Кто не ест свинину


Годится ли мясо свиньи в пищу? Некоторые считают что это обычная пища, в которой они находят только доброе, другие же напротив, всячески отговаривают людей есть свиное мясо и сало, считая их «нечистыми» и очень заразными.
Почему мусульманам нельзя есть свинину?
Ответ прост: мусульманское движение зародилось в 6-ом веке от Рождества Христова, вследствие чего оно сумело вместить в себя некоторые из вещей практикуемых как в ортодоксальном иудаизме, так и в христианстве. От иудеев мусульмане позаимствовали запрет на употребление мертвечины, крови и свинины, и остаются верны этим правилам вот уже почти полтора тысячелетия, а от христиан мусульмане взяли некоторое знание о пророке именуемом Иса (подразумевается библейский Мессия и Спаситель мира Иисус Христос).
Почему евреям нельзя есть свинину?
Потому что запрет на свиное мясо проговаривает древняя заповедь. Вот, что сказано в книгах Ветхого Завета: «..только сих не ешьте.. и свиньи, потому что копыта у нее раздвоены, но не жует жвачки: нечиста она для вас; не ешьте мяса их, и к трупам их не прикасайтесь (Втор. 14:8)».

С какой целью Господь, давая народу Израильскому Законы и правила, дал такое строгое повеление? Многие иудейские толкователи, пытаясь вникнуть в суть данного запрета, выдвигают несколько аргументов.
Аргумент первый: свинья нечиста, потому что она всеядна, ест «что попало», в том числе она может съесть и свои собственные фекалии, что повышает риск попадания в ее мясо различных паразитов, и этот факт выделяет ее из многих других животных, подчеркивая ее нечистоплотность.
Ответ: кролики и капибары, также как и голодные свиньи, способны поедать свои собственные экскременты, а кошки и собаки так любимые многими подмываются своим языком, после чего, из чувства благодарности, они могут лизнуть своего хозяина в лицо! Ко всему тому собаки и кошки также способны на поедание своих каловых масс, однако никто не считает их за это «нечистыми» существами и не выгоняет из дому. Кошки, окотившись, съедают плаценты своих новорожденных, могут заодно съесть и мертворожденных котят. Коровы или овцы едят сено тоже не с белой тарелочки, а с грязного пола, на который они тут же ходят в туалет. О чем все это говорит? О том, что желудки животных более выносливы, чем человеческие, и та пища, которая однозначно может повредить человеку, животному не повредит никак.

Аргумент второй: свинья подвержена большому риску быть зараженной паразитами опаснейшей для человека трихинеллы (Trichinella spiralis).
Ответ: это правда, что плотоядные животные, такие как лесные звери: медведи, кабаны, лисы, барсуки и др., в том числе и домашняя свинья, имеют намного больший шанс к заражению данного вида паразитами. Заражение происходит через употребление мяса содержащего личинки трихинелл. Для человека это чревато тем, что данный вид паразитов может поселиться в его собственном организме, поражая мышечную ткань. В худшем случае может пострадать нервная система, мозг и другие важные органы человека, при интенсивном заражении возможен даже летальный исход.

Вообще всех паразитов имеющих способности существовать в мясе диких или домашних животных, а также птиц, насчитывается более 300 видов.
Что делать тем, кто приобрел мясо и не знает, прошло ли оно ветеринарную экспертизу? Для того, чтобы погибли любые личинки, нужно хорошо варить мясо в течении часа (по мнению некоторых сомнительное мясо нужно проварить не менее 2,5 часов в закрытой посуде, а перед засолкой или копчением вымораживать его не менее месяца, именно столько времени нужно, чтобы погибли закапсулированные личинки трихинеллы).

На картинке: Ты слышал?! Это просто смех! Они говорят, что мы с тобой самые грязные и заразные!
Если свинья содержится в домашнем хозяйстве, то не нужно кормить ее непроваренными, т.е. сырыми мясом и внутренностями, ее заражение паразитами в таком случае будет исключено.
Аргумент третий: свинина долго переваривается, что влечет за собой рост раковых клеток в желудке, к тому же в свином мясе мало питательных веществ.
Ответ: свиное мясо в человеческом желудке переваривается приблизительно на час дольше мяса говяжьего или бараньего, но этого времени вполне достаточно, чтобы оно усвоилось организмом, если конечно не съесть его слишком много. Если бы свиное мясо действительно было так вредно, то как тогда объяснить тот факт, что миллионы людей употреблявших его в прошлые века и употребляющих его сегодня чувствуют себя неплохо и живут до преклонных лет?
Древние кельты — предки современных англичан, считали свинью богом, а также пищей богов, конечно же, это было глупо, но здесь ясно одно — свинину они любили, по этой причине регулярно употребляли ее в пищу. Свинину ели и древние греки, этруски, римляне, славяне, китайцы и многие другие. Если бы мясо свиньи было так вредно, как сегодня считают некоторые «ученые», то практически все наши предки употреблявшие в пищу кабанов и свиней были бы слабы, больны и регулярно умирали от рака, но так не было.

Аргумент четвертый: свиной жир также трудно усваивается и переваривается, не подвергается гидролизу и откладывается в тканях как свиной, а не человеческий. Переработка этого жира происходит трудно, поэтому организм в качестве энергетического материала использует глюкозу, которая необходима для обеспечения деятельности мозга, из-за этого человека преследует сильный голод. В свинине содержится повышенное количество жира и холестерина, все это забивает сосуды и образует бляшки. Со временем у человека развиваются сердечные заболевания: гипертония, инфаркт. Кроме этого быстро набирается избыточный вес, возникает одышка.
Ответ: Если это правда, то тогда почему до сих пор миллионы людей употребляющих свинину не превратились в «курдюки» со свиным жиром, но выглядят как обычные люди? Напротив, многие люди дают свиному жиру положительные оценки, как питательному и легко усвояемому, не перегружающему печень.

Например, украинцы считают, что Украина без сала, — то же, что Франция без сыра. Они заявляют, что «пышут» здоровьем благодаря свиному салу и что именно сало является не только вкусной и сытной едой, но и лекарством от многих болезней, отчего дали ему шутливое прозвище «витамин С».


Вернемся к заповедям Божьим
Как нам известно из Священных Писаний, Господь сотворив человека сразу же определил ему быть «вегетарианцем», заповедав принимать в пищу только семена растений и плоды деревьев. Человек был верен тому повелению, и похоже, что ни в чем другом больше не нуждался, потому что на земле до Потопа была обильная растительность. После Всемирного Потопа все стало иначе: изменился климат, сменившись с парникового (Быт. 2:4-6) на переменчивую погоду с холодными зимними периодами. Растительность оскудела, соответственно, по причине всего этого на человеческие организмы увеличилась нагрузка. Также у людей ослаб иммунитет, который способствовал допотопным людям жить по несколько сотен лет. Господь зная все это, и будучи милостив к Своему творению, ставшему таким немощным по причине многих грехопадений, позволил впредь употреблять в пищу не только растения:
«..все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все; только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте (Быт. 9:3-4)».
Заповедь Божья: «все движущееся», разумеется, включала в себя позволение есть и свинину. Иначе Господь дал бы праведному Ною совсем иное повеление, научив его отличать «чистых» животных от «нечистых» не только для жертвоприношения (Быт. 7:2; 8:20), но также и для своего стола.
Впервые заповедь о запрете свиного мяса выходит из уст Моисея по Божьему повелению. Но разве что-то изменилось? Неужели Бог передумал, и люди теперь не могли есть все то, что ели до момента новой заповеди? Наверняка, находясь в Египте, в рабстве, евреи употребляли свинину, потому что никто и никогда им этого не запрещал.
Все дело в том, что Бог, прежде чем ввести евреев в землю обетованную, хотел прежде научить их искать Его, а не чревоугодничать, поэтому дал им в пищу манну — хлеб выпадавший с неба по ночам, подобно росе. Господь знал, как евреи любили мясо, Он испытывал их и увидел, как они начали роптать на Него в пустыне, говоря, что Он вывел их не для того, чтобы спасти, а для того, чтобы уморить их там голодом. Конечно же они не вникли в Его намерения, потому многие из них тогда умерли, объевшись мяса перепелок, которых в большом количестве Господь дал им в ответ на их слезы и непрестанный ропот. При всем этом нам не нужно забывать, что мяса у них было вполне достаточно, потому что из Египта они вывели с собой большое количество скота. Почему же они его не ели? Это было проявлением в них нерассудительной запасливости, возможно, что так они хотели сохранить весь свой скот для земли обетованной.
В древности свинину ели во многих народах, но запретив делать это Своему избранному народу, Господь хотел научить их послушанию и воздержанию, чтобы они не привязывались к данному виду продукта и не делали из него идола как, например, те же древние кельты, или некоторые современные украинцы. Но разве не могли евреи быть послушны Богу, употребляя свиное сало? Похоже, что в те времена не могли, поэтому Господь отделил их от большого разнообразия в пище, от того, чтобы они увлекались многими яствами, через что могли быть поражены пресыщением, и случаи богоотступления могли бы тогда встречаться намного чаще. Но разве невозможно объедаться бараниной, говядиной или курицей? Возможно, но они не так притягательны, как разнообразные блюда из свиного мяса и сала, которых множество.


Можно ли есть свинину христианам?
Прошло время и Мессия, Сын Божий Иисус Христос, пришел на эту землю и дал Своему народу новые Заповеди. Часть народа из евреев уверовали в Него, и Апостолы пошли с благой вестью уже в другие страны. Часть избранного народа Христа не приняли, оставаясь как-бы верными закону Моисееву, но это была лишь кажущаяся верность, потому что практически все заповеди закона Моисеева были привязаны к скинии Завета, а впоследствие — к храму. Иисус — Сын Божий заменил служение храму (Богу посредством храма) служением Ему: «..Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его (Иоан. 2:19)». Многие евреи Ему тогда не поверили, поэтому остались без Христа, а затем и без своего храма, которого у них нет и по сей день. По этой причине законы Моисеевы уже не актуальны, потому что вся привязка веры теперь идет не к храму, а ко Христу и Его Заповедям.
Разрешил ли Иисус есть евреям свинину? Конкретной заповеди на эту тему Господь не давал, но Его ученики — Апостолы кое-что нам разъяснили. Выглядит ситуация примерно так: евреи, уверовавшие в Иисуса Христа от употребления свинины продолжали воздерживаться, но те кому они понесли слово спасения, а это язычники всего мира, прямого запрета на ее употребление не получали. Данная тема освящалась такими словами:
«..мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали, то мы, собравшись, единодушно рассудили.. Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете.. (Деян. 15:24-29)».
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою (1 Тим. 4:1-5)».
Из двух этих мест Писания нам ясно видно, что уверовавших во Христа язычников Апостолы не обременяли соблюдением Закона Моисеева, а соответственно, не запрещали им есть и свинину. Учителя, которые поступали иначе, осуждались, называясь лжесловесниками, которые запрещали употреблять в пищу (читаем: «свинину») то, что Бог сотворил. Ною Бог позволил есть все движущееся (читаем: «свинину»), Моисей запретил, чтобы народ Божий не «заплыл» от свиного жира, коим очень богата свинина. По этой причине, Богом избранный народ мог оставаться «в форме», будучи способным донести слова Божьи до дней Христа, а следовательно и до наших дней.
Здесь возникают новые вопросы: почему же тогда свинья была названа нечистым животным? И если в свинине нет ничего злого, но напротив, — есть множество витаминов и других полезных веществ, так необходимых человеку, то что тогда делает ее «нечистой»? «Нечисто», — в данном контексте, — это формулировка, накладывающая некую печать на предмет, но не делающая этот предмет самой печатью:

«Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (Рим. 14:14)».
Египтяне почитали евреев нечистыми, лишь по одной причине — они были пастухами овец. Разве пастух овец мерзок? Нет, просто так решили считать египтяне. Евреи почитали свинью нечистой лишь по одной причине — начиная с какого-то момента Бог сказал что она нечиста. Бог назвал ее нечистой для конкретного народа и лишь в определенный период времени. Далее, запрещающая формулировка посредством апостольского учения была изменена на позволяющую. Почему? Свиное сало еврею было не особо нужно, так как у него было изобилие других продуктов, но северным народам такое блюдо — большое подспорье, особенно зимой, в морозы. Запретить северянам есть сало — все равно что лишить их пищи вообще, потому что небольшой кусочек сала способен давать согревающий эффект на длительное время, восполняя потребности организма в калориях и питательных веществах.
Кто-то может возмутиться такими словами: «Почему Бог сначала не позволил Адаму есть свиное мясо, затем разрешил Ною, потом запретил его есть через Моисея, а потом опять разрешил через Христа?» А в чем здесь проблема? Он Бог, все творение принадлежит Ему, и Он делает все, что хочет!
Так что же теперь, и евреям живущим на севере можно есть сало? Да! Кто им запрещает? Ведь старый Моисеев Закон упразднен, храма нет и никогда уже не будет, но есть Христос, Который Сам свинину не ел, но и запрета на нее не накладывал. Как же быть с тем, что Иисус пришел для того, чтобы исполнить Закон, а не нарушить Его (Мат. 5:17)? Да, именно это Он и сделал, чтобы исполнив его во всей полноте (до Него этого никто не мог), уже упразднить его, открыв тем самым двери для спасения миллионов язычников, которые с того времени должны были служить уже не храму, а Христу, о чем уже говорилось чуть ранее.
Неужели уверовавшим язычникам тогда вообще все можно? Нет, не все. Бог через Христа дал людям определенные Законы, теперь уже Законы Нового Завета. Относительно пищи теперь есть вот такое конкретное повеление: «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины». Это значит, что уверовавшие язычники могут есть практически все, хоть жареных опарышей, как например делают китайцы, но они не имеют права есть пищу принесенную в жертву идолам (бесам), не могут сознательно есть чью-либо кровь. Сюда входит мясо животных или птиц с которых не слита кровь, также медицинский гематоген и кровяная колбаса. Ко всему тому бывшие язычники не могут есть удавленину, в основном это относится к охотникам. По сути, согласно заповеди, им запрещено есть мертвечину, потому что кровь погибшего животного попавшего в петли, капканы и другие ловушки остается внутри тела животного. Почему Бог в Новом Завете разрешил есть почти все, кроме крови? Об этом говорится в самом начале Библии:
«..только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте; Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его (Быт. 9:4-5)».

Итак, свинину есть можно, но как? Всякий, кто ест чью-то плоть должен помнить, что то существо также как и он сам хотело жить, но его убили ради своего насыщения. Это оправдано, если у человека есть нужда, но если ее нет, то это называется похотью и прихотью.
Непременно, что все «мясоеды», т.е. люди, злоупотребляющие поглощением мяса в больших количествах становятся виновны перед Богом, а потому будут отвечать за это перед Ним на Вечном Суде, как похотливые и прихотливые. Или такие думают, что если Бог поразил прихотливых мясоедов древности только за единократное обжорство (Чис. 11:32-34), то Он будет снисходителен к тем, кто ежедневно объедается чьей-то плотью?
Женщины в мясе практически не нуждаются, так устроены их тела, а мужчинам оно нужно для их мужской силы. Сало больше годится для тех, кто занят тяжелой физической работой или несет на себе другие изматывающие организм нагрузки. Но все это должно быть в определенную меру. Думаю, что в основном, хотя и вкратце, тут уже все сказано, поэтому буду заканчивать. Будьте здравы!

Большинство из православных христиан уверены в том, что исключительно в дни поста нельзя есть мясо, а также скоромную пищу. Однако в действительно все выглядит более сложнее, ибо в Ветхом завете можно отыскать довольно большой перечень тех продуктов, которые запрещено употреблять не только во время поста, к числу которых относится и свинина. А вот почему именно православным можно есть свинину или почему запрещается — вы узнаете из нашей статьи.

Почему православным нельзя есть свинину

Согласно писания, представленного в Ветхом завете, употребление в пищу животных, умерших естественной смертью (то бишь которым не спустили кровь), а также мясо удушенных божьих тварей запрещено. К тому же под запрет попадает поедание кровяной колбасы и аналогичных продуктов, при изготовлении которых используется кровь животного.

Воспрещение же такого рода связано со Священным писанием, где говорится, что животные имеют душу – душа божьей твари находится в крови ее. Нельзя ни в коем случае вкушать душу животного вместе с его плотью. Если же верующий будет поедать вместе с пищей кровь божьих тварей, то он обретет образ того животного чью кровь он поглотил.

Следует отметить, что согласно Ветхому завету в основном к нечистой звериной плоти относятся:

  • крабы, раки, а также рыба у которой отсутствует чешуя;
  • зайцы и кроли;
  • дохлое зверье (то бишь без выпущенной крови);
  • жареная кровь птиц и животных;
  • конина.

Но при всем при этом нечистое мясо, такое как, к примеру, свиное мясо, разрешается употреблять в периоды голода или же нужды.

Что говорит Священное писание

Однако почему православные едят свинину практически как повседневное блюдо, без какой-либо особой нужды? Что касается этого вида мяса, то тут также не все так просто, ведь на счет этого в Священном писании приведены следующие слова:

«А свинья, хотя копыта раздваивает, но жвачки не жует, нечиста она для вас; мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь» (Библия. Второзаконие 14:8).

Немаловажным является тот факт, что все существующие запреты на употребление в пищу свиного мяса указаны лишь в Ветхом Завете, ибо основным предназначением такого закона считалось, то что он должен был подготовить православных людей к приходу Иисуса Христа, Сына Божьего. Вот что об этом говорил библейский апостол Павел:

«Итак закон был для нас детоводителем ко Христу, дабы нам оправдаться верою; по пришествии же веры, мы уже не под детоводителя»(Гал.3:24,25).

Поэтому с приходом Спасителя, согласно Новому Завету необходимость в придерживании обрядового закона попросту отпала и даже более того, если убеждать верующих следовать ему означало бы возведение стены между языческими народами и Священным писанием.

Посему ниспослал Господь особое Откровение, поясняющее это:

«На другой день, когда они шли и приближались к городу, Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться. И почувствовал он голод, и хотел есть. Между тем, как приготовляли, он пришел в исступление и видит отверстое небо и сходящий к нему некоторый сосуд, как бы большое полотно, привязанное за четыре угла и опускаемое на землю; в нем находились всякие четвероногие земные, звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. И был глас к нему: встань, Петр, заколи и ешь. Но Петр сказал: нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного или нечистого. Тогда в другой раз глас к нему: что Бог очистил, того ты не почитай нечистым» (Деян.10:9-15).»

Из этого следует, что любой человек волен принимать или не принимать в пищу свиное мясо и при этом это никак не отразится на его отношениях с Всевышним.

Господь всегда с Вами!

Иудаизм

Основная статья: Кашрут

В Талмуде

Различие между чистыми и нечистыми четвероногими животными, указанное в Библии, полнее разбирается в галахе. К двум отличительным признакам чистого животного — отрыганию жвачки и раздвоению копыт (Лев., 11, 3) — Талмуд присоединяет третье — отсутствие верхних зубов, признак, всегда сопутствующий первым двум. Отличительным признаком является также строение поясничной мышцы (Musculus Psoas) у той и другой категории: у чистых животных под крыловидным отростком крестца мышечные волокна имеют двоякое направление: продольное и поперечное, свободно разрываются вдоль и поперек; нечистые животные имеют лишь продольные мышечные волокна).

Дикие животные разделяются на обе категории по тем же признакам, но необходимо различать между дикими и домашними на том основании, что жир первых годен к употреблению, а домашних нет; у первых надо дать вытечь крови и покрыть её землей, у домашних нет. Чтобы отличить чистых домашних животных от чистых диких, надо обратить внимание на рога: у диких рога вилообразны или, по крайней мере, без трещин, имеют зазубрины и округлены). Законоучители Талмуда испытывали некоторое затруднение при определении отличительных признаков чистой и нечистой птицы, ибо в Библии (Лев., 11, 13—19) дается лишь перечисление нечистых птиц, без всякого указания на их признаки; к названиям видов добавляются слова «лемино» и «лиминегу», то есть «с породой их», что заставляет искать характерные черты обеих категорий. Талмуд установил следующие правила для отличия чистых от нечистых птиц. Чистая птица не должна быть хищной, один палец у неё сзади других (если только таково значение слова ענצא). Три передние пальца у чистых птиц находятся на одной стороне, а задний на другой; у нечистых на каждой стороне по два пальца. Далее, чистые птицы имеют зоб, желудки с легко отделяемой слизистой оболочкой; брошенную им пищу они хватают на лету, выбрасывают наземь и раздирают клювом прежде, чем проглотить; напротив того, нечистые птицы сразу проглатывают пойманную на лету пищу или же, поддерживая её одной ногой, отрывают от неё куски клювом (Хул., 59а, 61а, 63а). Так как это различие не имеется в Библии, то мнения законоучителей по этому вопросу расходились. Следуя Библии, Талмуд запрещает 24 вида птиц; если какие-нибудь птицы не подходят по своим признакам под эти виды, то их можно есть; если относительно какой-нибудь птицы возникает сомнение, то нужно анализировать второстепенные признаки. Раввины позднейших времен, например германские, полагали, что чисты только те породы, которые издревле традицией допущены к употреблению в пищу (תרומה). В казуистической литературе по этому предмету существуют разные мнения: так, Менахем-Мендель Крохмаль (Zemach Zedek, № 29) считает дикого гуся нечистой птицей, а Эйбеншютц — чистой.

По отношению к рыбе Мишна (Нидда, 51б), толкуя определение Библии в Лев., 11, 9, говорит, что все рыбы, имеющие чешую, имеют также и плавники. Согласно этому определению, если в редких случаях чешуйчатые рыбы не имеют плавников, то принимается, что последние очень малы или рудиментарны, так что не могут быть замечены. С другой стороны, рыба с плавниками, если не имеет чешуи, признается безусловно нечистой. Дополнительные признаки дает устройство спинного хребта или головы: чистые рыбы имеют вполне развитый спинной хребет и более или менее плоскую голову, нечистые не имеют спинной кости, а голова у них заострена. Резко различаются между собой у обеих категорий рыб икра и пузырь: у чистых рыб пузырь имеет один конец заостренный, а другой тупой, у нечистых края или оба заостренные или оба тупые. Авторитеты прежнего времени много спорили по вопросу ο том, имеют ли эти второстепенные признаки значение в рыбах без чешуи и плавников, или же только в тех случаях, когда по внешнему виду рыбы нельзя судить, имела ли она чешую и плавники. Интересен спор между Аароном Хорином и ортодоксами по вопросу об осетрине, которую первый, вопреки общераспространённому мнению, отнес к категории чистых рыб.

Моисеев закон допустил к употреблению четыре вида саранчи (Лев., 11, 21—22); Мишна дает следующие признаки чистой саранчи: четыре ноги, из них две для прыгания, и четыре крыла, достаточно широкие для покрытия всего тела. Дальнейшие законы ο саранче признали годным только один вид её, известный под именем נגח, и кроме того, требовали авторитетного признания древних раввинов, чтобы допустить её к пище. Впоследствии саранча была запрещена. Особенной строгостью отличались постановления законоучителей относительно червей (Лев., 11, 41): они не считали грехом съесть червяка, который находится в мясе, плодах, рыбе, питьевой воде и т. п.; но и в этих случаях они запрещали его, если он был удален с того места, где он находился первоначально, или если он сам ушёл от того места и потом вернулся назад; на практике это повело к полному запрещению всякой пищи, содержащей червяков. Позднейшие законы ο червяках отличаются своею крайней запутанностью. Плоды и овощи должны быть тщательно осмотрены, не содержат ли они червяков, и если после варки в них обнаружатся червоточины, то такая пища должна быть признана негодной).

Толкование разделения животных на чистых и нечистых

В послании Аристея (144—154) говорится, что «эти законы даны в интересах справедливости, чтобы вызвать чистые мысли и воспитать характер»; подчеркивается, что хищные животные запрещены с той целью, чтобы люди научились быть справедливыми и помнили, что не следует прибегать к насилиям в расчете на свои собственные силы. Отличительные черты чистых животных получают аллегорическое объяснение: разделенные копыта должны напоминать ο добрых и злых последствиях, могущих проистекать из всякого действия: мученик Элеазар в IV Мак., 5, 25, в ответ на насмешки царя над еврейскими законами ο пище, говорит: «Бог позволил нам есть, что подходит к нашей душе, и запретил вредное мясо». Здесь выражена та же мысль, которая содержится в словах испанского талмудиста Самуила Царцы: «Все эти вещи портят кровь и делают её легко восприимчивой ко всяким болезням; они оскверняют тело и душу» (Мекор Хаим, Тазриа). Филон дал пространные аллегорические толкования этих законов (ср. De Agricultura Noe XXV—XXXI), такого же рода толкования их держались и отцы церкви (Иреней, Климент Александрийский, Ориген).

Ортодоксальное еврейство неблагосклонно относилось ко всяким таким объяснениям: ортодоксы говорили, что они не потому не кушают свинины, что она вредная пища, а потому, что Бог её запретил. Талмудическо-мидрашитская литература вообще отказывается мотивировать эти законы: опасались, что толкования их вызовут сомнения в их целесообразности, и решили довольствоваться тем, что они обязательны, как данные в Торе. Со времени Саадии-гаона еврейские комментаторы пытались найти для этих законов рационалистическую или мистическую основу. Замечательно, что теория Саадии почти аналогична с современной тотемистической теорией: он говорит, что некоторые животные, почитавшиеся божественными, разрешены были в пищу в целях противодействия обожествлению животных, и по той же причине другие животные были объявлены нечистыми.

Ибн-Эзра полагает, что мясо нечистых животных запрещено потому, что оно нечисто и вредно, и что вместе с мясом переходят в плоть и кровь человека хищные черты животного. Маймонид видит в основе этих законов причины гигиенического и отчасти эстетического характера. Таковы же взгляды великого экзегета Самуила бен-Меира в его комментарии к Левиту. Нахманид лишь отчасти соглашается с этими теориями и приводит один гигиенический мотив по отношению к рыбам. Чистая рыба держится ближе к поверхности, и поэтому она содержит некоторую теплоту, которая отнимает у неё влажность, тогда как нечистые живут глубоко в воде и особенно в стоячей и болотистой воде, они содержат много холода и влажности, что делает их вредными для употребления в пищу. По отношению к четвероногим Нахманид колеблется между этическими и гигиеническими мотивами и ссылается на христианских врачей для доказательства непригодности свинины. Объяснения Бахии бен-Ашера ο нечистых животных взяты преимущественно у Нахманида. Он добавляет, что эти законы представляют дальнейшее развитие законов ο жертвенном культе, ибо все, что не допущено в качестве жертвоприношения, не должно употребляться в пищу. Исаак Арама признает только этические мотивы и отвергает гигиенические. Прοтив рационалистических толкований Маймонида выступает также и Витербо (Таам Зекеним, изд. Ашкенази, стр. 42—43).

Согласно каббале, нечистые животные происходят от клипот, создавших зло в мире; с пришествием Мессии, когда все очистится, и эти животные будут допущены в пищу. Таким путём мистика объясняет мысль, выраженную в Мидраше Тегилим к Пс., 146, что в будущем бог провозгласит нечистых животных чистыми. Этот Мидраш смущал Абрабанеля и других талмудистов, которые полагали, что эта фраза представляет позднейшую вставку христиан.

Перечень нечистых животных в Танахе

  1. Все бескопытные звери, рептилии, амфибии.
  2. Грызуны (заяц, тушканчик, мышь, даман).
  3. Землеройки (крот).
  4. Летучие мыши.
  5. Все хищные птицы (орёл, гриф, ястреб, сокол, коршун, филин, сова).
  6. Птицы-рыболовы (цапля, пеликан, чайки, лебедь).
  7. Воронья порода.
  8. Зуй, ибис, удод.
  9. Страус.
  10. Все водные животные без чешуи.
  11. Все беспозвоночные, кроме некоторых видов саранчи.

Лев. 11:1-47

Христианство

Текст раздела пока написан только на основе Библии.

Допотопная эпоха

От сотворения мира Господь дал человеку в пищу растения: Быт.1:29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; — вам сие будет в пищу. До Потопа существовало деление животных на чистых и нечистых, но не по пищевым критериям (ибо животных в пищу не употребляли), а по пригодности к жертвоприношению Господу: Быт.8:20 И устроил Ной жертвенник Господу; и взял из всякого скота чистого и из всех птиц чистых и принес во всесожжение на жертвеннике.

Времена язычников

После Потопа Бог также разрешил помимо растений употребление в пищу животных: Быт.9:3 Все движущееся, что живёт, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам всё.

Эра Закона

Давая Закон Моисею, Бог запретил употреблять в пищу нечистых животных: мяса их не ешьте и к трупам их не прикасайтесь; нечисты они для вас. (Лев. 11:8)

Христианская эра

Из посланий Апостолов

  • Ради пищи не разрушай дела Божия. Все чисто, но худо человеку, который ест на соблазн. (Рим. 14:20)
  • Для чистых все чисто. (Евр. 13:9)
  • Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими. (Тит. 1:15)
  • Истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие. (Кол. 2:14-16)
  • Ибо иной уверен, что можно есть все, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. (Рим. 14:2-3,6)

Из книги «Деяния святых апостолов»:

начал речь Иаков и сказал: …

19 Посему я полагаю не затруднять обращающихся к Богу из язычников,

20 а написать им, чтобы они воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови, и чтобы не делали другим того, чего не хотят себе.

28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:

29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы «.

Деян. 15:19-29

Ислам

Основная статья: Пищевые запреты в исламе

Нечистые животные, употребление которых запрещено мусульманам определены в Коране и хадисах пророка Мухаммада. Ряд стихов (аятов) Корана запрещают потребление мертвечины, крови и свинины; а также любое другое мясо над которым не было произнесено имя Аллаха. В Коране прямо указывается, что является запрещённым (харам), в то время как всё остальное считается законным и разрешённым (халяль). Согласно Корану даже запрещённые продукты разрешены мусульманам в чрезвычайных ситуациях (например, из-за страха смерти от голода). Единственными продуктами питания, явно охарактеризованными как законные в Коране, являются животные, взятые из пресной или солёной воды. Мусульманам разрешено употреблять в пищу мясо животных, заколотое иудеями и христианами, за исключением тех, которые специально запрещены, такие как свинина. Запрет на употребление свинины относится как к домашнему виду, так и дикому, и распространяется на все части животного, включая его жир.

В Коране не представлен полный перечень нечистых животных, поэтому исламские правоведы также использовали сунну пророка Мухаммада. Согласно хадисам мусульманам запрещено употреблять в пищу мясо «любого хищника, у которого есть клыки», «любое животное, обладающее клыками, и любую птицу, имеющую когти», «мясо домашних ослов», «ежей», «мясо и молоко животных, питающихся нечистотами» и др. Во всех суннитских правовых школах (мазхабах), кроме ханафитского, разрешено есть мясо дикого осла. В свою очередь религиовед А. А. Али-заде отмечает, что можно есть любую рыбу.

Религиовед и иранист Ричард Фольц отмечает, что в большинстве мазхабов (кроме маликитского) нечистым животным считается собака, несмотря на то, что во времена предшествующие принятию ислама арабские кочевники содержали собак для охоты, охраны и выпаса скота.

Примечания

  1. сродни Аристотель, Hist. Naturalis
  2. сродни Л. Каценельсон, «Анатомия в древнееврейской письменности», СПб., 1889, стр. 58
  3. תורודכ; по мнению других, надо читать תודודח — заострены. См. Хул. Мишна, III, 59а, б
  4. Toсефта Хул., III, 22, Раши к Хул., 59а и Ниссим бен-Реубен к соответственной Мишне
  5. (Kereti u-Peleti, § 82)
  6. (Аб. Зара, 39б, 40а)
  7. (ср. Яков бен-Ашер, Tur Jore Deah, 83)
  8. (Хул., III, 8)
  9. (ср. Самуил бен-Давид га-Леви, комментарий к Иоре Деа, 85)
  10. (Хул., 67а, б)
  11. (ср. Иоре Деа, 84)
  12. (ср. Данциг, Хохмат Адам, 22, 35
  13. (ср. Сифра, Кедошим, конец)
  14. (Танхума, Лев., издание Бубера, Шемини, III, 29)
  15. (Китаб аль-Аманат 117; евр. перевод, III, 2, изд. Слуцкого, стр. 61)
  16. (комментарий к Лев., 11, 93; ср. Царца, l. с.)
  17. (Море Невухим, III, 48)
  18. (комментарий к Лев., 9, 13; ср. его Дераша, издание Иеллинека, стр. 29)
  19. (ком. к Лев., 11, 163d)
  20. (Акедат Ицхак, III, 33б, издание Поллака)
  21. (Зогар, Шемини, III, 41б)
  22. (Ялк. Хадаш, Ликкутим, 36, 79)
  23. 1 2 Али-заде А. А. Харам : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  24. Али-заде А. А. Забх : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  25. Коран, 2:173; 5:3; 5:145; 16:115; см. 6:118,119; 6:121; 22:34.
  26. Коран, 5:1; 6:119.
  27. Али-заде А. А. Рухсат : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  28. Коран, 2:173; 6:119; 16:115.
  29. Коран, 16:14; 35:12.
  30. 1 2 Eisenstein H. (нем.)русск. Animal Life // Encyclopaedia of the Qurʾān, General Editor: Jane Dammen McAuliffe, Georgetown University, Washington DC.
  31. Waines D. Food and Drink // Encyclopaedia of the Qurʾān, General Editor: Jane Dammen McAuliffe, Georgetown University, Washington DC.
  32. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Книга 12. Еда // Булуг аль-Марам / Перевод: Эльмир Кулиев.
  33. Ḥimār / Ruska, J. // Encyclopaedia of Islam. 2 ed. — Leiden : E. J. Brill, 1960—2005. (платн.)
  34. Али-заде А. А. Халал : // Исламский энциклопедический словарь. — М. : Ансар, 2007. — 400 с. — (Золотой фонд исламской мысли). — ISBN 5-98443-025-8.
  35. Foltz, 2006, p. 130.

> Литература

  • Foltz R. Animals in Islamic Tradition and Muslim Cultures. — Oxford: Oneworld Publications (англ.)русск., 2006. — 193 p.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *