Кто такая монахиня?

6 апреля 2017 / Томский Обзор / Фото: Владимир Дударев АВТОР Мария Симонова

У него давно другое имя, но близкие по-прежнему называют его Михаилом.

Кым Ган родился и вырос в Томске. Около 15 лет назад переехал сначала в Санкт-Петербург, потом в Корею, и сегодня живёт в дзен-буддистском монастыре.

Карма монаха

Кым Ган, а тогда ещё Михаил Макаров, окончил ТПУ, получил степень магистра техники и технологий. Какое-то время работал дизайнером, но в определённый момент понял, что Томск стал для него слишком маленьким. И в 2002 году переехал в Петербург.

— К тому времени я интересовался психологией, философией, однажды меня привлёк дзен-буддизм. Понял — это моё. Нашёл в Петербурге школу Кван Ум, и начал его практиковать. Совместная практика в дзене — это прежде всего медитация, её разные виды. И общение с учителями, — рассказывает Кым Ган.

Тогда, в 2002-м, удалось найти только «корейский» дзен — школа Кван Ум в Петербурге была основана выходцем из Кореи. Прочитав его книгу, Кым Ган понял, что это именно тот дзен, который он искал — суть учения показалась ясной. Знание корейского языка для поступления и обучения не требовалось — школа Кван Ум международная (80 центров по всему миру), и занимаются в ней не только корейцы.

— Наша школа — для мирян, в ней не так много монахов. По всему миру у этого учения всего два монастыря — наш, и ещё один в Китае для женщин, он появился недавно. В нашей школе много учителей, у которых есть семьи и дети, они не монахи.

В Петербурге Кым Ган прожил 7 лет, все это время занимался в школе. Решение отправиться в Корею не было «логичным продолжением» практики — так случилось.

— Уезжать в монастырь было необязательно, просто сначала 90% своего времени я занимался дизайном, а 10% — буддизмом. А потом это процентное отношение стало меняться, и все стало с точностью до наоборот. Тогда я понял: надо стать монахом, чтобы заниматься все время своим любимым делом. Страна не имела значения, важно только учение и учитель.

К тому моменту Кым Ган уже нашёл своего учителя — Ву Бонг был американцем польского происхождения. От него Кым Ган и узнал, что можно поехать в Корею. Учителя пригласили в город Есан, открывать школу в монастыре Хьянчонса, с собой он взял двух учеников из России.

— Наш монастырь небольшой, в нём вместе с нами живёт всего шесть человек. Но очень старый, ему уже 1200 лет. Иностранцев здесь немного. Корейцы не слишком занимаются распространением своего буддизма. Но школа известна во всём мире. Сейчас русских монахов в Корее большинство, хотя есть люди и из других стран.

— В монастыре вы сразу ощутили себя гармонично?

— У меня монашеская карма, как мне сказали учителя: «Ты уже 5 раз был монахом, добро пожаловать домой!». Я действительно в монастыре себя чувствовал, как будто вернулся домой, даже сам поразился.

Поначалу Корея вызвала настоящий «культурный шок», признаётся Кым Ган. В местном обществе царит жёсткая иерархия, мало неформальных отношений, которые привычны в России. Например, старший брат в семье всегда будет главнее младшего, даже если младший получил три образования, а старший ничего в жизни не добился. Корейский образ жизни, менталитет — все казалось чужим.

— Если говорить о религии, то здесь 30% населения — христиане, 30% — буддисты, остальные придерживаются других религий. В Корее после войны сильно христианство, оно подчёркивает связь с западным миром. Бывает, иностранец летит, к примеру, из Америки в Корею, хочет стать монахом-буддистом, а ему Библию показывают, говорят: «Зачем тебе это, тебя христианство спасёт». Но в корейском обществе религия не главное, оно конфуцианское, это их ключевая идеология.

— Как ваши друзья восприняли ваш уход в монастырь?

— Они в основном тоже стали буддистами, так что меня прекрасно понимают.

— А как же семья? Ведь у буддистского монаха её быть не может?

— Конечно. Но для меня это не стало проблемой, я никогда не был семейным человеком.

Дзен для самого себя

Стать монахом может… любой. Для этого, по словам Кым Гана, «ничего не нужно доказывать»:

— Любой человек может поехать, постучать в двери монастыря и стать монахом. Я, когда приехал, не знал ни слова по-корейски. Но особенность дзен-буддистского монастыря в том, что когда ты приходишь, то на год становишься послушником. Работаешь на кухне, медитируешь… Я целый год просто молчал. Это то время, когда ты можешь как следует обдумать, стоит ли тебе становиться монахом.

Оставаться ли дальше в монастыре или возвращаться в мирскую жизнь человек решает сам.

— Возвращаться назад не запрещено, у каждого своя ситуация. Половина уходит через год, три четверти покидают монастырь через пять лет. Бывает, человек лет 10 монашествует, а потом чувствует — что-то не пошло… К примеру, у него остались нереализованные или творческие амбиции. И люди возвращаются к мирской жизни. В монастыре тебе становится очень хорошо видно самого себя. Дзен — он как раз для этого. Один мой знакомый долго хотел стать монахом, хотя у него была семья, двое детей. Но он последовательно шёл к своей цели. Поехал в монастырь, ему сказали: «Покажем тебе место, где ты теперь будешь жить». Его привезли в домик на горе, он увидел пустую комнату, рядом на улице стоит метла… В тот момент он испытал дикий ужас: понял, что это конечное место и ему ничего больше не надо будет делать. А это человек, у которого было три бизнеса, он построил дом… Он задумался: «Что я буду тут делать?!». Посидел в домике несколько дней, сказал: «Нет, спасибо». Вернулся домой и стал счастливым семьянином. Так эта история и закончилась.

Монастырская жизнь простая, говорит Кым Ган. У монахов есть обязанности, которые они должны выполнять, и, конечно, занятия практикой, медитация. Монахи встают в три утра и ложатся в девять вечера. Носят специальное одеяние — очень удобное (на фото Кым Ган как раз в нём). Есть более формальный вариант — каса, символ монашеского пострижения, который одевается для церемоний и формальной практики.

После поступления в монастырь человек оставляет своё мирское имя и получает буддистское.

— Имя даётся учителем. Моё полностью звучит как «Кым Ган Суним». Первые два слова — это имя собственное, последнее — обращение к монаху. Имя «Кым Ган» значит «Шёлковая река». Все буддийские имена имеют какое-то поэтическое значение.

У монахов есть несколько свободных часов в день, которые они могут посвятить собственным занятиям. Кым Ган в это время изучает корейский и английский язык, «хотя не так упорно, как мог бы». Иногда смотрит фильмы (хотя в последнее время перестал), ходит в горы, занимается спортом. В монастыре не так много физической работы, а форму нужно поддерживать.

— Вы пьёте кофе, вам это разрешено?

— Сегодня это очень популярный напиток. По монастырю это тоже заметно. Раньше в монастыре был специальный столик, где стояли разные сорта зелёного чая, корейцы специалисты в этом напитке. Потом я уехал учиться в другой монастырь, приезжаю на каникулы — чайные принадлежности задвинуты в шкаф, вместо них стоит кофе. Теперь и в монастыре предпочитают его.

Дзен-буддисты дают пять обетов, один из них — не принимать алкоголь. Звучит это примерно так: «Я обязуюсь не принимать алкоголь и другие опьяняющие вещества с целью одурманить собственное сознание». Но иногда бывают ситуации, когда ты должен отступить от обета на пользу всем чувствующим существам, говорит Кым Гаг. И если действительно уверен на 100%, что нужно, то можешь нарушить. А если есть хотя бы небольшие сомнения, то ты должен следовать обету.

— Дзен в чем-то гибкий, но одновременно очень строгий в другом отношении. Важно не что ты делаешь, а для чего, мотив твоих поступков. Ты можешь ходить в кафе, если ты точно понимаешь, зачем тебе это нужно. Когда в Корее я выхожу в город, или приезжаю в Сеул, то нахожусь в нем один день, и понимаю, что делать там нечего. И с удовольствием возвращаюсь обратно. Хорошо немного погулять, но через час-другой мне хочется вернуться, — делится Кым.

Монахи не употребляют в пищу мясо, «но если им его дадут, то будут есть». Нельзя употреблять мясо, приготовленное специально для монахов, хотя сами себе они готовят еду. В монастырях есть и интернет, у монахов — телефоны. Правда, когда наступают три месяца ретрита — периода, когда люди усиленно занимаются практикой, то в монастыре действует более строгий режим. Медитация длится по 10–12 часов в день. Ретрит проходит летом и зимой — в другое время, чем в России, поскольку монастырь живёт по лунному календарю. А осенью монахам можно путешествовать, поехать в другой монастырь.

— Как решаются финансовые вопросы? Я объясняю наставнику, куда и зачем мне надо поехать, он даёт мне средства. Когда я учился в монашеском колледже в большом монастыре, то у меня была стипендия. Те, кто работают в монастыре на определённой должности, получают зарплату. Эти деньги берутся из пожертвований монастырю. Корея сейчас богатая страна, там высокий уровень жизни, и жертвуют они достаточно.

7 лет в Корее

Последние семь лет Кым Ган не путешествовал, поездка в Томск стала первой за столь длительный срок. За это время понемногу выучил корейский язык.

— Читал книжки, разговаривал. Пытался пойти на курсы корейского, но они были настолько плохие, что бросил их. Слишком в Корее уважительное отношение к учению… Они учат не разговорному языку, а так, как если бы в России учили по книжкам Достоевского.

Насколько же меняется человек после ухода в дзен-буддизм? Кым Ган рассказывает:

— Сначала не замечаешь изменений. А потом происходит какая-то ситуация, и видишь: да, что-то изменилось. Нам говорят, мы не должны замыкаться, жить в монастыре, надо общаться с мирянами. Их много приезжает в монастыри — это древние, красивые здания, кроме периодов ретрита их можно свободно посещать. Когда я учился в известном монастыре Судокса, то каждый день через его площадь проходило, наверное, несколько тысяч людей. Они приезжали посмотреть монастырь со всей Кореи. Большинство из них не буддисты. Тысячи две собиралось, в выходные ещё больше. Такие толпы, словно по Красной площади идёшь в столовую и обратно.

— Вы не были в Томске с 2009 года, какие ощущения от приезда, следите за жизнью города?

— Зима! Я приехал в мороз, в минус 32. Ходил и неделю хрустел снегом, это хороший звук. В Корее снег не лежит, выпадает и сразу превращается в слякоть. Остальное время зимой серая осенняя погода. Томск — город моего детства, столько всего с ним связано! Приятно, что за 7 лет он заметно изменился. Я не нашёл почти ни одного заведения, которое было бы 7 лет назад. Только «Библиотека» по-прежнему работает. Не знаю, хорошо или плохо, это данность. А в целом город изменился к лучшему. В нём больше магазинов. Вообще интересное ощущение: родной город, но я не знаю в нём ни одного человека. Почти все друзья переехали. Особо за жизнью Томска я не слежу. Когда собрался сюда — начал смотреть, что в городе творится. Только решил встретиться с буддистами, как прочитал новость, что их центр сгорел. Полностью выгорело здание, они будут строить новое . В буддизме говорят, если сгорел, это прекрасно, значит, прошло очищение.

Фото: Владимир Дударев

Тэги/темы:

  • Интервью
  • Люди
  • Слова
  • Поуехавшие

Современный русский моностих (или однострок) — явление противоречивое и до сих пор вызывающее филологические дискуссии. Поэзия это или проза?

Точного ответа на этот вопрос в настоящее время нет. Как нет и всеобъемлющего ответа на то, в чём принципиальное отличие стиха от прозы.

Наиболее известное определение дал А. П. Квятковский:

«МОНОСТИ́Х (от греч μόνος — один и στίχος — стих) — одностишие с законченной смысловой, синтаксической и метрической структурой. Обычно для М. выбирается длинная строка, укладывающаяся в длинный же размер, каким являются гекзаметр или александрийский стих.

M. как жанровая форма стиха не привился в русской поэзии».

Здесь все верно, кроме одного. Моностих очень даже привился в русской поэзии. …Моностих, опирающийся на древние фольклорные традиции (пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, загадки и т.д.), просто не мог не получить широкого распространения.

Евгений СТЕПАНОВ, главный редактор журнала «Дети Ра»

Из статьи «Современный русский моностих и однострочная поэзия»

«Дайте дефиницию моностиху».

Из блиц-интервью редакции журнала «Дети Ра»:

Юрий БЕЛИКОВ (Пермь)

— Моностих — это монокль Давида Бурлюка, вставленный в глаз любого из поэтов. В современной поэтической оптике моностих так же экзотичен, как монокль на фоне очков и контактных линз. Не верю в специальных поэтов моностихов. И думаю, что многие, так называемые моностихи — неразвившиеся стихотворения.

Сергей БИРЮКОВ (Галле, Германия)

— Моностих в классической форме — это стих (т.е. одна строчка), целиком укладывающийся в определенный размер и имеющий характер смысловой законченности.

В мировой практике существует также термин «однострок».

…Он не ограничивается определенным размером, может обладать смысловой законченностью, но может провоцировать различные смысловые варианты.

Татьяна ВИНОГРАДОВА (Москва)

— …Моностих — это мгновенный/выстраданный выплеск, это ночной придушенный вскрик, это нерастворимый осадок бытия, это сухой остаток поэтической и/или философской мысли, это самый взрывной, емкий и хлесткий жанр в современной поэзии.

Борис ГРИНБЕРГ (Новосибирск)

— Моностих — одинокая стихотворная строка. И «моностих» — единственный термин, для определения этого жанра, который мне нравится. «Удетерон» или, скажем, «однострок» выбрасывают этот жанр из чисто поэтического пространства в общелитературный, смешивая со множеством, мягко выражаясь, «прозаических» произведений.

Татьяна ДАНИЛЬЯНЦ (Москва)

— Если формально: моностих — это однострочное стихотворение, именно «стихотворение», т.е. произведение самостоятельное, автономное, имеющее собственную энергетику.

Более лично: моностих — это такое сжатое, плотное, упругое поэтическое высказывание. «Сгусток» смыслообраза.

Елена Кацюба (Москва)

— …По-моему, моностих таким и должен быть: скрывать в себе тайну и оставлять простор для фантазии. Загадка со множеством разгадок. Как брюсовские «бледные ноги» — запоминаются сразу и навсегда.

Константин КЕДРОВ (Москва)

— …Еще помню Брюсова: «О закрой свои бледные ноги». Физики берут за единицу радиус электрона и утверждают, что минимально возможная величина в мироздании это 10 в степени минус 40. Возможно, что моностих — это и есть такая величина в поэзии. А что кроме бледных ног осталось от Брюсова? Я подозреваю, что моностих часто прячется в обычном стихе. «О гений чистой красоты» (Жуковский), стибренный и перезахороненный Пушкиным в другую гробницу.

Ольга ЛОГОШ (Санкт-Петербург)

— Поскольку я не являюсь филологом, рискну дать свое, совершенно не научное определение моностиха.

На мой взгляд, стихотворение — это упорядоченный лирический текст, в котором живет энергия. Написать подлинное стихотворение означает уловить витальную энергию и замкнуть ее в словах, в той или иной форме. Поэтому для меня неважно, короток текст или длинен, написан регулярным стихом или верлибром. Выходит, моностих — предельно короткий текст, обладающий признаками лирического жанра и живущий своей жизнью.

Юрий МИЛОРАВА (Чикаго-Москва)

— …Моностих — работа со сверхзадачей на малом лексическом материале и синтаксическом пространстве — атомарно сжатом…

Дмитрий ЦЕСЕЛЬЧУК (Москва)

— …В идеале любое «длинное» стихотворение должно состоять из пристыкованных один к другому моностихов, но это в идеале…

Как правило, моностих не записывается в одну строку.

Александр КОРАМЫСЛОВ

КАРОМЫСЛИ

Мир и война

евреев

арабы

арабов

евреи

мудрее

пора быть

пора быть

мудрее

* * *

Дружба

бензопила

в Чьих же

она руках

Божий

лесоповал

проблемы

как дрова

сыплем

опилки слов

пламенный

наш заглох

разорван

ная цепь

одинок

как топор

* * *

как старый

друг лучше

новых двух

так старый

Бог лучше

новых трёх

* * *

Батый бил

не разбил

Мамай бил

не разбил

шведы

тоже били

бил и

Наполеон

тоже

не разбили

Ленин

Сталин били

Гитлер бил

не разбил

Билл не бил

но хотел

мышкой

шевельнули

куда

покатились

скажи

златой петух

* * *

под звуки

зенитки

не станешь

духовен

но с миру

по Шнитке

глухому

Бетховен

* * *

время

поджимает

душу мне

мозолит

не сменить

ли время

на размер

побольше

Интернет

помолясь

иконкам

на столе

рабочем

выхожу

в безбожный

* * *

жёсткие

и флоппи

диски

не заменят

твёрдых

переплётов

мягких

полушарий

Танкетки

* * *

поймай

словоробья

* * *

как-то

инкогнито

* * *

Ом мани

Отче наш

* * *

цветочки

ягодны

* * *

Словесность

Сетева

* * *

ласки

в куньих норках

* * *

опыт

мужитейский

* * *

устал

шершеть для фам

* * *

каков поп

таков рок

* * *

учусь

влиять хвостом

* * *

гений

козлодейства

* * *

зудит

публицистит

* * *

со мной

лирония

* * *

мужской клон

Сам Самыч

* * *

нёс свой

полумесяц

* * *

хоть бы хны

седине

* * *

шортлист

шорт побьери

* * *

такая

даная

* * *

в книжке

видеть фишку

* * *

Отец

да не папа

* * *

лицо

в сплошных шармах

* * *

агностик

не агнец

* * *

болезни

клевизны

* * *

прикрой

апрелести

* * *

вэлкам

по-волчьи выть

* * *

петит

твою ять брань

* * *

бетон

философский

* * *

с кастетом

на кастинг

* * *

дуализм

индиви

* * *

диагноз

рак сердца

* * *

черствы

Шекспироги

* * *

поэт

се-ля-винский

* * *

глупый

уманоид

* * *

в егозе

егозавр

* * *

прибор

эстетоскоп

* * *

в засаде

стихищник

* * *

стихакер

в логове

* * *

в суете

суетцид

* * *

то грустно

то скливо

* * *

гуманна

земная

Владимир МИРОШНИЧЕНКО

НРАВОСТИШИЯ

* * *

Хотелось так,

Что ложь

Казалась правдой…

* * *

Друг не весельем —

Трудным подтверждается в бою.

* * *

Мелкоправ —

Проблем решать, нести

Бессилен.

* * *

Мечту не теплить —

Думать, строить нужно.

* * *

Заветное жизнь обретает

Мыслей и рук трудом.

* * *

Крепкослов

В рост сказанному

Дело ставит.

* * *

Воюет значимость никчемный.

* * *

Властолюб

Имя свое

Прислоняет успешным делам.

* * *

Жизнь горестей длинна.

Досадно радость коротка.

* * *

Подлое проворней.

* * *

Кривды путь короче.

* * *

Алчность других примечая,

Не видим свою.

* * *

Потерями ранимы

Чужую боль

Проходим мимо.

* * *

Досадившим

Впредь делу

Диалог заказан.

* * *

Удача – ненадежная подруга,

Готовая к измене

разом, вдруг, всегда.

* * *

Молчащий вовремя – преуспевает;

Имеет, говорящий в руку.

* * *

Жизнь не случайно

По сути – случайна.

Случай – подсказка судьбы.

* * *

Беда срывает маски

* * *

Неуёмна правда –

Шустро закопают.

* * *

Правда, полированная лестью,

Потребней правды обнаженной.

* * *

Сильным правда – крамола,

Слабым – обиды боль.

* * *

Даны победы

Выстрадавшим дали.

* * *

Ни днем, ни ночью

Ленивых

Женщины не любят.

* * *

Недалёкий опасен

Безоглядностью напролом.

* * *

Не можешь делать сам —

Организуй другого.

* * *

Подчиняя – мир движет

Разума хочу – могу.

Н. СОМОВ

МЫСЛЕСТИШИЯ

* * *

Вставал так рано, раньше, чем ложился

* * *

Зачем ложиться, если не вставать?

* * *

На жёстком небе дырка от луны

* * *

О, сколько звёзд на небе,

На земле же – грязь…

Какая между этим связь?

* * *

Автомобили… поезда…

Зачем? Куда?

Домашний воздух лучше,

да и чище

* * *

Поскольку нет на родине своих,

чужие одинаковы повсюду

* * *

Ура! Все страсти жизни позади

* * *

Не будем спорить. Каждый при своём

образовании, кармане, беспокойстве

* * *

Стихов не счесть,

увы, поэтов нет

* * *

Поэтов тьма,

стихов бы где найти

* * *

И тишина…

родились стукачи

* * *

Простор страны –

пространство стукачей

* * *

Стучи, сексот, –

когда-то достучишься

* * *

Когда мне плохо, телу хорошо.

Бывает же такое…

* * *

Когда воруют – под себя гребут.

И под собой не чуют (пятой) точки

* * *

Гляжу на смрад, и стыдно,

что человек я,

лучше быть никем

* * *

Запретили курить.

Наше дело табак,

если к власти придут сыроеды

* * *

И кого нам книги читать?

увы,

не выбрать уже от чьей головы

* * *

Разбейте зеркало –

перечеркните возраст

Досточтимый о Христе N!

Получил Ваше письмо, где Вы укоряете монашество в том, что оно бесполезно для общества: замкнулись и живут только для себя, и называете нас просто эгоистами. Так думают не только миряне, но и белое духовенство думает так же. Одно время в России очень много писали о монастырях и о монашестве, утверждали, что оно бесполезно для мирян. Монахини жаловались мне на своего благочинного о. протоиерея: «Когда приедет к нам, скажет хорошую богословскую проповедь, а в конце проповеди непременно укорит нас: ну что вы тут живете и какая от вас польза миру, вы не что иное, как телефонные столбы». Спасибо тебе, о. протоиерей, утешил монахинь. Хоть ты и сравнил их с телефонными столбами, а без столбов и телефона не провести.

О монашестве писал историк — епископ Петр, вот и отсылаю Вас туда, Вы там узнаете, что такое монашество и какова цель монашеской жизни. А я скажу, как умею, свое впечатление о монастырях и о монашестве.

Монастыри и монашество не случайное явление. Оно установлено Святыми Отцами по внушению Святаго Духа, и особенность монашеского чина не в том, чтобы идти в мир и служить мирянам на пользу. Ибо мы отреклись от мира, и в монастырях ежедневно совершается бескровная Божественная Жертва за весь мир, и о мире всего мира — и это служение выше всякой благотворительности ближнему. Благотворительность похвальна для мирян, ибо они живут в миру и их священный долг — служить ближнему, кто как может, по данному свыше таланту.

Монастыри служат для мирян тихой пристанью от волнений житейской суеты: приезжающие сюда отдыхают и возрождаются духовно, ибо в монастыре течение жизни другое, в сравнении с миром, и это очень успокоительно влияет на приезжающих. Еще монастыри воспитывают духовных чад, о которых миряне понятия не имеют, ибо они видят только внешние стороны: мусор-то всегда сверху воды плывет, а золото внизу лежит.

На Валааме при игумене Дамаскине жил схимонах Тимофей. Он так преуспел в духовной жизни, что был восхищен на небо и видел славу святых, и, чтобы не развлекаться пустословием, наложил на себя благоразумное молчание. Игумен деятельной жизни не мог понять духоносного схимника, не нравилось ему это молчание. Послал его в Петроград на подворье Валаамского монастыря — дескать, там заговорит.

Схимник прожил там два года, а своего подвига молчания не оставил. Держал совет со старцами Невской Лавры, и они посоветовали духоносному схимнику уехать на Афон. Он так и сделал, уехал на Афон и там прославился духовной жизнью. Игумен Дамаскин очень сожалел, что упустил такого благодатного старца. Вот, даже и монахи не поняли духовного схимника, а о мирянах и говорить излишне.

Еще жил на Валааме рясофорный монах Ксенофонт из раскольников, который по чистоте сердечной удостоился всегда видеть знамение при совершении Литургии. Однажды пришли в церковь финны и вели себя небрежно. Отец Ксенофонт мысленно осудил их и за это лишился видения чудесного знамения на Литургии. Он осознал свой грех осуждения, покаялся, и через месяц Господь вернул Ксенофонту дар чудесного видения.

Вот какой тяжкий грех осуждение, а мы, грешные, от невнимательной жизни так привыкли осуждать, что и за грех перестали считать осуждение. Придется нам отвечать на Страшном Суде Господнем не только за осуждение, но и за каждое праздное слово (Мф. 12; 36). И еще были подвижники, преуспевшие в духовной жизни, но я не буду упоминать о них, вернусь к вопросу о пользе монастырей.

Человек я от природы застенчивый и недалекого ума. Благодарю Господа за то, что Он по Своему милосердию сподобил меня, грешного, всю жизнь провести в монастыре, и не было у меня никогда мысли о том, чтобы вернуться в мир. Удивляюсь я и благодарю Господа, что Он сподобил меня познать Православие, как учит Святая наша Церковь, и учение Святых Отцов. И глубоко во все верую, даже и не рождаются вопросы: «Это почему, а почему не так». И все это благодаря монастырской жизни.

Монастырь подобен утренней яркой заре, и на эту зарю стекаются люди из разных губерний России, по особенному внутреннему убеждению пожить ради спасения своей души. Вот такие личности приходят в монастырь. Конечно, не все выдерживают свой начальный подвиг, уезжают в мир, но это исключение, большинство остаются в монастыре до гроба.

Попутно замечу, что наши церковники устроили в монастыре приюты с целью воспитать монахов. Не зная монашества и монастырской жизни, опытом взялись воспитать монахов. И что у них вышло? Вышел мыльный пузырь — красивый, но лопнул. Это подобно тому, как если ученый монах, не зная опытом монастырской жизни, будет управлять монастырем — тоже толку не жди. Интересно, иногда приходится слышать, как посторонние верхогляды рассуждают о монастырях и готовы написать устав для монахов. Из истории видно, что в монастырях воспитывали монахов, но у них условия были совсем другие, и из монастырей выходили даже епископы. В то блаженное время знали св. Евангелие наизусть, вели беседы, и толковали Священное Писание, и опытом проходили духовную жизнь, и нам оставили свое драгоценное мудрое учение в своих писаниях.

Писание Святых Отцов познается жизнью. Не дивитесь, что так сказал безумно, однако справедливо. В России некий епископ прочел книгу прп. Исаака Сирина и нашел в ней много еретического. У преподобного Исаака еретических мыслей нет, но духовного разума — очень глубокий колодец, а у епископа духовного ума — веревочка коротка, вот и не мог почерпнуть, достать истинного учения преподобного. Епископ Феофан Затворник даже составил молитву преподобному, чтобы тот помог уразуметь свои писания.

Преподобный ученой системы не держался, но духовные жемчужины рассеяны по всему его учению. Это как мед: кто не вкушал его, сколько ни говори ему о сладости, не поймет, а когда вкусит, тогда только узнает, каков мед и сладость его. Так и добродетель: тот узнает ее, когда пройдет опытом. Преподобный Антоний Великий сказал: «Если духовный человек будет говорить о духовном недуховному, сделается ему смешным». Ах, как справедливо! Я это тоже очень хорошо вижу, хоть и не духовный человек, подобно Антонию, но с помощью познания святоотеческого учения — чувствую.

Великое благо для нас, грешных, что Святые Отцы оставили нам свое богомудрое учение о духовной жизни. Их учение можно назвать вехами, указующими путь в вечную жизнь и царство небесное. Книгу прп. аввы Дорофея можно назвать духовною азбукою: он так просто, но очень глубоко говорит о страстях и о борьбе с ними. Духовного успеха без деятельной жизни не может быть, как на дереве без листвы не может быть плодов. Иногда приходится замечать, как некоторые высокопарно разглагольствуют о созерцании, однако чувствуется, что их созерцание от ума, а не из дел вытекает. Науку прошел, теорию, словесность изучил, память хорошая — вот и не затрудняется говорить. «Но иное слово от слуха, а иное слово от дел», — говорит преподобный Исаак Сирский.

Старец Валаамского монастыря, Новый Валаам, 5 января 1955 г.

Духовный подвиг, а не бегство от кредитов
Со стороны может показаться, что монастырь — обыкновенное фермерское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие широкого спектра. Здесь занимаются и пчеловодством, и животноводством, и даже рыбоводством. В нескольких километрах от монастыря есть пруд, в котором монахи разводят карпов. Особая гордость монастырского хозяйства — дикие утки, которые прижились на пруду. Когда в округе охотники активно отстреливают дичь, можно найти спасение в тишине и спокойствии закрытого монастырского водоема. Утиная семья живет здесь уже в нескольких поколениях.
Но первое впечатление обманчиво: все «работники» данного «предприятия» живут по жесткому уставу, регламентирующему каждую минуту жизни. День в монастыре начинается с молебна в 6 часов утра и заканчивается отбоем в 11 часов вечера. И это еще смягченный вариант распорядка: в конце 1990-х годов подъем был в 4.40 (а несколько месяцев, когда шла стройка храма, — даже в 3.45. — Прим. авт.).
Такие жесткие условия способен выдержать далеко не каждый — неудивительно, что периодически часть послушников покидают стены монастыря. Но те, кто остается, с улыбкой говорят, что подобной радости, которую они здесь испытывают, в миру просто не бывает.
— Я когда-то был инженером по радиоэлектронике, работал на военном заводе в закрытом городе, — поведал свою историю владыка Павел. — Достойная зарплата, серьезные перспективы. Однажды меня вызвал к себе главный технолог и сказал: «Вас видели в храме в соседнем городе. Это, конечно, ваше личное дело, но мне хотелось бы знать ваши дальнейшие планы». Я ответил, что не желаю связывать свою жизнь с военным производством. Когда впервые приехал сюда, тут было все очень бедно: саманные стены, некрашеный пол, деревянные нары… Все в ватниках, валенках, удобства на улице. Но мне здесь все очень понравилось. Почему? Это то, о чем я мечтал с детства и искал всю жизнь. Все лишнее, что было: деньги, вещи — все отдаешь и получаешь большую духовную свободу. И от этого такая радость… Я ее даже сначала не понимал. В миру такой радости не бывает.

Монах, также монахиня — обычно — член религиозной общины, в соответствии с обетом (клятвой) ведущий аскетическую жизнь либо в рамках монашеской общины, либо в одиночестве, отшельничестве. Монахи проживают в монастырях (обителях), пу́стынях, лаврах.

Институт монашества характерен для различных направлений христианства, индуизма и буддизма. Иногда к монахам причисляют и дервишей — но это спорно, поскольку сходство чисто внешнее, так как дервиши могли жениться, имели собственные дома и жили своей собственной жизнью . Появились монахи в середине 1 тыс. до н. э. в буддизме, с III века н. э. монашество появилось и в христианстве (монахов нет только в протестантизме).

Традиция считает основателями христианского монашества египетских подвижников святых Антония Великого и Пахомия. Основателями русского монашества считаются преподобные Антоний и Феодосий Печерские, создавшие в XI в. Киево-Печерский монастырь.

Знаменитые и известные Монахи

• Романова Елизавета Федоровна
• Чёрный Даниил
• Арсения (Себрякова) Игумения
• Вёстер Дамиан де
• Бхававивека
• Тереза из Лизье
• Сисой Великий Авва
• Фа Сянь
• Боскардин Мария Бертилла
• Радонежский Сергий Святой
• Биографии великих и знаменитых людей

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *