Кто такие раскольники в православии?

МОСКВА, 12 октября. /ТАСС/. Cвященный синод Русской православной церкви (РПЦ) в ближайшее время оценит, как решение Элладской православной церкви о правомерности присвоения автономии раскольнической церкви на Украине скажется на мировом православии и межцерковных отношениях между Москвой и Афинами. Об этом ТАСС в субботу сообщил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов.

«Священный синод Русской православной церкви рассмотрит в скором времени последствия решения, принятого сегодня Архиерейским собором Элладской церкви, для двусторонних отношений наших церквей и для мирового Православия в целом», — сказал он.

Греческое агентство Romfea ранее сообщало, что Архиерейский собор Элладской православной церкви признал право патриарха Константинопольского Варфоломея предоставить автокефалию так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ).

Руководство Украины с момента прихода к власти в феврале 2014 года активно продвигало идею о создании в стране поместной православной церкви, которая не была бы связана с каноническим Московским патриархатом. В апреле прошлого года президент Украины Петр Порошенко лично обратился к Константинопольскому патриарху с просьбой предоставить украинской церкви автокефалию, его обращение было поддержано парламентом.

15 декабря прошлого года в Киеве представителями Константинопольского патриархата при активном участии украинской власти был проведен так называемый объединительный собор, на котором две раскольнические организации — Киевский патриархат и Украинская автокефальная православная церковь — объявили о создании Православной церкви Украины. 6 января нынешнего года Константинопольский патриарх передал главе ПЦУ митрополиту Епифанию (Думенко) томос об автокефалии.

19 октября 2018 года Константинопольский патриархат заявил, что продолжает состоять в общении с Русской православной церковью (РПЦ). Ранее 15 октября РПЦ сообщила о разрыве евхаристического общения с Константинополем. Это стало ответом на отмену им решения, принятого в XVII веке, о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Об истории конфликта и позициях церквей — в материале «Ъ”.

Сколько православных церквей на Украине

В настоящее время на территории Украины действуют три крупные православные церковные организации — Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), а также канонически не признанные Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ).

С чего все началось

УПЦ МП во главе с митрополитом Киевским и всея Украины учреждена в 1990 году Архиерейским собором РПЦ в качестве независимой и самостоятельной церкви в составе Московского патриархата. С 2014 года ее предстоятелем является митрополит Онуфрий.

УПЦ КП образована в 1992 году после неудачной попытки возглавлявшего тогда УПЦ МП митрополита Филарета (Денисенко) добиться полной независимости украинской церкви (автокефалии). Филарет не подчинился требованию РПЦ покинуть пост, в результате чего был лишен сана. В том же году при поддержке украинских властей он создал и юридически зарегистрировал так называемый Киевский патриархат. В 1997 году РПЦ отлучила Филарета от церкви и предала анафеме.

УАПЦ ведет свою историю с 1917 года, когда часть православного духовенства на Украине выступила за создание самостоятельной церкви. На начальном этапе советская власть поддерживала УАПЦ, пытаясь ослабить РПЦ, однако уже в конце 20-х годов начались гонения на активистов. В 1930 году УАПЦ объявила о самороспуске: часть духовенства была физически уничтожена, часть эмигрировала. В 1989 году УАПЦ возобновила легальную деятельность на Украине.

Текущая ситуация

Накануне Евромайдана представительство Украинской православной церкви МП преобладало в большинстве регионов.

В настоящее время УПЦ МП продолжает контролировать большинство приходов, однако в ряде общин происходит разделение. В октябре 2016 года архиепископ УПЦ КП Евстратий Зоря заявил, что в течение двух лет УПЦ МП потеряла более 39 приходов, перешедших под юрисдикцию Киевского патриархата. Ранее религиовед Виктор Еленский оценивал число «переходов» в 60–70 приходов. «Тенденция такова: в тех случаях, когда священник ведет себя, скажем, по-антиукраински, такие переходы не бывают редкими»,— заявил господин Еленский.

Позиции сторон

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Украинскую церковь пытаются вовлечь в глубокий конфликт, разделяющий общество, и сделать ее заложницей этого конфликта… Происходят насильственные захваты храмов, игнорируются решения судов, ведется клеветническая информационная кампания против церкви, в украинском парламенте предлагаются законопроекты, цель которых — дискриминировать и поставить в тяжелейшие условия крупнейшую религиозную общину страны… Наша Церковь никогда не оставит в беде своих собратьев на Украине и не откажется от них. Мы никогда не согласимся на изменение священных канонических границ нашей Церкви, ибо Киев — это духовная колыбель святой Руси, как Мцхета для Грузии или Косово для Сербии» (21 ноября 2016 года на торжествах по случаю 70-летия предстоятеля РПЦ).

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата, патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет: «Аксиома для Украины — независимая церковь. Раз бог дал нам государство, поэтому в этом государстве должна быть и независимая государственная церковь… Заявляю российскому епископату и московскому патриарху, что никогда украинская церковь не вернется в Московский патриархат. Как они в своем государстве имеют свою независимую церковь, так и мы хотим иметь свою независимую автокефальную церковь. Поэтому возврата не будет никогда» (1 декабря 2017 года на пресс-конференции в Киеве).

Владимир Путин, президент России: «Сегодня, вчера смотрю по СМИ — официально практически на Украине устраивают праздник по поводу УНО-УПА, этой националистической профашистской организации. И сопровождается это призывами к расправам над представителями Русской православной церкви Московского патриархата…Где защитники прав человека по поводу отправления религиозных культов и права на вероисповедание?» (14 октября 2014 года на заседании Совета по правам человека).

Петр Порошенко, президент Украины: «Владимир Великий 1029 лет назад принял судьбоносное решение — окрестить Русь-Украину. Он принял христианскую веру от Константинопольской церкви, которая для нас и поныне является церковью-матерью. Именно от нее мы ожидаем признания автокефалии Украинской церкви — равной другим поместным православным церквам. И разумеется, духовно и административно независимой от Москвы, от страны-агрессора» (28 июля 2017 года в Facebook).

Как складывались отношения

В январе 2007 года президент Украины Виктор Ющенко на встрече с иерархами УПЦ КП заявил о необходимости создания на Украине единой поместной православной церкви. Для этого он предложил создать совместную богословскую комиссию, в которую должны были войти по три епископа и по два священника от обеих церквей. Представители Киевского патриархата выразили готовность к диалогу, однако представители Московского патриархата отказались от участия в переговорах, сославшись на неканоничность УПЦ КП. Кроме того, они назвали условием для диалога возврат церквей и отстранение от переговоров патриарха Филарета.

В августе 2009 года в Свято-Успенской Почаевской лавре на Украине патриарх Кирилл призвал к объединению православных церквей. В частности, он заявил, что считает раскол в украинской церкви «реакцией, в том числе и на неправильную политику церковной Москвы». В сентябре была создана комиссия для проведения переговоров. Первую официальную встречу, проведенную в октябре, представители церквей оценили положительно и высказали надежду на дальнейший диалог. В ноябре отношения между церквями вновь осложнились из-за ситуации вокруг церкви в Тернопольской области.

Летом 2010 года патриарх Филарет завил о начале переговоров с Московским патриархатом, конечной целью которых должно было стать объединение церквей. Представитель Киевского патриархата епископ Евстратий скептически охарактеризовал их ход, заявив, что они лишь «имитируют диалог». Руководитель пресс-службы патриарха протоиерей Владимир Вигилянский заявлял, что священники УПЦ КП, желающие вернуться в Русскую православную церковь, могут сделать это «через чин покаяния простыми верующими».

30 ноября 2017 года РПЦ сообщила, что патриарх Киевский и всея Украины Филарет направил в адрес патриарха Кирилла и Архиерейского собора РПЦ письмо, в котором «попросил прощения» и изложил предложения о преодолении раскола. В свою очередь, патриарх Филарет пояснил, что слова о прощении являются традиционным обращением о молитве, а не признанием вины. УПЦ КП выступила с заявлением, что готовы к диалогу с Русской православной церковью с целью признания ее автокефалии, а не воссоединения.

17 апреля 2018 года президент Украины Петр Порошенко сообщил о своем намерении обратиться к патриарху Константинополя Варфоломею с призывом издать томос о единой православной церкви на Украине и предоставлении ей автокефалии. К обращению присоединились представители двух непризнанных на Украине церквей (УПЦ КП и УАПЦ). 22 апреля Константинопольский патриархат принял это обращение к рассмотрению и начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии православной церкви на Украине.

11 октября 2018 года Священный синод Константинопольской церкви отменил документ 1686 года о переходе Киевской митрополии под юрисдикцию Московского патриархата. Также с глав неканонических церквей на Украине — УПЦ КП и УАПЦ — была снята анафема.

15 октября 2018 года Священный синод Русской православной церкви заявил о прекращении евхаристического общения с Вселенским патриархатом в Константинополе. Эти действия послужили ответом на предоставление автокефалии Украинской православной церкви и снятии анафемы с самопровозглашенных киевского патриарха Филарета (Денисенко) и главы Украинской автокефальной церкви Макария.

Последствия решения Священного синода РПЦ

— Разрыв предполагает, что духовенство Русской православной церкви не сможет совершать совместные богослужения с иерархами и клириками Константинопольского патриархата.

— Православные верующие из России не смогут причащаться в храмах, входящих в юрисдикцию Константинополя и участвовать в других таинствах

— РПЦ уже составила для туристов список храмов, где нельзя молиться. Секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Игорь Якимчук отметил, что храмы Константинопольского патриархата расположены, в частности, в Стамбуле, в Анталии, на Крите и на Родосе.

— Пресс-секретарь патриарха Кирилла священник Александр Волков напомнил, что гора Афон входит в юрисдикцию Константинопольского патриарха «со всеми вытекающими отсюда последствиями».

Артем Косенок, Евгения Чернышева, Ольга Шкуренко, Евгений Козичев

«Этот томос мы не принимаем, потому что мы не знали содержание томоса, который нам дали. Если бы мы знали содержание, то 15 декабря (день «объединительного собора». — Прим. «РГ») не голосовали бы за автокефалию. Потому что нам не нужно переходить из одной зависимости в другую», — заявил в интервью украинским СМИ Филарет.

Для понимания происходящего следует напомнить ход событий: 15 декабря прошлого года две неканонические, то есть не признанные ни одной из пятнадцати мировых православных церквей, но зарегистрированные в Минюсте Украины религиозные организации — Киевский патриархат (УПЦ КП) и Украинская автокефальная церковь (УАПЦ) — объявили об объединении и создании ПЦУ. К этому союзу присоединились три иерарха канонической Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), на следующий день, впрочем, извергнутые из сана матерью-церковью. Этот зыбкий и несимметричный союз признал так называемый «вселенский патриарх» Варфоломей, выдав соответствующую справку — тот самый томос, не признанный до сих пор в мировом православии. Поясним, что Варфоломей имеет статус «первого среди равных» и не может в отличие от Папы Римского обязывать к чему-то всех православных. Единственной же формой признания новой церкви являются только совместные богослужения — евхаристической общение — чего все мировые православные церкви, понимая общую скандальность и яркую политическую окрашенность ПЦУ, активно избегают. Дошло до того, что Иерусалимская церковь запретила делегации ПЦУ проводить пасхальные службы на своей канонической территории.

В истории с расколом в украинском православии получилось так, что все обманули всех

Персонально для Филарета в создании ПЦУ и получении томоса главным было и сопутствующее снятие Варфоломеем анафемы, наложенной на него в 1997 году Русской православной церковью. Получив от Варфоломея желаемое, этот пожилой международный аферист согласился юридически ликвидировать свою УПЦ КП и влить ее в ПЦУ, чего, как оказалось, так и не сделал — типичное поведение мошенника в кругу мошенников. Следует заметить, что фактически ПЦУ создавалось на базе УПЦ КП — подавляющее большинство приходов, включая зарубежные, в США и Канаде — примерно девятнадцать из двадцати от общего числа контролировались Филаретом. При этом в обмен на ликвидацию УПЦ КП, если верить Филарету, он получил устные обещания от Порошенко и Варфоломея не оспаривать его фактический контроль над создаваемой структурой. За это он согласился не возглавлять ПЦУ и уступить пост главы этой структуры своему воспитаннику — молодому митрополиту Епифанию.

Получилось так, что все обманули всех: Порошенко проиграл выборы — раскол и создание ПЦУ не прибавили ему голосов, а Филарет потерял президентское покровительство; Епифаний заявил воспитателю о своих правах и потребовал доступ к кафедральным соборам и финансовым потокам; Варфоломей взял устные обещания назад и потребовал от ПЦУ перевода всех зарубежных приходов в ведение своего патриархата. Одновременно собственную интригу ведут украинские униаты, грекокатолики, подчиненные Ватикану, активно охмуряющие Епифания идеей объединения с ПЦУ на своих иезуитских условиях.

В итоге все свелось к денежным вопросам — Филарет уже заявляет, что присутствовавшие на «объединительном соборе» иерархи получали от Порошенко по 20 тысяч долларов, о чем и ранее сообщали критики томоса. Сейчас Филарет собирает новый учредительный собор УПЦ КП на 20 июня и отказывается общаться с подельниками — Епифанием и Варфоломеем. К вере и православию в целом этот конфликт аферистов-расстриг не имеет отношения, но является доходчивой и яркой аллегорией всей «украинской» политики.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *