Кронштадт Владимирский собор

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В КРОНШТАДТЕ

Кронштадтский собор во имя Владимирской иконы Божией Матери

Санкт-Петербургский собор в честь Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте (Санкт-Петербургская епархия).

  • Престолы: Владимирской иконы Божией Матери (главный); иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали» (нижний); блж. Николая Кочанова (правый).
  • Адрес: Россия, 197760, Санкт-Петербург, г. Кронштадт, Владимирская пл., д. 32.
  • Тел.: (812) 311-00-01, 311-53-30
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Полковой храм

Первая деревянная Владимирская церковь для солдат Кронштадтского гарнизонного полка была выстроена на Котлине в 1730 — 1735 годах.

В 1753 году вместо первоначальной церкви была устроена новая военно-крепостная церковь, которая была подновлена в 1764 году.

В 1801 году, когда на ее месте была выстроена новая деревянная церковь.

К середине XIX века церковь, вмещавшая около 500 человек, оказалась тесной. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич обратился по инстанции о целесообразности постройки более вместительной каменной военно-крепостной церкви, на что 21 декабря 1872 года Императором Александром II было дано Высочайшее разрешение.

Новый каменный храм был построен по проекту архитектора Х.И. Грейфана в 1875-1879 годах на месте прежней деревянной церкви, сгоревшей в 1874 году. Освящен 24 февраля 1880 года, отделка храма продолжалась до 1882 года. Эскизы росписей храма выполнил академик Е. Б. Годун. Все годы строительства каменного храма богослужения совершались во временно устроенной деревянной церкви.

В 1888 году был освящен придел в нижнем ярусе храма в честь иконы Божией Матери «Утоли Моя Печали».

В 1902 году указом Святейшего Синода храму был дан статус церковного собора. Он стал полковым храмом для сухопутных войск Кронштадта. Храм вмещал до 3000 молящихся. На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы была выстроена каменная часовня, принадлежавшая храму.

9 ноября 1908 года был освящен правый придел верхнего храма во имя блж. Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского.

Советский период

Собор был закрыт в 1920-х годах . В довоенные годы здание никак не использовалось, однако и не было разрушено, как другие храмы города. Не сильно оно пострадало оно во время войны: два снаряда лишь повредили крыльцо и кровлю на одной из главок.

В 1966 году было решено переоборудовать здание храма и прилегающие к нему территории под центр физического воспитания школьников.

В 1967 году были сняты кресты и колокола сняли, и, чтобы ускорить работы, стали взрывать отдельные конструкции . Однако, это оказалось не так просто – дали трещины близлежащие здания, а храм не поддавался. Тогда общество охраны памятников прекратило эти работы и пригласило авторитетную комиссию. Эта комиссия нашла, что, несмотря на ущерб, нанесенный «деятельностью» строителей, собор «должен быть отнесен к числу интересных памятников культовой архитектуры второй половины XIX века в северо-западном регионе СССР». Отметив его высокохудожественные качества, комиссия предложила срочно законсервировать здание, а после реставрации использовать под культурно-просветительное учреждение. Полуразрушенный собор был заброшен и забыт на почти 30 лет.

Новейшее время

17 ноября 1990 года Исполком Ленинградского городского Совета принял решение о передаче этого полуразрушенного храма Русской Православной Церкви.

В 1993 году была открыта воскресная школа.

В 1994 году по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) Владимирский крепостной собор признан памятником архитектуры федерального значения. Началась реставрация собора.

8 сентября 1997 года состоялось первое после закрытия богослужение.

Святыни

  • Владимирская икона Божией Матери (утрачена)

Была написана по приказу Петра I специально для закладываемой морской крепости в 1703 году, копия с известной чудотворной иконы. Исчезла после революции.

Настоятели

  • Порфирий Строкин (1833 — 1866)
  • В.В. Салтыков (1880) прот.
  • Василий Корольков (30 ноября 1902 — 1 июня 1911) прот.
  • Иоанн Невдачин (2-16 июня 1911 — 1913 ) прот.
  • Василий Сокольский (1917 — май 1922) прот.
  • Памфил Населенко (октябрь 1922 — 18 сентября 1930) прот.
  • Святослав Мельник (с 1 декабря 1998) прот.

Использованные материалы

  • Историческая справка с сайта Кронштадт Православный
  • Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Храмы Кронштадта. СПб., 2004. С. 198-217; 326-331

По другим данным — в 1931 году.

По другой информации подрывные работы проводили в 1950-е годы.

Владимирский собор (Кронштадт)

У этого термина существуют и другие значения, см. Владимирский собор.

Православный собор

Собор Владимирской иконы Божией Матери

Главный вход в храм

Страна

Россия

Город

Кронштадт, Владимирская улица, 32

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Архитектурный стиль

смешение неорусского и неовизантийского

Автор проекта

Давид Гримм

Строитель

Христиан Грейфан

Первое упоминание

1728 год

Строительство

1875—1879 годы

Приделы

Главный — Владимирской иконы Божией Матери; нижний — иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; южный — блаженного Николая Кочанова; северный — Казанской иконы Божией Матери

Статус

Объект культурного наследия народов РФ регионального значения. Рег. № 781610564960055 (ЕГРОКН). Объект № 7801914001 (БД Викигида)

Состояние

действующий

Медиафайлы на Викискладе

Собо́р Влади́мирской ико́ны Бо́жией Ма́тери — действующий православный собор в городе Кронштадте.

Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Кронштадтского благочиннического округа. Настоятель — протоиерей Святослав Викторович Мельник.

История

Первые храмы

Первый деревянный храм Владимирской иконы Божией Матери для Кронштадтского гарнизонного полка был построен в 1730-1735 годах.

В 1753 году вместо прежнего храма на пожертвования на углу Владимирской и Михайловской улиц был устроен новый. В 1764 году в церкви был произведён ремонт. К 1798 году церковь находилась уже в ветхом состоянии.

В 1801 году старая церковь была сломана, и на том же месте была возведена такая же деревянная, рассчитанная на 500 человек. Храм строился на средства, собранные Кронштадтским гарнизонным полком и другими командами сухопутного ведомства. Одновременно с востока, за алтарём церкви была выстроена и часовня.

В 1825 году для причта Владимирской церкви был построен деревянный двухэтажный дом. В 1836 году храм, до этого состоявший в ведении Адмиралтейств-коллегии, в связи с реорганизацией последней, был передан на баланс военного ведомства.

В ночь на 10 (22) июля 1826 года в результате пожара была уничтожена часовня. В 1831 году в храме была проведена реставрация.

Деревянный храм сгорел в ночь на 21 октября (2 ноября) 1874 года. На его месте была построена временная деревянная церковь. Впоследствии, в связи с окончанием строительства каменного храма, она была разобрана. Материал разобранного храма был использован при строительства Мариинского приюта для вдов и сирот военно-морского духовенства.

Современный собор

Уже в середине XIX века деревянная церковь оказалась малой для того, чтобы удовлетворять нуждам крепостного гарнизона, состоявшего из 4500 нижних чинов. Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал Казакевич подал прошение о строительстве каменного собора, на что 21 декабря 1872 (2 января 1873) получил высочайшее разрешение.

Для новой церкви инженерное ведомство приобрело у купца Ильина за 7050 рублей серебром место, находившиеся рядом с церковным. Возведение нового храма по проекту Д. И. Гримма под руководством академика архитектуры Х. И. Грейфана было начато в 1875 году. Торжественная закладка была совершена 8 мая 1875 г.

Вчерне церковь была окончена в 1879 году, внутренняя и внешняя отделка храма — в 1882 году. Строительство велось на казённые средства; общая сумма составила 201687 рублей.

Освящение храма главным священником армии и флота протоиереем Петром Покровским состоялось ещё 24 февраля (7 марта) 1880 года.

25 октября (6 ноября) 1888 года был освящён нижний придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали»; в 9 (22) ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом был освящён правый придел верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского. Придел Казанской иконы Божией Матери был освящён в 1919 году.

Приказом по Военному ведомству от 7 (20) сентября 1902 года (№ 335) гарнизонная церковь получила статус собора.

16 февраля 1931 года собор был закрыт и переоборудован под склад. В период Великой Отечественной войны здание сильно пострадало.

В 1950-х годах здание трижды взрывалось. Однако взрывы были прекращены, поскольку они вызвали появление трещин в соседних домах. В результате взрывных работ были разрушены алтарь, паперть и колокольня. Впоследствии здание пустовало; существовали проекты размещения в нём бассейна или конюшен.

В 1990 году собор был возвращён Русской православной церкви. В здании были произведены консервационные работы, а службы проводились во временной церкви Всех святых. В 1999 году начались службы в нижнем храме иконы Божией Матери «Утоли моя печали».

В 2000—2001 годах реставрационные работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз»: была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали.

Осенью 2006 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии провело конкурс среди реставрационных мастерских на право проводить работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи собора, который выиграл ООО «Карэ». Были воссозданы орнаменты на потолке и стенах храма; отреставрированы семь фигурных композиций.

Архитектура и убранство

Фасады храма декорированы в стиле русской архитектуры XVII века, однако внутренняя планировка копирует базилики ранехристианских церквей и схожа с внутренней планировкой церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в V веке в Равенне. Для сходства с римским стилем потолок выполнен с использованием кессонов.

Высота колокольни составляет 50 м. Храм рассчитан на 3000 человек.

Роспись храма осуществлялась по эскизам Ефрема Годуна.

В храме хранились знамёна различных воинских частей.

Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный 29 мая (9 июня) 1703 года по приказу Петра I специально для Кронштадта. Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью. В 1735 году для иконы были устроены бронзовый киот и сребро-вызолоченная риза с венцом и разноцветными камнями. На иконе была надпись: «Сей образ написан ЗCI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня». Образ располагался по правую сторону Царских врат. В 1931 году икона была изъята, её судьба неизвестна.

На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы в 1870 году на средства новгородского купца Василия Епишкина была выстроена каменная часовня, которая существует и в настоящее время. Рядом с этой часовней находилась могила протоиерея Василия Салтыкова, над которой в июле 1898 года был установлен памятник из серого мрамора, обнесённый железной оградой.

Приход

Духовенство

Настоятели храма за всю историю
Даты Настоятель
… — …
… — 1789—1794 священник Иоанн Назарьев
1794—1796 священник Алексий Семёнов
1796—1805 — … священник Алексий Мещерский
… — …
1833—1866 священник Порфирий Строкин (1806—1890)
… — …
… — 1875—1896 протоиерей Василий Салтыков (1826—1897)
1896 — 1 (14) июня 1911 протоиерей (с 30 ноября (13 декабря) 1902) Василий Корольков (1845—1911)
2 (15) июля 1911 — 1917 — … протоиерей Иоанн Невдачин
… — май 1922 протоиерей Василий Сокольский (?)
октябрь 1922 — 18 сентября 1930 протоиерей Памфил Населенко (1870—1953)
1931—1990 период закрытия
1990 — декабрь 1998
декабрь 1998 — настоящее время протоиерей Святослав Мельник (род. 1965)

Приписные храмы

К 1917 году к храму были приписаны:

  • Троицкая церковь в форте «Обручев». Каменная церковь была устроена в казематах форта в 1903-1904 годах. Закрыта в 1918 году.
  • Крестовоздвиженская церковь в Форте «Ино». Храм был устроен по проекту архитектора В. Н. Боброва в деревянном здании столовой. Освящён 20 марта (2 апреля) 1910. Форт был взорван в 1918 году.
  • Церковь святой мученицы царицы Александры в форте «Риф». Деревянный храм был построен в форте «Рисбанк» в 1848-1851 годах по проекту архитектора И. К. Риглера. В 1854 году она была разобрана, а в 1893 году — возобновлена. В июле 1910 года церковь была перенесена в форт «Риф». Храм был закрыт в 1918 году.
  • Церковь равноапостольной Марии Магдалины в Форте «Тотлебен». Первоначально деревянный храм был устроен в 1894 году в Форте «Зверев». Однако с 1903 года церковь не действовала и в июне 1910 года была перенесена в помещение столовой форта «Красная горка». В 1915 году храм был вновь перенесён в форт «Тотлебен». Церковь была закрыта в 1918 году.

Примечания

  1. Шелов А. В. Исторический очерк крепости Кронштадт. — СПб., 1904.
  2. Цитович Г. А. Храмы армии и флота. — Пятигорск, 1913. — С. 94–95.
  3. До постройки храма на военно-морском кладбище в приделе отпевали нижние чины гарнизона Кронштадта.
  4. О реставрации росписей Архивная копия от 28 августа 2007 на Wayback Machine

> Ссылки

  • Народный каталог православной архитектуры (недоступная ссылка)
  • Из бесед с настоятелем Собора Владимирской иконы Божией Матери отцом Святославом

Литература

  • Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта. — СПб.: «Паритет», 2005. — С. 88—194. — ISBN 5-93437-192-4.
  • Терехова Ю. Трижды выживший храм // Вода живая: Санкт-Петербургский церковный вестник. — 2007. — № 10.

Собор во имя Владимирской иконы Божией Матери

Для строительства новой церкви в 1874 г. был куплен и присоединен к церковному участок купца Ильина. 8 мая 1875 г. началось строительство. К началу 1877 г. здание было вчерне готово.

Это пятинефный храм вытянутой прямоугольной формы на высоком гранитном подклете. На восточном фасаде расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад.

50-метровая колокольня, традиционно решенная в виде «восьмерик на четверике» покрыта высоким восьмигранным шатром с двумя ярусами слухов. Завершена колокольня луковичной главкой на высоком барабане с поясом кокошников у основания. Основание шатра также украшено кокошниками. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами.Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.

Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, в процессе строительства были внесены лишь незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.

Иконы для фасадов были заказаны Обществу русских художников, имевшему опыт таких работ. Семь медных крестов для храма по рисунку Х. Грейфана были изготовлены на фабрике бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь.

Внутреннюю отделку храма поручили художнику А. Фишеру. Внутренняя стенная роспись была выполнена Обществом русских художников. Мраморные работы исполнены крестьянином, мастером И. Михайловым. Он же изготовил по рисунку Грейфана на амвоне балюстраду из серого мрамора. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана.

На заводе Никольса и Плинке в октябре 1878 г. были заказаны три паникадила и два подсвечника. Грейфан выбрал рисунки академика архитектуры Д. Гримма, по которым на этом заводе уже изготавливались такие же предметы. В мае 1879 г. на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.

Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной стене расположены три арки хоров. Для отделки использовался византийский орнамент. Обществом русских художников был написан запрестольный образ «Моление о Чаше». Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу Х. Грейфана был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя. Старинная Владимирская икона Божией Матери была помещена в специальный бронзовый киот, по правую сторону от Царских врат.Церковь вмещала 2000 человек.

Чин освящения совершил 24 февраля 1880 г. Главный священник армии и флотов протоиерей П. Е. Покровский.

Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 г. В 1894-1900 гг. при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.

В 1888 г. в подвальном этаже устроили северный престол во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освященный 25 октября. До постройки кладбищенской , он использовался для отпевания нижних чинов гарнизона.

9 ноября 1908 г. епископ Гдовский Кирилл освятил южный правый придел во имя св. Николая Качанова, Новгородского чудотворца, небесного покровителя великого князя Николая Николаевича (младшего), являвшегося с 1905 г. командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.

Так как Владимирская церковь была главным храмом сухопутного гарнизона крепости, здесь хранились знамена воинских частей и подразделений и другие реликвии, связанные с жизнью гарнизона.

В 1871 г. по проекту военного инженера Сысоева на казенные средства был построен каменный , в нем находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 г. к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.

В 1902 г. приказом по военному ведомству гарнизонная церковь Владимирской иконы Божией Матери наименована собором.

К собору были приписаны и церкви на фортах.

В 1918 г. собор стал приходским. В 1922 г. были изъяты церковные ценности. Храм был закрыт в 1931 г. В 1930-е гг. в здании находился продуктовый склад. Во время Великой Отечественной войны в него попало несколько снарядов. После войны появилась идея устроить в здании спортивный комплекс. Для этого пытались снести бульдозером колокольню. В 1960-х гг. трижды пытались взрывать храм по краям, чтобы убрать «вычурные силуэты», но взрывы были проведены неудачно, в их результате пошли трещины по близлежащим домам. Изуродованный собор был заброшен, изразцы, плитки и мозаику пола постепенно растаскивали на дачи.

В 1990 г. руины были возвращены епархии. С марта 1991 г. начали расчищать руины. В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи, в начале 1990-х было создано НПО «Владимирский собор», которое приступило к его консервации и восстановлению.

(Исакова Е. В., Шкаровский М. В. Храмы Кронштадта.- СПб.: «Паритет», 2005 С. 198-217, 326-331)

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте

Первая деревянная церковь во имя Божией Матери Владимирской была построена в 1730-1735 годах. Она предназначался для Кронштадтского гарнизонного полка и находилась в ведении Адмиралтейств-коллегии. Храм этот не простоял и двух десятков лет: в 1753 году вместо прежнего храма, на пожертвования, на углу Владимирской и Михайловской улиц был устроен новый, также деревянный. Но и этому храму не очень везло: всего через 11 лет он уже нуждался в ремонте, который и был произведён в 1764 году. А спустя всего 34 года (в 1798 году) церковь опять находилась в ветхом состоянии! Эта постройка не простояла даже пятидесяти лет и была сломана в 1801 году. На том же месте снова возвели деревянную церковь, рассчитанную на 500 человек.
В 1826 году, как и все военно-крепостные храмы, кронштадтскую церковь передали на баланс военного ведомства.
Деревянный храм постоял почти 73 года и сгорел в ночь на 21 октября (2 ноября н. ст.) 1874 года. На его месте была снова построена деревянная церковь, на этот раз — временная. После окончания строительства каменного храма, она была разобрана, а её материал был использован при строительства Мариинского приюта для вдов и сирот военно-морского духовенства.
Кронштадтский военный губернатор вице-адмирал и главный командир Кронштадтского порта Пётр Васильевич Казакевич подал прошение о строительстве каменного собора, на что 21 декабря 1872 (2 января 1873) получил высочайшее разрешение.
Для новой церкви инженерное ведомство приобрело у купца Ильина за 7050 рублей серебром место, находившиеся рядом с церковным.
Возведение нового храма было начато в 1875 году. Торжественная закладка была совершена 8 мая 1875 году.
Проект храма был создан Давидом Ивановичем Гриммом (1823-1898) — российским архитектором, одним из создателей «русского стиля», академика архитектуры, председателя Петербургского общества архитекторов (1888-1890). Наиболее известные из его работ: проект церкви святой Ольги на Михайловской даче Великого князя Михаила Николаевича, Покровская церковь Егерской слободы в Гатчине, архитектурная часть памятника Екатерине II на площади Островского и др.
Строительство нового храма происходило под руководством академика архитектуры Христиана Ивановича Грейфана (1825-1906).
Здание было окончено в 1879 году, а внутренняя и внешняя отделка храма — в 1882 году. Строительство велось на казённые средства; общая сумма составила 201 687 рублей. Церковные колокола, самый большой из которых весил 250 пудов, отлили из старых медных пушек.
Церковь носила название Владимирской военно-крепостной. Никольский Морской храм (освящённый в 1913 году), считался собором для «морских чинов», а Владимирский храм оставался собором для сухопутных частей Кронштадта.
Освящение храма состоялось 24 февраля (7 марта) 1880 года. Его совершал главный священник армии и флота протоиерей Петр Евдокимович Покровский.
25 октября (6 ноября) 1888 года был освящён нижний придел во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали». До постройки кладбищенской церкви св. Сергия Радонежского, он использовался для отпевания нижних чинов гарнизона.
В 9 (22) ноября 1908 года епископом Гдовским Кириллом был освящён правый (южный) придел верхнего храма во имя блаженного Николая Кочанова, Христа ради юродивого Новгородского, небесного покровителя Великого князя Николая Николаевича (младшего), являвшегося с 1905 года командующим войсками гвардии и Петербургского военного округа.
Северный придел Казанской иконы Божией Матери был освящён в 1919 году.
В 1871 году по проекту военного инженера Сысоева на казенные средства был построен каменный дом для причта, в нем находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 году к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.
Приказом по Военному ведомству от 7 (20 н. ст.) сентября 1902 года (№ 335) гарнизонная церковь получила статус собора. К собору были приписаны церковь военно-морского участка кладбища и церкви на фортах.
Архитектурный стиль собора — смешение неорусского и неовизантийского, иными словами эклектика. Ряд искусствоведов считают, что это «псевдорусский стиль».
Это пятинефная базилика которая опирается на высокий подклет из гранита. В плане храм представляет прямоугольник, вытянутый с запада на восток. На восточном фасаде расположены три апсиды, центральная из которых, выше боковых. Верхняя часть центральной апсиды украшена поясом колонок. Три луковичные главки венчают восточный фасад. Внутренняя планировка помещений копирует базилики ранехристианских церквей и по планировке схожа с внутренней планировкой церкви Сант-Аполлинаре-Нуово, построенной в V веке в Равенне. Для сходства с римским стилем потолок также выполнен с использованием кессонов. Отсутствие трансепта (поперечного нефа) — нечастое явление в православных храмах, но встречается в византийских. Особенность Владимирского собора в том, что он пятиглавый, но его луковичные главки разнесены по концам здания. Две маленькие главки расположены по сторонам от центральной главы в алтарной части собора, а две другие главки — по сторонам от шатровой колокольни — в западной части собора.
Внешний вид храма в основном соответствовал первоначальному чертежу, хотя в процессе строительства были внесены незначительные изменения: с запада к церкви пристроен портик.
Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами, в стиле русских церквей. Стены окрасили в серый цвет, крыша была железной, колокольня покрыта шиферным железом.
Семь медных крестов для храма по рисунку X. Грейфана изготовил фабрикант бронзовых изделий Ф. Перро. Кресты были одинакового рисунка, но разных размеров, медные, вызолоченные через огонь, на железном каркасе: шесть для церкви и один для портика.
Крыльцо-портик с открытыми арочными проемами покрыто металлической крышей со скатом и над центральным проемом украшено небольшим фронтоном в форме трехлопастного кокошника с крестом. Проемы разделены узкими стенками со сдвоенными полуколоннами, что напоминает аркаду на колоннах — мотив, повторяющийся в оформлении боковых стен и интерьеров. Внутри портика, на стенах церкви, слева и справа от входных дверей, были помещены большие иконы, писанные на металле, святых Александра Невского и Николая Новгородского (Качанова). В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком.
Храм был рассчитан на 3000 человек.
Главы и колокольня Владимирского храма были видны с дальних точек Невского фарватера и являлись ориентиром для морских судов. И в наше время восстановленные церковные шатры и главы можно видеть примерно с середины дамбы.
Колокольня — восьмерик на четверике. Высота ее составляет 50 метров. Она покрыта высоким восьмигранным шатром с двумя ярусами слухов. Основание шатра украшает ряд сложных кокошников. Ребра шатра подчеркнуты валиками, окрашенными в белый цвет. Завершает шатер луковичная главка на высоком барабане с рядом кокошников у основания. Под колокольней в квадратном картуше под стеклом — икона Спасителя Благословляющего, писанная на металле. С наружной стороны в полукружии портика установлен образ Владимирской Божьей Матери, написанный масляными красками на металле с медным вызолоченным ободком. На фасадах четыре образа, написанные на металлических досках масляными или другими красками, под стеклом. Это было вызвано особыми климатическими условиями.
Иконы и «железные рамы с бронзовой, золоченой гальванопластически окладкой и с зеркальными стеклами» для них были заказаны Обществу русских художников, которое обладало опытом выполнения подобных работ. Окна первого этажа украшены лепными кокошниками с балясинами. Иконы на фасаде помещены в картуши повторяющие рисунок наличников окон первого этажа.
Главной святыней собора являлся список Владимирской иконы Божией Матери, написанный 29 мая (9 июня) 1703 года по приказу Петра I специально для Кронштадта. Образ был исполнен маслом на металле и украшен позолоченной медью. В 1735 году для иконы были устроены бронзовый киот и сребро-вызолоченная риза с венцом и разноцветными камнями. На иконе была надпись: «Сей образ написан ΣCI года мая 29 дня, оклад сделан 1735 года февраля 20-го дня».
ΣCI — славянские цифры означают 7210 лет от сотворения мира, из них вычесть 5507 (число лет до Р. X.) получаем 1703 год.
Над иконой Владимирской Божией Матери в медальоне располагался образ Рождества Христова, а слева над образом Николая Чудотворца — образ Рождества Пресвятой Богородицы. Икона располагалась специальном бронзовом киоте, по правую сторону от Царских врат.
Внутреннее пространство храма разделено на пять нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах. На западной стене расположены три арки хоров. Пол был мозаичный, на темно-вишневых стенах и потолке красиво выделялся пестрый орнамент, выполненный в византийском стиле.
План храма в виде вытянутого прямоугольника имеет функциональное значение: во время богослужения воинские подразделения выстраивались в шеренгу так, что первые ряды каждого подразделения занимали место вблизи алтарной части, а последние — ближе к притвору. Таким образом, устранялись нередкие тогда споры о том, какая воинская часть имеет преимущественное положение. Впоследствии этот опыт был использован при создании в 1901 году типового проекта полкового храма.
Впервые в практике храмового строительства были применены металлические конструкции, заполненные внутри цементным составом. Благодаря их незначительному объему богослужение можно было наблюдать буквально отовсюду.
Обществом русских художников был написан запрестольный образ «Моление о Чаше». Роспись храма осуществлялась по эскизам Евгения В. Годуна, художником А. Фишером.
Трехъярусный иконостас из черного американского орехового дерева по чертежу Х. Грейфана был заказан на фабрике Г. Шрадера. Там же были изготовлены два резных ореховых киота для старых икон, которые предполагалось разместить на пилястрах, отделяющих Царские врата главного придела от северного и южного, и два ореховых аналоя.
Царские врата были изготовлены из кипариса. Амвон был обнесен прекрасной балюстрадой из белого мрамора с бронзовой решеткой по рисунку Грейфана. Его изготовил крестьянин И. Михайлов. Он же изготовил и мраморные подоконники. В зимних рамах были вставлены цветные стекла по рисунку того же Грейфана. Южные и северные двери, ведущие к алтарю, были из резного ореха.
Все образа в иконостасе были написаны на медных досках. Живописные работы и окраска храма были выполнены Обществом русских художников, кроме четырех старинных образов в серебряных позолоченных ризах, оставшихся от старого храма.
Храм освещался тремя бронзовыми паникадилами по 40 свечей каждая, выполненными на заводе «Никольс и Плинке». Они были копией с люстр лондонской домовой церкви императрицы Марии Александровны, герцогини Эдинбургской. В мае 1879 года на том же заводе был заказан семисвечник и четыре бронзовых подсвечника.
В верхних окнах стояли желтые стекла, еще более увеличивавшие эффект пестрой орнаментации. Над притвором были устроены большие хоры. Ризница была изготовлена в византийском стиле. Храм отличается прекрасной акустикой.
Внутренняя и внешняя отделка церкви была завершена в 1882 году. В 1894-1900 годах при ремонте были оборудованы калориферные печи и вентиляция.
В храме хранились знамёна различных воинских частей.
На углу Николаевского проспекта и Владимирской улицы в 1870 году на средства новгородского купца Василия Васильевича Епишкина была выстроена каменная часовня, которая действует и в настоящее время.
Рядом с этой часовней находилась могила протоиерея Василия Салтыкова, который 17 лет был настоятелем. Над его захоронением в июле 1898 года был установлен памятник из серого мрамора, обнесённый железной оградой.
В 1918 году собор стал приходским. А 2 ноября 1918 года, отмечая первую годовщину большевистской власти, улицу Владимирскую переименовали в улицу Красноармейскую.
В 1922 году были изъяты церковные ценности. Храмовая святыня — образ Владимирской Божьей Матери в 1931 году был изъят и дальнейшая его судьба неизвестна по сей день.
Последним настоятелем был — протоиерей Памфил Тимофеевич Населенко (1870-1953). 16 февраля 1931 года собор был закрыт и переоборудован под склад. Кресты и колокола демонтировали.
В период Великой Отечественной войны два снаряда повредили крыльцо и кровлю на одной из главок, но главные испытания для собора были впереди. В 1950-х годах здание трижды взрывалось. До сентября 1966 года здание собора стояло пустым и его, с прилегающими территориями, было решено переоборудовать под центр физического воспитания школьников. В 1967 году чтобы ускорить работы, стали взрывать отдельные конструкции. В результате взрывных работ были разрушены алтарь, паперть и колокольня. Однако взрывы вызвали появление трещин в соседних домах и работы были остановлены. Впоследствии здание пустовало; существовали проекты размещения в нём бассейна или конюшен.
20 апреля 1990 года храм был освящен митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием. А 17 ноября 1990 года Исполком Ленинградского городского Совета принял решение о возвращении этого полуразрушенного храма Русской православной церкви. В городе начал действовать приход во главе со священником — отцом Владиславом Клановцом.
В Центральном военно-историческом архиве были найдены чертежи храма, в начале 1990-х было создано НПО «Владимирский собор», которое приступило к его консервации и восстановлению.
В 1994 году, по ходатайству митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, Владимирский собор признан памятником архитектуры федерального значения.
С 1999 начались службы в нижнем приделе во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и во временной церкви Всех Святых в деревянном доме причта, освященной в 1992 году.
В 2000 возобновились богослужения в верхнем храме.
В 2000-2001 годах реставрационные работы проводила компания «Лапин Энтерпрайз»: была перебрана кирпичная кладка, произведена расчистка и штукатурка фасадов, воссозданы главки куполов из оцинкованной стали.
Во время длительной (более десяти лет) реставрации Никольского Морского собора Владимирский собор был главным храмом Кронштадта.
Осенью 2006 года Федеральное агентство по культуре и кинематографии провело конкурс среди реставрационных мастерских на право проводить работы по реставрации и воссозданию монументальной живописи собора, который выиграл ООО «Карэ». Были воссозданы орнаменты на потолке и стенах храма; отреставрированы семь фигурных композиций: Св. Апостола Павла, Св. Апостола Петра, Св. Василия Великого, Св. Григория Богослова, Св. Иоанна Златоуста, Св. Григория Двоеслова, а также многофигурную композицию «Крещение».
На полевой кухне при храме организован полноценный обед для социально адаптированных граждан: летом — один раз в месяц, зимой — дважды в месяц. Действует помощь с 2005 года.
Приход храма относится к Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви, входит в состав Кронштадтского благочиннического округа. Настоятель (с 1 декабря 1998 года) — протоиерей Святослав Викторович Мельник.
Литургия: 10.00. Исповедь: 9.00.
Адрес: Кронштадт, Владимирская ул., 32.
Телефон: (812) 311-00-01, 311-53-30.
Объект культурного наследия № 7801914001.

Вид на собор Владимирской иконы Божией Матери со стороны Флотской улицы.
Фото: 2017 год.

Купола Собора Владимирской иконы Божией Матери сквозь листву окружающий его деревьев.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери со стороны проспекта Ленина (бывший Николаевский проспект).
Фото: 2017 год.

Алтарная часть собора.
Центральная апсида Владимирского собора трёхгранная (половина шестиугольника); если она и имеет конху, то очень небольшую, снизу незаметную. Правда, две малые апсиды, расположенные по бокам от неё и обозначающие приделы верхнего храма, накрыты заметным полусводом. Внешняя сторона центральной апсиды украшена мозаичной иконой Св. Иоанна Кронштадтского.
Фото: 2017 год.

Три луковичные главки восточного фасада собора.
Фото: 2017 год.

Центральная главка с крестом.
Фото: 2017 год.

Над центральной апсидой собора расположена икона «Спас Нерукотворный».
Фото: 2017 год.

Фрагмент восточного фасада храма.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона Св. Иоанна Кронштадтского. На свитке, который он держит в левой руке, начертаны слова, сказанные им на освящении крестов Владимирского Собора: «Да славится в храме сем имя Божие и Пречистой Богородицы до скончания века!» В правой руке у него — макет самого храма.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона Св. Иоанна Кронштадтского.
Фото: 2017 год.

Верхняя часть восточной апсиды с тремя главами.
Фото: 2017 год.

Фрагмент восточного фасада.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа, украшенное лепным кокошником сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа.
Фото: 2017 год.

Фрагмент северного фасада. На стене — порядковый номер здания.
Фото: 2017 год.

Северный фасад и окна первого этажа.
Фото: 2017 год.

Северный фасад и шатёр колокольни над входом в храм.
Фото: 2017 год.

Окна первого этажа, украшенные лепными кокошниками сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа. В просвет через пространство храма видно окно второго этажа противоположной стены.
Фото: 2017 год.

Фрагмент северного фасада и шатёр колокольни, расположенной над входом в храм.
Фото: 2017 год.

Вход в подвальное помещение.
Фото: 2017 год.

Вход в подвальное помещение.
Фото: 2017 год.

Фрагмент северного фасада и луковичные главки над алтарной частью храма.
Фото: 2017 год.

Фрагмент северного фасада.
Фото: 2017 год.

Крыльцо-портик. Вид сбоку, с северной стороны.
Фото: 2017 год.

Внутреннее пространство портика с тремя люстрами под потолком.
Фото: 2017 год.

Вход в церковь оформлен в виде крыльца-портика с пятью арочными проёмами.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери западный фасад.
Фото: 2017 год.

Портик и колокольня западного фасада храма.
Фото: 2017 год.

Наверху под шатровой колокольней располагается икона «Спаситель Благословляющий».
Фото: 2017 год.

Икона «Спаситель Благословляющий».
Фото: 2017 год.

Над центральной аркой портика установлена икона Владимирской Божьей Матери.
Фото: 2017 год.

В храм ведет высокая гранитная лестница с каменным портиком.
Фото: 2017 год.

Портик и гранитная лестница.
Фото: 2017 год.

Центральная из трёх дверей портика.
Фото: 2017 год.

Владимирская икона Божией Матери над дверью.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона св. Мефодия, расположенная к северу от центральной двери.
Фото: 2017 год.

Мозаичная икона св. Кирилла с южной стороны от центральной двери.
Фото: 2017 год.

Внутреннее пространство портика.
Фото: 2017 год.

Арочные проемы портика разделены узкими стенками со сдвоенными полуколоннами, что напоминает аркаду на колоннах.
Фото: 2017 год.

Люстра портика.
Фото: 2017 год.

Табличка, укреплённая на граните собора.
Фото: 2017 год.

Внутреннее пространство храма разделено на пять частей нефом четырьмя рядами аркад на чугунных колоннах.
Фото: 2017 год.

В центре храма поставляется облачальный амвон для Архиерея (в современной практике называемый кафедрой). Кафедра покрывается ковром. Вне богослужений кафедра огораживается от посетителей.
Фото: 2017 год.

Южная часть пространства храма, огороженная аркадами и колоннами.
Фото: 2017 год.

Паникадило в северной части храма и украшения потолка. Слева и справа фотографии видны окна второго ряда.
Фото: 2017 год.

Северная часть храма, отграниченная колоннами. Впереди виден иконостас, но вместо Царских врат в нём поставлена икона.
Фото: 2017 год.

Пространство собора.
Фото: 2017 год.

Пространство собора, разделенное аркадами и колоннами.
Фото: 2017 год.

Собор Владимирской иконы Божией Матери в Кронштадте.
Фото: 2017 год.

Резной иконостас главного придела Владимирской иконы Божией Матери.
Фото: 2017 год.

Помещение притвора.
Фото: 2017 год.

Выходим из собора.
Фото: 2017 год.

Сегодня — 8 сентября: Престольный праздник храма — Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Угощают всех, кто был на службе и не был. Во дворе видны столы с угощением.
Фото: 2017 год.

Столы с угощением.
Фото: 2017 год.

Предлагается гречневая каша с салатом и чай.
Фото: 2017 год.

Полевая кухня.
Фото: 2017 год.

Западный фасад храма.
Фото: 2017 год.

Западный фасад храма: главный вход и колокольня над ним.
Фото: 2017 год.

Портик и фрагмент колокольни с южной стороны.
Фото: 2017 год.

Вход в нижний храм. Нынче был закрыт.
Фото: 2017 год.

Южный фасад храма.
Фото: 2017 год.

Окна первого этажа, украшенные лепными кокошниками сверху и балясинами по бокам.
Фото: 2017 год.

Окно первого этажа.
Фото: 2017 год.

Фрагмент украшения окна.
Фото: 2017 год.

Луковичные главы над алтарной частью храма.
Фото: 2017 год.

Шатровая колокольня и луковичная главка.
Фото: 2017 год.

Кресты на куполах.
Фото: 2017 год.

Цветы в саду собора.
Фото: 2017 год.

Странная рябина изогнутая кольцами.
Фото: 2017 год.

Северные ворота, выходящие на Владимирскую улицу.
Фото: 2017 год.

Вид на собор от северных ворот.
Фото: 2017 год.

Перспектива Владимирской улицы. Справа — жилой дом, слева — часовня.
Фото: 2017 год.

Часовня со стороны Владимирской улицы.
Фото: 2017 год.

Часовня используется как церковная лавка собора.
Фото: 2017 год.

На часовне тоже маленькая главка и крест, но не отреставрированные.
Фото: 2017 год.

Часовня.
Фото: 2017 год.

Ограда собора.
Решетка ограды храма была создана в 80-х годах XIX века. Её украшали металлические пики и чугунное литье, в основании лежал пудожский камень. За время ХХ века ограда была большей частью утеряна: металл проржавел, ряд элементов — чугунные звездочки — растащили вандалы. Четыре месяца понадобилось реставраторам, чтобы восстановить 150 метров металлической ограды, причем больше половины пролетов исторические. Реставраторы сохранили и известняк каменного цоколя. Только сверху поврежденный пудожский камень заменили новыми плитами. Ворота созданы новые, по сохранившимся чертежам и фотографиям.
Фото: 2017 год.

Ограда собора.
Торжественная церемония, посвященная завершению восстановления исторической ограды Собора Владимирской иконы Божьей Матери состоялась 28 августа 2017 года.
Фото: 2017 год.

Аллея через сад собора, идущая в западном направлении.
Фото: 2017 год.

Дом на территории, прилегающей к собору. Что в нём — выяснить не удалось.
Фото: 2017 год.

Детская площадка к западу от собора.
Фото: 2017 год.

Дом причта Владимирского собора. Построен в 1871 году военным инженером Сысоевым на казенные средства. В доме находились квартиры для настоятеля и двух священников. В 1886 году к дому пристроен каменный двухэтажный флигель.
В бывшем доме причта настоятель Владимирского собора священник Владислав Клановец в 1992 году устроил и освятил небольшую церковь во имя Всех Святых.
Фото: 2017 год.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2017-2018

Вернуться на Главную

>Расписание Богослужений

02 декабря – 15 декабря 2019:

Седмица 25-я по Пятидесятнице (ев. чтения 27-й седмицы). Прор. Авдия (из 12-ти) (IX в. до Р. Х.). Мч. Варлаама (ок. 304). Прпп. Варлаама и Иоасафа, царевича Индийского, и отца его Авенира царя (IV). Свт. Филарета, митр. Московского (1867).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение – 18:00

Вторник 03. 12. 19

Предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита (ок. 842). Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского (446–447). Сщмчч. Нирсы епископа и Иосифа, ученика его, Иоанна, Саверия, Исакия и Ипатия, епископов Персидских; мчч. Азата скопца, Сасония, Феклы, Анны и иных многих мужей и жен, в Персиде пострадавших (343).

Божественная Литургия – 10:00

Всенощное бдение – 18:00

>Среда 04. 12. 19

Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение – 18:00

Четверг 05. 12. 19

Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона и Архиппа и мц. равноап. Апфии (I). Блгв. кн. Михаила Тверского (1318). Блгв. Ярополка, во Святом Крещении Петра, кн. Владимиро-Волынского (1086). Мц. Кикилии (Цецилии) и мчч. Валериана, Тивуртия и Максима (ок. 230).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение (полиелей) – 18:00.

Пятница 06. 12. 19

Свт. Амфилохия, еп. Иконийского (после 394). Свт. Григория, еп. Акрагантийского (VI–VII). Блгв. вел. кн. Александра Невского, в схиме Алексия (1263). Свт. Митрофана, в схиме Макария, еп. Воронежского (1703). Мчч. Сисиния, еп. Кизического (III), и Феодора Антиохийского (IV). Прмч. Серафима Тьевара (1931); св. Иоанна Васильева исп. (1932); сщмч. Елеазара Спиридонова пресвитера и мч. Александра Уксусова (1937).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение – 18:00

Суббота 07. 12. 19

Вмч. Меркурия (III). Вмц. Екатерины (305–313). Мч. Меркурия Смоленского (1238). Прп. Меркурия, постника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мц. Августы, мчч. Порфирия Стратилата и 200 воинов (305–313). Прп. Мастридии. Прп. Симона Сойгинского (1562). Сщмч. Евграфа Еварестова пресвитера (1919); сщмчч. Евгения Яковлева и Михаила Богородицкого пресвитеров (1937); сщмчч. Александра Левицкого, Алексия Тютюнова, Иоанна Никольского, Корнилия Удиловича и Митрофана Корницкого пресвитеров (1937).

Божественная Литургия – 10:00

Всенощное бдение – 18:00

Воскресение 08. 12. 19

Неделя 25-я по Пятидесятнице. Глас 8-й.

Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сщмчч. Климента, папы Римского (101), и Петра, архиеп. Александрийского (311). Прп. Петра молчальника (ок. 429).

Божественная Литургия – 10:00

Вечерня с акафистом Святителю Николаю – 18:00.

Понедельник 09. 12. 19

Седмица 26-я по Пятидесятнице (ев. чтения 28-й седмицы). Прп. Алипия столпника (640). Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве (1051–1054). Свт. Иннокентия, еп. Иркутского (1731). Прп. Иакова отшельника (457).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение (полиелей) – 18:00

Вторник 10. 12. 19

Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение». Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году. Вмч. Иакова Пе́рсянина (421). Прп. Палладия (VI–VII). Свт. Иакова, еп. Ростовского (1392). Обре́тение мощей блгв. кн. Новгородского Всеволода, во Святом Крещении Гавриила, Псковского, чудотворца (1192).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение (полиелей) – 18:00

Среда 11. 12. 19

Прмч. и исп. Стефана Нового (767). Мч. Иринарха и святых семи жен (303). Свт. Феодора, архиеп. Ростовского (1394). Мчч. Стефана, Василия, Григория, другого Григория, Иоанна и иных многих (VIII). Сщмч. митр. Серафима Чичагова (1937).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение – 18:00

Четверг 12. 12. 19

Мч. Парамона и с ним 370-ти мучеников (250). Мч. Филумена (ок. 274). Прп. Акакия Синайского (VI). Прп. Нектария Печерского, в Ближних пещерах (XII). Сщмч. Сатурнина, первого еп. Тулузского (III). Сщмч. Авива, еп. Некресского (VI) (Груз.). Свт. Мардария (1935) (Серб.).

Божественная Литургия – 10:00

Всенощное бдение – 18:00.

Пятница 13. 12. 19

Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).

Свт. Фрументия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380). Сщмч. Иоанна Честнова пресвитера (1937).

Божественная Литургия – 10:00

Вечернее Богослужение – 18:00

>Суббота 14. 12. 19

Прор. Наума (VII в. до Р. Х.). Прав. Филарета Милостивого (792). Мч. Анании Пе́рсянина.

Божественная Литургия – 10:00

Всенощное бдение – 18:00

Воскресение 15. 12. 19

Неделя 26-я по Пятидесятнице. Глас 1-й.

Прор. Аввакума (VII в. до Р. Х.). Прп. Афанасия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (ок. 1176), и другого Афанасия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII). Мц. Миропии (ок. 251). Прп. Исе (Иессея), еп. Цилканского (VI) (Груз.). Св. Стефана Уроша, царя Сербского (1367). Сщмч. Матфея Александрова пресвитера (1921); сщмч. Димитрия Благовещенского пресвитера и прп. Веры Графовой исп. (1932); сщмч. Алексия, архиеп. Великоустюжского, сщмчч. Константина Некрасова, Николая Заболотского, Сергия Кудрявцева, Владимира Проферансова, Иоанна Державина, Феодора Алексинского, Николая Виноградского, Иоанна Днепровского, Николая Сафонова, Павла Понятского, Сергия Фелицына пресвитеров, прмчч. Данакта Калашникова, Космы Магды, прмцц. Маргариты Закачуриной, Тамары Проворкиной, Антонины Степановой и Марии Журавлевой, мц. Матроны Конюховой (1937); прмц. Марии Цейтлин (1938); мч. Бориса Успенского (1942). Иконы Божией Матери, именуемой «Герондисса».

Божественная Литургия – 10:00

Вечерня с акафистом Святителю Николаю – 18:00.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *