Кто проткнул Христа копьем?

Римский легионер, которого в христианстве почитают как святого, – для непосвященных это, должно быть, прозвучит странно. Тем не менее 29 октября православная церковь чествует мученика Лонгина.

Гай Кассий Лонгин был центурионом, или сотником. Это звание в римской армии носили те, кто командовал военным подразделением – центурией.

Согласно христианскому преданию, Лонгин присутствовал при казни Иисуса Христа и поразил его бок своим копьем. Как гласит Священное Писание, как только Мессия испустил дух, начали происходить странные события: «…и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли» (Мф. 27:51–52). Увидев это, Лонгин сказал своим воинам: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15:39).

С его именем связано и еще одно предание: согласно христианской традиции, молитва Лонгину помогает исцелиться от глазных болезней. Некоторые авторы указывают, что центурион якобы страдал катарактой, но, когда кровь Христа брызнула ему на глаза, Лонгин чудесным образом исцелился. После этого он принял христианство и стал проповедником, до самой смерти прославлявшим Сына Божия.

Примечательно, что ни один из евангелистов не указывает имя сотника, а эпизод с копьем упоминается только у апостола Иоанна. Более подробная история мученика Лонгина дошла до нас из многочисленных апокрифических источников. Так, впервые этот эпизод встречается в Евангелии от Никодима.

По словам протоиерея Олега Стеняева, Лонгин мог общаться с Иисусом еще до казни, и уже тогда его вера поразила Христа. О том, как это произошло, – читайте далее.

«Первый христианин, который не был евреем»

– Отец Олег, расскажите, как вышло, что римский сотник Лонгин в итоге обратился в христианство? Что произошло с ним на Голгофе?

– Согласно упоминаниям в Евангелиях, Лонгин Сотник на Голгофе исповедовал Иисуса Христа как Сына Божия. Когда он увидел, что в момент смерти Христа в мире природы стали происходить чудесные, необычные явления (солнце скрылось, неожиданно началась буря, землетрясение, мертвые воскресли), его это поразило. И Лонгин понял, что только смерть Сына Божия может оказаться причиной таких необычных явлений.

Лонгин Сотник. Икона работы Федора Зубова

– Чем еще примечателен Лонгин?

– Эта фигура – знаковая, потому что это первый обращенный в веру в Иисуса Христа нееврей. Собственно говоря, в еврейском народе христианство не состоялось, хотя первые христиане были в основном евреями. А Лонгин – это как раз начаток Церкви уверовавших язычников. Так назывались христиане, которые из языческого мира приходили ко Христу. Поэтому, как первенец этой церкви, он, конечно, важная фигура. И потом считается, что Лонгин – тот самый человек, который, когда у него болел слуга, пришел к Иисусу Христу.

«Сотник сумел удивить Бога»

– Что это за история?

– Как гласит Писание, у одного римского сотника был слуга – отрок, который жестоко страдал от недуга. Из текста видно, что это ребенок, причем, возможно, римлянин его усыновил. Воин пришел к Иисусу, чтобы тот исцелил мальчика. Христос изъявил желание пойти, но этот человек остановил его и сказал: «Только скажи слово, ибо и я, начальник, имея в подчинении людей, говорю им: «Иди”, и они идут». Услышав это, Христос удивился. Поверьте мне, удивить Бога – это очень сложно. Иисус сказал сотнику: «И в Израиле я не нашел такой веры!» Таким образом, это был удивительный человек еще задолго до голгофских событий. Его вера превзошла даже веру вполне кошерных и религиозных верующих, и он явил новый формат христианства, которое позже возникло из римлян, греков, скифов, варваров и впоследствии славян.

– Постойте, это значит, что Лонгин верил в Христа еще до того, как увидел его смерть? Разве в таком случае можно говорить, что он уверовал именно на Голгофе?

– На Голгофе Лонгин исповедовал Христа как Сына Божия. Эта вера более глубокая и, скажем так, более христианская. А в первом случае у него была проблема, и он услыхал, что появился такой раввин, который исцеляет больных и творит чудеса. Он пришел к нему за помощью, чтобы тот хотя бы просто сказал слово.

– Но ведь Иисус обычно исцелял людей, непосредственно их касаясь?

– В некоторых случаях требовалось, чтобы Христос пришел в дом к человеку. Так, например, происходило исцеление дочери Иаира, начальника синагоги. В иных случаях требовалось, чтобы сам больной прикоснулся ко Христу, как кровоточивая женщина. А случай Лонгина – это, конечно, совершенно необычный формат веры.

– В одном из церковных преданий сказано, что Лонгин к тому же, вместе с другими стражниками, охранял Гроб Господень. Значит, он видел воскресение Христа?

– Я больше отталкиваюсь от библейского текста – это более авторитетно. А те предания, которые возникли потом, немного разнятся. Скорее всего, конечно, никакие римляне не охраняли Гроб Господень. Помните, в Евангелии сказано, что, когда книжники пришли к Пилату и попросили поставить стражу возле гробницы, чтобы ученики Иисуса не выкрали его тело, тот сказал им: «Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете»?

«Целитель глазных недугов»

– Считается, что молитва Лонгину помогает вылечить глазные болезни. Это связано с преданием о том, что сотник страдал катарактой, от которой его исцелила кровь Христа?

– В Евангелии ничего не говорится о его недугах. Там говорится лишь об исцелении его отрока. Но действительно, есть такая традиция: Лонгину принято молиться, когда у людей проблемы со зрением.

Чудесное обретение копья Лонгина в Антиохии

– Где у нас можно поклониться этому святому?

– Одна из лучших икон Лонгина Сотника в Москве находится в храме иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Это очень старинная икона, но, к сожалению, во время реставрации ее замазали маслом – его использовали вместо темперы. Теперь она находится в очень печальном состоянии. Может быть, если это масло снимут, то откроется тот Лонгин, которого я помню. Это очень сильная икона.

– Лонгин одинаково почитается и в православной, и в католической церкви? Кажется, что западной традиции он должен быть ближе.

– Нет, он почитается и у нас, и у римских католиков. Не надо забывать, что тысячу лет мы были вместе, до 1054 года это была одна церковь. У нас общие церковные каноны, общие догматы и общие святые, мы читаем одних и тех же святых отцов и прислушиваемся к их пониманию Священного Писания. Поэтому совпадения здесь не случайны.


В авторский сборник «Через кровь и страдание» ведущего художника журнала комиксов «Велес» Игоря Кожевникова вошли полностью следующие комиксы: «Через кровь и страдание», «Гниющий водоем», «Велес» (вне серии), «Оружие древних воинов» и «Поединок. Человек-паук».

Также в раздел «Дополнительные материалы» мы поместили никогда ранее не публиковавшиеся комиксы, такие как «Велес. Черепень» из не вышедшего журнала комиксов «Велес» №8 и вторую часть комикса «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». Дополняет альбом статья о неизвестных широкой публике проектах автора – тех, которые по разным причинам не были закончены, это любопытный исторический и познавательный материал.
Новый альбом получился настолько содержательным, уникальным и интересным, что займет достойное место в самой серьезной коллекции комиксов. Коллекционеры и ценители комиксов понимают его уникальность, и у них есть возможность приобрести этот редкий альбом.
Издатель: «Тиен»
Кол-во страниц: 156
Тираж: 100
Переплет: мягкий

Теги: Тиен, Через кровь и страдание, Велес, Иван — крестьянский сын и Чудо-юдо, Гниющий водоем, Игорь Кожевников, Михаил Пудовкин, Игорь Ермаков

Согласно северной традиции, знание рун было получено богом Одином, принесшим в жертву ради этого знания себя самого. В сказаниях говорится, что Один пронзил себя священным копьем и девять дней и ночей провел «приколотый» им к ясеню Иггдрасиль — Древу Мира.

Жертвоприношению Одина посвящены одни из самых сакральных строф Старшей Эдды, собрания священных текстов скандинавского язычества:

Знаю, висел я

в ветвях на ветру

девять долгих ночей,

пронзенный копьем, посвященный Одину,

в жертву себе же,

на дереве том,

чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

Никто не питал, никто не поил меня,

взирал я на землю,

поднял я руны, стеная, их поднял, — и с дерева рухнул.

(Речи Высокого, 138–139)

«Сага об Инглингах» описывает Одина как вполне «земного», реального человека, вождя народа асов. Столицей этого народа был Асгард, прототипом которому послужил Асгард небесный — город богов-асов. Чтобы получить знание рун, Один, согласно Старшей Эдде, принес себя в жертву, пронзив себя копьем на священном дереве. Позднее это дерево стало ассоциироваться с Древом Жизни — ясенем Иггдрасиль. Самое интересное в приведенных выше строфах Старшей Эдды — строки 5-я и 6-я строфы 138: «…посвященный Одину, в жертву себе же…».

«Посвященный Одину» — тому Одину, который не покидал Асгарда небесного, тому, чьим воплощением в Мидгарде был Один земной. Сравните слова «…в жертву себе же…» и слова Христа: «Я и Отец — одно» (Иоанн, 10:30) — это одна и та же мифологема.

Вернемся от теологии к делам Среднего Мира. Итак, жертвоприношение Одина принесло руны в мир явленный, в Мидгард. Один воспринял это знание и передал его своим соплеменникам — асам-германцам. Благодаря исследованиям В.И.Щербакова (см., например, «Асгард и ваны», в кн. «Дорогами тысячелетий», М., 1989, и др.) сейчас мы уже знаем, что это за народ — асы, и где был его главный город Асгард. Щербаков убедительно доказал тождественность страны асов и Парфии, государства в Средней Азии, основанного скифами в III в. до Р.Х., а всего через столетие ставшего мировой державой. Он же определил и местонахождение столицы асов — Асгарда. Сейчас это городища Нисы, изученные советскими археологами в 1930 году. До настоящего времени донесла столица Туркмении, рядом с которой расположены городища, это древнее имя — Ашхабад; слово это (иначе — Асхабад) означает то же, что и Асгард — город асов.

Как рассказывает Снорри, «Одину и его жене было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов. Поэтому он вознамерился отправиться в путь…». На рубеже н. э. под предводительством Одина асы совершили переход из Средней Азии на далекий европейский Север, куда они принесли свою культуру и свою религию. Именно к этому времени — начало н. э. — относится, как мы уже говорили, формирование в Северной Европе классического общегерманского рунического строя — Футарка.

Вполне естественно задаться теперь вопросом: если сами рунические знаки имеют вполне «земное» происхождение и восходят к знакам североиталийских алфавитов, как указывалось в предыдущей теме, то что же получил Один, совершив свое жертвоприношение? Ответ прост. Несомненно, Один знал эти знаки и до своего девятидневного висения на дереве. Откровение же принесло ему знание рун как знаков сакральных, так узнал он их силу и научился ее использовать — так родилось руническое Искусство. Искусство видеть Древо Рун.

О чем идет речь? Необходимо отметить, что двадцать четыре руны по отдельности и рунический строй из двадцати четырех рун — вещи разные. Имея божественное происхождение и являясь священным знаком, каждая отдельная руна обладает определенным запасом магической силы и способностью связать нас с тем или иным эгрегором или божеством. Совокупность же рун, вместе с их силой и связями, образует уже магическую систему, имеющую собственный мощный эгрегор и связанную с определенными Силами Мира.

Сейчас известно несколько подобных систем, называемых иногда «замкнутыми ассоциативными системами принципов». Одна из древнейших таких систем — 22 карты Старших Арканов Таро. Кроме того, можно вспомнить и 22 буквы священного еврейского алфавита, и 64 гексаграммы Китайской Книги Перемен. Понятие «замкнутой системы принципов» употреблено здесь в том смысле, что, пользуясь этими и только этими принципами, можно описать любую возможную ситуацию и любой сценарий ее развития.

Приведенные примеры могут навести на мысль, что подобные системы — это системы гадания. Это не так, вернее, не совсем так. Любая из этих систем действительно может быть применена в мантических целях, в этом смысле их можно определить как системы, в знаках которых может быть сформулирован ответ на любой вопрос. В процессе получения ответа каждый знак такой системы открывает определенную дверь в мир ассоциаций, на основе которых гадатель с помощью своего опыта и делает предсказание.

На более тонком уровне такие системы являются основой для более или менее точного описания мира. Так, на еврейский алфавит во многом опирается Каббала; восемь триграмм, являющиеся основой Книги Перемен, участвуют во многих китайских философских концепциях и построениях, и т. д.

В связи со сказанным становится ясно, что человеку, желающему работать с рунами — неважно, в мантической ли области или в области практического их применения, — необходимо проложить собственную тропку к дверям в мир ассоциаций и образов, открываемым рунами, прочувствовать соответствующие каждой руне архетипические образы и мифологемы. Эта работа и станет основным содержанием первой части данного практического курса.

Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 642. Нарушение авторских прав

Рекомендуемые страницы:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *