Крест на могилу

Как проходят православные похороны

Протоиерей Игорь Фомин

Православные похороны — важное событие в жизни верующих людей. О смысле христианских похорон, их значении для души человека и православных традициях “Фоме” рассказал протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма св. Александра Невского при МГИМО.

Для христиан смерть — не конец всему, а переход к вечной жизни. Потому похороны — не тяжелое прощание с человеком, которого больше никогда не будет, а проводы в иной мир, который ждет каждого из нас после смерти. Во время похорон главное для нас — молитва о душе почившего человека.

В Символе веры — молитве, в которой рассказывается, во что же верят православные христиане, — есть слова: «Чаю воскресения мертвых» . То есть уповаю и жду воскресения мертвых.

Важно и то, что наша вера много внимания уделяет не только душе, но и телу христианина, потому что тело — храм души. Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои (Апостол Павел, 1-е послание к Коринфянам: 6, 19).

Тело христианина освящается Причащением Божественных Тела и Крови Христа Спасителя. И главное, мы верим, что мертвое и истлевшее со временем тело христианина снова оживет после Всеобщего Воскресения мертвых: Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (Апостол Павел, 1-е послание к коринфянам, 15:53). Поэтому для христиан важно и приготовление тела к погребению.

Если человек умер дома и есть такая возможность, его омывают водой с чтением молитвы «Трисвятое»:

«Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас».

Сразу после смерти над телом почившего читают «Последование по исходе души от тела» и Псалтирь с прибавлением молитв об усопших. Если человек умер вне дома (в больнице или еще где-то), после чего его тело оказалось сразу в морге, можно читать молитвы дома. Затем тело привозят в храм, где священник совершает над ним Чин отпевания. И уже после отпевания гроб с телом почившего предают земле.

После погребения принято устраивать поминки. Но это уже не церковная традиция, а наша человеческая потребность собраться вместе и помянуть почившего близкого человека добрым словом. Важно понимать, что поминки должны проходить тихо и благоговейно.

Отпевание и погребение принято совершать на третий день после смерти (при этом первым днем считается сам день смерти, независимо от времени кончины).

При особых обстоятельствах — войнах, эпидемиях, стихийных бедствиях — разрешается погребение и раньше этого срока. В современной практике из-за особенностей работы государственных и медицинских организаций часто приходится проводить похороны позже третьего дня. В этом нет ничего страшного, и на посмертную судьбу умершего это никак не влияет. Отпевание не совершается в первый день Пасхи и в день праздника Рождества Христова до вечерни.

Как правильно похоронить православного?

Чтобы правильно похоронить православного христианина, нужно в первую очередь договориться со священником об отпевании. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин, которым Церковь провожает в вечную жизнь скончавшегося человека. Во время отпевания мы молимся о человеке, просим о прощение его грехов и даровании ему вечной жизни в Царстве Небесном.

Отпевание совершается, как правило, в храме перед погребением на кладбище. Заочное отпевание благословляется Церковью только в исключительных случаях.

Перед отпеванием на тело человека должен быть обязательно надет нательный крест, в руки вкладывается икона (Христа, Богородицы или небесного покровителя) или Распятие (существует специальный погребальный тип Распятия). Покойного одевают в чистые одежды, часто светлые, что символизируют радость воскресения и будущей встречи с Богом. Тело покрывают до пояса специальным погребальным покрывалом с изображением креста, святых и надписей с молитвами (можно приобрести в церковной лавке или магазине ритуальных услуг), или же просто белой простыней. Этот покров символизирует, что верующий человек находится под покровом Бога. На лоб надевается бумажный венчик с изображением Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи (его также можно найти в церковной лавке). Венчик символизирует нашу надежду на то, что усопший обретет венец вечной жизни. Каждый усопший христианин для Церкви — воин, одержавший победу на поле битвы со страданиями и искушениями, которые выпали на его жизнь.

Все выше перечисленное можно сделать уже в храме, после того, как тело покойного привезли из морга. Или попросить позаботиться об этом работников морга.

Гроб с телом умершего заносят в храм ногами вперед и ставят лицом к алтарю; то есть ногами на восток, головой к западу. По церковным правилам, вопреки распространенным суевериям, гроб с телом положено нести по возможности именно близким родственникам и друзьям. Этим мы выражаем свою заботу и почтение.

Вокруг гроба ставят четыре подсвечника со свечами: у головы, ног и по обеим сторонам гроба; вместе они изображают крест.

Во время отпевания присутствующие стоят со свечами. Их свет — символ жизни и победы над мраком смерти. Так же, как и всякая свеча в храме, свеча в нашей руке на отпевании — символ теплой молитвы за умершего. Кроме того эти свечи напоминают о тех свечах, которые держат все люди в храме в Пасхальную ночь, радуясь Воскресению Христову.

Когда отпевание завершается, священник прочитывает над покойным разрешительную молитву, в которой молится о прощении человеку его грехов (разрешение — это прощение, освобождение). Грехов, в которых он раскаялся, и грехов, которые забыл. Это не относится к грехам, в которых человек намеренно не каялся.

После все участвующие в отпевании подходят ко гробу прощаться, просят у усопшего прощение, целуют венчик на лбу и икону на груди. Затем тело полностью закрывается покрывалом. После этого гроб накрывается крышкой и уже больше не открывается.

После отпевания гроб с телом умершего провожают на кладбище, опускают в могилу и предают земле.

Если есть возможность пригласить священника с собой на кладбище, то служиться лития — еще одна поминальная служба. После ее окончания священник сыплет крестообразно землю на гроб со словами: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущии на ней». Если священник не едет на кладбище, то родные родные сами на кладбище крестообразно посыпают гроб землей, освященной после отпевания.

После погребения, по традиции, родные и близкие почившего собираются вместе на поминальную трапезу. Во время трапезы все вспоминают добрые дела почившего, не столько для того, чтобы сказать, какой он был замечательный человек, а более для того, чтобы лишний раз напомнить друг другу, каким, вообще, должен быть человек. Чтобы мы могли подражать лучшему, что есть в наших ближних.

Какие кресты ставят на могилах

В процессе церемонии место захоронение оборудуется небольшим холмом, и ставится деревянное распятие. Когда земля осядет можно его сменить на металлический атрибут.

Например, священнослужители рекомендуют выбирать распятие без каких-либо украшений и излишеств. Материалом для деревянных конструкций может служить бук, сосна. Дерево обрабатывается специальным составом, а затем покрывается лаком, так они дольше прослужат. По желанию заказчика исполнители могут украсить декоративной резьбой.

Деревянные изделия не отвечают долговечности. Поэтому желательно поставить металлический атрибут. Такое изделия имеет помпезный вид, долговечное, не ломается и устойчивое к погодным условиям. Распятия делаются из личных предпочтений и материальных возможностей.

Православная церковь не приветствует излишества на кладбищах. В последнее время популярными стали памятники из мрамора или гранита. Ставить памятник можно через двенадцать месяцев после похорон. Земля должна осесть. Есть и другое поверье, что душа усопшего покидает землю через год. Но даже после постановки памятника распятие необходимо оставить. Монумент лучше расположить на другой стороне. Можно положить атрибут рядом или по согласию священного служителя сжечь в печке.

О Кресте, его видах и пропорциях

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…
Крест — символ Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.
Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения — человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.
Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста — деление отрезка прямой в » золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.
Греческий (корсунский крест)
Рисунок 1.
Крест — древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» — на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).
Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки — металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.
Русский восьмиконечный крест
Рисунок 2.
Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя — на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая — вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.
Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 — 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2).
В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).
Барочный крест
Рисунок 3.
Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля — «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.
Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины — 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины — цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.
В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен — стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.
Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут — в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай — дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.
Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Мнения, высказываемые священнослужителями

Среди священнослужителей православной церкви по данному вопросу нет единого мнения. Так если взять книгу под названием «У Бога все живы», то там сказано: «Крест, символ спасения, возвышается над могилой всякого христианина (он ставится в ногах)».

В откровениях от отца Афанасия (Гумерова) говорится о том, что покойники, в соответствии с Православными обычаями, кладутся в землю так, чтобы их голова была направлена на Запад. Соответственно лицо покойника «смотрит» на Восток, чтобы ему был доступен восход Солнца, которому суждено рождаться на Востоке, а «умирать» на Западе. Положение, в котором находится покойный, призвано выражать безмолвную молитву, а также его стремление последовать к свету от мрака, то есть от Запада на Восток. От мира земного к вечности.

Предваряя Конец Света, Христос появится с Востока, так как именно там, согласно Библии, расположен Рай. И в момент его пришествия, мертвым должно быть видно его лицо, тогда как у него должна быть возможность увидеть лица всех покойников. В их ногах устанавливается крест Христов. И все православные храмы строятся таким образом, чтобы лица верующих в момент молитвы были обращены на Восток.

А вот иеросхимонах Амфилохий (Трубчанинов Николай Федорович) в своей книге «Сила Креста Христова» пишет иначе. В ней говорится, что пришло время, когда люди научились ставить крест в ногах покойного. А он при этом выразил готовность к принятию любых, пусть даже самых жестоких мук, лишь бы никто и никогда не услышал от него пожелания поставить в ногах крест. И если после его кончины кто-нибудь поступит именно так, то он придет с того света чтобы показать, где ему надлежит быть.

Отвечая на вопрос прихожанки о том, как следует ставить крест, отец Олег Моленко сказал, что наступит день, когда произойдет славное всеобщее воскрешение мертвых. И Божья сила воскресит всех умерших людей, призывая их восстать из могил своих. И те, кому крест поставили в ноги, восстав, сначала будут видеть милый каждому верующему символ спасения. Тогда как покойникам, коим крест установили в изголовье, то ли по невежеству, то ли по каким иным причинам, суждено удариться головой о его основание.

Обдумав все, о чем шла речь выше, каждый сам должен решить за кем последовать и, в зависимости от этого, как устанавливать крест на могиле усопшего.

Могилы без крестов и памятников круче обычных


Как выглядит обычное русское кладбище? Мрачное место с тысячами однотипных могил, навевающих грусть и уныние. Посетителями кладбищ, как правило, являются исключительно родственники погребенных там людей, приходящих несколько раз в год, чтобы навести порядок возле могил. Фактически, кладбище является концентрацией какой-то негативной энергии, поэтому туда никто и не ходит!
Давайте включим практичность. Какая реальная функциональность кладбища, кроме места для захоронения? Ведь будем откровенны: кладбища, особенно давние, занимают огромные территории в центре или недалеко от центра городов! Десятки тысяч тонн мрамора, гранита, просто бетона. Стоимость места для захоронения может достигать нескольких миллионов рублей, представляете?
Итальянцы, известные своим эстетическим подходом к жизни, придумали настоящий прорыв в области человеческого погребения! Суть метода предельно проста: хоронить человека не в гробу, а в специальной органической яйцевидной капсуле. Капсула помещается прямо в грунт, а сразу над ней сажается дерево!

Предлагаемая итальянцами схема «правильных» захоронений
Разлагаясь, тело становится источником питательных элементов для дерева, посаженного над ним. Таким образом, погребенный человек дает энергию для развития нового организма! Разве не гениальное решение?
Только представьте себе, что введя подобную практику в России, можно фактически за 10 лет заменить гнетущие душу каменные кресты на красивые зеленые поминальные парки! Функциональность подобного некрополя сложно переоценить: во-первых, эстетическая составляющая, во-вторых, символизм вклада в развитие местной экологии. Кто-то скажет, что память будет неполной, если будут отсутствовать таблички с именами усопших. Но ведь таблички можно сначала закреплять на воткнутых в землю металлических прутьях, а со временем – привинчивать на дерево-памятник.
Вы помните, как выглядят современные кладбища сейчас? Как-то так:

А вот так они могут выглядеть, если практика капсульных захоронений реально найдет поклонников уже сейчас, среди еще живых граждан. Судя по всему, формат захоронения будет предпологать приличную бумажную волокиту, связанную с чем-то типа завещания «похороните меня в капсуле». В самой Италии методика пока проходит всяческие процедуры согласований.

Открытым остается так же вопрос о стоимости подобных захоронений. Скорее всего, не менее 5000-7000 долларов. Но думаю, что в течение нескольких лет стоимость «капсульного гроба» значительно уменьшится: ориентировочно, до 2000 долларов или около 150 000 рублей, по текущему курсу. В принципе, недорого, если учесть, что цена качественного гроба сейчас ненамного дешевле, а то и дороже!
Как по мне, очень круто. Вы бы хотели, чтобы вас похоронили в такой капсуле? Или все-таки пусть родственники купят за ваше наследство какие-нибудь «Жигули»? Если что-то останется, конечно, после похорон «все, как у людей»?

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *