Кто друг другу крестные?

Близкие, да не родные

Если у родителей в предыдущих или последующих браках рождаются дети, они считаются сводными братьями и сестрами. Муж матери, но не отец ее ребенка — отчим. Жена отца, но ребенку не родная мать — мачеха. Неродной сын мужа или жены при очередном браке своего родителя (родительницы) — пасынок, а неродная дочь — падчерица.

В русском фольклоре о мачехе говорится нелестно: не верили люди, что женщина может любить чужого ребенка, как своего. Не случайно так и растение назвали: мать-и-мачеха. Листья у него сверху гладкие и холодные, а с изнанки — теплые, пушистые. А еще говорят: «Чужая сторона — мачеха».

При усыновлении или удочерении ребенка называли приемышем. Новые родители — названная мать и названный отец — считали девочку названной дочерью, а мальчика — названным сыном.

Близкими, но не родными становились посаженные мать и отец — люди, которых приглашали на свадьбу, чтобы заменить родную мать и родного отца жениха и невесты.

А после того как появлялся в семье новорожденный, ему могла потребоваться мамка, кормилица, — молочная мать. Выкормить — это значило почти породниться с малышом. К детям постарше приставляли дядьку — для ухода и надзора. Такой дядька воспитал кавалерист-девицу Шурочку Азарову в фильме «Гусарская баллада».

Мужчины могли побрататься, обменявшись нательными крестами и троекратно поцеловавшись. Они становились крестовыми братьями. Братание бывало результатом большой дружбы или спасения жизни в бою. Девичья дружба, не связанная родством, тоже закреплялась своеобразным ритуалом: девицы обменивались нательными крестами. Потом подруг так и называли — крестовые, побратимки, названные сестры.

Духовное родство

Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын — крестным братом, а оба крестных по отношению к родителям крестника — кумами: он — кум, она — кума. Кум с кумой брали на себя обязанность заботиться о религиозном воспитании своего крестника и в случае смерти родителей занимали их место. Быть крестным у первого или второго ребенка в семье раньше считалось большой честью.

Выбирали крестных отца и мать из близких людей: родственников или друзей семьи. В крестные матери не звали беременную: считалось, что крестник умрет. Если в семьях раньше умирали новорожденные или малолетние дети, в кумовья брали первого встречного. Предпочтение отдавалось таким крестным, у которых в живых оставалось много крестников.

Неженатый мужчина, которому впервые предстояло стать крестным, выбирал для крещения девочку, незамужняя девушка — мальчика. Считалось, что иначе девушка рискует остаться вековухой, а парень — холостяком. Среди крестьян бытовало поверье, что если девушка или парень, которые приглашались в крестные к первому ребенку, старше родителей крестника, то девушка выйдет замуж за вдовца, а парень — за вдову или женщину старше его. Поэтому, соответственно, старались, чтобы кумовья были младше родителей.

В Петров день (12 июля) кума пекла крестникам пресные пироги с творогом. В прощеный день (последний день перед Великим Постом), по обычаю, кум шел к куме с мыльцем, а она — к нему с пряниками. По канонам православия, крестные не могли вступать в брак друг с другом.

Словарь родственных отношений

БАБУШКА, бабка — мать отца или матери, жена деда.

БРАТ — сын в отношении к другим детям одних родителей.

БРАТ КРЕСТНЫЙ — сын крестного отца.

Брат КРЕСТОВЫЙ, брат по кресту, брат названый — лица, обменявшиеся нательными крестами.

БРАТАН, братаник, братеня, братеник, брательник — двоюродный брат.

БРАТАНИЧ — племянник по брату.

БРАТАНИХА — жена двоюродного брата.

Братанна — дочь брата, племянница по брату.

Брательница — родственница двоюродная или дальняя.

Братова — жена брата.

Братыч — сын брата, племянник по брату.

Вдова — женщина, не вступившая во второй брак после смерти мужа.

Вдовец — мужчина, не вступивший во второй брак после смерти жены.

Великая тетка — сестра деда или бабки (двоюродная бабка).

Великий дядя — брат деда или бабки.

Ветвь — линия родства.

Внук — сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы.

Внучатая двоюродная племянница — внучка двоюродного брата или сестры.

Внучатая племянница — внучка брата или сестры (троюродная племянница).

Внучатный, внучатый — являющийся родственником в третьем колене, троюродный.

Внучатые братья и сестры — троюродные братья и сестры.

Внучатый двоюродный племянник — внук двоюродно — го брата или сестры.

Внучатый племянник — внук брата или сестры.

Внучатый троюродный племянник — внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник).

Внучка, внука — дочь сына или дочери, племянника или племянницы.

Двоюродная бабушка — сестра бабушки или деда.

Двоюродная прабабушка — сестра прабабушки или прадеда.

Двоюродная прапрабабушка — сестра прапрабабушки или прапрадеда.

Двоюродная племянница — дочь двоюродного брата или сестры.

Двоюродная сестра — дочь дяди или тетки.

Двоюродная тетка — двоюродная сестра отца или матери.

Двоюродный — состоящий в родстве во втором колене.

Двоюродный брат — сын дяди или тетки.

Двоюродный дед — брат деда или бабушки.

Двоюродный дядя — двоюродный брат отца или матери.

Двоюродный племянник — сын двоюродного брата или сестры.

Двоюродный прадед — брат прадеда или прабабушки.

Двоюродный прапрадед — брат прапрадеда или прапрабабушки.

Деверь — брат мужа.

Дед (дедушка) — отец отца или матери.

Дед крестный — отец крестного отца.

Дедина, дедка — тетка по дяде.

Дедич — прямой наследник по деду.

Дочь — лицо женского пола по отношению к своим родителям.

Дочь названая — приемыш, воспитанница.

Дщерич — племянник по тетке.

Дщерша — племянница по тетке.

Дядька — человек, ухаживающий за ребенком.

Дядя — брат отца или матери, а также муж тетки.

Единокровные дети (однородные) — дети, рожденные от одного отца (однородного отца), но разных матерей).

Единоутробные дети (одноутробные) — дети, рожденные одной матерью, но от разных отцов.

Единоутробный — рожденный той же матерью, но от другого отца.

Жена — женщина по отношению к мужчине, с которым она состоит в браке.

Женима, женища — невенчанная четвертая жена.

Жених — сговоривший себе невесту.

Золовка, золовища, золова — сестра мужа, иногда жена брата.

Зять — муж дочери, сестры.

Колено — разветвление рода, поколение в родословной.

Крестная мать — участница обряда крещения в роли духовной матери.

Крестник — крестный сын.

Крестница — крестная дочь.

Крестный отец — участник обряда крещения в роли духовного отца.

Кровное родство — происхождение от одних родителей.

Кровный — о родстве в пределах одной семьи.

Кузен — двоюродный брат.

Кузина — двоюродная сестра.

Кум — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной матери.

Кума — крестная мать по отношению к родителям кре — стника и к крестному отцу.

Малая тетка — сестра отца или матери (двоюродная тетка).

Малый дядя — брат отца или матери.

Мать — женщина по отношению к своим детям.

Мать крестная, крестовая — восприемница при обряде крещения.

Восприемники, хранители веры и благочестия – именно такой смысл православная церковь вкладывает в понятие крестных родителей, которые должны быть духовными проводниками и опорой своим крестникам на протяжении всей их жизни.

Кто может быть крестными родителями у ребенка?

Основные правила крещения ребенка, и выбора крестных отца и матери были определены достаточно давно, еще на первом Вселенском соборе. Однако с течением времени некоторые из них изменились или были отменены, что собственно и породило двоякое трактование многих условий, а также возникновения новых, во многих случаях необоснованных.

Считается, что крестными родителями не могут быть близкие родственники, которые и так будут принимать активное участие в судьбе ребенка и любить его. Но церковь данное правило отрицает. Крестными родителями могут быть любые родственники, даже близкие, за исключением родителей, в обязанность которых и так входит забота и воспитание своих детей.

Также существует мнение, достаточно распространенное, что крестной матерью не может быть беременная женщина, так как это может отразиться на ее еще не рожденном ребенке. С точки зрения Православной церкви женщинам в положении не только можно, но и нужно посещать церковь и участие в обряде крещения никакой угрозы для ее малыша не представляет. Но, как отмечают некоторые священники, женщине в интересном положении стоит подумать, перед тем как брать на себя подобные обязательства, ведь не все смогут уделять достаточное внимание крестнику или крестнице с появлением собственного ребенка.

Существует поверье и о запрете быть крестной матерью девушке, которая еще не была замужем, так как это может помещать ей, устроить свою личную жизнь, но это не так. Для крестной матери главным является любовь к ребенку, а также готовность принимать непосредственное участие в его жизни, несмотря на жизненные перипетии, и наличие штампа в паспорте в данной ситуации не играет никакой роли.

Что значит быть крестным?

Вопреки сложившемуся мнению в обязанности крестных родителей не входит преподнесение подарков, их роль значительно шире и глубже. Крестный – это, прежде всего, духовный проводник своего подопечного, который его любит безусловной родительской любовью, не предъявляя никаких требований к материальному благосостоянию его родителей или иным обстоятельствам мирской жизни малыша. Именно любовь, забота, а также готовность всегда оказаться рядом и помочь наравне со своими кровными детьми и является основными наряду с некоторыми обязанностями.

Крестные родители обязаны духовно сопровождать, оберегать и хранить душу ребенка от воздействия потусторонних сил и соблазнов на протяжении всей его жизни с помощью каждодневной молитвы.

Наравне с любовью к Богу духовные родители должны привить своим подопечным основные моральные устои и добродетели, научить самопожертвованию и всепрощению, а также предостеречь от соблазнов, которые зачастую принимают совсем другое обличье.

Именно крестные родители должны стать как для маленького ребенка, так и для взрослого уже человека друзьями и советчиками, которые помогут в трудную минуту, поддержат, дадут совет или просто обнимут и утешат.

Особенности выбора крестных родителей ребенка

Учитывая множество условий и Правил далеко не всякий может стать крестным отцом или матерью ребенка, поэтому к выбору духовных родителей стоит подойти серьезно и с учетом церковных устоев.

  • Во-первых, ни в коем разе нельзя приглашать случайных знакомых на роль духовных родителей ребенка, так как малознакомый человек может оказать негативное влияние на ребенка впоследствии либо со временем исчезнуть из жизни своего крестника, таким образом, оставив его без духовной поддержки и защиты.
  • Во-вторых, не стоит приглашать даже близких друзей или родственников, которые возражают против такого выбора, но конечно не могут отказаться. В этом случае существует большая вероятность, что о самом ребенке крестные реально заботиться и беспокоится, не будут.

Лучше всего взять крестной матерью и крестным отцом для своего ребенка действительно близкого человека, который будет присутствовать в судьбе и маленького мальчика и взрослого умудренного годами мужчины, несмотря на жизненные обстоятельства. Ведь, как правило, с родственниками отношения поддерживают более тесно, чем с лучшими друзьями, с которыми со временем судьба может и развести.

Желательно брать в крестные родственников, которые близки по возрасту родителям или с которыми родителей ребенка связывают помимо родственных отношений, множество положительных эмоций, допустим счастливо проведенное детство и соответственно приятные воспоминания либо иные параллели, естественно с положительным зарядом.

Кто не может быть крестным родителем?

  • В соответствии с устоями православной церкви крестными родителями не могут быть атеисты или иноверцы, которые исповедуют другую веру, так как это будет препятствовать духовному просвещению своего подопечного.
  • Также церковь не рекомендует приглашать крестными родителями девушек и юношей до 14 лет, так как именно до этого возраста они еще сами являются детьми и, следовательно, не смогут взять на себя дополнительные духовные обязанности в том возрасте, когда им самим требуются наставления.
  • Нельзя крестить ребенка также семейной паре или тем людям, которые в будущем планируют создать семью, так как посредством обряда крещения они становятся духовными братьями и сестрами, следовательно, быть парой в глазах церкви они уже не могут.
  • Не могут быть крестными родителями душевнобольные люди, так как они не осознанно относятся к жизни и, соответственно не могут брать на себя обязательства хранить и оберегать хрупкую душу малыша.
  • И конечно не могут быть крестными родителями грешники, которые, по мнению церкви уже ведут неправедный образ жизни. То есть употребляют спиртное в большом количестве или наркотики, оказывающие отрицательное влияние на их душевное состояние.
  • Также не желательно брать в качестве духовных родителей изначально злых либо обозленных под влиянием жизненных неудач людей. Ведь их собственно отношение к жизни уже является доказательством того, что позаботиться о крестнике, а также привить ему основные добродетели они не смогут.

Конечно, родители сами должны определить, кто же сможет позаботиться об их ребенке, но все же стоит помнить, что главным критерием в подборе крестных все же является любовь к ребенку, все остальное второстепенно.

КРЕСТНЫЕ ОТЕЦ и МАТЬ, КУМ и КУМА
восприемники от купели при крещении. В русской народной традиции крестные играли существенную роль в течение всей жизни человека, т. к. духовное родство, в которое вступали восприемники и их крестники в результате крещения, считалось даже сильнее кровного. Пословица: «Духовное родство пуще плотского».
Крестные несут ответственность перед Богом за духовно-нравственное состояние своих крестников. С момента совершения таинства крестные родители становились как бы посредниками между крестниками и миром святых. Их молитвы считались действенными, иногда им придавалась даже большая сила, чем молитвам родной матери.
В духовное родство с крестными (в народной терминологии — кумовство) вступали в результате крещения и родители крещаемого, и ближайшие родственники его. Все они назывались кумами (крещаемые и крестные между собою кумами не назывались).
Лица, связанные духовным родством, не могли вступать между собою в брак. Церковное законодательство после XVII в. значительно сузило круг лиц, связанных брачными запретами. В к. XIX в. официально были запрещены лишь браки между восприемником и матерью крестника и восприемницей и отцом крестницы. Народная же традиция существенно расширяла круг лиц, на которых распространялось духовное родство и соответственно брачные запреты. Браки запрещались не только между крестными родителями и крестниками, но и между кумовьями. Запреты распространялись и на второе поколение. Интимные связи между духовными родственниками считались в крестьянской среде кровосмешением. «Ведь кум с кумою стояли у общей купели перед Богом, поручались за младенца и отрекались за него от сатаны, а заместо того они сами идут в лапы сатаны и младенца туда тащат, прямое дело, что грех непрощеный, потому как оскверняет невинного младенца» (Ярославская губ.).
Кумовство как система взаимоотношений включало определенные нормы поведения. По отзывам, поступавшим из разных мест, среди лиц, связанных духовным родством, «замечается большая сдержанность и уважение». Обязательной считалась взаимопомощь. Между покумившимися семьями не должно было быть ссор; они рассматривались как великий грех. Детей воспитывали в духе особого уважения к крестным родителям. По глубокому убеждению русских людей, «грех непростительный обидеть крестных. Бог счастья не даст».
По обычаю кумовья посещали друг друга в большие праздники, прежде всего на Пасху. В этот день крестные обязательно одаривали своих крестников крашеными яичками, а родители крестников в свою очередь несли подарки крестным. Крестные родители были непременными участниками всех праздников в доме своих крестников. Кроме того, было принято угощать кума и куму, когда бы они ни пришли.
Особая роль отводилась крестным на свадьбе крестников. С ними советовались перед вступлением в брак. Они благословляли жениха и невесту вслед за родителями и выполняли роль посаженых отца и матери. В случае отсутствия родителей крестные их заменяли. Когда невеста-сирота ехала на кладбище просить благословения у умерших родителей, ее сопровождал крестный. Нередко они выполняли в свадебном обряде почетные функции свахи, тысяцкого. Крестные, как и родители, благословляли при отправлении на военную службу или в дальние поездки.
По установившейся у русских традиции, крестная мать приносила на крещение кусок белой материи, на который клали после купели, — «риски», или «приём». Крестный отец платил за совершение таинства и дарил нательный крест — символ веры и защиту от нечисти. Постоянное ношение креста для русского человека было обязательным и естественным. Отсутствие его заставляло считать, что над данным человеком не было совершено таинство крещения, т. е. он не принадлежит к православной вере.
Т. А. ЛистоваИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

Что значит слово кума?

Кум (кума́) — крёстные родители одного крестника (крестницы) по отношению друг к другу и по отношению к родителям крестника (крестницы).

Кто такая кума родственники?

Соответственно кума – это крестная мать ребенка по отношению к его родителям и крестному отцу крестника. Ну а обе женщины (фактическая и крестная матери) теперь друг друга могут называть «кума», равно как и вы может делать по отношению к ним то же самое.30 авг. 2019 г.

Кто друг другу крестный и крестная?

Кум и кума — крестные отец и мать по отношению к родителям крестника и друг к другу Крестная мать – духовная мать Крестный отец – духовный отец Крестник – крестный сын7 авг. 2013 г.

Кем приходятся родители крестным родителям?

Кумой она стала, когда покрестила ребенка. Кумой для Вас и для крестной мамы. Крестные и кровные родители ребенка приходятся друг другу кумовьями. Кумовья — это, в первую очередь, крестные родители по отношению к родителям крестника, а также по отношению друг к другу.22 сент. 2008 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *