Крестники

(крестные отец и мать), лица, к-рые при крещении взрослых являются свидетелями и поручителями за серьезность намерения и за правую веру крещаемого, а при крещении младенцев и больных, лишенных дара речи, дают за них крещальные обеты и произносят Символ веры. На В. возлагается обязанность следить за ростом религ. и нравственного сознания новокрещеного. В случае необходимости В. должны оказывать покровительство своим крестникам или даже брать их на свое попечение.

Институт восприемничества существует в Церкви с древности. О поручителях (лат. susceptores) упоминает Тертуллиан (II в.) (Tertull. De bapt. 18). Свидетельство о поручителе, участвовавшем в приеме нового члена в христ. общину, содержится в т. н. «Апостольском предании» III в., (Trad. Ap. 20), хотя здесь речь идет не о восприемничестве в собственном смысле слова, ибо поручитель участвовал в оглашении, а не в самом Крещении. Участие поручителя (В.) в Крещении зафиксировано 45 (54)-м прав. Карфагенского Собора (419): «Болящие, которые за себя отвещати не могут, да будут крещаемы тогда, когда, по их изволению, изрекут свидетельство о них другие, под собственною ответственностию». В трактате «О церковной иерархии» «Ареопагитик» (V-VI вв.) подробно описаны функции В. (EH. 2: 2-5).

По обычаю древней Церкви, в крещении, как правило, участвовал один восприемник, одинакового пола с крещаемым. При преобладавшем тогда крещении взрослых это вытекало из естественного чувства стыдливости («чтобы преподание несокрушимой печати совершалось благоприлично» — Const. Ap. III 16. 4). Но впосл. в Крещении, к-рое, по учению Церкви, является духовным рождением человека, по аналогии с рождением плотским, стали участвовать одновременно и восприемник и восприемница — крестные отец и мать. Кодекс имп. св. Юстиниана I (534), запрещающий брак между восприемником и воспринятой, еще не рассматривает возможность брака между восприемницей и Восприемником (СJ. 5. 4. 26. 2). Этот обычай распространился на Западе в VIII в. (Torquebiau. Col. 155, 158); он легко вошел в жизнь Церкви, тем более что со временем по преимуществу стали крестить младенцев. Против двойного восприемничества выступал еп. Римский св. Лев I Великий (440-461), впосл. Майнцский Собор 813 г. осуждал эту практику, но она прочно укоренилась.

Позже обычай участия восприемника и восприемницы в крещении проник и на Восток. В РПЦ он распространился уже в XIII в. Этой практике противодействовали митрополиты святые Киприан (XIV в.) и Фотий (XV в.), но после XV в. участие в крещении младенца 2 В.- крестного отца и крестной матери — не встречало более возражений со стороны церковной власти.

Гуго Сен-Викторский (1-я пол. XII в.) в соч. «De sacramentum» (О таинствах) свидетельствует о том, что в католич. Церкви случались трое В.; большинство католич. Соборов XIII-XIV вв. допускали 2 крестных и крестную для крещаемого и 2 крестных матерей и крестного для крещаемой; эта практика преобладала в XV в. Число В. детей из знатных семей нередко доходило в отдельных местах, напр. в Венеции, до 20 и даже до 100, что обеспечивало этим детям множество покровителей и подарков. Тридентский Собор (XVI в.), запретив такую практику, определил, что крещаемый должен иметь одного крестного отца или крестных отца и мать (Torquebiau. Col. 158).

Не всякое лицо допускается до восприемничества. От него устраняются родители крещаемого. Случаи восприятия родителями своих детей от купели имели место в древней Церкви, но это встречало осуждение со стороны церковной власти и было воспрещено имп. св. Юстинианом I, еп. Римским св. Львом I Великим, Майнцским Собором 813 г. В Номоканоне при Большом Требнике указывается, что восприемник своего ребенка разлучается со своей женой, матерью ребенка, поскольку они становятся кумовьями, т. е. приобретают духовное родство, к-рое выше родства плотского (Ст. 209); если муж и жена становятся крестными одного какого-то ребенка, они не должны вступать в плотское общение, в противном случае они отлучаются на 17 лет от Причащения, им предписывается по 100 земных поклонов ежедневно и сухоядение в среду и пятницу — «прощающий же сих да будет проклят» (Ст. 211). От восприемничества должны уклоняться монахи (Ст. 84). По указам Святейшего Синода от 23 мая 1836 г. и от 27 авг. 1837 г., В. не могут быть лица, не достигшие церковного совершеннолетия — 15 лет для мужчин и 13 для женщин (в католич. Церкви 16 лет — CIC. 874. § 1. 2); не могут быть В. недееспособные лица; не допускаются до восприемничества иноверные, еретики и отступники (Номоканон при Большом Требнике. Ст. 22). Однако инославные, говорится в авторитетной и даже имевшей в известном смысле офиц. значение в кон. XVIII — 1-й пол. XIX в. «Книге о до́лжностях пресвитеров приходских», составленной архиеп. св. Георгием (Конисским) и еп. св. Парфением (Сопковским), могут быть в нек-рых случаях В. православных, но при крещении они должны читать Никео-Константинопольский Символ веры без добавления Filioque. Поскольку на В. лежит обязанность участвовать в религиозно-нравственном воспитании своих крестников, от восприемничества следует устранять лиц, не имеющих твердой и сознательной веры, а также лиц с сомнительными нравственными качествами.

Участие в крещении неск. В. и восприемниц, а также заочное восприемничество, когда ввиду родственных или дружеских отношений с семьей новокрещеного крестным отцом или матерью признается лицо, не участвовавшее в крещении, являются злоупотреблением.

Со своими крестниками и их родителями В. вступают в отношения, к-рые именуются духовным родством. Факт духовного родства имеет особое значение в брачном церковном праве, являясь одним из препятствий к браку. Отцы Трулльского Собора (691-692) 53-м прав. запретили браки между В. и родителями воспринятых («Понеже сродство по духу есть важнее союза по телу…»). В «Василиках» запрещение браков между лицами, состоящими в духовном родстве, распространено и на 3-ю степень: воспринявший кого-либо от св. Крещения не должен жениться на этой особе, потому что она ему дочь, ни на ее матери или дочери. Не может также жениться на перечисленных лицах и сын восприемника. Определением К-польского Синода при патриархе Николае III Грамматике (1084-1111) признано было препятствием к браку наличие духовного родства до 7-й степени включительно, подобно кровному родству. Но степени эти определены только по нисходящей линии от восприемника и воспринятого, а по восходящей линии лишь по отношению к родителям крестника или крестницы. На родственников по боковой линии отношения духовного родства не распространяются.

Поскольку 53-е прав. Трулльского Собора поставило духовное родство выше плотских отношений, ищущие развода могли добиваться его через восприятие собственного ребенка. Чтобы противодействовать этому, визант. императоры Лев IV и Константин VI издали новеллу, на основании к-рой супруг, виновный в разводе по причине наступившего вслед. восприемничества собственного ребенка духовного родства с женой, несовместимого с продолжением супружества, подлежал денежному штрафу или телесному наказанию, 7-летнему изгнанию и запрету вступать в новый брак. Тем самым данное злоупотребление было искоренено.

В церковно-каноническом сознании отношения между восприемником и его крестницей и соответственно между восприемницей и ее крестником, а также между восприемником и восприемницей приобрели характер духовного родства, к-рое, однако, не может поставляться на один уровень с духовным родством, связующим В. с крестниками одного пола с ними и с их родителями. После того как установилась практика иметь при крещении восприемника и восприемницу, имп. св. Юстиниан запретил брак между восприемником и воспринятой, мотивировав это тем, что ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установить столь правомерного препятствия к браку (CJ. 5. 4. 26. 2).

Однако в указе Святейшего Синода РПЦ от 19 янв. 1810 г. отрицаются отношения духовного родства между детьми В. и воспринятым. Святейший Синод нашел непреодолимое препятствие к браку лишь в отношениях между восприемницей и отцом ее крестницы, а также между восприемником и матерью крестника. Тем самым он исходил из непризнания канонической действительности восприемничества лица другого пола по отношению к крещаемому, хотя ни в этом указе Святейшего Синода, ни в позднейших актах церковной власти не возбраняется самый обычай участвовать в крещении в качестве В. 2 лицам разного пола.

Иногда В. называют лиц, участвующих в браковенчании в качестве свидетелей, или поручителей, что является более обычным их наименованием. В. называют также духовных отцов, к-рым вручаются для наставления новопостриженные монахи.

Лит.: Бердников И. С. О восприемничестве при крещении и духовном родстве как препятствии к браку. Каз., 1892; Павлов А. С. Курс церковного права. Серг. П., 1902. С. 311-313, 349-352; Herman E. Baptême en Orient // DDC. T. 7. Col. 174-201; Torquebiau P. Baptême en Occident // Ibid. Col. 110-174; Афанасьев Н., протопр. Вступление в Церковь. М., 1993. С. 86-93; Цыпин В., прот. Церковное право. М., 1996. С. 132-133, 352.

Прот. Владислав Цыпин

  • 15 нояб. 2019 г.
  • Комментариев нет

К таинству крещения нужно подойти очень ответственно. Крестить ребенка можно только один раз в жизни. Как правильно выбрать крестных, и кого нельзя брать в крестные ни в коем случае. Крещения, можем ли мы стать кому-то крестными и как нам выбрать восприемников для своего ребенка.

Крестные родители: кто может стать крестным? Что нужно знать крестной матери и крестному отцу? Сколько крестников можно иметь?

В народе есть достаточно много разных предположений и суеверий, которые говорят, кого нельзя брать в крестные. Но далеко не все они правдивы.
В народе говорят, что для девочки нельзя брать женщину, которая не замужем, ну и соответственно о мальчиках. Это все неправда, и счастье вашего ребенка никто не унесет.
Беременных нельзя брать в крестные для ребенка. Это совсем не так. Церковь не запрещает этого, но вот только стоит учесть, что девушке в положении будет сложно выстоять весь длительный процесс.

Кратко:

  • Крестным, или восприемником, должен быть православный христианин. Крестным не может быть католик, мусульманин или очень хороший атеист, потому что главная обязанность крестного — помогать ребенку вырасти в православной вере.
  • Крестный должен быть церковным человеком, готовым регулярно водить крестника в храм и следить за его христианским воспитанием.
  • После того, как совершено крещение, крестного нельзя поменять, но если крестный сильно изменился к худшему о нем должны молиться крестник и его семья.
  • Беременная и незамужняя женщины МОГУТ быть крестными и мальчиков и девочек — не слушайте суеверные опасения!
  • Крестными не могут быть отец и мать ребенка, а также муж и жена не могут быть крестными у одного ребенка. остальные родственники — бабушки, тети и даже старшие братья и сестры могут быть крестными.

Кого нельзя брать в крестные

Церковные правила гласят, что далеко не каждый может стать крестным. Часто родители узнают об этом, только в сам день, когда уже все назначено. Поэтому мы расскажем вам, кого нельзя брать в крестные для ребенка.

Возрастные ограничения для крестных. Девушки – 14 лет, парни – 15.

По церковным канонам считается, что именно с этого возраста люди уже могут заниматься духовным воспитанием ребенка.
Монахи не могут быть крестными ни в коем случае.
Люди с психическими заболеваниями не только благодаря здравому смыслу не могут быть крестными, но и по церковным канонам.
Возбраняется звать в крестные мужчину и женщину, состоящих в браке. Кумовьям церковь запрещает жениться.
Ну и сами же родители ни в коем случае не могут быть крестными своего ребенка.

Рубрика: Церковные Таинства, Церковный этикет

Для чего нужна крестная мама

Крестная мать – это воцерковленная православная христианка, которая в Таинстве Крещения дает за младенца обеты перед Богом. Также она обязуется участвовать в духовном воспитании ребенка. Биологическая мама несет попечение о физическом благополучии и здоровье своего чада. Крестная мама, в свою очередь, должна способствовать духовному становлению, спасению души своего крестника.

Быть крестной мамой это значит намного больше, чем принять ребенка из купели и прочитать Символ Веры. С младенчества нужно поддерживать контакт со своим крестником Нужно молиться за него, способствовать участию в Таинстве Причастия и учить жить по-христиански.

Младенец на руках у крестной матери во время Таинства Крещения

Роль крестной матери в жизни ребенка

Крестная мама принимает ребенка от купели в момент духовного рождения младенца во время Таинства Крещения. Таким образом, связь восприемницы и крестника сродни отношениям матери и ребенка. Крестная должна принимать активное участие в воспитании малыша. Пока ребенок маленький, можно помогать родителям водить его в храм для принятия Святых Христовых Таин. Учить коротким молитвам, помогать привыкать к церковной обстановке. Чем старше будет становиться крестник, тем больше информации можно до него доносить. Главное делать это только в простой и понятной ему форме.

Роль крестной матери – своим примером показать что такое добродетельная жизнь в традициях Церкви. Родители прививают ребенку основные правила гигиены, поведения в обществе. Крестная мама призвана научить своего воспитанника основам православной веры и делам милосердия. Нужно направлять свое духовное чадо на путь спасения на протяжении всей жизни, оберегать советом от неверных поступков. Крестник может оступиться и родители не смогут исправить ситуацию. Тогда именно крестная должна помочь осознать ошибки, оказать всестороннюю поддержку своему духовному чаду.

Требования к крестной маме

В восприемницы выбирают православную женщину, которая сможет дать будущему крестнику необходимые знания о христианской жизни и вере. Крестная мама должна знать основные молитвы и понимать значение Таинства Крещения. Ей необходимо осознавать ответственность, которая на нее будет возложена после принятия младенца из купели.

Согласно церковным канонам минимальный возраст для названной мамымочки составляет совершеннолетие. Необходимо учитывать, что обряд крещения проводится один раз и на всю жизнь. Если восприемница в будущем по каким-то причинам не справится со своими обязанностями, назначить другого человека в крестные уже будет невозможно.

Крестной матерью не может стать родная мама ребенка, неверующая или некрещенная женщина, девушка до совершеннолетия, монахиня. Существует устойчивая традиция, что крестными одного ребенка не могут быть муж и жена. Если восприемники, которые на момент крещения не являлись супругами, решат связать себя узами брака, то для этого потребуется специальное разрешение архиерея местной епархии.

«Браки между восприемниками могут совершаться по благословению епархиального архиерея (с учетом указа Святейшего Синода от 31 декабря 1837 года)».

Как стать крестной матерью

Что нужно, чтобы стать крестной матерью? Во-первых, знать азы православной веры и участвовать в Таинствах Церкви. Серьезно подойти к вопросу об обязанностях крестной матери, изучить всю информацию о роли крестной в жизни ребенка. И самой при этом вести добродетельную, христианскую жизнь, достойную подражания для подрастающего поколения.

Стать крестной это почетная обязанность. Если вы уверены в своих силах, то крестных детей может быть несколько. Но за каждого нужно будет нести ответственность перед Богом. Восприемницей может стать близкая подруга семьи, родственница или просто хорошая знакомая, которой родители доверяют духовной воспитание своего чада.

Что делает крестная мать во время Таинства

Что нужно знать крестной матери перед крещением ребенка? Обязательно знать основные молитвы, которые являются частью Таинства Крещения: Символ Веры, Отче наш. Нужно договориться со священником о проведении огласительной беседы перед проведением Таинства Крещения и назначить дату крестин. Будущая восприемница заботится о покупке всего необходимого для проведения Таинства. В этот список входят нательный крестик, белая рубашка и полотенце, свечи, именная икона в подарок для крестника.

Кроме этого, будущей крестной нужно самой приготовиться к участию в Таинстве Крещения. За несколько дней до крестин будущая названная мама должна исповедаться и причаститься.

До крещения нужно почаще бывать с ребенком, держать его на руках. Так малыш привыкнет к новому человеку и во время проведения Таинства будет вести себя спокойно.

Крестная мама должна выполнять следующие обязанности при крещении:

  • произносить указанные священником молитвы;
  • принять младенца из купели и одеть его в белую крестильную рубашку;
  • держать на руках крестницу до окончания Таинства Крещения и выполнять указанные священником действия.

Обязанности крестной матери

Что должна делать крестная мать после крещения:

  • участвовать в воспитании ребенка;
  • способствовать регулярному Причастию и посильному посещению богослужений для крестника (все в разумных пределах);
  • по мере возраста объяснять основы православной веры, изучать молитвы;
  • самостоятельно молиться за крестника, поздравлять с церковными праздниками, днями рождения и именинами;
  • быть ребенку другом и наставником на протяжении всей жизни;
  • приложить все усилия для православного воспитания крестника, чтобы он стал полноправным членом церковной общины. Чтобы самостоятельно участвовал в Таинствах и принимал решения, руководствуясь правилами Церкви. Не стоит настаивать и не ссориться с родителями, если они в чем-то с крестной не согласны.

Крещение – первый и важнейший христианский обряд. Заключается в погружении принимающего крещение в воду или его обливании, с произношением священником установленных молитв.

Когда крестить ребенка?

С точки зрения православной церкви крестить ребенка следует, когда ему исполнится 40 дней после родов.

Это связано, прежде всего, с отношением церкви к физиологии послеродового периода родившей женщины, матери ребенка. После истечения этого срока над ней необходимо прочитать особую молитву, это делает священник до или после крещения.

Такое время ожидания также считается подходящим, поскольку дает возможность малышу немного окрепнуть перед обрядом крещения.

Кстати, до трех месяцев дети легче переносят окунания с головой, потому что у них сохраняются внутриутробные рефлексы, помогающие задерживать дыхание.

Совершить же Таинство Крещения можно в любом возрасте.

Крестные родители

Крестный родитель – принимающий ответственность перед Богом за духовное воспитание и благочестие своего крестника, духовный родитель в христианской традиции.

  • Не обязательно, чтобы у ребенка было двое крестных, однако этот вариант также допускается.
  • Крестный должен быть одного пола с ребенком: для девочки – крестная мама, для мальчика – крестный отец.
  • Крестный должен быть православным и воцерковленным человеком.
  • Незадолго до Таинства Крещения крестный родитель должен исповедаться и причаститься.
  • Чтобы стать крестным родителем, необходимо предварительно пройти огласительные беседы. Длительность и содержание огласительных бесед в каждом храме может иметь свой порядок. После прохождения бесед выдается справка о том, что человек может быть крестным родителем.

Кто не может быть крестным:

  • один из родителей ребенка;
  • монашествующий;
  • крестными одного ребенка не могут быть муж и жена или готовящаяся к свадьбе пара;
  • некрещеный человек;
  • душевнобольной человек;
  • человек, пришедший в церковь в нетрезвом виде.

Имя при крещении

Выбирать другое имя при крещении следует в том случае, если имени ребенка нет в православных Святцах.

В этом случае следует заранее подобрать имя, близкое по звучанию (Алина – Елена, Жанна – Анна, Алиса – Александра) и сказать об этом священнику.

Далее во всех событиях, связанных с церковными ритуалами (например, венчание) нужно будет использовать имя, данное при крещении.

Исходя из него же будет определятся, когда у ребенка день Ангела и кто у него небесный покровитель.

Что нужно купить для крещения ребенка?

Для совершения Таинства Крещения ребенка нужны:

  • новая крестильная рубашка;
  • нательный крестик с цепочкой или шнурком;
  • полотенце.

Эти принадлежности должны купить крестные родители в любой церковной лавке. Крестильную рубашку в дальнейшем следует хранить вместе с другими памятными вещами малыша, не стирать.

Где крестить ребенка?

Если вы являетесь прихожанами какого-то храма, то ответ на этот вопрос у вас уже есть. Если нет – выбирайте храм по душе.

Хорошо если у храма есть отдельная крестильная. В ней, как правило тепло, нет сквозняков и посторонних.

Если в вашем городе немного храмов и все они с большими приходами, то обязательно узнайте заранее, сколько детей обычно бывает на Крещении.

Может оказаться так, что одновременно будут крестить несколько младенцев, каждый из которых будет в сопровождении множества родственников. Если такая массовость вам не по душе, можно договориться об индивидуальном крещении.

Сегодня у каждого храма есть сайт в интернете, на котором указан контактный телефон. По нему можно получить ответы на любые интересующие вопросы, касающиеся обряда крещения в конкретном месте.

Сколько платить за обряд крещения?

Перед свершением обряда нужно оплатить пожертвование за крещение. В каждом городе эта сумма разная.

Официально в храмах нет платы за Таинства и требы, но в современных реалиях пожертвование за крещение – одна из главных статей дохода храмов, позволяющая оплатить расходы за свет, электричество, ремонт, противопожарные работы и работу священника.

Ценник в храме – это ориентировочная сумма пожертвования. Если нет денег, должны окрестить бесплатно. Если имеет место отказ – это повод обратиться к благочинному.

Средняя сумма, которую обычно оставляют родители по собственному решению за крещение – 1500 руб.

Можно ли снимать на камеру обряд крещения ?

Этот вопрос лучше уточнить заранее у священника, который будет проводить обряд. Как правило, фото и видеосъемку не запрещают, но некоторые священники могут относиться к этому негативно.

Как проходит обряд крещения?

  1. Незадолго до Таинства Крещения родителям и крестным ребенка необходимо исповедаться и причаститься.
  2. Крещение проводится в церкви или отдельном помещении при церкви – крещальне. В ней находится крестильная купель – чашеобразный сосуд с освященной водой. Крестные мама и/или отец стоят возле купели и держат малыша. Родители ребенка наблюдают.
  3. Сначала священник читает молитву на наречение имени, потом благословляет ребенка и затем читает молитвы, призывая Бога защитить ребенка.
    Для того, чтобы сам малыш отказался от зла и сатаны, его разворачивают на запад, но так как ребенок не может сам развернуться, то священник просит развернуться крестных и спрашивает трижды у ребенка «Отрекаешься ли ты от сатаны и от всех дел его и всех его ангелов, и от всякого служения ему, и от всякой гордыни его?”. И крестные отвечают вместо малыша: «Отрекаюсь”.
    Затем так же трижды повторяется вопрос: «Отрекся ли ты от сатаны?” и крестные отвечают: «Отрекся”, священник просит дунуть и плюнуть на него, подтверждая свое презрение к сатане.
    Крестные разворачиваются лицом на восток и отвечают три раза «Сочетаюсь” на вопрос священника: «Сочетаешься ли ты с Христом?”.
  4. После этого священник читает молитву на освящение воды в купели, трижды окропляет воду кисточкой с елеем (маслом) и осуществляет помазание – мажет лоб, грудь, ушки, плечи, кисти ручек и ножки малыша елеем.
  5. Ребенка раздевают и погружают в купель. В некоторых церквях священник погружает в воду не всего ребенка, а держа его над купелью, просто обливает его голову освященной водой.
  6. Далее крестный (или крестная) принимают ребенка из рук батюшки и заворачивают его в крыжму (либо новое большое белое полотенце). Одежду и крыжму после крещения не стирают, не передают другим людям и не дают поносить.
    Если крестят мальчика, то до погружения в купель ребенка держит крестная мать, а воспринимает от купели крестный отец. Если крестят девочку, то вначале ее держит на руках крестный отец, а воспринимает от купели крестная мать.
  7. Священник надевает на малыша освященный крестик (заранее освящать крестик не нужно, его освятят в церкви во время обряда крещения) и совершает миропомазание – мажет лобик ребенка миррой – это особое масло, которое 1 раз в год освящается Патриархом и считается великой святыней. Миропомазание совершается только один раз в жизни – после Крещения (не путайте его с соборованием или елеопомазыванием).
  8. После этого крестные с ребенком на руках трижды обходят вокруг купели в направлении против движения солнца. Вслед за шествием начинается чтение Апостола и Евангелия, и священник произносит специальную молитву – Ектению, начинающуюся со слов «Помилуй нас, Боже”.
  9. После прочтения молитвы производится омовение ребенка. Для омовения елея и мира используется губка, смоченная водой. Священник проводит ею по тем частям тела, на которые он наносил святое масло.
  10. Переходит к пострижению. Первым делом срезает немного волос на затылке, затем с передней части головы, далее с правой и левой стороны. Все срезанное скатывается в шарик с воском и опускается в купель, как залог посвящения и символ жертвенности Богу.
  11. Завершая обряд крещения, мальчика вносят в алтарь (не во всех храмах), а девочку подносят к иконе Божьей Матери (не во всех храмах).
    Когда ритуал крещения закончится, родителям ребенка выдадут свидетельство о крещении, где будет указано когда и кем совершено крещение, а также указан день именин ребенка. Продолжительность крещения обычно составляет около часа.
  12. На следующий после Таинства Крещения день необходимо причастить ребенка.

Популярные вопросы

Можно ли кормить ребенка в храме?

Можно. Для этого хорошо быть в продуманной одежде, дающей такую возможность. Если нужно уединение – можно попросить кого-то из сотрудниц храма подыскать укромное место. Если малыш обычно любит кушать долго, лучше иметь с собой заранее подготовленную бутылочку с молоком. Как показывает практика, кормить лучше до Таинства Крещения, чтобы ребенок не проголодался в середине службы.

Какой температуры будет вода в купели?

Вода в купели будет теплой. Сначала туда заливается горячая вода, а перед ритуалом ее разбавляют холодной до комфортной температуры.

Можно ли крестить ребенка дома?

Можно. Но считается, что лучше всего это сделать в церкви, так как именно там оно имеет наиболее полноценный смысл.
Обряд крещения символизирует то, что человек приобщается к рядам церкви. После того, как он проходит таинство крещения, становится полноправным членом церкви.
После этого человек называется дочерью или сыном Бога. По этой причине мальчиков вносят в алтарь, ведь туда могут входить лишь священнослужители, а девочки в церкви целуют иконы, обычно к которым не прикладываются. Это все придает особое значение полноправности человека в храме.

Можно ли крестить ребенка, если родители некрещеные или другого вероисповедания (католики, баптисты)?

Можно. Вероисповедание родителей в данном случае не является определяющим фактором.

Должен ли ребенок носить крестик постоянно?

До наступления сознательного возраста ребенка допускается повесить крестик над детской кроваткой. Крестик можно повесить на цепочку или веровочку.

Можно ли крестить зимой?

Крестить ребенка можно в любое время года. В храмах топят, температура воды в купели комфортная.

Нужно ли отмечать Крещение и дарить подарки?

Конечно, если есть желание собраться после службы. Сейчас входит в традицию дарить подарки от крестных и родственников, которые были на Крещении. Обычно дарят памятные вещи: иконы, ювелирные украшения, семейные альбомы и др.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *