Критика фрейдизма

За что можно или нельзя критиковать отца психоанализа

Вклад Фрейда в научное познание мира по масштабу сравним с вкладом Коперника или Дарвина. При всех недостатках и неточностях его теории, Фрейд, по сути, постиг, что у человеческой психики есть некая «операционная система», которую мы пока до конца не понимаем, но которую можем изучать — а значит и вносить изменения. Это как если бы представителям диких племен подарили планшеты, и они бы к ним худо-бедно приспособились — и тут появился человек, который догадался зайти в меню настроек.

Влияние Фрейда на массовую культуру и того больше — шутки, мемы, демы, реклама, кино, литература, фрейдо-нейминг и все остальное творчество «по мотивам» не знает границ. Именно из-за этой кажущейся доступности каждый кухонный психолог и диванный аналитик считает своим долгом глубокомысленно и панибратски высказать свое мнение о том, что психоанализ устарел, а «дедушка Фрейд» уже не в моде.

Во-первых, покажите мне еще такие бренды, на которых уже больше столетия можно стабильно накручивать себе рейтинг. Во-вторых, и к Копернику можно придраться по мелочам — он вот не догадался, что планеты движутся по эллипсоидным орбитам, думал, что по кругу. Но это же не умаляет значения его великого прорыва? Так и с Фрейдом.

Еще интересно, что по степени неприятия Фрейда и фрейдизма можно косвенно тестировать общественную и личную адекватность. Критики Фрейда — из тех критиков, что сначала изучат подробно, а потом высказывают аргументированное несогласие — традиционно делают хорошую карьеру в философии и психологии.

Карл Густав Юнг, Эрих Фромм, Фредерик Перлз и многие другие выдающиеся ученые в разные периоды серьезно конфликтовали с отцом психоанализа. До сих пор выходят тома литературы, посвященной осмыслению его теории. А вот яростное неприятие Фрейда без внятной аргументации — напротив, было очень распространено в фашистской Германии и Советском Союзе 30-х годов. До сих пор на некоторых духовно скрепных сайтах пишут (нашла вчера, цитирую дословно): «Всякое чтение Фрейда является духовно опасным».

Обратная сторона медали — восторженное, некритичное, с придыханием, почитание Фрейда. Это тоже не признак глубокой образованности, а характерно либо для очарованных студентов первых курсов психфака, или тех же диванных психологов, которые любят поискать фаллические символы в узорах настенного ковра.

Вывод получается такой — чтение и обдумывание трудов Фрейда и качественной его критики является хорошей, хоть и непростой зарядкой для ума. Давайте же наполним бокалы в честь юбилея и поддержим здоровую интеллектуальную традицию уважительной критики. Поговорим о тех идеях Фрейда, которые действительно оказались ошибочными, — не умалив его открытий в целом.

Женская сексуальность — это неудавшаяся мужская

Фрейд был представителем патриархального общества и, несмотря на всю прогрессивность своих взглядов, не мог полностью выйти за рамки общепринятого на то время сексизма и гендерных предрассудков. Описывая либидо (сексуальное стремление), он считал эту энергию мужской по сути. По его мнению, женщина от природы сексуально пассивна, она зависимая, иррациональная, эмоциональная, мазохистичная. Мужчине же предназначена роль агрессора.

Из-за подобных догматичных представлений о женщинах в целом и женской сексуальности в частности Фрейд подвергался суровой критике коллег, а позднее и теоретиков феминизма. Сам он, кстати, предсказывал, что его будут критиковать за предвзятость в пользу мужчин, и признавался коллегам, что неудовлетворен своим пониманием этого вопроса, что его знания фрагментарны, а женская сексуальность представляет собой еще не исследованный «черный континент».

Зависть к пенису

Это один из общеизвестных фрейдовских «мемов»: девочка в один прекрасный день замечает, что устройство ее тела отличается от устройства мальчика, и ей не хватает чего-то важного, что у мальчиков есть. Так девочка открывает свою «ущербность» и начинает ощущать зависть к пенису, которая, по мнению Фрейда, занимает центральное место в женской психологии. Девочка фантазирует о том, что ее собственный пенис был трагически потерян, и хочет вернуть себе такую восхитительную штуку (хотя бы символически — например, достигая успехов в работе или рожая ребенка).

Критики Фрейда назвали эту идею «фаллоцентрической установкой» и доказали, что проявления такой зависти являются результатом тогдашней культуры, — если мальчиков больше ценят, холят и лелеют родители, логично, что девочки ощущают свою ущербность и зависть.

Психоаналитик Карен Хорни элегантно парировала Фрейду на его же поле: мальчики тоже с детства сравнивают свои гениталии с материнскими и переживают несоответствие. Кроме того, мужчины завидуют беременности, деторождению и материнству — следовательно, у них возникает бессознательное стремление принизить ценность женщин, так что и сам психоанализ, как продукт мужского гения, является примером зависти к матке.

Шах и мат.

Миф о важности вагинального оргазма

Фрейд утверждал, что клиторальные оргазмы — это признак психологической незрелости, инфантильной сексуальности женщин, а вагинальные оргазмы, возникающие при половом акте, — «зрелые» и говорят о завершении нормального психосексуального развития.

Хотя доказательств этого предположения не было, идея получила большое распространение и клиторальный оргазм надолго стал считаться неполноценным. Даже сейчас легко найти отголоски этого мифа и представление, что «вагинальный оргазм лучше».

Хотя сексологи уже установили: независимо от того, каким путем получен оргазм и в каком месте тела он «происходит», по сути своей это одна и та же рефлекторная реакция, хоть и разной интенсивности, и с разным ощущением удовлетворенности по итогу.

Проще говоря, все оргазмы одинаково хороши, хотя некоторые и получаются вкуснее. А за то, что многие женщины стали без реальных оснований считать себя неполноценными, феминистки назвали Фрейда «отцом вагинального оргазма».

«Нет времени объяснять, женись на маме»

Классический фрейдизм много критиковали за то, что поведение человека объяснялось преимущественно инстинктивными мотивами (и прежде всего, половым инстинктом), причины неврозов Фрейд видел в подавлении этих инстинктов, а высказанные им идеи о детской сексуальности на то время вообще звучали экстремально. Именно поэтому в обществе сложился такой стереотип, что «психоанализ — это когда свою маму хочешь».

Тут нужно понимать, что, во-первых, психоанализ возник в такую эпоху и в таком обществе, где сексуальность вся целиком была под запретом. И то, что Фрейд о ней заговорил, сделал ее предметом исследования, — это без преувеличения революция. Однако его исследования были слишком сосредоточены на вопросах сексуальности, и многие критики справедливо на это указывали.

Сейчас уже никто из здравомыслящих ученых не может отрицать, что половой инстинкт крайне важен в жизни человека, — однако так же очевидно и подтверждено исследованиями, что не только он нами управляет.

Таким образом, идея Фрейда о том, что все происходящее с человеком, во многом определяется бессознательными процессами, происходящими в глубинах его психики, — верна. Однако не все, что происходит в глубинах психики, связано только с сексуальными мотивами.

Это хорошо видно на примере отношения Фрейда и его последователей к сновидениям. Фрейд первый описал «деятельность сновидений» и размышлял о том, что сны можно расшифровывать, чтобы лучше понять себя. Однако символы в снах он растолковывал как сексуальные, а сами сны считал способом реализовать потаенные желания в обход сознательных запретов.

Позднее Юнг, Перлз и другие ученые расширили понимание сновидений, и сейчас в психотерапевтической практике сны интерпретируются не только как сообщения о сексуальной фрустрации. И если снится банан — это может быть просто банан.

Пофиксим баги — наступит счастье

Практикующие психотерапевты критиковали и критикуют психоаналитический подход за его «археологичность» и чрезмерную важность событий детства. Классический фрейдизм подразумевает длительный период изучения уже сложившейся психики клиента («анализанта»), с тем чтобы найти в ней, образно говоря, места ранних детских «надломов».

Такой подход, будучи переведен на обывательский язык, приводит к некоторым неверным установкам: «у всех были детские травмы — значит, мы все больны», «надо постараться быть идеальным родителем, только тогда ребенок будет счастлив», «если во всем виноваты родители и несчастливое детство, то я уже мало что могу изменить».

Многие современные направления психотерапии (которые, по сути, являются далекими потомками психоанализа, пережившими серьезную эволюцию) выравнивают этот баланс и обращают внимание не только на детский, но и на актуальный жизненный опыт человека.

Переживания взрослого могут превратить в невротика и такого человека, у которого детство было относительно хорошим, и в то же время удачная конфигурация жизненных событий или решение обратиться за психологической помощью может вполне скомпенсировать тяжелое детство.

Психоанализ лучше, чем другие направления. Чем? Чем другие

Фрейд, страстно увлеченный разработкой своей теории и поиском практических ее подтверждений, искренне считал, что психоанализ эффективнее всех конкурирующих подходов (например, популярного в то время гипноза). Однако многочисленные экспериментальные исследования, накопленные с прошлого столетия и до нынешнего времени, говорят о том, что психоанализ не более и не менее эффективен, чем другие подходы, такие как поведенческая, системная терапия и др. Эффективность психотерапевтического воздействия больше зависит от самого психотерапевта, чем от подхода, которого он придерживается.

P. S.

Некоторые «ошибки Фрейда» на самом деле не его ошибки, а результат неправильного толкования его трудов. Так было с вопросом о гомосексуальности: Фрейд одним из первых придерживался мнения, что «гомосексуальность не может быть классифицирована как болезнь», — с 1903 года!

Однако это заявление было настолько революционно, что многие психоаналитики еще десятки лет утверждали обратное — и цитировали при этом самого Фрейда, пользуясь тем, что его труды написаны порой довольно путаным языком, и при желании можно найти и вырвать из контекста нужную цитату. И это только один пример — а таких предвзятых толкований масса.

Подготовила Наталья Трушина – психолог, гештальт-терапевт, семейный консультант.

В чём суть эзотерики и что в ней плохого?

Автор – Надежда Дьяченко

После выхода статьи о том, как отличить эзотерику от психологии, мне задали логичный вопрос: «Что плохого в эзотерике?» Эзотерика, как «тайное знание» претендует на то, что обладает системой взглядов на человеческую природу и на устройство мира, более полной, чем наука и философия. Эзотерика относит себя к области «духовной», роднясь с религией, и одновременно претендует на «научность».

Современная эзотерика обещает людям ответы на «вечные вопросы» и руководство по развитию души и личности, одновременно с решением всех проблем. Но давайте разберёмся, в чём суть эзотерики, что эзотерические учения нам предлагают на самом деле?

Под эзотерикой я подразумеваю мировоззренческую основу учений, объединённых в движение Нью Эйдж, возникшее в 20 веке. Об истории и философии Нью Эйдж можно почитать в Википедии. Я буду говорить лишь о сути эзотерики, выделив самые её общие идеи, и вы сами увидите вред, который наносят психике и душам своих адептов многочисленные эзотерические учения. Те, кто ждал от меня статей о развитии личности, не уходите – вам эта информация тоже будет полезна. Эзотерические идеи в наше время «витают в воздухе», и их надо распознавать, чтобы не заразиться.

Основания эзотерических учений

Ложь о науке и религии

При всей пафосной серьёзности, эзотерические учения отличает на редкость безответственное отношение к тому, что они говорят. Когда им это нужно, они обосновывают свои идеи «наукой», упоминая несуществующие научные открытия. Люди, которые не имеют отношения к науке, каковых большинство, доверчиво принимают это за чистую монету. В случаях же, когда мнение науки общеизвестно, эзотерики высокомерно уничижают науку, которая «ничего не знает».

Так же эзотерические учения поступают и с религией. Для приданий веса своим идеям они любят цитировать или просто ссылаться на авторитетные религиозные тексты, чаще Библию и Веды. При этом они либо толкуют цитаты крайне искажённым образом, иногда до прямой противоположности исходному смыслу, либо просто нагло сочиняют цитаты (это касается чаще Вед, которые никто читать не будет). Естественно, что когда речь заходит об очевидном противоречии их учения религиозным представлениям, они объявляют религии «отставшими» и скрывающими истинное знание от верующих.

Несмотря на кажущуюся лояльность эзотерики к науке и религии, это отношения не взаимны. Наука не признает «открытий» эзотерики на скучном основании их бездоказательности. Мировые религии так же относятся к ней резко отрицательно, гораздо хуже, чем друг к другу. Иудаизм, христианство, ислам и Будда единодушно считают магию (на которой основана эзотерика) крайне душевредной, считая её плодом общения человека со злыми духами. И не исключено, что они правы…

Реальные источники эзотерики

Реальных источников эзотерических знаний всего два. Это, во-первых, уходящая корнями в глубь веков традиция магии и оккультизма, которая всегда существовала в культуре параллельно с философией и религией. На Западе это такие учения, как пифагорейство, гностицизм, герметизм, алхимия, астрология, Каббала, спиритизм, а также примитивная народная практическая магия, представленная ведьмами, гадалками, суевериями, ритуалами и т.п., которую так и не смогло вытеснить христианство за 1000 лет.

Второй источник эзотерических знаний – богатое воображение авторов или то, что они сами считают непосредственным «откровением» неких «духовных сущностей», «вселенского разума» или «небесных учителей». Если вспомнить, что любая религия предупреждает и том, что духи бывают разные, а человек часто подвержен обольщению и иллюзиям, то встаёт очень большой вопрос: кто автор этих откровений? Причём, этот вопрос не снимается, даже если рассуждать не в религиозном контексте, а в психологическом: какая часть содержания бессознательного человека производит видения и откровения и стоит ли им верить? Может, это просто банальный бред сумасшедшего?

Итак, мы видим, что эзотерика опирается, кроме мистического опыта авторов, всего на одну почтенную духовную традицию. Но это второе вызывает доверие, не так ли? Может, древним и современным магам и оккультистам на самом деле известно то, до чего ещё не доросла наша молодая наука и что от нас преступно скрывает религия, стремясь к безраздельному владению нашими душами? Эзотерики говорят именно так. Что же, посмотрим, какие ценные истины они нам открывают, и что эти истины могут нам дать.

Эзотерическая безнравственность: добра и зла не существует или они едины

Дихотомия добра и зла беспокоит человечество всю его историю. Эта двойственность – неизбежное следствие свободы воли, которой мы отличаемся от животных. Но в этом и наше «проклятие», ибо зло, которое иной раз творит человек, просто чудовищно. Что такое зло, откуда оно и как его избежать? Ответы можно дать разные, и сейчас не место в них слишком углубляться. В конечном итоге, всё сводится к тому, что человек должен принять свою свободу и научиться ей распоряжаться. Он несёт ответственность за свой нравственный выбор и перед обществом, и, главное, перед самим собой.

Выбор в сторону добра и воспитание себя так, чтобы каждый раз делать этот выбор верно и привычно – и есть путь развития человека, на котором и он может достичь высот духа, и обществу будет хорошо. А со злом всё-таки придётся так или иначе бороться, потому что зло – это разрушение, страдания, деградация. Да, это сложно и требует постоянных усилий. Иной раз сложно даже отличить добро от зла, а ещё труднее сделать выбор в сторону добра от зла, которое принимает соблазнительные формы. По большому счёту, путь нравственности – это подвиг длинною в жизнь. И философия, и религия, и во многом наука, старается помочь человеку в этом подвиге.

Однако человек ленив, и ему не очень-то улыбается жить в борьбе, да и зло иной раз выглядит так привлекательно… И потому был найден второй ответ на вопрос добра и зла: почему бы не принять сторону зла? Тогда и подвигов не надо и бонусов масса! Но впрямую себе в этом признаться как-то боязно… Потому мы лучше создадим философское учение о том, что нет никакой разницы между добром и злом, всё едино. О том, что добро и зло – суть «проявления одной природы» и принцип единства противоположностей лежит в основе мироздания, вам расскажет любой эзотерик. А то, что отсталые моралисты называют злом, даже и полезно может быть…

Поскольку эта теория никак не совмещается с собственно человеческой природой, обречённой на свободу воли, то от человеческого тоже можно отказаться, объявив, что нет никакой принципиально человеческой природы – все мы такая же часть Природы вообще, как придорожный камень или таракан, и посему давайте вернёмся к истокам, прильнув к груди матери природы. Будем как животные и растения. Ну и что, что это отказ от развития и расчеловечение? – Зато никаких напрягов и подвигов! А чтобы гордость не пострадала, можно наречь природу «телом бога», а себя – частью этого бога и тешиться сознанием своей божественности.

Впрочем, совсем отказаться от этики у эзотериков не очень получается. Поэтому, объявив добро и зло «относительными» и тем самым заглушив совесть, они придумывают свою этику, в которой могут стать добродетелями и грехами самые странные вещи – в меру «испорченности» Учителя. Об основах эзотерической этики будет сказано дальше.

Эзотерическая гордыня: легко ли быть Богом?

Скучно достигать своих целей обычным путём: зарабатывать деньги, получать образование, строить свою жизнь, налаживать отношения… Если бы можно было как-нибудь взмахнуть волшебной палочкой – и получить всё на голубой тарелочке! Эта детская мечта преследовала человека с древности, и он искал путей её осуществления. И нашёл. Точнее – придумал. Очень много чего придумал – целую мировоззренческую систему, иначе называемую магическим мышлением. Человеку с таким взглядом на мир кажется, что он всемогущ, что силой одной мысли, а уж тем более магических ритуалов, он может влиять на реальность, совершая то, что не под силу простым смертным.

На первый взгляд кажется, что такой взгляд – это гиперответственность человека за всё. Однако всё не так просто. Наш всемогущий маг на самом деле ответственность на себя упорно не берёт. Он ждёт управления и всегда оглядывается на ведущие его «силы». В каждом шаге он справляется с законами вселенной / гороскопом / рамкой для биолокации или прислушивается к внутреннему голосу (в запущенных случаях голос звучит как бы снаружи), который мнит гласом божьим. Он никогда не ориентируется на собственные соображения – для каждого движения у него есть обоснование чем-то большим и мудрейшим, чем он, волю которого он читает по знакам. Считая себя «богом – творцом своего мира» он оказывается человеком, не имеющим своей воли, постоянно ищущим указаний «свыше».

Эзотерическое сознание: отказ от разума

Есть у человека ещё одно чисто человеческое качество – сознание или разум. И, если разум настроен критически, то он может стать препятствием для осуществления всего вышеизложенного. Посему от разума тоже лучше избавиться. Абсолютно все эзотерические учения говорят о необходимости расширения сознания, изменения сознания и отключения сознания. Иные даже прямо говорят, что разум – это «дьявол», который мешает человеку быть с богом, то есть слиться в гармонии со вселенной. Самый главный враг, естественно, критический разум. Критиковать – очень плохо, это карму портит, особенно плохо критически относиться к словам эзотерического гуру.

Поскольку побороться с сознанием непросто, то для этого предлагаются различные практики – медитации, особое дыхание, приём веществ, тренинги, где производится групповое воздействие через психотехники. А кто говорил, что освободиться от постылых оков разума будет легко? А чтобы вы не боялись безумия, эзотерика говорит, что, отключая разум, мы приникаем к источнику «божественного разума». Поразительно, что человек, которому оказался тяжёл подвиг свободы воли и лень заниматься своей жизнью, готов прилагать ежедневные усилия для совершения этих практик и платить деньги за тренинги ради того, чтобы уйти от ответственности и тешить себя иллюзией своей божественности!

Эзотерическая этика: ощущения и удовольствия

Если разум мешает быть богом и общаться с божественным разумом, то, как же услышать голос бога внутри себя? Ответ эзотерики прост: бог говорит через эмоции и ощущения. Эзотерика учит очень внимательно относиться к своим ощущениям, безусловно им доверять, и не рассуждая следовать туда, куда они влекут. Для пущей важности адептам внушается божественность интуиции. В эзотерической этике абсолютное зло и добро подменяется негативом и позитивом, с точки зрения субъективных ощущений. Негатив – это зло, от всего, что вызывает неприятные ощущения, надо бежать без оглядки, ориентируясь на то, то вызывает ощущения приятные и комфортные.

Таким образом, удовольствие становится критерием истины, и человек начинает просто гоняться за удовольствиями и становится абсолютно беззащитным перед своими страстями. Поскольку не доверять себе – табу (ну ты же Бог!), то, если что-то вызывает негативные ощущения, это объявляется воплощение зла. Типичные речи эзотерика: «Я чувствую, что мне это не надо», «Я чувствую, что это моё». Да-да, не только книгу или блюдо, но и спутника жизни или профессию эзотерически «продвинутый» человек выбирает, сообразно ощущениям, простите, божественным указаниям, иногда скромно именуемым «подсознанием».

Божество эзотерики – энергия

Понятие энергии – центральное в любом эзотерическом учении. Для них все мироздание представляет собой энергию, энергия правит миром, это тот бог, которому поклоняется эзотерика. Концепция энергии очень удобна для рационализации основных эзотерических идей – энергия безлична, безвольна, все-нравственна, она просто есть и течёт туда, где есть место. Соответственно, если видеть везде и во всём лишь энергетические потоки, то можно не забивать себе голову такими глупостями, как личность, воля, свобода, добро и зло… А если изловчиться, то энергию можно и использовать, подключившись к «потоку».

Для рационализации важности ощущений понятие энергии тоже подходит как нельзя лучше. Эта концепция легко и просто объясняет всё на свете, а человек так любит простые объяснения! Типичные примеры: миф об энергетических вампирах – мне плохо рядом с кем-то, значит, он разносчик негатива и ест мою энергию; отношения в паре основаны на взаимодействии мужской и женской энергии; у меня плохое настроение – значит, не хватает энергии. Ну и что, что для человеческих отношений и воли не остаётся места? Зато всё понятно!

Отношения по-эзотерически: ничего личного

Вы, наверно, догадываетесь, какой может быть в отношениях человек, для которого любое его действие – это деяние бога, а добра и зла не существует? Правильно – он способен на любую подлость, особенно если его ощущения высшая сила подаст знак. Но это ещё полбеды. Поскольку он всё время озабочен обретением гармонии со вселенной, то есть своим состоянием и своей божественностью, то он вообще никого вокруг не видит. То есть видит, но не живых людей, а в лучшем случае – кармические задачи, чаще – просто объекты для энергетического обмена.

«Энергетически» взаимодействовать он может, питаясь от ближнего энергией или, наоборот, кормя его. Но личностные человеческие отношения – это не для безликой части природы, которой он себя считает. Представляете подругу, которая с вами общается не потому, что вы ей интересны, а ради накопления женской силы? А если вам грустно, и вы хотите моральной поддержки, то эзотерик отшатнётся от вас, как от прокажённого – ведь вы излучаете негатив и посягаете на его драгоценную энергию. Если он вас и вытерпит из вежливости, то потом побежит в ванную «смывать негатив».

Естественно, что способность любить у такого человека напрочь отсутствует, хотя эзотерики очень много говорят о любви. Но под любовью они понимают совсем не личные взаимоотношения. В эзотерике любовь – это всё та же энергия, это состояние гармонии со вселенной, вызывающее приятные ощущения, в которое погружен адепт, и которое он распространяет вокруг себя, как ему кажется. Он изливает потоки любви на всю Вселенную, и ему совершенно не важно, что попадётся на пути – кучка мусора или ближний. Как говорится, «ничего личного»!

Так в чём же суть эзотерики и её вред?

Я отразила только философские моменты, суть эзотерических знаний в самых общих чертах. Мы видим, что поклонник эзотерики получает действительно уникальные знания, которые его преображают до неузнаваемости! Только вот надо ли нам такое счастье?

Человек, принявший эзотерические идеи за истину:

– Усваивает ложные представления о мире, человеке и духовности, получая искажённую картину мира.

– Воспринимает искажённую систему ценностей и встаёт на пути деградации, а не развития личности.

– Погружается в иллюзию своей божественности и всемогущества, теряя связь с реальностью.

– Теряет критическое мышление и доверие к разуму.

– Теряет нравственные ориентиры, а проще – совесть, становясь моральным уродом.

– Утверждается в пассивной жизненной позиции и теряет волю, становясь рабом своих ощущений.

– Обезличивается, теряя своё человеческое «Я».

– Лишается способности любить и строить человеческие отношения.

– С духовной точки зрения, его душа глубоко повреждается от общения с духами зла, вплоть до одержимости.

– С точки зрения здоровья, он получает нервно-психические расстройства разной степени тяжести, иногда физические болезни.

Искренне надеюсь, что у вас не возникнет вопроса, что в этом всём плохого? Зато логичен вопрос: почему эзотерические идеи так популярны, и почему эзотерические знания и практики людям «помогают» и «работают», по их словам? Может там всё-таки есть и что-то хорошее и полезное? Об этом – в следующий раз. Если у вас есть ещё вопросы, касающиеся сути эзотерики вообще или каких-то отдельных эзотерических идей и практик, спрашивайте!

Источник

Николай Левашов «О зомбирующих эзотерических учениях»

«Как избавиться от амбиций, наука, эзотерика, перестройка мозга» (Левашов Н.В.)

Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях, постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания». Все Конференции – открытые и совершенно безплатные. Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…

Ганс Айзенк много времени посвятил изучению историй болезней пациентов Зигмунда Фрейда и пришёл к выводам:

…при рассмотрении доказательств, на которых основываются теории Фрейда, можно обнаружить, что это не тот тип доказательств, который можно порекомендовать учёному. Вместо экспериментально проверенных выводов из чётко сформулированных гипотез мы обнаруживаем всего лишь анекдотичные свидетельства, собранные довольно случайным образом из индивидуальных историй болезни. Этот недостаток достоверных доказательств часто скрывается от читателя превосходными писательскими способностями Фрейда, за что в Германии ему заслуженно была присуждена премия Гёте за достижения в области литературы. Однако в науке убеждение не должно подменять доказательств, и нам следует более тщательно исследовать доказательные попытки Фрейда, прежде чем сделать вывод о достоверности его гипотез.

… Мне бы не хотелось, чтобы читатель подумал, будто я являюсь ярым противником психоанализа во всех его проявлениях. Как и многие другие психологи, я ценю тот свежий глоток воздуха, который Фрейд вдохнул в затхлую, сухую атмосферу академической психологии XIX века. Гениальность его ума открыла нам двери в новый мир, а его необычная проницательность подарила множество интересных теорий и гипотез, над которыми ещё долго будут размышлять исследователи. Безусловно, многие идеи Фрейда являются важными, но это вовсе не значит, что мы должны соглашаться с ним во всём и воспринимать его теорию как некое откровение свыше. Фрейд привнёс в психологию много полезного и много вредного одновременно. Научно-ориентированная психология должна поставить себе задачу устранить последнее, сохранив при этом первое. Ответ на вопрос, который является названием этой главы: В чём недостатки психоанализа? — очень прост. Психоанализ ненаучен. Только строгое следование традиционным научным методам аргументации и экспериментального обоснования поможет нам воспользоваться всеми благами, которые нам предлагает гений его создателя

Если вы заметили ошибку или опечатку в тексте, выделите ее курсором и нажмите Ctrl + Enter

Не понравилась статья? Напиши нам, почему, и мы постараемся сделать наши материалы лучше!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *