Кто такой небесный покровитель?

О том, какое место в нашей жизни занимают святые, именем которых мы наречены при Крещении,— наш разговор с клириком храма в честь Рождества Христова города Саратова священником Иаковом Коробковым.

— Почему для человека так важен его небесный покровитель?

— Небесный покровитель — это не только тот святой, который на протяжении всей жизни ходатайствует за тебя перед Богом, это еще и пример христианской жизни. Ведь у святых угодников Божиих мы можем и должны учиться, поскольку Самим Христом призваны им подражать. Безусловно, мы не в силах повторить их жизненный путь и подвижничество, но мы можем перенять тот дух верности Христу, которым они пламенели. И небесный покровитель человека — это его ближайший учитель на пути в Небесное Царство.

— Многие люди не знают, в честь какого святого они были крещены. Что делать в таком случае? Может ли человек сам выбирать, какого святого считать своим небесным покровителем?

— Да, может. Обычно по святцам выбирают святого, память которого приходится на ближайшие к дате его рождения дни. Но, чтобы не ошибиться, лучше всего в таких случаях прийти в храм и решить этот вопрос индивидуально со священником.

— А что делать людям, имена которых отсутствуют в христианских святцах? Как тогда выбрать святого, в честь которого такой человек будет назван при Крещении?

— Действительно, есть ряд имен, как мужских, так и женских, которые не имеют аналогов в православных святцах. Это означает, что за всю историю христианства просто не было ни одного святого, который бы носил имя, например, Эдуард, Станислав или Эвелина. Священники в таком случае обычно руководствуются негласным правилом: выбирается христианское имя, созвучное тому, которое человек носит от рождения. Например, мужчину с именем Руслан обычно нарекают в честь святого Романа, Арину — в честь мученицы Ирины и т.д. Этот вопрос лучше всего решать не в сам день Крещения, а заранее, посоветовавшись со священником на предкрещальных — огласительных — беседах.

— Возможно ли человеку, носящему нехристианское имя и желающему принять Крещение, руководствоваться в данном вопросе не созвучностью, а особым сердечным расположением к тому или иному святому?

— Если жизнь, подвиг и добродетели того или иного святого так вдохновили человека, то, думаю, это можно считать свидетельством Божьего призыва. Может быть, Господь таким образом указывает, кому подражать, чьим стопам следовать и кто может стать путеводной звездой в жизни нового христианина.

— А действительно ли так важно давать имя родившемуся ребенку по святцам? Или это, скорее, просто традиция?

— На самом деле существует древняя православная традиция, согласно которой новых христиан называют в честь христианских героев — святых. Выбирают имя святого, память которого приходится на день рождения, либо на день Крещения человека, либо находится в промежутке между этими днями. Традиция эта добрая, освященная веками, но, впрочем, она не обязательная. Очень часто бывает так, что родители, ожидая ребенка или испрашивая его у Бога, обращаются к помощи того или иного святого, особо чтимого в этой семье или даже местности. И когда Господь исполняет их молитвы, то вполне естественно, что они называют ребенка именем того святого, к которому обращались. Это бывает нередко и ничуть не противоречит христианским устоям. Бывает также, что родителям какое-то имя особенно нравится, не потому что его носил тот или иной святой, а потому что имя само по себе для них приятно или дорого. Разумеется, и в этой ситуации можно крестить ребенка с таким именем, если оно есть в христианских святцах. В остальных же случаях лучше все-таки следовать традиции.

— Родители иногда боятся называть своего ребенка именем святого, принявшего мученическую кончину. Что Вы могли бы посоветовать в таком случае?

— Мученики — это слава Церкви. Они самые отважные, самые решительные свидетели об истинном Боге за всю христианскую историю. Ведь само слово «мученик» (по-гречески «мартирос») означает «свидетель». Эти люди не страшились ничего на свете, готовы были терпеть непереносимые истязания, лишь бы только сохранить верность Христу. Но не надо бояться того, что жизнь человека, названного в честь мученика, будет сплошным страданием. В подобном взгляде есть что-то от оккультизма, совершенного чуждого христианству.

— Отец Иаков, объясните, пожалуйста, чем именины отличаются от дня Ангела?

— Действительно, многие люди сегодня ошибочно смешивают эти два понятия. Именины — день имени — день памяти того святого, имя которого ты носишь. А день Ангела — это годовщина Крещения. Ведь Ангел Хранитель даруется Богом человеку именно в момент Крещения, о чем ясно говорится в крещальных молитвах. Лишь в том случае, если человека крестили в день памяти его святого, эти два праздника будут совпадать. Но чаще всего это два разных дня. Святой хоть и приблизился к Богу, но остался человеком, а человек и Ангел — это онтологически разные существа. То есть не стоит думать, что святые в Ангелов превратились.

— Часто люди особо почитают тех или иных святых (заказывают им молебны, читают каноны и акафисты), а молением к своему небесному покровителю пренебрегают, ограничиваясь только коротким молитвенным обращением в составе утреннего правила. В чем причина этого?

— Очень часто можно встретить людей, относящихся к Церкви как к своего рода поликлинике с кабинетами, где за каждым святым закреплена определенная узкая «специализация». Например, преподобному Сергию Радонежскому молятся о помощи в учебе, святому великомученику Пантелеимону — об исцелении, святителю Спиридону Тримифунтскому — о помощи в торговых делах, и так далее. Создается впечатление, как будто к ним только с этими просьбами и можно обращаться. И вся задача православного человека, попавшего в какую-то нужду, сводится к тому, чтобы в соответствующих источниках отыскать, какому святому подобает молиться в той или иной ситуации. Но ведь праведники — это те люди, которые Богу предстоят, и каждый из них может помолиться за нас при любых наших трудностях. Тем более это касается небесного покровителя. Я знаю, что многие священники, сталкиваясь с самым, наверное, частым вопросом «Кому мне поставить свечку, кому помолиться, чтобы в той или иной ситуации Господь мне помог?», интересуются, в честь какого святого человек наречен при Крещении. И советуют именно к его помощи и молитвам прибегать в первую очередь — разумеется, после Господа и Пресвятой Богородицы. Я полностью с этим согласен. Никогда нельзя забывать о своем небесном покровителе, имя которого ты носишь и чьей заботе препоручен.

Беседовала Инна Стромилова

…Святые не оставляют в покое. Их пример, их жизнь, а также их смерть привлекает к Богу, требует от нас ответа, открывает глаза и сердца для Иисуса.

Мария, Мать и Царица Драгоценной Крови

Матерь Божия была первой «чашей» Драгоценной Крови. Стоя под крестом, Она, образно говоря, капля за каплей принимала Кровь Сына в своё сердце. От Марии мы можем учиться принимать всё то, что несёт нам день: каждую встречу, каждое страдание, каждую трудность и радость, и приносить это Богу, чтобы Он сам совершил пресуществление даров нашей жизни. Именно в этом состоит главное задание членов Духовной Семье Пресвятой Крови.

Молитва Пресвятой Богородице, «Марии Снежной» в Ауфхаузене

В: Мы приветствуем Тебя, Пресвятая Богородица Снежная, – наша Царица и Матерь! Благодарим Тебя за все выслушанные молитвы, которые здесь в Ауфхаузене втечение столетий приносили Тебе столь многие люди из дальних и ближних краёв. К Тебе мы можем прийти со всем – как ребёнок к маме.
О: Ты всегда радуешься вместе с нами, если у нас есть что-то радостное, чтобы сообщить Тебе, Ты страдаешь вместе с нами, если мы плачем. Ты помогаешь нам видеть все вещи глубже и дать ответ в вере. Как тогда во время брака в Кане, Ты сама идёшь с нашими проблемами к Иисусу. Как там Ты посоветовала слугам сделать всё, что поручит им Иисус, так хочешь помогать также нам принимать с верой Волю Божию, также если мы её иногда не сразу понимаем.
В: Доверяя Твоей помощи, о Мать Милосердия, мы также сегодня вновь стоим перед Твоим благодатным образом. Мы хотим вверить Тебе всё, что занимает наше сердце: заботу о нашем телесном, душевном и духовном здоровье, о наших семьях, о наших приходах и общинах, о публичной жизни и о справедливости и мире во всём мире.
О: Вместе с Тобой хотим мы смотреть на Небесного Отца и не забывать, что наша жизнь здесь на земле это только прелюдия к вечности. Уже таким образом наши большие заботы становятся меньшими, а маленькие повседневные вещи приобретают ценность и значение. Не позволь нам никогда упустить из виду, что мы созданы для вечности и призваны к
В: О Богородица «Снежная», Чистая и Непорочная с первого момента своего существования! Благодаря Крови Христовой, которая взяла начало под Твоим сердцем, Ты была и всегда оставалась свободной от первородной вины и от всякого собственного греха. Ты можешь помочь также нам, чтобы благодаря «Любви, пролитой на Кресте» наша совесть была совсем свободна. В нашем отношении к Богу, к ближним и к себе самим мы хотим стать совсем чистыми – белыми как снег, как Ты.
О: О Мария, Ты наша надежда! К Тебе приносим мы все наши заботы. Помоги нам самим делать всё, что возможно, и одновременно доверяться помощи свыше, если что-то бывает слишком тяжело для нас. Сделай нас благодарными также за такую помощь и за такие события, которых мы не понимаем – когда Бог помогает нам иначе, чем мы хотели это испросить. Потому что Он знает лучше, что действительно хорошо для нас. Вместе с Тобой, Мария, мы хотим в каждом положении благодарить, хвалить и прославлять Бога.
В: Мария, «Невеста Святого Духа», помоги нам с верностью хранить и развивать благодать крещения и миропомазания. Подготавливай нас вновь и вновь к достойному участию в Евхаристии и в таинстве покаяния и примирения. Позволь нам как Ты молиться Словом Божиим и жить им и будь всегда близко к нам, чтобы мы могли распознавать действие Святого Духа и лучше сотрудничать с НИМ.
О: Аминь.

Перевод с немецкого с. М. Каспра и Oксана Чернышева

Святой Иосиф

Молитва святому Иосифу, отцу и покровителю одиноких

Святой Иосиф! Ты – человек веры, всегда готовый перечеркнуть свои планы, чтобы исполнить желание Бога. Ты отказался от мечты иметь собственную семью, когда Иисусу и Его Матери потребовалась Твоя служба. Став приемным отцом и покровителем, с помощью Святого Духа и Его любви Ты всё же исполнил роль любящего мужа и отца.
Твоё смиренное исполнение Божьей Воли показывает, как можно обрести мир в душе и силы. Ты настойчиво искал место для Иисуса, не испугался вифлеемской нищеты, не утратил надежды во время бегства в Египет и продолжал верить, потеряв Сына по дороге из Иерусалима. Твоя любовь всегда служила благу Жены и Ребенка. Отдавая свою жизнь в каждодневном труде и молитве, Ты нашёл путь реализовать себя и открыл источник радости. Твой пример помогает нам учиться жить и любить.
Глядя на Тебя, мы понимаем, что можно тяжело работать и всё же быть свободным, пререносить унижения и, несмотря на это, сохранять своё достоинство и душевное равновесие. Твоя чистая жизнь является для нас источником новой, более глубокой любви к Марии, к Иисусу и ко всем людям.
Отче одиноких! Прими нас под Твоё особое покровительство. Позволь нам ощутить Твое присутствие в нашей жизни и Твою отцовскую любовь. Вместе с Тобой мы хотим выйти на встречу тем, кто жаждет любви и безопасности, кто страдает от недостатка родительской опеки или из-за разбитой семьи и брака. Будь опорой заблудшим и помоги найти Бога тем, кого люди обидели или предали.
Святой Иосиф! Укажи нам путь чистой любви к одиноким, чтобы мы могли особенно любить тех, кого никто не любит. Будь с нами, научи нас истинно давать жаждущему миру любовь Небесного Отца. Аминь.

Св. Гаспар дель Буфало (1786 — 1837)

«Я всегда участвовал
в страданиях Иисуса Христа,
и это – наше единственное задание
в этой бедной жизни.
Будем просить о духе молитвы и смирения,
а также терпения,
чтобы он непрестанно наполнял наши сердца».
(св. Гаспар дель Буфало)
«Иисус и Мария,
любовь моя,
для вас я страдаю и умираю.
Я полностью Ваш.
Мой Боже, я весь Твой,
делай со мной, что хочешь».
(св. Гаспар дель Буфало)
«…Во времена св. Гаспара в окрестностях Рима со всей остротой стояла проблема разбойников. Администрационные власти и полиция не справлялись с этим, потому что насилие всегда порождает новое и большее насилие. Святой Гаспар предложил папе как главе государства другой план. Он понимал, что недостаток веры является главной нуждой этих людей и именно это приводит к терроризму. Чтобы по-настоящему излечить эту рану общества, он предложил основать на этой территории многочисленные миссионерские дома и регулярно проводить во всех приходах миссии.
Этот план был принят и благословлён святейшим Отцом, но когда св. Гаспар хотел проводить миссию в Валлекорса, одном из величайших и наихудших центров разбойников, то жившие поблизости священники не посоветовали ему этого делать. Они считали, что там не стоит проводить миссии и утверждали, что люди там слишком испорченные и недоступные. Уже годом раньше другой миссионер, самый известный в этих сторонах, вынужден был прервать миссию, потому что люди высмеивали то, что он говорил, и не принимали Слова Божия. Реакция св. Гаспара была краткой и решительной: тем более эти люди нуждаются в Крови Христовой!
Св. Гаспар пошёл к ним, чтобы любить первым, а не только говорить о Крови Христа, которая в литании названа «струёй милосердия». Плоды этой миссии были столь велики, что люди, жившие этой местности, не только обратились, но и принудили миссионеров отстаться и открыть миссионерский дом. Среди тех, кто с радостью носил камни на строительство этого дома, была также Мария де Маттиас, которая через контакт со св. Гаспаром открыла своё призвание: позже она стала основательницей женской ветви в Деле св. Гаспара.
(Winfried Wermter, Dzięki Krwi Baranka. Wybrane rozważania, homilie, konferencje i referaty o duchowości Krwi Chrystusa, cтр. 365-366).
ЛЮБОВЬ НЕ ПРЕКРАЩАЕТСЯ
«Любовь в безнадёжной ситуации – именно она является вершиной миссии, и только с неё эта миссия по-настоящему начинается. Св. Гаспар, который согласно пожеланию святейшего Отца начал своё миссионерское дело, пережил из-за зависти окружающих много несправедливости, ненависти и других неприятностей. Ему грозило
даже то, что всё его дело не получит утверждения церковных властей. Однако, когда его собратья вели дисуссии о том, что они станут делать, если это случится, он сказал ясно, что готов служить святейшему Отцу в другой миссии, если бы эта не была принята. Он хотел снять собственную квартиру и вместе с теми, кто был готов к этому, служить самым бедным в приютах и больницах, чтобы таким образом несмотря
ни на что остаться миссионером Крови Христа.
Любовь никогда не прекращается, а любовь миссионера состоит в том, что он продолжает любить – именно тогда, когда возрастают трудности, когда всё кажется бессмысленным и проигранным.»
(фрагмент изданной на русском языке книги о. Винфрида Вермтера «Приобщение Крови Христовой. О жизни пасхальной тайной», Ченстохова, 1994, 276 с.).

Св. Отец Пио

Новенна об исполнении просьб по заступничеству Отца Пио

Св. Иоанн Павел II

«В вас нахожу я людей искупленных, за которых Христос пролил свою Драгоценную Кровь.
Эта Кровь говорит вам о бесконечной любви Отца и Его Сына Иисуса Христа, о любви к вам и ко всем людям.
Она является для вас источником величайшей радости, какой этот мир не способен вам дать, радости, что можно любить и быть любимым.
Она дает вам сверхъестественную силу, которая нужна для того, чтобы начать новую жизнь.»

(св. Иоанн Павел II)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *