Кто крестил русь

Крещение Руси

Крещение Владимира. Фреска В.М. Васнецова, Владимирский собор в КиевеКрещение Владимира. Фреска В.М. Васнецова, Владимирский собор в КиевеКрещение Руси

Крещение Руси — процесс принятия и распространения христианства в Великом Княжестве Русском, Киевской Руси.

Ключевое событие — массовое крещение в 988 году жителей Киева, а впоследствии и других городов государства князем Владимиром I Святославичем, в результате чего христианство стало ведущей религией на Руси.

Утверждение христианства на Руси — длительный сложный процесс, которыый растянулся во времени на много веков, пройдя несколько важных стадий: спонтанного проникновения христианских идей и ценностей в языческую среду, борьбы христианства и других мировых религий за сферы влияния, провозглашения христианства государственной религией Киевской Руси, противостояния языческого общества новой идеологии.

Первой правительницей Руси, официально принявшей христианство, стала вдова князя Игоря, княгиня Ольга. Во время ее пребывания в 957 г. в Константинополе было приложено немало усилий, чтобы добыть высший государственный титул «дочери» императора, для чего Ольга частно (скорее всего — в Киеве, в 955 г.) принимает крещение. В своейм свите Ольга имела пресвитера Григория, о чем подробно повествует Константин Багрянородный. По возвращении из Константинополя княгиня начинает проводить линию на ограничение влияния язычества в государстве, разрушив «требища бесовские» и построив деревянную церковь святой Софии. Однако меры Ольги не дали желаемых результатов.

Во-первых, не получив политических преимуществ от Византии, она повернула свой взгляд на Запад, пригласив священнослужителей из немецкого королевства. По свидетельству немецких хронистов, послы княгини Ольги в 959 г. «просили посвятить для сего народа епископа и священников». В ответ было прислано на Русь посольство во главе с епископом Адальбертом. Однако уже в 962 г. он вернулся ни с чем.

Во-вторых, попытки сохранить собственную самобытность между Западом и Востоком приводили к тому, что в киево-русском обществе периодически происходила реставрация язычества. Деятельность Ольги не находила поддержки и понимания в ее ближайшем окружении. Даже сын Святослав, несмотря на уговоры матери, отказывается от принятия христианства, но его сыновья Ярополк и Олег, вероятно, уже были христианами.

Продолжить дело своей бабушки — крестить Киевскую Русь и провозгласить христианство государственной религией — смог лишь князь Владимир Великий. Придя к власти с помощью варяжской дружины и языческой элиты, Владимир ради их интересов ввел языческий пантеон богов. На месте старого капища, где стоял идол Перуна, появляются шесть разноплеменных богов — Перун, Даждьбог, Хорс, Стрибог, Симаргла, Мокош. Но чуть позже Владимир, убедившись, что для укрепления государства и его престижа нужна новая вера, решил принять христианство и окрестить весь свой народ.

Крещение состоялось во времена ослабления внутриполитического положения в Византийской империи. Во второй половине 80-х гг Х в. начинается крайне опасное антиправительственное восстание на Востоке империи, возглавляемое Вардой Фокой и поддержанное населением Таврии. Затруднительное положение, в котором оказался император Византии, заставило его обратиться к Киеву с просьбой о военной помощи. Условия, по которым Киев соглашался помочь Византии, продиктовал Владимир. За ними киевский князь обязывался помочь императору подавить восстание, а за это тот должен отдать за Владимира свою сестру Анну и способствовать крещению населения Киевского государства. При этом Владимир сначала получил отказ, и только захват византийской колонии Херсонес (Корсунь) заставил Византию заключить эту сделку.

Войско Владимира разгромило мятежников в Византии, а летом 988 г. великий князь Владимир Святославович был крещен в церкви св. Иакова в Херсонесе и женился на Анне. В конце лета он со своей новой женой вернулся в Киев и приказал всем принять новую веру. Крещение киевлян, по летописи, происходило на р. Почайне, притоке Днепра.

По преданию, Владимир в первый после крещения день приказал сбрасывать идолов, рубить и жечь. Статую Перуна привязали к хвосту коня и тащили к Днепру — двенадцать человек били его железом. Бросили фигуру в реку и князь приказал: «Как где пристанет, отбивайте его от берега, только когда перейдет пороги — тогда оставьте его». И Перун поплыл Днепром и задержался далеко за порогами, в месте, которое называлось позднее Перунова галька. На местах, где стояли идолы богов, построили христианские церкви или божницы, как их порой называли.

После официального крещения киевлян в 988 г. христианство становится государственной религией Киевской Руси. Христианизация Руси шла постепенно по водным путям, сначала его приняли большие поселения, позднее провинция. Не везде этот процесс происходил без сопротивления, как в Киеве. Главное сопротивление оказали служители языческого культа — «волхвы», влияние которых на южных землях Руси было незначительным. Зато на севере в Новгороде, Суздале, Белоозерье они подстрекали население к открытым выступлениям против христианских священников. Еще долго сосуществовали между собой некоторые элементы языческой веры, преимущественно обрядов, с христианством (т.н. двоеверие).

Для нормирования церковной жизни в своем государстве Владимир издал Устав, назначив десятину на содержание церкви, и определил права духовенства. Таким образом Владимир пытался дать структурное оформление новой религии, вроде византийского. Во главе церкви стоял киевский митрополит. В крупных городах находились епископы, которые решали все церковные дела своих епархий. Митрополиты и епископы владели землями, селами и городами. Церковь имела собственные войско, суд и законодательство. Первым митрополитом, о котором существует упоминание в письменных источниках, был грек Теотемпт.

С принятием христианства на Руси распространилась письменность. Владимир закладывал школы, строил церкви сначала в Киеве, а впоследствии и в других городах.

Кто первым на Руси принял христианство ?

Кто первым на Руси принял христианство ?

Княгиня Ольга первой на Руси приняла христианство и начала строить в Киеве храмы. Ее дело продолжил внук Ольги – киевский князь Владимир, которого в былинах называют «Красным Солнышком» (при нем и состоялось в 988 году Крещение Руси).
Ольга была первой в русской истории женщиной, которая правила государством.

Также вам будет интересно: Как получить отверстие в стене без шума?

Родилась Ольга, вероятно, около 890 году, когда она ещё совсем юной вышла замуж за князя Игоря. Много позже у них родился сын Святослав.
В 945 году, во время сбора дани, киевский князь Игорь был зверски убит древлянами. Оставшись с
малолетним сыном, Ольга взяла на себя управление государством.

Прежде всего Ольга жестоко отомстила за смерть мужа: она сожгла главный город древлян Искоротень, установила в их землях тяжёлые повинности, казнила непокорных.
Вся её дальнейшая деятельность была направлена на упрочение власти киевских князей. Даже после того, как Святослав вырос, Ольга без устали занималась государственными делами, ибо воинственный сын большую часть времени проводил в походах.
Летопись называет Ольгу » мудрейши всех человек» и рассказывает о неустанных заботах княгини по «устранению земли».
Действительно, во время поездок по Руси Ольга провела финансово — административную реформу, установила размеры дани, разделила земли на определённые административные единицы — погосты, во главе которых поставила особых княжеских уполномоченных.
Примерно в 955 году Ольга одной из первых на Руси приняла христианство и в крещении получила имя Елены. Она уговаривала креститься и своего сына Святослава, но тот отказался, боясь, что дружин будет над ним смеяться. Крещение Руси произошло лишь при внуке Ольги — князе Владимире.
Княгиня принимала деятельное участие в международной жизни: обменивалась послами с германским императором Оттоном1, в 957 году посетила Византию. По преданию, византийский император Константин Баргрянордный с честью принял Ольгу в своём дворце и был на столько поражён её умом и красотой, что даже хотел на ней жениться, но княгине хитростью удалось отклонить его предложение
Ольга прожила очень долго и оставила о себе самую добрую память. Умерла эта замечательная Русская женщина в 969 году.
Русская православная церковь причислила Ольгу к лику святых

Из какой страны на русь пришло христианство?

Христианство на Русь пришло из Греции (Византийской империи).Официально считается, что князь Владимир крестил Русь в 988 году.*Русская православная церковь в 1988 году отметила 1000-летие Крещения на Руси. Не смотря на то, что в СССР ещё была сильная атеистическая идеология, поскольку это событие имело и международное значение, власти пошли церкви на послабления и даже вернули некоторые монастыри и храмы. Например, Динилов монастырь, который стал центром событий. А в настоящее время используется в качестве резиденции патриарха. Там же находится здание Отдела Внешних Церковных Связей*.История такая. Князь Владимир мечтал ни много ни мало — покорить Византийскую империю. Как это можно сделать? Либо завоеваниями, либо женившись на дочери императора Византийской империи. Он пошел к своей цели двумя путями: захватил в Крыму Корсунь (греческий Херсонес) в 988 году и потребовал в жены дочь императора, пригрозив, что возьмет Царьград (Константинополь). Посовещавшись, греки решили отдать за него Анну, но при этом сказали: «Не пристало христианам отдавать жен за язычников». Таким образом в Херсонесе (там сейчас стоит Владимирский храм) крестился сам Владимир. А чуть позже уже в Киеве в речке Почайне он крестил своих близких, ближайшее окружение и жителей города, сказав: «кто не придет на реку, будет мне враг» (*Почайна была притоком Днепра, куда выходит улица Хрещатик, в настоящее время её поглотил Днепр*).Крестившись, Владимир отпустил всех своих жён и наложниц. Но греки его немного обманули, так как Анна оказалась не дочерью императора (т.е. она была дочерью умершего императора).Следует также вспомнить, что на Руси христианство существовало и до Владимира. Так его бабушка княгиня Ольга крестилась в 957 году в Константинополе.Миссионеры приходили на Русь, начиная с 1-го века. На 1-м Вселенском Соборе в Никее (325 г.) уже упоминается эпископ Скифии. С просветительской миссей (860-861) в Хазарию ездил Кирилл, уже имея на руках переведенные с греческого святые писания, и он также общался со славянами, многие из которых были в вассальской зависимости от Хазарии. В 860 г. было нападение руссов, под предводительством Аскольда и Дира, которые княжили в Киеве, на Константинополь. Они практически опустошили город. Но тут вышел патриарх Фотий с величайшей реликвией — Ризой Пресвятой Богородицы, опустил ее в воду, и в Босфоре поднялся шторм, который разметал в щепки флот славян. Примечателен тот факт, что потерпевшие поражение Аскольд и Дир крестились в Константинополе. После этого факта был направлен на Русь епископ Константин Багрянородный и произошло первое крещение Руси (867 г.). Это крещение в истории называют «Фотиевское крещение». Но первые князья-христиане были убиты язычником князем Олегом («Вещим»), который был регентом при малолетнем сыне Рюрика Игоре. А Аскольд и Дир Рюриковичами не были.При Игоре (княжил с 912-945) христианство на Руси уже было достаточно распространено. Многие из его дружины были христианами и открыто совершали богослужения. После убийства Игоря древлянами, куда он отправился за данью без авторитетных воевод, княжила его жена Ольга (945 — 960). В 967 году она приняла крещение, чему могли способствовать антихазарские (антииудейские) настроения, основанные на зависимости Руси от Хазарии, и на антогонизме христианста и иудаизма.

Причины крещения Руси


Крещение – это одно из знаменательных событий в истории Киевской Руси. Оно навсегда изменило ход дальнейших событий и определило вектор развития государства, находящегося на этих землях. Ситуация в стране, предшествовавшая Крещению, способствовала выбору Владимира Великого в пользу христианства, а также ускорила события 988 года.

Ситуация в стране

Чтобы понять основные причины введения христианства на Руси, нужно изучить ситуацию в стране на тот момент. Религиозные верования и социально-политическая ситуация в государстве значительно ускорили внедрения единой религии и повлияли на выбор Владимира в пользу православия.

Религия дохристианской Руси

До 988 года в стране не было единой религии. Имело место язычество, со своим пантеоном богов. Такая вера называлась ведической. Важно понимать, что, как и во многих других языческих религиях, в Киевской Руси каждый бог имел свое определенное место в иерархии. Иначе говоря, выполнял конкретные функции и почитался в зависимости от важности его деяний. Среди наиболее почитаемых богов выделяют богов-создателей: Род, Сварог, Лада. Однако учитывая тот факт, что племена, живущие на территории Киевской Руси, поклонялись одному определенному богу из этого пантеона, этот языческий политеизм разобщал население.
Стоит отметить, что христианство еще до 988 года, медленно, но непрерывно входило в жизнь населения. По преданию, оно проповедовалось еще апостолом Андреем Первозванным – учеником Иисуса. Он добрался до Киева и Новгорода по Днепру, обращая язычников в христианскую веру. Несмотря на то, что это легенда возникла только ХІІ столетие, христианизация Руси проводилась еще во время правления киевских князей Аскольда и Дира.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга во время своего посещения Византии. При ней начали строиться первые киевские храмы. Считается, что она настаивала на крещении своего сына Святослава. Однако следующим крестился только ее внук Владимир «Красное Солнышко».
Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян и разрушая православные храмы, воздвигнутые в период правления его бабушки Ольги. Племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям. В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новой общественно-экономической формации.

Социально-политическая ситуация

Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население.

Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году.
Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Причины введения единой религии

Можно выделить несколько основных причин отказа от язычества на Руси в пользу одной из мировых религий.
1. Сплочение народа Руси. Как уже было сказано, духовная разобщенность Киевской Руси не соответствовала государственным потребностям державы. Была крайне необходима общая духовная основа для славян, угро-финнов, руссов и прочих. Попытка Владимира объединить все племена, установив культ бога Перуна на всей территории государства, не увенчалась успехом. Люди продолжали поклоняться тем богам, которые импонировали их роду деятельности, например, гончары – Сварогу, моряки – Стрибогу, земледельцы – Ярилу. Принятие христианства дало возможность народу Руси объединиться вокруг единого бога и единой веры.
2. Укрепление княжеской власти. С появлением христианства власть князя укрепилась. К этому и стремился Владимир. Выбранная им вера утверждала, что подчинение князю должно быть беспрекословным. Греческое христианство подчеркивало важность власти императора, а в Византии активно практиковалось подчинение ему духовенства. Этот факт и послужил причиной отказа киевского князя от язычества, ярым приверженцем которого он являлся долгие годы. Становление государства по Византийскому образцу поспособствовало установлению тесных связей между духовенством и светской властью.
3. Укрепление международных отношений. В связи с тем, что многие соседние государства уже приняли одну из мировых религий, Киевская Русь позиционировалась как варварская отсталая держава. Чтобы иметь возможность быть на равных с другими славянскими князьями, а также императорами Византии, Владимиру пришлось самому принять крещение, а также крестить своих бояр. Считается, что он это сделал тайно еще до событий 988 года. Христианская вера давала возможность для киевского князя заключать династические браки, а соответственно налаживать более тесные контакты с другими могущественными государствами. Одним из таких браков является союз Владимира и византийской принцессы Анны. Она должна была стать женой киевского князя еще в 987 году, когда Владимир по просьбе византийских братьев-императоров помог придушить восстание в Херсонесе. Однако императоры Василий и Константин не спешили выполнять свои обязательства. Одной из причин их медлительности была языческая вера Великого князя. По преданию, Анна, сестра византийских правителей, узнав о предстоящем браке с варваром, проплакала 8 дней и ночей. Безусловно, это не была основная причина принятия единой религии, но в тандеме с другими мотивами отказ от язычества был неизбежен.

Причины выбора православия

Существует несколько легенд о том, как Владимир решал, какой религии отдать предпочтение. По одной из них он отправлял посланников, чтобы те изучили религии близлежащих государств. По возвращении все они сошлись на том, что православие впечатлило их больше всего пышностью своих храмов и душевным подъемом который они испытали. Отказ же от ислама мотивировался запретом на алкоголь, а от иудейства тем, что народ был разбросан по всему миру и не имел своей страны.
На самом деле принятию греческого христианства способствовали и отношения с Византией, и уже присутствующее на территории Руси православие, и удобство самой религии для светской власти. Есть вероятность, что Владимир даже не рассматривал возможность принятия любой другой религии, ведь культурное влияние Византии на славянские народы было огромно.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *