Крестятся православные



При входе в храм и выходе из него, после молитвы, во время богослужения христиане совершают крестное знамение – движением руки воспроизводят крест. Обычно при этом соединяют три пальца – большой, указательный и средний, это – принятый у православных христиан способ перстосложения. Но он не единственный – и на протяжении многих столетий ведутся споры о том, как креститься правильно. На первый взгляд, проблема кажется надуманной, но в действительности за двоеперстием, троеперстием и другими способами перстосложения стоят, ни много ни мало, догмы христианства. Что символизирует положение пальцев при крестном знамении и почему все-таки вопросы двоеперстия и троеперстия стали в свое время камнем преткновения?

Крестное знамение двумя перстами


Крестное знамение связано с главным символом христианства

Крест – символ, который находится в самом центре христианской философии, а потому и ритуалы, касающиеся креста, имеют огромное значение для верующих. Считается, что обычай осенять себя крестным знамением ведет свою историю еще с апостольских времен, то есть зародился он на самой заре христианства. Никаких документальных подтверждений этому нет, но по косвенным свидетельствам можно предположить, что в первые века новой эры было принято изображать движением руки крест на отдельных частях тела – на челе, на устах, на очах и т.д.

Христос Пантократор, икона VI в. Пальцы изображены сложенными двуперстно

Большой крест, когда пальцы касаются лба, затем живота, потом правого и левого плеча, стали применять не раньше IX века. Крестились двумя пальцами, вытянутым указательным и чуть согнутым средним, остальные пальцы оставались в согнутом положении. Таким образом подчеркивалась двойная природа Христа – человеческая и божественная. Это положение было закреплено Четвертым Вселенским собором в V веке. Двоеперстие как способ складывать пальцы при осуществлении христианских обрядов можно увидеть уже на мозаиках римских храмов. Судя по всему, этот обычай перстосложения долгие века никак не оспаривался, не требовал обоснования и подтверждения, во всяком случае, до XVI века никаких дискуссий на эту тему не велось.

Мощи прп. Илии Муромца в Киево-Печерской лавре

После крещения Руси был перенят греческий обычай – двоеперстие. Когда возникло троеперстие – вопрос достаточно дискуссионный, поскольку каждая из сторон в споре, длящемся уже больше трех веков, по-своему смотрит на историю каждого из способов перстосложения. По-видимому, греки могли складывать три пальца при крестном знамении уже в XIII веке. Папа Иннокентий III утверждал в своем сочинении, что «креститься следует тремя перстами, ибо это делается с призыванием Троицы».
Тем не менее, со временем церковь, когда-то толерантно относившаяся к любым вариантам осуществления крестного знамения, стала считать единственно верным двоеперстие, в итоге по решению Стоглавого собора 1551 года все остальные оказались под запретом; «да будет проклят» — было решено отношении того, кто не принимает двоеперстие.

Двоеперстие до XVII века не оспаривалось и признавалось единственно верным способом креститься и благословлять

Реформа Никона и троеперстие

А потому предпосылки к будущему расколу церкви возникли задолго до никоновской реформы середины XVII века. Интересно, что запретами вытравить троеперстие из обихода верующих не удалось: значительная часть верующих по-прежнему, разве что не так открыто, продолжали его применять, пусть даже и официально разрешенным оставалось двоеперстие.


О троеперстии — Псалтирь

Было ли дело лишь во внешней, эстетической стороне ритуала? Разумеется, нет. Если первые – сторонники двоеперстия – привязывали крестное знамение к обозначению двойственной природы Христа, то те, кто считал единственно правильным и разумным троеперстие, оправдывали его обращением к Святой Троице – Богу-Отцу, Богу-Сыну и Святому Духу. Яростные споры о догматах церкви в связи с этим развернутся в период реформ 1653 года.

В. Суриков. Боярыня Морозова

Уже при царе Алексее Михайловиче Романове, а вернее, при патриархе Никоне, по всей Руси была разослана так называемая «Память», предписывавшая креститься тремя пальцами и никак иначе. Это сразу же вызвало бурный протест у части духовенства, прежде всего – протопопов Аввакума и Даниила. Основным аргументом противников реформ стало то, что казнь претерпел один Христос – в двух своих ипостасях – а не вся Троица в целом. Если же отталкиваться от последнего, то получится, что человеческое в Христе отвергается, а с таким приверженцы старых правил были категорически не согласны, поскольку видели в этом отрицание самой сути христианства.

Скульптуры XIII века из собора в Страсбурге, символизируют Искусителя и Деву

Свое решение Никон объяснял тем, что троеперстие – более древний христианский обычай, вытесненный позже еретическими настроениями и влиянием иноземцев. Даже то, что на большинстве старинных икон можно было увидеть, как святой благословляет двуперстно, получило объяснение – якобы такое положение пальцев – лишь ораторский жест, привлекающий внимание к словам говорящего, но никак не способ, каким надлежало благословлять и креститься. Действительно, никаких старинных изображений собственно крестного знамения не существовало, а потому противникам в споре оставалось прибегать лишь к отвлеченным рассуждениям и попыткой толкования фрагментов церковных книг. Правда, довольно быстро перевес в споре оказался на стороне Никона: его реформы были поддержаны Большим Московским собором 1666-1667 годов, и сам царь одобрил их.

Тициан. Христос-Вседержитель

Другие варианты перстосложения

Если старообрядцы – те, кто не принял новых порядков – признавали лишь двуперстное крестное знамение, то «новообрядцы» говорили еще о нескольких, помимо признаваемого ими как правильное. Например, о единоперстии, которое якобы практиковалось на заре христианства. И об именословном перстосложении – что применяется лишь священниками для благословения. Пальцы в этом случае складываются так, что образуют нечто похожее на буквы греческого алфавита – IC XC, то есть «Иисус Христос». До середины XVII века такое перстосложение, по всей видимости, не практиковалось.


Об именословном перстосложении. Wikipedia.ru

В 1971 году Поместным собором Русской православной церкви все способы перстосложения признаны «равноспасительными», а вот у старообрядцев такая терпимость к иным, чем признают они, способам совершать крестное знамение, наблюдается не всегда.
Католическая же церковь избежала подобных конфликтов, она издавна допускала все вышеперечисленные варианты, а самым распространенным был и является до сих пор способ креститься пятью пальцами – при этом они символизируют пять ран на теле Христа.

Католическая церковь ни реформ, ни конфликтов относительно перстосложения не знала

Своеобразной «жертвой» русских споров о вере стала Анна Кашинская, святая, которая была лишена своего статуса вследствие никоновских реформ. Как и почему это произошло – читайте

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

На первый взгляд, таинство Крещения имеет довольно странное определение: «Крещение — это таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую». Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Кратко можно сказать, что таинство Крещения — это таинство духовного рождения. Все мы когда-то родились от земных родителей. Христос же говорит, что нам надлежит родиться свыше (Ин. 3:3). Свыше — значит от Бога. Перед каждым крещающимся стоит наполненная водой купель — «утроба» Церкви, рождающая человека в новую, небесную жизнь. Само слово – таинство — указывает на тайну, то есть на то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере. В момент крещения происходит нечто невыразимое, человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Крещение – это не формальное членство в каком-то обществе или партии, а вхождение в новый опыт жизни с Богом.

Многих людей тот факт, что они являются христианами, ни к чему не обязывает. Крестятся, чтобы меньше болеть, или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься», или чтобы жизнь удачнее сложилась… Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес и т.п. — категории жизни временной, земной.

Господь, в первую очередь, заботится не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесном Отечестве, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному. Креститься может любой человек. И парадокс церковных таинств, в том числе и Крещения, состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он не принимает таинства насильно, они все равно совершаются и они действительны.

Но для самого человека крайне важно, с каким расположением души он подходит к таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом, или событием духовного возрождения, Пасхой души. Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры (как не запрещается это и сейчас). Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение — самое важное событие в жизни, желание начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

В этом и маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, всегда помогали восприемники (крестные). В древности восприемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Восприемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели — воспринимали от купели, поэтому и назывались восприемниками. Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны, — очень ответственно. Это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка, стать спутником на пути к Богу, научить молитве и азам духовной жизни, будить телефонным звонком в воскресное утро: «Вставай, сегодня идем в храм!». Вот обязанности настоящего крестного. Стоит задуматься и о том, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника: на него распространяются как духовные успехи крестника, так и его грехи, совершенные из-за того, что крестный не научил, не наставил, не предостерег. Чему же может научить восприемник далекий от религиозной жизни, равнодушный к вопросам веры?.. Пусть лучше он просто остается хорошим другом, но не берет на себя такую великую духовную ответственность.

Крещение — это только начало, а не единственное формальное условие для спасения. С праотцами Адамом и Евой произошла катастрофа – грехопадение. Так как все человечество — их потомки, то все мы нуждаемся в устранении последствий этой катастрофы. С грехопадением у человека прервалось живое, непосредственное общение с Богом, а с братьями по разуму установилось общение по формуле: «человек человеку волк». Изменился и сам способ существования человеческой природы: люди стали подвержены страданиям, болезням, смерти. Однако человек не несет личной ответственности за то, что рождается с такой природой: он получает ее как наследство от родителей. Но в грехопадении наших прародителей есть момент, за который каждый человек несет личную ответственность, и от которой, как раз, и избавляет таинство Крещения. Эту ответственность можно назвать властью дьявола.

Во-первых, власть дьявола означает, что после грехопадения не только Адам и Ева, но и все их потомки, все человечество, после смерти неизбежно, независимо от своих нравственных усилий, оказывались во власти дьявола. Когда человек крестится, эта неизбежность разрушается. После Крещения, окажется ли человек во власти дьявола после физической смерти, зависит от его личного выбора при жизни.

Во-вторых, власть дьявола над человеком очень ярко проявляется и во время земной жизни. Лучше всего о состоянии человека, находящегося в этой власти, сказал апостол Павел: «…желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Итак, я нахожу закон, что, когда хочу делать доброе, прилежит мне злое. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу закон иной, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного…» (Рим.7:18-23). Такая раздвоенность присуща всем людям, и дело здесь вовсе не в психологии. Объясняется она той же властью дьявола. Неужели Крещение освобождает человека от этого раздвоения? Нет. Но в земном аспекте Крещение дает человеку способность преодолевать его. Происходит освобождение от власти дьявола и человек получает объективную возможность жить другой, духовной жизнью, бороться с грехами, то есть с тем, что отделяет человека от Бога. Этой возможности он не имеет, будучи некрещеным. Конечно, и некрещеный человек может бороться с греховными привычками. Но от власти дьявола он освободиться, не способен, и все изменения в его духовной жизни будут только количественные (более или менее добрый, правдивый, нравственный и т.д.), но не качественные.

Крещение — это не только освобождение, но и приобщение, ведь цель христианской жизни — это обожение, соединение с Богом. Но оно осуществляется не напрямую. Во время Крещения человек присоединяется к Церкви, которая является Телом Христовым. А поскольку Христос, став человеком, Своей Божественной силой преодолел в Самом Себе смерть и тление, то, приобщившись к Его Телу — Церкви, — все это можем сделать и мы.

Почему же тогда люди продолжают грешить после Крещения? Крещение — это не магический обряд. После этого Таинства человек имеет объективную потенциальную возможность обожения, но у него остаются все те же греховные привычки и склонности, которые были и до Крещения. Поэтому Крещение — это самое начало духовной жизни. Человек получает некий «аванс». И теперь надо пройти долгий и нелегкий путь, годы духовного труда и настоящей церковной жизни, постоянного участия в церковных таинствах. Нередко на этом пути совершается масса ошибок, сотни падений… Главное — подниматься и снова идти. Только так начинается постепенное преображение человека, когда в сердце не остается места для греха. Заканчивается же это преображение уже не здесь.

Вы наверняка знаете, что в православной традиции принято осенять себя крестным знамением справа налево, а вот в католицизме — слева направо, хотя, в сущности, католики и православные исповедуют одну религию — христианство. Все дело в том, что представители этих направлений по-разному понимают суть крестного знамения. Итак, рассказываем, почему прихожане католической церкви крестятся не так, как православные.

  • Что написано в священных текстах
  • Когда католики начали креститься слева направо

Что написано в священных текстах

Если верить священным текстам, при движении руки слева направо крестное знамение исходит от человека, который обращается к Богу. Если же рука двигается наоборот — справа налево, — оно исходит от Всевышнего, который благословляет молящегося. Поэтому и православные, и католические священники осеняют прихожан крестом справа налево, благословляя их.

Кроме того, движение руки слева направо символизирует путь от греха к спасению, так как левая сторона в христианстве связана с дьявольской, а правая — с божественной сущностью. По этой причине крестное знамение справа налево расценивается как победа божественного начала над дьявольским.

Когда католики начали креститься слева направо

Удивительно, но на протяжении многих веков католики могли креститься как слева направо, так и справа налево. Однако в 1570 году Папа Римский Пий V заявил, что отныне люди, исповедующие католицизм, должны осенять себя крестным знамением исключительно слева направо. Если точнее, он сказал: «Благословляющий себя самого <…> делает крест ото лба к груди и от левого плеча к правому».

Вопрос:

Расскажите, пожалуйста, об истории крестного знамения на раннем этапе христианства. Как я понимаю, ни Христос, ни апостолы не осеняли себя крестным знамением. Когда же возникла эта традиция? Когда и в связи с чем появилось различие в направлении креста: от правого плеча к левому и от левого — к правому. Какое крестное знамение древнее?

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Мы не располагаем богослужебными текстами христиан апостольского века. Поэтому не можем однозначно решить вопрос об употреблении крестного знамени в первенствующей Церкви. Незнание не дает нам основания отрицать возможность появления крестного знамения в самых ранних христианских общинах. Некоторые исследователи говорят об этом вполне определенно: «Обычай делать кр. знам. берет начало со времен апостольских» (Полн. Правосл. богослов. энциклоп. Словарь, СПб. Изд. П.П.Сойкина, б.г., с. 1485). Во время Тертуллиана крестное знамение уже глубоко вошло в жизнь современных ему христиан. В трактате «О венце воина» (около 211 г.) он пишет, что мы ограждаем свое чело крестным знамением при всех обстоятельствах жизни: входя в дом и выходя из него, одеваясь, возжигая светильники, ложась спать, садясь за какое-либо занятие.

Крестное знамение не является лишь частью религиозного обряда. Прежде всего, это – великое оружие. Патерики, отечники и жития святых содержат много примеров, свидетельствующих о той реальной духовной силе, которой обладает образ креста. Неужели богопросвещенные апостолы не знали об этом? Интересное свидетельство находим в «Луге духовном» блаж. Иоанна Мосха. Когда пресвитер монастыря Пентуклы Конон покинул обитель, его встретил св. Иоанн Креститель, который кротко сказал ему: «Возвратись в монастырь, и я избавлю тебя от брани». Авва Конон отказался. Тогда св. Иоанн посадил его на один из холмов и, раскрыв его одежды, трижды осенил его крестным знамением» (глава 3). Великий Предтеча Иоанн – небожитель. Разве мог он научиться совершать крестное знамение у людей. Приведенный рассказ косвенно указывает на то, что образ креста использовался от начала христианства. Приведу еще одно соображение. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет о Кресте: «Он дан нам в знамение на челе, как Израилю обрезание» (Точное изложение православной веры, кн.4, гл.XI). Кем дан? Богом. Как обрезание Господь дал через Авраама (Быт.17:10), так, повидимому, крестное знамение Он дал через апостолов.

Как и когда образовались две разные традиции в совершении крестного знамения? За недостатком исторических данных ответить невозможно. Православные, осеняя себя, проводят рукою от правого плеча к левому. Если православный осеняет другого человека или пространство перед собой, то рука движется слева направо. Католики совершают signum crucis слева направо, а пространство перед собой — справа налево. За этими особенностями не стоит никакого догматического учения. Возможно, при формировании этих традиций проявились отличия мировоззренческих ориентаций. В сознании и жизни западного человека более явственно, чем у восточного, проявляется индивидуально-личностное начало. Мировоззрение западного человека антропоцентрично, а православного – теоцентрично. В православной традиции при совершении крестного знамени выражена мысль, что молящийся не сам себя осеняет, а получает эту духовную печать от Бога (извне). Западный христианин осеняет себя сам, призывая имя Божие.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ — христианский литургический жест.

Изо­бра­же­ние ве­рую­щи­ми кре­ста ру­кой или каким-либо свя­щен­ным пред­ме­том во вре­мя бо­го­слу­же­ния или лич­ной мо­лит­вы.

Сви­де­тель­ст­ва о со­вер­ше­нии Крестного знамения встре­ча­ют­ся в па­мят­ни­ках хри­сти­ан­ской литературы на­чи­ная с II-III веков. В древ­но­сти бла­го­сло­ве­ние с по­мо­щью Крестного знамения бы­ло частью чи­на ка­те­хи­за­ции (ог­ла­ше­ния), на За­па­де оно на­зы­ва­лось «пер­вым зна­ме­но­ва­ни­ем» или «зна­ме­ни­ем (пе­ча­тью) кре­ста». По­сле та­ко­го бла­го­сло­ве­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лем ог­ла­шае­мый по­лу­чал воз­мож­ность со­вер­шать Крестное знамение сам. Пер­во­на­чаль­но Крестное знамение со­вер­ша­лось (ино­гда 3 раза под­ряд) од­ним паль­цем пра­вой ру­ки на лбу, а так­же на гру­ди, ус­тах, гла­зах, ру­ках, пле­чах. По­сле осу­ж­де­ния мо­но­фи­зит­ст­ва на IV Все­лен­ском со­бо­ре (451) у пра­во­слав­ных по­лу­чи­ло рас­про­стра­не­ние дву­пер­стие — Крестное знамение, со­вер­шае­мое с по­мо­щью со­еди­нён­ных вме­сте ука­за­тель­но­го и сред­не­го паль­цев, ко­то­рые сим­во­ли­зи­ру­ют две при­ро­ды Ии­су­са Хри­ста — Бо­же­ст­вен­ную и че­ло­ве­че­скую. Со вре­ме­нем в дву­пер­ст­ной фор­ме сло­жен­ные вме­сте боль­шой, бе­зы­мян­ный паль­цы и ми­зи­нец ста­ли вос­при­ни­мать­ся как сим­вол Трои­цы. Бла­го­слов­ляю­щая ру­ка (Ии­су­са Хри­ста, епи­ско­пов, свя­тых) с вы­тя­ну­ты­ми ука­за­тель­ным и сред­ним паль­ца­ми (по­ло­же­ние ос­таль­ных паль­цев мог­ло варь­и­ро­вать­ся) встре­ча­ет­ся в древ­ней ико­но­гра­фии, как в вос­точ­ной, так и в за­пад­ной. В ран­них ли­тур­гических па­мят­ни­ках фор­ма Крестного знамения при бла­го­сло­ве­нии не кон­кре­ти­зи­ро­ва­лась. Крестное знамение, со­вер­шае­мое сло­жен­ны­ми вме­сте тре­мя паль­ца­ми — боль­шим, ука­за­тель­ным и сред­ним — и при­жа­ты­ми к ла­до­ни бе­зы­мян­ным и ми­зин­цем (трое­пер­стие), сим­во­ли­зи­ро­ва­ло Трои­цу (при­жа­тые к ла­до­ни бе­зы­мян­ный и ми­зи­нец пер­во­на­чаль­но не не­сли сим­во­лической на­груз­ки).

С те­че­ни­ем вре­ме­ни фор­мы Крестного знамения ста­ли уни­фи­ци­ро­вать­ся в рам­ках ме­ст­ных цер­ков­ных тра­ди­ций. Не­из­мен­ной ос­та­лась по­сле­до­ва­тель­ность жес­тов: сна­ча­ла — вер­ти­каль­ный (свер­ху вниз), за­тем — го­ри­зон­таль­ный.

Русь в пе­ри­од при­ня­тия хри­сти­ан­ст­ва за­им­ст­во­ва­ла дву­пер­стие из Ви­зан­тии. По-ви­ди­мо­му, в XII-XIII веках в Ви­зан­тии об­ще­при­ня­той фор­мой Крестного знамения ста­ло трое­пер­стие. На Ру­си про­дол­жа­ли при­дер­жи­вать­ся преж­не­го обы­чая до 1650-х годов, ко­гда в хо­де ре­форм пат­ри­ар­ха Ни­ко­на дву­пер­ст­ное Крестное знамение бы­ло за­ме­не­но на трое­пер­ст­ное. Во­прос о фор­ме Крестного знамения стал од­ним из клю­че­вых в по­ле­ми­ке ста­ро­об­ряд­цев (смотри Старообрядчество) с гос­под­ствую­щей Цер­ко­вью. Под влия­ни­ем этих спо­ров со­еди­не­ние бе­зы­мян­но­го паль­ца и ми­зин­ца при трое­пер­стии при­вер­жен­ца­ми но­во­го об­ря­да ста­ло тол­ко­вать­ся как сим­вол Бо­го­че­ло­ве­че­ст­ва Ии­су­са Хри­ста.

На пра­во­слав­ном Вос­то­ке осе­не­ние се­бя Крестным знамением со­вер­ша­ет­ся по­оче­рёд­ным при­кос­но­ве­ни­ем ко лбу, гру­ди, пра­во­му и ле­во­му пле­чам (го­ри­зон­таль­ное дви­же­ние — спра­ва на­ле­во; та­ким же об­ра­зом кре­стят­ся и не­сто­риа­не).

Пра­во­слав­ные епи­ско­пы и свя­щен­ни­ки для бла­го­сло­ве­ния Крестным знамением ис­поль­зу­ют т. н. име­но­слов­ное пер­стос­ло­же­ние, по­явив­шее­ся, ве­ро­ят­но, не позд­нее XVI века как про­из­вод­ное от дву­пер­стия и изо­бра­жаю­щее тет­ра­грам­му ICXC (Ии­сус Хри­стос) — вы­тя­ну­тый ука­за­тель­ный па­лец, по­лу­со­гну­тый сред­ний, пе­ре­кре­щён­ные боль­шой и бе­зы­мян­ный, по­лу­со­гну­тый ми­зи­нец (при­чём епи­скоп бла­го­слов­ля­ет од­но­вре­мен­но дву­мя ру­ка­ми, а пре­сви­тер — толь­ко од­ной). Диа­ко­ны, мо­на­хи и ми­ря­не мо­гут бла­го­слов­лять (вне бо­го­слу­же­ния), сло­жив ру­ку так же, как для осе­не­ния са­мих се­бя. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния диа­кон осе­ня­ет се­бя Крестным знамением с по­мо­щью ора­ря (час­ти бо­го­слу­жеб­но­го об­ла­че­ния), а так­же кре­сто­об­раз­но со­вер­ша­ет ка­ж­де­ние. В оп­ре­де­лён­ные мо­мен­ты служ­бы свя­щен­ник со­вер­ша­ет Крестное знамение с по­мо­щью ка­ди­ла, кре­ста, Еван­ге­лия, ев­ха­ри­стической ча­ши, а епи­скоп кре­сто­об­раз­но бла­го­слов­ля­ет на­род ди­ки­ри­ем (дву­свеч­ни­ком) и три­ки­ри­ем (трёх­свеч­ни­ком).

На За­па­де в сред­ние ве­ка со­су­ще­ст­во­ва­ли раз­ные спо­со­бы со­вер­ше­ния Крестного знамения (в т. ч. тре­мя паль­ца­ми и спра­ва на­ле­во), но по­сле Три­дент­ско­го со­бо­ра бы­ла ус­та­нов­ле­на еди­ная фор­ма Крестного знамения: сле­ва на­пра­во (так же кре­стят­ся и в мо­но­фи­зит­ских церк­вах). В современной ка­то­лической прак­ти­ке осе­не­ние се­бя Крестным знамением мо­жет со­вер­шать­ся раз­ны­ми спо­со­ба­ми: боль­шим паль­цем (т. н. ма­лое Крестное знамение — чер­тит­ся знак кре­ста по­оче­рёд­но на лбу, ус­тах и гру­ди; это са­мая древ­няя фор­ма), со­еди­нён­ны­ми боль­шим и бе­зы­мян­ным с вы­тя­ну­ты­ми вме­сте ука­за­тель­ным и сред­ним паль­ца­ми, со­еди­нён­ны­ми боль­шим и ука­за­тель­ным паль­ца­ми, от­кры­той ки­стью ру­ки с вы­тя­ну­ты­ми паль­ца­ми (ру­ка ка­са­ет­ся по­оче­рёд­но лба, гру­ди, ле­во­го пле­ча, пра­во­го пле­ча).

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *