Кротость и смирение

Наставления из проповедей архиепископа Серафима

Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.

Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.

Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.

Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.

Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.

Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.

Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.

Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.

Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно. Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам (Матф. 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.

Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св. Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.

Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (Матф. 11:28-29). Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: «Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”

Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: «Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.

Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.

Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.

Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.

Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.

Будем всегда помнить о увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: «Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.

Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.

Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления Самому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5:48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.

Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей.

Но вершины горы нельзя достигнуть не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и прежде всего к приобретению их основы – христианского смирения.

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними. Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.

Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери (Иоан. 13:14-15). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних.

Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.

Блаженный Августин говорит: «Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних.”

К сожалению в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость; не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою наших бесед, при чем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.

Как бы следовало нам всегда помнить великого пастыря земли русской, о. Иоанна Кронштадтского. Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека: «Правда ли, что все это было?” – спросил великий пастырь своего собеседника. – «Правда”, ответил тот. – «В таком случае, сказал о. Иоанн, не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно. И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то может быть греховность наша собственная превзойдет их греховность.”

Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий. В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский. На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: «Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей.”

Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих. Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: «Может быть – говорил он обличаемому, – я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня.”

Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.

Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.

Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.

Да поможет нам Господь иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. Гал. 3:27) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства.

Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа.

Аминь.

Многим из нас доводилось слышать проповеди о том, что Моисей имел кротчайшее сердце, и объяснение, что кротость — это не что иное, как беспрекословное подчинение повелениям БОГА.
Но все ли понимают что это значит: БЕСПРЕКОСЛОВНО ПОДЧИНЯТЬСЯ ТВОРЦУ?
Совсем недавно я кое — что увидела в Слове, чем и хочу с вами поделиться.
» И сказал Господь Моисею, говоря:
скажи сынам Израилевым, чтобы они обратились и расположились станом пред Пи-Гахирофом, между Мигдолом и между морем, пред Ваал-Цефоном; напротив его поставьте стан у моря.
И скажет фараон о сынах Израилевых: они заблудились в земле сей, заперла их пустыня.
А Я ожесточу сердце фараона, и он погонится за ними, и покажу славу Мою на фараоне и на всем войске его; и познают Египтяне, что Я Господь. И сделали так.
И возвещено было царю Египетскому, что народ бежал; и обратилось сердце фараона и рабов его против народа сего, и они сказали: что это мы сделали? зачем отпустили Израильтян, чтобы они не работали нам?
(Исх.14:1-5)
Моисей имел сердце кротчайшее — то есть во всем послушное ГОСПОДУ. Все, что ГОСПОДЬ ни говорил, Моисей исполнял. Давайте посмотрим, на сколько велико и глубоко было это послушание.
В вышеприведенных стиха Писания мы видим, что ВСЕВЫШНИЙ дает приказ изменить направление, в котором шли сыны Израиля. И куда ОН их решил направить? В западню! В то место, где они в последствии оказались с одной стороны зажатыми горным массивом, с другой морем. Причем ГОСПОДЬ возвестил о том, что будет, и это можно сказать так, чтобы нам было понятнее: Моисей, скажи народу, чтобы шли в самое опасное для них место, которое вам покажется ловушкой, так как никаких шансов на какое-либо спасение по человеческим меркам у вас не будет. С одной стороны море, с другой горы, Иди в самое страшное место!!!.И когда вы туда придете, Я на вас пошлю врагов ваших и они погонятся за вами, а вам отступать будет некуда. Но вы верьте МНЕ и ожидайте своего спасения, которое явится через славу МОЮ. ( Ого! Ну и планы! )
Но Моисей, имея кроткое сердце, слыша этот приказ не стал спорить с ГОСПОДОМ, приводить аргументы и доказывать БОГУ, что это делать просто немыслимо! По человеческим меркам это очень глупо — менять направление, сходить с безопасного пути, и идти туда, где столько опасностей. И народ не стал спорить и роптать. Они просто исполнили волю БОГА — развернулись и пошли туда, куда им повелел ГОСПОДЬ В связи с этим хочу напомнить еще одно место писания:
И было слово Господне ко мне:
иди и возгласи в уши Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную.
Израиль святынею Господа, начатком плодов Его; все поедавшие его были осуждаемы, бедствие постигало их, говорит Господь
(Иер.2:1-3)
В одной из своих статей я уже писала о том, что значит иметь сердце невесты, которая готова следовать за своим женихом куда угодно — даже в самое опасное место, каковой и является пустыня. Там нет ничего интересного, нет еды, нет воды, есть ядовитые змеи, пауки, хищники. Ночью холодно, днем невыносимая жара. И вот невеста, которая любит своего жениха идет ТОЛЬКО за ним. Желая только одного — быть с ним не смотря ни на что. Вот о такой Невесте мечтает ГОСПОДЬ.
Многие ли из современных христиан согласятся идти туда, где существует прямая и непосредственная угроза их жизни? Многие ли имеют веру в то, что БОГ, приведя в стесненные обстоятельства — спасет? Много ли проповедей звучит о том, что БОГ ведет тебя в пустыню, чтобы испытать тебя, проверить веру твою, поместив в весьма опасную ситуацию, окружив врагами, морем и горами? (Ведь вера каждого будет испытана) Чаще всего проповедуется в церквях о том, что БОГ спит и видит как бы покомфортнее устроить твою жизнь, в благодарность за то, что ты соизволил к НЕМУ придти. Ведь БОГ так ждал тебя, и теперь ОН так счастлив от того, что ты принял ЕГО своим ГОСПОДОМ, и теперь от этой безмерной радости от этого события ОН начнет исполняя все твои похоти и прихоти.
Уговаривая придти к БОГУ нам говорили: Отдай свое сердце ХРИСТУ, и у тебя будет прекрасная жизнь..ОН даст тебе работу, квартиру, жену… И это очень напоминает сказки из детства — о золотой рыбке, которая исполняет все желания, о цветике — семицветике, о Емеле, которого по его приказам печка возит куда он захочет, щука, которая исполняет все его «веления — хотения». И вот по инерции, помня эти сказки, люди и БОГА представляют себе таким-же..Дорогие! БОГ — это не средство благоустройства жизни. БОГ — это не волшебная палочка! БОГ — это ТВОРЕЦ, ХОЗЯИН неба и земли, хозяин всего, что живет, движется и существует. И не ОН исполняет наши «хочу», а ТРЕБУЕТ от тебя исполнения ЕГО воли. Это ты должен исполнять то, что ОН хочет. Иначе у тебя будут серьезные проблемы не зависимо от того веришь ты в НЕГО или не веришь. Как говорит одна поговорка : «незнание закона не освобождает от ответственности» Вот и духовном мире этот же принцип работает. Знаешь или не знаешь — нагрешил — придет возмездие от духовного ЗАКОНОДАТЕЛЯ. » Те, которые, не закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся»
(Рим.2:12)
БОГ, как ВЛАСТЕЛИН вселенной, как ВЛАДЫКА неба и земли вправе требовать от СВОЕГО творения исполнять ЕГО волю..
Кто бы из нас, наслушавшихся слащавых речей лжепроповедников, которые говорят только о том, как сильно БОГ любит тебя и жаждет во всем тебе угодить, смог бы поверить, что БОГ может сказать тебе: » иди в пустыню и жди, когда я приведу на тебя врагов твоих, которые жаждут твоей погибели?» Первая реакция не знающего БОГА человека будет такая: Это не может ГОСПОДЬ сказать!!! БОГ есть любовь, ОН не может желать проблем СВОИМ детям!!! БОГ ведет меня в землю, где течет молоко и мед. И я не пойду в пустыню, я пойду в землю обетованную!
У кого сердце не смиренное и не кроткое не пойдет туда, где все так неприглядно.
А кто желает угодить ГОСПОДУ, тот должен послушать ГОСПОДА не смотря на то, что ЕГО повеление для «человека разумного» кажется полным безумием. Если ты хочешь исполнить волю ВСЕВЫШНЕГО, то ты должен идти туда и верить и ждать, когда БОГ явит СВОЮ славу и поразит врагов.
Наверное по этой причине, когда ГОСПОДЬ разбирается с нашими врагами — грехами в нашем сердце, которые хотят нас убить, БОГ помещает нас в стесненные, самые трудные обстоятельства, где мы уже не можем сами решить проблемы поворачивая ни вправо, ни влево, нам остается только остановиться и познать, что ГОСПОДЬ есть БОГ, созерцая то, как ОН являет СВОЮ славу и сокрушает врагов, восстающих на наши души.
Ситуации эти возникают для того, чтобы показать нам что живет в нашем сердце, чтобы мы могли возопить к ГОСПОДУ, принести покаяние и чтобы ГОСПОДЬ пришел и разобрался с нашими врагами — фараонами, которые нас хотят уничтожить
ГОСПОДЬ любящий и благой, и из милости и любви ОН и ведет нас в эти пустыни, окруженные морями и горами, в которых хочет очистить наши сердца от всякой скверны.
Евреям надо было верить, что БОГ действительно исполнит СВОЕ слово .Они испугались, увидев врага, и возроптали, начали Моисею претензии предъявлять, жаловаться начали. В подобных обстоятельствах еще и вера испытывается — вера в то, что БОГ заступится. А у них веры не было..они начали роптать, а без веры БОГУ угодить невозможно.
Банальный и простой пример:
Девушка хочет замуж, но она Христианка и должна выйти замуж за «своего по вере» Но где ж его взять?Помолилась, подождала немного. Нет никого. И она уже говорит в сердце своем:ГОСПОДЬ, как же я могу верить в то, что такой может появиться по вере и молитве?Такого быть не может — это нереально. Сейчас я просижу и останусь старой девой навеки Пойду -ка я поищу сама себе мужа. Съезжу в Москву на конференцию, схожу в христианское кафе, ведь если я буду сидеть и ждать, то кто же меня сквозь стены -то увидит?
Вот христианская методика мне подойдет:10 шагов как выйти замуж.
1) чтобы не пахло подмышками (пойду куплю дезодорант).
2) Нужно иметь красивую прическу.
3) Нужно почаще появляться там, где собираются братья -христиане
4) Всегда быть в форме ну и т. д.
Третьего не бывает: или мы знаем БОГА и имеем сердце кроткое и идем туда, куда ведет нас ГОСПОДЬ и делаем то, что говорит ГОСПОДЬ, либо мы почитаем это безумием, и говорим: да я так никогда в жизни замуж не выйду. Этого быть не может, по этому я возьму христианскую методику и буду действовать.
Пойду своими путями в место безопасное, устроюсь там прекрасненько. И это образ жизни неверующего человека. Как бы ты себя не называл, сколько бы Библию не читал,сколько бы не молился но если ты ходишь своими путями, то ты неверующий.
Удивительно, что некоторые молятся часов по шесть в день, и верят духам-обольстителям..Кому молишься, чью волю исполняешь — тот тебе и Бог. Если ты молишься истинному БОГУ, то ОН поведет тебя туда, куда повел Израильтян. Но если тебе ВОЛЯ БОГА не нравится, и ты будешь продолжать молиться в соответствии со своими корыстными интересами, устраивая свою жизнь, то к тебе и придет князь мира сего.
В одной книге описано свидетельство о том, что какой-то стране туристы видели сидящего на улице медитирующего человека, к которому невозможно было близко подойти, так как и от него исходила сила, которая роняла на землю каждого, кто пытался к нему приблизиться.
Кому молишься, тем духом и наполняешься. Чего ищешь, то и найдешь. Если будешь искать как устроить свою жизнь путем логики и «здравомыслия», и при этом будешь молиться, прося устроить все так, как тебе хочется — домолишся!!! Когда я покаялась, то четко поняла, что не имею права торговать спиртом. Но на нем была львиная доля всей моей выручки. Если бы я пришла к БОГУ и начала канючить — «ну, ГОСПОДЬ, ну может быть можно мне спиртом торговать, ну посмотри, ведь от этого какая прибыль, ведь не берут ничего другого, ну может мне можно?» И думаю, что услышала бы нечто подобное «тебе — можно».
Однажды я пыталась обличить одного пастора в том, что он распространяет царство сатаны, так как он продает мирскую печатную продукцию — газеты, в которых часто встречаются изображения обнаженных тел, и гороскопы. На прилавках так же были какие-то лечебные письма, и прочая мерзость. Я спросила о том, как это он, называя себя верующим распространяет то, что сатане принадлежит? Он мне ответил местом Писания, что стоит перед своим богом (в чем и нет сомнения) и далее сказал, что пока БОГ с неба не проговорит, что этим заниматься нельзя, то он не перестанет этого делать. Я ему сказала, что ничего БОГ ему с неба не проговорит, так как о том, что есть ЕГО воля относительно данного вопроса есть в Библии, и ничего другого БОГ говорить не будет
И еще один пастор решил зарабатывать себе на жизнь массажем. Для того, чтобы сделать полноценный массаж, женщины в его кабинете снимали с себя все, кроме плавок, ( а иногда и их, чтобы сделать массаж на ягодицах) И первыми его клиентами стали сестры из его же церкви. Они пели ему «дифферамбы», расхваливая его способности и говорили, что чувствуют себя просто прекрасно после пройденного курса. Пастор себя убеждал в том, что этот бизнес есть воля бога, так как массаж несет здоровье людям. Он очень грамотно подошел к данному виду деятельности, и работал на профессиональном уровне. Причем он совершенно не искушался обнаженными телами, он делал свое дело совершенно без эмоций. Ему было все равно кто перед ним — женщина или пень. Многие из его клиентов благодарили его за помощь, так как получали облегчения и может быть даже и исцеления плоти. Когда я пыталась его вразумлять, то он говорил, что это БОГ открыл ему двери по молитве, так как и экзамены для получения лицензии он получил очень легко, и аренду нашел просто смешную, и исходя из этого он сделал вывод, что это БОГ его благословляет. Он стоял на том, что служит людям, так же как и врач — помогает избавиться от немощи.
В Библии есть одно потрясающее место:
» И сказал : выслушай слово Господне: я видел Господа, сидящего на престоле Своем, и все воинство небесное стояло при Нем, по правую и по левую руку Его;
и сказал Господь: кто склонил бы Ахава, чтобы он пошел и пал в Рамофе Галаадском? И один говорил так, другой говорил иначе;
и выступил один дух, стал пред лицем Господа и сказал: я склоню его. И сказал ему Господь: чем?
Он сказал: я выйду и сделаюсь духом лживым в устах всех пророков его. сказал: ты склонишь его и выполнишь это; пойди и сделай так».
(3Цар.22:19-22)
Когда я впервые увидела это место Писания, то немало изумилась! Духом лжи! Ахав услышал то,ЧТО БЫЛО ПРИЯТНО ЕГО СЕРДЦУ! Услышал то, что хотели слышать его уши! Но не то, что было действительностью!
ГОСПОДЬ с лукавым поступает по лукавству, написано в Слове.
Этот человек, был пастором с добрым сердцем, он мог встать ночью и бежать помогать тому, у кого случалась беда. Он пережил много чудес ГОСПОДНИХ в своей жизни, по его молитвам люди получали исцеления, он имел духовные дары. Но, встав на тот путь он мгновенно начал падать, вернулся к грехам, от которых погибал до покаяния, и вскоре умер пьяным за столом в квартире своего друга — собутыльника, бывшего Христианина.
БОГ говорит в Писании: «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение!» ГОСПОДЬ предупреждает о том, что если мы ожидаем нового неба и новой земли, то наша жизнь должна быть безупречной. Наставляет нас, чтобы мы, ожидая нового неба и новой земли потщились явиться перед ГОСПОДОМ неоскверненными и непорочными в мире.. Жизнь наша должна быть целиком преданной БОГУ, святой и праведной.

Аудио

Святой Церковью читается Евангелие от Матфея. Глава 11, ст. 27–30.

11.27. Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть.

11.28. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас;

11.29. возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;

11.30. ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

(Мф. 11, 27–30)

Желая приоткрыть тайну Своего Богосыновства, насколько апостолы могли ее вместить, Господь наш Иисус Христос говорит ученикам об особом характере отношений между Ним и Богом: Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть (Мф. 11, 27).

Святитель Кирилл Александрийский пишет: «Поскольку Он сказал все предано Мне, то, чтобы не показалось, будто Он иного происхождения и меньше Отца, Он добавил и это, чтобы показать, что Его природа таинственна и непостижима, как и у Отца. Ибо только божественная природа Троицы познает сама себя. Только Отец знает собственного Сына, плод Его природы, только божественное Порождение познает Того, от Которого Оно родилось, только Святой Дух знает глубины Божьи , то есть мысли Отца и Сына».

Необходимо отметить, что у Спасителя не было цели открыть полноту понимания природы Триединого Бога: это произойдет позже, после сошествия Святого Духа на апостолов. А в тот момент Господь не столько говорил людям о Боге, сколько показывал Его, потому что Сам был Богочеловеком.

В этих словах Господа заключен тот смысл, что никто из людей не в состоянии постигнуть величие и благость Сына так же, как величие и благость Отца. И поскольку Сын, то есть Иисус Христос, желал в Своем лице открыть Отца всем без исключения, то призывал всех к Себе: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас (Мф. 11, 28).

Господь обращается ко всем изнуренным поисками истины. Под труждающимися, как указывают святитель Кирилл Александрийский и блаженный Феофилакт, подразумеваются иудеи. Дело в том, что для ортодоксального иудея религия была бременем с неисчислимым множеством правил. Человек находился в плену предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Конечно, в результате суетного и бесплодного труда в попытке быть добродетельными и исполнять мельчайшие предписания закона иудеи изнемогали.

Под обремененными же подразумеваются язычники, которые были измучены тяжестью грехов. Но и те, и другие находились под гнетом греховных страстей, происходящих от гордости и самолюбия, а потому Господь и желает даровать им мир и отдых от страстей.

Святитель Иоанн Златоуст замечает, что этими словами Спаситель желает сказать: «Не тот или другой приходи, но придите все, находящиеся в заботах, скорбях и грехах; придите не для того, чтобы Я подвергнул вас истязанию, но чтобы Я разрешил грехи ваши; придите не потому, что Я нуждаюсь в славе от вас, но потому, что мне нужно ваше спасение».

Души же тех, которые покоряются и приходят ко Спасителю, Он избавляет от тяжких, обременительных и нечистых помыслов, даруя им радость и веселье, а также способность благоугодно служить Богу.

Христос призывает: возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11, 29).

Иудеи употребляли слово иго в значении «находиться под влиянием или в повиновении». Они говорили об иге закона, об иге Божьем.

Христос же называет игом Свои евангельские заповеди, потому что они подобно игу налагаются на подходящих к ним и связывают их как между собою, так и со Христом. И хотя эти заповеди кажутся тяжелыми для исполнения, но на деле оказываются легки по причине того, что даруют душевное спокойствие всем тем, кто смиренно их исполняет.

Иго Христа – это также смирение и кротость. Поэтому кто смиряется пред всяким человеком, тот живет спокойно и без смятения, тогда как гордый постоянно находится в беспокойстве, не желая уступить кому-либо.

Борис Ильич Гладков поясняет, что «этими словами Спаситель как бы говорит: Возьмите иго Мое на себя, исполняйте все заповеди Мои и не думайте, что они трудны или неудобоисполнимы; берите пример с Меня; будьте так же кротки и смиренны, как Я, и тогда вы поймете, что иго Мое само по себе составляет благо как для тех, которые его несут, так и для всех, с кем они соприкасаются, а если это иго благо, то и бремя несения его должно быть легко (Мф. 11, 29–30)».

Таким образом, иго Христа содержит в себе любовь, и в этом суть заповедей Христовых.

И действительно, бремя возложено на нас Господом с любовью, чтобы мы несли его в любви, которая и облегчает самое тяжелое бремя. Если мы помним любовь Божию, если мы помним, что наше бремя – любить Бога и любить людей, тогда оно становится радостью и благом. Ведь бремя, которое дано в любви и которое несут с любовью, всегда будет легким.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует помнить, что Богочеловек Иисус Христос пришел в этот мир для спасения каждого из нас, дабы мы могли почувствовать неописуемую любовь Бога Отца к Своему творению, которое Он передает, вручает Своему возлюбленному Сыну. Сам же Спаситель призывает каждого из нас взять на себя Его иго, то есть жить Им и Служить Ему, стяжав смиренное и кроткое сердце в исполнении заповедей Христовых.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Кротость и смирение — это два противоположных человеческих качества, между которыми можно выявить ключевое различие. В определенных религиозных дискурсах, таких как христианство, буддизм, иудаизм, эти качества рассматриваются. В общем смысле кротость означает качество быть спокойным, нежным, праведным и послушным. С другой стороны, смирение относится к качеству смирения. Ключевое различие между кротостью и смирением проистекает из отношения, которое человек проявляет к себе и другим. Кротость — это качество, которое человек проявляет по отношению к другим, но смирение — это то, что он демонстрирует самому себе.

Что такое кротость?

Кротость можно понимать как тихую, нежную, праведную и послушную. Представьте себе человека, который очень послушен. Этот человек будет демонстрировать такие качества, как слушать других и действовать в соответствии с их требованиями. Такой человек может считаться кротким, потому что он или она в некоторой степени контролируется поведением других. Это накладывает определенные ограничения на то, как человек действует на основе других людей.

В религиозном контексте кроткий человек описывается как тот, кто не сопротивляется и принимает или проглатывает любую форму страдания. Такой человек также был бы терпелив и готов принять авторитет другого без какого-либо сопротивления. В христианстве есть еще один аргумент в пользу того, что человек становится кротким, когда отбрасывает свои естественные желания.

Что такое смирение?

Смирение можно определить как качество смирения или, другими словами, низкое мнение о своей важности. Термин происходит от латинского слова «humilitas», что означает «смиренный» или «от земли». В греческой мифологии Айдос был богиней смирения. Смирение — это понимание своей самооценки, но также и осознание своих недостатков.

Ключевое различие между кротостью и смирением заключается в том, что в отличие от кротости, когда сдерживающие факторы исходят от других, в смирении оно исходит от самого человека. Тем не менее, следует подчеркнуть, что смирение — это не снижение собственной значимости, а признание того, что у человека есть недостатки. Другими словами, он удерживает человека от напрасных достижений.

В религиозном контексте смирение рассматривается как добродетель. Например, в иудаизме смирение рассматривается как добродетель, в которой люди ценят свои навыки и таланты. В христианстве смирение рассматривается как противоположность гордости. Кроме того, это объясняет, что Бог благоволит к тем, кто смирен. В буддизме смирение — это духовная практика.

В чем разница между кротостью и смирением?

Кротость: Кротость относится к качеству быть спокойным, нежным, праведным и послушным.

Смирение: смирение относится к качеству смирения.

Характеристики кротости и смирения:

Качество:

Кротость: кротость — это качество, которое человек проявляет по отношению к другим.

Смирение. Смирение — это качество, которое каждый демонстрирует самому себе.

удерживающие:

Кротость: в кротости, ограничения приходят от других.

Смирение: в смирении ограничения исходят от самого себя.

Прилагательное:

Кротость: кротость — это прилагательное.

Смирение: смирение — это прилагательное.

Изображение предоставлено:

1. Дизайн для расписного потолка. Триумф кротости и силы

2. Смирение Рочдейлской Унитарной Церкви Филипп Медхерст — собственная работа, , через Wikimedia Commons

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *