Кто такой Гавриил?

Туристы, ни разу в жизни не посещавшие древние монастыри Грузии, определенно ничего не знают об этой удивительной стране, ведь святыни являются значительной частью ее истории. Монастырь Самтавро в городе Мцхета один из таких, он — сама гордость и душа страны. О нем знают далеко за пределами родины, ведь храм выступает в качестве усыпальницы первых правителей Грузии: именно здесь покоятся останки царя Мириана и его жены Нино. Много веков назад они перешли в христианство с помощью святой Нины, которая по легенде обратила весь грузинский народ в веру в 324 году. Неудивительно, что название Самтавро переводится как «царская территория».

Общая территория включает в себя Преображенский собор, колокольню монгольской эпохи, церковь святой Нино и ряд других построек. В центре города святыня хорошо видна, туристы часто посещают ее сразу после Светицховели. Также современная церковная история связывает это место с личностью святого Гавриила.

Церковь расположена при слиянии рек Мтквари и Арагви, она находится в ведении католикос-патриарха всея Грузии, архиепископа Мцхетского и Тбилисского. Сам храм является крестовокупольным, его обрамляет оригинальный орнамент, аналогов которого нет во всем грузинском зодчестве. Строение достаточно большое и вместительное, оно имеет несколько ярусов и тонкую отделку, ему присущи лаконичность, строгость и совершенство форм. Место очень чтят верующие из-за нахождения в церкви ряда христианских святынь, на протяжении всего времени существования она выступала в качестве центра христианской церковной жизни.

Самтавро сейчас является действующим женским монастырем, при его посещении необходимо оставить в нем подаяние. Фотографии на территории комплекса запрещены.

Официальный сайт монастыря Самтавро

Как таковой официальный сайт у монастыря отсутствует, тем не менее узнать чуть больше о святыне можно во время посещения сайта святого Гавриила Самтавийского. На портале можно рассмотреть фотографии из музея храма, оценить документальный фильм о жизни Гавриила и ознакомиться с его историей как при жизни, так и после смерти. Также сайт содержит ряд историй исцеления людей, воспоминания о старце Гаврииле и его духовные наставления.

История храма

История святыни берет начало в IV веке и имеет прямое отношение к святой Нине. Тогда нынешняя территория храма была расположена за пределами крепостной стены города, рядом с краем оврага, который выступал в роли крепостного рва. Прибыв в город, равноапостольная Нина на какое-то время остановилась в жилище царского садовника, который жил за стеной и оврагом, позже она поселилась в уединенном месте рядом с северной границей Мцхеты. Ее домом стал шалаш в кустах ежевики, это временное жилье называется в церковной истории Маквловани или «ежевика», деятельностью святой продолжало оставаться чтение проповедей.

Царь Мириан, придя в христианство и в дальнейшем возведя церковь Светицховели, начал проходить через этап психологической трансформации: мысли о собственной греховности препятствовали его вхождению в основной храм, сооруженный в этой местности. Из-за этого он принял решение основать другую святыню, проще имеющейся. Это привело к постройке храма на месте куста ежевики, его стали называть «Верхней церковью». Записи историка Вахушти Багратиони сообщают, что храм обладал каменным куполом, это было достаточно странно, так как в IV веке купольная архитектура еще не была изобретена. До нашего времени святыня не дошла, о ее размерах также нет никакой информации, предполагают лишь, что это была базилика.

Кончина царя Мириана пришлась на 361 год, похоронили его в этом же храме. Сразу слева от входа, в углу, стоит его саркофаг из камня, за которым выложена мозаика, она изображает царя с царицей. С тех пор святыня известна по большей части захоронением первого христианского правителя страны, даже на дверях храма изображены Мириан и его жена.

В 470-е годы с легкой руки царя Вахтанга Горгасала мцхетское епископство стало католикосатом, тогда же резиденцию Епископа Мцхетского перенесли из Светицховели в Самтавро.

Подходящий к концу VI век принес печальные новости: из Некреси вывезли в Мцхету и убили ассирийского отца Або Некресского, впоследствии его мощи попали в Самтавро. В настоящее время они расположены в алтарной части под престолом.

Приблизительно в это же время святыня стала кафедральным храмом Самтаврской епархии, которая просуществовала на протяжении почти всей истории страны и была ликвидирована лишь в 1811 году. Позже она была объединена с Мцхетской епархией.

Состояние внешнего вида храма с IV по XI века историкам неизвестно. В начале XI века он подвергся перестройке, тогда католикос-патриарх Мелхиседек I приказал расширить святыню, пристроить к ней южные врата и украсить оригинальным орнаментом, также был украшен храмовый интерьер.

На протяжении всей своей истории церковь многократно разрушалась и восстанавливалась. В 1283 году из-за сильного землетрясения храм лишился своего купола, спустя сотню лет он предположительно пострадал от Тамерлана. Летописцы полагают, что купол был восстановлен сразу после обрушения, в это же время рядом с храмом была построена колокольня.

Кладбище при монастыре, © Мария Чахнашвили

Мощи Гавриила Ургебадзе в монастыре Самтавро

Самтаврский монастырь хранит много воспоминаний и предметов, имеющих отношение к личности человека, которого сейчас именуют святым Гавриилом Самтавийским. Рожденный в Тбилиси в 1929 году, он стал известен возведением храма во дворе своего дома в квартале Исани, который дошел до наших дней. В 26 лет он принял монашество под именем Гавриила, а спустя 16 лет занял пост настоятеля Самтаврийской святыни. Его местом обитания стала большая круглая башня, сейчас ее можно заметить рядом с собором, тем не менее ее часто путают с соседней колокольней. Гавриил был известен на всю страну, он часто принимал у себя людей и оказывал им помощь.

После смерти святого в ноябре 1995 года его останки захоронили на северной стороне от Преображенского собора. На могилу Гавриила почти тотчас же стали стекаться паломники. Зимой 2012 года его канонизировали как преподобного, а уже спустя два года было замечено, что его мощи неподвластны тлению. Останки святого на виду у большого скопления народа перенесли в собор Светицховели, позже они были возвращены в Самтавро. На протяжении всего 2015 года рака с мощами находилась внутри святыни, с приходом осени для нее была отстроена специальная каменная сень в северо-западном углу церкви.

Помимо мощей Гавриила храм является хранилищем множества других святынь, так, здесь размещена часть животворящего столпа, хранятся мощи святых Абибоса Некресского и Шио Мгвимского, чудотворная икона святой Нино, которую пожертвовал из Петербурга своим внукам царь Георгий XII, чудотворная икона Иверской Божьей матери, также тут можно увидеть часть камня с могилы святой Нино.

Женский монастырь святой Нино

В 1820 году российской администрацией при храме был учрежден женский монастырь имени святой Нино. Здесь долгие годы функционировало духовное училище для девушек, во главе которого находилась владыка Исидора. Во времена гонений на церковь при Советской власти оно было закрыто, но уже в 1990-х годах его открыли вновь, а в 1994 году место, как и прочие памятники города, внесли в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Женская монашеская обитель святой Нино является небольшим древним храмом и типичным образцом крестово-купольного стиля. Особенность постройки в том, что в ее основании находится воображаемый крест. Вход в святыню стал его основанием, боковые приделы — перекладиной, а алтарная зона — возглавием креста.

Храм прошел через большое количество незначительных переделок, тем не менее сохранил в себе черты раннехристианской грузинской архитектуры, его легко отличить от более поздних построек города. Внешний вид монастыря производит строгое и даже немного угрюмое впечатление, как бы пытаясь соответствовать непростой жизни самой Нино, одновременно с этим место привлекает своей простотой и скромностью.

Церковь святой Нино, © Мария Чахнашвили

Как добраться до монастыря Самтавро в Мцхете

Доезжают до территории храма из Тбилиси от станции метро «Дидубе», сойдя на которой пересаживаются на маршрутное такси до центра Мцхеты. Оттуда уже можно дойти до места пешком за 7 минут. Номера на такси отсутствуют, название маршрута написано по-грузински, поэтому лучше уточнить у местных жителей, в каком месте находится нужный транспорт в сторону Мцхеты. Поездка на маршрутке отнимает 20–25 минут.

Помимо этого, в сторону церкви движутся электрички, сходят на станции «Мцхета». Данный путь менее удобен, так как от станции до центра города далеко, если преодолевать расстояние своим ходом, следует идти вдоль реки.

На собственном транспорте едут по трассе Е60 в направлении Мцхеты или через Tbilisi — Senaki — Leselidze Hwy/ს1, во втором случае путь займет около 40 минут.

Сократит время в пути одно из приложений по вызову такси: Uber, Яндекс. Такси или Максим.

Хатиа Гиголашвили, Sputnik

«Молитесь за всех, это вам мое завещание! Молитесь, молитва горы сдвигает!»

Сегодня, 26 августа, день рождения автора этих слов – отца Габриэла (Гавриила).

Масло из постоянно горящей на могиле отца Габриэла лампады своей чудодейственной целительностью известно не только в Грузии, но и за ее пределами, и этот феномен научно до сих пор не изучен. Ежедневно на его могилу приходит множество людей, чтобы помолиться и произвести помазание.

Детство и молодые годы

Грузинский церковный деятель, архимандрит, монах, грузинский святой, отец Габриэл родился 26 августа 1929 года в Тбилиси. В детстве он носил имя Годердзи Ургебадзе. Крестили его еще в младенчестве – в церкви Святой великомученицы Барбарэ, что в Навтлугском районе.

© photo: Sputnik / Екатерина Чеснокова

С раннего детства отцу Габриэлу пришлось пройти очень тяжелый путь. Упоминать имя Христа в семье было строго-настрого запрещено. Его отец Васил Ургебадзе был членом Коммунистической партии, руководил разрушением церкви и строительством на ее месте кинотеатра. Он и жене (впоследствии монахине Анне) запрещал жить по христианским канонам. В 1931 году Васила Ургебадзе заговорщики сначала задушили галстуком, а затем пристрелили. В честь отца Годердзи в детстве называли маленьким Васико.

В Годердзи уже с детства чувствовалась божественная благодать. Он из мелких камушков сооружал церкви и зажигал внутри спички. Мать боялась, что кто-то мог заметить такое увлечение ребенка, поскольку не исключались доносы на семью за воспитание ребенка не в духе коммунистической идеологии.

В школу его повели в шесть лет. Он легко овладел грамотой и арифметикой, окончил шесть классов тбилисской школы.

Имя Христа он впервые узнал в семилетнем возрасте, что совершенно изменило его привычную жизнь. В тайне от всех он собрал 79 рублей и приобрел Евангелие, это стало началом новой жизни. Книгу купил на Навтлугском рынке. Сказал букинисту, что хочет узнать историю жизни Христа. Взглянув на купленную книгу и прочитав название «Евангелие», вернулся на рынок, подумав, что букинист продал ему не то. Но продавца нигде найти не смог – ему на рынке сказали, что там никого похожего никогда и не было.

© photo: Sputnik / Mikhail Mordasov

Он постоянно читал Евангелие, и ничто другое его не интересовало. Перед сном заходил в свою комнату и долго молился у святого угла. Мать потребовала от него, чтобы он жил, как другие дети. Получив от сына отказ, разгневанная, она выбросила Евангелие в туалет. Мальчик тут же достал книгу, прижал к груди и долго плакал навзрыд. В ту же ночь он тайком ушел из дому вместе с Евангелием.

По пути его укрывали в разных монастырях, холодного и изнуренного согревали и кормили. На какое-то время его приютила в Тбилиси одна гадалка – Марго… И на протяжении всего этого периода мать, не переставая, искала его, а найдя, умоляла вернуться, сказала, что он может жить, как хочет. Отец Габриэл своими руками построил во дворе келью из кирпича (причем такую маленькую, что в ней мог спать только он) и перебрался в нее жить.

В 1949 году его призвали на военную службу. Служил он в Батуми. Несмотря на существовавшую в армии строгость, Габриэлу удавалось по средам и пятницам поститься, ходить в церковь.

Церковная жизнь

Годердзи Ургебадзе был первым в Советском Союзе духовным лицом, постригшимся в монахи и построившим церковь. В тот период в Грузии свирепствовал коммунистический режим, преследовалась религия, разрушали и закрывали церкви.

В 1951-1955 годы, после окончания воинской службы, отец Габриэл возвел в своем дворе церковь с четырьмя куполами, где разместил отобранные коммунистами, выброшенные или брошенные иконы, которые он тщательно искал и собирал.

«Для того, кому церковь – не мать, Бог не может быть отцом», — говорил отец Габриэл.

Власть пыталась разрушить церковь, но тщетно – она и сегодня стоит на том же месте, правда, довольно поврежденная и несколько измененная.

© REUTERS / David Mdzinarishvili

В 1954 году отец Габриэл обратился с просьбой к епископу Гаэнатскому, владыке Габриэлу, с просьбой посвятить его в дьяконы. В 1955 году Годердзи был посвящен в дьяконы, а 23 февраля в кутаисском монастыре Моцамета пострижен в монахи и, в соответствии с его желанием, наречен Габриэлом Атонели. Через три дня в Кафедральном соборе святых Петра и Павла епископ Гаэнатский Габриэл (Чачанидзе) посвятил его в иеромонахи.

Отец Габриэл 1 мая 1965 года, во время коммунистического парада, сжег 12-метровый портрет Ленина. А на допросе заявил: «Там должно висеть Распятие Христа, а не портрет Ленина. Зачем человеку слава. Должно быть написано: слава Господу нашему, Иисусу Христу». Разъяренная толпа безжалостно избила отца Габриэла, была объявлена гражданская тревога, и монаха от смерти спасло лишь вмешательство 8-го полка. В изолятор его перевели с 17 челюстно-лицевыми и телесными переломами. Кремлем был издан указ о расстреле монаха без суда и следствия, который затем сменился определением Верховного суда от 3 августа 1965 года. Отца Габриэла перевели в психиатрическую больницу, где с ним обращались крайне негуманно.

Последние годы и кончина

В последние годы жизни сбылась детская мечта отца Габриэла — он жил в башне царя Мириана Третьего, находящейся на территории Мцхетского женского монастыря. В 1995 году он тяжело заболел водянкой. За месяц до смерти Патриарх Грузии Илья Второй монаха Габриэла возвел в ранг Архимандрита. 2 ноября 1995 года Архимандрит Габриэл скончался. Примечательно, что он предсказал дату собственной смерти…

Согласно завещанию, его похоронили как иеромонаха — завернутого в циновку, на кладбище Мцхетского женского монастыря.

«Пусть меня похоронят без гроба, в мантии. Прошу всех, со всей любовью, когда будете проходить мимо моей могилы, скажите о прощении великого грешника. Прахом был и в прах превратился».

Кровь Архимандрита Габриэла, которую врач-хирург Зураб Варазашвили взял для проведения анализа, по сей день нетленна.

20 декабря 2012 года Святой синод Грузинской православной церкви причислил отца Габриэла к лику святых и учредил день его памяти – 2 ноября.

Высказывания отца Габриэла

• Нужно любить всех, но, если всех любить не сможешь, хотя бы нужно всем желать добра.

• Под конец людей спасут скромность, доброта и любовь. Добро откроет врата рая, скромность заведет в него, а любовь покажет Бога.

• Ненавидя пусть даже одного человека, в его лице ненавидишь Христа, и ты далек от Царствия Небесного.

• Творя добро, ты подымаешься на одну ступень, когда совершаешь грех, спускаешься. И так всю жизнь.

• Живи так, чтобы тебя любил не только Бог, но и люди. Нет ничего больше этого.

• Упоминая имя Господа, нужно встать и перекреститься.

1 мая 1965 года. Грузинская ССР. Тбилиси. Тысячи советских граждан вышли на первомайскую демонстрацию. С разноцветными шариками, флагами и транспарантами. К тому времени, спустя уже полвека после революции, для большинства это был вполне традиционный весенний праздник, после которого можно было собраться за праздничным столом, обильно угостившись вином и чачей, спеть песни и пообщаться с родными и близкими. Выходной же ж.

И вдруг прямо у здания Совмина Грузинской ССР, что на проспекте Руставели (когда-то на месте этого здания был русский православный военный собор святого Александра Невского, разрушенный в 1930 году по личному приказу Берии), возникает маленькая фигура православного священника в длинном подряснике и с большим наперсным крестом. Он заходит за огромный 12-метровый портрет Ленина, поливает его керосином и поджигает.

Фото: www.pravoslavie.ru

Пламя охватывает весь портрет, возникает впечатление, что горит сам Совмин, громко лопаются лампочки праздничной иллюминации. Большинство свидетелей произошедшего в ярости, ведь для них, выросших уже в советской Грузии, Ленин – полубог, главный в пантеоне красных «святых». Конечно, священника, 35-летнего иеромонаха Гавриила (Ургебадзе), тут же хватают и жестоко избивают. Полуживого, с восемнадцатью переломами, отца Гавриила с уверенностью, что поймали активиста церковной антисоветской группы, ведут на допрос. Он же еле слышно молится (позднее старец лично расскажет об этом):

Господи, я иду на мучение. Я знаю, что не смогу избежать расстрела. Вот, Христос мой, всю жизнь я мечтал пострадать за Имя Твое. И сейчас мне представился такой случай.

На допросе над отцом Гавриилом издевались: «Знаешь, что тебе присудили расстрел? Ты и сейчас видишь своего Христа? Ну-ка, покажи его нам!» При первом допросе лично принимал участие Эдуард Шеварднадзе, молодой (ровесник отца Гавриила) министр охраны общественного порядка Грузинской ССР, в будущем – один из главных перестроечных либералов и президент уже постсоветской, проамериканской Грузии. Как рассказывал отец Гавриил, первое, что ему сказал Шеварднадзе: «Сними крест!» На что услышал: «Иди и сам сними».

Шеварднадзе не решился.

Допросов и даже расстрела батюшка не страшился. Попытки, в том числе под жестокими пытками, обвинить его в участии в организованной антисоветской группе рассыпались. Своей вины отец Гавриил не признавал, никого не оговаривал – напротив, постоянно утверждал, что всё сделал правильно. Более того, именно так и только так и должен был поступить христианин:

Я это сделал, потому что нельзя боготворить человека. Там, на месте портрета Ленина, должно висеть Распятие Христа. Зачем вы пишете: «Слава Ленину!» – когда слава не нужна человеку? Надо писать: «Слава Господу Иисусу Христу».

Единственное, что могло помочь избежать обвинения в терроризме и высшей меры наказания, был вариант с признанием отца Гавриила умалишённым. Была назначена психиатрическая экспертиза, которая показала следующее:

Пациент Ургебадзе Георгий Васильевич, 1929 г. рожд., с 6-классным образованием, проживающий: ул. Тетрицкаройская, 11. Стационирован в психоневрологическую больницу 18. VIII.1965 г. Переведён из тюрьмы на принудительное лечение. Больной утверждает, что все плохое, что происходит в стране и в мире, – это по вине злого духа. С 12 лет начал ходить в церковь, молился, приобрёл иконы, выучил церковную письменность. В 1949 году был призван к военной службе. Даже находясь там, свободное время проводил в церкви. В среду и пятницу ничего не ел. Начальники и солдаты со смехом слушали его бред: «В среду Иуда продал Христа за тридцать серебряников, а в пятницу – еврейские епископы распяли Христа на кресте»…

Более того, пациент «верит в существование небесной сущности, Бога и ангелов», «в разговоре основная ось психопата всегда направлена на то, что всё происходит по воле Божьей», а «если кто-то с ним заговорит, непременно говорит с ним о Боге, ангелах, иконах» и так далее. Словом, диагноз налицо: «психопатическая личность со склонностью к возникновению шизофреноподобных состояний».

Сложно сказать, был ли глава комиссии, поставившей этот диагноз, кандидат медицинских наук Абрамишвили воинствующим безбожником или, напротив, втайне верил в Бога, но именно благодаря ему уже в ноябре 1965-го отец Гавриил оказался на свободе. По некоторым данным, за батюшку просил сам Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II. Человек, лояльный к советским властям, но бесстрашный, сам отсидевший 7 лет в лагерях с подачи Берии.

На некоторое время отцу Гавриилу запретили совершать богослужения, но священного сана не лишили. И уже в 1971 году патриаршим решением он был назначен духовником женского монастыря Преображения Господня в Самтавро в древнем городе Мцхета, духовной столицы Грузии. В этой обители старец Гавриил провёл оставшуюся четверть века своей земной жизни. Очень скромно: сначала в каменной башне, затем в дощатом курятнике.

С этого времени старец взял на себя особый подвиг, на который его промыслительно наставила… советская власть, – мнимого безумия – юродства Христа ради. Существует множество рассказов о том, как через, казалось бы, безумные деяния и изречения отец Гавриил доносил до людей, в том числе весьма далёких от Церкви, Слово Божие, обличая их грехи и наставляя сбившихся с пути. А ещё старец скитался по всей Грузии, местам погибших и заброшенных православных святынь, храмов и монастырей, совершая там богослужения.

В последние годы жизни отец Гавриил претерпевал особые скорби: тяжёлую болезнь и, одновременно, жуткие политические события в стране. Распад Советского Союза, гражданская и грузино-абхазская войны, обнищание населения… Как вспоминают люди, близкие к старцу, несмотря на физические немощи, батюшка в самые тяжёлые дни гражданского противостояния бил в колокольный набат в монастыре Самтавро, ужесточив собственный пост настолько, что практически полностью отказался от пищи. Многие уверены, что кровопролитие было приостановлено исключительно по его молитвам.

Какие бы физические мучения ни переживал уже смертельно больной отец Гавриил, сердце старца всегда теплилось подлинно христианской любовью. В свои последние дни он со слезами говорил приходящим к нему людям (а с каждым годом, особенно после падения советской власти, их становилось всё больше и больше):

Помните, что Бог – это любовь. Делайте как можно больше добра, чтоб ваша доброта вас спасла. Будьте смиренны, так как Бог благословляет смиренных. Раскайтесь в грехах – и получите отпущение грехов, так как «завтра» – это только ловушка сатаны. Любите друг друга, так как без любви человек не попадёт в Рай.

2 ноября 1995 года старец Гавриил (Ургебадзе) отошёл к Господу. Не знаю, обращал ли на это кто-то внимание, но в тот же самый день в трёх тысячах километров от Самтавро, в Санкт-Петербурге, почил в Бозе другой блаженный старец – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычёв). Они были практически ровесниками, и в их жизненном пути было немало общего. И есть надежда, что пред Престолом Божиим они вместе ходатайствуют о двух православных странах и их народах – русском и грузинском.

Старец Гавриил (Ургебадзе). Фото: www.pravoslavie.ru

Но кто-то может возразить: почему же мы, Россия и Грузия, несмотря на столь сильных Небесных заступников, так и не научились жить в мире и братской любви? Конечно же, это упрёк не святым, а только нам самим. «Мой крест – вся Грузия и пол-России», – говорил преподобный Гавриил.

И прошло всего 2 года после его канонизации в Грузинской Церкви, как в декабре 2014 года Священный Синод Русской Православной Церкви постановил «включить в месяцеслов Русской Православной Церкви имя преподобного Гавриила Самтаврийского с установлением празднования его памяти 2 ноября, как это установлено в Грузинской Православной Церкви».

Тем же русским православным христианам, кто заинтересовался житием преподобного Гавриила, настоятельно рекомендую прочесть книгу воспоминаний о нём «Диадема старца» и посмотреть одноимённый документальный фильм молодого грузинского режиссёра Константина Церцвадзе, который несколько лет назад был гостем студии телеканала «Царьград». И конечно, нам стоит молиться о том, чтобы сегодняшнее политическое безвременье завершилось и Россия и Грузия восстановили свои братские отношения.

Преподобный отче Гаврииле, моли Бога о нас!

Тбилиси, 5 августа 2020, 08:27 — REGNUM Грузия вскоре может прекратить свое существование. Такой прогноз 4 августа сделал глава исполнительного комитета реформ Украины и экс-президент Грузии Михаил Саакашвили в эфире телеканала «Пирвели».

Себя бывший грузинский лидер видит влиятельной персоной на Украине и кандидатом на пост премьер-министра этой страны. Своей родной стране он предсказал «мрачное будущее», если там от власти не будет отстранен лидер правящей партии «Грузинская мечта» и крупнейший бизнесмен в Грузии Бидзина Иванишвили.

«Грузия исчезнет как страна. Иванишвили хотел, чтобы Саакашвили исчез с мировых радаров. Я очень четко представлен на всех мировых радарах, а Грузии там больше нет», — сказал Саакашвили.

Он также призвал оппозиционные партии в Грузии мобилизоваться для победы на предстоящих парламентских выборах.

Напомним, Саакашвили, после того как его партия «Единое национальное движение» потеряла власть в Грузии на парламентских выборах в 2012 году, покинул Грузию, не дожидаясь окончания своего президентского срока. Вскоре он был на родине заочно приговорен к тюремным срокам по нескольким статьям, в том числе за причастность к убийству.

Читайте ранее в этом сюжете: Саакашвили заявил, что до конца включен в избирательный процесс в Грузии

Читайте развитие сюжета: Названо количество политических партий в Грузии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *