Кто такой епископ

Иерархия священнослужителей в РПЦ

Священнослужителей Русской православной церкви можно разделить на две большие группы:

  • белое духовенство (те, кто могут заключать брак и заводить детей);
  • чёрное духовенство (те, кто отреклись от мирской жизни и приняли монашеский сан).

Предлагаем Вашему вниманию познавательную статью о концепции сотворения мира за семь дней.

Чины в белом духовенстве

Ещё в ветхозаветном писании говорится о том, что до Рождества пророком Моисеем были назначены люди, задачей которых было стать промежуточным звеном в общении Бога с людьми. В современной церковной системе эту функцию исполняют белые священники. Низшие представители белого духовенства не имеют священного сана, к ним относятся: алтарник, псаломщик, иподиакон.

Алтарник — это человек, который помогает священнослужителю в проведении служб. Также таких людей называют пономарями. Пребывание в этом чине — обязательная ступень перед получением священного сана. Человек, исполняющий обязанности алтарника, является мирским, то есть он вправе покинуть церковь, если передумает связывать свою жизнь со служением Господу.

В его обязанности входит:

  • Своевременное зажжение свечей и лампад, контроль за их безопасным горением;
  • Подготовка одеяний священников;
  • Вовремя подносить просфор, кагор и прочие атрибуты религиозных обрядов;
  • Разжигать огонь в кадиле;
  • Подносить полотенце к губам во время причащения;
  • Поддержание внутреннего порядка в церковных помещениях.

В случае надобности алтарник может звонить в колокола, читать молитвы, однако ему воспрещается касаться престола и находиться между алтарём и Царскими вратами. Алтарник носит обыкновенную одежду, сверху надевается стихарь.

Псаломщик (иначе — чтец) — ещё один представитель белого низшего духовенства. Его главная обязанность: чтение молитв и слов из святого писания (как правило, они знают 5−6 основных глав из Евангелия), объяснение людям основных постулатов жизни истинного христианина. За особые заслуги может быть посвящён в иподиакона. Эта процедура осуществляется священнослужителем более высокого ранга. Псаломщику разрешено надевать подрясник и скуфью.

Иподиакон — помощник батюшки в проведении служб. Его одеяние: стихарь и орарь. При благословении архиереем (он же может возвести псаломщика или алтарника в сан иподиакона) иподиакон получает право касаться престола, а также заходить в алтарь через Царские врата. Его задача: обмывать руки священника во время богослужений и подавать ему необходимые для обрядов предметы, например, рипиды и трикирий.

Церковные саны православной церкви

Вышеперечисленные служители церкви не имеют священного сана, а, следовательно, не являются церковнослужителями. Это обыкновенные люди, живущие в миру, однако желающие стать ближе к Богу и церковной культуре. На свои должности они принимаются с благословения церковнослужителей, находящихся выше рангом.

Диаконская степень церковников

Диакон — низший чин среди всех церковников, имеющих священный сан. Его основная задача — быть помощником попа при богослужении, в основном они занимаются чтением евангелия. Самостоятельно проводить богослужение диаконы не имеют права. Как правило, несут свою службу в приходских церквях. Постепенно этот церковный сан утрачивает своё значение, и их представительно в церкви неуклонно сокращается. Диаконскую хиротонию (процедуру возведения в церковный сан) осуществляет архиерей.

Протодиакон — главный дьякон при храме или церкви. В прошлом веке этот сан получался диаконом за особые заслуги, в настоящее время необходимо 20 лет служения в низшем церковном сане. Протодиакон имеет характерное одеяние — орарь со словами «Свят! Свят! Свят». Как правило, это люди с красивым голосом (они исполняют псалмы и поют на богослужениях).

Пресвитерская степень служителей

Иерей в переводе с греческого означает «жрец». Младший титул белого духовенства. Хиротонию также осуществляет архиерей (епископ). В обязанности иерея входит:

  • Проведение таинств, богослужений и иных религиозных обрядов;
  • Проведение причащения;
  • Нести заветы православия в людские массы.

Иерей не имеет права освящать антиминсы (плат материи из шёлка либо льна со вшитой в него частицей мощей православного мученика, находящийся в алтаре на престоле; необходимый атрибут для проведения полной литургии) и проводить таинства рукоположения священства. Вместо клобука носит камилавку.

Протоиерей — титул, которым награждают представителей белого духовенства за особые заслуги. Протоиерей, как правило, является настоятелем храма. Его одеяние во время проведения богослужений и церковных таинств — епитрахиль и риза. Протоиерей, награждённый правом носить митру, называется митрофорным.

В одном соборе могут служить несколько протоиереев. Посвящение в протоиереи осуществляется епископом с помощью хиротесии — возложения рук с молитвой. В отличие от хиротонии проводится в центре храма, вне алтаря.

Протопресвитер — высшее звание для лиц белого духовенства. Присваивается в исключительных случаях в качестве награды за особые заслуги перед церковью и обществом.

Высшие церковные чины относятся к чёрному духовенству, то есть, таким сановникам запрещено иметь семью. Представитель белого духовенства также может встать на этот путь, если отречётся от мирской жизни, а его супруга поддержит мужа и пострижётся в монахини.

Также на этот путь вступают сановники, ставшие вдовцами, так как они не имеют права повторно вступать в брак.

Чины чёрного духовенства

Это люди, принявшие монашеский постриг. Им запрещено заключать брак и заводить детей. Они полностью отрекаются от мирской жизни, давая обеты целомудрия, послушания и нестяжания (добровольного отказа от богатства).

Низшие чины чёрного духовенства имеют множество сходств с соответствующими чинами белого. Иерархию и обязанности можно сравнить при помощи следующей таблицы:

Соответствующий чин белого духовенства Чин чёрного духовенства
Алтарник/Псаломщик Послушник Мирской человек, который принял решение стать монахом. По решению игумена его зачисляют в братию монастыря, выдают подрясник и назначают испытательный срок. По его окончании послушник может решить, становиться ли ему монахом либо вернуться к мирской жизни.
Иподьякон Монах (инок) Член религиозной общины, давший три монашеских обета, ведущий аскетичный образ жизни в монастыре либо самостоятельно в одиночестве и отшельничестве. Не имеет священного сана, следовательно, не может совершать богослужения. Монашеский постриг совершается игуменом.
Диакон Иеродиакон Монах в сане диакона.
Протодиакон Архидиакон Старший диакон в чёрном духовенстве. В Русской православной церкви архидиакон, несущий службу при патриархе, называется патриаршим архидиаконом и принадлежит к белому духовенству. В крупных монастырях главный диакон также имеет сан архидиакона.
Иерей Иеромонах Монах, имеющий сан священника. Иеромонахом можно стать после процедуры хиротонии, а белые священники — через монашеский постриг.
Протоиерей Изначально — настоятель православного монастыря. В современной Русской православной церкви чин игумена даётся как награда иеромонаха. Часто чин не связан с управлением монастырём. Посвящение в игумены производит архиерей.
Протопресвитер Архимандрит Один из высших монашеских чинов в православной церкви. Возложение сан происходит через хиротесию. Чин архимандрита связан с административным управлением и монастырским настоятельством.

Епископская степень священнослужителей

Епископ принадлежит к разряду архиереев. В процессе рукоположения они получили высшую господнюю благодать и поэтому имеют право на проведение любых священных действий, в том числе проводить хиротесию диаконов. Все епископы имеют одинаковые права, старшим из них является архиепископ (имеет те же функции, что и епископ; возведение в сан осуществляет патриарх). Только епископ имеет право благословить службу антимисом.

Носит красную мантию и клобук чёрного цвета. К епископу принято следующее обращение: «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Является руководителем местной церкви — епархии. Главный священник округа. Избирается Священным Синодом по приказу патриарха. В случае необходимости в помощь епархиальному архиерею назначается викарный епископ. Архиереи носят титул, включающий название кафедрального города. Кандидат в архиереи должен быть представителем чёрного духовенства и возраст старше 30 лет.

Митрополит — высший титул епископа. Подчиняется непосредственно патриарху. Имеет характерное одеяние: голубая мантия и клобук белого цвета с крестом, выполненным из драгоценных камней.

Сан даётся за высокие заслуги перед обществом и церковью, является древнейшим, если начинать отсчёт со становления православной культуры.

Выполняет те же функции, что и епископ, отличаясь от него преимуществом чести. До восстановления патриаршества в 1917 году в России было только три епископских кафедры, с которыми обычно соединялся сан митрополита: Санкт-Петербургская, Киевская и Московская. В настоящий момент в Русской православной церкви насчитывается более 30 митрополитов.

Патриарх — высший сан православной церкви, главный священник страны. Официальный представитель РПЦ. С греческого патриарх переводится как «власть отца». Его избирают на Архиерейском соборе, которому и отчитывается патриарх. Это пожизненный сан, низложение и отлучение от церкви человека, получившего его, возможно лишь в самых исключительных случаях. Когда место патриарха не занято (период между смертью прошлого патриарха и выборами нового), его обязанности временно исполняет назначенный местоблюститель.

Имеет первенство чести среди всех епископов РПЦ. Осуществляет управлению церковью совместно со Священным Синодом. Контактирует с представителями католической церкви и высшими сановниками других конфессий, а также с органами государственной власти. Издаёт указы об избрании и назначении архиереев, руководит учреждениями Синода. Принимает жалобы на архиереев, давая им ход, награждает клириков и мирян церковными наградами.

Кандидат на патриарший престол должен быть архиереем РПЦ, иметь высшее богословское образование, в возрасте не моложе 40 лета, пользоваться доброй репутацией и доверием церкви и народа.

Архиерей

Смотреть что такое «Архиерей» в других словарях:

  • АРХИЕРЕЙ — (греч. archihieros, от archi старший, и hieros священный). Высшее лицо в черном духовенстве. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АРХИЕРЕЙ в православной церкви: общее название… … Словарь иностранных слов русского языка

  • архиерей — иерарх, владыка Словарь русских синонимов. архиерей сущ., кол во синонимов: 6 • архиерарх (1) • … Словарь синонимов

  • архиерей — АРХИЕРЕЙ, архипастырь, высокопреосвященство, иерарх АРХИЕРЕЙСКИЙ, архипастырский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи

  • АРХИЕРЕЙ — (от архи… и греч. hiereus священнослужитель) общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит) … Большой Энциклопедический словарь

  • Архиерей — Архиерей, см … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • АРХИЕРЕЙ — (разг. произн. архирей), архиерея, муж. (церк.). Общее, неофициальное название для епископа, архиепископа, митрополита. см. архи… и иерей. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

  • АРХИЕРЕЙ — АРХИЕРЕЙ, я, муж. Общее название высших чинов православного духовенства. | прил. архиерейский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • Архиерей — (греч. archiereus старший священник), архипастырь, иерарх (греч. hieros священный и arche власть) общее название для священнослужителей высшей (третьей ступени) христианской церковной иерархии: епископов, архиепископов, митрополитов, эк Источник … Религиозные термины

  • Архиерей — в греч. переводе LXX так называется высший представительветхо зав. священства первосвященник (Лев. IV. 3); это же наименованиеап. Павел прилагает и к И. Хр. (Евр. IV. 14). В греч. и русск. церквиархиереями именуются лица высшей иерархии епископы … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  • Архиерей — (от греч. archi старший и hiereus священнослужитель) общее название высших православных священнослужителей (епископ, архиепископ, митрополит). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

  • АРХИЕРЕЙ — (гр.) лицо, имеющее высшую степень священства; епископ, как первосвященник, в отличие от подчиненных ему иереев, священников … Юридическая энциклопедия

Словарь. Иерархия

Автокефалия (гр.-самоглавенствование) — независимость, самоуправление Православных Церквей (Константинопольской, Иерусалимской, Русской, Сербской, Греческой, Кипрской, Болгарской, Румынской и других).

Архиепископ (греч.) – старший епископ.

Архиерей (греч.) – старший над иереями (священниками). Лицо высшей (третьей) степени священства: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Архимандрит (греч.) – высший монашеский сан. Монах, имеющий этот сан, может быть посвящен в архиереи.

Батюшка – традиционное для православной Руси именование священника.

Благословение – осенение кого-либо крестным знамением.

Благочинный – священник, назначенный помогать архиерею в наблюдении за деятельностью духовенства и жизнью приходов во вверенной ему части епархии – благочинии. Благочинные есть и в монастырях.

Викарий (от лат. — заместитель)– епископ, помогающий архиепископу или митрополиту в делах управления епархией.

Диакон – первая степень священнослужения от времен апостольских. Диаконы являются помощниками священников при совершении богослужения

Духовенство – служители Церкви, имеющие духовный сан, полученный ими при посвящении (рукоположении), дающий право и благодать совершать богослужения и таинства Церкви. Имеет три степени (см. Степени священства): диаконат, пресвитериат и епископат. Духовенство делится на белое и черное. К белому духовенству относятся диаконы и священники, состоящие в браке; к черному духовенству — диаконы и священники, принявшие монашество (они именуются соответственно: иеродиакон и иеромонах). Архиереем (епископом, архиепископом, митрополитом, патриархом) может стать только представитель черного духовенства.

Епархия – территория в церковном отношении подчиненная архиерею. Разделяется на благочиния, каждое из которых состоит из нескольких приходов.

Епископ (греч. – надзирающий) – архиерей, главный пастырь епархии (См. Степени священства). Может совершать все таинства, включая таинство рукоположения во диакона и во иерея.

Игумен (греч. – ведущий) – монах в сане священника, званием выше иеромонаха, но ниже архимандрита.

Игуменья – настоятельница женского православного монастыря.

Иерарх (греч. – священноначальник) – представитель высшего духовенства, архиерей: епископ, архиепископ, митрополит, патриарх.

Иерархия (греч. – священноначалие) – общее название для всех трех степеней священства: диакона, пресвитера (священника) и епископа (см. Степени священства).

Иерей (греч.) – священник, духовное лицо, посвященное во вторую степень священства. Может совершать все таинства, кроме таинства рукоположения во иереи.

Иеродиакон – монах в сане диакона.

Иеромонах – монах в сане иерея.

Иподиакон – служитель Церкви, по положению ниже диакона. При архиерейском богослужении иподиаконы облачают епископа, подкладывают ему под ноги орлецы – специальные половики, на которые он должен становиться, передают ему дикирий, трикирий, жезл и т.д.

Миряне – рядовые верующие.

Митрополит – архиерей очень крупной церковной области.

Настоятель – старшее духовное лицо в монастыре, храме.

Неофит (греч. – новообращенный) – новокрещенный, новоначальный член Церкви.

Патриарх (греч. – родоначальник) – первосвятитель, высший священноначальник (архиерей) страны. Патриархи Русской Православной Церкви

Пресвитер (греч. – старший) – древнейшее название священника, духовного лица, посвященного во вторую степень священства (см. Иерархия).

Приход – церковная община, объединенная вокруг одного храма.

Протодиакон – первый или главный диакон в епархии.

Протоиерей – старший иерей (священник), обычно настоятель храма. Звание жалуется как почетное за заслуги перед Церковью.

Святитель — архиерей.

Священник – служитель Церкви, посвященный во вторую степень священства и имеющий право совершать богослужения и шесть из семи христианских таинств: крещение, миропомазание, евхаристию, покаяние, брак и елеосвящение.

Семинария (лат. – рассадник) – учебное заведение для подготовки священнослужителей.

Синод Русской Православной Церкви – совещательный орган при Патриархе, состоящий из высших иерархов.

Синод Святейший Правительствующий – орган церковного управления, учрежденный Петром I после ликвидации патриаршества в 1721 году. Во главе его стоял правительственный чиновник – обер-прокурор, который фактически руководил всей деятельностью Церкви. Сделано это было для подчинения Церкви государственной власти. Синод просуществовал до 1917 года, когда было восстановлено патриаршество.

Степени священства — установленные апостолами три степени священной иерархии: диаконская, пресвитерская (священническая) и епископская. Диаконы помогают священникам и епископам при совершении богослужений, но самостоятельно ни служить, ни совершать таинства не могут. Служение диакона украшает службу, но не является обязательным — священник может служить и один. Диакон из монашествующих называется иеродиаконом. Первый диакон, служащий при епископе, называется протодиаконом (или архидиаконом, если он из монашествующих). Пресвитеры (священники, по-гречески — иереи) при рукоположении получают благодать совершать богослужения и таинства (кроме таинства рукоположения новых священников). Старшие иереи называются протоиереями. Священники-монахи называются иеромонахами, старшие среди них — игуменами, а самые старшие — архимандритами. Епископы (архиереи) получают высшую степень благодати. Епископы равны между собой по степени благодати, но по своим административным обязанностям подразделяются на епископов, викариев, архиепископов, митрополитов и патриархов. Архиереи, кроме совершения всех богослужений, могут рукополагать диаконов и пресвитеров, освящают миро, антиминсы, храмы; управляют церковными делами во вверенных им епархиях. В современной церковной практике кандидатов в епископы выбирают исключительно из монашеского звания, а рукоположение во епископы совершается несколькими епископами. (См.также Вопросы о церковной иерархии и Вопросы о церковном этикете)

Экзарх – архиерей, облеченный властью управлять особо крупным церковным округом.

Ветхозаветная церковь послужила примером святым Апостолам, где были первосвященник, священник и левиты. Апостолы и в новозаветной христианской Церкви установили три степени священства: архиереев, пресвитеров (т.е. священников) и диаконов. Кто такой архиерей и как к нему можно обращаться?

Архиерей в церкви

Архиереем (греч. «старший священник») принято называть священнослужителей высшей степени церковной иерархии.

Определение применяется наряду с «иерарх» и «архипастырь». Он — епископ Церкви. В его ведомстве и праве с Божьей благодатью совершать все Таинства и руководить церковной жизнью.

Служение архиерея в церкви

Под управлением каждого из них (кроме викариев) есть епархия. Поместный Собор именно из архиереев избирает патриарха, на которого возлагается почетная миссия пожизненно осуществлять руководство Поместной Церковью.

Христианское вероучение гласит, что апостольская благодать, принятая от Иисуса Христа, передается архипастырям через Таинство Рукоположения. В Русской православной церкви принято поставлять в иерархи лиц из монашествующего духовенства, поскольку он должен быть безбрачным.

О других церковных Таинствах:

  • Таинство исповеди
  • Таинство миропомазания
  • Таинство причастия

Таинство священства даёт благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой: совершать Богослужения, учить людей Христианской вере и доброй жизни (благочестию) и управлять церковными делами.

Важно! Архиерейство сродни схимническому постригу — это совершенное отречение от своей воли.

Если мирянин имеет возможность еще каким-то образом выстраивать свою жизнь, то у епископа возможности для того, чтобы жить по своей воле, практически вообще нет. И все что он делает это обязательно должно соответствовать не только церковным канонам, но и той ситуации, в которой пребывает церковь.

Служение архиерея

Радостно архиерею, когда он видит, что люди идут к Богу. Он — не есть небожитель, он есть указатель, который показывает человеку, где находится Бог. И человек должен использовать этот указатель и пойти к Богу. Если это совершается, то это высокое счастье для служителя Церкви.

Высшее счастье архипастыря заключено в служении Божественной литургии. Он как преемник апостолов является участником тайной вечери, подобно Иоанну Богослову возлежит на перстах Спасителя. И эта та радость архиерейского служения, которая ни с чем не сравнима.

Где епископ — там и церковь. Господь его избрал и поставил на этот свечник, чтобы он светил всему роду Божьему. Очень важно, чтобы у иерарха была стерта грань, которая дает отдаленность, отчужденность. Епископ должен быть народным.

О святых архиереях православной церкви:

  • Житие святителя Спиридона Тримифунтского, епископа
  • Житие святителя Тихона Задонского
  • Житие святого Тихона, патриарха Московского

Прибытие архиерея всегда событие для прихожан. В ведении одного архипастыря десятки, сотни храмов. Посетить каждый из них, даже один раз в году, не всегда получается. Оттого большая часть жизни епископа проходит в пути.

Духовная власть более сложная, потому что отвечаешь за души людей. Господь с большей силой взыщет с архиерея. За внешним благолепием, почестями стоит большая ответственность.

Самый главный крест, который несет на себе любой архипастырь, заключается в том, что перед ним почти невыносимая задача — будучи с почетным званием остаться всё-таки человеком, способным воспринимать других людей, помнить об их немощах, слабостях, о тех мелочах, о которых, как правило, высокие люди, облаченные властью, быстро забывают.

Важно! Для нас есть один пример идеального архиерея — это Господь наш Иисус Христос. Видео об архиереях Русской православной церкви

Пастор Владимир Баимов: Постановка и рукоположение служителей церкви. Роль общины и функция епископа.

Постановка и рукоположение служителей церкви. Роль общины и функция епископа. Библейские и практические аспекты

Постановка и рукоположение служителей церкви

У нас есть канонические правила рукоположения священнослужителей, что еще нужно? Казалось бы, нет ничего проще, чем поставить и рукоположить.

Во-первых, кого рукоположить? Во-вторых, где его взять, и, в-третьих, что потом с ним делать, если начнутся проблемы?

Мы знаем требования к служителям из посланий апостола Павла. Где же таких взять?

Как правило, мы обращаем свое внимание на людей в церквях, которые уже имеют предпосылки к служению и обладают определенными качествами. Но таких «самородков» в процентном соотношении относительно не много. Гораздо больше тех, кто готов проявить какую-то активность или находится в церкви на хорошем счету. Мы привлекаем тех, кого легко уговорить взять ответственность на себя.

Зачастую мы не работаем с теми, кто на самом деле мог бы сделать это намного лучше, но пока не видит себя в служении. Зачем испытывать человека, искать более достойного кандидата — он же сам вызвался и даже рекомендацию от кого-то имеет? Такую логику у пастырей можно встретить достаточно часто, так как им хочется поскорее закрыть «дыру» в служении. Даже заставить могут, предъявив что-то вроде ультиматума. И для людей, оказавшихся не на своем месте в церкви, служение может стать причиной сильной неудовлетворенности и скрытых страданий. Но Иисус Христос призывает нас действовать противоположным образом: «Больший из вас да будет вам слуга» (Мтф. 23:11).

Иисус Христос три года провел с апостолами, разделяя с ними кров, пищу и трудности пути. Часто ли и каким образом мы следуем Его примеру в этом вопросе?

Не уклоняемся ли мы временами на более легкий и широкий путь в решении кадровых вопросов?

Мы безмерно благодарны Богу за служителей, поднявшихся в наших социальных служениях и центрах реабилитации. Среди них много «горячих», самоотверженных служителей, живущих по принципу: «Спасся сам — спаси другого!» Однако достаточно среди них и тех, кто пытался совмещать служение Богу со светской жизнью. И многие из этих последних вынуждены были проходить «штрафные круги».

Еще более печально, когда в ряды служителей люди попадают от нежелания преодолевать трудности. «У меня нет образования, работы, доброго имени, а почему бы мне не пойти в служители?! В церкви я быстро карьеру построю!» – так рассуждают некоторые. И когда светские люди смотрят на то, как устраивают свое материальное благополучие такие служители, они соблазняются о церкви, потому что их духовное состояние не соответствует взятому на себя служению. «И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерёт от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Лк. 5:36-37).

Таким образом, в нашем Союзе и с той, и с другой стороны попадаются люди, которые в трудных ситуациях ищут легких путей вместо того, чтобы помогать осуществиться воле Божьей.

Как нам предотвратить манипулирование со стороны одних, перенаправить в нужное русло энергию других? Как нам вскрыть и «подвигнуть» на служение именно тех людей, в отношении которых Бог уже сделал свой выбор? И в чем причина их временной «несдвигаемости»: в некачественном служении служителей, в отсутствии «свободных мест» на текущий момент, в недоверии к ним пастора или в чем-то другом?

Как воспитать служителя?

а) Иногда человек принимает решение стать служителем в результате чересчур пафосных, эмоционально напряженных и несбалансированных проповедей.

Ближайшей целью своей жизни он делает то, что на самом деле уводит его от искреннего, помазанного служения Богу и ближним. Ему хочется не служить, а быть начальником, статусным человеком в церкви. Происходит подмена ценностей.

Вместо хорошего «рядового» христианина получаем энергичного «делателя»-карьериста с затаенными комплексами, обидами и мечтами о господстве.

Постепенно он становится в тягость всем — и тем, кому служит, и другим служителям, и даже пастору, который его поставил. Но никто не знает, как его урезонить без ущерба для церкви. Последствия подобного взращивания «служителя» известны: узурпация власти, духовная «порча» стада Христова, отторжение людей от церкви и отвращение к ней и прочее.

Используем ли мы какие-то «противовесы», чтобы не допустить развития ситуации в своих церквях по этому сценарию?

б) От служителя требуется обладание определенными качествами характера и компетентность: дары Святого Духа, образование, культура речи, навыки коммуникации в светском обществе, со СМИ, органами государственной власти и т.д. Так много всего!

Отвечают ли наши «кузницы кадров» этому запросу, или мы воспитываем наших слушателей в ограниченном только церковном кругозоре?

Поступает ли рукоположенный служитель «по виденью пастора» т.е. выполняет работу так, как ее видит пастор, или служитель должен быть воспитан в команде?

Нам нужны призванные Богом служители. Но их виденье собственного служения может не совпадать с видением пастора, с его пониманием стратегии развития церкви. Постепенно умножаются взаимные обиды и непонимание. И у пастора возникает искушение «сломать» служителя, а у служителя — бросить церковь или устроить бунт.

Что же делать? Предоставить служителей самим себе? Пастор отдельно, служители отдельно? Однако без епископского надзора и пастырского попечения служители легко могут уклониться на ложный путь: отгородиться от остальной церкви невидимым забором и жить в своем узком мирке. От их действий могут пострадать люди, и кто тогда будет держать ответ за их действия? Но даже когда этого не происходит и вроде бы все хорошо, разве это правильно, что пастор, прослужив около десяти лет на одном месте, ничего не знает о своих служителях? Какой же он тогда пастух, если не знает своих овец?!

Как мы себе представляем нашу «команду»: как группу подчиненных или как сообщество творческих, обладающих суверенитетом людей? Всегда ли мы, пастыри, обращаем внимание на наших служителей, интересуемся, что это за люди, советуемся с ними? Или нам главное лишь бы в церковь приходили новые люди?

Как уравновесить пасторский контроль и не ущемить самостоятельность поставленного служителя?

У нас достаточно негативного опыта в регионах. Мы знаем, как рождаются бунтари и смутьяны. Но мы знаем и то, что основатель протестантизма бунтарем не был. Он был простым Божьим служителем. Причем он одновременно в одном месте был учителем, а в другом — учеником. И именно этот «учитель-ученик» 500 лет назад смог сделать то, что не удалось многим другим — запустить маховик Реформации.

Но мы же не называем Лютера бунтарем, для нас он – реформатор. Почему? Потому ли, что он не рвался к власти и не диктовал церкви «свои» условия? Или потому, что он заставлял себя учиться работать с непохожими на себя людьми? А может, все дело в том, что он начал обновление церкви не с навязывания «своих» ответов, а с правильной постановки вопросов?

Вот и сейчас перед нами стоит один из подобных вопросов: как нам вовремя отсеять зачинщиков раздора, мечтающих о больших, чем прежде, ресурсах для себя, и не проглядеть реформаторов, стремящихся к действительному обновлению и умножению церкви?

Каковы превентивные меры для сохранения здоровой атмосферы в церкви и высокой функциональности служителей?

Лучшее решение проблем – их предотвращение. Каковы «типичные» проблемы, связанные со служителями? Как вы выясняете мнение членов церкви о поставленных Вами служителях?

Роль общины и функция епископа

Люди в общине обычно связаны богослужением, молитвенным общением друг за друга, взаимной заботой, каким-то общим делом (служением). Обычно в служение вовлечена не вся община, и это нормально. Кто-то еще не нашел свое призвание, а кто-то находится в том состоянии, когда не он, а ему требуется служить. Все наши общины стремятся стать большими семьями, состоящими из детей Божьих. Но не у всех это получается хорошо. В идеале, как это происходит в хорошей семье, в подготовке служителя и раскрытии им своего предназначения должна участвовать вся община.

Делают ли ваши общины что-то в этом направлении или у вас как в «плохой семье» каждый пробивает себе дорогу поодиночке, вопреки плохим условиям для роста?

Мы знаем, что семьи бывают разными. Каждая семья уникальна, непохожа на другую. Но по мере развития некоторых наших церквей мы видим, что они становятся настолько однородными, что другим людям в них неуютно. В руководстве общин кое-где десятилетиями остаются одни и те же люди. Пока они молоды и церковь молодая. Но по мере исчерпания у них идей начинают иссякать и служения в церкви, исчезают «вакантные места» наверху.

Конечно, пастору удобно решать все вопросы с одними и теми же людьми, но этот путь в долгосрочной перспективе ведет к тому, что церковь начинает «вариться» сама в себе и может встать на путь исключительности. Но церковь, община — это не только семья. Это – Тело Христово. И, как и в теле, в общине должны быть разные люди, разных возрастов, жизненного опыта и взглядов. Не может тело состоят только из рук или ног.

Что мы делаем что-то в области обновления своих церквей, выдвижения новых лиц и служений? Или мы хотим однажды обнаружить, что живем в «тепличке», наглухо закрытой от мира?

В служении епископа как для пастыреначальника и надзирателя должны присутствовать несколько важных моментов:

1. Широкая образованность. Хороший слуга (служитель) должен многое уметь, быстро понимать сущность разнообразных нужд и устранять их. В этом отношении служение епископа очень тяжела ноша, он должен уметь находить оптимальные решения, имея ввиду нужды всех, кто под его началом. Для этого надо понимать, как и что устроено в мире, в чем состоит сущность разных мировоззрений, и как управлять людьми. Он должен обновлять свои знания и умения посредством соответствующего образования и самообразования.

2. Личная скромность и открытость в общении со статусными и нестатусными лицами. Слуга должен быть близок к тому, кому он служит — к народу Божьему.

Если вдруг епископ является не единственным в своем роде Божьим служителем, то он не должен кичиться этим. Высокомерие епископа подает дурной пример служителям в церкви. Люди, ищущие Бога, нередко составляют свое мнение о церкви, посмотрев на ее епископа или старшего пастора.

3. Контроль над ситуацией в церкви. Надзирающий должен быть рядом с теми, за кем он надзирает – не для того, чтобы карать, а чтобы служить.

4. Правильное целеполагание. Многие проблемы в духовной жизни верующих становятся следствием неумения отличать свои фантазии и предположения от воли Божьей, а иногда и нежелание следовать этой воле. Епископ, будучи по сути своей надзирателем, должен вовремя провести «диагностику» вверенной ему церкви и не тянуть с принятием соответствующих мер.

5. Умение вовремя делегировать полномочия. Это очень помогает, когда епископ сам оказывается в трудных обстоятельствах: продолжительно болеет или имеет необходимость в одновременном осуществлении нескольких неотложных дел в разных местах. К тому же таким образом епископ помогает и другим служителям самим вырасти. Он учит их управлять церковью на своем примере.

6. Точное определение способностей и возможностей членов церкви. Епископ должен иметь большой опыт работы с людьми, правильно определять потенциал и текущее духовное состояние людей, чтобы не возлагать на своих верующих и служителей неподъемное для них бремя. Это позволяет епископу создавать дружную команду, в которой каждый выполняет свою, четко определенную роль.

Согласны ли мы таким пониманием функций епископа? А если нет, то в чем тогда его польза для нас?

Предложения по развитию епископатов в регионах (в том числе, в Красноярском крае)

«Хочешь идти быстро, иди один. Хотите пойти далеко, идите вместе» (Старая японская пословица)

Преамбула

В настоящее время единство нашего Союза на практике выражается, в основном, в личном общении пасторов и служителей и финансовых тратах на часть проектов церквей. В остальном каждый развивается отдельно в рамках своих служений. Даже пасторы церквей зачастую имеют о происходящем в их церквях отрывочную информацию.

Многие пасторы не знают истории тех церквей, в основании которых непосредственного участия не принимали, или же имеют о ней искаженные представления. Эти представления влияют на их текущую кадровую политику, отношения со служителями. Зачастую такие пасторы не могут соответствующим образом представить руководимую ими церковь в СМИ, показать ее значение и уникальность в жизни региона. Отношение местных жителей к руководимым ими церквям всегда может измениться в худшую, а не в лучшую сторону, так как документальных свидетельств, показывающих развитие церкви в динамике, у руководства церкви нет.

Епископы относительно хорошо знают только положение дел внутри церквей своего города. Но при этом часть епископов не может охватить обширные территории региона. Он бывает в городах региона только с краткими визитами, которые ограничиваются, в основном, общением с пасторами. Или же он вынужден срочно посещать проблемные церкви.

В такой ситуации епископ может своевременно не заметить негативные изменения в жизни той или иной церкви и не успеть среагировать на них до того, как ситуация станет критической и пострадает большой круг лиц. Ему труднее отстаивать те или иные финансовые и административные вопросы в кругу своих церквей, отстаивать и продвигать интересы отдельных церквей в отношениях с органами власти. Таким образом, надзорная функция епископа религиозного объединения в регионах может быть ослаблена, в ее осуществлении ему требуется помощь в виде канцелярии (епископата). В настоящее время во многих христианских конфессиях имеются свои канцелярии при епископах или аналогичные им отделы.

Задачи канцелярии

Канцелярия выполняет связующую роль между начальствующим епископом, полномочным представителем начальствующего епископа, руководством всех объединений церквей, чьи церкви имеются на территории данного региона, СМИ, органами власти и обществом.

Канцелярия помогает начальствующему епископу оперативно и эффективно реагировать на текущие дела.

Функции канцелярии:

— собирать сведения по запросу епископа для формирования и ведения церковного архива;

— разрабатывать инструменты мониторинга для выявления текущего состояния объединения церквей, «слабых» и «сильных» мест в управлении церквями на местах;

— предоставлять документы из церковного архива по требованию руководства объединения церквей, судов;

— организовывать актуальные для епископа и служителей исследования;

— осуществлять подготовку материалов и статей в СМИ для формирования позитивного облика церквей в обществе;

— помогать церквям Союза в создании различных методических разработок и проведении собственных исследований;

— предоставлять возможность непосредственного обращения к епископу от прихожан любой церкви с гарантией ответа;

— созыв дисциплинарной комиссии для проверки легитимности деятельности служителей и разбора внутрицерковных конфликтов на местах;

— созыв конфликтной комиссии по урегулированию межцерковных конфликтов на местах и конфликтов с органами власти;

— привлечение юристов для консультаций на местах и отстаивания интересов конкретной церкви в отношениях с контролирующими органами и в суде;

— предоставление более широкого выбора специалистов для организации курсов, семинаров и т. п.;

— продвижение проектов церквей Союза и аффилированных церковных НКО в органах местного самоуправления и федеральной власти, в том числе в конкурсах социальных проектов как региональных, так и федеральных.

— помощь церквям, особенно небольшим, с ограниченными ресурсами в подготовке масштабных мероприятий (конференций, праздников и др.);

— организация встреч и совместных мероприятий с представителями других Союзов и объединений в регионе (РЦ ХВЕ, ОЦ ХВЕ и др.).

Состав канцелярии

В канцелярию могут входить как штатные, так и внештатные сотрудники.

Комплектация кадрами зависит от потребностей членов Союза на текущий момент:

— ответственное лицо за создание и функционирование архива Союза, исполнение запросов руководителей церквей, судов, исследователей, СМИ, ведение методической и исследовательской работы внутри Союза, формирование в СМИ позитивного облика церквей;

— ответственное лицо за правозащитную деятельность (обучение пасторов, бухгалтеров, администраторов), приглашение специалистов в области юридического религиоведения в регион, организация семинаров с участием Министерства юстиции, прокуратуры, ФНС и др. контролирующих органов;

— ответственное лицо за координацию социальных проектов, аффилированных, церковных НКО. Взаимодействие с государством в социальной сфере, обучение участию в конкурсах, социальных грантах, использованию других мер государственной поддержки, включение в реестр, соответствующие мероприятия;

— ответственное лицо за взаимодействие с епископами и пасторами в регионе (соборы, съезды, пасторские выезды), организацию мероприятий в регионе;

— ответственное лицо за богословскую работу (клубы, семинары, библейские, библейские школы, курсы, повышение квалификации учителей). Реестр, мероприятия;

— дисциплинарная комиссия для контроля над соблюдением пасторской этики и решения внутренних конфликтов на местах;

— конфликтная комиссия для обсуждения межцерковных проблем.

Финансирование канцелярии

Финансирование может осуществляться за счет членских взносов церквей, входящих в Союз.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *