Крестьянкин иоанн

Содержание

Отличительными чертами архимандрита Иоанна Крестьянкина были: любовь к ближнему и духовная прозорливость — его почитали за старца и ехали к нему отовсюду. С самого раннего детства он испытывал лишения: он появился на свет в 1910 году в Орле в многодетной семье, рано потерял отца, детей поднимала мать, благодаря которой он с раннего возраста приобщился к вере. Не обошлось и без действия промысла Божия: в шестилетнем возрасте Ивана заметил архиерей и предложил помогать в алтаре, это было первым его послушанием, а затем были послушания пономаря, иподиакона. Уже в подростковом возрасте Иван Крестьянкин чувствовал тягу к монашеству, да и его близкие друзья, впоследствии ставшие священнослужителями, предсказывали ему иноческий путь.

Но сначала Иван окончил школу, отучился на бухгалтерских курсах, стал работать, но душа его рвалась в храм, который из-за сверхурочной работы он мог посещать нечасто. В начале 30-х годов он занял руководящую должность бухгалтера в Москве, появилось свободное время, позволявшее бывать на богослужениях.

Иван Крестьянкин был освобождён от военной службы в период Великой Отечественной войны по причине плохого зрения, в это время он стал исполнять обязанности псаломщика в храме Рождества Христова в Измайлово. В начале 1945 года состоялась его хиротония во диакона, а осенью — во иерея. Прихожане тянулись к отцу Иоанну, а он тянулся к Небу, желая углубить свои познания о Боге, пошёл учиться в Московскую Духовную Академию. Но до защиты кандидатской диссертации он не дошёл — советские власти обвинили его в антисоветской деятельности и посадили сначала в Лефортово, а потом в Бутырскую тюрьму.

Священнику Иоанну Крестьянкину пришлось много пережить, в том числе предательство со стороны близких людей, телесные болезни — он был в ссылке в Архангельской области в тяжёлых условиях, но это не сломило его дух. В 1966 году его, наконец, постригли в монахи, так как ему не разрешали служить в столице, он отправился в Псково-Печёрский монастырь, который стал для него родной обителью на всю оставшуюся жизнь. В 1970 году его возвели в сан игумена, а через три года — в архимандрита.

На первых порах отцу Иоанну помогали опытные насельники Псково-Печёрской обители и Валаама, почитавшиеся старцами — иеросхимонахи Симеон Желнин, Михаил Петкевич. Митрополит Вениамин Федченков и другие. Вскоре к нему потекли люди со всех уголков страны, желающих получить совет от духоносного батюшки было столько, что он попросил направлять ему письма, на которые обстоятельно отвечал до конца жизни. В каждом письме чувствовались его внимание и забота, для каждого у него находилось слово утешения, «Письма» неоднократно переиздавались.

Другие известные труды архимандрита Иоанна: небольшие келейные книжицы на разные случаи жизни, «Опыт построения исповеди» — своеобразный букварь для новоначальных христиан, его изречения собраны в книге «Чадцам Божиим».

Отец Иоанн Крестьянкин отошёл ко Господу в 95 лет в 2006 году в день памяти новомучеников и исповедников Российских.

Сообщество Вконтакте, посвященное Иоанну (Крестьянкину) — https://vk.com/public50436816

См. также: Наставления, Проповеди, Руководства

Царьград: Говоря об отце Иоанне (Крестьянкине), многие называют его «старцем», хотя сам он от этого наименования «открещивался». И всё-таки, на Ваш взгляд, насколько оно корректно? Каковы вообще место и роль Батюшки в новейшей церковной истории и почему Вы одну из своих главных исторических работ посвятили именно ему?

Вячеслав Бондаренко: Да, сам отец Иоанн не раз говорил, что настоящих старцев уже не осталось – есть разве что «опытные старички», среди которых и он сам. Но, конечно, это говорилось по глубокому смирению. Уже его современникам было понятно, что отец Иоанн – не просто старец, а один из величайших представителей русского старчества за всю его историю.

Все свойственные старцу качества – Божественная любовь, дар рассуждения, смирение, мудрость, прозорливость – были присущи ему в полной мере. Это настоящий столп Православия ХХ века, и неслучайно его глубоко почитают не только в России – во всём мире. Безусловно, это прямой наследник таких гигантов духа, как преподобный Серафим Саровский и преподобный Амвросий Оптинский.

А лично меня к биографии Батюшки подвело паломничество в Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь осенью 2017 года. До этого момента я, конечно, знал об отце Иоанне, но, как говорится, в объёме школьной программы. Паломничество, общение с людьми, знавшими Батюшку, все перевернули. Через шесть дней после возвращения из монастыря я сел за книгу. Меня мгновенно захватила судьба этого великого человека.

Царьград: Отец Иоанн родился незадолго до революционных потрясений, а священником стал в победном 1945-м. Насколько сложно было человеку его поколения избрать священнический путь? И как это случилось у отца Иоанна? Причём, насколько известно, его монашеский путь начнётся позднее, после тяжелейших испытаний? Расскажите, пожалуйста, вкратце об этом.

Вячеслав Бондаренко: Люди той страшной эпохи шли к своему призванию по-разному. Для отца Иоанна же это было абсолютно естественным, логичным ходом всей его судьбы. Он происходил из глубоко верующей семьи, а его прапрадед, орловский купец Иван Михайлович Немытов, был учеником и собеседником великих Оптинских старцев Льва и Макария, в конце жизни сам принял постриг. Ваня ещё шестилетним мальчиком прислуживал в храме, а когда ему в шутку предлагали выбрать себе невесту, серьёзно отвечал: мне невеста не нужна, я – монах. У него были великие духовные учителя – священноисповедник отец Георгий Коссов, ученик Амвросия Оптинского, и святитель Серафим (Остроумов).

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) — Жить в Любви

До 1932 года Иван жил в своём родном Орле, затем, когда там усилились гонения на Церковь (даже его родную улицу Воскресенскую переименовали в улицу Безбожников!), перебрался в Москву, работал бухгалтером на нескольких небольших предприятиях. Последней его светской работой была должность начальника отдела рабочего снабжения Московской окружной железной дороги, это был 1944 год. Уже тогда, в светской жизни, он был любим и уважаем всеми за мудрость, доброту, какой-то особый свет, исходивший от него.

В 1945-м, после диаконской, а затем иерейской хиротонии, которую совершал Патриарх Алексий I, отец Иоанн начал служить в храме Рождества Христова московского района Измайлово. И за пять лет стал одним из самых любимых и уважаемых московских пастырей – к нему ехали со всего города, начали приезжать и из других городов. К сожалению, в 1950-м его оклеветали и по ложному обвинению отправили на семь лет в северные лагеря. Там Батюшка работал на лесоповале, голодал, тяжело болел, практически ослеп… Но и там его любили все – и заключённые, и лагерное начальство, – и помогали, как могли.

Отец Иоанн Крестьянкин. Из следственного дела. 1950 год. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

Благодаря хлопотам митрополита Николая (Ярушевича) в 1955 году отец Иоанн досрочно вышел на свободу, но поскольку реабилитирован не был, следующие 11 лет провёл на отдалённых приходах – сначала в Пскове, затем в Рязанской епархии. Это было тяжёлое время хрущёвских гонений на Церковь. Но каждый храм, в котором служил отец Иоанн, при нём расцветал – из умирающего он превращался в светлый, радостный, к нему ехали люди со всей страны. При этом Батюшка не оставлял свою давнюю мечту о монашестве – сначала хотел уйти в Глинскую пустынь, а после её разгрома в 1961-м – в Псково-Печерский монастырь. Тем более что и здоровье к этому времени сильно расшаталось.

Так что монашеский постриг, который отец Иоанн принял в Сухуми 10 июля 1966 года от своего духовного отца схиигумена Серафима (Романцова), был, по сути, предсмертным. Но произошло чудо – после пострига Батюшка прожил ещё почти сорок лет. А в феврале 1967-го Патриарх Алексий I благословил его на уход в Псково-Печерскую обитель.

Царьград: И все последние десятилетия земной жизни отца Иоанна были связаны с Псково-Печерской обителью. В чём значимость этого места для верующих позднесоветских и постсоветских времён? И какова роль отца Иоанна в эти годы?

Вячеслав Бондаренко: Древний Псково-Печерский монастырь «благодаря» Гражданской войне в 1920 году оказался на территории Эстонии – и благодаря именно этому обстоятельству не был разгромлен, как другие великие русские обители. В 1944-1946 годах он был вообще единственным действующим монастырём в РСФСР, потом открыли также Троице-Сергиеву Лавру. Но именно Печоры стали настоящим оплотом, крепостью Православия, хранителем традиций русского старчества. Ведь к тому времени давно уже не существовали Оптина, Белобережская, Площанская, Зосимовская пустыни, в 1961-м разгромили Глинскую…

Свидетель нескольких эпох: Преподобный Симеон Псково-Печерский

А Псково-Печерская жила, действовала, там подвизались великие старцы – Симеон (Желнин), Савва (Остапенко), Серафим (Розенберг), обитель возглавлял без преувеличения Великий наместник – архимандрит Алипий (Воронов). Об этих замечательных людях можно подробно прочесть в книге митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова) «Несвятые святые» – в ней прекрасно передан «дух Печор», их благодатная атмосфера.

Отец Иоанн (Крестьянкин), пришедший в обитель в 1967-м, стал одним из ярчайших насельников монастыря за всю его историю. Это был человек-Любовь, человек-Добро, человек-Свет, великий духовный врачеватель, практик сердцеведения. К нему ехали со всех концов страны – ехали, чтобы посоветоваться, попросить благословения, получить вразумление, просто послушать его, посмотреть – хотя бы издали. Ехали знаменитости (в дневнике писателя Юрия Трифонова запись «ОТЕЦ ИОАНН КРЕСТЬЯНКИН» сделана именно так, заглавными буквами) и обычные люди. Многие тысячи верующих именно благодаря ему сделали первые шаги в мире Православия. Его книга «Опыт построения исповеди» стала одной из самых популярных и доступных духовных книг на русском языке. Сотни его писем духовным чадам содержат ответы буквально на все волнующие верующих вопросы.

Беседа отца Иоанна с духовными чадами. 22 мая 1972 года. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

Никто не знал, когда отец Иоанн спит, как отдыхает. Он всегда был на ногах, всегда с людьми – с их проблемами, бедами, горестями. А выглядел при этом радостным, ласковым, полным энергии – и когда ему было 70, и когда 75, и когда далеко за 80. За эту постоянную радость его звали Пасхальным Батюшкой.

В затхлой атмосфере 1970-х и первой половины 1980-х общение с отцом Иоанном было настоящей духовной отдушиной, свидетельством того, что вера жива, что золотая цепь русского старчества не прервалась. В смутные годы перестройки и начале 1990-х он становится настоящим моральным ориентиром для всей взбаламученной страны, его воспринимают как одного из главных людей Церкви. Характерно, что старца глубоко чтили и не раз советовались с ним Патриархи Пимен и Алексий II.

Царьград: Известно, что за несколько лет до кончины отец Иоанн принял только что избранного президента Владимира Путина, благословив его на правление. Что известно об этой встрече?

Вячеслав Бондаренко: Первая встреча Путина с Батюшкой произошла 2 августа 2000 года. У президента был эмоционально тяжёлый день – он встречался с родственниками погибших в Чечне бойцов 6-й роты Псковской дивизии ВДВ, выглядел очень утомлённым. Но после того, как он пробыл в келии отца Иоанна час, его состояние изменилось: Путин заметно приободрился.

Президент России Владимир Путин в гостях у отца Иоанна. 2 августа 2000 года. Фото из архива Вячеслава Бондаренко

О чём они говорили, гадать не стоит, но вспомним, что для отца Иоанна не было тайн ни в прошлом, ни в будущем человека. Келейница старца Татьяна Сергеевна рассказала мне, что после визита отец Иоанн вышел в коридор и, глядя вслед Путину, произнёс: «Дай Бог нашему теляти да волка съести».

Вторая встреча Путина со старцем состоялась сразу же после гибели подводной лодки «Курск». После неё президент встречался с родственниками погибших на «Курске» моряков. Остаётся добавить, что президент поздравил старца с его 90-летием, одним из первых отозвался на его кончину, а в 2018-м возложил цветы на его могилу.

Царьград: Можно ли говорить о духовном завещании отца Иоанна, и если да, то каково оно?

Вячеслав Бондаренко: Для меня это цитата из проповеди, которую Батюшка произнёс 15 января 1991-го, в день памяти преподобного Серафима Саровского:

Из истории России видно, что есть соответствие внешней судьбы нашей Родины с внутренним состоянием народного духа. Поэтому необходимо понять, что как грех привёл к катастрофе, так и покаяние способно привести к восстановлению России. События ХХ века показали, что мир стоит перед лицом гибели. Дай Господь нам всем мужества очнуться, чтобы понять, что заблудились люди во мраке обольщения. Вот тогда-то миру и понадобится неугасимая лампада – Святая Русь, ибо без неё не выбраться из трясины. Россия! Будь такою, какою ты нужна Христу!

(1910–2006)

В разделе представлены книги архимандрита Иоанна Крестьянкина – «Опыт построения исповеди», проповеди, наставления, письма.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин — опытный духовник. За время своего служения он принял исповедь у сотен тысяч, вёл обширную переписку и прежде всего сам подвизался против греха. Зная как трудно человеку вести борьбу с самим собой, замечать и искоренять свои пороки о. Иоанн составил пособие для тех, кто готовится к исповеди, которая, несомненно, является одним из самых действенных средств в этой нелёгкой для каждого из нас борьбе.

1 2 3

Показывать только книги с грифом Издательского совета РПЦ

Сортировать по цене: по возрастанию / по убыванию
Сортировать по дате поступления: по возрастанию / по убыванию

Показывать товары:
вседо 100 руб.до 250 руб.до 400 руб.с уценкой -30%

Молитвослов с поучениями архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Карманный формат

Артикул: 32449

Келейная книжица. О несении креста. Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 31775

Келейная книжица. Мысли о любви. Наследный дар архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 31772

Познати на земли путь Твой. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31704

Достойно горького плача. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31701

Двое в плоть едину. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31700

Бог да душа – вот монах. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31699

Размышления о бессмертной душе. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31722

Память сердца. Татьяна Смирнова

Артикул: 31726

Неведомому чаду. Из наследия архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 31723

Божий инок. Из наследия архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 31725

Опыт построения исповеди. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 30869

Радовать и радоваться. Практические советы архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 35206

Слово утешения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 34228

Живите с Богом! По творениям архимандрита Иоанна (Крестьянкина)

Артикул: 33317

Утешение в скорби. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Артикул: 31705

Симфония по трудам архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Составитель П.В.Купцов

Артикул: 32959

1 2 3

Всю свою жизнь и всей своей жизнью архимандрит Иоанн Крестьянкин, известнейший в России старец, который около 40 лет был насельником Псково-Печерского монастыря, проповедовал о насущной необходимости христианину быть верным Христу и Его заповедям, невзирая на соблазны мира сего. Ведь только тогда, по мысли отца Иоанна, для человека возможно достичь спасение и наследовать Царство Божие. Он не просто давал советы, но и сам прошел путь следования за Христом. Поэтому, его слова о том, как избегать соблазнов мира, как нести свой крест и в чем искать утешения, особенно ценны.

Будущий архимандрит родился в 1910 году в Орле. В младенчестве он лишился отца, так что воспитание будущего подвижника целиком легло на плечи его матери – глубоко верующей женщины. С шести лет Ваня Крестьянкин прислуживал в храме. После школы окончил бухгалтерские курсы, работал во многих заведениях по бухгалтерской специальности. В свободное время он посещал богослужения и старался во всем быть верным Христу.

В 1944 году Иван Крестьянкин оставил светскую работу и стал служить псаломщиком в церкви Рождества Христова в Измайлове. Вскоре он был рукоположен во диакона. А 25 октября 1945 года Патриарх Алексий I рукоположил диакона Иоанна Крестьянкина во иерея.

Очень скоро отец Иоанн Крестьянкин проявил себя как ревностный проповедник и внимательный пастырь. К каждому приходящему он относился с христианской любовью – это привлекло к нему искреннюю любовь прихожан и духовных чад.

Отец Иоанн Крестьянкин — великий русский старец

В 1950 году отец Иоанн был арестован и осужден на семь лет лагерей – в Каргопольлаге. В 1955 году он был освобожден досрочно. После освобождения он попытался устроиться в Псковской епархии, но на него было заведено новое дело, так что ему пришлось перебраться в Рязанские земли. И около десяти лет прослужил о. Иоанн на различных приходах Рязанской епархии. В 1966 году, находясь в гостях у своего духовника о. Серафима (Романцова), отец Иоанн был пострижен в монашество. Святейший Патриарх благословил Иоанна на служение в Псково-Печерском монастыре. И всю оставшуюся земную жизнь он подвизался здесь. Все, кто общался в стенах этой обители с батюшкой, вспоминают его необыкновенную любовь.

Много времени архим. Иоанн Крестьянкин отдавал приему посетителей. Не меньше сил тратил и на воспитание послушников, прививал им христианские качества, укреплял в несении монашеских подвигов.

Достигнув старости «маститой» архимандрит Иоанн Крестьянкин, стал сильно утомляться. Он уже не мог, как прежде принимать посетителей. Общение же с духовными чадами и всеми нуждающимися в его совете свелось к переписке.

5 февраля 2006 года светлый старец – отец Иоанн Крестьянкин – отошел ко Господу и был похоронен в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

Книги архим. Иоанна Крестьянкина

Литературно наследие отца Иоанна достаточно обширно: им написано множество проповедей, сочинение «Размышление о бессмертной душе», книги «Опыт построения исповеди», «Настольная книга для монашествующих и мирян», ряд небольших произведений.

Больше всего известна книга Иоанна Крестьянкина «Опыт построения исповеди». Это цикл бесед о заповедях Декалога и заповедях блаженств. Первоначально эти беседы о. Иоанн проводил с паломниками перед исповедью; затем он систематизировал свои записи; на их основе и была создана эта книга.

Издано несколько сборников проповедей отца Иоанна на двунадесятые праздники, дни великого поста и праздники пасхального цикла и по другим случаям, а также сборник его писем. Еще одним собранием писем можно считать книгу поздравлений – эти открытки с поздравлениями и краткими духовными советами отец Иоанн посылал их друзьям и духовным чадам к Пасхе и Рождеству.

«Настольная книга для монашествующих и мирян» была составлена архим. Иоанном Крестьянкиным из отрывков различных аскетических творений.

Архимандрит Тихон (Шевкунов) так отзывается об отце Иоанне, наставившем его на путь монашества: «Главным духовным качеством о. Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и неколебимая вера во всеблагий и совершенный Промысел Божий… Отец Иоанн – один из очень немногих живших в наше время людей, которым Господь открывал Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и мире».

Псковская область, 6 февраля 2006, 09:02 — REGNUM 5 февраля на 96-м году жизни скончался старец архимандрит Иоанн Крестьянкин, насельник Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря, с прискорбием сообщила корреспонденту ИА REGNUM пресс-служба Псковской Епархии. Отпевание новопреставленного старца отца Иоанна Крестьянкина состоится во вторник, 7 февраля, в Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре. Для Церкви и православного народа событие печальное — еще одним праведником на земле стало меньше.

Справка:

Будущий архимандрит Иоанн Крестьянкин родился 11 апреля 1910 года в городе Орле, был восьмым ребенком в семье. 14 января 1945 года в Воскресенском храме на Ваганьковом кладбище Митрополит Николай (Ярушевич), один из четырех Архиереев Русской Православной Церкви, оставшихся в живых после гонений, посвятил его в сан диакона. На праздник Иерусалимской иконы Божией Матери 25 октября того же года Патриархом Алексием I диакон Иоанн был рукоположен во священника в Измайловском Христорождественском храме в Москве, где и остался служить.

В 1950 году отец Иоанн был арестован и за пастырское служение приговорен к семи годам исправительно-трудовых лагерей. В 1955 году, по досрочном возвращении из лагеря, был назначен в Псковскую епархию, затем — Рязанскую. 10 июня в 1966 года в Сухуми отец Иоанн принял монашество. Постриг совершал глинский старец схиархимандрит Серафим (Романцов). 5 марта в 1967 году иеромонах Иоанн поступил в Псков-Печерский монастырь, в 1970 году был возведен в сан игумена, а 7 апреля 1973 года в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы — в сан архимандрита.

Почти сорок лет отец Иоанн Крестьянкин оставался насельником Псково-Печерского монастыря. Широко известны среди верующих стали аудио- и видеозаписи его проповедей, изданы труды архимандрита, опубликованы его письма с ответами православным на их просьбы о помощи. В 2004 году по благословению Архиепископа Псковского и Великолукского Евсевия вышла в свет книга о встречах со старцем «Видевшее свет вечерний», иллюстрированная многочисленными фотографиями, рассказывающими о жизни и служении Архимандрита.

Старец говорил: «Время, в которое привел нам жить Господь, наисмутнейшее, — смущение, смятение и неразбериха колеблют непоколебимое, но это еще не конец. Впереди еще более сложные времена. Бездумно ныне жить нельзя. И не забывайте, чадца Божии, бессильно зло, мы вечны, с нами Бог. У Бога нет забытых людей, и Промысл Божий зрит всех. Миром правит Бог, только Бог и никто другой».

О своей жизни архимандрит Иоанн (Крестьянкин) говорил: «Промысл Божий определил мне этапы жизни — пятилетки. Пять лет войны, пять лет служения у престола с православной паствой, пять лет заключения среди отверженных людьми, и только время странствия в русской глубинке, среди русского простого народа, растянулось на десять лет».

Отец Иоанн родился 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила и Елизаветы Крестьянкиных. Он был восьмым ребенком в семье. Мальчика назвали в честь преподобного Иоанна Пустынника. С детства Иван был «в послушниках» в храме у известного своей монашеской строгостью архиепископа Орловского Серафима.

После окончания средней школы Иван Крестьянкин окончил бухгалтерские курсы и, переехав в Москву, работал по этой специальности. В 1945 году он был рукоположен в диаконы. В сан священника его рукоположил Патриарх Алексий I в Измайловском Христорождественском храме, в котором отец Иоанн и служил до 1950 года, пока не был арестован и отправлен на семь лет в лагерь.

После досрочного освобождения из лагеря в 1955 году он был направлен служить в Псковскую, а затем в Рязанскую епархию. В 1966 году иерей Иоанн принял монашество, а с 1967 года стал монахом Свято-Успенской Псково-Печерской обители. В 1973 году он был возведен в сан архимандрита.

В 2005 году к 95-летию со дня рождения архимандрит Иоанн был награждён церковным орденом преподобного Серафима Саровского I степени. В последние годы жизни тяжело болел, практически не вставал с постели. Скончался в возрасте 95 лет. Похоронен старец, как и другие печерские монахи, в пещерах Успенского Псково-Печерского монастыря.

К 110-летию со дня рождения старца Псковская Лента Новостей представляет подборку воспоминаний об отце Иоанне (Крестьянкине) (по материалам открытых источников Интернет, порталов Православие.ру и Правмир.ру).

Митрополит Псковский и Порховский Тихон

«Пересказать все, что случилось более чем за двадцать лет нашего общения, конечно, невозможно. Его духовные советы всякий может прочесть в трех недавно вышедших сборниках писем. С моей точки зрения, это — лучшее, что написано в области духовно-нравственной литературы в России за последние лет пятьдесят. Я же хочу рассказать о другом — о том, что мне известно не понаслышке.

Главным духовным качеством отца Иоанна для меня всегда был и остается не только его дар рассуждения, но и непоколебимая вера во всеблагой и совершенный Промысл Божий, ведущий христианина ко спасению. В одной из книг отца Иоанна эпиграфом были выбраны часто повторяемые им слова: «Главное в духовной жизни — вера в Промысл Божий и рассуждение с советом». Как-то в ответ на мои недоумения батюшка писал: «Вот сейчас со вниманием читаю паремии, какая глубина: «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» — это премудрый Соломон на себе проверил (гл. 16, ст. 9). И Вы еще не раз убедитесь в своей жизни, что это именно так, а не иначе».

Никому не навязываю своего мнения, но сам я глубоко убежден, что отец Иоанн — один из очень немногих живущих в наше время людей, которым Господь открывает Свою Божественную волю и о конкретных лицах, и о событиях, происходящих в Церкви и в мире. Наверное, это самое высшее проявление любви к Богу и преданности Его святой воле, в ответ на которые Господь открывает подвижнику-христианину судьбы людей, делает такого человека Своим сотаинником. Повторяюсь, никому не навязываю своего мнения, но к нему меня привели многие жизненные истории, связанные с отцом Иоанном. Да и не только меня одного. Самые мои близкие духовные друзья, покойные ныне отец Рафаил и игумен Никита, которые и познакомили меня с отцом Иоанном, в первую очередь благодарили Бога за то, что их духовником являлся человек, которому открыта воля Божия, и каждый из нас опытно испытал это на себе…

Обычно когда кто-то начинает вспоминать об отце Иоанне, пишет, какой он благостный, ласковый, добрый, любвеобильный. Да, несомненно, истинно, что человека более умеющего выказать отеческую, христианскую любовь, я не встречал во всей своей жизни. Но нельзя не сказать и о том, что отец Иоанн, когда это необходимо, бывает по-настоящему строг. Он порой умеет находить такие слова обличения, после которых его собеседнику по-человечески не позавидуешь. Помню, когда я был еще послушником в Печорах, то случайно услышал, как отец Иоанн сказал двум молодым иеромонахам: «Да какие вы монахи, вы просто хорошие ребята»…

Я был свидетелем того, как отец Иоанн переносил ненависть и напраслину, изливавшиеся на него за стояние в Правде Христовой. Видел его боль, но и благодушие, когда он терпел непонимание и предательство. Но никогда батюшка не терял бесконечной любви к обидчикам и христианского прощения. Для меня на всю жизнь остались в памяти слова его проповеди, сказанной в Михайловском соборе Псково-Печерского монастыря в 1985 году: «Нам дана от Господа заповедь любви к людям, к нашим ближним. Но любят ли они нас, нам об этом нечего беспокоиться. Надо лишь о том заботиться, чтоб нам их полюбить».

Протоиерей Михаил Правдолюбов

«…Однажды я служил с отцом Иоанном на приходе – в селе Юшково.

Это был Ильин день – храмовый праздник прихода. Храм с домиками около него был более похож на скит, чем на приходскую церковь. Здесь служил отец Паисий, монах. Жили при храме и несколько стареньких монахинь. Отец Паисий всегда приглашал отца Иоанна послужить у него в этот день, и много лет отец Иоанн принимал это приглашение. Юшково находится километрах в пятнадцати-двадцати от Печор, и поэтому, приехав утром на поезде из Москвы, я успел добраться до этого храма еще до начала службы. Когда отец Иоанн увидел меня в алтаре, то очень удивился и спросил: «Как ты здесь оказался?» – «Приехал специально, чтобы вместе с вами помолиться», – ответил я. – «Будешь служить?» – спросил отец Иоанн. – «Если вы благословите – буду». – «Обязательно служи!» – сказал отец Иоанн.

Это был замечательный день! Перед началом литургии отец Иоанн служил молебен с акафистом пророку Илии и водоосвящением, около него был народ, все пели. После литургии – крестный ход с окроплением народа и храма. Как будто отец Иоанн снова оказался на приходе. Он разговаривал с людьми – к нему подходили целыми группами и семьями. И все это на природе, среди зелени травы и деревьев. Светило солнце и было очень тепло – лето в самом разгаре! После того, как закончилась служба и крестный ход, отец Иоанн пошел окроплять прихрамовые постройки. «Пойдемте, окропим святой водой хижину Марии», – сказал он о маленьком домике одной из монахинь, к которому и направился. И правда, этот маленький домик похож был более на хижину, чем на дом. У всех на лицах были радостные улыбки, а монахиня Мария была просто счастлива от того, что отец Иоанн пришел к ней в дом и окропляет святой водой ее жилище.

Потом была трапеза в доме отца Паисия. И снова – общение с людьми и очень интересные разговоры. Один из священников спросил отца Иоанна, можно ли считать Чернобыльскую катастрофу апокалипсической и не является ли Чернобыль той самой «травой полынь», о которой говорится в Апокалипсисе? «Я бы не стал так прямо называть эту аварию на атомной станции прямым исполнением Апокалипсиса, – отвечал отец Иоанн. – Нужно очень осторожно относиться к толкованию Апокалипсиса, и не случайно Церковь не принимает очень многих его толкований. Есть толкование Апокалипсиса святого Андрея Кесарийского – вот это толкование Церковью принимается, его можно читать. Остальные – очень сомнительные!» Говорил также отец Иоанн о том, что очень нехорошо, когда церковные книги и иконы продаются в обычных магазинах рядом с самым разнообразным товаром. «Этого не должно быть!» – сказал он. Говорил также, что у каждого человека должна быть тесная связь со своим ангелом-хранителем. Одним словом, темы разговора были самые разнообразные, но, к сожалению, беседа оказалась непродолжительной – отец Иоанн должен был ехать в монастырь.

Под горкой, на которой стоял храм, отца Иоанна ждала машина – «Волга», которую отец Паисий заранее для него вызвал. Все мы спустились с горки к этой машине, а отец Иоанн, подойдя к молодому водителю, дал ему конфетку. «Нет, я не буду», – ответил тот. Отец Иоанн воскликнул: «Какое воздержание!» Рядом с «Волгой» оказалась еще одна машина – «Нива», и священник, который на ней приехал, потянул отца Иоанна к этой машине, упрашивая его поехать вместе с ним. «А где ваш спутник, высокий молодой мужчина?» – поинтересовался отец Иоанн, потому что все видели этого священника в храме во время службы, окруженного целой группой своих прихожан. «А вот он!» – ответил батюшка и открыл багажник своей «Нивы». В нем оказался скрюченный буквально в два раза мужчина лет тридцати ростом под два метра. Батюшка затолкал его туда для того, чтобы освободить место для отца Иоанна. «Как вам не совестно?! Что вы делаете? Как можно так издеваться над человеком?!» – сурово сказал отец Иоанн. – Не поеду я с вами!» А мне велел садиться на заднее сиденье «Волги», сам сел рядом со мной, и так мы ехали до самого монастыря, продолжая беседу.

На следующий день этот священник, увидев меня в монастыре, сказал: «Как я тебе завидую: ты ехал вместе с отцом Иоанном!»

Настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский

«Это был настоящий старец, умудренный опытом и священнического служения, и жизненного пути. Он был и в лагерях, и в ссылках… Старцы обладают даром рассуждения. Все видят, читают одно и то же, молятся одинаково. Но старцы умеют рассуждать, что полезно данному человеку, а что вредно. Они знают это. Этот дар очень высоко ставится в духовной жизни. Отца Иоанна отличал удивительный дар любви, люди шли от него утешенными. Благодаря дару любви и рассуждению, он очень многих людей привел к истине, к Богу. Некоторые из тысяч приходивших к нему за советом не покидали его по многу лет… Я много раз бывал у него, и всегда он так утешал, как никто другой. Мудрость его была совершенно фантастической».

Иеромонах Никон (Горохов), насельник Псково-Печерского монастыря

«Батюшка Иоанн был небольшого роста и довольно плотного телосложения, но отнюдь не толстый, а в меру упитанный и, как я говорил, очень подвижный человек. При общении с ним было такое ощущение, что попадаешь в плотное облако его внимания и любви, которое окружало тебя со всех сторон и сразу отгоняло все невзгоды и неприятности, все недоумения и противоречия, трудные вопросы и скорби.

Бывало, идешь к отцу Иоанну, на душе кошки скребут и хочется куда-то бежать или скрыться от скорбей и неудач, душа в смятении от разных помыслов и непонятных решений, в которых сам «тангалашка» ногу сломает, и вообще их никто не распутает и не даст никакого решения, потому что решений и вариантов тьма, а какой из них верный, неизвестно, и приходишь побитый, опустошенный и озлобленный. Всё, приплыл, дальше уже плыть некуда, крышка…

Но… по мере приближения ко входу в келью отца Иоанна помыслы и страхования начинают рассеиваться, вопросы сами собой исчезают, проблемы, до сих пор неразрешимые, вдруг решаются и все приходит в покой и мир. А уж когда придешь к нему на прием, вообще всё пропадает и в душе водворяется умиротворение. Бывало, просто посмотришь на него, и все сомнения и прежде бывшие недоумения сами пропадают, улетучиваются куда-то, и ловишь себя на мысли: «Ну вот! Зачем приперся к старцу?! Опять какую-нибудь ерунду будешь спрашивать? Да и что тебе спрашивать-то? Вон, смотри, как он живет, и делай то же самое – и спасешься. Всё же ясно!»

Бывало, я рта не успевал открыть, как батюшка мне сам уже что-то рассказывал и пояснял, причем он говорил обстоятельно и долго, и я уже думал: зачем пришел старца отвлекать какими-то своими мелкими проблемами, зачем занимаешь его время? Но это было от лукавого, потому что одно общение с ним заряжало на долгие месяцы и годы. Я помню, сколько раз от отца Иоанна я летел словно на крыльях. Да мне казалось, что и все так же летели от него, исполненные благодарности и радости. Я думаю, что это и есть признак духоносности, когда старец берет на себя все наши тяготы, скорби и болезни, а взамен дает массу любви и духовной энергии, окрыляет и поднимает всё выше и выше ко Христу. Здорово это. Я думал, что так будет всегда. Я не знал, что просто в начале моего духовного пути Господь послал мне Моисея и Иисуса Навина, которые проводили меня через пустыню страстей и вели в Землю Обетованную. Но когда батюшка был отнят, я понял, что таких кормчих уже нет».

Протоиерей Геннадий Беловолов

После службы старца всегда встречала толпа людей приехавших благословиться. Запомнилась одна выразительная сцена. Старец медленно двигался вместе с окружившей его толпою, благословляя, наставляя, неожиданно целую кого-то в голову.

Но внезапно он остановился, посмотрел в сторону, и увидел у белой стены стоявшего одиноко молодого человека. Он смотрел со стороны на происходящее, и видимо не хотел смешивать с этой толпой, созерцая все на расстоянии. Старец Иоанн устремил на него свой взор, решительно раздвинул рукою толпу, и своим коротким шагом не пошел, а как бы побежал к этому молодому человеку. И подняв руки, поскольку молодой человек был значительно выше, приклонил его голову к себе на грудь. Как будто давно его знал и давно ждал. И потом стал покачивать, как мать баюкает свое чадо. И при этом приговаривать: «Ну что же ты такой угрюмый? Что же ты такой угрюмый?» Молодой человек явно не ожидал такого действия, и был полностью покорнее старцу. Вся толпа с изумлением смотрела на эту картину, напоминавшую возвращение блудного сына к отцу.

Потом старец вдруг изменил интонацию своего голоса, и решительно отрывисто произнес: «Нельзя так! Ты ведь один кирпич кладешь, а два убираешь. Так ничего не построишь. После этого он поцеловал в голову неизвестного и опять бросился в толпу народа. Молодой человек стоял совершенно ошеломленный происшедшим. Он так и не успел сказать старцу ни одного слова. Но судя по всему, получил ответы на свои вопросы. На его лице вместо угрюмости появилась какая-то новая благостная улыбка.

Я был также поражен, как старец незнакомца принял как родного. Тогда я, как мне кажется, понял секрет старчества. Для старцев нет чужих, а есть только ближние…

К старцу Иоанну я также потом приезжал на исповедь. А в 1992 г. когда решался вопрос о моем рукоположении, звонили из Питера в Печоры, и старец благословил меня на рукоположение.

Как-то у Феофана Затворника я нашел такую формулу старчества: «Старцы – то верстовые столбы на нашем духовном пути». Для меня уж точно старце Иоанн (Крестьянкин) стал тем столбом, который указал мне путь в священству.

Протодиакон Владимир Василик

«Всякая встреча с отцом Иоанном была праздником, даже когда времени у него не было, и он, проходя, приговаривал: «Общее благословение, общее благословение». Но от общения с отцом Иоанном всегда оставалось удивительно светлое впечатление. И не только это. Батюшка давал и конкретные, ясные и своевременные наставления. Он чутко чувствовал и дух человека, обращавшегося к нему, и дух времени. Вот лишь одно из его вразумлений: «”Мы все глядим в Наполеоны. / Двуногих тварей миллионы / Для нас орудие одно…” Вот, Володенька, не будем наполеоновскими планами заниматься. Потихоньку, полегоньку. Никого не осуждать, никого не раздражать, и всем мое почтение». Трезвость и ясность пронизывали его пастырские советы…

Многим советы отца Иоанна спасли жизнь в самом прямом смысле этого слова. Во время Боснийской войны 1992–1995 годов двое моих знакомых обратились к нему с просьбой благословить их ехать в Боснию – воевать за православных. Они получили следующий ответ: «Помысел, вас искушающий, побуждает вас отказаться от борьбы, во-первых, за святую Русь, во-вторых, за собственные души. Оставайтесь здесь и готовьтесь к пастырству». Думаю, что совет его спас и меня от многого в 1995 году. В то время я пел в грузинском приходе Шестоковской иконы Божией Матери. Когда в августе я уехал в Печорский монастырь, на старосту церкви Аристо Амирановича Багратиони, благороднейшего человека, настоящего православного христианина, было совершено покушение. Узнав об этом, я порывался вернуться, чтобы ухаживать за Аристо, вести службу. Отец Иоанн благословил остаться в монастыре до Успения. Памятуя прежний опыт, я не осмелился ослушаться старца. Впоследствии оказалось, что отец Иоанн заставил меня остаться в монастыре на самое критическое время в судьбе прихода и избавил меня от ситуаций, которые могли мне стоить головы.

Общение с отцом Иоанном — приобщение к живому опыту святости.

Благодарю Господа, что Он даровал мне его. Верю, что рано или поздно батюшка Иоанн будет причислен к лику святых, и та работа, которую сейчас осуществляют некоторые православные сайты, ляжет в основу его будущего жития».

Напомним, еще больше информации о жизни и подвижничестве отца Иоанна (Крестьянкина) вы можете найти на обновленном сайте http://otetsioann.ru/, посвященный памяти старца.

На портале размещена история жизни знаменитого насельника Псково-Печерского монастыря, фотографии, видео- и аудиозаписи. Также на новом сайте вы найдете большое количество текстов в электронном формате — это книги, написанные самим старцем, его письма и проповеди, а также научные труды о нем.

В закладке «Документы» размещен обширный корпус справок, анкет и данных, связанных с жизненным путем отца Иоанна.

Кроме того, у любого посетителя есть возможность оставить на сайте свою историю, связанную с именем известного старца. Если у вас есть неопубликованные фотографии, аудио или видеозаписи, письма от батюшки, которыми вы можете поделиться со всеми, присылайте их на электронный адрес: augustinus@me.com игумену Августину.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *