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». То есть ОН крестится не ради себя, а ради других.
Надо сказать, что все, что было в жизни Господа Иисуса было нас ради человек и нашего ради спасения. Блаженный Августин пишет: Он рождается младенцем, чтобы освятить младенческий возраст, Он становится отроком, чтобы освятить отроческий возраст, Он становится юношей и потом мужчиной, чтобы освятить зрелый возраст, Он умирает, чтобы освятить и саму смерть, одержав над нею победу, как мы и поем: смертью смерть поправ, жизнь нам даровал. И когда Иоанн Креститель услышал об этой Высшей Правде, что сей час еврейский обряд трансформируется и это будет уже не миквы, это будет уже крещение, тогда Иоанн допускает Его «и, крестившись, Иисус в тот час вышел из воды и се отверзлись ему небеса и увидел Иоанн ДУХА БОЖИЯ, который сходил как голубь и испускался на Него, и се глас с небес глаголющий: Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».
Этот день называется не только днем Крещения, но и днем Богоявления, потому, что в этот день человек по имени Иоанн созерцал Божество. Он видел Сына Божия, который стоял в струях Иордана особо. Он видел, как в виде голубином Дух Святой явился и парил над головой Сына Божия и он слышал, как из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА: «Сей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение». Второй раз Бог произнесет эти слова на Фаворе, когда Сын Божий преобразится перед апостолами, но там будет отличие слов. Здесь говорится: «Cей есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение», а там добавляется: «Его слушайте». Ведь как мы с вами определились, именно со дня крещения начинается проповедь Святого Вечного Евангелия, тех глаголов вечной жизни, которой наполняют смыслом боль и страдания, которой наполняют смыслом любое переживание, которой вдыхают в надежду в сердце каждого человека, который в этих словах ищет для себя начало новой жизни. И именно поэтому в Евангелие от Марка говорится: «начало Евангелия Иисуса Христа», а другие Евангелия свидетельствуют о событиях, которые были раннее, и в этом причина отличие слов БОГА на Иордане и на горе Фавор. К тому времени уже прозвучала и Нагорная проповедь и множество притч Иисуса Христа и люди должны были не только веровать в Него, как Сына Божия, возлюбленного, в котором благоволение БОГА ОТЦА, но и во всем слушаться Его.
Я поздравляю вас с этим праздником, будет совершен чин освящения воды. Эта вода не отличается от той, которая будет освящена завтра. Ибо Дух дышит где хочет. И когда вы принесете эту воду в свои дома и будете совершать орошение ваших жилищ, пусть благодать Божия явится в ваши дома. Это будет та самая вода, в струях которой стоял Сын Божий, над которой в виде голубином витал Дух Святой. Это будет та самая вода, когда совершится освящение в этом храме, вы принесете домой, над которой из осеняющего облака раздался голос БОГА ОТЦА, свидетельствующей о Сыне своем: «Сей есть Сын мой возлюбленный». Пусть струи этой воды принесут радость нашим родным и близким, осветят место вашей работы, пусть эта вода сохраняется в течении года, чтобы неразрывная связь с этим чудом Богоявления позволяла нам, если мы вдруг теряем ощущения благодати, вновь рождать это состояние.
И самое последнее: все мы когда-то были крещены, многие не помнят, когда это было, я был младенцем, когда меня крестили, но когда день крещения, день Богоявления и брызги освященной воды наполняют храмы, наши дома, мы как бы восстанавливаем обеты крещения, мы как бы переживаем вновь это очищение, эту радость, которую вкусили, когда были крещены во ИМЯ ОТЦА и СЫНА и СВЯТОГО ДУХА и запечатлены Святым помазанием.
Поздравляю вас с днем сочельника — крещения с днем Богоявления, крещения Господня. С праздником!

Иоанн жил в пустыне много лет. Он носил одежду, сделанную из верблюжьей шерсти, и ел мед и саранчу. Из разных городов приходили люди, чтобы услышать, чему он учит. Он был известен как Иоанн Креститель.

От Матфея 3:1–5

Иоанн Креститель рассказывал людям об Иисусе Христе. Он призывал их покаяться в своих грехах и креститься. Иоанн крестил тех, кто покаялся в своих грехах.

От Матфея 3:2–3, 5–6

Люди спрашивали у Иоанна Крестителя, как им лучше жить. Он говорил им, что нужно делиться с бедными, говорить правду и быть справедливыми. Он говорил, что скоро придет Иисус Христос. Иисус даст им дар Святого Духа.

От Матфея 3:2, 11–12; От Луки 3:10–14

Однажды, когда Иоанн Креститель крестил людей в реке Иордан, к нему подошел Иисус Христос. Он попросил, чтобы Иоанн крестил Его. Иоанн знал, что Иисус всегда повиновался заповедям Бога, и Ему не нужно каяться. Иоанн думал, что Иисусу не нужно креститься.

От Матфея 3:13–15. ; 2 Нефий 31:5–7

Но Бог повелел, чтобы крестились все люди, и поэтому Иисус сказал, чтобы Иоанн крестил Его. Иисус показал нам пример, повиновавшись заповеди Бога принять крещение.

От Матфея 3:16; 2 Нефий 31:7–9

Когда Иисус вышел из воды, на Него сошел Святой Дух. С Небес раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Иоанн Креститель также свидетельствовал, что Иисус – Сын Божий.

От Матфея 3:16–17 ; От Иоанна 1:33–36; Иисус Христос, 150

19 января 2014 года

Сегодня православные отмечают Крещение Господне (водокрещи) — великий двунадесятый праздник, приходящийся на 19 января (6 января по старому стилю). В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане.

Второе название — Богоявление — праздник получил потому, что при крещении Спасителя произошло «явление всех трёх лиц Божества: Отец из отверзтых небес гласом свидетельствовал о крещаемом сыне, и Святой Дух в виде голубя сошёл на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца» (Христианство, том 1, 1993 год, страница 290). Народное название праздника — водокрещи — возникло в связи с одним из основных крещенских обрядов — водосвятием, или водокрещением.

В крестьянском календаре день Крещения был одним из важнейших праздников начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: чёткость, упорядоченность, устойчивость и т.п. С праздника Крещения Господня всё становилось на свои места: начинался своего рода новый отсчёт времени, «закрывались» границы между «мирами», прекращался контакт людей с «иным» миром и они возвращались к своему привычному течению жизни. Действительно, Крещение завершало Святки, которые в народных представлениях считались временем «без креста», когда только что родившийся Иисус ещё не был крещён. Крещение завершало и «страшные вечера» (см. Святки), отмеченные особым разгулом «нечистой силы». В связи с этим большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер.

В народной религии Никола — заместитель языческого бога Волоса, который неотделим от матери-земли. В 1539 году в Оковецком лесу была обретена икона, на которой изображены вместе и Никола, и Богородица (Сон на Казанскую).

Приготовления к празднику начинались ещё накануне: избы мыли и тщательно выметали сор, в котором, по поверьям, мог спрятаться чертёнок. В Сибири верили, что утром перед водосвятием все «чертенята» должны утонуть.

Подготовкой к празднику Крещения являлся и строгий пост накануне до первой «вечёрной» звезды; пожилые люди полностью воздерживались от еды и стояли весь день на молитве. Даже дети и подростки старались ничего не есть.

Вечером все по возможности отправлялись в церковь на службу. По окончании службы совершалось великое водосвятие, которое крестьяне считали особенно важным тожеством. Украшение сосуда с освящаемой водой свечами, перевитыми лентами и разноцветными нитями, дало одно из названий крещенскому сочельнику в центральных губерниях — «свечки». В Сибири канун Крещения тоже был очень почитаем и назывался Великим сочельником.

По возвращении со службы и водосвятия крестьяне совершали обряды, в которых использовались очистительные, продуцирующие и апотропейные свойства святой воды: пили её всей семьёй, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот. В Саратовской губернии каждый домохозяин ставил мелом кресты, окуривал дымом горящего ладана и окроплял святой водой все места в доме и во всём хозяйстве, которые, по традиционным представлениям, осмыслялись как границы, отделяющие «своё» пространство от «чужого»: косяки окон, рамы, двери, заслон у печи, задворки, ворота, калитки, вереи — воротные столбы, двери хлевов, конюшен, погреба и проч. В некоторых местах мел для окрещивания построек святили в церкви вместе с водой. Там, где хаты были белёные, кресты ставили углём. Все эти действия, имевшие не только очистительный, но и апотропейный характер, производились в связи с представлениями о том, что в крещенский сочельник нечистая сила особенно опасна, так как она встревожена предстоящим водосвятием и потому мечется повсюду. В Сургутском крае верили, что если не защитить в этот вечер скотину, окропив её и загородь святой водой, то нечистый будет сильно мучить скотину и утром в Крещение она будет в мыле и в поту.

Праздничный ужин в крещенский сочельник назывался «голодной кутьёй». Обязательными блюдами этой трапезы были кутья, блины, овсяный кисель. Блины на Крещение ставили в хлев для домового с целью обеспечить благополучие для скота.

По народным представлениям, в ночь на Крещение открываются небеса; происходит это в момент, когда Иисус Христос, по поверьям, входит в реку. Знаком отверзания небес для того, кто желает увидеть это, является волнение воды в чашке или стакане. Дождавшись этого знака, следует быстрее бежать на улицу; и если счастливец увидит «разверстые небеса», он может просить у Бога всё, что пожелает, даже «царство небёсно», и получит просимое.

В Сургутском крае верующие были убеждены, что в крещенский сочельник домашние животные — коровы и лошади — беседуют о житейских делах и о будущем своих хозяев; поэтому ночью крестьяне ходили слушать во двор, как разговаривает скотина, чтобы узнать свою судьбу.

Молодёжь в крещенскую ночь проводила последнюю святочную вечёрку с песнями, гаданиями и другими развлечениями; в Тверской губернии эта посиделка получила название «солодкого», т.е. сладкого, игрища.

Главным торжеством дня Крещения и Богоявления являлось «хождение на Иордань» и водосвятие. Очистительные обряды с помощью «иорданской» воды были направлены как на обеспечение благополучия людей, так и скота и проводились не только дома, но и на самой «иордани». Многие люди, особенно больные, в надежде получить здоровье умывались прямо из «иордани»; а те, кто участвовал в святочных развлечениях, считающихся с христианской точки зрения греховными (гадания, надевание масок — ряжение, святочные бесчинства и проч.), ныряли в прорубь целиком.

Сюда же, на «иордань», пригоняли скот, который священники окропляли освящённой в реке водой. В Орловской губернии считали необходимым на крещенское богослужение приезжать на лошадях, а не приходить. По объяснениям крестьян, это делалось для «освящения» скота с целью предохранить его от болезней и от порчи колдунов и ведьм: «/…/ в реку, конечно, лошадь не загонишь, потому что вода оченно студёная, так пусть хоть по льду пройдётся и освятится малость — святая ведь вода-то на Крещенье» (Максимов С.В., 1994, с. 280—281). В Воронежской губернии в день Богоявления скот не поили до окончания водосвятия, а затем поили сразу же, чтобы весь новый год скот был здоров. С этой же целью и для приплода у русских смачивали «иорданской» водой сохранённые до дня Богоявления козули и скармливали их скоту (см. Козули). Архаичные формы обряда крещенского окропления скота были зафиксированы в Курской и Орловской губерниях. Здесь после обедни хозяева раскладывали во дворе необмолоченные снопы разных видов зерновых культур, разломленный на куски хлеб и ржаные лепёшки, оставленные для этого обряда с праздников Рождества Христова и Нового года. К разложенной пище выпускали из хлевов скотину и в то время, пока она ела, её окропляли принесённой с «иордани» водой; при этом окроплявший животных хозяин надевал шубу мехом наружу. В Орловской губернии в обряде принимали участие все члены семьи: процессия домочадцев, направлявшихся во двор, происходила в торжественном молчании. У каждого в руках были необходимые для обряда предметы: икона с божницы, зажжённая свеча, кадильница, топор, миска с богоявленской водой и соломенное кропило. Топор несли во главе процессии и так, чтобы он оставлял на земле след своим остриём. Действия с топором же и завершали обряд: после кормления и окропления скотины его дважды перебрасывали через скот так, что траектории его полёта образовывали крест. В этом обряде очевидно соединение элементов языческой и христианской культуры, а также стремление достигнуть нескольких целей, объединённых под общим понятием — обеспечение благополучия для скота. Так, действия с кадильницей (окуривание) и топором, обладающим, по народным представлениям, сильными апотропейными свойствами, как и любой острый или металлический предмет, имели целью защитить скот от нечистой силы, колдунов, ведьм и под. Кормление разными видами необмолоченного хлеба производилось для того, чтобы скот был сыт весь год. Использование в обряде рождественского и новогоднего хлеба, козуль, вывороченной шубы было связано с идеей приплода: обрядовая пища и мех наделялись в традиционном сознании продуцирующей силой. Для осуществления всех перечисленных целей, а также для обеспечения здоровья скота использовалась освящённая в «иордани» вода.

Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия совершали обряды очищения домов и хозяйственных построек, используя уже «иорданскую» воду. С этой же целью совершались обходы причта по домам прихожан с крестом и святой водой.

Окропление святой водой строений накануне и в день праздника совершалось ещё и для того, чтобы выгнать отовсюду святочную нечистую силу, имеющую в разных местностях свои названия. Так, в Вологодской губернии святой водой из домов, овинов, бань и т.п. выгоняли шолышнов. В Иркутской губернии чертей-шулюпанов во время крещенского водосвятия давили копытами лошадей состязавшиеся в верховой езде у «иордани». Подобным образом в некоторых местностях нечистую силу изгоняли ночью накануне Богоявления: «/…/ толпа молодых парней верхом на лошадях носится по всем дворам, бьёт мётлами и кнутами по всем тёмным углам и закоулкам с заклинанием, криком и визгом» (Степанов Н.П., 1899, с. 18).

В связи с изгнанием из деревень нечистой силы и освящением воды в «иордани» у русских был широко распространён запрет полоскать бельё на реке в течение недели после Богоявления: по народным представлениям, уходящая после Святок в воду нечистая сила может схватиться за бельё и вылезти наружу.

Магические свойства приписывались в народе не только святой воде, но и другим атрибутам праздника Крещения и Богоявления: соломе и вершинам ёлочек, которыми устилали и вершили дорогу к «иордани» (см. Водосвятие); крещенскому снегу, богоявленской свече, т.е. свече, которую зажигали во время обедни. Снег, собранный в ночь на Крещение со стогов, использовали для исцеления разных болезней; считалось также, что только с его помощью можно выбелить весь холст как следует; крещенский снег бросали в колодцы в надежде, что он даст влагу земле, если летом не будет дождя. Богоявленскую свечу хранили в течение года и зажигали во время грозы для предотвращения пожара. В Сургутском крае большую предохранительную силу от нечистых духов приписывали свече, которую приносили вместе со святой водой со службы в крещенский сочельник. Эту свечу ещё в церкви опускали в воду и так в воде и держали всё время. В день первого выгона скота в поле кусочек этой свечи прикрепляли коровам между рогов, а коням — под гриву или под чёлку; считали, что эту скотину не тронут ни леший в лесу, ни водяной в воде.

По народным представлениям, ребёнок, окрещённый в Крещение, должен стать очень счастливым человеком. А тот, кто хочет стать счастливым и богатым или приобрести шапку-невидимку, должен одеться во всё новое и во время крещенского водосвятия зарыться в копну сена, накошенную абсолютно новой косой в ночь на Ивана Купалу, собранную новыми граблями и переношенную на новых носилках. Подойдя к этой копне, нечистый начнёт выманивать смельчака оттуда разными обещаниями, но выходить можно только тогда, когда чёрт даст шапку-невидимку, иначе он может задавить человека вилами. По другим рассказам, нужно не залезать в копну, а в ночь на Крещение или во время водосвятия обойти её «благословясь», т.е. с молитвой, и очертить огарком первой лучины, зажжённой осенью, или начать поджигать сено. В этой ситуации нечистые, любящие сидеть в «ивановских копнах», за отпуск исполняют все желания. Ещё один способ разбогатеть или получить желаемое связывает три календарных праздника: Васильев вечер, Иванов день (см. Иван Купала) и Крещенье. В ночь на Ивана Купалу нужно пойти в лес и около куста папоротника зачертиться васильевским огарком (см. Васильев вечер); дождавшись в полночь расцветания папоротника, нужно сорвать цветок и нести домой молча, не оглядываясь и не обращая внимания ни на какие видения, попадающиеся по дороге. Ночью же следует отнести цветок в церковь и положить под престол, где он должен находиться до Святок. А когда настанет день Крещения и все пойдут из церкви на «иордань», нужно зайти в алтарь, вытащить из-под престола цветок и идти с ним к реке. Вот в этот-то момент и должен появиться нечистый и начать выпрашивать папоротниковый цвет, за который даст какое угодно богатство и всё, что ни пожелает добытчик цветка.

Крещенская ночь и богоявленская обедня были последними сроками святочных гаданий. Типичным крещенским гаданием девушек о замужестве было хождение за «тихой», или «молчальной», водой в 12 часов ночи: на реке зачерпывали воду вёдрами или набирали её в рот и старались донести её до дома, не оглядываясь, молча. Со свойствами воды и снега в крещенскую ночь связаны, вероятно, гадания с замораживанием воды в ложках и «прополка снега»: «/…/ в сочельник, после заката солнца, девушки нагие выходят на улицу, полют снег, кидают его через плечо и затем слушают — в какой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут» (Максимов С.В., 1994, с. 281). С обязательным подметанием пола в канун Крещения связано следующее гадание: «На Крещенье — пол подметёшь, за окно выбросишь, где зазвенит колокольчик, туда и замуж идти» (Традиционные обряды и… 1985, № 116, с. 24). Характерны для этого времени были также гадания с кутьёй, с бросанием башмачка, слушанье на чердаке, под матицей и на подворотне (см. Святочные гадания), «страшное» гадание с зеркалом.

К празднику Крещения во многих местах России ещё в конце ХIХ века приурочивался обычай смотрин девушек, достигших брачного возраста, — «невест», или «славушниц». Обряд назывался «дивьи смотрины», «выбор невест», «большой смотр невест», «на глибке стоять» (глибка — возвышение из глибок — комьев снега), «подольницы смотреть».

В день Крещения вся молодёжь одевалась в свои лучшие наряды, девушки белились и румянились. По случаю обряда «выбора невест» в более крупные местные центры на праздничную службу и водосвятие съезжались из соседних деревень «славушницы» и парни, намеревающиеся жениться в новом году.

Присматривание «невест» начиналось ещё во время службы в церкви. В селе Никольском Кадниковского уезда Вологодской губернии после обедни весь народ, образуя две сплошные стены по главной дороге, ведущей к «иордани», наблюдал, как «славушницы» ехали в санях на водосвятие: в каждых санях сидело по две девушки; сбруи лошадей, идущих одна за одной, украшались как на свадьбе. Не доезжая до «иордани», все сани устанавливали в каре, а девушки вставали в санях. В ряде уездов Новгородской губернии во время водосвятного молебна «невесты» стояли на горе или на высоком месте на реке, а парни — под горой. Непосредственно смотрины происходили после возвращения с «иордани» и обеда. В некоторых местах девушки в сопровождении матерей катались на санях по городской площади; в других — на реке около «иордани» или около церковной ограды девушки становились в один длинный ряд или в несколько рядов, а «женихи» прохаживались между ними. Помимо парней, «невест» высматривали их родители, а в некоторых местных традициях несколько «женихов» рассматривали «невест» под руководством пожилой женщины, выполнявшей функцию эксперта по рукодельным качествам девушек.

В Вологодской губернии для главного этапа смотрин «славушницы» надевали по 5—6 рубах с вышитыми подолами (только нижняя рубаха была украшена лишь двумя красными полосами); далее надевали сарафан, а на него — три или четыре передника с обильной вышивкой. Поверх всей одежды надевалась овчинная шуба, опушённая мерлушечьим мехом и крытая синим сукном. Подойдя то к одной, то к другой девушке, стоящей неподвижно, пожилая женщина, раздвинув полы шубки, демонстрировала «женихам» вышивку и кружева, украшающие передники и рубахи, поднимая все детали костюма один за другим до рубахи с красными полосами на подоле.

Главным праздником, которым фактически завершался год, было Рождество. В преддверии его на центральных улицах Москвы происходило настоящее столпотворение. Потоки людей были вынуждены двигаться по тротуарам медленным шагом, с трудом продираясь через заторы, возникавшие возле празднично украшенных витрин больших магазинов.

На смотринах оценивались не только внешние качества «славушницы» (рост, полнота, красота) и её умение прясть, ткать, шить, вышивать, плести кружева, что обнаруживалось при просмотре надетых на девушку нарядов; при выборе «невесты» уделялось внимание и её здоровью. Помимо внешних данных, критерием здоровья девушки являлись тёплые руки: матери «женихов» брали «невест» за руки, которые во всё время смотрин (около 2—3 часов) оставались голыми, без рукавиц. Зябкую девушку, то есть с холодными руками, считали не подходящей для брака.

Смотрины в Крещение, наряду с другими обрядами и развлечениями святочного периода — гаданиями, ряженьем, посиделками с песнями, играми и ухаживаниями, — являлись элементом предсвадебной обрядности, направленной на формирование брачных пар нового сезона. Приуроченье смотрин как начального этапа сватовства к концу старого или началу нового года (в некоторых местных традициях зимние «выборы невест» происходили перед Святками, в течение их или сразу после Святок на беседах) демонстрирует непосредственную взаимосвязь календарных ритуалов и обрядов жизненного цикла.

После Крещения начинался «мясоед» — время свадеб.

Продолжение: Крещение Господне у военных РФ


Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *