Кто такие единоверцы?

После смерти Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) у его сподвижников появилась идея собрать полный текст Корана воедино, дабы сохранить Священное Писание для последующих поколений. Это важное дело было поручено секретарю пророка Зайиду ибн Сабиту, которому помогали остальные сподвижники, знавшие наизусть текст Корана или имевшие письменные свитки с текстами сур, записанных и проверенных пророком. Такая работа была выполнена, и уже при праведном халифе Усмане (мир ему) по его приказу было сделано шесть экземпляров Священного Писания, которые он разослал в разные уголки халифата, чтобы другие народы смогли сделать себе копии и распространить их дальше.

Сегодня многие задаются вопросами: сохранились ли те рукописи до сегодняшних дней? Сколько копий Усмана сохранилось и где они? Каким веком они датируются? И сильно ли они отличаются друг от друга?

Большая часть ранних рукописей, которые доступны сегодня, написаны не ранее II века хиджры, то есть в VIII веке. Как, например, один из самых древних экземпляров, датированный концом II века по хиджре, выставленный на Всемирном исламском фестивале в 1976 году в Британском музее. В 2002 году в мечети Саны (Йемен) была найдена рукопись Корана, датируемая I веком по хиджре (VII век по грегорианскому календарю). Данная рукопись содержит почти 84% текста Корана.

В целом, древних рукописей, где содержался бы полный текст Корана сохранилось не так много, однако фрагменты самых ранних манускриптов хранятся во многих уголках мира. По этой причине многих исследователей интересовала судьба экземпляров Корана, которые были размножены по приказу самого халифа Усмана.

По свидетельству Аль-Кинди, который скончался в 851 году, существовало четыре экземпляра, подготовленных по приказу Усмана, и три из них были уничтожены из-за войн и пожаров. Однако один экземпляр, отправленный в аш-Шам (Левант), сохранился в г. Малатье (современная Турция). Ибн Касир утверждал, что он видел лично рукопись времён халифа Усмана в Дамаске, куда его привезли из палестинского городка Тебериаса в 1124 году. История этого манускрипта остаётся весьма неоднозначной. Некоторые исследователи полагают, что данный экземпляр попадал в Ленинград, откуда он был вывезен в Англию, после чего о нём ничего не известно.

Огромный интерес также вызывает мединский манускрипт. По свидетельству Ибн Джубейра, в 1185 году он ещё находился в Мединской мечети. Часть исследователей утверждает, что он оставался в Медине, пока турецкие власти в 1916 году не перевезли его в Стамбул. Далее во времена Первой Мировой войны он попал в Берлин, а уже после вновь вернулся в Стамбул.

Также интересна судьба манускрипта под названием «Имам». Он был назван так, потому что принадлежал Усману ибн Аффану, который оставил его себе. Многие историки утверждают, что халиф был убит, когда он читал именно эту рукопись. Она была перевезена в Андалусию во время правления Омейядов, а оттуда в Марокко, где хранился до конца VIII века. По сообщениям Ибн Батуты, на ней даже сохранились следы от крови убитого халифа. Далее рукопись хранилась в Самарканде с 1485 по 1868 года, пока не была вывезена из Средней Азии и помещена в Публичную библиотеку Санкт-Петербурга, а в 1918 г. она была возвращена мусульманам по специальному указанию Ленина. Сейчас эта рукопись, как драгоценная реликвия, хранится в Управлении по делам мусульман Республики Узбекистан. По данной рукописи были сделаны копии и направлены турецкому султану Абдул-Хамиду, эмиру Бухары, шаху Ирана, в Морокко и Афганистан.

Каковы гарантии того, что данная рукопись действительно является «Имамом»? Во-первых, в ней нет диакритических знаков и огласовок, которые были расставлены впервые Абуль-Асвадом Ад-Дуали, (умер в 688 году). Во-вторых, данная рукопись написана почерком, который пользовался лишь в первой половине I века хиджры (VII век). И ещё один аргумент в пользу подлинности рукописи – это её пергамент из шкуры газели, а как известно, поздние манускрипты были записаны уже на листках идентичных современной бумаге.

Таким образом, до сегодняшнего времени сохранилось только два экземпляра Корана, которые были переписаны по приказу халифа Усмана. А в целом, древних рукописей Корана, датируемых с VII по X вв. сохранилось шесть: в университете Бирмингема (Великобритания), Рукописи Санаа (Йемен), Рукопись Топкапы (Турция), вероятно та самая из Дамаска, Коран в Санкт-Петербурге (Россия), Голубой Коран фатимидской эпохи (хранится в Национальной библиотеке Туниса). Тексты сохранившихся рукописей Корана идентичны друг другу.

Мусульмане всегда заботились о том, чтобы священное писание сохранилось и было доступно для всех верующих. Данная миссия началась ещё при Праведных халифах, и на сегодняшний день мы видим плоды данной деятельности – Коран доступен практически во всех уголках мира.

В этом году исполнилось 100 лет со дня февральской революции 1917 года. В юбилейный год председатель приходского совета Успенской единоверческой общины Симбирска Владимир Басенков рассказывает, какие последствия принесла эта революция для единоверцев.

Владимир Басенков на конференции «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее», 2016 год

***

В 2017 году мы вспоминаем, пожалуй, один из самых судьбоносных моментов отечественной истории, ставший отправной точкой величайшей национальной трагедии. Безбожники, желая поскорее устранить всех конкурентов, мешающих их абсолютной власти, нанесли мощнейший удар по носителям Христовой веры в нашей стране. Русская Православная Церковь, представители старообрядческих согласий — для воинствующих атеистов тогда не было особой разницы, кто как крестится и совершает крестный ход.

В начале XX века, на фоне издания высочайшего императорского «Указа об укреплении начал веротерпимости» (1905), происходят важные события в жизни Единоверия (православного старообрядчества). В 1912 году в Санкт-Петербурге проходит I Всероссийский единоверческий съезд. Несколько сотен делегатов, пересмотр правил Единоверия и управления общинами, встреча с императором Николаем II — все это воодушевляло и вселяло надежду в последователей древлеправославной традиции в лоне Русской Церкви. Единоверцы искренне верили, что старый обряд заживет рядом с новым на равных правах, а дело врачевания глубокой раны раскола укрепится и станет возможным к скорейшему завершению.

Февральская революция 1917 года застала врасплох все российское общество, не стали исключением и единоверцы. Однако несмотря на революционную смуту и государственные нестроения, единоверцы под идейным руководством протоиерея Симона Шлеева (впоследствии первого единоверческого епископа) активно готовились ко II Съезду. Воззвание единоверческого священника Симона к обер-прокурору Синода Львову красноречиво обосновывает необходимость забыть о бюрократических препонах и дать возможность православным старообрядцам потрудиться во славу Церкви и Отечества:

Русским людям весьма благовременно примириться между собою. Неверие и антихристианство большою волною заливают русский народ, когда-то народ-богоносец. Необходимо как можно скорее столковаться, объединиться. Чтобы выполнить этот святой долг перед родною Церковью, следует воспользоваться Единоверием и в проектируемую комиссию для детальной и предварительной разработки способов объединения пригласить, с одной стороны, православных миссионеров, а с другой — представителей главных ветвей старообрядчества. Те и другие при посредстве единоверцев скорее нашли бы общий язык и ясный путь к примирению.

Единоверцы, «суть чада Церкви», не абстрагировались от революции. Наоборот, время духовного упадка общества заставляло единоверцев предлагать свои решения проблемы, о чем неоднократно писали как председателю Временного правительства Керенскому, так и лидеру октябристов Родзянко. В своих письмах делегаты Съезда стояли на позициях необходимости возвращения к заветам святой старины, утверждая, что строительство государственной власти нужно начинать с возрождения древнерусского прихода.

Симон ШмелевСамой животрепещущей темой II Съезда православных старообрядцев, который прошел с 23 по 29 июля 1917 года в Нижнем Новгороде, становится вопрос о епископстве. И уже через год, в разгар гражданской войны в России, 3 июня 1918 года, в Троицком соборе Александро-Невской лавры совершается хиротония во епископа архимандрита Симона (Шлеева). Хиротонию совершил по старопечатным книгам сам патриархТихон в сослужении нескольких архиереев. В истории Единоверия и всей Русской Церкви совершилось историческое событие. Отныне епископ Симон, несмотря на зависимость от Петроградского митрополита, окормлял все приходы православных старообрядцев России. А уже в 1920 году единоверческий епископ занимает Уфимскую, общеправославную кафедру, заменив на этом посту архиепископа Андрея (Ухтомского). Безусловно, подобный шаг патриарха Тихона говорит ни о чем ином, как о высочайшем доверии к епископу Симону. С наступлением гражданской войны на единоверцев уже не смотрели с опаской и подозрением, к ним относились как к равным, к тем, на кого можно положиться в годину испытаний. Епископ Симон впоследствии засвидетельствует архиерейским служением и мученической кончиной свое христианство. 18 августа 1921 года, возвращаясь домой из Воскресенского кафедрального собора, владыка будет убит двумя выстрелами из револьвера.

Потеря духовного руководителя для единоверцев была невосполнима. Одновременно многие активные деятели Единоверия из московских и петербургских приходов, подвергнутые лишениям военного времени, не могли более принимать деятельного участия в делах православного старообрядчества. На этом фоне начинают выделяться единоверческие Поволжье и Урал. Из среды епископата православных старообрядцев выделяется епископ Павел (Керженский), впоследствии избранный председателем III Единоверческого съезда.

В феврале 1923 года обновленческое ВЦУ объявляет о созыве Поместного собора Русской Церкви. По этому поводу 20 марта того же года в селе Бор Нижегородской губернии состоялось собрание 37 представителей 21 единоверческого прихода под председательством епископа Павла Керженского. Это собрание должно было выразить отношение единоверцев к ВЦУ, выяснить положение единоверия среди церковных групп и его отношение к предстоящему собору. Единоверцы высказали довольно жесткую позицию, подчеркнув свое нахождение на Соборе «ненужным и даже неуместным». А спустя 2 недели на епархиальном съезде единоверцев на нижегородчине устами епископа Павла Керженского ВЦУ названо еще и «неканоническим учреждением». Данная позиция в достаточной мере характеризует желание единоверцев сохранить свою идентичность и не вступать в общение с обновленцами.

Единоверцы проведут еще два довольно важных собрания перед III Съездом православных старообрядцев (7 мая 1925 и 2 июня 1926), на которых будут сначала поднят вопрос о необходимости самого проведения съезда, а затем основные его вопросы. 9 мая 1927 Народный Комиссариат Внутренних Дел выдал единоверцам разрешение на проведение Съезда в Нижнем Новгороде при единоверческом храме Святого Духа с 19 по 27 июня.

В программу работы заседания вошли следующие вопросы:
1. Православное старообрядчество: внутренняя основа его жизни, современное состояние и задачи.
2. Православно-старообрядческие епархии и их взаимоотношения между собою.
3. Православно-старообрядческий приход.
4. Отношение православного старообрядчества к другим старообрядческим группировкам.
5. Духовное образование православных старообрядцев и подготовка кандидатов в клир.

На съезд прибыли 142 делегата от 200 единоверческих приходов России. И это 1927 год! Время тяжелых испытаний не остановило людей, наоборот, заставило их сплотиться и продолжить жить церковной жизнью. Приведем некоторые выдержки из решений по вопросам Съезда.

По первому вопросу (выступал епископ Павел Керженский). «Тело Христово не безпорядочная масса однородных частей, но стройное единство разнородных, взаимно-восполняющих органов. Каждый верующий не механически прикладывается к Телу, но органически входит в церковное единство. Вхождение верующего в это единство, вчленение себя в церковный организм достигается взаимодействием двух сил: благодати и человеческих стремлений к совершенству. Стремиться к совершенству зависит от воли человека, а постоянным источником, откуда почерпается верующими благодать, являются главным образом молитвословия и чинопоследования церковные, обряды и таинства, одним словом, та область религии, которая называется культом. Культ есть сердце религии. В культе происходит закономерное соединение Небесного с земным, благодати с существом, человека с Богом. Мыслить догматически правильно и поступать нравственно, жить воистину православно-церковной жизнью можно лишь при условии постоянного Богообщения через Богоустановленные символы культа. Отсюда характер нашей церковной жизни определяется одним словом: культоцентризм». Старообрядчество? Вполне. И именно с этих тезисов по сути и начинается сам Съезд, здесь ответ на первый его вопрос.

Говоря о втором вопросе повестки, стоит отметить, что в резолюции единоверцы постановили создать единый духовный округ (что свидетельствует о желании централизации); обозначили некоторые правила деятельности епископов; отметили необходимость создания новых кафедр. Что это? Година гонений? И она не пугает единоверцев, и продолжают они жить полной церковной жизнью, говорят о необходимости увеличения количества епископата.

Решение по третьему вопросу программы о православно-старообрядческом приходе призывает единоверцев к таким, казалось бы, элементарным вещам, как изучение Священного Писания, отказ от вредных греховных привычек, посещение церковных богослужений и совершение дел милосердия и благотворительности. Необходимость отражения таких обычных для христианина предметов в резолюции съезда показывает на явный упадок в благочестии верующих за прошедшее после революции десятилетие.

Четвертый вопрос, довольно важный, говорит о необходимости вести переговоры о воссоединении со всеми «братьями старообрядцами» в лоне Вселенской Церкви. Единоверцы помнят об одной из важнейших своих задач и в годину нестроений: нужно продолжать дело врачевания раскола.

Наконец, по пятому вопросу единоверцы постановили подать ходатайство об открытии пастырской школы близ Москвы. По итогам Съезда постановили «каждому православно-старообрядческому епископу образовать из сведущих людей епархиальное содружество — братство для оказания помощи клиру и мирянам при достижении ими духовного самообразования. Епископы ни в коем случае не должны пропускать в клир неподготовленных и неподходящих по своим религиозным и нравственным качествам лиц».

Всероссийский единоверческий съезд

Важным событием, последовавшим за Съездом, стало постановление («Деяние») Временного Патриаршего Священного Синода под председательством Заместителя патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) от 23 апреля 1929 года, которое признало равноспасительность старого обряда, снимало клятвы со староверов и признало недействительными постановления Большого Московского Собора 1666–1667 годов.

Однако большинству решений единоверческого Съезда не удалось претвориться в жизнь. Репрессии против духовенства и верующих вплоть до физического уничтожения, закрытие храмов и запрет на соборную молитву сделали свое дело. 11 марта 1937 года Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий (Страгородский) издал определение № 31, предписывающее из-за отсутствия (ареста) единоверческого епископа Вассиана (Веретенникова) «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным Архипастырям на общем основании». Число единоверческих приходов ввиду подобного решения, усиливающегося гонениями, резко пошло на убыль.

В 1971 году Синодальное решение от 1929 года было подтверждено Поместным собором Русской Православной Церкви 1971 года, который указал также на ненужность и насильственный характер церковной реформы XVII века и окончательно утвердил тождественность не только единоверия, но и старообрядчества православию:

Освященный Поместный собор любовно объемлет всех свято хранящих древние русские обряды, как членов нашей Святой Церкви, так и именующих себя старообрядцами, но свято исповедующих спасительную православную веру.

Более того, Собор дозволил преподавать Святые Тайны не только единоверцам, но и старообрядцам, «как имеющим с нами единство в таинствах». На Поместном соборе 1988 года определения Собора 1971 года были повторены.

25 сентября 1974 года Архиерейский Собор Русской зарубежной церкви также постановил «запрещения и клятвы, наложенные в прошлом на содержащих эти обычаи соборами 1656 и 1667 годов, а также отдельными лицами, как положенные по недоброму разумению участниками этих соборов, считать недействительными, отмененными и яко не бывшими».

К закату Советской эпохи на территории СССР действовало всего 3 единоверческих прихода (в Нижегородской области, в Латвии и в Украинской СССР). Однако уже в постсоветский период мы видим, что по инициативе «снизу» за 25 лет народилось уже несколько десятков общин, что, безусловно, не может не радовать хранителей святой старины.

Таковы последствия революции для Единоверия в России. Как бы сложилось, не произойди 100 лет назад этих событий… История не знает сослагательного наклонения. А мы, как верные чада Христа, говорим привычные для нас слова Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все».

Владимир Басенков. с портала Русская вера — http://ruvera.ru/articles/basenkov_revolyucia

Прикольно Бутылкин тему рулит. Ортодоксы это православные А ортодоксальные иудеи и мусульмане они тоже православные???
Сторонники старых традиций обвиняли Никона в трехязычной ереси и потаканию язычеству, так христиане называли Православие, т.е старую дохристианскую веру. Раскол охватил всю страну. Это привело к тому, что в 1667 году большой московский собор осудил и низложил Никона, а всех противников реформ придал анафеме. С той поры приверженцев новых богослужебных традиций стали называть никонианами, а приверженцев старых обрядов и традиций стали называть раскольниками и преследовать. Противостояние между никонианами и раскольниками временами доходило до вооруженных столкновений пока на стороне никониан не выступили царские войска. Во избежание крупномасштабной религиозной войны часть высшего духовенства московской патриархии осудило некоторые положения реформ Никона.
В богослужебных практиках и государственных документах вновь стали использовать термин Правоверие. Для примера обратимся к духовному регламенту Петра Первого : «…А яко Христианский Государь, правоверия же и всякого в церкви Святой благочестия блюститель…»
Как мы видим даже в 18 веке Петра Первого называют Христианским государем, Правоверия и благочестия блюстителя. А вот о Православии в данном документе нет ни слова. Нет его и в изданиях Духовного Регламента 1776-1856 гг.

Современная трактовка термина ОРТОДОКСАЛЬНАЯ = Православная, появилась в Википедии только после того, как этот ресурс перешел на финансирование правительством Великобритании. На самом деле Ортодоксия переводится как правоВерие, Ортодоксальный переводится как правоВерный.
Либо, Википедия, продолжая мысль о «тождественности” Православие=Ортодоксия, должна назвать Мусульман и Иудеев Православными (ибо термины ортодоксальный мусульманин или ортодоксальный иудей встречается во всей мировой литературе) либо все же признать что Ортодоксия=ПравоВЕРИЕ и ни как не относится к Православию, так же как и Христианская церковь восточного обряда, именуемая с 1943 года – РПЦ.

СТАРООБРЯДНЫЕ ПРИХОДЫ РПЦ

1. Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Рубцове (Патриарший центр древнерусской богослужебной традиции). Адрес: 105082, г. Москва, ул. Бакунинская 83, стр.3. Телефон: (499) 2650045, 2611851. Клир: протоиерей Иоанн Миролюбов – настоятель и руководитель центра; иерей Андрей Фастов – заштатный клирик. Характеристика: Памятник архитектуры 1619-23 гг. Боковые приделы – св. благоверного царевича Димитрия и преп. Сергия Радонежского. Храм восстанавливается, нуждается в ремонте и реставрации. Старообрядные богослужения совершаются с 2007 года, с 2009 года регулярно перед воскресным днем и большими праздниками совершается всенощное бдение, Божественная Литургия на сам праздник. Пение наонное, как правило, пока на один клирос. Алтарь расписан, новый иконостас, в боковых приделах иконостасы и престолы пока отсутствуют. Действуют кружки по изучению знаменного пения и церковного устава, после окончания Литургии проводятся собеседования для взрослых. К концу 2018 года планируется ввод в эксплуатацию дома причта с гостиницей для учащихся. Имеется сайт центра (совместно с храмом): www.oldrpc.ru.

2. Храм святителя Николы в Студенцах (Казанской иконы Богородицы). Адрес: 109004, г. Москва, ул. Таганская 20а. Телефон:(495) 9125243, 9127329. Клир: игумен Петр (Васильев) – настоятель. Характеристика: Памятник архитектуры 1672-73 гг., освящен в 1996 году архиерейским чином. Богослужения с 1994 года. Пение наонное. Алтарь расписан. Имеется новый многоярусный иконостас. Храм нуждается в дальнейшей реставрации и благоустройстве.

3. Храм святителя Николы (Троицы Живоначальной) на Берсеневке в Верхних Садовниках. Адрес: 109072, г. Москва, Берсеневская наб., 18-22. Телефон: (495) 959-08-62, 959-09-30. Клир: игумен Кирилл (Сахаров) – настоятель. Характеристика: Храм известен с 1625 года, современная постройка с 1656-1657 гг. Храм трёхпрестольный (Троицкий, Никольский и Феодосиевский приделы). Имеется дом причта – памятник архитектуры XVI-XVIII веков – «Набережные палаты». Храм возвращен в 1991 году. Община состоит из ста человек. Имеются трапезные палаты и освященный придел преп. Феодосия Великого. Пение наонное. Службы совершаются ежедневно утром и вечером. Имеется воскресная школа для детей. Регулярно проводятся беседы со взрослыми. Община деятельна в распространении старого обряда в Русской Православной Церкви. Печатное издание – газета «Берсеневские страницы». Сайт храма: http://bersenevka.info/.

4. Храм Архангела Михаила. Адрес: 140111, п/о Чулково, с. Михайловская Слобода Раменского р-на Московской обл. Телефон:(495) 5105181. Клир: архимандрит Иринарх (Денисов) – настоятель, протоиерей Евгений Саранча, иерей Валерий Булычев, диакон Игорь Краев. Характеристика: Одна из старейших единоверческих общин. Храм закрыт в 1961 году, возвращен Церкви в 1989 году, когда в приход перешли прихожане Никольской единоверческой церкви Рогожской слободы. В настоящее время – наиболее благоустроенная и многолюдная единоверческая община, имеющая обширные контакты с единоверцами других общин. При храме имеется гостиница для приезжих. Богослужения совершаются ежедневно, утром и вечером. Прихожане – из окрестных деревень, ранее населенных старообрядцами и единоверцами, и из Москвы. Пение наречное, по праздникам на два клироса. Практически ежегодно совершаются архиерейские богослужения древним чином (митрополит Ювеналий или иные архиереи). Община активно издает церковную литературу, периодическое издание «Правда Православия». Имеется сайт:www.edinoverie.com. Действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых.

5. Храмы Спаса-Преображения и св. Иоанна Лествичника. Адрес: 142640, г. Куровское Орехово-Зуевского р-на Московской обл., ул. Советская 89. Телефон: (496) 4115159. Клир: иерей Алексий Гугливатый — настоятель. Характеристика: Приход с 1994 года, образован присоединением к РПЦ местных старообрядцев-неокружников.

6. Храм Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Осташово Воскресенского р-на Московской обл. Телефон: (495) 9031840. Клир: иеромонах Антоний (Аненко) – настоятель. Характеристика: Община с 1991 года из бывших старообрядцев-поповцев. В общине более 200 прихожан.

7.Храм св. Петра митрополита Адрес: с. Авсюнино Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Клир: иерей Алексий Гугливатый – настоятель. Храм нуждается в восстановлении.

8. Никольская община г. Санкт-Петербурга Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Марата 24а. Клир: протоиерей Петр Чубаров, канд. психол. наук, доцент Рос. пед. гос. университета им. А.И. Герцена и СПбДА – настоятель. Характеристика: Община с 1799 года. Никольский храм – с 1827, окончательно построен в 1852 году. Часовня с 1996 года, храм занят Музеем Арктики и Антарктики, имеется молитвенное помещение с престолом.

9. Храм преп. Сергия Радонежского и часовня Тихвинской иконы Богородицы. Адрес: пос. Павлово-на-Неве Кировского р-на Ленинградской обл. Клир: иерей Сергий Чиж – настоятель. Характеристика: Приход с 1991 года. Настоятель – известный знаток знаменного пения, построивший самостоятельно все молитвенные и вспомогательные помещения общины (деревянная архитектура).

10. Людмиловская община г. Санкт-Петербурга. Адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Челиева, 10 Уставщик: чтец Александр Гнып. Литургия совершается приглашенными священнослужителями в «пещерном» храме подворья Свято-Троицкого Александро-Свирского монастыря.

11. Храм святителя Николы Чудотворца. Адрес: 622034, пос. Горбуново г. Нижний Тагил Свердловской обл., ул. Радужная 2а. Клир: протоиерей Леонтий Колногоров – настоятель, иеромонах Даниил (Колногоров). Характеристика: Приход образовался в 1996 году присоединением к РПЦ общины старообрядцев часовенного согласия во главе с наставником, который принял иерейский сан и возглавляет общину.

12. Храм Архангела Михаила. Адрес: г. Верхний Тагил Свердловской обл. Клир: иерей Сергий Комаров – настоятель. Характеристика: Приход возник в 2007 году, храм построил и стал в нем священником (2008) нынешний настоятель, присоединившийся от старообрядцев-часовенных. Храм освящен архиерейским чином. Приход ведет активную миссионерскую работу.

13. Казанский единоверческий храм. Адрес: 624171, пос. Быньги Невьянского р-на Свердловской обл., Телефон: (34356) 30186.Клир: иерей Игорь Катаев. Характеристика: Храм 1852 года постройки, село было заселено преимущественно старообрядцами и единоверцами.

14. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: 606360 с. Малое Мурашкино Большемурашкинского р-на Нижегородской обл.Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Приход с 1876 года, храм никогда не закрывался, хотя в 1937-1943 богослужения не совершались. Основу прихода составляют местные единоверцы, проживающие среди старообрядческого населения.

15. Храм иконы Богородицы «Всем скорбящим радость». Адрес: с. Сёмино Ковернинского р-на Нижегородской обл. Клир: иеромонах Сергий (Гапонов). Характеристика: Новопостроенный храм, богослужения с 2009 года, Литургия совершается через Воскресенье. Община состоит из старообрядцев разных согласий. Основу составляют две семьи бывших беспоповцев, владеющих современным благоустроенным предприятием по хохломской росписи и производству оригинальной деревянной тары.

16. Единоверческая община г. Ивановово имя Казанской иконы Богородицы. Адрес: г. Иваново, ул. Смирнова, 76. Клир: протоиерей Сергий Гончаров. Характеристика: Община присоединилась к РПЦ от старообрядцев белокриницкого согласия в 1991 году вместе с уставщиком Лаврентием Селиным (1926-2009), который был рукоположен в иереи. После пожара деревянной Казанской церкви (ноябрь 2015 г.) община временно пользуется храмом на территории Успенского мужского монастыря, богослужения совершаются по субботам. Сайт: http://ivkazanskaya.blogspot.com. Тел.: 8-9061066733, 8-9807383839. E-mail: iv.kazanskaya.2016@gmail.com.

17. Храм святителя Николы. Адрес: г. Кузнецк Пензенской обл., ул. Орджоникидзе 158. Телефон: (84157) 21591. Клир: иеромонах Варсонофий (Яшин). В храме ежегодно совершает богослужения епископ Кузнецкий и Никольский Нестор.

18. Молитвенный дом св. пророка Илии. Адрес: Республика Беларусь, г. Минск Телефон: (375) 172563110. Клир: постоянного священника нет. Уставщик – Вячеслав Евгеньевич Клементьев. Пастырское попечение оказывает игумен Петр (Васильев) из Москвы. Характеристика: Приход основан в 2002 году и состоит из бывших старообрядцев-беспоповцев. Имеется проект строительства храма.Община имеет сайт: www.edinoslavie.ru

19. Храм святителя Николы. Адрес: с. Усть-Цильма Республики Коми. Клир: протоиерей Виталий Соловьев. Характеристика: Единоверческий приход существовал в селе с 1856 года, снова образован в 2004 году. Храм освящен архиепископом Сыктывкарским и Воркутинским Питиримом. Богослужения совершаются по чину, который пока нельзя назвать старообрядческим. Служителям храма нужна помощь в обучении их древнему богослужебному чину и пению.

20. Свято-Покровский единоверческий храм. Адрес: Украина, с. Злынка Маловисковского р-на Крапивницкой обл. Клир: иеромонах Кирилл (Ховрящук) — настоятель. Характеристика: старейший единоверческий приход, основан в 1798 году, до формального учреждения единоверия.

21. Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Московское Вишкской волости Даугавпилсского р-на, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов, — настоятель.Успенского храма г. Даугавпилса. Характеристика: Богослужения совершаются по особому расписанию.

22. Храм Архангела Михаила. Адрес: с. Гравёры Аглонской волости Прейльского р-на, Латвия. Клир: протоиерей Виктор Мялик – настоятель. Характеристика: Новопостроенный и благоустроенный храм, рядом с родиной митрополита Рижского и Латвийского Александра.

23.Успенский храм г. Даугавпилса.Адрес: г. Даугавпилс, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов — настоятель.

24.Петропавловский единоверческий храм.Адрес: с. Данишевка, Латвия. Клир: протоиерей Дионисий Горюнов — настоятель.

25. Храм Рождества Христова. Адрес: США, г. Ири, штат Пенсильвания. 247 E. FrontStr. Erie, PA, 16507, USA. Телефон: (814) 4548618. Клир: протоиерей Пимен Саймон – настоятель, протоиерей Феодор Юревич, иерей Иерофей Попов, диакон Стефан Климчак, диакон Маркел Васселл. Характеристика: Община старообрядцев-поморцев с 1916 года, в 1983 году большая часть прихода (около 150 семей, по другим данным — 250) присоединилась к РПЦЗ. Приход благоустроенный, имеет вместительный храм и большой приходской дом. Большая часть богослужения совершается на английском языке, сверенном со старопечатными книгами. До своей смерти в 2010 году при общине проживал единоверческий епископ Даниил. Ныне, по благословению Синода РПЦЗ, общину и всех зарубежных единоверцев окормляет епископ Каракасский и Южноамериканский Иоанн (Берзинь). Община имеет сайт www.churchofthenativity.net, издает церковную литературу, в том числе двуязычную богослужебную. Имеется хорошо организованная воскресная школа для детей и взрослых. Регулярно ведется работа с молодежью, проводятся культурно-общественные и спортивные мероприятия.

26. Храм святителя Николы. США, г. Эдинборо, штат Пенсильвания. Адрес: St Nicholas Church, 8442 Pageville Road, Edinboro, PA 16412-9619. Телефон: (814)-7564548. Клир: иерей Серафим Уинг ― настоятель. Характеристика: Храм находится в ведении управляющего Патриаршими приходами в США. Находится недалеко от крупного прихода в г. Ири, выходцами из которого являются настоятель храма и матушка – регент хора. Богослужебный язык – преимущественно английский и церковнославянский. Вебсайт: http://stnicholaseriecounty.com/ Facebook (новая страница): https://www.facebook.com/St-Nicholas-Orthodox-Church-1768948990063276/ Facebook (старая страница): http://www.facebook.com/stnicholas1916. Воскресная школа для всех возрастов.

30. Вятская единоверческая община. Адрес: г. Киров ул. Мичурина 22 (храм Архангела Михаила). Уставщик: Сергей Рукавишников. Суточный круг служб мирским чином совершается в субботу с 18.30.

31.Симбирская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ульяновск ул. Волжская 50А тел. 8-960-374-38-32. Уставщик: Владимир Басенков, он же – руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, который действует при общине. Община возникла в сентябре 2013 года и является восприемницей единоверцев, появившихся в Симбирске в середине XIX века. Приход молодой по своему составу, средний возраст прихожан 35 лет, в основном мужчины. Среди членов общины есть коренные старообрядцы разных согласий. Пение наречное. Службы мирским чином совершаются регулярно каждые субботу и воскресенье, в храме равноапостольной княгини Ольги на Верхней Террасе. В воскресные дни после богослужения проводятся встречи просветительского характера на тему христианской веры и древнерусских церковных традиций. Несколько раз в год совершается Божественная литургия, богослужение проводят единоверческие священники ближайших епархий. При общине действует иконописная мастерская, производство свечей для собственных нужд, швейный цех народной мужской одежды, производится мёд и резная утварь, церковная мебель. Община активно взаимодействует с единоверцами по всей России и за ее пределами. В настоящее время решается вопрос о строительстве собственного храма и открытии при Центре образовательных курсов.

32.Покровский храм с. Билютай.Адрес: с. Билютай Бичурского р-на, Республика Бурятия. Клир: иерей Петр Шестаков – настоятель. Храм находится в стадии строительства, богослужения совершаются по расписанию в молитвенном помещении.

33. Ярославская Успенская единоверческая община. Адрес: г. Ярославль.Уставщик: Иван Карпов. Богослужения совершаются по особому расписанию.

34.Храм преп. Диодора Юрьегорского. Адрес: дер. Куганаволок Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.

35.Храм Спаса Нерукотворного Образа. Адрес: дер. Варишпельда Пудожского р-на, Республика Карелия. Клир: иерей Олег Червяков – настоятель. Регулярные богослужения совершает уставщик чтец Андрей Дементьев. Храм находится в труднодоступной в межсезонье местности.

36. Единоверческая община с. Мисцево Орехово-Зуевского р-на Московской обл. Храм требуется восстановить.

37.Единоверческий храм вмч. Георгия Победоносца г. Виляны.Адрес:Rīgas iela 43, Viļāni, Viļānu nov., LV-4650, Латвия. Клир:протоиерей Виктор Теплов – настоятель. Новопостроенный каменный храм.

Двуобрядные приходы

1. Храм Спаса Преображения. Адрес: Латвия, г. Рига, просп. Виестура 11. Телефон: (371) 67397676. Клир: иерей Александр Шабельник – настоятель. Характеристика: Часть прихода (30-40 человек) составляют бывшие старообрядцы-поморцы, которые в 2002 году вместе с наставником Иоанном Миролюбовым вышли из Гребенщиковской старообрядческой общины. Имеются головщик и причетники, знающие старый обряд. Регулярно 1-2 раза в месяц проводятся богослужения по древнему чину (всенощное бдение, Литургия). По просьбе верующих древним чином совершаются и требы.

3. Храм Новомучеников и исповедников Российских в Строгино. Адрес: г. Москва, Строгинский бульв., 14. Телефон: (495) 9428301.Клир: протоиерей Георгий Крылов – настоятель. Характеристика: Полный круг богослужений с Литургией по старому чину совершается один раз в седмицу (на четверг). Настоятель – известный литургист, автор монографии «Книжная справа XVII века». Необходимость богослужений по старому чину мотивируется востребованностью частью паствы, которая удалена от других старообрядных храмов Москвы, расположенных в центре или восточной части города. Сайт храма: http://nvmr.strogino.ru/

4. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Адрес: с. Солонетовка Харьковского р-на Харьковской обл., Украина. Клир: протоиерей Виктор Мацевитый. Характеристика: По архиерейскому благословению совершаются отдельные богослужения старым чином, которые привлекают местных старообрядцев-поморцев.

Со времен «реформ» патриарха Никона и царя Алексея Михайловича в богослужении, быте и даже мировоззрении православного человека многое изменилось. В порядке вещей нам слышать от наших пастырей, а затем и от вторящих им мирян: «Да какая разница как, лишь бы любовь была да совесть не укоряла…» – и другие вариации на тему исполнения тех или иных церковных правил. Действительно, две главные заповеди Господь наш Иисус Христос вывел в Своих словах: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим» (Мф. 22: 37) и «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Мф. 22: 39). Нет этого – и все наши потуги на религиозной почве превращаются в законничество, лицемерие, фарисейство.

Однако наши благочестивые предки – а до них не менее благочестивые византийцы, наследники трудов святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, – старались воцерковить весь свой быт, всю окружавшую их действительность. Недаром высшие произведения искусства, самые значимые памятники Древней Руси, дошедшие до наших дней, имеют ярко выраженный религиозный характер и прямо связаны c культурой церковной. Архитектура, живопись, литература… Кажется, что Русь была одним сплошным храмом. Не будем идеализировать: в истории нашей страны тех времен случалось много событий, о которых сегодня бывает довольно горько вспоминать, но наличие христианского идеала как жизненного ориентира государства и общества отрицать не приходится.

На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru

Кажется, что те благочестивые времена канули в лету и мы живем в том мире и тех условиях, в которых живем… Нет уже в городских храмах длинных богослужений, протяжного ангелоподобного пения, далеко не везде встретишь икону рублевской школы. Но крупицы той старины, того полумонастырского быта сохранились волей Божией и дошли до наших дней в единоверческих (старообрядных) приходах Русской Церкви.

Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века

Пусть читателя не пугают слова «единоверие», «старообрядные приходы», «православные старообрядцы» и просто «старообрядцы». Речь идет не о представителях какой-то христианской конфессии или, упаси Бог, о раскольниках, а о такой же полноте церковной. Единоверие зародилось как движение единения старо- и новообрядцев еще в конце XVIII века. С той поры в Русской Православной Церкви на равных условиях действуют два обряда при единстве в вере. Как единоверцы свободно посещают новообрядные приходы и принимают в них таинства, так и прихожане обычных православных храмов свободно могут прийти на «древнюю» службу и при желании даже стать членами общины.

Единоверцы очень трепетно относятся к богослужению. Решив посетить богослужение в таком храме, вы уже на подступах увидите спешащих к службе прихожан, словно героев кинофильмов о Древней Руси. У мужчин небритые и неподстриженные бороды, одеты они в рубахи-косоворотки навыпуск, перехваченные поясом. Бывает, что и в портах, и в сапогах! Уже в храме многие из них надевают черные кафтаны в пол. На женщинах сарафаны и непрозрачные платки, которые особым образом закалываются под булавку и закрывают грудь и спину. На замужних женщинах под платком повойники – вязаные чепчики, свидетельствующие о супружестве носительницы. В руках у прихожан длинные кожаные (как правило) четки – лестовки – с нашитыми на конце треугольниками.

Если вы собрались к единоверцам и у вас нет специальной богослужебной одежды – не беда. Просто помните главное правило: одежда должна быть неброской и опрятной. Всё как в обычном православном храме. Рукава одежды должны быть длинными, непрозрачными, женщинам нужно быть одетыми в юбку, платок лучше заколоть «под булавку».

Перед входом в храм и войдя в него, единоверцы совершают крестное знамение с тремя поясными поклонами, творя в себе молитву: «Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон.) Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон.) Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон.)». Берут из обычно сложенной при входе стопки специальный молитвенный расшитый коврик – подручник. Позже на него полагают голову и руки, совершая земной поклон, дабы сохранить их в чистоте. Мужчины и женщины встают строго по сторонам: справа и слева соответственно. Лишних хождений по храму лучше избегать. Если до начала службы достаточно времени, можно сесть на лавку у стены.

В единоверческих храмах не используется электрический свет во время богослужения. Пространство церквей освещается лампадами и свечами. Такой полумрак лучше располагает человека к молитве, не отвлекает его взор. Масло в лампадах растительного происхождения, а свечи обязательно восковые. Если захотели поставить свечу – лучше это сделать заблаговременно, до начала службы. В некоторых единоверческих храмах принято перед поставлением свечи совершить три поклона с вышеописанной молитвой «Боже, милостив…», а также помолиться святому, который изображен на иконе.

Перед началом богослужения священник выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и совершает «семипоклонный начал». Это специальная молитва, «подготовительная». Она словно настраивает нас внутренне, призывает собраться. Сохранились обычаи совершать эту молитву перед выходом из дома и после возвращения с соборной молитвы, в самых крайних случаях ею заменяют утреннее и вечернее правила. Вот ее слова:

Боже, милостив буди ми, грешному! (Поклон поясной.)

Создавый мя, Господи, и помилуй мя! (Поклон поясной.)

Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя, грешнаго! (Поклон поясной.)

Достойно есть, яко воистину блажити Тя, Богородице, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнейшую Херувим и Славнейшую воистину Серафим, без истления Бога Слова рождьшую, сущую Богородицу, Тя величаем. (Поклон всегда земной.)

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу! (Поклон поясной.)

И ныне и присно и во веки веком, аминь! (Поклон поясной.)

Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, благослови. (Поклон поясной.)

Господи Исусе Христе, Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Твоея Матере, силою Честнаго и Животворящаго Креста, и святаго Ангела моего хранителя, и всех ради святых, помилуй и спаси мя грешнаго, яко Благ и Человеколюбец. Аминь. (Поклон земной, без крестного знамения.)

На единоверческой службе в Успенском соборе Московского кремля. Фото: К. Миловидов / nsad.ru

После отпуста «Господи Исусе Христе…» совершается еще три поясных поклона с молитвой «Боже, милостив…».

В храме стоят со сложенными на груди руками: это символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию

Если вы вдруг пришли в храм к единоверцам позже начала службы, «начал» стоит положить самостоятельно, а затем аккуратно встать на свободное место и приступить к соборной молитве. Здесь же заметим, что прихожане в храме стоят со сложенными на груди руками. По святоотеческим толкованиям, такое положение рук символизирует сложение крыльев ангелов, предстоящих Престолу Божию. А вы, к приятному удивлению для себя, заметите, что долгую службу в этом положении выстоять гораздо проще.

Пусть вас не смущает отличие некоторых слов и окончаний молитвословий. Такими они были повсеместно в Древней Руси до середины XVII века. Например, можете услышать непривычное «…и во веки веком» или «И в Духа Святаго, Господа Истиннаго и Животворящаго…» в Символе веры.

Если попали на всенощное бдение, заметите, что на утрени, на кафизмах, люди сидят, поднимаясь только во время «Славы» совершить крестное знамение. Возможность присесть бывает и в моменты чтения поучений, если они совершаются. Всенощное бдение в единоверческих церквях длинное – может занимать от 4 до 6 часов. Однако многие вновь пришедшие замечали необъяснимую легкость и даже незримую «помощь» в стоянии.

Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран

Особо обратим внимание на клирос (по-народному, «крылос»). Клиросов может быть два – правый и левый, но чаще всё же один. Руководит клиросом головщик (регент), в руках у него указка, которой он задает пение, показывает нужные моменты песнопения в книгах, в том числе если слышит, что кто-то сбился. Головщик становится в самом центре клирошан, а они «боевым порядком» выстраиваются вокруг него. В единоверческих церквях за богослужениями звучит знаменное пение – основной тип древнерусского пения, пришедшего на Русь из Византии. Хор поет в один голос, вместо нот звуковые интервалы обозначают причудливые для современника крюки. Даже при взгляде на них неизбежно возникает ощущение соприкосновения с чем-то древним и одновременно вечным. Именно такое – ангелоподобное – пение услышали однажды послы равноапостольного князя Владимира в константинопольском храме. Знаменный «роспев» очень протяжен, аскетичен, неэмоционален и собран. Безусловно, если сравнивать византийское и русское знаменное пение, есть явные отличия. Звук нашего аналога свободный, громкий, исполнение довольно суровое – сказывается национальный, северный колорит. Таковое пение помогает верующим сосредоточиться на молитве.

Особым образом совершается и чтение молитвословий, а также чтений за богослужением Евангелия, Апостола, Шестопсалмия. Называется практика такового чтения погласицей – это некое произношение слов на простой распев. Погласица бывает псаломской, паремийной, апостольской, евангельской, поучений и т.д. При чтении и пении используются переиздания книг XVII века. Бывает, можно увидеть на аналое старинные книги прошлых веков в кожаных переплетах, с пожелтевшими страницами, старинными орнаментами и иллюстрациями. Перед началом чтения каждый чтец, как правило, совершает земной поклон на подручник и, получив благословение от священника, приступает к молитве.

Завершается богослужение так же, как и началось, – семипоклонным началом. После этого священник с амвона говорит проповедь. Затем община следует в трапезную. В некоторых приходах сохранилась замечательная традиция путь в трапезную сопровождать пением тропаря дню или празднику. Перед вкушением пищи все чинно совершают соборную молитву. За трапезой могут читать душеполезные книги, на праздниках принято петь древнерусские духовные стихи. Песня, как известно, душа народа. Она выражает его национальный характер, через свое содержание заставляет его пережить события, в ней отраженные. Именно поэтому и в минуты отдыха петь христианские, а не мирские песни очень важно для единоверцев. Это еще один отголосок былой эпохи и желание «приблизить Царство Божие», всё пространство вокруг себя христианизировать.

Во время собраний единоверцы читают Священное Писание с толкованиями, жития святых, творения святых отцов, другую назидательную литературу.

В силу своей малочисленности прихожане старообрядных церквей тесно общаются между собой. Активно и межприходское взаимодействие. Единоверцы соседних епархий часто совершают визиты друг к другу; бывает, что из разных уголков страны и даже мира приезжают верующие на престольные праздники.

Те сокровища богослужебной жизни и приходского уклада, которые от времен Древней Руси до наших дней пронесли православные старообрядцы (единоверцы), являются общими для всей Русской Церкви. В абсолютно разных храмах и монастырях уже сегодня принимают отдельные элементы церковного благочестия. Кто-то ставит на клиросе знаменное пение, где-то в каноне расписывают храм, иные не используют электрического света за службой. Все инструменты, способствующие лучшему восприятию Бога, более глубокому соприкосновению с Ним, доступны желающим и для келейной молитвы.

Интерес к старому обряду в Церкви растет с каждым годом, привлекая всё больше сторонников жизни по законам Древней Руси. И дай Бог, чтобы интерес этот не угасал, а только креп. И самое главное – неукоснительно помогал всем нам двигаться к спасению души.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *