Кротость и смирение

Содержание

Лишь малые дети от присущей им непосредственности часто несдержанны. Они выражают себя открыто, не умея подстраиваться под окружение. Взрослые могут скрыть возбуждение, хотя внутри в это время бушуют страсти, а окружающие ошибочно считают их скромными и добродушными.

Кротость — это сочетание добродушия с твердостью духа, качество, тесно связанное по смыслу со смирением и скромностью. Только она может помочь справиться с гордыней, источником которой является эго. Именно с гордыни начинается вхождение в греховную жизнь.

Что такое кротость

Кроткий человек не раздражается по какому-либо поводу, не спорит, доказывая свою правоту. Он наделен терпением и уступчивостью, если они не противоречат совести. Мудрость и самообладание, позволяющие оставаться спокойным в раздражающих проявлениях внешнего мира, иногда ошибочно воспринимаются обывателями и грубиянами как слабость и трусость.

Происхождение слова

Слово произошло от «укрощенный», «усмиренный», «укротивший свои страсти». В греческом языке слово «праутес» означает чуткость, заботливость, мягкость и вежливость.

Значение понятия

В общепринятом понимании значение слова кротость подразумевает добродушие и всепрощение. Это терпимость, способствующая без гнева и желания мести терпеливо сносить оскорбления в свой адрес и переживать жизненные лишения.

Наделенная ею особа всегда контролирует эмоции, относится с пониманием к чужим ошибкам и готова простить обиды. Это не внешний образ и стиль поведения, а внутреннее состояние.

Согласно Писанию

Во всех мировых религиях кротость считается основной добродетелью, приближающей к Богу. По Божественному писанию, Его всепрощение, проявляющееся в благосклонности и милости к человечеству, несмотря на греховные проявления и падения людей, часто неслышащих и предающих Его, свидетельствует о кротости.

Подобно Ему, следует проявлять это качество в полном спокойствии духа, без раздражений, гнева и обид. Не реагируя злом за причиненные обиды, относиться со снисхождением и любовью к окружающим людям, охотно прощая их проступки.

Больше всего выражается это качество в тот момент, когда молчат в ответ на унижения, являя этим совершенство души. Святые именно этим проявлением отличались от обычных людей. Каждому из них приходилось терпеть многие унижения и лишения, поэтому святые отцы о скорбях имели особое мнение и наделяли их специфическим смыслом. Они считали их Божьим благословением.

В полной мере кротостью обладал Иисус Христос, выражалось это более всего при истязаниях и унижениях перед казнью, а потом и на Кресте. Господь не отворачивал лицо Свое от плевков из толпы, а лишь в полном безмолвии смотрел прямо на них. А при распятии Он молился за них, распинающих Его, как неразумеющих, что творят.

Для чего нужна

Люди стремятся к внутреннему спокойствию и гармонии с окружающим миром, ведь когда внутри царит мир и спокойствие, наступает счастье. Эгоистические натуры, всегда пребывающие в конфликте с внешним миром, мечтают о покое и благодати. И им невдомек, что достижение подобного состояния кроется в кротком поведении.

Решивший познать Бога должен придерживаться этого поведения, только тогда он готов к истинному покаянию и оставлению грехов. Проявления эгоизма не дают исправиться, ведь кроме эго ничего не слышно и не принимается. Такой послушник начинает спорить, защищая себя, находить отговорки и доказывать свою невиновность.

Людям свойственно грешить, а их эгоизму, истоком которого является дьявол, оправдываться, закрывая доступ к покаянию. Тогда ими начинают управлять страсти, перекрывая путь к изменениям и перевоспитанию.

Кроткий человек сможет беспрепятственно соединиться с Богом и стать блаженным. Таким Он покровительствует, а наградой их являются счастье и вечное блаженство. Поэтому святые старцы указывают не искать чудес, а добиваться кротости, что и является чудом из чудес.

Как стать кротким человеком

Для обретения этой добродетели необходимо всем сердцем захотеть достичь подобного состояния.

Практические советы:

  1. Пользуясь примерами из жизни святых, работать над собой, быть бдительным каждый миг своей жизни. Перестать оправдываться, спорить и доказывать свою правоту.
  2. Решившись идти столь тесным путем, необходимо отвергнуть весь мир, отсечь все богатства и кажущиеся необходимыми вещи.
  3. Найти духовника, указывающего путь.
  4. Нужно быть готовым переносить всяческие оскорбления и обвинения, даже если они напрасны и неправдивы. При этом сохранять молчание не только внешнее, но и внутреннее.
  5. На примере святых отцов церкви благословлять своих поносителей.

Быть кротким, осознавая свою греховность и незначительность, не представляет труда. Молчать и повиноваться в церкви, перед Богом, легко, а в мире, среди обычных людей, — уже сложнее. По причине того, что каждый начинает считать себя чище, выше и лучше других.

Чувство собственной важности вызывает мнимое превосходство над людьми, верующий начинает видеть и усугублять грехи других, в то время как свои — не замечать, считать незначительными.

Поэтому не следует считать себя выше и духовно чище других, а следить внимательно за собой и своими поступками.

Дабы избежать соблазна напрасных поношений и обвинений окружающих в грехах, которых они не совершали, а лишь являлись плодом фантазии обвиняющего.

Что такое смирение

Невозможно ясно выразить такую добродетель. Путь к полному смирению — сложный и долгий, длиною в жизнь. Выразить в полной мере значение этой добродетели может только совершенный человек.

Святой Иоанн Лествичник считал, что смирение — это сокровище, которое невозможно изъяснить словами. Он считал смиренномудрие неизведанной благодатью души. Только познав ее в жизни на личном опыте, можно дать ей полное определение.

Слово происходит от глагола «смирить», «смирять». Из древнерусского языка — «умерить, смягчить, подавить». По народной этимологии близко со словом мир, то есть обрести мир, проявить терпимость.

Есть еще один корень — от слова «мера», тогда в слове вместо буквы «и» употреблялась «е». И получалось немного другое по значению слово — знание себя и своей меры. Трезвый взгляд, без гордыни, на свои знания и способности, принятие себя, своей жизни и окружающих, как есть.

Определение термина

Смирение в православии — осознание своих слабостей и погрешностей без проявления гордыни. В жизни христианина проявляется обретением мира с Богом, с окружающими людьми и с собой при любых жизненных обстоятельствах.

Быть смиренным — значит не испытывать превосходства над кем-либо, а относиться с истинной любовью к близким людям и всем окружающим.

Так верующий обретает устойчивый и абсолютный мир в сердце своем. Считая, что духовными добродетелями наделяет только Бог, он начинает их приобретать.

Толкование в Библии

Смирение, по Святому Писанию, заключается в благоразумном восприятии себя, окружающего мира и Бога. Для ясности понимания термина его делят на три вида.

Виды смирения:

  1. К Богу — видение своих прегрешений и упование на Божье милосердие через любовь к Нему. Когда человек полностью полагается на Божью волю, готов принять любые лишения и скорби без ропота и печали в сердце — оставляя все на волю Божью, принимая всем сердцем любое Его решение. Только не следует путать с бездействием в решении жизненных проблем. Это не безответственное подчинение и покорность обстоятельствам.
    В действительности — это жизнь с Богом, свободное и отважное единодушие с Его волей.
  2. К окружающим — позволяет не гневаться на других людей, а находить компромисс, даже когда явно стоит поставить их на место. Господь любит каждого, независимо от национальности и веры. И каждый является образом Его. Однако не следует способствовать злу своей беспрекословностью, особенно когда близкий человек испытывает страдания. В этом случае не допустить насилия в адрес близкого не идет вразрез с пониманием смирения.
  3. К себе — это когда человек не смотрит на недостатки других, а прекрасно знает свои, не боится и не отрицает их. Видит свои ошибки в настоящем и в случае справедливого нарекания всегда готов искренне извиниться.

Смиренным быть нужно не только священнослужителям и монахам, но и мирянам, иначе путь к Богу закрыт. И наоборот, не имея более добродетелей, кроме этой, верующий становится рядом с Господом.

Признаки

Иисус Христос показал человечеству высшее и полное смирение с волей Всевышнего Бога. Жизнь и деяния Христа показывают все признаки этого качества. Обретая его, христианин уподобляется Христу.

Внутренние

Смиренность зарождается внутри из ощущения пребывания Всевышнего. Человеку сложно смириться благодаря внешнему воздействию или собственным усилиям, а в присутствии Бога и Его величия, осознав свою никчемность, ему ничего другого не остается, как надеяться на Него.

Внутренние признаки:

  • благоговение;
  • кротость;
  • послушание;
  • смелость;
  • ответственность;
  • терпение;
  • милосердие;
  • полное спокойствие.

Такой человек всегда спокоен и непоколебим, никого не обвиняет и не поносит, не превозносит себя над другими, считая себя самым грешным и недостойным похвалы, что начинает проявляться внешне. Внутренние и внешние признаки крепко взаимосвязаны друг с другом.

Внешние

Все внутренние изменения в человеке отражаются на его поведении и взаимоотношениях со внешним миром. По достижении смиренномудрия в поведении человека начинают проявляться ранее не свойственные ему действия.

Внешние признаки:

  • пропадание интереса к мирским увеселениям;
  • простота речи;
  • размеренный голос;
  • краткость в словах;
  • чистое и высокое мышление;
  • уход от споров и конфликтов;
  • уход от бессмысленных разговоров;
  • спокойное отношение к обидам в свой адрес.

Смиренномудрый христианин не обсуждает и не критикует других, относится к ним с терпимостью, принимая во внимание их интересы. Принимает людей такими как есть, со всеми достоинствами и недостатками, впрочем, как и себя. Причем принимает сердцем, уму свойственно разделять и подвергать анализу.

Смиренный человек никогда не будет сравнивать себя или свою жизнь с другими, желать иной жизни и обстоятельств. Если вдруг возникнет необходимость изменить что-либо в жизни, то начнет перемены с себя, изнутри, тем самым преображая внешние проявления. Перемены приходят не сразу, для их проявления необходимо определенное время, вот тут требуется проявить терпение.

Смирение и терпение (общие и отличительные черты)

Жизнь приносит нам не только радостные моменты, иногда в виде Божьего промысла приходят всякого рода испытания. Тогда верующему необходимо проявить терпение, преодолевая обстоятельства жизни, вызванные испытаниями. Насколько хватит терпения, столько и получится безропотно скорбеть.

Очень важно научиться смирению и терпению в православии, тогда верующий становится кротким, без этого не может быть Пути. Эти два качества постоянно находятся рядом, между ними существует некая взаимосвязь. Когда наступают тяжелые времена и лишения, то они очень тесно переплетаются.

Кротость и смирение как христианские добродетели

Смиренность и кротость — две христианские добродетели, направленные на борьбу с гордыней. Гордыня только кажется простым грехом. Считается, что она проявляется самомнением, важностью, тщеславием и другими явлениями эгоизма. Но это совсем не так — чем большего достиг на пути, тем изощреннее становятся искушения.

Есть такое понятие в христианстве как прелесть, наступающая после достижения неких высот на пути к Богу, когда соблюдаются все предписания и заповеди. Но без должного руководства начинает казаться, что уже почти свят, особенно на фоне греховности других. Так действует скрытая гордыня.

Помочь правильно понять возникшее чувство превосходства может только духовный пастырь. Сам впавший в прелесть не может распознать проявление гордыни, со стороны виднее.

Очень важно на протяжении всего жизненного пути культивировать эти две добродетели, особенно по достижении неимоверных высот. Когда верующий преуспел на этом пути, ему может показаться, что он уже неуязвим для сетей гордыни, хотя это далеко не так. Ведь эгоизм является верным спутником всей земной жизни, его проявления атакуют именно в тот момент, когда дух успокаивается, и бдительность ослабевает.

Как Священное Писание учит смирению (на примере библейских историй)

Священное Писание содержит множество примеров смирения Господа Иисуса Христа, святых апостолов и старцев. Их жизнь, наполненная постоянными противостояниями искушениям дьявола, является эталоном этой добродетели.

Самым ярким уроком от Спасителя было омовение ног апостолов. Омывая им ноги, Он выражал несоизмеримую любовь к человечеству тем, что хотел донести до людей всю важность смирения для достижения Царствия Божьего. Этим действием, несмотря на то, что Бог Отец отдал Ему всю Власть, Он на собственном примере показал, каким смирение должно быть. Омывать ноги считалось обязанностью слуги.

Проделывая это, Он не отвернулся даже от Иуды, зная о его предательстве. Он хотел довести его до раскаяния и тем самым спасти его. Подтверждая этим Свои наставления любить врагов своих и творить благо ненавидящим.

Каждый человек, не имеющий смирения в сердце, считает свое положение в обществе выше других. Он всегда будет искать почетное и удобное место поближе к имеющим власть.

Однажды Иисус, будучи приглашенным на пир и увидев, что все стараются занять самое почетное место, сказал, что не стоит занимать почетное место. Ведь хозяин может пригласить более почетного гостя, и когда он укажет тебе место пониже, чтобы уступить лучшее этому гостю, то занявшему не свое место станет неловко. И наоборот, если занять худшее место, то хозяин, посчитав тебя более достойным гостем, укажет место почетнее, оказав честь в присутствии всех.

Следующее поучение Иисуса обращено к тем, кто всегда хвалит себя, а других презирает. Эта притча — о мытаре и фарисее.

Фарисей в молитве благодарил Бога, что он лучше других — не вор, не мошенник, не как стоящий рядом сборщик налогов. Вспоминал, что он исполняет все предписания и заповеди. В то время мытарь стоял вдалеке, бил себя в грудь и молил Бога о милости к себе, грешнику. Иисус в конце сказал, что мытарь получил прощение, а не фарисей.

Смирение требует огромных духовных сил от человека. Вершин этого таинства могут достигнуть только гиганты духа.

Видео

В этом видеоролике рассказывается, как гордость раздувает самомнение, что в конечном итоге делает гордого посмешищем в разных ситуациях.

Есть смирение показное, а есть — сердечное; в чем разница, можно узнать из этого видеоролика.

О кротости и смирении

(34 голоса: 4.5 из 5)

Наставления из проповедей архиепископа Серафима

Смирение является самым главным средством, при помощи коего мы можем совершить дело своего спасения.

Смирение не есть одна из добродетелей, а есть целое христианское миросозерцание, начало новозаветной христианской жизни и самая эта жизнь.

Вот почему преподобный Макарий Египетский в своих дивных творениях говорит, что смирение есть признак христианства, или, что то же, критерий, по которому можно определить христиане ли мы, или язычники; есть ли в нас благодать или нет ее; с Богом ли мы, или без Бога; счастливы ли мы или несчастны.

Без смирения все добродетели не имеют для нас никакого спасительного значения.

Да и как может быть иначе, когда сама благодать – главное средство нашего спасения, даруется нам от Бога только за смирение.

Смирение есть направление всей христианской жизни нашей, или ее основа. За смирение Господь дает нам благодать. А благодать дает нам силу неуклонно соблюдать Божественные заповеди. Исполнение же заповедей делает нас участниками Христовой радости и здесь, и в будущей жизни. Если в нас будет смирение, то все христианские добродетели будут присущи нам, ибо смирение есть их основа.

Ради смирения и кротости благодать сохранит нас от всех козней вражиих, превратит все скорби в радости, навеки соединит нас со Христом, и мы еще в земной нашей жизни будем испытывать несказанную небесную радость этого единения с Богом.

Пусть смирение будет для нас самою первою и основною добродетелью. Если оно будет у нас, то мы приобретем дивную кротость с ее высшею любовью к бедным. Ибо только за смирение Господь дает нам Свою благодать, которая одна только может дать нам силу любить своих оскорбителей.

Спасительно нам вспомнить, что апостол Павел, говоря в своем Первом послании к коринфянам о любви, как о высшем даре Св. Духа, не разумеет под нею благотворительность, и даже раздача всего нашего имущества бедным. И это понятно. Ведь и чревоугодники, и пияници, и блудницы, и гордецы, и тщеславные люди нередко предаются благотворительности. Благотворительность есть только подготовительная ступень к приобретению дара совершенной любви, но не самая эта любовь.

Что же под нею надо разуметь? Св. отцы учат, что под совершенною любовью надо разуметь кротость или кроткое перенесение обид со стороны наших ближних. Господь требует от нас всегда истинной любви к нашим врагам (Матф. 5:44), к нашим обидчикам. Господь хочет, чтобы мы от всего сердца прощали их.

Кротость прежде всего выражается в молчании наших уст во время оскорблений. А разве отвечать на оскорбление кротостью не есть великое чудо? Вот почему преп. Иоанн Кассиан в своих дивных творениях говорит, что кротость, или кроткий человек, есть чудо из чудес. Кротость есть наше совершенство. Больше всего мы должны стремиться к приобретению высшего дара Св. Духа – т.е. совершенной христианской любви и кротости.

Господь прежде всего требует от нас для соединения с Ним кротости, когда говорит: Приiдите ко Мне… и научитеся отъ Мене, яко кротокъ есмь и смиренъ сердцемъ: и обрящете покой душамъ вашымъ (Матф. 11:28-29). Сей покой есть ничто иное, как блаженство Небесного Царства Христова. Ясно, что без кротости мы никогда не приидем ко Христу, не соединимся с Ним и поэтому будем не блаженными, а самыми несчастными людьми.

Только кроткий находится под особенным покровительством Божиим. А это покровительство есть источник всех неизреченных к нам милостей Божиих, всякого нашего счастья и блаженства временного и вечного.

Отсюда понятно, почему св. отцы говорят: “Не ищи чудес, а ищи кроткого человека, который есть чудо из чудес.”

Поэтому, будем искать этой кротости, и прежде всего к ней стремиться. Для этого мы должны знать что такое кротость? Кротость есть младенческое незлобие, и не только младенческое, но и ангельское, и не только ангельское, но и Божественное. Самым отличительным и существенным свойством святых была именно кротость.

Эту кротость имел преп. Серафим Саровский. Когда в Саровском лесу напали на него три разбойника, то он бросил на землю бывший в его руках топор, скрестил руки на груди, и кротко сказал им: “Делайте со мною что вам угодно”. Разбойники почти до смерти избили святого старца его-же собственным топором. А когда этих разбойников изобличили в преступлении и предали суду, то св. Серафим ходатайствовал перед властями об освобождении их от наказания. Этого мало. Разбойников по ходатайству преп. Серафима освободили из тюрьмы. Они пришли к угоднику Божиему просить у него прощения, и он от всего сердца, как родной отец, простил их.

Эту кротость имел святитель Тихон Задонский. Когда один гордый и злобный помещик ударил его по лицу, то святитель Тихон упал к ногам помещика и просил у него прощения.

Во всей полноте и совершенстве имел эту дивную кротость Спаситель наш. Когда Его били по голове и терновому венцу тростью, когда плевали Ему в лицо, Господь не отклонял головы Своей, Он кротко и молча смотрел на Своих мучителей. Когда же начали распинать Господа, Он молился за Своих палачей.

Вот к какой благодати, к какому высшему и дивному ея проявлению в нас, мы должны стремиться всем сердцем своим. Если мы достигнем сей кротости, мы достигнем блаженства Небесного Христова Царства.

Церковное предание повествует, что св. патриарх Иоанн Александрийский Милостивый и св. Григорий Палама, архиепископ Фесалонийский, особенную любовь свою оказывали тем, которые их оскорбляли. К ним надо причислить и великого Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Он считал своих обидчиков великими своими благодетелями. Советовал о. Амвросий так относиться к людями другим, говоря, что оскорбляющие нас своими оскорблениями как щеткой очищают нашу душу от всех ее нечистот.

Долгие годы о. Иоанн Кронштадтский смиренно переносил страшные хуления и клеветы на него от своего помощника, протоиерея и ключаря Андреевского Собора. Он мог бы попросить Св. Синод, в котором был в то время к тому же членом, перевести от него на другое место о. ключаря. Но о. Иоанн на него никому не жаловался и молчал. Когда о. Иоанн смертельно заболел, то в своем тяжком недуге он метался и все просил, то посадить его в кресло, то положить на постель. О. ключарь пришел в чувство раскаяния. Совесть сильно заговорила в нем. Он пошел попросить прощения у о. Иоанна и проститься с ним. О. Иоанн в тот момент сидел в кресле и был в полузабытии. Когда ему сказали что пришел о. ключарь, то о. Иоанн собрал последние в себе силы, встал, подошел к о. ключарю, поклонился ему и поцеловал ему руку. Это великое смирение так подействовало на о. ключаря, что он залился слезами и бросился в ноги о. Иоанну. С этого времени он стал проповедывать, что о. Иоанн величайший угодник Божий и что таких праведников не было в Православной Церкви с самых первых веков христианства.

На святых во всей полноте осуществились слова Господа: На кого воззрю? Токмо на кроткого и молчаливого и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). Для чего Господь говоря здесь о кротости, говорит и о молчании? Для того, чтобы показать, что в молчании должна выражаться наша кротость.

Но можно устами молчать, а в сердце иметь страшную злобу и ненависть против обижающих нас. Ему угодно, чтобы во время молчания молчало и сердце наше.

Поэтому пусть молчание Христа на суде будет для нас в данном случае постоянным примером и слова в сем Евангелии: Иисусъ же молчаше (Матф. 26:63) да будут главным и основным руководством в нашей духовной жизни.

Будем всегда помнить о увещании преп. Серафима Саровского одному иноку в словах: “Молчи, молчи, безпрестанно молчи.” Разумеется и устами, и сердцем во время оскорблений для достижения кротости или совершенной любви.

Могут сказать: как приобрести эту кротость, эту совершенную любовь, когда мы так слабы, так немощны и своими силами ничего доброго сделать не можем? Да, мы немощны и слабы, но всесильна в нас благодать Св. Духа, которая и невозможное делает возможным и достижимым.

Поэтому Господь не от некоторых, а от всех людей без исключения требует нашего уподобления Самому Богу по совершенству, когда говорит: Будите убо вы совершени, якоже Отецъ вашъ Небесный совершенъ есть (Мат. 5:48). И Будите убо милосерди, якоже и Отецъ вашъ Небесный милосердъ есть.

Будем стремиться к приобретению кротости или совершенной любви, этой вершины всех христианских добродетелей.

Но вершины горы нельзя достигнуть не пройдя всей горы. Поэтому будем стремиться к стяжанию всех добродетелей и прежде всего к приобретению их основы – христианского смирения.

Иметь смирение в смысле сознания своей греховности не трудно. Легко нам смиряться и перед Богом, сознавая все свои немощи и все свое ничтожество. Но очень трудно нам смиряться пред нашими ближними. Этому препятствует сознание нашего будто превосходства перед ними, ибо мы считаем себя лучше других даже в том случае, когда имеем очень большие недостатки. Эти недостатки мы всегда оправдываем, всегда себя обеляем. Зато редко, когда мы извиняем недостатки своих ближних. Почти всегда мы их обвиняем и осуждаем даже за такие грехи, которые в их жизни не существуют и которые существуют только в нашем греховном, гордом воображении.

Будем смиряться перед своими ближними до рабского угождения им не из-за страха, а по любви к ним, как заповедал нам Господь на Тайной Своей вечери (Иоан. 13:14-15). А для этого не будем считать себя выше и лучше других по своему нравственному состоянию. Будем обращать внимание своего сердца и ума только на свои собственные грехи, а не на грехи своих ближних.

Ибо любовь выражается в том, чтобы мы взаимно и снисходительно участвовали в несении тягостей, т.е. недостатков наших ближних.

Блаженный Августин говорит: “Ничто не делает нас так высокими в очах Божиих, как наше снисходительное отношение к недостаткам наших ближних.”

К сожалению в наших взаимных отношениях наблюдается совершенно обратное явление: не любовь друг к другу, а жестокость; не снисходительное, а осудительное отношение к недостаткам ближних. Это осуждение является самою излюбленною темою наших бесед, при чем нередко сопровождается клеветою и чувством злорадства.

Как бы следовало нам всегда помнить великого пастыря земли русской, о. Иоанна Кронштадтского. Однажды при нем кто-то очень поносил известного о. Иоанну человека: “Правда ли, что все это было?” – спросил великий пастырь своего собеседника. – “Правда”, ответил тот. – “В таком случае, сказал о. Иоанн, не будем говорить о грехах своих ближних. У нас своих грехов довольно. И если сравнить наши грехи с грехами тех, которых мы осуждаем, то может быть греховность наша собственная превзойдет их греховность.”

Так же чутко и бережно относился к душе своего ближнего и великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий. В бытность мою в Оптиной пустыни в 1910 году одна из самых преданных и любимых учениц сего великого старца, монахиня Мария, мне говорила, что из всех угодников Божиих самыми великими являются по преимуществу три: Николай угодник, св. Серафим Саровский и о. Амвросий Оптинский. На мой вопрос, почему к самым великим святым причисляет только поименованных ею, монахиня ответила: “Потому, что они отличались самою великою любовью к ближним, которая проявлялась в их снисходительном отношении к недостаткам людей.”

Такою снисходительностью отличался и друг святого Серафима Саровского Антоний, архиепископ Воронежский, По долгу своего архипастырского служения, ему приходилось обличать пороки ближних своих, к нему приходящих. Но он так обличал, что обличаемый сразу не чувствовал этого обличения и думал, что дело касается совсем не его, а каких-то других лиц. И только после, слово праведного и прозорливого святителя, как растворенное благодатной солью являло свою божественную силу, и обличаемый архиепископом Антонием убеждался, что хотя свою обличительную речь Владыка начинал издалека, но она касалась лично его недостатков. Часто свое назидательное наставление святитель сопровождал извинением: “Может быть – говорил он обличаемому, – я Вас огорчил, обидел своими словами, поэтому прошу Вас, ради Христа, простить меня.”

Но в особенности таким снисходительным отношением к недостаткам ближних отличался преп. Серафим Саровский. Какую великую любовь проявлял он к людям, явствует из его обращения к приходившим к нему, как к дерзновенному молитвеннику и утешителю в скорбях. Он грешным людям кланялся до земли, нередко целовал даже руки у мирян и называл их своею радостью.

Даже к явно порочным людям преп. Серафим относился с изумительною по снисхождению любовью, и других увещевал так относиться к людям.

Преп. Серафим в своей любви к ближним был подобен Самому Спасителю, Который не осудил падшей женщины, взятой фарисеями в прелюбодеянии и приведенной к Нему на суд.

Да поможет нам Господь иметь эту великую любовь к ближним, это снисхождение к их недостаткам. Как свидетельствует св. ап. Павел, при достижении сей любви мы будем исполнять весь закон Христов, все Его спасительные заповеди.

Тогда крещенская благодать Св. Духа воссияет на нас своим божественным светом. Тогда исполнятся над нами слова чудной церковной песни: Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся (срв. Гал. 3:27) и крещенская благодать крещения будет для нас одеждою Христовою.

Эта одежда Христова, или благодатный божественный свет, покроет нас от всех нападений демонов, когда наши души, после смерти, будут проходить воздушные мытарства.

Эта одежда Христова, сия крещенская благодать, раскрытая нами исполнением заповедей и скорбями, покроет нас на Страшном суде Христовом. Как брачная одежда, сия благодать введет нас в Небесный чертог нашего Спасителя и будет источником вечной непрестанной радости в Небесном Царстве Господа нашего Иисуса Христа.
Аминь.

 СМИРЕНИЕ И КРОТОСТЬ

Истинное боговедение с богобоязненностью рождают смиренномудрый нрав, а смиренномудрие порождает нрав кроткий, кротость же и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Иисус Христос (Спаситель)

Я кроток и смирен сердцем…

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас, возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим, ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко (Мф.11:28-30).

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5).

Апостол Павел

Плод духа: …кротость, воздержание

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал.5:22-24).

Облекитесь возлюбленные в… смиренномудрие, кротость

Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны. Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью, научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца (Кол.3:12-17).

Святой Антоний Великий

Смирение и кротость возвышают человека от земли на небо

Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо.

Кротость и воздержание суть счастье и благая надежда для душ человеческих.

Святой Макарий Великий

Кротость от смирения, смирение от служения…

Молитва от любви, любовь от радости, радость от кротости, кротость от смирения, смирение от служения, служение от надежды, надежда от веры, вера от послушания, послушание от простоты.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Кротость же и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу

Истинное боговедение с богобоязненностью рождают смиренномудрый нрав, а смиренномудрие порождает нрав кроткий, кротость же и смирение, в нрав обратившиеся, приближают к Богу. Эти две добродетели слияны одна с другой и показывают человека богобоязненного, и по мере смирения и кротости, в какой имеет их богобоязненный человек, явно бывает, сколько близок он к Богу, как, напротив, гордость и гневливость показывают, как далек человек от Бога.

Степень самопознания и боговедения определяется степенью смирения и кротости.

Святитель Василий Великий

Кротость — величайшая из добродетелей

Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам… блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5). Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязуюпщхся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким.

Укротившие свои нравы, освободившиеся от всякой страсти, в чьих душах не поселено никакого мятежа — они называются кроткими.

Благость — основа кротости

За кротостью обыкновенно следует и незлобие, потому что кротость есть матерь незлобия. А в людях истинно кротких, не имеющих тяжелого нрава, не менее сего бывает и благости, потому что благость — основа кротости. Все же это, взаимно срастворенное и совокупленное вместе, производит из себя наилучшую из добродетелей — любовь.

Кроткий тот, кто не изменяется в суждениях о том, что требуется для благоугождения Богу.

Святитель Иоанн Златоуст

Кто желает быть подобным Богу, пусть будет, по силе человеческой, кротким и смиренным.

Преподобный Ефрем Сирин

Блажен человек, в котором есть кротость

Поспешите к кротости, слыша, как она ублажается, слыша, что Духом Святым говорит о ней нелживый Исаия. На ком упокою взор? Глаголет Господь: Токмо на кротком и молчаливом и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2).

Подлинно блажен и трекратно блажен человек, в котором есть кротость. О нем Святой Спаситель и Господь подтверждает сие, говоря: блажени кротцыи: яко тии наследят землю (Мф. 5:5).

Приобретите кротость, потому что кроткий украшен всяким добрым делом. Кроткий, если и обижен, радуется; если и скорбен, благодарит; гневных укрощает любовью; принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен, в подчинении веселится, не уязвляется гордынею, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в тишине; всякому начальству покорен, на всякое дело готов, во всем заслуживает одобрение, все его хвалят. Он прочь от лукавства, далек от лицемерия. Он не служит пронырству, не покоряется зависти, отвращается злоречия, не терпит наушничества, ненавидит порицателей, отвращается наушников. О блаженное богатство — кротость! Она прославляется всеми.

Грешник, если приобретет себе смирение, делается праведником…

Сатана в начале был совершенный дух, но пал от гордости и стал князем геенским. Разбойник был злодей и преисполнен всяким злом, но исповедался в своем смирении и стал наследником Царства. Грешник, если приобретет себе смирение, делается праведником, напротив того, праведник, если предается гордыне, делается грешником.

Преподобный Никодим Святогорец

Смирение, мир сердечный и кротость тесно соединены между собой

Имей постоянную заботу о том, чтоб не допускать сердца своего до смущения и тревог, но всячески напрягайся держать его в мирном и покойном настроении. И Бог, видя, как ты о сем трудишься и подвизаешься, благодатью Своею устроит в душе твоей град мира, и сердце твое сделается тогда домом утешения, как это иносказательно разумеется в следующем изречении псаломском: Иерусалим зиждемый яко град (Пс. 121:3). Того только желает от тебя Бог, чтоб ты всякий раз, как случится тебе встревожиться чем, тотчас восстановлял в себе мир, и мирствовал таким образом во всех делах своих и занятиях. Ведай, что имеешь для сего потребу в терпении. Ибо как не в один день устрояется город, так не думай в один день стяжать и внутренний мир. Ибо и это не что иное есть, как устроение дома для Бога мира и скинии для Всевышнего, да будешь храмом для Него. Ведай также, что Сам Бог есть и Устроитель в тебе сего дома, и без Него тщетен будет всякий о сем труд твой, как написано: аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущий (Пс. 126:1).

Ведай и еще, что главное основание сего сердечного мира есть смирение, и то, чтоб избегать дел, занятий и начинаний тревожных и хлопотливых. Что касается до первого, то кому неизвестно, что смирение, мир сердечный и кротость так тесно соединены между собой, что где есть одно, там есть и другое, кто тих сердцем и кроток, тих и смирен, и наоборот, кто смирен сердцем, тот кроток и мирен. Почему и Господь поставил их в неразрывном союзе, когда сказал: научитеся от Мене, яко кроток семь и смирен сердцем (Мф. 11:29). Относительно же второго видим прообраз в древней истории, именно в том, что Бог хотел, чтобы дом для Него построил не Давид, которому почти всю жизнь пришлось вести брани и быть в тревогах, а сын его Соломон, который, по имени своему, был царем мирным и ни с кем не вел браней.

Если любишь мир сердца, потщись войти в него дверью смирения, другого входа в него, кроме смирения, нет.

Преподобный Петр Дамаскин

Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия

Кротость есть начало смирения, смирение же есть дверь бесстрастия, а чрез бесстрастие неотпадающую и совершенную любовь приобретет познавший свое естество — что он был прежде рождения и что будет по смерти.

Кротость приводит ум к познанию и рассуждению.

Кротость делает то, что человек всегда пребывает одинаковым, и при злополучных и при благополучных делал и мыслях, и не заботится ни о чести, ни о бесчестии, но и приятное и прискорбное принимает с радостью и не смущается…

Преподобный Иоанн Кронштадтский

Будь как можно кроток и смирен, считая себя ниже всех

Быть смиренным значит считать себя достойным за грехи всякого унижения, оскорбления, гонения, побоев, а быть кротким значит в незлобии сердца переносить неправды относительно нас, ругательства и пр. и молиться за врагов своих.

Высоко цени и храни всегда христианскую кротость и незлобие, мир и любовь взаимную, всевозможно подавляя порывы самолюбия, злобы, раздражительности и смущения. Не смущайся и не озлобляйся, когда кто-либо говорит тебе в лицо неправду, или выражает какое-либо несправедливое притязание, или говорит обидные слова, или смело обличает какую-либо в тебе слабость или страсть, несправедливость коих ты по самолюбию не замечаешь. Всегда наперед размысли хладнокровно о том, что говорит тебе противник, и о своих собственных словах и поступках, а если при всем беспристрастном суждении о своих словах и действиях найдешь их справедливыми, то успокойся в совести своей и ни во что вменяй слова противника, умолчав пред ним или спокойно, кротко, в незлобии сердца показав ему его неправду, а если найдешь себя виноватым в том, в чем обличает тебя противник, то, отложив самолюбие и гордость, проси извинения в вине своей и на будущее время постарайся исправиться. Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых зато, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию.

Будь как можно кроток, смирен, прост в обращении со всеми, считая себя нелицемерно ниже всех по душевному состоянию, то есть грешнее и немощнее всех. Из грешных я первый, говори. От гордости происходит напыщенность, холодное без всякой искренности обращение с теми, которые ниже нас или от которых мы не надеемся получить себе пользу.

Преподобный Антоний Оптинский

Молитесь, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости

Кротость и смирение сердца такие добродетели, без которых не только Царствия Небесного наследовать, но ни счастливым быть на земле, ни душевного спокойствия ощутить в себе невозможно, а посему усердно молитесь ко Христу Богу, чтобы Он Сам научил вас смирению и кротости. В чьем сердце возродится смирение и кротость, тот и прочие добродетели найдет для себя не только легкими, но и преисполненными утешения и сладости божественной, и в них обрящет истинный покой души своей!

Преподобный Макарий Оптинский

Господь повелевает научаться смирению и кротости

Когда хочешь получить истинный покой душевный, то послушай Господа, заповедавшего нам: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф.11:29). Видишь, чему более повелевает Господь научаться смирению и кротости, которые только могут нас успокоить, но наука эта не от одного раза и не в один день или год приобретается, но многим временем, понуждением себя и помощью Божиею.

Где смирение, там и покой, а где гордость, там смущение и нестроение. Спасение снискивается смирением, а не гордостью.

Надобно гордости противопоставить смирение

Когда имеем гордое устроение, о себе мнение и зазрение других, попускается нам впадать в страсти бесчестные, а за них, в наказание, и от людей наказание страждем. В чем не должно на них скорбеть и виною их ставить, но себя считать того достойною, а их считать орудием Божиим, наказующим тебя. Когда будешь так себя винить, то умалишь свои страсти, и скорби твои умалятся чрез смирение, Богу на тебя призревшу, а ежели будешь роптать и винить других, то больше умножится и то, и другое. Надобно гордости противопоставить смирение.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *