Кто такой акакий?

Это мужское имя греческого происхождения в России встречается редко. Оно больше популярно в Грузии. Значение имени Акакий демонстрирует перевод с греческого: «мирный», «беззлобный». Названный так мужчина уравновешен, спокоен, скромен. Уже с детства проявляются эти качества — мальчик ведет себя кротко, незаметно.

Значение имени Акакий для мальчика проявляется в его спокойствии, вежливости со всеми. Родители могут быть уверены: их тихий, добрый ребенок не станет грубияном, хулиганом. Такая его мягкость приводит к некоторым недостаткам — чрезмерной доверчивости, инфантильности, наивности. Вследствие этого его добротой могут воспользоваться менее порядочные сверстники.

Вместе с тем значение имени Акакий для ребенка раскрывается также в привязанности мальчика к дому и матери. Часто он не очень уверен в себе, поэтому ему нужна родительская опека, поддержка, ободрение. Если родители хотят воспитать сильного независимого юношу — лучше записать Акашу в спортивную секцию. Занятия спортом помогут мальчику выработать бойцовские качества.

Ребенок обидчив, ревнив, очень чутко реагирует на несправедливость. Толкование имени также сообщает, что он застенчив, неуверен в себе, поэтому не стремится лидировать в коллективе, да и частого общения старается избегать.

Любовь

Несмотря на что, что Акаша отличается кротким нравом, скромностью (а может, как раз благодаря этому), он привлекает внимание женщин. Юноше во взаимоотношениях трудно, поскольку с девушкой он стремится быть искренним, честным. Его застенчивость и вместе с тем обаяние внушает симпатию представительницам прекрасного пола, однако приносит неудобства самому.

Найдя свою любовь, становится романтичным — это означает, что при ухаживании проявляются многие положительные способности. Его знаки внимания не могут не вызывать отклика у избранницы. Если страсть сильна — может потерять контроль над собой, наделать глупостей, а потом сожалеть об этом. Любит флирт, но не придает ему большого значения и редко использует специальные способы, чтобы соблазнить женщину.

Семья

Акакий очень ценит семейный очаг. Можно сказать, что целью его жизни является создание крепкой семьи, где его будут понимать и любить. Это также обозначает, что он станет для своей половинки верным, преданным мужем, ее опорой. Семейного счастья достигнет с достойной, воспитанной, тихой девушкой. Он однолюб и с женой составит идеальную пару. В их жизни будут царить счастье, взаимопонимание, любовь, которые имеют большое значение для обоих.

Любит проводить время дома, поэтому не склонен часто видеть у себя посторонних или гостей. Любит своих детей, заботливый отец, который не обидит их ничем. Уважает своих родителей, заботится, помогает им во всем.

Бизнес и карьера

Ему отлично подходит творческая деятельность, поскольку к этому располагает богатый внутренний мир молодого человека. Он может реализовать себя в религиозных, философских исследованиях, естественных науках. Мужчина трудолюбив, а значит, способен достичь определенных результатов. Ответственный работник, который не завидует коллегам, не стремится занять место начальника.

Акакий Хорава

В силу обстоятельств может часто менять работу, переезжать в разные места. Устоявшийся уклад жизни Акакия, имеющий для него важное значение, может кардинально поменяться, однако все эти перемены в конечном итоге окажутся к лучшему.

Финансовые дела редко станут удачными для этого мужчины, чаще он будет терпеть убытки. Спекуляции способны привести его к краху. Очень вероятно, что обладателя этого именования могут часто обманывать. Но все же, какими бы ни были испытания, все закончится благополучно.

Он может стать священнослужителем, писателем ученым.

Происхождение имени Акакий

О происхождении имени Акакий мнения сходятся: у него греческая этимология. Его основа — слово «какос», то есть «плохой», и приставка а-, отрицающая это неблагоприятное значение. Образовалось новое слово, откуда произошло именование Акакос, имеющее значение «незлобивый», «мирный», «не делающий зла».

Истории христианства известны три великомученика, три епископа и один патриарх, названные так. Поэтому наименование популярно в христианской религии. Святцы насчитывают 12 дней памяти этих святых. Своим подвигом они достойно подтвердили тайну имени: смирение, непротивление злу, душевная доброта, что составляет одну из важнейших философских опор христианской религии.

Мальчиков так называют больше в Грузии: известны несколько видных деятелей из различных отраслей. Например, Акакий Церетели — поэт, чье имя стало известно во всем мире благодаря песне «Сулико».

Благодаря герою повести «Шинель» Гоголя это именование стало нарицательным. С тех пор оно — символ тихого, «маленького» человека.

Характеристика имени Акакий

Это кроткий, старающийся не выделяться человек с уравновешенным характером. Старается, чтобы ближайшее окружение составлятли верные преданные друзья, поскольку очень тяжело переживает обман, предательство. У него богатый внутренний мир, есть творческие способности, но проявлять их мешают застенчивость и робость.

Акакий Цилосани

Положительными чертами являются доброта, чувствительность, любовь к своему дому. Он вежлив, очень порядочен, серьезен, исполнителен, ответственен. Обстоятельства играют большую роль в его жизни. Однако когда возникает случай, способный повлиять на судьбу, изменить ее к лучшему, этот мужчина может попросту его не заметить, не использовать.

Названный так молодой человек не любит аферы, интриги. Стабильность он предпочитает риску и роскоши. Не станет мстить обидчику, участвовать в интригах, заговорах. Но, говоря о плюсах и минусах характеристики имени Акакий, следует отметить также непостоянство, нерешительность, неумение разбираться в людях. Ему не хватает уверенности в себе, правильности своих взглядов, поступков. Это проявляется как нерешительность, непостоянство убеждений и действий, граничащие с беспринципностью.

Тайна имени

  • Камень — берилл, селенит, белый коралл;
  • Именины — 22 марта, 30 апреля, 20 июля, 28 сентября;
  • Гороскоп или знак зодиака имени — Дева, Рак.

Известные люди с именем Акакий

  • Акакий Церетели (1840-1915) — грузинский поэт, писатель, просветитель, лидер национально-освободительного движения Грузии;
  • Акакий Хорава (1895-1972)— грузинский советский актер, театральный режиссер, Народный артист СССР;
  • Акакий Цилосани — хирург, специалист по трансплантологии волос, доктор медицинских наук, профессор.

Имя Акакий на разных языках

Перевод имени Акакий на английский, французский, испанский, немецкий — Akaki. На португальский — Acácio.

Как переводится на восточные языки? На китайском пишется 阿卡基, на японском — 赤木.

Формы имени

  • Полное имя — Акакий;
  • Производные, уменьшительно-ласкательные, сокращенные и другие варианты — Акаша, Акаха;
  • Склонение имени — Акакию, Акакия;
  • Церковное имя в православии — Акакий.

И.В. Трофимов

АКАКИЙ АКАКИЕВИЧ — КАЛЛИГРАФ

Иосиф Васильевич Трофимов (1947-2007) — авторитетный ученый и замечательный человек, жизнь которого была связана с различными культурными пространствами. Родился в Литве, в крестьянской старообрядческой семье; учился в Вильнюсском и Калининградском университетах; семь лет преподавал школьникам Калининградской области русскую словесность. Впоследствии работал преподавателем в университетах Стерлитамака (Башкирия) и Дрогобыча (Украина). В 1988 году И.В. Трофимов стал работать в Даугавпилсском университете (Латвия), где прошел путь от доцента до профессора и пользовался огромным уважением со стороны коллег и студентов.

Научные интересы Иосифа Васильевича были разнообразны. В начале научной деятельности И.В. Трофимов был вдумчивым исследователем творчества Н.А. Некрасова, одним из любимых учеников проф. А.М. Гаркави — известного не-красоведа. В библиографическом списке научных работ и публикаций И.В. Трофимова, созданных на протяжении тридцати восьми лет, содержится более 170 единиц. Здесь представлены исследования, посвященные разнообразным, разновременным и разноуровневым персоналиям русской литературы и культуры: Н. Гоголю, И. Брянчанинову, И. Тургеневу, А. Островскому, А. Дружинину, А. Писемскому, П. Мельникову (Печерскому), А. Чехову, Ф. Сологубу, А. Белому, С. Есенину, Б. Пильняку, Л. Добычину, С. Кржижановскому, И. Ильину, Б. Зайцеву, М. Осоргину, М. Пришвину, Л. Леонову и многим

другим…

И.В. Трофимова всегда интересовала старообрядческая литература, культурный феномен провинции. И все-таки, судя по всему, особое место в интеллектуальной жизни Иосифа Васильевича занимал Гоголь. Мы, коллеги И.В. Трофимова, неоднократно слушали его доклады и лекции о Гоголе. И все же, когда в 2006 году, в Ульяновске вышла книга Иосифа Васильевича «Искушение литературой» с подзаголовком «Николай Гоголь и эстетика духовной прозы первой половины XIX века», она произвела неизгладимое впечатление как одна из лучших книг о Гоголе, вышедших в последнее время, и до сих пор остается лучшей памятью о коллеге, ушедшем в период ярчайшего расцвета своего научного таланта.

Г. Б. Марков, доцент Даугавпилсского университета (Латвия)

гу и чернила!»1. Осип является с чернилами и бумагою. Далее следует игра, в которой сладострастие «писания» становится второй натурой Хлестакова, что подчеркивается Гоголем серией однотипных ремарок: «Начинает писать», «пишет», «пишет»,

Письмо, переписывание, писание как процесс, как физическое действие в произведениях Н.В. Гоголя занимает значительное место и обладает повышенной семантикой. Несколько примеров: в комедии «Ревизор» Хлестаков пишет письмо «в Петербург к Тряпичкину»: «Эй, Осип, подай мне бума-

1 Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 9 т. Т. 3-4. — М., 1994. С. 257.

«пишет», «пишет», «Продолжает писать», «пишет», «продолжает писать», и, наконец — «Свертывает и подписывает»2. Художественно воплотить эту «игРУ» — уже дело актера.

Но вот и сам процесс. В первоначальной редакции комедии Хлестаков рассказывает о Пушкине — и опять оргия «писания»: «А как странно сочиняет Пушкин. Вообразите себе: перед ним стоит в стакане ром, славнейший ром, рублей по сто бутылка, какова только для одного австрийского императора берегут, — и потом уж как начнет писать, так перо только тр… тр…тр…»3.

В поэме «Мертвые души» производство писанины становится подобным обряду: «Герои наши видели много бумаги, и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского покроя и даже просто какую-то светлосерую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив ее почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганье земли или описке имения <…> Шум от перьев походил на то, как будто несколько телег с хворостом проезжали лес, зава-

ленный на четверть аршина иссохшими листьями» .

Но самая высокая степень сладострастия писания представлена в «Шинели». Служил Акакий Акакиевич Башмачкин, как известно, «чиновником для письма»5. Суть служения состояла в следующем: «Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «перепишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему предложил и

имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивал-

ся писать ее» .

Далее Гоголь обстоятельно описывает, как «Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним», как «сыпали на голову ему бумажки», одним словом — мешали. Но… «среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме»7.

Дм. Чижевский, эмигрант первой волны, философ, теолог, литературовед, в статье «О «Шинели” Гоголя» справедливо отмечал, что «Гоголь, читатель Отцов Церкви и «Добротолюбия”, Гоголь, в котором ряд его друзей видел пророка — или, по крайней мере, учителя жизни, — ведь это тот же самый Г оголь, который написал «Шинель”». Но далее у него необъяснимо странное: «Но мы не хотим здесь давать интерпретацию «Шинели”, исходя из святоотеческой литературы»8.

Это «не хотим» до сих пор довлеет над многочисленными писаниями о Гоголе. Это «не хотим» приводит к потребности истолкования лишь одной

2 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 3-4. С. 257-258.

3 Цит. по: Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. — Л., 1985. С. 255.

4 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 5. С. 130.

5 Там же. Т. 3-4. С. 110.

6 Там же. С. 111.

7 Там же. С. 111.

8 Чижевский Дм. О «Шинели» Гоголя // Дружба народов.

1997. № 1. С. 215

страсти, одного «задора» Акакия Акакиевича -страсти «к новой шинели»: «…в «Шинели” задор героя — ниже всего, что мы видим в других местах у Гоголя. И все-таки Акакий Акакиевич имеет задор, он выставляет объект своего задора, свою шинель»9. Но ведь дело в том, что есть (или, вернее, был) у героя и другой «задор» — фантастическое поклонение чистому листу бумаги, на котором силой его духовного веления проявлялась Буква.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В повести Г оголя шинель как символ всего материального, вещного в конце концов замещает Букву (символ духовного), и в этом — источник борьбы, составляющей интригу. Но если так много внимания истолкователями Г оголя уделено шинели, как предмету страсти Акакия Акакиевича, то не обратиться ли и к другой, пусть даже и преодоленной, замещенной страсти нашего героя — к его возлюбленной Букве.

В поведении Акакия Акакиевича до той поры, когда его постигла мысль о приобретении новой шинели, просматриваются черты монашеского служения10, принципы которого сложились еще на заре христианства, будучи зафиксированы в уставах Василия Великого, Бенедикта и др. Если православное монашество строило свой мир согласно установлениям Василия Великого, то западное (европейское) опиралось на авторитет Бенедикта. Гоголь, делая пространные выписки из творений Святых Отцов, часто обращался к имени Василия Великого. Но можно предположить, что подолгу живя в Италии, влюбленный в Италию, он интересовался и жизнью католических монашеских орденов, в том числе и бенедиктинского.

Возвращаясь к Акакию Акакиевичу, следует отметить его истинно монашеское послушание, сопряженное с самоуничижением. При этом послушание Акакия Акакиевича совершалось почти исключительно в молчании, чем подчеркивалась высокая степень его самоотречения. Но и не только. В «В выписках из творений Св. Отцов», Гоголь на это обращает особое внимание, Св. Василий одним из условий сохранения «неизрекаемого учения» считал наличие «недоступного любопытству и выведова-нию молчание» подвижников, которые «быв здраво научены молчанием охраняти святыню таинства»11.

Послушание, самоуничижение и молчание ценны не сами по себе, а как условие сохранения целостности (если хотите — девственности) учения. Акакию Акакиевичу, как известно, по-бесовски мешали исполнению послушания, однако «…среди этих докук он не делал ни одной ошибки в письме». Этому обстоятельству в средневековой духовной культуре придавалось особое значение. Обратимся опять же к выпискам Гоголя из творений Св. Васи-

9 Там же. С. 216.

10 О.И. Скабельская, отмечая недружеское отношение к Акакию Акакиевичу со стороны его сослуживцев, объясняет это тем, что он «другой». Напиши она «иной», и «праведничество» героя приобрело бы характер иноческого служения (см.: Скабельская О.И. «Я брат твой…» (Духовный пласт повести Н.В. Гоголя «Шинель») // Класичнаспадшина і сучасне художне мислення. — Дрогобыч — Черкассы, 2001. С. 63.

11 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 8. С. 474.

лия Великого: «Един дар достойный: соблюдение дарованного. Давший тебе сокровище требует не цены за данное, но достойного хранения данного»12.

Это делало труд переписчика особенно почетным и ответственным монашеским послушанием. О.А. Добиаш-Рождественская отмечала: «С началом феодального периода и размножением монастырей книжное дело всецело переходит в руки монахов, чему дает могучий толчок реформа бенедиктинского ордена, осуществленная Кассиодором, который сделал списывание книг одним из главнейших положений монашеского устава»13.

Сам же Кассиодор (ок. 490-ок. 585), основатель монашеского общежития в поместье «Виварий» с библиотекой и скрипторием для переписки сочинений позднеримских и языческих авторов, вошедшей в монашеское братство Бенедикта, писал: «Я должен вам высказать свое желание. Если иные из вас могут осуществить свой подвиг в телесном труде, то мне гораздо более по душе труд книжного списателя <…>. Широко и далеко рассеивается написанное им. Блажен извол, похвальна усидчивость тех, кто вещает людям рукою, отверзает язык перстами, несет смертным молчаливое благо и борется против соблазнов пером и чернилами»14.

Позже Кассиодору вторил Алкуин (VIII в.):

Пусть в этой келье сидят переписчики Божьего слова

И сочинений святых достопочтенных Отцов;

Пусть берегутся они предерзко вносить добавленъя.

Дерзкой небрежностью пусть не погрешает рука.

Верную рукопись пусть поищут себе поприлежней,

Где по неложной тропе шло неизменно перо.

Точкою иль запятой пусть смысл пояснят без ошибки,

Знак препинанья любой ставят на месте своем,

Чтобы чтецу не пришлось сбиваться иль смолкнуть

нежданно,

Братье читая честной или толпе прихожан.

Нет благородней труда, чем работать над книгой

святою,

И переписчик свою будет награду иметь.

Лучше книги писать, чем растить виноградные лозы:

Трудиться ради души первый, для чрева второй15.

Со временем требования, предъявляемые к изготовлению канона, фиксировались в уставах, из поколения в поколение в изустных преданиях передавались нравственные максимы, обеспечивающие высокое качество труда. В. Рабинович в книге «Исповедь книгочея, который учил букве, а укреплял дух» так суммировал эти максимы: «вносить добавления» — «предерзкое дело»; перо должно идти «по неложной тропе»; «точка или запятая — орнамент формы, но лишь именно в такой вот и только таким образом орнаментированной форме живет подлинный смысл (просвечивается сквозь нее)»16.

12 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 8. С. 477.

13 Добиаш-Рождественская О.А. Культура западноевропейского средневековья. — М., 1987. С. 111.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 Цит по: Добиаш-Рождественская О.А. Указ. соч. С. 173.

16 Рабинович В. Исповедь книгочея, который учил букве, а

укреплял дух. — М., 1991. С. 151.

Нельзя думать, что подобное отношение к форме как носителю закона характерно только для христианской культуры. Здесь христианство во многом унаследовало уроки иудаизма, присовокупив к ригоризму Талмуда поэтическое воодушевление Евангелия. Д. Щедровилкий, комментируя Ветхий Завет, обращает внимание на высокие требования, предъявляемые к «софрим» (писцам, книжникам), «…которые, создавая новые свитки, с точностью до каждого знака переписывали Тору и другие библейские книги» и к которым «на протяжении веков соблюдались изложенные в Талмуде строгие предписания». Например: «Сын мой, будь крайне осторожен при переписывании Слова Божьего, ибо, не дописав один знак или внеся один лишний, ты можешь разрушить всю вселенную»17.

Не менее строгие требования предъявлялись к переписчику (каллиграфу) и на мусульманском Востоке. Отдельные фрагменты «Трактата о каллиграфах и художниках» кази-Ахмеда могут быть прочитаны как развернутый парафраз к характеристике, казалось, странного на первый взгляд поведения Акакия Акакиевича Башмачкина.

О ты, который хочешь стать мастером в письме <…> Тебе следует оставить покой и сон <…>

День и ночь от этой работы не отдыхать Отказаться от своих желаний,

Отвернуться от страсти стяжательства и алчности, Бороться также с плотскими страстями <.>

Сделай своим постоянным занятием — довольство и

послушание,

Не будь ни одного часа нечистым… 18.

Н.Н. Таранов, автор книги «Рукописный шрифт», откуда приведены эти слова, поясняет: «В древности каллиграфия ценилась особенно высоко как искусство сообщить графическому знаку эмоциональносимволическое значение, передать в нем как сущность слова, так и мысль и чувство каллиграфа. Искусство красивого письма бережно передавалось от мастера к ученику. Писанное слово — талисман, а сам процесс писания — магическое действие»19.

Самое главное, на что обращает внимание Гоголь, это полное согласие Акакия Акакиевича с занимаемой должностью: «Вряд ли где можно было найти человека, который так жил бы в своей должности. Мало сказать: он служил ревностно, — нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его»20.

Комментируя устав Бенедикта, Л.П. Карсавин особое внимание обращал на 12 ступеней «небесного возвышения», явившихся во сне Иакову лестницей, «на которой виделись ему нисходящие и восхо-

17 Щедровщкий Д. Введение в Ветхий Завет. — М., 2001.

18 Таранов Н.Н. Рукописный шрифт. — Львов, 1986. С. 8.

19 Там же.

20 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 3-4. С. 111-112.

дящие ангелы». Первая ступень — «монах ходит перед Богом и отвращается от собственных желаний». Вторая — «полный отказ от собственной воли». Третья — «послушанием подчиниться старшему». Четвертая — «повиновение старшему во всем, даже если это сопряжено со страданием». Пятая — «монах должен в смиренной исповеди открывать аббату все свои злые помыслы». Шестая — «действительно смиренный доволен всем, считая себя недостойным рабом». Седьмая — монах ставит себя «ниже других не на словах только, а на деле». Восьмая — «истинно смиренный должен делать лишь то, что предписывается уставом». Девятая — соблюдать молчание. Десятая — не смеяться. Одиннадцатая — проявлять мудрость, довольствуясь немногими словами. Двенадцатая — «смирение в наклоненной голове и опущенных в землю взорах»21.

На какой ступени смирения Акакий Акакиевич, который принимает послушание не только в часы, ему отведенные, но и во все прочие, если послушание для него не только налагаемые тяготы, но и радость, наслаждение; и, наконец, если послушание совершенно возносит его к абсолюту, лишая индивидуальной воли («сам не свой»)? В этом случае разве не к Акакию Акакиевичу обращены слова св. Бенедикта: «Взойдя же на все эти ступени смирения, монах быстро достигает любви, которая изгоняет страх. Благодаря ей, он без всякого труда, как бы по природе, по привычке, не из страха перед геенною, а из любви к Богу и вследствие доброй привычки и наслаждения добродетельно станет соблюдать все то, что прежде соблюдал не без ужаса»22.

И здесь нелишним будет завершить выпиской из «Шинели»: «Приходя домой, он садился тот же час за стол, хлебал наскоро свои щи», и после того, как желудок достаточно насыщался, «вынимал баночку с чернилами и переписывал бумаги, принесенные на дом. Если же таких не случалось, он снимал нарочно, для собственного удовольствия, копию для себя, особенно если бумага была замечательна не по красоте слога, но по адресу к какому-нибудь новому или важному лицу»23.

И последний штрих: «Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то Бог пошлет переписывать завтра?»24.

Такое маниакальное пристрастие к переписыванию большинством читателей и профессиональных исследователей понималось однозначно как патологическое нарушение психики. Несколько примеров. Пишет С.И. Машинский: «Гоголь, конечно, не скрывает своей иронической усмешки, когда он описывает ограниченность и убожество своего героя. Акакий Акакиевич робкий, пришибленный нуждой человек, ценой тяжкого труда и мучительных унижений зарабатывающий свои четыреста рублей в год. Это забитое, бессловесное существо безропотно сносит «канцелярские насмешки» своих

21 Карсавин Л.П. Монашество в средние века. — М., 1992. С. 60-61.

22 Цит. по кн.: Карсавин Л.П. С. 61.

23 Гоголь Н.В. Указ. соч. Т. 3-4. С. 113.

24 Там же.

сослуживцев и деспотическую грубость начальника. Нищета духа оборачивается всепожирающей страстью Акакия Акакиевича обзавестись шинелью»25.

Автор совершенно искренне не допускает и мысли, что его «характеристика» замечательно пополняет «канцелярские насмешки», выказываемые сослуживцами герою повести.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но и у Г. А. Гуковского читаем: «Акакий Акакиевич демонстрирует унижение духа человека, падение его достоинства столь крайнее, какого не было еще ни у одного из «героев» Гоголя»26. И причина эта, как предполагал автор, «убожество», «нищета», трагизм «грошовых» расчетов: «…где взять другие сорок рублей?»27 Неужели Акакий Акакиевич вкупе с Гоголем не знал, где взять эти чиновничьи сорок рублей? Знал, но еще важнее то, что не мог. Ну чем не

«смешной идиот» (по выражению Н.Г. Чернышев-

28Л

ского ), которому не достает сил выйти на площадь и «все уравнять»! Действительно: «Никаких проявлений подлинно человеческого существа в нем нет; это — машина, а не человек»29. Потом следует поправка: «…Гоголь подчеркивает мысль о том, что и в этом полуживотном есть человек». Бог знает, что лучше: машина или полуживотное…

Только едва ли не на рубеже тысячелетий в Башмачкине увидели «художника»: «Самоотверженная любовь героя «Шинели” к своему должностному занятию свидетельствует, по замыслу Гоголя, не о чем ином, как о погребенном в Акакии Акакиевиче незаурядном таланте, а именно таланте… «художника «30. Но и здесь не обошлось без ироничной, снисходительной усмешки.

Непонимание гоголевского Башмачкина можно, наверное, было бы объяснить «выпрямляемо-стью» советского литературоведения, советского искусства. Ведь сумел же Н.В. Томский выпрямить памятник Гоголю в Москве, что не смог (или не захотел) в свое время сделать Н.А. Андреев. Однако едва ли можно уличить в этой «выпрямляемости» А. Белого, Г. Газданова, В. Набокова, высказывания которых М. Васильева в статье «»Шинель” и пересечение параллелей» характеризует следующим образом: «Бережная интонация начала века снова сменилась беспощадной». В этом контексте, по ее словам, «Сегодня письмо В.Г. Белинского кажется чуть ли не лояльным, уже хотя бы потому, что, безусловно жесткое в своих выпадах, оно не допускало ироничного тона»31.

Не допускало потому, скажем от себя, что конфликт «Шинели» трагический, неразрешимый. И этот трагизм усугубляется его онтологической природой. Имеет ли право Акакий Акакиевич (читай: Человек, Человечество) на Шинель, иначе, «насущ-

25 Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. — М., 1979. С. 171.

26 Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. — М.; Л., 1959. С. 352.

27 Там же.

28 Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т. Т. 2. -М., 1981. С. 216.

29 Гуковский Г.А. Указ. соч.. С. 352.

30 Виноградов И.А. Гоголь — художник и мыслитель: Христианские основы миросозерцания. — М., 2000. С. 242.

31 Васильева М. «Шинель» и пересечение параллелей // Дружба народов. 1997. № 1.

но необходимое» (Ю. Манн)? Имеет. Обладают ли сущностной ценностью христианские идеалы, в полноте своей воплотившиеся в монашестве? Обладают. Но совпадает ли идея Шинели с истиной, заключенной в Букве? Не совпадает.

Акакий Акакиевич человеку нового времени смешон. Но разве не смешно этому человеку при взгляде на монаха, занятого умонепостигаемым трудом по обретению благодати, коснеющего в своем средневековье? Может ли этот человек в полной мере оценить сладость Буквы, которая, как считал Алкуин — «Страж истории»33. Не может.

И знаком прогрессирующей бездуховности у Гоголя становится перо, беспечно несущееся по бумаге.

32 Чуковский К. Дневник. 1901-1929. — М., 1991. С. 106.

33 Алкуин. Словопрение высокороднейшего юноши Пипина с Альбином схоластиком // Памятники средневековой латинской литературы ^-ГХ веков. — М., 1970. С. 265.

Значение и характеристика имени Акакий

Бессмертная «Шинель» Гоголя прославила имя Акакий и практически вывело его из употребления в России. Принято считать, что это имя может носить безвольный и лишенный индивидуальности человек, но это совсем не так. Акакии отличаются оригинальным умом и нестандартным подходом к решению проблем, они амбициозны и упрямы. Не стоит обманываться сдержанным и холодным поведением Акакия, он просто прекрасно умеет скрывать кипение страстей за вежливым выражением лица и корректными фразами.

В работе им нет равных, но только в том случае, если Акакий занимается любимым делом. Если работа ему по душе, то он выкладывается полностью, готов работать за скромную плату и в тяжелых условиях. Если работа ему не нравится, то несмотря на все старания совестливого Акакия, результат будет далеко не блестящим.

Акакий любит и понимает женскую красоту, но его избранница редко страдает от ревности, так как семья для этого эстета превыше всего. Он заботливый отец и нежный муж, если жена научится смотреть снисходительно на его упрямство, то лучшего супруга найти сложно. Особенно укрепляет брак умение Акакия сохранять пылкость чувств и страсть даже в длительных отношениях. Будучи очень патриархальным, Акакий заботится о родственниках, он всегда готов помочь младшим братьям и сестрам, очень серьезно относится к семейным встречам и торжествам.

В юности Акакии бывают очень застенчивы, они боятся попасть впросак, так как предъявляют к себе очень высокие требования и хотят выглядеть в глазах окружающих исключительными личностями. Однако именно это свойство характера помогает им преуспеть в науке и спорте.

Акакий обожает развлечения, дружеские вечеринки и яркие праздники. Обычная бережливость изменяет ему, когда дело касается удовольствий. На дружеских посиделках он расслабляется, много говорит, любит потанцевать.

Определите даты именин для любого имени из православного и каталического календаря именин.

Именины для имени Акакий:

17 марта, 22 марта, 13 апреля, 25 апреля, 30 апреля, 14 мая, 20 мая, 1 июня, 20 июля, 10 августа, 28 сентября, 13 октября, 6 ноября, 12 декабря.

Именины (день ангела) — день памяти святого, имя которого было дано христианину при таинстве крещении. Календарь именин (дней ангела), представленный ниже, поможет Вам определить дату именин, а также узнать значение имени и его происхождение.

Православный и католический календари именин сильно отличаются по именам святых, так как после церковного раскола 1054 года, каждая церковь канонизировала только своих святых. Таким образом, легко можно определить, какой святой был канонизирован до церковного раскола — он будет представлен как в православном, так и в католическом календаре именин.

Смотреть календарь именин православный и католический.

Значения имени Акакий

Акакий Незлобивый.

Поделиться ссылкой «Именины для имени Акакий» с друзьями в соцсетях:

Социал-демократическая партия Грузии

груз. საქართველოს სოციალ-დემოკრატიული პარტია

Лидер

Ной Жордания

Дата основания

Дата роспуска

Штаб-квартира

Тбилиси

Идеология

Социал-демократия

Интернационал

Социалистический рабочий интернационал

Партийная печать

«Эртоба» (с груз. — »Единство»)

Грузинская социал-демократическая партия (груз. საქართველოს სოციალ-დემოკრატიული პარტია) — марксистская партия, существовавшая в Грузии с 1918 по 1926 годы. Ведущая политическая сила в Грузинской Демократической Республике.

Флаг Грузии (1918—1921), созданный Яковом НиколадзеКарл Каутский с грузинскими социал-демократами, Тбилиси, 1920.
В первом ряду: С. Девдариани, Н. Рамишвили, Н. Жордания, К. Каутский и его жена Луиза, С. Джибладзе, Р. Арсенидзе;
во втором ряду: секретарь Каутского Ольберг, Е. Тевзая, К. Гварджаладзе, К. Сабахтарашвили, С. Тевзадзе, А. Урушадзе, Р. Цинцабадзе

Предыстория

Первой социал-демократической организацией Грузии стала литературно-политическая группа «Месаме-даси» (груз. მესამე დასი; рус. «Третья группа»), основанная в 1892 году в Зестафони марганцепромышленником Иосифом Какабадзе, агрономом Евгением Вацадзе, беллетристом Эгнатэ Ингороква (Ниношвили), сыном священника Дмитрием Каландарашвили, бывшим воспитанником Тифлисской духовной семинарии Силибистро Джибладзе и бывшим студентом Харьковского ветеринарного института Николаем (Карло) Чхеидзе. Позднее группа превратилась в политическую организацию грузинских социалистов-марксистов. После создания Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), объединившей многочисленные социал-демократические группы Российской империи в единую партию, «Месаме-даси» присоединилась к ней, сохранив при этом своё название и организационную самостоятельность. В 1903 году был образован Кавказский союз РСДРП и «Месаме-даси», подчинившись партийной дисциплине, влилась в его состав, прекратив своё существование как отдельная организация. Юридически это было оформлено на II съезде РСДРП в том же 1903 году. Потеряв организационную самостоятельность «Месаме-даси» сохранилась как литературная группа и как название грузинских социал-демократов.

После раскола российской социал-демократии на меньшевиков и большевиков, большая часть членов «Месаме-даси», в том числе Ной Жордания, Исидор Рамишвили, Силибистро Джибладзе, Николай Чхеидзе, Ираклий Церетели, постепенно примкнули к меньшевикам. Часть грузинских социал-демократов, среди которых были Иосиф Джугашвили (Сталин), Серго Орджоникидзе и Филипп Махарадзе, присоединились к большевикам.

Некоторые деятели грузинской социал-демократии, Николай Чхеидзе, Акакий Чхенкели, Евгений Гегечкори, Исидор Рамишвили, Ираклий Церетели, Ной Жордания, были избраны в Государственную Думу либо в думы Тифлиса или Кутаиси. Грузинские меньшевики активно участвовали в революции 1905 года, в частности, в Гурии, где была провозглашена крестьянская республика.

Николай Чхеидзе, председатель Исполкома Петроградского Совета (февраль—октябрь 1918), глава парламентских ассамблей Грузии и Закавказья (1918—1921)

В 1917 году ряд деятелей грузинской социал-демократии приняли участие в российской революции. Николай Чхеидзе с февраля по октябрь 1917 года возглавлял Исполнительный комитет Петроградского Совета, коллегиального представительного органа власти, пользовавшегося огромным влиянием не только в Петрограде, но и по всей России. Ираклий Церетели с мая по октябрь занимал должность вначале министраа почт и телеграфов, а затем министра внутренних дел Временного правительства России.

Ираклий Церетели, министр Временного правительства России (1917)

Акакий Чхенкели в марте 1917 года был назначен членом Особого Закавказского Комитета (ОЗАКОМ), органа Временного правительства России по управлению Закавказьем. С ноябре 1917 года по февраль 1918 года Евгений Гегечкори руководил Закавказским комиссариатом, правительством Закавказья, созданным грузинскими меньшевиками, эсерами, армянскими дашнаками и азербайджанскими мусаватистами и заменившим ОЗАКОМ. В феврале 1918 года в Тифлисе прошло первое заседание Закавказского Сейма, созванного Закавказским комиссариатом как представительный и законодательный орган государственной власти в Закавказье. Председателем Сейма стал Николай Чхеидзе, к тому времени уже покинувший Петроград. Главой первого правительства Закавказской демократической федеративной республики, провозглашённой Сеймом, стал Акакий Чхенкели. Его сменил Евгений Гегечкори.

Ной Жордания, председатель Тифлисского совета (1917), глава 2-го и 3-го правительств Грузии (1918—1921)

История

Ной Рамишвили, глава 1-го правительства независимой Грузии (1918)

В 1918 году после фактического распада Российской империи грузинские меньшевики отделились от Российской социал-демократической рабочей партии (меньшевиков) и образовали Грузинскую социал-демократическую партию. К августу 1918 года партия насчитывала свыше 70 тыс. человек. Центральным печатным органом партии стала газета «Эртоба» (с груз. — »Единство»), выходившая в Тифлисе в 1917—1921 годах.

В число наиболее известных членов партии входили Николай Чхеидзе, Евгений Гегечкори, Григол Лордкипанидзе, Исидор Рамишвили, Сеид Сардионович Девдариани, Константин Андроникашвили, Ной Жордания, Ираклий Церетели, Акакий Иванович Чхенкели, Михаил Хундадзе, Евгений Гваладзе, Акакий Андгуладзе.

На выборах в Учредительное собрание Грузинской Демократической Республики 14 февраля 1919 года партия набрала 81,5 % голосов и 109 мандатов из 130. Пользуясь широкой поддержкой среди населения Грузии социал-демократы доминировали в политической жизни страны. Так, если в первое правительство независимой Грузии также вошли национальные демократы и социал-федералисты, то два последующих кабинета социал-демократы смогли сформировать самостоятельно после отказа других партий. За время правления социал-демократы приняли 126 законов.

Находясь у власти, грузинские социал-демократы столкнулись с целым рядом проблем. В частности, офицерский состав только что созданной грузинской национальной армии был как правило укомплектован офицерами Российской императорской армии, которым руководство партии не всегда доверяло, а формирующаяся Национальная гвардия представляла собой ополчение, не отличавшееся высокой дисциплиной. Военный вопрос был особенно актуальным на фоне пограничные споров с Турцией, Арменией и Азербайджаном, а также конфликтов с абхазами и осетинами. После окончательного поражения Германии в Первой мировой войне встал вопрос о налаживании отношений со странами Антанты, что осложнялось близкими отношениями властей Грузии с немцами после заключения теми Брестского мира. Так, к примеру, Франция де-юре признала Грузинскую Демократическую Республику только в феврале 1921 года, меньше чем за месяц до установления в Грузии советской власти.

В эмиграции

После того как стало ясно, что установление советской власти в Грузии (февраль—март 1921) неизбежно, 16 марта парламент поручил правительству продолжить сопротивление за пределами страны. Лидеры грузинских социал-демократов эмигрировали и образовали во Франции «Заграничное бюро» и правительство в изгнании. В 1922 году эмигрировавшие лидеры грузинских меньшевиков вошли в состав «Паритетного комитета антибольшевистских партий Грузии». В 1923 году партия вошла в Социалистический рабочий интернационал. Во Франции грузинские социал-демократы издавали журналы «Борьба» и «Наш флаг».

После установления в Грузии советской власти и вхождения республики в состав СССР грузинские социал-демократы продолжали свою деятельность, но уже подпольно. В августе 1924 года члены партии приняли активное участие в организации крупного антисоветского восстания в Грузии, после провала которого деятельность партии была прекращена сотрудниками ОГПУ. Так, 1 сентября 1924 года был казнён Ной Хомерики, бывший министр сельского хозяйства, тайно вернувшийся в Грузию в 1923 году, чтобы участвовать в подготовке восстания. Впрочем, нахождение за границей тоже было опасным для политэмигрантов. Например, Ной Рамишвили был убит в 1930 году в Париже. Вплоть до 1950-х годов грузинские социал-демократы в изгнании пытались поддерживать связи с родиной, направляя туда своих эмиссаров.

Во время Второй мировой войны грузинские социал-демократы в изгнании разделились по вопросу об отношении к III Рейху и его войне с СССР. Меньшая часть выступила в пользу нейтралитета по отношению к Германия, надеясь, что она поможет освобождению Грузию от советской оккупации, но большинство, в том числе Ираклий Церетели, встали на позицию противостояния национал-социализму.

Евгений Гегечкори, глава 1-го правительства Закавказья (1918) Акакий Чхенкели, глава 2-го правительства Закавказья (1918) Исидор Рамишвили

Программа партии

Грузинская социал-демократическая партия ставила перед собой следующие цели:

  • Разработка и принятие Конституции
  • Установление в Грузии парламентской системы.
  • Введение всеобщего избирательного права для мужчин и женщин, а также иностранцев, проживших на территории Грузии более 20 лет.
  • Формирование национальной армии под контролем правительства и Национальной гвардии под парламентским контролем.
  • Национальные символы (гимн, флаг и герб).
  • Повышение уровня грамотности и развитие системы образования.
  • Ограничение рабочей недели 48 часами.
  • Административная реорганизация.

Ссылки

Для улучшения этой статьи желательно:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на независимые авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *