Кресты

Первое соприкосновение с религией происходит у каждого из нас в процессе крещения. Получив свое церковное имя, благословение и Ангела хранителя, мы официально становимся частью духовной общины. Символом крещения выступает крестик, торжественно врученный нам нашими крестными родителями. Волнительный момент одевания крестика на шею ознаменовывает наше приобщение к вере, наше духовное рождение и определяет наше дальнейшее религиозное мировоззрение.

Идя плечом-к-плечу с верой, мы с удовольствием приобретаем ее символы, храним их в своих шкатулках, создаем из них талисманы, дарим близким и собираем коллекции. В процессе выбора крестика мы в первую очередь руководствуемся исключительно своими внутренними предпочтениями, останавливаем свой выбор на искусных экземплярах, принимаем решение в пользу необычайных дизайнов и драгоценного оформления.

О том, к какой именно ветви христианства относится то или иное духовное ювелирное изделие, мы даже не задумываемся. И о принадлежности крестика к православию или католицизму, мы зачастую узнаем случайно, ведь невооруженным глазом отличить православный крестик от католического возможно только имея предварительные знания.

Главные отличия православных крестиков от католических

  1. Форма креста.
    Первое, самое главное и самое явное отличие православного креста от католического заключается в форме самого креста. Зачастую православные кресты имеют восьмиконечную или шестиконечную форму, не отрицая при этом четырехконечной формы. Шестиконечная форма креста чрезвычайно популярна благодаря своим защитным способностям. Считается, что такая форма креста защищает владельца от недоброжелателей, отгоняет злых духов и плохие мысли. В свою очередь католические кресты всегда изготавливают только в четырехконечной форме.
  2. Язык слов.
    Вы наверняка неоднократно видели символические надписи на крестах, расположенные в основном на обратной стороне изделия. Они дают человеку не только надежду, но и возможность отличить православный крест от католического. Хоть смысл слов на крестах и идентичен, а вот язык, на котором написаны слова, разняться. На православном кресте надписи пишутся на славяно-русском языке. А католический представляет нашему взору исключительно латинские надписи.
  3. Положение ног.
    Отличить православный крестик от католического вам также поможет внимательное изучение положения ног центральной фигуры каждого крестика – Иисуса Христа. На католических крестиках Иисус Христос изображен с ногами, расположенными и прибитыми вместе, одним гвоздем. А вот на православных Иисуса Христа представляют с разведенными ногами, прибитыми к кресту по отдельности, то бишь двумя гвоздями.
  4. Фигура Иисуса Христа.
    Выбирая крестик, следует обращать свое внимание на то, как изображена фигура Иисуса Христа, какие эмоции передает его лицо, какой он несет в себе образ. Православный крестик всегда представляет Иисуса Христа Спасителем, который после множества бед, все же вознёсся на небеса к Богу и открыл человеку путь к просветлению, истине. На католическом крестике Иисуса Христа обычно изображают в муках, боли и страданиях.

  5. православный католический

    Где купить золотые католические и православные крестики

    Теперь вы знаете, как отличить католический крестик от православного. Будьте внимательны к каждой детали, и вы непременно не ошибетесь! Если же у вас все-таки остались сомнения — смело обращайтесь к специалистам магазина «Золотой Стандарт», они с удовольствием помогут с выбором и ответят на все интересующие вас вопросы.
    В ювелирном-интернет магазине «Золотой Стандарт» вы можете купить золотые католические и православные крестики, изготовленные по всем церковным канонам. Доставка товаров осуществляется во все уголки Украины, а цены на наши модели крестиков из золота 585 пробы несомненно порадуют ваш кошелек.

Православие и католицизм являются крупными ветвями христианской веры. Две мировые религии имеют существенные различия, как обрядовые, так и канонические, но при этом есть и сходства.

В католической и православной традиции крест является святыней. На нем изображен Иисус Христос, который претерпел мучения и смерть для спасения человеческого рода. Верующие люди носят у себя на груди нательные распятия как символ веры. В течение долгого времени внешний вид нательных крестов менялся, но на сегодняшний день кресты в православии и католицизме имеют несколько существенных отличий.

Серебряные православные крестики:

Форма

Основное отличие православного креста от католического – его форма. Католический крест выглядит проще и имеет четырехугольную форму. В православии распространены шести- и восьмиконечные кресты. Шестиконечный крест имеет две горизонтальные перекладины, а восьмиконечный – еще и нижнюю, косую. Верхнюю перекладину прибивали над головой осужденного и на ней перечисляли совершенные им преступления, а нижняя – подножие – символизирует «мерило праведное»: на одной чаше весов – грехи, на другой – добрые дела людей.

Католические крестики:

Многие люди выбирают необычные крестики, украшенные камнями и декоративными элементами, и носят их в качестве украшения, поверх одежды. Однако православная и католическая церковь не приветствуют это и считают, что если крестик для вас важен именно как символ веры, не стоит демонстрировать его окружающим.

Декоративные крестики из серебра:

Однако наряду с восьмиконечным крестом Православная Церковь принимает и два других распространенных начертания креста: шестиконечный крест (отличается от восьмиконечного отсутствием малой, верхней перекладины) и четырехконечный (отличается от шестиконечного отсутствием косой перекладины).

Золотые православные крестики:

Распятие

Еще одним важным отличием православного и католического креста является образ Иисуса Христа. На католических крестах изображение Иисус Христос изображается мертвым или претерпевающим муки. Голова и руки его чаще опущены, ладони – сжаты в кулак, а ноги скрещены и пригвождены одним гвоздем.

Золотые декоративные крестики:

На православном кресте Христос изображается воскресшим: его ладони открыты, а руки прямые или подняты вверх, словно он раскинул их в объятиях навстречу верующим людям. На православных крестах ноги Христа не скрещены, а прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Такое символическое расположение Спасителя на православном кресте свидетельствует о победе Господа над смертью и последующем воскрешении, олицетворяет Его милость к людям и спасение рода человеческого.

Детские крестики:

На обоих крестах, как правило, присутствует верхняя табличка с надписью: «Иисус из Назарета Царь Иудеи». На католических крестах она изображается латинской аббревиатурой «INRI», а на православных – «І.Н.Ц.І.». На православных крестах также зачастую присутствуют буквы IС ХС по правую и левую руку, которые расшифровываются как «Иисус Христос» и надпись «Спаси и Сохрани» на обратной стороне креста. Католические кресты такой гравировки не имеет.

Католический крест

Чаще всего католики изображают крест четырехконечным.

Фото: madeheart.com

Четырехконечные кресты известны, начиная с III века. Появившись однажды в римских катакомбах, они по сей день остаются основной формой изображения креста у католиков. Тем не менее, католики не придают большого значения форме креста, отмечая, что это не является основой вероучения. На католических крестах не всегда встречается изображение Спасителя, но, если оно присутствует, то ноги Иисуса прибиты тремя гвоздями. Католики считают, что при Распятии использовалось три гвоздя. Над головой Иисуса присутствует табличка, на которой написано на латыни «Иисус Назорей Царь Иудейский» — INRI. Обычно над головой у распятого было описание его преступления. Другого имени «преступлению» Спасителя не нашел Понтий Пилат.

Католический крест: отличие от православного

Православный крест не всегда имеет восьмиконечную форму, хотя именно такой формой креста пользуются православные христиане Востока. В православный крест также может добавляться нижняя перекладина, которая символизирует «мерило праведное». На одной чаше весов — грехи, на другой — добрые и праведные поступки людей.

Фото: bolshoyvopros.ru

Форма креста для православных также не является решающей. Гораздо важнее в данном случае то, что изображено на кресте. Так табличка «Иисус Назорей Царь Иудейский» в православии выглядит как IHHI (на славянско-русском языке). Ноги Иисуса прибиты к кресту не вместе и всего на распятии четыре гвоздя. Буквы IС ХС по правую и левую руку Спасителя являются христограммой и расшифровываются как Иисус Христос.

На оборотной стороне православного креста обязательно присутствует надпись «Спаси и сохрани».

Ладони Иисуса на православном кресте, как правило, открыты. Иисус как-будто принимает мир в свои объятия. На католическом кресте руки Спасителя могут быть сжаты в кулаки.

Различается и использование креста: так при погребении православные ставят крест в ногах усопшего, а католики — у изголовья. При этом правило не является обязательным и в основном зависит от местных традиций христиан. На купола (шпили у костелов) католики всегда устанавливают четырехконечный крест, в православии же встречается разная форма крестов.

Католический и православный крест – разница существенна?

Преподобный Феодор Студит писал «крест всякой формы есть истинный крест». Ни католики, ни православные не придают большого значения форме креста. Католический крест менялся с веками, как и православный. Так до X века Христос изображался на кресте воскресшим и торжествующим, изображение мертвого и страдающего Христа появилось лишь в X веке и чаще встречается у католиков.

И в католичестве и в православии встречаются шести и восьмиконечные кресты, это — кресты священноначалия (архиепископские и папские).

Главное, что объединяет всех христиан: если раньше крест был орудием пыток и позора, то после крестной жертвы Христа он стал символом победы добра над злом. О необходимости и значении крестного подвига говорил сам Господь: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38). Апостол Павел в послании к Коринфянам также обратился к теме крестной жертвы: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Резные изображения особо почитались на Руси. Это не удивительно. Тут сошлись два важнейших фактора: христианство пришло на Русь из Византии, где искусство резьбы по кости и камню имело высочайший уровень, а традиции славянской резьбы по дереву и обилие материала способствовали его распространению. Кроме того, в разных областях славянская резьба имела свои, неповторимые особенности, и в результате соединения с христианско-византийской традицией дала очень разнообразные и высокохудожественные образцы.

В дивно украшенном убранстве древнерусских деревянных церквей резьба по дереву находила самое широкое применение. Изготовленные знаменитым резчиком Амвросием (? — ок. 1494) резные иконы, кресты отличаются тщательностью исполнения и очень сложными многофигурными композициями.

Как правило, резные иконы расписывали, реже рельефное изображение оставляли открытым, монохромным. Кресты также декорировались самыми разнообразными способами: росписью, инкрустацией, аппликацией. Но наиболее древние образцы исполнены в строгой технике «чистого реза», без излишнего «украшательства».

Резные иконы за свою историю не раз попадали в немилость. Не всегда они поощрялись православием. В резных иконах одни видели языческие пережитки, другие – влияние католической церкви. Предметом спора был и сам материал для их изготовления – дерево. Впервые запрет на изготовление резных икон и употребление их в церквях был введен указом Святейшего Синода в 1722 году. Вновь в немилость они попадают в 1832 году. Эти гонения, надо признать, имели самую непосредственную связь с печальной страницей в истории русского православия – церковным расколом и гонениями на старообрядцев. Именно старообрядческие общежительства являлись основными хранителями традиций древнего искусства православной резьбы.

Дальнейшее развитие церковная резьба по дереву получает при изготовлении иконостасов и в XVIII веке достигает своего наивысшего расцвета. Достаточно упомянуть безусловный шедевр: иконостас Троицкого собора Ипатьевского монастыря в Костроме, исполненный Петром Золотарёвым и Макаром Быковым сотоварищи (1756 — 1758 гг).

Крест – символ христианства. Крестом увенчаны все православные церкви.

Во внутреннем убранстве церквей нет таких предметов, на которых бы не присутствовало изображение креста.

Православные кресты, являющиеся предметами христианского культа, отличаются многообразием и многозначностью.

Нательный крест издавна является неотъемлемым атрибутом каждого крещеного человека. Напрестольные кресты находятся на престоле храма и используются для благословения паствы, а также для освящения воды. Как на особо святом месте, на престоле находятся и требные или малые кресты, используемые при совершении таинств Крещения, Венчания и Исповеди. В алтаре храма, как правило, за престолом находится запрестольный крест, называемый еще выносным. Его выносят вместе c другими церковными святынями во время крестного хода. Наибольшее распространение на Руси получили резные выносные кресты.

Все виды крестов, без исключения, издревле выполнялись в технике резьбы по дереву. Кроме нательных и богослужебных крестов, из дерева резали наперсные (нагрудные) кресты для священников, параманные – для монашествующих. Для архиереев вырезались деревянные нагрудные иконы – панагии.

Резной деревянный крест является неотъемлемой частью православных чёток.

Ныне искусство православной резьбы переживает свое второе рождение.

Сегодня вера возвращается, а с ней и почитание предметов религиозного культа. Резные иконы, кресты занимают почетное место в доме. Их, согласно православной традиции, размещают в красном углу комнаты. Основными и обязательными здесь являются иконы Спасителя и Богородицы. Икона Спасителя занимает центральное место, слева от нее располагается икона Богородицы. Над ними можно поместить резное распятие-крест. По обеим сторонам от центральных располагаются именные иконы и иконы почитаемых святых. При невозможности обустройства красного угла, иконы размещают в любом другом удобном месте, часто их вешают на стену, предварительно поместив в резной киот.

Всё чаще и чаще православные христиане предпочитают носить именно деревянные нательные кресты, а также и резные тезоименитые нательные иконки с изображением своего соимённого небесного покровителя.

Это, несомненно, одно из свидетельств осознания своих исторических и духовных корней и возвращение к истокам русской православной веры.

Интерьер Преображенской церкви в Кижах. Фото 1930-х годов.

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции — оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку…
Крест — символ Бога — Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.
Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения — человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.
Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста — деление отрезка прямой в » золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.
Греческий (корсунский крест)
Рисунок 1.
Крест — древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» — на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1), по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2); барочный крест (рисунок 3).
Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки — металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.
Русский восьмиконечный крест
Рисунок 2.
Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя — на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая — вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.
Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 — 0,618 = 0,382;
2) 0,382 : 2 = 0,191 (см. рис.2).
В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).
Барочный крест
Рисунок 3.
Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля — «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.
Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины — 1,000 : 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины — цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3 ). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.
В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен — стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.
Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут — в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай — дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.
Информация отсюда: http://www.yarseminaria.ru/publications_archive.php?id=52

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *