Кто такой бонифаций?

Каждые 50 лет католики в Германии и некоторых других европейских странах отмечают так называемый «год Бонифация», посвящённый миссионерской деятельности этого святого. На мероприятиях, проводимых в память неутомимого проповедника Евангелия, обсуждаются заслуги Бонифация в деле христианизации Европы. Бонифаций считается «апостолом германцев» и «провозвестником христианского Запада». Он жил в 8 веке, построил много церквей, основал значительное число монастырей и убедил местную Церковь франков подчиниться Риму. 5 июня 754 года, то есть 1250 лет назад, Бонифаций был убит во фризском городке Доккум, ныне расположенном на территории Нидерландов. Похоронен Бонифаций был в гессенском городе Фульда, где в годовщину его смерти на этот раз собрались около 20 тысяч человек. Там побывала и Карола Хосфельд.

Англосаксонский монах-бенедиктинец Бонифаций в ходе своей миссионерской деятельности в значительной степени способствовал укреплению власти Рима на территориях севернее Альп. Собственно, его заслугой является то, что Церковь франков признала авторитет Папы Римского. Кроме того, при его посредничестве был заключён союз между каролингами и папством. Иными словами, именно Бонифаций заложил основу христианства средневековой Европы. Родился он в период между 672 и 675 годами на юго-западе нынешней Англии. К тому времени значительная часть Европы уже приняла христианство, однако саксы, фризы и народы Скандинавии оставались ещё язычниками. Церковь Англии тогда ещё подчинялась Риму. В континентальной Европе местные Церкви сосредотачивали своё внимание на территориях того или иного государства и не слишком интересовались делами Рима. Они, так сказать, варились в собственном соку. В период рождения Бонифация Рим ещё не устремлял свои взоры на территории севернее Альп. Не предполагал Папа и того, что франки могли бы стать верными защитниками папского престола. В средневековой Европе в то время велись непрерывные войны, нередко носившие религиозный характер. Отношения между отдельными племенами также были враждебными.

Миссионерская деятельность всегда означала имперскую экспансию. Поэтому сопротивление фризов, саксов и других племён попыткам навязать им христианство объяснялось не столько религиозными, сколько политическими причинами. Ведь принятие новой религии означало бы подчинение империи франков. Вот в такой ситуации Бонифаций в 717 году предпринимает свою первую миссионерскую поездку. Он намеревался обратить в христианство родственных ему саксов.

Первая миссионерская попытка Бонифация во Фрисландии с треском провалилась. Герцог фризов Радборд в это время сумел вернуть себе территории, захваченные незадолго до этого франками, уже принявшими христианство, и поэтому и слышать ничего не желал о религии своих врагов. Бонифацию пришлось вернуться на родину. Через 2 года он предпринимает ещё одну попытку. Однако на этот раз он действует более разумно. Сначала он отправляется в Рим, где Папа Римский Григорий Второй официально поручает ему вести миссионерскую деятельность среди язычников. Облечённый такими полномочиями, Бонифаций едет в Тюрингию, к тому времени уже принявшую христианство, чтобы провести реформу местной Церкви и подчинить её Риму. Протестантский историк, профессор Лутц Падберг из Падерборна описывает, как это происходило.

«Следует помнить, что миссионеры ходили по стране со стандартными проповедями, которые они, конечно же, знали наизусть. Иногда они разбавляли их местным колоритом, но, в принципе, они всегда проповедовали одно и то же. Если проповедь была успешной и дело доходило до крещения, то миссионер вскоре отправлялся дальше и быстро забывал всё дело. Конечно, на местах сооружалась небольшая церквушка, как правило из дерева. В церковь назначался священник, а ведь священников сначала нужно было подготовить. В общем, всё это был огромный труд, невероятно сложная затея».

Собственно, в государстве франков Бонифацию мало приходилось сталкиваться с истинными язычниками. Как правило, он имел дело с крещённым населением, которое прежние миссионеры, нередко жёсткими методами, убедили в бессилии языческих божеств. Содержание Евангелия оставалось этим людям неизвестным, а вера, которую они исповедовали, представляла собой некую смесь язычества и христианства. Они не видели ничего необычного в том, что, будучи христианами, они продолжали приносить жертвы священным деревьям и источникам.

Для успешной миссионерской деятельности одних слов было недостаточно. Нужно было делами продемонстрировать бессилие древнегерманских богов. Хроники упоминают о том, как в 723 году Бонифаций в Гейсмаре в Гессене собственноручно срубил дуб, посвящённый германскому громовержцу Донару. А поскольку древнегерманские божества никакой непосредственной реакции не выказали, это и стало для язычников убедительным доказательством превосходства христианского Бога. Католический историк церкви, профессор Арнольд Ангенендт рассказывает:

«Аргументы не носили интеллектуальный характер. Древние германцы обожествляли природу: у них были священные деревья, священные источники. Поэтому миссионеры нередко демонстративно рубили священное дерево. И если после этого ничего не происходило, если никакого возмездия со стороны Вотана не следовало и те, кто срубил священное дерево, оставались безнаказанными, то было ясно: Вотан слишком слаб, а новый Бог оказывался сильнее. И тогда, естественно, люди начинали поклоняться новому богу. Вот так примерно и происходило обращение язычников в христианство».

За подобными миссионерскими действиями, как правило, следовали обряды массового крещения. Тем более что миссионеры в своих проповедях красочно расписывали награды, которые ожидают новообращённых на земле и на небе. Предпосылкой для успешной миссионерской деятельности было наличие хорошо функционирующей инфраструктуры и широко разветвлённых церковных структур. Именно поэтому Бонифаций с большим рвением занимается строительством церквей и основанием многочисленных монастырей в Гессене, Тюрингии и Баварии. Он осуществляет реорганизацию Зальцбургского, Аугсбургского и Регенсбургского епископств, основывает новые епископства в Эйхштетте и Вюрцбурге. Значительных успехов Бонифацию удаётся добиться не только потому, что он располагает апостольскими полномочиями и благословением Папы Римского. Соответствующая грамота из Рима гарантирует ему поддержку и защиту со стороны властей государства франков. В государстве франков Бонифаций выполняет, так сказать, роль папского надсмотрщика. Все четверо Пап Римских, с которыми Бонифацию приходилось иметь дело, считали его своим важнейшим представителем по ту сторону Альп.

«Он приветствовал каждого Папу, восходившего на престол. В Папе Римском он видел опору, которой ему так не хватало в местах его миссионерской деятельности. Он ездил в Рим так же, как сегодня какой-нибудь политик из страны «третьего мира», поддерживающий курс ООН, ездит в Нью-Йорк, где Генеральная ассамблея ООН встречает его овациями. Это придаёт человеку силы. Вот так примерно это было и с Бонифацием».

А в моральной поддержке Бонифаций крайне нуждался. Ему, благочестивому, миролюбивому миссионеру, претил быт епископов в государстве франков, образ мыслей которых был очень мирским. В силу строгости своей морали он оказывался во всё большей изоляции. Да и зависимость от каролингских управителей была Бонифацию в тягость.

«Бонифаций знал, что он всё время остаётся в полной зависимости от воинственных хозяев государства франков. И это ему претило. Он пишет папе Римскому, что без разрешения со стороны «этих каролингов» он ничего не может предпринять. Недавно один английский учёный провёл исследование деятельности всех миссионеров, в том числе и англосаксонских, в то время. И он пишет, что эти миссионеры никогда не участвовали в военных действиях каролингов. Это и было для них проблематично».

В последние годы своей жизни Бонифаций не участвовал в принятии важных церковно-политических решений. Находившаяся у власти династия каролингов отстранила его от политических дел.

В июне 754 года Бонифаций, которому тогда было уже почти 80 лет, предпринимает свою третью попытку христианизации фризов. На этот раз поездка во Фрисландию завершилась трагически. В Доккуме на территории нынешних Нидерландов на Бонифация, которого сопровождали 50 человек, напали фризские разбойники. Бонифаций и его люди были убиты. Тело святого было перевезено через Утрехт и Майнц в его любимый монастырь в Фульде. Там его останки покоятся и по сей день.

В последние годы жизни Бонифацию казалось, что в своих начинаниях он потерпел неудачу. Главной цели – христианизации родственных ему саксов – он достичь не сумел. В Саксонию Бонифаций так и не попал. Тем не менее, он сыграл ключевую роль в истории Европы. Он подготовил союз государства каролингов с папством. Историк Арнольд Ангененд так оценивает значение англосаксонского монаха Бонифация для современности:»На Балканах исповедуются различные религии. У каждой из них – своя письменность, свои священные книги, организованы эти религиозные общины по этническому принципу. Установить мир в таких условиях очень сложно. Западная Европа благодаря каролингам получила единую письменность и единую религию. Сегодня нам это может показаться проявлением нетерпимости, однако для тех времён это было чем-то вроде идеи прав человека сегодня. Тем фактом, что сегодня мы можем отправить поздравительную открытку в Англию и там её смогут прочитать, мы обязаны реформе, осуществлённой каролингами. Во всём государстве каролингов использовалась единая письменность. И этот факт был решающим для развития всей европейской культуры. Основы введения единой письменности и единой религии во всей Западной Европе заложил именно Бонифаций. Да и сегодня при расширении ЕС на восток мы, в принципе, опираемся на основы, заложенные в то время».

Каролa Хосфельд

Недавно Евангелическая Церковь в Германии издала брошюру «Угроза свободе вероисповедания». В ней протестанты выражают тревогу в связи с положением христиан во многих странах мира. Ограничения свободы вероисповедания часто касаются именно христиан. Об этом репортаж Михаэля Холленбаха.

На презентации брошюры председатель Совета Евангелической Церкви в Германии Манфред Кок указал на усиление напряжённости в отношениях между религиями после терактов 11 сентября 2001 года. Причём свобода вероисповедания подвергается ограничениям не только в исламских странах. К странам, в которых свобода вероисповедания находится под угрозой, Кок причислил, наряду с Нигерией, Суданом и Индией, также Россию. Православная Церковь рассматривает территорию России как свою вотчину, где деятельность других Церквей нежелательна.

«Братьям и сёстрам в Православной Церкви мы вынуждены заявить, что учение, содержащееся в Священном Писании, ни о каких притязаниях на определённые территории не говорит. Наоборот, оно говорит о том, что каждый человек в стране волен свободно решать вопрос о своей религиозной принадлежности».

В Турции, по мнению Кока, ситуация христианских меньшинств улучшилась. Тем не менее, он скептически относится к перспективе принятия Турции в ЕС.

«Будет ли Турция принята в ЕС, зависит не только от состояния демократии внутри страны, но и от того, насколько Европа в состоянии интегрировать страну с совершенно иным уровнем развития экономики. На мой взгляд, политикам следует об этом хорошо подумать».

В брошюре объёмом в 100 страниц рассматриваются исторический, политический и юридический аспекты свободы вероисповедания. В ней очень интересно изложены конкретные примеры: ситуация в Египте, Индии или Пакистане. Особую тревогу у епископа Евангелической Церкви в Германии Рольфа Коппе вызывает положение в Индонезии.

«Индонезия, остававшаяся в течение десятилетий мирным регионом, вызывает всё большую тревогу, поскольку радикальные, террористические группировки всё чаще выступают с фундаменталистских позиций. То есть они нарушают мирное сосуществование религий. Естественно, это вызывает соответствующую реакцию со стороны христиан. Ситуация может обостриться, а ведь население Индонезии составляет 200 миллионов человек».

Большинство жителей Индонезии – мусульмане, но в этой стране живут также 40 миллионов христиан. Рольф Коппе обратил также внимание на ситуацию в Германии. Здесь свободу вероисповедания гарантирует конституция страны. Тем не менее, епископ указал на недостатки в деле интеграции религиозных меньшинств.

«Мы придаём большое значение социальной интеграции иммигрантов, но оставляем без внимания их религиозную интеграцию. Голландия или скандинавские страны добились в этом большего успеха. Мы тоже начинаем кое-что предпринимать. Например, в некоторых школах преподаётся ислам, в некоторых общинах строятся мечети. Ведь людей надо видеть в их цельности, не игнорируя религиозную сторону. У них должна быть возможность исповедовать свою религию».

Бонифаций VIII

Бонифаций VIII. (Бенедетто Каэтани), 1294.ХII.24 — 1303.Х.11

Бонифаций VIII (Bonifacius VIII) (ок. 1235-1303), римский папа с 1294. Притязал на верховенство над светскими государями. Потерпел поражение в борьбе с французским королем Филиппом IV. Ввел в 1300 празднование юбилейных годов.

+ + +

Бонифаций VIII (Bonifacius), в миру — Бенедетто Каэтани (Benedetto Caetani) (ок. 1235-11. Х. 1303), — римский папа с 1294 года, один из наиболее крупных представителей папской теократии. Для обоснования попыток установления политического господства над светской властью Бонифаций VIII использовал теорию о «двух мечах» (светском и духовном), якобы вверенных богом папе (булла Б. VIII «Unam sanctam», 1302). Стремился расширить круг гос-в и областей, находившихся в непосредственной зависимости от папы. Реакционные притязания Бонифация VIII мешали складыванию централизованных государств в Европе. В столкновении с французским королем Филиппом IV Красивым, начавшемся с издания Бонифацием VIII буллы «Clericis laicos» (1296), Бонифаций VIII потерпел поражение, сыгравшее решающую роль в установлении прямой зависимости папства от французских королей в период так называемого Авиньонского пленения пап. Ввел празднование юбилейных лет (впервые 1300 год).

Я. Я. Лернер. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. — М.: Советская энциклопедия. 1973—1982. Том 2. БААЛ — ВАШИНГТОН. 1962.

Бенедетто Каэтани происходил из знатного испанского семейства, перебравшегося в Италию. Его предки первоначально поселились в Гаэте (от названия этого города произошла их фамилия), а затем в Ананьи. Бенедетто изучал каноническое и гражданское право в Тоди, Сполето и Париже. Примерно в 1265 г. он вошел в свиту кардинала Оттобуоно Фиески (Адриана V), но сам начал служить в курии лишь с 1276 г. в качестве адвоката консистории и апостольского нотариуса. За короткое время Каэтани приобрел в курии значительное влияние. В 1281 г. Мартин IV сделал его кардинал-дьяконом, а десять лет спустя Николай IV — кардинал-священником свв. Сильвестра и Мартина в Монти.
После смерти Николая IV папой неожиданно был избран праведный, но простодушный и неопытный в делах монах-отшельник Пьетро да Морроне. Несколько месяцев спустя он понял, что бремя папской власти для него слишком тяжело и 13 декабря 1294 г. отказался от тиары. Кардинал Каэтани как крупнейший знаток церковного права признал за папой право на отречение. Девять дней спустя он сам был избран папой, взяв имя Бонифаций VIII.
Первым делом Бонифаций отменил все постановления предшественника, включая привилегии и назначения на должности, который Целестин V по простоте душевной раздавал щедрой рукой. После этого папа поспешил покинуть негостеприимный Неаполь и перебрался в Рим, где 23 января 1295 г. состоялись церемонии посвящения и коронации. Опасаясь, что противники смогут использовать бывшего папу в корыстных целях, Бонифаций приказал найти и арестовать старика, после чего заточил в замке Фумоне, где Пьетро да Морроне умер через несколько месяцев. Несомненно, условия содержания старца были крайне суровыми, однако слухи о том, что он был убит по приказу Бонифация, не соответствуют действительности.
Заняв Святой Престол, Бонифаций первым делом занялся сицилийской проблемой. На корону островного королевства претендовали Карл II Неаполитанский, наследник Анжуйской династии, и Хайме II Арагонский, женатый на Констанции Гогенштауфен. Унаследовав арагонскую корону, в 1291 г. Хайме согласился уступить Сицилию Карлу в обмен на дочь Бланку и 70 тысяч фунтов серебра в качестве приданного. 21 июня 1295 г. папа как сеньор Сицилии ратифицировал это соглашение, однако сицилийцы, помня о тираническом правлении Карла Анжуйского, отказались принимать короля-француза и предложили трон Федериго, младшему брату Хайме. В 1296 г. он был коронован в Палермо. После неудачной попытки отговорить Федериго от трона, Бонифаций отлучил его от церкви и наложил на остров интердикт. Наказание, однако, не произвело на Федериго никакого впечатления, и Бонифацию пришлось применить против него силу. Хайме как капитан-генерал церкви был вынужден воевать против собственного брата. В 1302 г. при посредничестве Карла Валуа был заключен мир. Папа признал Федериго королем Сицилии и вассалом Святого Престола при условии, что после его смерти корона перейдет к Карлу Неаполитанскому.
Не меньшую озабоченность у Бонифация вызывало положение на севере Италии, где шла ожесточенная война между двумя республиками, Венецией и Генуей. Папе был нужен мир между двумя могущественными морскими державами для организации крестового похода. Однако его попытки достичь перемирия в 1296 г. закончились неудачей. Впрочем, через три года война прекратилась сама собой ввиду полного истощения сторон.
Еще хуже обстояли жена во Флоренции, раздираемой гражданской войной между двумя партиями, «бьянки» («белыми», гибеллинами) и «нери» («черными», гвельфами). Бессильный решить спор миром, папа призвал на помощь Карла Валуа, которого сделал капитан-генералом церкви и назначил губернатором Тосканы. 1 ноября 1301 г. Карл вошел в город, но начал действовать не как миротворец, а как безжалостный разрушитель, за пять месяцев правления изгнав из Флоренции главарей обеих партий.
События на севере и юге Италии развивались на фоне внутриримских проблем. Бонифаций отчаянно боролся с кардиналами Джакопо и Пьетро Колонна, присвоивших огромные семейные богатства в ущерб остальным наследникам. Кроме того, дядя и племянник поддерживали отношения с арагонцами во время сицилийского конфликта. 4 мая 1297 г. Бонифаций вызвал кардиналов к себе и потребовал вернуть золото и серебро, украденное Стефано Колонна у племянника папы Пьетро Каэтани, выдать грабителя папскому правосудию и сдать папскому войску семейные крепости в Палестрине. После того как кардиналы Колонна отказались выполнять два последних условия, папа специальной буллой лишил их сана. В ответ кардиналы выпустили манифест, в котором объявили избрание Бонифация незаконным и потребовали созыва нового конклава. Разгневанный папа отлучил смутьянов от церкви, и они были вынуждены укрыться в своих родовых имениях. Бонифаций начал подготовку к войне. Командование войском он поручил Ландольфо Колонна, брату Джакопо. К сентябрю 1298 г. последняя цитадель мятежников, Палестрина, была взята. Бывшие кардиналы были доставлены в Риети в простых рясах, с веревкой на шее, и, валяясь в ногах у Бонифация, вымаливали у него прощение. Папа помиловал бунтовщиков, но отказался вернуть их состояние. Крепость в Палестрине была разрушена, а земля на ее месте перепахана и посыпана солью. Позже там возник новый город Читта-Папале. Неугомонные Колонна вскоре подняли новое восстание, с легкостью подавленное папой. На это раз он отлучил мятежников от церкви, а остатки их имущества конфисковал и раздал родственникам, обиженным при дележе наследства. Одна часть представителей разгромленной партии была вынуждена бежать во Францию, а другая укрылась на Сицилии.
Политическое влияние Бонифация распространялось далеко за пределы Апеннинского полуострова. После смерти короля Рудольфа в Германии в 1291 г. возник кризис престолонаследия. Его сын Альбрехт провозгласил себя королем, но князья остановили свой выбор на Адольфе Нассау. Оба претендента искали поддержки Святого Престола, однако Бонифаций долгое время сохранял нейтралитет. Лишь после того как в битве при Гелльхейме в 1302 г. Альбрехт разбил противника, папа одобрил его выбор. Альбрехт пообещал не назначать своих священников в Тоскане и Ломбардии и поклялся защищать римскую церковь против ее врагов. Бонифаций отстаивал право Шотландии на независимость, для чего направил соответствующее послание Эдуарду I Английскому. Однако тот отказался признавать папский сюзеренитет над Шотландией.
Еще более серьезный конфликт возник у Бонифация с Филиппом IV Французским. Тот вел войну с Англией за счет дополнительных поборов с церкви. В прошлом папы часто санкционировали такие поборы, при условии, что деньги пойдут на подготовку к крестовым походам, но в этот раз они тратились на чисто светскую войну. В 1296 г. Бонифаций издал буллу, запрещающую светским князьям собирать дополнительные налоги с духовенства без санкции Апостольского престола. В ответ разгневанный Филипп запретил вывоз из королевства золота, драгоценностей, оружия и продовольствия. Эти меры резко ударили по папскому престолу, получавшему основную часть доходов именно из Франции. Испуганный Бонифаций в течение 1297 г. всячески пытался задобрить Филиппа, дав священникам право делать добровольные пожертвования на нужды государства и канонизировав короля Людовика IX. Вскоре Филипп отменил запрет, а в 1298 г. при посредничестве папы заключил двухлетнее перемирие с Англией. Однако он продолжил финансовое притеснение церкви и беззастенчиво пользовался королевской привилегией права сбора доходов с епархий. К тому же он приютил у себя беглых мятежников Колонна, подстрекавших его к свержению папы.
В 1300 г. Бонифаций запланировал пышно отметить юбилей Римской церкви. Празднества начались торжественным богослужением 29 июня в день свв. Петра и Павла. В Рим явились 200 тысяч паломников изо всех стран Европы и даже из Азии. Для облегчения их передвижения пришлось прорубить новые ворота в стене Города Льва. Однако среди паломников не было ни одного принца крови. Примерно к этому времени относятся сведения о добавлении второй короны к папской тиаре.
В 1302 г. Бонифаций направил Филиппу буллу «Unam sanctam», в которой четко сформулировал доктрину папизма. Вот основные ее положения: «Есть лишь одна истинная Церковь, и нет спасения вне ее, подобно тому как у тела Христова была лишь одна голова… Главой церкви является папа римский… У церкви есть два меча — духовный и материальный, но оба они — во власти церкви. Вторым следует пользоваться для блага церкви, первым же пользуется сама церковь. Ибо он в руках церкви, а тот — в руке королей и рыцарей, но в подчинении церкви и слушается ее приказа… Во власти должна быть иерархия, и духовная власть должны быть выше светской; первая имеет право устанавливать вторую и судить ее, а тот кто сопротивляется духовной власти, тот сопротивляется Богу… Все люди должны подчиняться папе римскому, если они хотят достигнуть вечного спасения.» Филипп вежливо отклонил претензии папы на господство. В ответ Бонифаций отлучил Филиппа от церкви и послал легата Жана Лемуана с приказом всем французским прелатам в течение трех месяцев явиться в Рим. Тем временем Филипп созвал в Париже Генеральные штаты, первый французский парламент. На заседании 12 марта 1303 г. Гийом де Ногаре обратился к королю с призывом «защитить Святую Церковь от узурпатора, взяточника, грабителя и еретика Бонифация». Филипп приказал схватить Лемуана и 13 июня созвал епископов на съезд, на котором торжественно выдвинул против Бонифация обвинения из 29 пунктов, среди которых были ересь, симония, безнравственность, идолопоклонство, чародейство, потеря Святой Земли и убийство Целестина V. В августе 1303 г. в общественной консистории в Ананьи Бонифаций торжественно поклялся, что не совершал ни одного из преступлений, в которых его обвинили. Он отстранил от должностей архиепископов и епископов, поддержавших Филиппа, лишил Парижский университет права предоставлять ученые степени по богословию, каноническому и гражданскому праву и пригрозил Филиппу самыми страшными карами, если тот не раскается. Однако у Филиппа созрел план по силовому решению проблемы. Начиная с апреля 1303 г. Ногаре и Скьярра Колонна собрали в Тоскане армию из двух тысяч наемников. Рано утром 7 сентября войско под французскими знаменами с криками «Да здравствуют король Франции и Колонна!» неожиданно захватило Ананьи. При помощи сообщников заговорщики проникли в папский дворец. Вооруженные солдаты заполнили зал, где сидели папа и пять кардиналов. Остальная часть войска грабила дворец и уничтожала архивы. Бонифаций был спокоен. Он встал с престола в полном епископском облачении, с крестом и ключами св. Петра в руках и заявил Ногаре, что готов умереть во благо веры и церкви. Однако французы не применили к папе никакого насилия, но продержали его три дня во дворце, всячески оскорбляя и унижая. Вскоре жители Ананьи устыдились того, что в их городе может случиться великий позор — смерть папы от рук захватчиков. Они изгнали французов и препоручили Бонифация заботам кардинала Орсини, который отвез убитого горем понтифика в Рим. Перед отъездом папа даже простил нескольких мародеров. Однако нанесенное ему оскорбление было столь тяжело, что Бонифаций занемог, впал в меланхолию и через месяц умер от лихорадки.

Использованы материалы сайта http://monarchy.nm.ru/

Далее читайте:

История папства (хронологическая таблица).

Папы римские (по векам в хронологическом порядке): | I-IV | V-IX | X-XIV | XV-XIX | XIX-XXI |

Ордена монашеские и ереси (католические)

Бонифаций, принесший клятву верности апостолу Петру и его преемнику, был монахом-бенидиктинцем, миссионером, а на протяжении некоторого времени также архиепископом Майнца. Умер он смертью мученика: 4 июня 754 года, во время одной из миссий, которую он осуществлял близ местечка Доккум во Фрисландии, Бонифаций подвергся нападению разбойников и был убит.

Миссионер и проповедник

Тело подвижника было перевезено сначала в Утрехт, затем в Майнц, а еще позже, согласно желанию, которое святитель неоднократно выражал на протяжении своей жизни, в аббатство Фульда. Гробница Святого Бонифация очень скоро стала местом поклонения. Путь паломников протяженностью 180 километров проходит примерно по тем местам, через которые переносили тело миссионера. Правда, точно реконструировать маршрут последнего «путешествия» святого сегодня трудно.

Судя по содержанию старых хроник, вдоль дороги, по которой продвигалась процессия с гробом Бонифация, затем были поставлены кресты и выстроены часовни. Но какие из многочисленных церквушек, возвышающихся сейчас на отрезке пути между Майнцем и Фульдой, относятся к тому периоду, сказать весьма сложно.

«Дорога Бонифация»

Направление пути подсказывают красно-белые указатели, на каждом из которых изображен крест и епископский посох. Живописная дорога начинается в Майнце и ведет вдоль реки Майн к Франкфурту-на-Майне, а затем в Фульдскую область, с ее нарядными фахверковыми деревеньками.

По живописным местам.

Исторические места, особенно интересные для туриста, находятся в начале и конце пути, а также после переправы через Рейн: это городки Хоххайм, Крифтель, Кальбах…

Внимание путешественника наверняка привлечет церковь Святых Петра и Павла в Хоххайме — с фресками кисти немецкого живописца Иоганна Баптиста Эндерле. В 15 километрах от Хоххайма расположен Крифтель, где стоит часовня Святого Бонифация.

Статуя Святого Бонифация в Фритцларе.

К северо-востоку, на отрезке пути между Франкфуртом-Нидерурзелем и Франкфуртом-Кальбахом, находится местечко, где участники похоронной процессии устраивали привал. Когда-то здесь был источник, получивший название «Источник Бонифация».

К гробнице «апостола немцев»

Следующая остановка — Энгельтальский монастырь близ Нюрнберга. В период с 1268 по 1893 годы он относился к цистерцианскому аббатству. С 1962 года здесь проживают бенедиктинцы, которые и произвели Бонифация в ранг святых. Предполагается, что тело «апостола немцев» переносили через Глаубург в Веттерау, ставший религиозным центром. Напоминание о Бонифации можно обнаружить и в расположенном у юго-западного подножия гор Фогельсберг местечке Лисберг — на развалинах небольшой церквушки, где когда-то также делала остановку похоронная процессия.

Последующий путь проходит через горный массив Фогельсберг. Под Буркхардом, у церкви Святого Марцеллиния, построенной в 830 году в память о похоронной процессии, можно задержаться.

Еще немного — и покажется город Фульда с ее кафедральным собором, в склепе которого и находится гробница Святого Бонифация.

Пия Грам
Перевод с немецкого (Наталия Королева)

Бонифаций V
лат. Bonifatius PP. V
69-й Папа Римский
23 декабря 619 — 25 октября 625
Церковь Римско-католическая церковь
Предшественник Адеодат I
Преемник Гонорий I
Имя при рождении Бонифаций Фумминий
Рождение ок. 575
Неаполь, Италия
Смерть 25 октября 625

  • Рим, Византийская империя
Бонифаций V на Викискладе

Бонифаций V (лат. Bonifatius PP. V, в миру — Бонифачо Фуммини, итал. Bonifacio Fummini или Бонифаций Фумминий, лат. Bonifatius Fumminius; ?, Неаполь — 25 октября 625) — Папа Римский с 23 декабря 619 года по 25 октября 625 года.

Биография

Бонифаций родился в Неаполе и сменил Адеодата I, после смерти которого папский престол оставался вакантным более года. Его избрание сопровождалось провокациями со стороны патрициев. Перед интронизацией Бонифация Италия была взбудоражена восстанием евнуха Элефтерия, экзарха Равенны. Патриций-самозванец приблизился к Риму, но прежде чем он успел добраться до города, он был убит своими собственными солдатами.

Liber Pontificalis отмечает, что Бонифаций принял указ, по которому церкви стали местами убежища для преступников, а также приказал церковным нотариусам подчиняться законам империи в сфере завещаний. Он добился придания папским указам статуса законов. Папа завершил и освятил кладбище Святого Никомеда на Номентанской дороге. В Liber Pontificalis Бонифаций описывается как «самый мягкий из мужей», чьи главным достоинством была безмерная любовь к духовенству.

Бонифаций V реформировал церковное управление в Англии и много сделал для христианизации Англии. Беда Достопочтенный отмечал особое внимание папы к английской церкви. «Письма увещевания», адресованные папой архиепископу Кентерберийскому и Юсту, епископу Рочестерскому, не сохранились, но некоторые другие его послания остались в истории. Согласно Беде, папа Бонифаций также направил письма к королю Нортумбрии Эдвину в 625 году, призывая его принять христианскую веру, и к принцессе-христианке Этельбурге Кентской, супруге Эдвина, увещевая её убедить мужа перейти в христианство.

Бонифаций V умер 25 октября 625 года и был похоронен в притворе собора святого Петра.

Ссылки

I век

Пётр • Лин • Клет • Климент I • Эварист

II век

Александр I • Сикст I • Телесфор • Гигин • Пий I • Аникет • Сотер • Елевферий • Виктор I • Зефирин

III век

Каликст I • Урбан I • Понтиан • Антер • Фабиан • Корнелий • Луций I • Стефан I • Сикст II • Дионисий • Феликс I • Евтихий • Гай • Марцеллин

IV век

Марцелл I • Евсевий • Мильтиад • Сильвестр I • Марк • Юлий I • Либерий • Дамасий I • Сириций • Анастасий I

V век

Иннокентий I • Зосима • Бонифаций I • Целестин I • Сикст III • Лев I • Гиларий • Симплиций • Феликс III (II) • Геласий I • Анастасий II • Симмах

VI век

Гормизд • Иоанн I • Феликс IV (III) • Бонифаций II • Иоанн II • Агапит I • Сильверий • Вигилий • Пелагий I • Иоанн III • Бенедикт I • Пелагий II • Григорий I

VII век

Сабиниан • Бонифаций III • Бонифаций IV • Адеодат I • Бонифаций V • Гонорий I • Северин • Иоанн IV • Теодор I • Мартин I • Евгений I • Виталий • Адеодат II • Домн • Агафон • Лев II • Бенедикт II • Иоанн V • Конон • Сергий I

VIII век

Иоанн VI • Иоанн VII • Сизинний • Константин • Григорий II • Григорий III • Захарий • Стефан II • Стефан II (III) • Павел I • Стефан III (IV) • Адриан I • Лев III

IX век

Стефан IV (V) • Пасхалий I • Евгений II • Валентин • Григорий IV • Сергий II • Лев IV • Бенедикт III • Николай I • Адриан II • Иоанн VIII • Марин I • Адриан III • Стефан V (VI) • Формоз • Бонифаций VI • Стефан VI (VII) • Роман • Теодор II • Иоанн IX • Бенедикт IV

X век

Лев V • Сергий III • Анастасий III • Ландон • Иоанн X • Лев VI • Стефан VII (VIII) • Иоанн XI • Лев VII • Стефан VIII (IX) • Марин II • Агапит II • Иоанн XII • Лев VIII • Бенедикт V • Иоанн XIII • Бенедикт VI • Бенедикт VII • Иоанн XIV • Иоанн XV • Григорий V • Сильвестр II

XI век

XII век

XIII век

XIV век

XV век

XVI век

Пий III • Юлий II • Лев X • Адриан VI • Климент VII • Павел III • Юлий III • Марцелл II • Павел IV • Пий IV • Пий V • Григорий XIII • Сикст V • Урбан VII • Григорий XIV • Иннокентий IX • Климент VIII

XVII век

XVIII век

XIX век

Лев XII • Пий VIII • Григорий XVI • Пий IX • Лев XIII

XX век

Пий X • Бенедикт XV • Пий XI • Пий XII • Иоанн XXIII • Павел VI • Иоанн Павел I • Иоанн Павел II

XXI век

Список разбит по векам исходя из даты начала понтификата

Апостол Германии святой Бонифаций, живший в VII веке, проповедовал Христа народам далеко за пределами Рейна. Его деятельность легла в основу политической и социальной организации Европы Карла Великого. Папа Григорий II поддержал его миссионерский порыв и в 722 году назначил епископом Майнца. В 1828 году Бонифаций был причислен к лику святых.

Святой Бонифаций (в миру Винфрид) родился в 673 году (либо в 680-м), и его семья, по всей видимости, принадлежала к знатному англосаксонскому роду. До того как начать евангелизацию германских народов за Рейном, он принёс монашеские обеты в аббатстве Эксетер. В течение трёх лет Винфрид прошёл большую часть территории Германии. Он стал инициатором реформы Церкви во Франции и содействовал религиозному развитию своего отечества. Вызванный в Рим Папой, Винфрид был рукоположен в епископы с новым именем. Прежде чем организовать Церковь на правом берегу Рейна, Бонифаций задумался об основании аббатства, которое стало бы главным центром духовности и религиозной культуры Германии. Так родилось знаменитое аббатство Фульды. Пятого июня 754 года, в день Пятидесятницы, в начале Святой Мессы на миссионеров напала группа вооружённых фризов. «Не бойтесь, – сказал Бонифаций своим сотоварищам, – всё оружие этого мира не может убить нашу душу». Когда один из нападавших ударил его мечом, епископ попытался защититься, прикрывшись евангелиарием. Но следующий удар разрубил книгу и снёс голову мученика. Тело святого Бонифация покоится в Фульде.

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ 2 Тим 3,10-17

Возлюбленный: Ты последовал мне в учении, житии, расположении, вере, великодушии, любви, терпении, в гонениях, страданиях, постигших меня в Антиохии, Иконии, Листрах; каковые гонения я перенёс, и от всех избавил меня Господь. Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен.

Толкование

Решив последовать за Иисусом, часто мы не отдаем себе отчета в том, что этот путь проходит через всю нашу жизнь. Мы открываем к воздействию Евангелия некоторые сферы, одни больше, другие меньше, а какие-то вообще держим крепко запертыми, полагая, что Евангелие не имеет к ним никакого отношения. Нередко можно услышать: какое отношение вера имеет к политике, экономике, учебе, семье или работе? Но апостол Павел так не считает: он напоминает Тимофею, что выбор ученика Христа касается всех сфер жизни. Отныне всё, что происходит с ним, либо имеет отношение к Иисусу, либо этому суждено закончиться неудачей и отчаянием. В жизни Павла было немало недоразумений, разочарований, гонений, но все эти невзгоды, пережитые в общении со Христом, стали для апостола язычников поводом испытать на себе силу Божьей благодати. Поднявший меч от меча и погибнет, гласит поговорка, и Павел находится с ней на одной волне: нечестивых и лгунов ждет жалкий конец не потому, что их наказывает Бог, а потому, что зло всегда обращается против тех, кто его совершает.

ЕВАНГЕЛИЕ Мк 12,35-37

В то время: Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов? Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: воссядь одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Итак сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

Толкование

Иисус гораздо больше, чем сын Давидов, и Он объясняет это, толкуя Псалом 109, в котором говорится о царе-Мессии. Господь пытается объяснить народу Свою сущность, дать людям правильное представление о личности Мессии и о Его земной миссии. Иисус обращает внимание толпы на то, что еще сам Давид — которому традиция приписывает авторство Псалмов — называл Мессию Господом: следовательно, Христос не мог быть его сыном, но Тем, Кто обладает несоизмеримо высшим достоинством. Спаситель желает помочь слушателям понять, что Он гораздо больше, чем просто преемник царя Давида: Он – Сын Божий, рожденный от Отца прежде всех веков и равный Ему в божественности. Однако, несмотря на пояснения, понять и принять по-настоящему Его человечность и божественность может лишь тот, кто вступает с Ним в истинные отношения. Также и мы можем изучить множество книг, выучить на память целые отрывки из Евангелия и, несмотря на это, вовсе не познать Иисуса. В лучшем случае мы получим какую-то отрывочную информацию о Нём, но в итоге Он останется для нас непознанным. И напротив, как только мы начнём общаться с Ним в молитве и искренне вслушиваться в Его слово, перед нами раскроется новый мир: Его любовь прояснит наши глаза, и мы наконец обретём способность видеть.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *