Кто такой баптист?

Михаил 5 месяцев назад

Хороший ответ, спасибо! Но некоторые неточности стоит исправить. Хотя до полноты и не пытаюсь доводить.

отрицая при этом церковное предание

Баптисты не перечёркивают автоматически всё предание, а только отказываются рассматривать его как авторитетный источник познания о Боге, равный Писанию. Из некоторых трудов отцов Церкви можно извлечь много полезного толкования и применения Писания, но не основы для вероучения.

таинства православной церкви, кроме крещения и причастия, для баптистов не имеют значения (миропомазание, исповедь, венчание, священство, соборование)

Крещение, причастие, исповедь, венчание, елеосвящение, священство — конечно же, эти Господни установления практикуются и баптистами, согласно Писанию, только не считаются таинствами. Нельзя сказать, что они не имеют значения.

баптисты иначе понимают священство и иначе понимают «царственное священство»

Стоит добавить здесь о принципе всеобщего священства: баптисты верят, что слова апостола о царственном священстве относятся ко всем верующим, и отрицают разделение церкви на клир и мир.

Кроме того, в баптизме развито понятие членства в поместной общине.

Баптисты не признают епископальной системы управления церковью, когда руководителя общины могут назначать или снимать «сверху». Один из принципов баптизма — автономность каждой поместной церкви и свобода членского собрания избирать себе пресвитера.

одной из главных задач баптиста является евангелизация

Да, но ещё одной главной задачей является практическое освящение христианина. И ещё одной — поклонение и прославление Бога. В этом едва ли можно противопоставить православие.

больше проповедей, чтения Писания и меньше молитв у баптистов учение о молитве гораздо проще

Учение о молитве в баптизме скорее более свободно и доступно, чем просто. В ходе богослужения во многих баптистских церквях к общей молитве присоединяется всё собрание, и может молиться вслух любой член церкви, что трудно встретить в православных храмах. А литература с серьёзным учением о молитвенной жизни от баптистских служителей также имеется.

0 Ответить

История и происхождение евангельских христиан-баптистов

Баптизм — одно из направлений протестантизма. Евангельские христиане-баптисты являются одной из конфессий, традиционно присутствующих на территории нашей страны. Баптисты получили своё название вследствие того, что взрослые люди принимали крещение по осознанной вере. Первая баптистская община сформировалась в 1609 г. в Амстердаме, в среде беженцев из Англии. Отсюда баптизм проник на Британские острова, а затем в Америку.

В XIX в. баптизм становится поистине всемирной конфессией. Баптистские общины возникают в Канаде, Австралии, Индии, в большинстве европейских стран, в том числе и в России. По данным на 2008 г., в мире насчитывается более 105 000 000 баптистов. В России первые евангельские христиане-баптисты появились в XIX в., когда Российским библейским обществом была издана переведённая на русский язык Библия. Первым русским баптистом стал Никита Исаевич Воронин, принявший крещение по вере в 1867 г. Произошло это не вдруг, поскольку Воронин из семьи молокан (старинная разновидность русского христианства, отличавшаяся от православия тем, что признавала равноправие верующих перед Богом, отрицала сложную символику храма и уделяла особое внимание изучению Библии). Особым образом на Воронина повлиял протестантский миссионер Яков Деля-ков и литовский немец-баптист Мартын Кальвейт. Увидев сходство своих взглядов с взглядами Кальвейта, Воронин попросил его позволения креститься. Уже к концу XIX в. баптизм получает распространение по всей Российской империи. Однако лишь в 1905 г., после 20 лет жестоких преследований, баптисты получили наконец официальное признание и возможность свободно исповедовать и распространять свою веру. Они вместе со сформировавшимся в начале XX в. родственным течением евангельских христиан продолжали численно увеличиваться.

Основная разница между евангельскими христианами и баптистами заключается лишь в том, что одни появились в Санкт-Петербурге, а другие — на Украине и Кавказе, а потому немного по-разному проводили богослужения и понимали некоторые вопросы культа. Но эти различия были столь незначительными, что вскоре оба течения слились в одно.

Первое десятилетие советской власти баптисты и евангельские христиане пользовались свободой вероисповедания. Однако в годы правления Сталина баптисты и евангельские христиане, как и верующие других конфессий, подвергались жесточайшим преследованиям, приостановившимся только во время Великой Отечественной войны. В 1944 г. был создан единый Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, объединивший верующих на всей территории СССР, церкви которых официально регистрировались государственными органами. С 1961 г. происходит формирование альтернативного движения, которое действовало нелегально, не желая находиться под жёстким контролем государственных органов. Это движение известно как Совет церквей евангельских христиан-баптистов. После распада Советского Союза зарегистрированные церкви объединились в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, а Совет церквей ЕХБ (незарегистрированный) был переименован в Международный союз церквей ЕХБ. МСЦ ЕХБ и сегодня продолжает отказываться от государственной регистрации.

Основные убеждения евангельских христиан-баптистов

Евангельские христиане-баптисты разделяют все базовые общехристианские доктрины, основанные на Библии. Они верят в Троицу (Единого Бога в трёх Лицах), Спасителя Иисуса Христа — истинного Бога и истинного Человека, в загробную жизнь, рай и ад. Вместе с тем баптисты не почитают икон, не используют свечей и не имеют иных традиций, которые прямо не предписаны Библией.

Особую роль у баптистов играет учение о спасении. Баптисты верят в то, что каждый человек может спастись, поверив, что Христос умер за него. Поэтому баптисты настаивают на необходимости личной веры, так как именно через веру человек получает спасение. При этом они опираются на слова апостола Павла: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Послание к Ефесянам, 2:8).

Евангельские христиане-баптисты считают, что подлинная духовная жизнь начинается с того, что человек признаёт себя грешником и хочет начать новую жизнь. Это рассматривается как духовное рождение (рождение свыше), после этого уверовавший человек допускается до крещения и после становится членом церковной общины.

С точки зрения евангельских христиан-баптистов, человек не принадлежит к церкви или к вере по рождению. Каждый человек должен осознанно и лично принять решение о том, желает ли он быть христианином и к какой церкви он хочет принадлежать. Свобода совести (право личного выбора в отношении религии) является одним из важнейших вероучительных убеждений баптистов.

Моральные установки и ценности евангельских христиан-баптистов

Соблюдение нравственных норм считается обязательным для всех членов баптистских церквей. Они крайне негативно относятся к добрачному сексу, супружеским изменам, разводам и абортам. Для баптистов характерен полный отказ от спиртного, они не курят, не употребляют нецензурной лексики. Нарушители этических норм призываются к порядку, а в случае отсутствия исправления отлучаются от церкви.

Евангельские христиане-баптисты уделяют особое внимание семейным ценностям. В основном баптистские семьи крепкие, нередко многодетные. Баптисты, как правило, находят себе пару среди единоверцев. Духовное единство супругов, семейная молитва, совместное посещение богослужений ценятся очень высоко. Трезвый и нравственный образ жизни способствует сплочённости супругов, душевной близости родителей и детей. В семьях баптистов воспитывается не только почтение к матери, но и уважение к отцу как к главе семьи. Важнейшие решения, в том числе касающиеся детей, в баптистских семьях обычно не принимаются без мужа. Евангельские христиане-баптисты не стремятся к изоляции своих детей от сверстников, хотя стараются оградить их от курения, алкоголя, наркотиков, порнографии и других пороков. Обычно баптисты стремятся дать детям как духовные знания, так и светское образование.

Церковное устройство евангельских христиан-баптистов

Для евангельских христиан-баптистов большую роль играет конкретная церковная община. Каждый баптист принадлежит к конкретной церкви (общине). Каждая община, в свою очередь, представляет собой сложившийся коллектив. Причём это касается не только совместного богослужения и общения, но и совместной ответственности за общинную жизнь. У баптистов каждая община автономна, т. е. самоуправляема. Важнейшие решения, относящиеся к внутренней жизни церкви, принимаются на общем собрании членов общины, поскольку все верующие считаются священниками. У баптистов нет служителей, подобных православным священникам, которые считаются своеобразными посредниками между Богом и паствой. Баптисты верят в полное равноправие перед Богом каждого верующего, имеющего возможность лично общаться с Ним и обязанного нести ответственность перед общиной. Это не означает, что в баптистских общинах нет руководителей. Напротив, каждая община сама избирает своих служителей — пресвитеров (пасторов) и дьяконов. Служители в церквях ЕХБ занимаются наставлением верующих, а также решают дисциплинарные и хозяйственные вопросы. Для осуществления межобщинных контактов и координации поместные церкви (общины) объединяются в региональные организации во главе со старшим пресвитером, а на уровне страны — в Российский Союз евангельских христиан-баптистов, возглавляемый председателем, избираемым всероссийским съездом представителей общин. Ныне Российский Союз объединяет около 80 000 верующих. Наряду с Российским Союзом на территории России действует несколько других, меньших по численности объединений баптистов, работающих самостоятельно (в настоящее время около 50 000 человек).

Духовная практика и богослужение евангельских христиан-баптистов

В жизни баптистов большую роль играет молитва. Они обязательно молятся в начале и в конце каждого дня, при каждом приёме пищи и по желанию в любое время суток. Баптисты молятся своими словами, так как в Библии не содержится специальных образцов молитвы. Исключение составляет только молитва Господня «Отче наш», содержащаяся в Евангелии. Баптисты считают, что Богу нужна прежде всего искренняя молитва, идущая от сердца, а не красивые слова, сочинённые кем-то другим.

Каждое воскресенье баптисты собираются на богослужение (богослужебные собрания). Баптисты обязательно участвуют в каждом воскресном богослужении, если только этому не препятствует болезнь или иные серьёзные обстоятельства. Кроме воскресных дней, баптисты празднуют и главные общехристианские праздники, такие, как Пасха, Рождество, Троица. Осенью баптисты отмечают праздник Жатвы, посвящённый благодарению Богу за урожай. Многие церкви собираются на дополнительные богослужения среди недели.

Богослужения баптистов состоят из проповедей на тексты из Библии, молитв и пения духовных гимнов. У баптистов нет специального богослужебного языка или сложных непонятных церемониалов, поэтому их богослужебная практика доступна и демократична. Баптисты считают, что богослужение должно быть понятным и назидательным. Они не практикуют экстатических молений и избегают излишней эмоциональности. Богослужения баптистов открыты для посещения всеми желающими.

Наряду с богослужебными собраниями баптисты совершают и другие церемонии. Наиболее важными из них являются крещение и хлебопреломление. Крещение, как уже отмечалось, совершается над взрослыми верующими, пережившими опыт духовного обращения (покаяния). Личное покаяние необходимо даже в том случае, когда человек вырос в баптистской семье и с детства приобщён к церковной жизни. Крещение обязательно совершается полным погружением в воду. Оно совершается в открытом водоёме или специальном бассейне (баптистерии). Хлебопреломление (Вечеря Господня, причащение) — это воспоминание страданий и смерти Христа, во время которого верующие едят хлеб, разломанный на небольшие куски, и отпивают глоток вина из общей чаши. Хлеб и вино символизируют Тело и Кровь распятого Господа Иисуса Христа. Кроме того, евангельские христиане-баптисты совершают благословение детей (младенцев не крестят, так как они ещё не могут веровать), бракосочетание и некоторые другие церемонии.

Евангельские христиане-баптисты и общество

Евангельские христиане-баптисты не стремятся к самоизоляции — они очень толерантны. Баптистские церкви принимают участие в большом количестве самых разнообразных благотворительных проектов.

В 1968 г. в СССР по разрешению государства были организованы Заочные Библейские курсы (ЗБК). Значимость ЗБК состоит в том, что на тот период это было единственное протестантское учебное заведение в СССР, где учились представители всех протестантских направлений. Кроме того, ЗБК послужили основой для возникновения Московской Богословской семинарии ЕХБ — основного учебного заведения евангельско-баптистского братства России.

Российские церкви ЕХБ готовят своих служителей в Московской Богословской семинарии, в Новосибирской семинарии, в Санкт-Петербургском христианском университете и библейских колледжах в разных регионах страны. В России многие церкви ЕХБ участвуют в создании христианских теле- и радиопрограмм («Свет Жизни», «Библия и современность», программы Трансмирового Радио и др.), Российский союз и многие церкви имеют свои веб-странички (www.baptist.org.ru, www.mbs.ru). Христианские издательства (такие, как «Библия для всех», «Посох», «Мирт», «Шандал» и др.), учреждённые ЕХБ, выпускают книги, газеты, журналы, пособия и материалы для воскресных школ, доступные для всех.

Баптистские церкви находятся вне политики, но верующие участвуют в выборах. Верующие сами решают, в какой степени и в каком качестве они хотят участвовать в общественной и политической жизни. Баптисты законопослушны, считают необходимым повиноваться государственной власти. При этом евангельские христиане-баптисты стремятся проповедовать учение Христа и быть хорошим примером для окружающих. Поэтому, несмотря на уверенность в правильности собственного мировоззрения, баптисты очень толерантны.

НАША ВЕРА

«Вероучение Евангельских христиан-баптистов”.

«Наши баптистские принципы” (Я. Я. Винс). 7 принципов, на которых строится христианская жизнь баптистов. (Полная версия книги 1924 г.)

Название «баптисты” (Д. Мазаев).

«Основы систематического богословия” (М. В. Иванов). Краткое изложение догматики церквей ЕХБ.

«Семь принципов спасения ЕХБ” (Е. К. Родославов). Учение о спасении.

«Баптисты отвечают” (РСЕХБ). Ответы на часто задаваемые вопросы

«Христос — жизнь ваша!” (Г. И. Шипков).

«Должно вам родиться свыше” (Н. П. Храпов).

«Таинства евангельских христиан-баптистов” (В. Шленкин). О баптистском понимании таинств (заповедей), о таинствах Крещения, Причастия, Рукоположения, об Апостольском преемстве, Венчании

НАШИ УЧЕНИЯ

«Принцип Sola scriptura (только Писание)” (Дж. Уайт).

«Основы Библейского сепаратизма” (Э. Пикеринг).

«Узкий путь” (И. Колгарев).

«О крещении Духом Святым” (Журнал «Баптист”). Что говорит об этом Слово Божье.

«Роль Церкви в догматическом толковании Священного Писания” (С. П. Коваль)

«Преломление хлеба у баптистов” (Д. Мазаев). Ответ православному критику

«Необходимость десятины в современной церкви” (Е. Кулюкин).

«Запреты” (И. Колгарев). Есть ли запреты в христианстве

«Верность” (И. Колгарев).

«Пути древние” (И. Колгарев)

«Апостол Павел об апостольской преемственности” (В. Филат)

БАПТИСТСКИЕ ВЕРОУЧЕНИЯ

Обоснованность и польза вероисповеданий (Р. П. Мартин)

Сущность вероучения (А. Чумакин)

Изложение Евангельской веры или Вероучение евангельских христиан, сост. И.С. Прохановым (1910). (Вероучение, лежащее в основании современной веры церквей ЕХБ России)

Краткое исповедание веры в двадцати пунктах, написанных Джоном Смитом (1609). (Первое записанное баптистское вероисповедание)

Вероисповедание Томаса Хэлвиса (1611). (Одно из первых баптистских вероисповеданий)

Вера и жизнь тридцати общин, собранных согласно образца простоты (1651). (Вероисповедание английских баптистов)

Истиная Евангельская Вера (1654). (Вероисповедание английских баптистов)

Стандартное Исповедание Генеральной Ассамблеи общих баптистов в Лондоне (1660).

Статьи Религии Нового Союза (1770). (Вероисповедание английских баптистов, составленное Дэниэлом Тейлором)

Статьи веры Общего объединения, США (1870). (Вероисповедание американских общих баптистов)

Трактат веры и жизни баптистов свободной воли (США).

Официальное вероучение ВСЕХБ (1985).

Что говорят вероучения баптистов об утрате спасения. (И. Колгарев). Выводы из изучения Вероучений баптистов

«Богословские традиции евангельских христиан-баптистов» (Г. Гололоб). Об арминианских корнях богословия русских баптистов.

Вероучения Баптистов. Модуль для электронной программы «Цитата из Библии» (BibleQuote)

«Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне равно. Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает». Рим. 14. 5-6.

Праздники церкви «Вифлеем» в 2020 году

Церковный праздник Дата
Рождество Иисуса Христа* 7 января
Крещение Господне 19 января
Сретение Господне 15 февраля
Вход Иисуса Христа в Иерусалим** 12 апреля
Страстной Четверг 16 апреля
Благовещение Господа Иисуса Христа 7 апреля
Пасха Христова 19 апреля
Церковное крещение 3 мая
Вознесение Господне 28 мая
Троица 7 июня
Преображение Господне 19 августа
Церковный праздник Жатвы 27 сентября
Церковное крещение 6 декабря
Рождество Иисуса Христа 25 декабря

* без выделения шрифтом — упоминаются в церковном служении

** выделенные жирным шрифтом — празднуются церковью

Праздники христианских конфессий в 2020 году

(справочно)

Церковный праздник По новому стилю По старому стилю
Рождество Иисуса Христа 25 декабря 7 января
Крещение Господне 6 января 19 января
Сретение Господне 2 февраля 15 февраля
Вход Иисуса Христа в Иерусалим (Вербное Воскресенье) 4 апреля 21 апреля
Благовещение Господа Иисуса Христа 25 марта 7 апреля
Великий (Чистый, Страстной) Четверг 18 апреля 25 апреля
Пасха Христова 21 апреля 28 апреля
Вознесение Господне 30 мая 6 июня
Троица 9 июня 16 июня
Преображение Господне 6 августа 19 августа

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *