Крестный или крестный ход?

«Краткий Церковно-Богослужебный словарь» (Сочинение прот. Александра Свирелина, М.: 1916 г.) разъясняет нам: «Есть еще один вид литии, известный у нас под названием крестного хода. В случае какого-либо общественного бедствия, или общей нужды, или в воспоминание Божественного избавления от прежнего бедствия — совершается сего рода лития. Из храма исходят с хоругвями, Животворящим Крестом, Евангелием и св. иконами и обходят кругом все селение с молебным пением; либо становятся среди селения и тут совершают моление; либо, наконец, идут к воде и там совершают водоосвящение».

«Лития в переводе с греческого — коленопреклонение, усердное, всенародное моление. Так называется моление, совершаемое в притворе храма или даже совсем вне храма, чтобы в сем молении могли принять участие все православные — и оглашенные, и запрещенные, и чтобы таким образом оно буквально было молением всенародным – литиею».

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Крестные ходы, которые не являются частью богослужения, появились вследствие желания верующих молиться не только в храме, но и в местах явления чудотворных икон, молитвенных подвигов почитаемых святых. Для того, чтобы шествие к такому месту не было праздным провождением времени, во время крестного хода читалось Евангелие, произносились ектеньи, пелись церковные песнопения. Участники крестного хода несли с собой иконы, кресты, хоругви. Это делало процессию более торжественной, напоминая встречным о глубине и силе православной веры.

Иногда крестный ход, продолжавшийся в течение нескольких дней, превращался в настоящее паломничество. Участники такого крестного хода, откладывая житейское попечение, перенося тяготы пути, совершают подвиг Христа ради. Такой крестный ход является символическим несением своего жизненного креста, исполнением слов Спасителя: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24).

Что такое Крестный ход?

Крестный ход – многолюдное торжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Вопросы:

От чего произошли Крестные ходы?

Так же, как святые иконы, Крестные ходы получили свое начало из Ветхого Завета. Древние праведники часто совершали торжественные и всенародные шествия с пением, трубоглашением и ликованием. Повествования об этом изложены в священных книгах Ветхого Завета: Исход, Числа, книги Царств, Псалтирь и других.

Первыми прообразами Крестных ходов были: путешествие сынов Израилевых из Египта во обетованную землю; шествие всего Израиля вслед ковчега Божия, от которого последовало чудесное разделение реки Иордана; торжественное семикратное обхождение с ковчегом вокруг стен Иерихонских, при котором совершилось чудесное падение неприступных стен Иерихона от гласа священных труб и возглашений всего народа; а также торжественные всенародные перенесения ковчега Господня царями Давидом и Соломоном.

По каким чрезвычайным случаям совершаются Крестные ходы?

Чрезвычайные Крестные ходы совершаются с разрешения епархиальных церковных властей по случаям особенно жизненно важным для прихода, епархии или всего народа православного – при нашествии иноплеменников, при нападении губительной болезни, при голоде, засухе или иных бедствиях.

Неужели усердная молитва с сокрушенным сердцем не может заменить Крестные ходы?

Истинно верующему страшно прекословить Богу и избирать себе от закона что хочется, а должно беспрекословно исполнять волю Божию.

Неужели все праведники – Моисей и Давид, Соломон и весь Израиль, не имели сокрушенного сердца и усердной молитвы?

Все это они имели, но и Крестные ходы совершали. От Крестного хода Иордан разделился и стены Иерихонские пали. Вот и у нас во время различных наказаний гнева Божия за грехи наши глада, засухи, мора, губительной болезни на людей и на скот, нападения врагов на отечество совершаются Крестные ходы. Поэтому ими вместе с общей молитвой, постом и покаянием, по примеру ниневийских жителей, избегаем праведного наказания, посылаемого нам от Бога.

Что такое хоругви, без которых никогда не совершаются торжественные Крестные ходы?

Первый прообраз хоругвей был после всемирного потопа. Бог, явившись к Ною во время его жертвоприношения, явил ему дугу в облаках и назвал ее заветом вечным между Богом и людьми (Быт. 9, 13-16). Как дуга во облаках напоминает нам о завете Божием, так и на хоругвях изображение Спасителя служит нам всегдашним напоминанием об избавлении нас на Страшном суде от духовного огненного потопа на грешных.

Второй прообраз хоругвей был по выходе Израиля из Египта во время их перехода через Чермное море. Явился Господь им в столпе облачном, и все воинство фараона покрыл тьмой от сего облака, и погубил их в море, Израиль же спас. Так и мы видим на хоругвях образ Спасителя, как облак, явившийся к нам с небес для поражения врага нашего – духовного адского фараона – диавола со всем воинством его. Крепкий во бранех Господь всегда поборает за нас и прогоняет силу вражию.

Третий прообраз наших хоругвей был тот же облак, покрывавший скинию и осенявший Израиль во время путешествия в Обетованную землю. Весь Израиль взирал на священный облачный покров и духовными очами разумел в нем присутствие Самого Бога.

Еще один прообраз наших хоругвей – это медный змий, который был воздвигнут Моисеем по повелению Божию в пустыне. При воззрении на него иудеи получали исцеление от Бога, так как медный змий прообразовал крестное страдание Иисуса Христа (Ин. 3, 14-15).

Так и мы, неся во время Крестных ходов хоругви, возводим телесные очи к образам Спасителя. Богородицы и святых; духовными же очами восходим к Первообразам их, сущим на небесах, и получаем духовное и телесное исцеление от греховного угрызения духовных змиев – бесов, искушающих нас.

Почему каждый приход имеет свои хоругви?

Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Поэтому у нас хоругви служат победительным оружием на врага, который трепещет их и прогоняется от христианских мест и жилищ.

Крестный ход — это не просто километры; это путь души. Физически-то очень трудно идти. Как представишь, какова дорога, как надо успеть сфотографировать (то есть бегать туда сюда) всех участников: деток, бабушек, которые попеременно несут большие древние иконы, хорошо, если дождя и пронизывающего ветра не будет, — невольно страшишься, но потом идешь с Божией помощью и ощущаешь это как счастье.

Наверное, чтобы постичь, что такое Крестный ход, надо самому пройти — и все станет на свои места.

Еще одна статья о крестных ходах.

Если сравнивать определения, которые даются крестному ходу в различных справочниках и словарях, то невольно складывается впечатление, что крестный ход – это мероприятие, организованное церковью. На самом деле, если посмотреть, что говорит об этом, например, краткий Церковно-Богослужебный словарь, то мы понимаем, что крестный ход – это еще один вид литии. А, как известно, в переводе с древнегреческого, лития обозначает коленопреклонение, молитву.

Таким образом, получается, что крестный ход – это такое же богослужение, как и в церкви!

И тот, кто решил, что крестный ход – это просто повод пройтись перед народом и себя показать, тот очень сильно ошибся. На самом деле, крестный ход – это служение, это принятие на себя определенных трудностей и преодоление этих трудностей во славу Господа Бога. Ведь, как мы знаем, крестные ходы проводятся «для усиления молитв наших перед Богом», то есть, проходя крестным ходом и молясь, мы тем самым стараемся усилить свою молитву, чтобы попросить Господа Бога о чем-либо. Крестные ходы, как уже говорилось, могут проводиться на поля, для того, чтобы пошел дождь, например, или во время заболеваний животных и людей. В процессе таких крестных ходов люди усердно молятся и просят Господа Бога о милости. У людей сомневающихся может возникнуть вопрос: а что, нельзя усиленно молиться и без крестного хода? Мы живем по Божьим Законам, и должны их беспрекословно выполнять. Поэтому, мы не должны отказываться от крестного хода. Ведь он превращается в форму общенародной молитвы, когда сотни тысяч человеческих уст произносят молитву, и она усиливается сотнями тысяч человеческих сердец. Именно поэтому нельзя ни в коем случае сказать, что крестный ход – это мероприятие, которое организовала Церковь. Крестный ход – это душевный порыв каждого верующего.

Это действие пришло к нам от Голгофы, куда Господь наш, неся на себе крест, шел на свою смерть. И сегодня мы, неся в сердцах Господа, несем свой крест, чтобы очистится и возродиться вновь. Хотя считается, что прообразами современных крестных ходов являются истории, описанные в Ветхом Завете. Это и описание пути евреев, когда они покинули Египет и отправились в Землю Обетованную, и описание торжественного обнесения Ковчегом Завета вокруг стен Иерихона семь раз.

Крестные ходы совершаются как в постоянно установленные даты или праздники, так и в связи с какими-либо обстоятельствами. Особенно почитаемыми являются Пасхальный крестный ход, крестный ход на Крещение Господне. Помимо крестных ходов, совершаемых по церковным праздникам, эти события приурочивают к празднованию в честь икон или святых. Так, например, более 600 лет в России существует Великорецкий крестный ход в память чудесного обретения иконы Святителя Николая Чудотворца. Ежегодно 4 ноября в Москве на протяжении многих лет проводится Крестный ход в честь праздника иконы Казанской Божьей Матери. И таких примеров можно привести массу. Но существуют такие крестные ходы, которые устраиваются в связи, например, с засухой, или для освещения воды в реке. Такие крестные ходы не имеют конкретно оговоренной даты, они проводятся по мере необходимости.

Крестный ход — это торжественное шествие, возглавляемое духовенством, верующими и прихожанами с крестами, иконами, хоругвями и другими атрибутами, вокруг храма или по намеченному маршруту. Совершается он обычно в праздничные дни или в честь какого-либо события.

Крестный ход очень символичен. Не утихающий колокольный звон означает торжество Креста Христова, который величественно несут впереди, в окружении верующих, которые словно воины следуют за ним, как за своим знаменем. Крестный ход всегда происходит под предводительством святых, иконы которых торжественно возглавляют колонну.

Крестный ход призван освятить все окружающие стихии природы (воздух, землю, огонь и воду). Святость несут в себе иконы, курящийся фимиам, престольный крест, осеняющий все стороны света, горение свечей, окропления святой водой, и конечно же молитва, непрестанно творящаяся участниками.

По решению оргкомитета программы крестного хода, с благословения духовника, назначается руководитель движения. Руководитель принимает на себя все хлопоты по обеспечению управления и организации данной службы (финансирование, регламент, режим, порядок и скорость движения, ночлег, питание, охрану, прочие организационные вопросы).

Обязательно надо помнить, что Крестный ход проходит во славу Божию, а не для человеческих потребностей. Категорически не приемлемы: реклама и агитация политических партий, движений или их членов; не допускается разжигание национальной розни, нетерпимости или исключительности.

Крестный ход осуществляет движение только пешком . Впереди идут мужчины и поочередно несут главную икону и крест, хоругви и другие святыни. За ними следуют представители духовенства, а потом мужчины с другими иконами, затем женщины и сопровождающий транспорт. В движении постоянно поются молитвы.

Всё, что происходит в колонне должно быть благословлено руководителем или духовником крестного хода.

Не нужно будет даже узнавать, Крестный ход на Пасху 2018: во сколько, если вы отправитесь на вечернюю службу. Служба начинается вечером в субботу и продолжается до полуночи, а затем после нее. Что касается Крестного хода, который является частью праздничной службы, то он проходит за некоторое время до наступления полуночи.

Об особенностях шествия

Если дать краткое описание Крестного хода на Пасху или в другой христианский праздник, то можно сказать, что это торжественное шествие. Сначала идут священнослужители с иконами и другой атрибутикой, церковным знаменами. За ними идут верующие, которые пришли на службу. В ходе Крестного хода освящается большая территория церкви.

Шествие проходит несколько раз в течение церковного года. Кроме Пасхи это также происходит на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также церковные ходы часто организовываются в честь какие-то великих церковных или государственных событий. Иногда Крестный ход проводится церковью по чрезвычайным случаям, к примеру, при природных катаклизмах, бедствиях или войне.

Что еще важно знать

Крестный ход обыкновенно открывается хоругвями в преднесении фонаря с зажженною свечею, этими как бы священными знаменами, под которыми Церковь воинствующая подвизается здесь на земле; за хоругвями несется крест Господен, как трофей — знак победы и торжества веры Христовой, далее следуют впереди икон святителей, а эти последние прежде икон Божией Матери и Спасителя. При участии в крестном ходе многих священников, из церкви выходят сначала младшие священники, а потом старшие по очереди и попарно; ближе к предстоятелю несутся двумя иереями напрестольные крест и Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие — крест на блюде, которое покрыто воздухом, а Евангелие у груди, без пелены. Во время крестного хода миряне, несущие хоругви, кресты и иконы, при смене своей, не должны останавливать всего хода или уходить вперед слишком далеко от духовенства, а равно и сами священнослужители не должны ни отставать друг от друга, ни опережать, а идти так, чтобы линия крестного хода не прерывалась посторонними лицами, которые вошли бы в нее с боков. Священнослужители должны подавать пример сознательного и благоговейного участия в крестном ходе. Духовенству следует далеко не отставать от несомых впереди икон, идти попарно в ряд, а не как случится; не раскланиваться с знакомыми, не улыбаться, не разговаривать по дороге с мирянами и между собою (Ук. Св. Син. 1830 г. апр. 28 дня), не уклоняться с прямого пути и оказываться между толпою мирян, не ограждать себя от солнечных лучей и пр. зонтами, а тем более не защищать свои головы от холода и непогоды шапками и шляпами (Р.д.С.П. 1886, №14).

Во время осенения крестом на четыре страны от предстоятеля, при крестных ходах, следует диакону возглашать: «Господу помолимся, рцем си», или «Господу помолимся, рцем вси»?

В «Чине освящения храма, от архиерея творимого» в конце сказано, что когда архиерей «осеняет крестом по трижды на четыре стороны», то «протодиакон кадит против креста по трижды и преходи глаголет: Господу помолимся, рцем вси». А в «Последовании, како освященный антимис положити в новозданнем храме» о подобном же действии пресвитера прямо сказано: «начальствуяй приемлет крест и, став посреди храма, осеняет по трижды на четыре страны: на восток, на запад, на юг, на север. Диакону же кадящу честный крест по обычаю, яко же в ходех бывает». Итак, действия и возглашения священнодействующих в конце чина освящения храма одинаковы с действиями и возглашениями при крестном ходе; стало быть, и при осенении крестом на четыре страны от предстоятеля при крестном ходе диакон, кадя крест и преходя от страны к стране, должен возглашать: Господу помолимся, рцем вси» (Р.д.С.П. 1899 г. №35).

Может ли священник поручить псаломщику одному следовать за крестным ходом из своей церкви в другую?

Во время крестного хода «на путях и перекрестках творится моление для того, чтобы освятить и людей и все, что потребно им для жизни, т. е. дома, пути, воды, воздух и самую землю, как попираемую и оскверняемую стопами грешников» (Симеон Солун., гл. 353; Нов. Скриж., стр. 544–545). В виду такого порядка, что же это будет за крестный ход, если в нем будет участвовать один псаломщик? Во время совершения крестных ходов замечается особый подъем религиозности, и пастырю отнюдь не следует препятствовать этому, сокращая благолепие крестного хода своим отсутствием (Ц. Вест. 1894, №7).

У людей, выросших в безбожное время, крестный ход вполне может вызвать ассоциации с демонстрациями в дни советских праздников, а у современной молодежи — с флэшмобами, призванными привлечь общественное внимание к той или иной проблеме или событию. Однако участники молитвенных шествий, за которыми в веках закрепилось название крестных ходов, ничего никому демонстрировать не собираются: Те, ради кого они отправились в этот путь — Господь, святые и Силы Небесные — и так видят сердце каждого из них насквозь. Что, конечно же, не исключает и миссионерской пользы от крестных ходов, сотни которых проходят каждый год в населённых христианами городах и весях по всему миру.

Почему именно ход? Почему не сидение, не лежание, не танец, наконец — ведь любое из этих действий при необходимости можно наполнить религиозным смыслом? Дело в том, что еще с древних времен нашей цивилизации известен образ жизни как пути, который, по-возможности, нужно достойно пройти до конца. А что такое жить достойно в христианском понимании? Прежде всего — жить, помня о Боге, которому ведомы слова, дела и намерения человека в каждый миг его жизни. Именно такое прохождение жизненного пути и символизирует у христиан крестный ход.

Крестный ход вокруг храма

А поводы совершить его могут быть самыми разными. Как свидетельствует история Церкви, с первых веков христианства верующие с зажженными свечами в руках обходили храм в праздник светлого Христова Воскресения, как бы следуя женам-мироносицам. Эта традиция сохранилась и поныне — такие крестные ходы принято называть регулярными, то есть приуроченными к годовому кругу богослужений и церковному календарю. Совершаются они либо вокруг храма «противусолонь», то есть против часовой стрелки, либо от храма до определенной точки — например, к купели в праздник Крещения.

Традиция крестных ходов получила широкое распространение на рубеже Древнего мира и Средневековья. Предание связывает авторство первого чина крестного хода с именем святителя Иоанна Златоуста. Распространившаяся в ту эпоху ересь арианства ввела в обиход увеселительные собрания по воскресным дням; чтобы напомнить людям, как истинно подобает христианам славить Бога, и был составлен чин этого, если можно так выразиться, динамического богослужения.

Но это по форме — по содержанию же он считается литией, то есть сугубой, усиленной молитвой. Во время крестного хода звучат слова Евангелия, возносятся молитвенные прошения — ектении, поются церковные песнопения. Цель всех этих действий — ввести находящихся в движении верующих в особое молитвенное состояние, в особый духовный ритм. Именно поэтому во время крестного хода исключаются разговоры (кроме самых коротких фраз в случае необходимости), и уж тем более — курение, ссоры, праздное разглядывание людей и окружающих пейзажей. В 1882 году митрополит Московский Филарет написал для верующих России специальное наставление «Как вести себя во время крестного хода». В нем, в числе прочих, есть и такие слова: «Когда вступаешь в крестный ход, помышляй, что идешь под предводительством святых, которых иконы в нем шествуют, и приближаешься к Самому Господу… Слыша церковное пение в крестных ходах, соединяй с ним свою молитву, а если по отдалению не слышишь, призывай к себе Господа Бога и святых Его, известных тебе образом молитвы. Не входи в разговоры с сопутствующими, а начинающему разговор отвечай безмолвным поклоном или кратким, только необходимым словом».

Детский крестный ход в Санкт-Петербурге

Великорецкий крестный ход

Если же проникать в толщу веков глубже, в Священном Писании и Предании можно отыскать немало событий, каждое из которых может считаться своего рода прообразом крестного хода. У евреев существовала традиция в праздник Кущей семикратно обходить с пальмовыми ветвями в руках особое место в синагоге — алмемар. В торжественном принесении Ковчега в Иерусалим царём и пророком Давидом участвовали все его жители. Наконец, Сам Спаситель в окружении апостолов въезжал в Святой Город на молодом осленке, а народ израильский постилал шествующим под ноги ветви с радостными восклицаниями и трубными звуками. Есть и примеры не столь мирных, но всё же искренне благочестивых шествий. Римский император Константин Великий, поверив небесному знамению креста и слов «Сим победиши», повелел своим воинам изобразить кресты на щитах — и одержал победу в последовавшей затем битве. Можно вспомнить и семидневный обход Иерихона войском Иисуса Навина, впереди которого следовал Ковчег Завета: на седьмой день, когда израильтяне стали трубить в трубы и восклицать единогласно, городская стена обрушилась, и Иерихон сдался.

Но почему крестный ход называется именно крестным? Потому, что впереди такого шествия всегда несут главный символ христианства — крест. Хотя, если быть совсем точным, сперва идет пономарь с зажженным фонарем, символизирующим истину Божью, расторгающую мрак греховности. И уже за ним несут запрестольный крест и образ Богородицы, а далее — хоругви, особые церковные знамена. Потом следуют певчие, пономари со свечами, дьяконы с кадильницами и после них, попарно, — священники. В последней их паре идущий справа несет Евангелие, а идущий слева — икону. Шествующие за духовенством миряне следуют с молитвенным пением, довольно плотно, чтобы никто из посторонних не пересекал пути участников крестного хода. До начала безбожной эпохи такого, конечно, и в голову никому бы не пришло, но сегодня иногда требуется особо просить прохожих дать всему крестному ходу пройти.

Крестный лёт над затопленным Приамурьем

Крестный сплав За благополучие земли Кузнецкой

Кроме регулярных крестных ходов, приуроченных к праздникам и памятным дням, проводятся также чрезвычайные. Они могут быть связаны с войнами, эпидемиями, гражданскими нестроениями. Времена, когда святитель Иоанн Златоуст создавал богослужебный чин крестного хода, по свидетельствам хронистов, были отмечены многими природными и рукотворными бедствиями: землетрясениями, пожарами, наводнениями, бунтами… В те времена люди отчетливо понимали, что многие из подобных вещей связаны с искаженным человеческим мировоззрением, от которого проистекают греховные поступки, опрометчивые слова, страстные чувства и неверные намерения — и, как следствие, реакция мира Божьего на все это. Поэтому, составляя последование крестного хода, святитель предусматривал в нём и возможность совершения шествия покаянного, просительного, умоляющего Создателя исправить пути людей и утишить гнев стихий.

Совершаются такие крестные ходы и сегодня. И все чаще к известным веками поводам для их проведения добавляются новые: бедствия наркомании и повального пьянства, эпидемии разводов и оставления на произвол судьбы детей, неистовство одержимых духом противления политиков, способных своими словами и деяниями спровоцировать братоубийство в национальном и даже планетарном масштабе… Чтобы такого не случилось, а тревожные тенденции в обществе пошли на спад, и выходят на улицы городов участники молитвенных шествий с крестом впереди. Иногда эти шествия состоят только из детей и подростков, что придает таким крестным ходам особое настроение. Ведь дети, как известно, в большей степени сохранили ощущения мира Божьего, как чуда — тогда как мы, взрослые, в повседневной суете редко даже задумываемся о подобных вещах.

По своей продолжительности крестный ход может занимать от нескольких минут, если он следует вокруг храма, до нескольких дней и даже недель. В последнем случае его совершенно справедливо будет также назвать паломническим путешествием, во время которого человек неизбежно меняется — в большей или меньшей степени, иногда незаметно для окружающих, но совершенно очевидно для себя: к нему приходит понимание сути существующих в его жизни проблем, ответы на давно мучившие его вопросы, да и сама ситуация вокруг него после прохождения такого пути начинает заметно меняться…

Пожалуй, самый известный из существующих в современной России многодневных крестных ходов — Великорецкий, традиция проведения которого уходит корнями в события далекого от нас четырнадцатого века. А говоря точнее, в 1383 год, когда была обретена чудотворная икона святителя Николая Угодника. Ее, окруженную сиянием, подобным свету многих свечей, обнаружил у источника вод, возвращаясь ночью домой, благочестивый человек по имени Семён Агалаков. Вскоре в его деревне начали происходить чудесные исцеления болящих. Слава о чудотворном образе быстро разнеслась по всей Руси. К иконе, перенесённой в Хлынов, началось паломничество. Ежегодно ко дню обретения иконы верующие торжественно несли святой образ (весьма большой размером и весом) крестным ходом к месту его обретения — а после возвращали в хлыновский храм. Места, по которым пролегал маршрут, были настолько дикими, что часть пути в первые годы крестоходцам приходилось преодолевать по воде, а другую часть — продираясь сквозь лесную чащу.

Великорецкая икона упоминается во многих русских летописях. В XVI веке ее торжественно встречал в Москве царь Иван IV, прозванный Грозным. Даже в безбожные времена традиция крестного хода из Хлынова к месту обретения чтимого образа не прерывалась — правда, те шествия были весьма малочисленными, а их участников нередко задерживала милиция…

Крестный ход байкеров, Ижевск

После заката советской эпохи традиция Великорецкого крестного хода вошла в былую силу. Сегодня в ежегодном молитвенном шествии принимают участие тысячи человек, съезжающихся со всей России и даже из-за её пределов. Для того, чтобы преодолеть пешком стопятидесятикилометровый маршрут, требуются немалые силы, причем не только физические, но и духовные. Тем не менее людей на Великорецком крестном ходу в наши дни год от года становится только больше. Жители сел, мимо которых пролегает маршрут паломнического шествия, становятся на колени и осеняют себя крестным знамением, когда крестных ход проходит мимо. А в конечной точке пути — на месте обретения чудотворного образа святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских — не так давно была построена небольшая часовня.

В наше время бурного технического прогресса и всяческих инноваций люди отправляются в крестные ходы не только пешими посуху. Они плывут в лодках и катерах по озерам и рекам, иногда сходя на берег для общей молитвы — причем длина такого маршрута может составлять сотни километров. Недавно традиция такого «крестного сплава» после долгих десятилетий забвения была возрождена на земле Кузбасса. В Ярославле байкеры в сопровождении священнослужителей объезжают все въезды в город — у установленных там поклонных крестов служатся молебны, за которыми верующие просят, чтобы как можно меньше соотечественников погибало и увечилось в дорожно-транспортных происшествиях. Во многих городах России, Украины. Беларуси и некоторых других стран архиереи, священники и представители местной власти вместе совершают «крестный лёт», поднимаясь ввысь на вертолётах, описывающих затем в небе круг, и призывая благословение Божие на землю сию, град сей, и всех, в нём живущих…

Так что формы у этого явления церковной жизни могут быть самыми разными, но суть его остается неизменной: она — в общем усилии людей, приподнимающем из над своей природой, в единой воле многих, побуждающей человека сделать шаг навстречу своему Творцу.

В. Сергиенко

Для чего нужен крестный ход и его смысл?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Крестный ход – многолюдноеторжественное шествие из одного храма в другой, вокруг храма или к какому-либо назначенному месту (например, святому источнику) с большим запрестольным или выносным крестом, от которого получило свое название и само шествие. Участники крестного хода несут также святое Евангелие, иконы, хоругви и другие святыни храма. Священнослужители и церковнослужители совершают шествие в богослужебных облачениях. Во время шествия поют тропарь праздника, ирмосы, а иногда праздничный канон (в Пасхальную седмицу). Крестные ходы бывают регулярные (календарные) и чрезвычайные (во время эпидемий, войн и других особых событий).

Крестный ход является выражение единой народной веры и усердное моление к Господу и Матери Божией о даровании Церкви и людям благодатной помощи.

Возникли крестные ходы в 4-м веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами. Так возникли наши церковные крестные ходы. Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города. Так установился праздник, получивший название Происхождение (изнесение, исхождение) честных древ креста Господня (1/14 августа).

В начале июля начался самый масштабный православный крестный ход не только для Украины, но для всей Русской Православной Церкви. Всеукраинский Крестный ход, который пройдет по епархиям Украинской Православной Церкви. На востоке страны он начался из Свято-Успенской Святогорской Лавры. На западе – из Свято-Успенской Почаевской Лавры – он начнется 9 июля. 27 июля, в канун празднования дня Крещения Киевской Руси и памяти святого равноапостольного князя Владимира, эти Крестные ходы встретятся в г. Киеве на Владимирской горке и вместе пройдут в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру.

Цель Всеукраинского Крестного хода, проводимого по благословению митрополита Киевского и вся Украины Онуфрия — молитва за мир, за единство и взаимопонимание в Украине: ход призван объединить православных во всех регионах.

***

  • Десять итогов Всеукраинского Крестного Хода 2016 года — Вячеслав Пиховшек

Крестный ход — это православный обряд, осуществляемый в форме благоговейного шествия верующих с иконами, крестами, хоругвями и другими христианскими святынями, организуемого с целью прославления Бога, испрашивания у Него милости и благодатной поддержки.

«Крестный ход на Флора и Лавра». Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…

Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом. Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.

Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.

Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.

Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархия Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации «Витязи», скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.

Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования — 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут — сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.

Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт — село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.

Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови — центр Екатеринбурга — ВИЗ- Таганский ряд — Сортировку — поселок Шувакиш — монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Крестный ход проходит с «Калужской» иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.

Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход — шествие с Табынским образом Божией Матери.

Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе — дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.

Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Знамение» Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери — одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни — 27 верст.

Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь — Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница от бед» в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери «Избавительница от бед» — чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.

Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара — село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе — мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.

Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов — Вавилов Дол

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.

Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье — Вознесенский собор города Калязин.

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.

Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 — 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

КРЕСТНЫЙ, крестная, крестное. прил. к крест в 1 знач. (церк.). Крестное знамение. Крестное целование (присяга, клятва, сопровождающаяся целованием креста; ист.). Крестный ход (церк.) — церковное шествие с крестами, хоругвями и иконами. Крестными муками называют жестокие мучения, очень суровые испытания.

КРЁСТНЫЙ, -ая, -ый. У христиан: участвующий в обряде крещения кого-нибудь в роли восприемника (крёстный отец) или восприемницы (крёстная мать), а также окрещённый при участии таких лиц (крёстный сын, крёстная дочь).

Довольно часто трудности произношения слов вызваны отсутствием в печатных текстах буквы ё. Как правильно сказать: крестный ход или крёстный, крестник или крёстник, крестное знамение или же оно крёстное?

Все словари указывают на то, что произносить эти слова следует таким образом:

крестный ход, крестное знамение, крестная сила, крестник НО: крёстный отец (мать), крёстные

Почему такая разница в произношении, толком пока никто объяснить не может. Вроде, что прилагательное крёстный относится непосредственно к человеку, а крестный — к обряду или к судьбе человека. Можно было бы согласиться, если бы не существительное крестник, несомненно относящееся к человеку, но при этом произносимое со звуком Е. Его-то к какому разряду отнести? Или это только на прилагательные распространяется? Вероятно, до поры до времени придется эту разницу в произношении просто запомнить.

Всего найдено: 7

Вопрос № 294868

Нужны ли запятые в скобках? Икону(,) с молитвами и песнопениями(,) поставили в деревянном приходском храме. Имеется в виду крестный ход, который исполнял песнопения и читал молитвы.

Ответ справочной службы русского языка

Указанные запятые не нужны.

Вопрос № 254876

Иногда слышу выражение «На грош пятаков». Из контекста понятно, что означает, но хочется подробностей. Как появилось, откуда пошло?
Заранее спасибо, с уважением Артем. : )

Ответ справочной службы русского языка

Грош – старинная медная монета в две копейки, позднее – полкопейки. Пятак – монета или сумма в 5 копеек. Смысл поговорки на грош пятаков (купить, просить, менять и т. п.) – пытаться обмануть кого-либо, получить что-либо даром или заплатив значительно меньшую сумму, приложив значительно меньше усилий (т. е. буквально: пытаться за две копейки (или полкопейки) получить несколько пятикопеечных монет). Точное время возникновения поговорки установить вряд ли возможно; учитывая, что гроши в России начали чеканить в середине XVII века, можно утверждать, что время возникновения поговорки – конец XVII – первая половина XIX вв., во второй половине XIX в. это выражение уже отмечено в литературе: «Навострились, крестный, навострились, ― отозвался с усмешкой Колышкин. ― Всяк норовит на грош пятаков наменять» (П. Мельников-Печерский, В лесах, 1871–74); зафиксировано оно и в словаре В. И. Даля.

Вопрос № 247685

Как проверить слово «окрестный»

Ответ справочной службы русского языка

Непроизносимую согласную можно проверить словом ОКРЕСТ.

Вопрос № 246496

разбор слова окрестный

Ответ справочной службы русского языка

Какой вид разбора вызывает у Вас затруднения?

Вопрос № 242458

Здравствуйте, уважаемые сотрудники «Грамоты». Подскажите, пожалуйста: надо ли заключать в кавычки словосочетание КРЕСТНЫЙ ОТЕЦ (речь об итальянской мафии)? Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Корректно без кавычек.

Вопрос № 242369

Уточните, пожалуйста, когда «Крестный ход» пишется с заглавной буквы

Ответ справочной службы русского языка

Орфографически правильно написание со строчной: крестный ход (во всех случаях).

Вопрос № 232627

Какие словосочетания правильные? -заглавная роль -обидчивый человек -элитарные войска -драматургический театр -жилищный вопрос -запасный выход -косный мозг -крёстный ход -маневровый тепловоз -туристское агентство

Ответ справочной службы русского языка

Ответы на вопросы Олимпиады опубликованы http://www.gramota.ru/icontest07.html?mode=answers .

Ранневизантийская традиция – шествия с соборным прошением Господа о помиловании по случаю угрозы бедствий и народные моления помощи Божией, иначе преображение в крестные ходы оградительных (ограждающих от бедствий) народных обрядов. От нее берут свое начало оградительные крестные ходы.

Праздничные ходы совершались в дни церковных праздников, чрезвычайные проводились при угрожающих людям обстоятельствах. Церемониальными ходами встречали императоров и великих святителей. В память получения Божией помощи по молитвам на чрезвычайных ходах устанавливали памятные крестные ходы. Все чрезвычайные и памятные ежегодные крестные ходы являются оградительными. Некоторые праздничные – тоже оградительные. Суть оградительных крестных ходов отражается молитвой просящих: «Огради нас, Господи, силою честного и животворящего Твоего креста и сохрани нас от всякого зла».

Стихийные бедствия осознавались народом как Божий гнев, который следовало замолить крестным ходом. Описание оградительного от чумы крестного хода 1352 года в Пскове предваряет летописное объяснение: «Якоже изволися человеколюбцю Богу… нашего хотя покаяния и беды всякия наводит, … казни посылает временныя, разумети нам веля теми вечныя муки гонзнути (избегнуть)… Архиепископ Василей… обоиде весь град с кресты, и с всем священным собором… и с мощьми святых, и с пениями и с молитвами и слезами… Такоже и весь народ… со многими слезами зваху: Господи помилуй!» (9, с. 191).

В Пензенской, Орловской, Рязанской, Воронежской, Тамбовской, Ярославской и Тульской епархиях крестьяне давали перед иконой «обет», а ходы назывались обетными. На Урале и в Зауралье оградительные приходские ходы называли обещанными.

Знаток народной жизни А. Коринфский писал про крестные ходы в праздник Воздвижения Креста Господня в XIX веке: «Ставят в этот день по деревенской Руси придорожные кресты обетные в благодарность за избавление от зла-напасти, морового поветрия, лихого попущения… Совершаются на этот праздник крестные ходы вокруг сел и деревень, что, по народному представлению, ограждает ото всякого лиха на круглый год. Подымают иконы богобоязненные люди на Воздвиженьев день и для обхода полей с молитвой о будущем урожае. Молятся «празднику» и о болящих-страждущих, чтобы Господь воздвиг их с одра болезни» (4, с. 400).

Чтобы усилить переживаемые в ходу испытания, нередки были одевание в путь власяниц, ношение вериг и хождение босиком. Умышленное ношение тяжестей, хождение в тесной обуви или босиком – обычные явления в современных оградительных ходах. Все многодневные пешие ходы и ходы в гору – оградительные.

На протяжении XIX века по всей территории России прокатилось четыре волны эпидемии холеры. Это привело к проведению огромного количества сначала чрезвычайных, а потом и памятных крестных ходов со святынями городских соборов и местных монастырей. Примером служит история крестного хода с чудотворным Семигородным образом Успения Богоматери из Семигородного монастыря по Кадниковскому уезду и в Вологду. В июне 1831 года из-за наступления холеры священник вологодской церкви пророка Иоанна Предтечи в Рощенье протоиерей Петр Васильев был послан за чудотворной иконой. Семьдесят верст образ несли на руках в сопровождении крестов и хоругвей. 22 июля его доставили в Софийский Вологодский собор и начались ходы в разные церкви с молебнами. Памятные ходы на местах продолжали совершать до 1920-х годов, когда административные органы Советской власти стали отказывать прошениям верующих на организацию крестных ходов.

В 1990-х годах и в XXI веке ряд исторических памятных крестных ходов был возрожден. Среди них Николо-Великорецкий ход с образом святого Николая чудотворца из г. Киров на р. Великую, ход с чудотворной Жадовской Казанской иконой Божией Матери по Ульяновской области, ход со списком Табынской иконы по Башкортостану, Иринарховский крестный ход с иконой преподобного Иринарха из Борисоглебского монастыря по Ярославской области, ход со списком Курской Коренной иконы Божией Матери по Курской области – самые массовые. Во втором десятилетии XXI века в них каждый год молятся десятки тысяч верующих, много молодежи. Возобновлены также Большой Бежецкий крестный ход с чудотворным Теребенским образом святителя Николая и Теребенской иконой Богоматери, ход из Воронежа в Задонск с иконами святителей Митрофана и Тихона Воронежских, ход в Иосифо-Волоколамский монастырь с Волоколамским образом святителя Николая и иконой преподобного Иосифа Волоцкого, ход из Боголюбского монастыря во Владимир с Боголюбской иконой Богородицы, ход с Грузинской иконой Богоматери из Раифского монастыря и другие. И всё-таки сейчас совершают лишь малую толику из огромного количества крестных ходов, проводившихся в начале XX века.

Еще интереснее, что после Советского времени в России установлено новых оградительных крестных ходов не меньше, чем возрожденных. По всей России православные обращаются за помощью к собору новомучеников Российских.

Немало оградительных крестных ходов посвящены святому царственным страстотерпцам. Самые суровые испытания предоставляет пятинедельный крестный ход из Перми через Екатеринбург в Алапаевск под названием «Царский крест». Ход местом и временем своего проведения с 12 июня по 18 июля связан со скорбными датами трагического 1918 года и жертвенной историей рода Романовых. В первый раз ход был организован в 2008 году в память девяностолетия подвига царской семьи. Накануне праздника Вознесения Господня 12 июня 1918 года в Перми был казнен брат царя великий князь Михаил Александрович Романов. В начале пути из Перми в Екатеринбург расположен поселок Нароб, где в 1602 году принял насильственную смерть первый пострадавший из рода Романовых боярин Михаил Никитич, старший брат будущего патриарха Филарета Никитича и дядя первого царя династии Михаила Феодоровича. После этого убийства кровавые события Смутного времени стали раскручиваться в XVII веке с небывалой быстротой.

В июле 1918 года 17 числа в городе Екатеринбурге были расстреляна царская семья. На следующий день, 18 июля, в Алапаевске были убиты святая великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и двоюродные братья царя. Ход предоставляет возможность помолиться в храмах, поставленных «на крови».

Крестный ход из Саратова в Вавилов Дол, посвященный памяти новомучеников и исповедников Российских, продолжается три недели и проходит пятьсот километров пути. Вавилов Дол — одна из самых известных кровавых святынь Саратовской области. С XVIII века здесь находился пещерный монастырь. С 1914 года в нем был Никольский собор и пещерный храм, который был соединен потайными ходами с катакомбами обители. В двадцатые годы прошлого века здесь находили пристанище священники, которые возвращались из ссылок, изгнанные из других монастырей монахи и те, кто бежал от Советской власти. В 1929 году почти все обитатели Вавилова Дола были арестованы, большинство расстреляны. Храм, кельи и землянки разрушены. С начала По преданию, паломникам с чистой и возвышенной душой даровано услышать в пещерах пение святых старцев. Сейчас возведены колокольня и храм, литургией в котором завершается ход. У очищенного источника поставили часовню и купальню. Считается, что богомольцев вода святого родника исцеляет от многих болезней.

В Архангельской и Новосибирской областях совершают крестные ходы на места мученической гибели исповедников веры в концентрационных лагерях.

Во многих краях России проводят памятные ходы в честь своих новомучеников. С 2010 года в республике Марий Эл 8 августа проходит молодежный крестный ход с мощами священномученика Сергия Стрельникова. Крестными ходами поминают в Ивановской области священноисповедника Василия Кинишемского, в Омске – священномученика Сильвестра Омского, в Волгоградской области – священномученика Николая Попова, в городе Старопышминск Екатеринбургской епархии священномученика Иоанна Плотникова, в Подмосковье – священномучеников Александра Крутицкого из Щелково, Петра Озерецковского из Жуковского и Иоанна Смирнова из Чехова.

Там, где проповедь Слова Божьего особенно важна, церковные власти обращаются за помощью к новопрославленным миссионерам. Просветителям Алтайского края преподобному Макарию Глухареву и святителю Макарию Невскому посвящен шестидневный июльский крестный ход «По следам миссионеров алтайских», установленный с 2007 года.

Второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в 1991 году, которое освятило возрождение Церкви, заставило обратиться нуждающихся за помощью к святому. Два многодневных крестных хода стали совершать в его честь. С 1997 года миссионерский ход из Перми в Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь за семь дней покрывает расстояние в сто двадцать километров. В день обретения святых мощей чудотворца 1 августа богомольцы поднимаются на святую Белую Гору. Крестный ход Нижегородской епархии из города Павлова в Дивеево проводится с 1994 года накануне Серафимовских торжеств и занимает семь дней.

Совершение большого числа современных оградительных ходов возможно благодаря участию в них православной молодежи. Вот как рассказывает студентка Омского политехнического университета Лидия Короткова о молодежном крестном ходе в память святого праведного Иоанна Кроншадтского, когда в морозный день 2 января 2011 года они прошли 22 километра от Свято-Никольского мужского монастыря в Большекулачье на север до Свято-Покровского монастыря: «Вот уж поистине чудо! В мороз, по снежным завалам русских полей, по бездорожью, с хоругвями в руках, под тонкое пение Иисусовой молитвы, идут не спеша паломники. «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!», «Пресвятая Богородица, спаси нас!», «Господи, помоги дойти, помоги сделать еще один шаг!», – только это согревало в лютый мороз, только это воодушевляет тебя и помогает преодолеть искушения. Взаимопомощь, любовь к ближнему, забота о других, самопожертвование – эти основные качества христианина получают свое развитие именно на крестном пути» (5).

. С 2006 года в день всех святых, в земле Российской просиявших, проводится крестный ход от Преображенского собора города Бердска до святого источника на станции Ложок Искитимского района. Там с 1929 года по 1956 год был расположен отдельный лагерный пункт № 4 Сибирского лагеря особого назначения, где погибли тысячи заключенных, в том числе православных священников и верующих. По народному преданию, на месте захоронения расстрелянных священников чудесным образом стал бить родник.

В 2003 году была освящена церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». В оградительный крестный путь длиной тридцать три километра традиционно отправляются все православные молодежные организации Бердска и воспитанники епархиального реабилитационного центра во имя святого преподобного Серафима Саровского. Центр был создан в мае 2004 года Новосибирской епархией Русской Православной Церкви при приходе собора во имя святого благоверного князя Александра Невского с поддержкой мэрии, областной администрации и федеральной службы по контролю за наркотиками для излечения людей, страдающих наркотической, алкогольной и игровой зависимостью.

Еще одним примером борьбы и победы над страшным недугом молодых людей было и остается служение протоиерея Евгения Шестуна, настоятеля храма преподобного Сергия Радонежского и заведующего кафедрой православной педагогики Самарской духовной семинарии. Он много лет проводит крестный ход из Самары в Ташлу к источнику, на котором была обретена чудотворная икона Божией Матери «Избавительница от бед». В 1917 году жительнице Ташлы Катерине явилась во сне Богородица и указала место, где лежит икона. Образ выкопали в указанном месте. Оттуда сразу же забил родник. Ход начинается каждый год в первый день Петрова поста с 1998 года. В 2011 году паломничество совершили около тысячи человек.

Многодневные крестные ходы – это место, где благодаря общим интересам встречаются православные юноши и девушки и образуются православные семьи. В таких семьях рождается много детей, которым с ранних лет прививают православную культуру. Потом всей семьёй они совершают паломничество в крестных ходах, поскольку без этого просто не мыслят своей жизни.

Литература и источники

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *