Крест ефросинии полоцкой

Про судьбу национальной реликвии и предсказание Ванги о том, когда святыня вернется в Беларусь

Евфросиния Полоцкая. Фото velvet.by

5 июня верующие отмечают День памяти Евфросинии Полоцкой. Евфросиния (до пострига – Предслава) стала первой женщиной на территории Беларуси, причисленной к лику святых. Ее церковное почитание началось практически сразу после смерти, и сегодня огромное количество верующих ежедневно посещают Спасо-Евфросиньевский монастырь в Полоцке, чтобы попросить у святой покровительства во всех делах, мира на земле и здоровья себе и близким.

С именем Евфросинии связано и появление важной христианской святыни – золотого Креста, который бесследно исчез 75 лет назад и о возвращении которого на родную полоцкую землю молятся верующие по всей Беларуси.

Какие же интересные факты о Кресте Евфросинии Полоцкой мы знаем?

1. Изготовил его по просьбе преподобной Евфросинии Полоцкой 855 лет назад местный полоцкий мастер Лазарь Богша.

Известно, что у Креста было кипарисовое основание, в которое были заложены частицы святых для каждого христианина мощей: кровь Христова, часть гроба господня и гроба Богородицы, частицы мощей святых Пантелеимона и Стефана, кровь святого Дмитрия.

Украшали Крест лики святых из Нового Завета, для создания которых мастер использовал золото (21 пластина), серебро (20 пластин) и драгоценные камни. Также на Кресте, высота которого составляла почти 52 сантиметра, были сделаны надписи.

Крест Евфросинии Полоцкой. Фото mogilevnews.by

2. Один из текстов, помещенных на Крест, содержал слова проклятия в адрес тех, кто посмеет вывезти реликвию за пределы Полоцка.

«… кто изнесет из монастыря да будет проклят святою животворящей троицею и святыми отцами», – говорилось на нем. В то время это было самое страшное проклятие.

3. Хранить Крест Евфросиньи Полоцкой у себя поостерегся даже сам Иван Грозный. Когда в ХІІІ веке смоленские князья захватили Полоцк, они перевезли Крест к себе. Согласно летописям, святыня на русской земле пользовался популярностью – ему поклонялись многие прихожане и верили в его чудотворную силу. В Смоленске же была изготовлена и копия Креста, вероятно, для того, чтобы пользоваться ее при водосвятии.

В XVI веке, после того, как Смоленск был захвачен войсками Василия III, Крест был перевезен в Москву, где хранился в царской казне и при богослужениях использовался редко. Отправляясь в поход на Полоцк в 1563 году, глубоко верующий Иван Грозный взял Крест с собой и пообещал, что если он поможет ему вернуть город, то он вернет реликвию на место. Так Крест вновь оказался в Полоцке, сначала в келье преподобной Евфросиньи, затем – в Софийском соборе.

Памятник святой в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

4. Полоцкие монахи как могли берегли святыню. Заказывали копии реликвии, замуровывали его в тайнике во время войны с французами 1812 года…

В середине ХІХ века епископ Василий Лужинский повез Крест в Москву и Санкт-Петербург, где ему поклонялись верующие с пяти часов утра до десяти часов вечера. А ночью Крест возили по домам местных богачей, где производили обряды водосвятия. Таким способом епископ пытался заработать средства на восстановлении Полоцкой епархии.

5. В 1920 году Крест Евфросинии Полоцкой вместе с другими святынями был конфискован в пользу государства. За ним в Полоцк приезжал известный писатель и историк Вацлав Ластовский.

Ластовский сделал описание Креста, которое и сегодня вызывает много вопросов.

Так он указал, что Крест был изрядно испорчен. На нем не хватало двух кусков золота, трех эмалей, а вместо драгоценного камня голубого цвета было вставлено стекло. Но самое интересное: историк писал, что основание Креста – дубовое, между тем как доподлинно известно, что оно было сделано из кипариса.

Почему в описание закралась ошибка, и было ли это ошибкой – неизвестно. Однако, основываясь на этом факте, некоторые историки стали выдвигать версии, что Ластовский привез в Минск не настоящий Крест, а одну из его подделок. А оригинал, мол, был где-то надежно спрятан верующими. Но никаких доказательств этой версии нет.

6. Известно что в в 1928 году Крест был передан на хранение в Белорусский государственный музей в Минске, затем перевезен в Могилев, где был спрятан в специльной комнате-сейфе Могилевского обкома партии. В национальном архиве сохранился документ от 21 ноября 1929 года – акт передачи реликвии из Минска в Могилев.

В Могилеве Крест хранился в комнате-сейфе за двумя стальными дверями – бронированной и решетчатой. Его никому не показывали, но в июле 1941 году, после того, как город захватили немецкие войска, Крест таинственным образом исчез.

7. Сегодня в Спасо-Преображенской церкви Полоцкого Спасо-Евфросиньевского монастыря хранится копия Креста, выполненная брестским мастером Николаем Кузьмичем и освященная митрополитом Филаретом.

Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной

8. Существует порядка десятка версий того, куда мог исчезнуть Крест Евфросинии Полоцкой. Его и сегодня ищут по всему миру, а в 1991 году к поискам подключился Интерпол. Искали Крест в Германии, полагая, что он был вывезен немцами из захваченного Могилева, в Америке, в фондах Морганов и Рокселлеровском центре, куда он мог попасть после продажи реликвии на аукционе. Но все тщетно.

Есть и версия, что нашу святыню вывезли в Россию вместе с другими ценностями из Могилева, который вот-вот должен был быть захвачен войсками Гитлера. Причем, до конечного пункта его могли не довезти – так как дороги часто бомбили.

Если же он все-таки попал в Россию, почему не значится в фондах ни одного из музеев? А может он хранится, скажем, в Троицко-Сергиевой лавре, как думают некоторые историки?

Хочется верить, что рано или поздно мы получим ответы на все эти вопросы, и наша национальная святыня вернется на родную землю.

Ведь известно, что даже знаменитая Ванга, когда ее спросили про судьбу белорусского Креста Евфросинии Полоцкой, ответила:

«А чего белорусы волнуются? Крест скоро найдется»…

У кожнага народа ёсць святыні, якімі мацней за жыццё даражылі мудрыя прашчуры і якія, нібыта нязгасныя паходні, асвятляюць шляхі іх нашчадкам.
Для беларускага народа такой святыняй з’яўляецца крыж Еўфрасінні Полацкай.
Еўфрасіння Полацкая – святая апякунка і першаасветніца нашага народа. Усё сваё жыццё яна прысвяціла служэнню Богу і людзям: перапісвала старадаўнія рукапісы і казанні, вучыла грамаце дзяцей, лячыла хворых. А яшчэ будавала божыя храмы. Адзін з іх – Спаса-Еўфрасіннеўская царква – і па сённяшні дзень стаіць у Полацку.
Па заказу Еўфрасінні полацкі майстар-залатар Лазар Богша зрабіў надзвычай прыгожы шасціканцовы крыж. Паданне сведчыць, што крыж свяціўся ў самай непрагляднай цемені, хворым вяртаў здароўе, знявераным і знясіленым – надзею на лепшае жыццё.
У час другой сусветнай вайны крыж кудысьці знік. I дагэтуль невядома, дзе знаходзіцца народная святыня. Але абавязкова наступіць дзень, калі крыж Еўфрасінні Полацкай вернецца на Беларусь і зноў будзе мацаваць нашу веру ў будучыню, асвятляць нам шлях да людскасці і хараства.
(150 слоў)
Паводле У. Ягоўдзіка.

Беларусь | История, флаг, карта, население, столица, язык и факты

Беларусь , страна восточной Европы. До обретения независимости в 1991 году Беларусь, ранее известная как Белоруссия или Белая Россия, была самой маленькой из трех славянских республик, входящих в состав Советского Союза (две большие страны — Россия и Украина).

Беларусь Беларусь. Encyclopædia Britannica, Inc.

Британика Викторина

Официальные языки: факты или вымысел?

Официальный язык Андорры — испанский.

Хотя белорусы имеют четкую этническую идентичность и язык, они никогда ранее не пользовались единством и политическим суверенитетом, кроме как в течение короткого периода в 1918 году. Таким образом, белорусская история является менее изолированным национальным повествованием, чем исследование региональных сил, их взаимодействия и их последствий. на белорусский народ. Территория, на которой сейчас находится Беларусь, подверглась разделению и неоднократно переходила из рук в руки; В результате большая часть истории Беларуси неотделима от истории ее соседей.После обретения независимости Беларусь сохранила тесные связи со своим самым доминирующим соседом, Россией. В 1999 году две страны подписали договор о создании Союзного государства, целью которого было создание политически интегрированной конфедерации с единой валютой; однако точный характер партнерства оставался неясным даже в XXI веке. Наследие советского прошлого в Беларуси также продолжало проявляться как в постоянном значении коммунистических политических партий, так и в авторитарном стиле управления страной.Около пятой части населения Беларуси проживает в центральной столице, Минске, обширном современном городе, который был почти полностью восстановлен после его почти разрушения во время Второй мировой войны.

Беларусь Encyclopædia Britannica, Inc.

Земля

Беларусь — страна, не имеющая выхода к морю, граничащая с Литвой и Латвией на северо-западе, с Россией на севере и востоке, с Украиной на юге и с Польшей на западе. По площади он примерно на треть меньше своего южного соседа, Украины.

Encyclopædia Britannica, Inc.

рельеф

Топография Беларуси была в значительной степени сформирована оледенением в эпоху плейстоцена (т.е. около 2600000 — 11700 лет назад). Большая часть страны состоит из равнинных низменностей, разделенных невысокими вершинами холмов и возвышенностей. Самая высокая точка, Дзержинская гора, находится на высоте всего 1135 футов (346 метров) над уровнем моря, и более половины поверхности Беларуси находится ниже 660 футов (200 метров). Более высокие области сформированы гребнями ледникового моренного материала, датируемого оледенением Валдая, последним прогрессом плейстоценового льда в Восточной Европе.Самый большой из хребтов, Белорусский хребет, простирается к северо-востоку от польской границы на юго-западе к северу от Минска, где расширяется до Минской возвышенности, а затем поворачивает на восток, чтобы соединиться со Смоленско-Московской возвышенностью. Между Минском и Вильнюсом, в соседней Литве, проходит поперек главного белорусского хребта, Ашмянская возвышенность, состоящая из терминальных морен того же ледникового периода. Поверхности его гребней имеют тенденцию быть плоскими или слегка катящимися и покрытыми легкими песчаными подзолистыми почвами; они в значительной степени очищены от своего первоначального лесного покрова.

Получите эксклюзивный доступ к контенту из нашего первого издания 1768 года с вашей подпиской. Подпишитесь сегодня

Обособленные моренными грядами лежат широкие низменности, которые в основном слабо дренированы и заболочены и содержат много небольших озер. К северу от основной линии моренных холмов находятся две широкие равнины: север республики включает Полоцкую низменность, а северо-западный угол, около Гродно, — Неманская (Белорусская: Нёманская) низменность. К югу от Белорусского хребта широкая и очень плоская Центральная равнина Березины плавно спускается на юг, незаметно сливаясь с еще более обширными Припенными болотами (белорусские: Полесские, «Лесные»).Заболоченный участок в бассейне реки Припеть (Белоруссия: Припять), главного притока Днепра (Белоруссия: Дняпро), Припяти Болот простирается на юг в Украину и занимает структурную впадину. Корыто заполнено песками и гравием, вымытыми талыми водами последнего плейстоценового оледенения. Минимальное изменение рельефа делает Припяти болот среди самых больших водно-болотных угодий в Европе.

Дренаж

В Беларуси более 20 000 ручьев общей протяженностью около 56 300 миль (90 600 км) и более 10 000 озер.Большая часть республики находится в бассейне Днепра, протекающем по территории Беларуси с севера на юг на пути к Черному морю, а также в бассейнах его основных притоков, Березины и Припяти на правом берегу и Сожа на левый. На севере Полоцкая низменность осушена рекой Западная Двина (Дзвина) до Балтийского моря, к которому также протекает Неман (Ньоман) на западе. Крайний юго-западный угол Беларуси дренируется Мухавцем, притоком реки Буг (Бух), которая является частью границы с Польшей и впадает в Балтийское море.Мухавец и Припет связаны между собой корабельным каналом, соединяющим Балтийское и Черное моря. Реки обычно замерзают с декабря до конца марта, после чего наступает около двух месяцев максимального стока. Среди крупнейших озер — Нарач, Освейское, Дрисвяты.

Почвы

Около трех пятых территории Беларуси покрыто подзолистыми почвами. На возвышенностях эти почвы в основном представляют собой глинистые суглинки, развитые на лессовых участках, которые могут быть продуктивными с использованием удобрений.Равнины и низменности имеют в основном песчаные подзолы с низкой рождаемостью, вкрапленные болотистыми глинами, которые имеют высокое содержание гумуса и могут быть очень плодородными при осушении.

Климат

В Беларуси прохладный континентальный климат, смягченный морским влиянием Атлантического океана. Средние январские температуры колеблются от середины 20-х годов F (около -4 ° C) на юго-западе до верхних подростков F (около -8 ° C) на северо-востоке, но дни оттепели нередки; соответственно, безморозный период уменьшается с более чем 170 дней на юго-западе до 130 на северо-востоке.Максимальные температуры в июле, как правило, в середине 60-х годов (около 18 ° C). Количество осадков умеренное, хотя и выше, чем на большей части обширной русской равнины восточной Европы, и колеблется от 21 дюйма (530 мм) в низинах до примерно 28 дюймов (700 мм) на более высоких моренных грядах. Максимальное количество осадков выпадает с июня по август.

Растительный и животный мир

Естественная растительность страны — смешанный лиственный и хвойный лес. На севере преобладают хвойные, особенно сосна и ель; к югу увеличивается доля лиственных деревьев, таких как дуб и граб.Береза ​​распространена повсеместно, особенно в качестве первого роста на сожженных или нарушенных участках. За столетия вырубка лесных земель для сельскохозяйственного использования привела к удалению большей части первобытных лесов, особенно лиственных деревьев, которые предпочитают более богатые почвы. В частности, лес нагорья был в значительной степени удален к концу 16-го века.

Каноэ в Припятском заповеднике в Беларуси. © yuri4u80 / .com

Беловежский (Белорусский: Белавежская) лес, расположенный на западной границе с Польшей (в которую он простирается), является одним из крупнейших сохранившихся районов первозданного смешанного леса в Европе, охватывающий более 460 квадратных миль (1200 квадратных километров).Белорусская часть леса была включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1992 году. На протяжении многих веков она была частным охотничьим лесом первых польских королей, а затем русских царей. стороны границы. Здесь сохранилась богатая лесная растительность, которая когда-то покрывала большую часть Европы, где преобладают деревья, достигшие исключительной высоты. Лес является основным домом европейского бизона, или зубра, который вымер в дикой природе после Первой мировой войны, но был вновь выведен в неволе.Лось, олень и кабан также встречаются там и в других лесах Беларуси вместе с мелкой дичью, зайцами, белками, лисами, барсуками, куницами и, вдоль рек, бобрами. Птицы включают рябчиков, куропаток, вальдшнепов, бекасов и уток, а многие реки богаты рыбой.

Экологические проблемы

Авария на Чернобыльской АЭС в Украине в апреле 1986 года привела к ряду непосредственных и долгосрочных последствий для окружающей среды Беларуси, где произошла большая часть осадков.В начале XXI века около одной пятой белорусских земель все еще оставалось радиоактивно загрязненным. Помимо ущерба, нанесенного земле, медицинские и психологические издержки аварии включали увеличение врожденных дефектов и рака (особенно щитовидной железы) и снижение рождаемости, по крайней мере частично, в ответ на опасения по поводу этих дефектов.

Экологические активисты также выразили обеспокоенность по поводу низкого качества воздуха и загрязнения в Минске и других крупных городах.

Одному из полоцких «Индиана Джонсов» по имени Алексей после многолетних поисков удалось найти настоящий крест Евфросиньи Полоцкой, созданный мастером Лазарем Богшей в 1161 году. Место, где находится православная святыня, перед самой кончиной указала старушка (назовем ее Верой Петровной), которая в свое время ухаживала за инокиней Ольгой (Дорожко) и провожала ее в последний путь. Эта женщина была последней, остававшейся в живых, хранительниц креста – монашек Спасо-Ефросиньевского монастыря. Во исполнение воли умершей, реликвию положили в гроб и упокоили в земле. Ольга говорила, что не пришло еще время ей вновь возвращаться к людям.

Фото: sluck-eparchiya.by

Ольга, как непосредственная участница событий почти вековой давности, рассказывала Вере Петровне, что с началом смутных времен гонения на церковь монахини подменили древний крест. Они заказали ювелиру изготовить копию, на которую пожертвовали все свои сбережения. Впоследствии святыню иногда приносили на богослужения, и Ольга неоднократно к ней прикладывалась, но в начале по молодости лет, а потом по незнанию не представляла ее истинной ценности.

Шли годы. Инокини скрывали крест Евфросиньи от мирских властей, поскольку возвращать его было некому и некуда. Государственная политика атеизма сопровождалась притеснением верующих, которые были вынуждены скрывать свои истинные чувства. Храмы и сооружения монастыря находились в плачевном состоянии. Свято-Евфросиниевский храм и Кресто-Воздвиженский собор были разрушены, а Спасо-Преображенской церкви требовался капитальный ремонт.

В конце 70-х годов инокиня Ольга осталась совсем одна, тяжело болела, а поскольку родственников у нее не было, то остаток своих дней она провела с Верой Петровной, которой доверилась, открыла и душу. Вера Петровна, как человек верующий и набожный, не осмелилась перечить последней воле близкого человека, и всё сделала так, как ей было наказано. Остается только проверить, насколько правдивым был ее рассказ.

Фото: А. Буховецкий

История выглядит вполне убедительно, если принять во внимание одну весьма интересную деталь. В июне 2003 года митрополит Филарет неожиданно для всех представил священнослужителям, собравшимся на традиционные Епархиальные чтения, подлинное Слуцкое Евангелие XVI столетия. Это была самая настоящая сенсация. Данный фолиант в период 1929…1941 годов находился в специальном бронированном сейфе Могилевского комитета партии, где хранился вместе с другими древними святынями, в числе которых был и крест Евфросинии Полоцкой. Перед приходом немцев все сокровища были эвакуированы и приняты, согласно описи, на хранение одним из государственных учреждений.

Сенсационная находка вызвала к себе неподдельный интерес среди журналистов и исследователей. Однако, на все обращения за получением подробностей они получали лаконичные, а точнее сказать – скупые ответы. Некая прихожанка, пожелавшая остаться неизвестной, передала Евангелие в один из приходов по завещанию своего родственника.

Данное обстоятельство переворачивает с ног на голову всю историю креста Евфросиньи. Делает ее еще более запутанной, чем было ранее. И все же попробуем разобраться.

Начнем с самого начала

По первоначальному замыслу крест создавался для того, чтобы вечно «животворить» души жителей родной земли. Для него выбрали намоленное место — полоцкую Спасо-Преображенскую церковь. Работу поручили искусному мастеру Лазарю Богше. Шестиконечная форма, символизирующая каждый день сотворения мира, имела 52см в длину и 2,5см в ширину. Верхнее и нижнее перекрестие, соответственно, были длиной 14 и 21 сантиметр. Для основы мастер взял кипарисовое дерево (запомните эту важную деталь), которое покрыл 22-мя золотыми пластинами, украшенными искусными орнаментами, драгоценными камнями и 20-ю иконками, выполненными в технике перегородчатой эмали.

Надпись, выгравированная на одной из пластин, увековечила стоимость изделия – 100 гривен за материалы и 40 гривен — мастеру за работу. «Гривна» — это денежная единица XII века, которая в среднем представляла собой 200 граммов чистого серебра. По современным ценам изготовление «церковной утвари» обошлось заказчику в 14тыс. долларов. Однако, в тем времена это был годовой доход всего Полоцкого княжества, которое, как известно, считалось одним из самых богатых и процветающих.

Истинная ценность святыни на самом деле не имеет материального эквивалента. Она являлась ковчегом, в котором находились бесценные дары, полученные Евфросиньей от патриарха Луки Хризоверха и Византийского императора Мануила:

  • капля крови Христа
  • мощи первомученика Стефана
  • капля крови святого Димитрия
  • мощи святого Пантелеймона
  • частица Креста Господня
  • частица камня от гроба Пресвятой Богородицы.

    Лазарь Богша завершил работу в 1161 году, что подтверждает соответствующая надпись на золотой пластине: «В лето 6669 года покладает Еввфросиния сей честный Крест в церкви Спаса Святого, что в монастыре ее». Помимо чисто «информационных» сообщений, автор послал через столетия ряд заклятий и оберегов. Одно из них категорически запрещало выносить крест за пределы монастыря. Кто «дерзнет сотворить сие», тот будет навеки проклят «святыми 318 Отцами, Святою Животворящею Троицею, Семью соборами святых отцов» и постигнет его участь Иуды Искариота.

    Подобные заклятия для церковного и монастырского добра были делом вполне обычным. Верующий христианин никогда бы не пошел против них, поскольку подобные деяния считались страшных грехом, за которым могли последовать «страшные беды» и отлучение от церкви. Однако, как показали последующие события, кары Господней в этой жизни боятся далеко не все.

    В Спасо-Преображенской церкви святыня пробыла недолго. В 1222 году князь смоленский Мстислав Давыдович покорил Полоцк и перевез ее в Успенский собор своего города, где она находилась до 1514 года. После захвата Смоленска князем Василием ІІІ крест «переезжает» в Москву.

    Фото: itd1.mycdn.me. Икона Евфросиньи Полоцкой

    В летописи Никона написано, что Иван IV Грозный в 1563 году пошел войной на Великое княжество Литовское. Духовную поддержку в ратном деле ему обеспечивали христианские реликвии, в числе которых упоминается «крест Полоцкий, украшенный златом и дорогими каменьями». После взятия Полоцка царь повелел возвратить крест на его исконное место.

    Через 16 лет — в 1579 году – полки Речи Посполитой отбили город у Московского царства. Чтобы в очередной раз не потерять святыню, монахини спрятали ее в соборе Святой Софии. После Брестской унии Софийский собор, наряду с другими православными храмами, перешел в лоно греко-католической церкви, прихожане которой также почитали крест Ефросиньи и относились к нему с благоговением.

    В 1841 году реликвию торжественно перенесли в Спасо-Преображенскую церковь Спасо-Евфросиньевского монастыря. Надо отметить, что в середине XIX века полоцкий крест неоднократно выставлялся для поклонения в крупных городах Российской империи, включая Москву и Санкт-Петербург.

    В 1922 году Республике Советов срочно потребовались деньги на восстановление экономики, что привело к массовому изъятию церковных ценностей. Реквизировали и крест Евфросиньи. Неким образом об этом узнали в Москве и потребовали выяснить место хранения и обеспечить сохранность. Однако, реликвия затерялась. Ее искали шесть лет, и нашли в местном финотделе. Изъяли и перевезли в Минск.

    Поскольку в это время уже было принято решение о переносе столицы БССР в Могилев, то все собранные ценности переправили на ответственное хранение в местный обком партии, в здании которого была оборудована специальная комната-сейф больших размеров. Там они неотлучно находились до лета 1941 года. Передовые немецкие части вошли в город через месяц после начала войны. Что творилось в эти дни, даже трудно себе представить. Однако, мы не только представим, но и послушаем непосредственных участников эвакуации ценностей.

    Туман только сгущается

    Перед войной в Могилеве скопились сокровища достойные сказочной пещеры Али-Бабы. Среди них были серебряный и золотой ключи Могилева, а также серебряные печати, полученные при предоставлении городу Магдебурского права; золотые украшения с раскопок Помпеи, подлинная серебряная булава Жигимонта Вазы — короля Речи Посполитой. Кроме них, в «сокровищнице» находилось несколько десятков старинных Евангелий, включая уже упомянутое Слуцкое; икона Богоматери Белынической XV века с драгоценными камнями, икона XVII века Спасской Богоматери, а также другие образа «в богато украшенных бриллиантами серебряных и золотых окладах».

    А еще полторы сотни икон белорусского письма XIII…XVIII веков. Золотые и серебряные дарохранительницы, дискосы, потиры, кадильницы, «кресты золотые, украшенные брильянтами», «кольца с драгоценными камнями», «оружие, отделанное позолотой и серебром, работы зарубежных и российских мастеров XVII—XVIII веков». Добавьте к этому сани Наполеона, трон Екатерины II, картины Боровиковского, коллекцию старинной белорусской одежды, коллекцию фарфора, минералов, старопечатных и рукописных книг, и общий масштаб ценностей вам станет более понятым.

    Фото: upload.wikimedia.org. Церковнослужители у святыни. Проведение службы.

    В сентябре 1990 года газета «Советская Белоруссия» опубликовала статью, посвященную поискам креста Ефросиньи, на которую пришли отзывы, в том числе от непосредственного участника событий Петра Поддубского. Он был тем самым водителем полуторки, на которой производилось имущество из сейфа обкома партии. «Иконы, золото, серебро, картины и прочие вещи доставили в Москву и по описи сдали в одно из государственных учреждений. Всего свыше двух тысяч единиц хранения».

    Сохранился и подробный пересказ его воспоминаний, опубликованный в 1997 году в сборнике «Вяртанне-4». В нем, в частности, говорится, что «13 июля красноармейца Поддубского, служившего шофером полуторки, вызвал комендант Воеводин и отдал приказ подогнать машину к зданию обкома партии. Из него вышли люди в гражданской одежде, которые загрузили кузов упаковками и мешками. Петру Харитоновичу, находившемуся рядом с машиной, хорошо запомнились слова, сказанные одним из штатских своему товарищу: «Смотри, какой красивый крест»».

    Затем «в машину Поддубского сел первый секретарь ЦК КП(б)Б Пантелеймон Пономаренко и они колонной из трех маши (две полуторки, груженые банковскими ценностями) выдвинулись в сторону Москвы. Маршрут был сложным, поскольку часто бомбили, но груз доставили без потерь и сдали в государственное учреждение, здание которого находилось на Ленинских горах».

    Напомним, что кольцо вокруг Могилева замкнулось 15 июля, то есть, через двое суток после описываемых событий. Если бы не успели, то всё досталось бы врагу. Педантичные немцы из управления ценностей Розенберга в своих скрупулезных отчетах указывают, что из Могилева в Белосток в 1943 году вывезено 300 ящиков древних книг и иных предметов, представляющих интерес для Рейха.

    Когда в послевоенные годы, белорусское правительство обратилась в Москву с просьбой о возврате упомянутых ценностей, сданных на хранение, то их не нашли. Сослались на общую неразбериху и хаос, царившие в столице после вероломного нападения гитлеровской Германии. Город сам готовился к эвакуации, а могилевские ценности были далеко не единственные в своем роде. Подобные вещи везли отовсюду, а некоторые, как, например, Янтарную комнату вообще эвакуировать не удалось.

    Прошли годы, но ни один предмет, представляющий собой значимую историческую, культурную и материальную ценность, из Могилевской комнаты-сейфа не всплыл. Кроме Слуцкого Евангелия, которое появилось неизвестно откуда, как будто выросло из-под земли.

    Чтобы не упустить одну тонкость

    Вы уже обратили внимание, что крест в период 1922-1928гг вместе с другими церковными ценностями «валялся» в губернском финотделе. На его розыск отправили не революционного матроса и красноармейца, а академика, историка и руководителя государственного музея Вацлава Ластовского. Другими словами, человека, который видел предмет поиска своими глазами.

    Если внимательным образом почитать его описание найденной реликвии, опубликованное в «Запiсах», то оно содержит массу интересных деталей. Как опытный эксперт и собиратель музейных ценностей, Ластовский не мог не знать, что Лазарь Богша сделал крест из кипариса. Между тем, в акте о передаче реликвии черным по белому написано, что она сделана из дуба. Ученый также фиксирует неоднократные факты замены драгоценных камней цветными стеклами.

    Как человек верующий и интеллигентный Ластовский также, вероятно, не пошел против заклятия креста и решил не поднимать лишнего шума по поводу откровенной подделки. Не исключено, что драгоценные камни «выковыряли» представители новой власти, руководствующиеся ленинским призывом «Грабь награбленное!». С другой стороны, где эти люди с церковноприходским образованием взяли точные копии драгоценностей и как смогли их вставить? Здесь нужен опытный ювелир.

    Версия копии с этой точки зрения выглядит более правдоподобно. Здесь мы должны учесть, что в эмигрантской печати того времени публиковались сообщения о наличии аналогичного или похожего полоцкого креста в одном из храмов на территории Польши. Значит, рассказ Веры Петровны – правда?

    P.S.

    В свое время у знаменитой прорицательницы Ванги спросили о судьбе бесценной христианской святыни. Она ответила примерно следующее:

    «Пускай белорусы не волнуются. Крест скоро отыщется».

    Может, имелось в виду создание в 1997 году точной копии креста Евфросиньи брестским художником Николаем Кузьмичом. Получив благословение владыки Филарета, он трудился целых пять лет. В новом шедевре ювелирного искусства также находятся частицы камней Гроба Господня и Пресвятой Богородицы, Животворящего древа Креста Спасителя, а также мощи святых. Его освятили и поместили в полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь.

    Или Ванга говорила о чем-то другом?

  • Она предчувствовала свой уход, но отправилась из родного Полоцка в Святую землю, где и умерла. Ее останки вернулись на родину только спустя почти 800 лет.

    Евфросиния Полоцкая – монахиня, просветительница, святая. Нас с этой удивительной женщиной разделяет почти тысячелетие, но результат ее трудов мы ощущаем и сегодня. И еще один удивительный факт – про Евфросинию мы знаем достаточно много, хотя про многие исторические личности, родившиеся значительно позже, остаются для нас загадками.

    — Главный источник информации о Евфросинии – ее «Житие», — рассказывает кандидат исторических наук, доцент Полоцкого университета Галина Мысливец. – Считается, что написано оно было в конце XII века. По тому, какие факты в нем приводятся, понятно, что человек, их писавший, должен был не только знать преподобную, но и быть близким ей человеком. Многие ученые считают, что писала «Житие» сестра Евфросинии Евпраксия, которая сопровождала ее в паломничестве в Иерусалим.

    ОТКАЗАЛАСЬ ВЫХОДИТЬ ЗАМУЖ И ВЗЯЛА НА СЕБЯ МУЖСКУЮ РАБОТУ

    До ухода в монастырь Евфросиния была Предславой из рода Брячиславовичей. Ее дедом был князь Всеслав Брячиславич, а прапрапрабабкой — Рогнеда.

    — Она действительно могла стать королевой?

    — Ей и прочили в мужья князя. Историки еще гадают, от свадьбы с каким конкретным князем отказалась 12-летняя Предслава. Возможно, через этот брак могли породниться многие земли – Киевская, Новгородская…. Но она выбрала другой путь.

    — Ей так жених не понравился?

    — Скорее всего, она его и не видела. Но Предслава считала, что если выйдет замуж, имя ее канет в Лету, она повторит судьбу многих княжеских дочерей, которые вышли замуж, родили детей-престолонаследников. И на этом их миссия заканчивалась.

    — Она об этом могла думать в 12 лет?

    — В «Житии» указано, что да. Для XII века это был вполне сознательный возраст, в 16 лет девушки становились матерями.

    — У нее был сильный характер, если она могла противостоять воле семьи, отца и уйти в монашки…

    — Не просто сильный, скорее, стальной характер, который и позволил осуществить все те преобразования, за которые мы сегодня ее почитаем. Она, несомненно, обладала даром убеждения – сподвигла и младшую сестру принять монашеский постриг. Хотя у семьи именно на младшую дочь оставались надежды на будущее замужество. Позже, когда брат Евфросинии со своими двумя дочерьми приехал прощаться с ней перед паломничеством на Святую землю, она увидела печать божью на своих племянницах, и после разговора с ними постригла их в монашки. Брат узнал об этом, как и их отец, только по факту, когда дороги назад уже не было. Считалось, что если она видела в человеке искру, чувствовала, что он может быть полезен в строительстве монастыря, ни на какие сантименты не обращала внимания. Но объяснить такое поведение Евфросинии можно тем, что ей нужны были единомышленники.

    Известно, что княжеская дочка Предслава к 12 годам получила хорошее образование, владела языками, могла переводить. Поэтому после принятия монашеского сана Евфросиния стала переписывать книги.

    — Она попросила у епископа Илии выделить ей место в Софийском соборе. Возможно, ее тянуло туда, потому что там была самая большая библиотека и потому, что основан собор был ее дедом Всеславом. Но занятие это было очень трудное, посильное только мужчинам. Нужно было сидеть в определенной позе, писать не на столе, а фактически на колене.

    Спасо-Преображенская церковь была построена при жизни Евфросинии и сохранилась до наших дней.

    В 20 ЛЕТ НАЧАЛА СТРОИТЕЛЬСТВО СВОЕГО МОНАСТЫРЯ

    А потом, как сказано в «Житии», Евфросинии явился ангел, который указал, что она должна начать строительство своего монастыря. И путь от Софийского собора до места, где Спасо-Евфросиниевский монастырь располагается и сегодня, она вместе с няней, тоже постригшейся в монашки, преодолела пешком. Сегодня эту дорогу на автомобиле можно проехать минут за 5-10, а в начале XII века это было серьезным испытанием. С собой у Евфросинии был только посох и хлеб.

    — Местность, на которой строился монастырь, епископ передал ей во владение, — рассказывает историк. – Первые годы в монастыре жили всего 5-6 монахинь – сама Евфросиния, ее няня, двоюродная сестра, потом родная младшая сестра.

    Уже потом возникли школа, иконописная мастерская, скрипторий по переписыванию книг. В монастырь стали приходить другие женщины, приносили свое приданое.

    — Евфросиния оставалась влиятельной женщиной в Полоцком княжестве. Могла влиять даже на политику?

    — Да, несмотря на то, что она была монахиней, которую светская жизнь не должна касаться. Но были времена, когда в Полоцком княжестве не оставалось преемников во власти — в 1129 году родители Евфросинии, ее семья была выслана из Полоцка из-за междоусобных войн с Киевским княжеством. И тогда Евфросиния участвовала в вечевых собраниях, имела право голоса как представитель правящей династии. Как писалось в «Житии», своим авторитетом она могла примирять враждующие княжеские кланы, сглаживала конфликты. Печати, которые находят на территории Спасского монастыря, говорят о том, что Евфросиния играла роль в политической жизни. Вполне возможно, именно она поддержала своего брата Василько, который взошел на престол.

    Для XII века это исключительный момент. Найти в истории той эпохи такие же примеры крайне сложно. Не каждый знаменитый мужчина может похвастаться такими достижениями: построить два монастыря — мужской и женский, две церкви (до наших дней сохранилась только Спасо-Преображенская.– Ред.), по ее просьбе Богородичской церкви был передан уникальный Эфесский образ Богоматери (сегодня неизвестно, где находится подлинник этой иконы. – Ред.), а также создан знаменитый шестиконечный крест…

    Реставраторы раскрыли фрески, которые были сделаны в XII веке.

    К КРЕСТУ ЕВФРОСИНИИ ПРИКЛАДЫВАЛСЯ НИКОЛАЙ I

    История Креста Евфросинии Полоцкой – удивительная и трагическая. После ее смерти крест берегли, не окунали в воду во время освящения, а использовали для этого его реплики — копии. В следующие века он переходил из рук в руки, пока не оказался в Москве.

    — Иван Грозный пообещал вернуть его в Полоцк в обмен на помощь в завоевании города, — рассказывает Галина Мысливец. – И обещание выполнил. Возможно, царь побоялся проклятия креста, которое грозило всякому, кто вынесет его из Спасской обители.

    Во время войны 1812 года крест замуровали в стену Софийского собора. Спасо-Евфросиниевский монастырь, который после XV века принадлежал то католикам, то униатам, вернулся к православной церкви в 1840 году. Ради его восстановления архиепископ полоцкий Василий Лужинский привез крест Евфросинии в Москву и Санкт-Петербург, объездил дома военачальников и вельмож, к нему прикладывался и Николай I вместе с семьей — царь прекрасно знал, что это за реликвия. В итоге было собрано большое количество пожертвований, которых хватило, чтобы восстановить монастырь. Тогда же появилось и первое ходатайство о переносе мощей Евфросинии в Полоцк.

    — Где тогда находились мощи?

    — В Киево-Печерской Лавре.

    — Как они туда попали, ведь умерла Евфросиния в Иерусалиме?

    — Есть разные версии. Очень часто в различных источниках было написано, что ее мощи были перенесены монахами лавры в 1178 году, так как султан Саладин завоевал Иерусалим, и все православные святыни должны были быть спасены. Но по историческим данным, Саладин Иерусалим не захватывал, перевозить мощи было бессмысленно. Скорее всего, их перенесли в Киев позднее – в конце XVI века, когда и появляются упоминания о мощах в Лавре. Тогда же стало известно, что мощи Евфросинии нетленны.

    — А Евфросиния, уходя в Иерусалим, предчувствовала, что уже не вернется?

    — Думаю, да. Ей было около 70 лет. Перед уходом она собрала родственников, попрощалась. Возможно, она хотела закончить свой путь на Святой земле. Когда в Иерусалиме Евфросиния заболела, она послала своих приближенных, двоюродную сестру Евпраксию, чтобы они из Иордана набрали воды и омыли ее. В «Житии» указывается видение ангела, который сказал ей, что жизнь земная заканчивается.

    Родной город Евфросинии был центром Полоцкого княжества. Иллюстрация Павла Татарникова к книге «Айчына. Ад Рагнеды да Касцюшкi».

    МОЩИ ЕВФРОСИНИИ ВЫСТАВЛЯЛИ НА АТЕИСТИЧЕСКОЙ ВЫСТАВКЕ

    — Как же получилось перенести мощи в Полоцк?

    — Киевские митрополиты были против перенесения мощей из Лавры. Ходатайство о возвращении появилось сразу после воссоздания монастыря, который только тогда стал называться Спасо-Евфросиниевским, раньше это был просто монастырь Спаса. Но все ходатайства отклоняли, правда, в 1876 году удалось привезти перст правой руки в Спасский храм. Но полочане мечтали перевезти все мощи. И только Николай II, человек достаточно боголюбивый, поддержал ходатайство. С 1909 года началась подготовка к перевозке мощей в Полоцк. Был разработан церемониал – к Евфросинии относились и как к княжне, и как к святой. Чудеса исцеления, которые происходили по пути возвращения мощей преподобной на родину, описаны в двух брошюрах. На церемонии присутствовали члены царской семьи. И с 1910 по 1917 годы был пик почитания Евфросинии Полоцкой.

    — А что случилось с мощами и монастырем после революции?

    — В 1914 — 17 годах боялись, что немцы войдут в Полоцк, мощи увезли в Ростов. В 1918-м или 19-м их вернули в Полоцк. И сразу советская власть стала бороться с культом святых: монастырь закрыли, мощи вскрыли, но люди стали молиться у них, падать на колени. Поэтому мощи перевезли в Витебский атеистический музей, так как желаемого эффекта по развенчанию мифа о святости Евфросинии не произошло. В музее они были выставлены без одеяния, что воспринималось верующими как святотатство. И только во время оккупации в 1943 году мощи вернули в монастырь, который был вновь открыт. В конце 1961 года он был закрыт, монахини распущены. Действовала только Спасо-Преображенская церковь, которую построила Евфросиния, мощи были в ней, хотя предполагали отдать их в Полоцкий краеведческий музей. Но что-то уберегло… А церковь как приходская действовала все эти годы.

    Крест Евфросинии Полоцкой был утерян в самом начале войны и следы его до сих пор не найдены. А чудеса исцеления, которые связывают со святой Евфросинией, происходят и сегодня. Их летопись ведется в Спасо-Евфросиниевском монастыре.

    Оставить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *