Кто такой пересвет

Пересвет

Некоторые источники указывают, что Пересвет родился в Брянске и до пострижения в монахи был боярином. Возможно, участвовал в ряде походов и боёв. Существует предание, что Пересвет принял монашеский постриг в Ростовском Борисоглебском монастыре, что стоит на реке Устье. Позже, видимо, после того, как Дмитрий Ольгердович, княживший в Брянске, перешёл на службу к Дмитрию Иоанновичу и переехал со всем двором в г. Переяславль-Залесский, иноки Пересвет и Ослябя попали в Троице-Сергиевский монастырь. (тогда он ещё не был Лаврой). Достоверно известно только то, что в 1380 году иноки уже были послушниками этого монастыря. По другой версии, Пересвет стал послушником Троице-Сергиевского монастыря уже после своего переезда в Переяславль-Залесский.
Участие в Куликовской битве

Перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился в монастырь к преподобному Сергию Радонежском за благословением. Монголы в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший ангельский чин).
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.

По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого монгольские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побежденным и выпадал из седла. Александр Пересвет пошел вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, одевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке». По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 1920-х. Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом», то есть, точное местоположение захоронения не идентифицировано. Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Дни памяти

Александр Пересвет и Родион Ослябя причислены Русской Православной Церковью к лику святых. День памяти отмечается 8 сентября, а также на Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших (2-е воскресенье после Святой Троицы), в день Всех Московских святых (воскресенье перед 8 сентября), Всех Тульских святых (22 сентября), Всех Брянских святых (3 октября) и Всех Радонежских святых (19 июля).
Реликвии

В Строгановском художественном училище хранится энколпион (нагрудный крест-мощевик), возможно, принадлежавший Пересвету.

Увековечивание имени

Теплоход «Александр Пересвет» на Волге
В честь Пересвета был назван броненосец Российского флота, участвовавший в Русско-японской войне. В наши дни имя «Пересвет» носят теплоход Волжской речной флотилии, большой десантный корабль КТОФ и поезд сообщением Брянск-Санкт-Петербург.
В топонимике имя Александра Пересвета также встречается. В частности, его имя носит город в Московской области. Также в честь Пересвета названа улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове.

С X века в средневековой Японии действовали две крупнейшие буддистские секты с центрами в Нape и на горе Хиэй. Эти монастыри содержали огромные собственные армии, которые терроризировали близлежащие поселения.
Монахи, вооруженные нагинатами (длинными копьями), а также мечами и луками, участвовали во многих конфликтах X-XIV вв., смещая с трона императоров и не уступая самураям в бою.
По-японски, воинствующих монахов называют словом «сохеи». Это слово состоит из двух иероглифов: первый — «со» имеет значение «буддистский монах или священник», а второй — «хеи» — «воин или солдат».
Таким образом, сохеи может означать не только «воинствующий монах», но и «свяшенник-солдат».
Другое слово, которым в японских текстах обозначают воинствующих монахов, — «акусо» — переводится как «злой монах».
Еще одно слово — «ямабуси» — относилось исключительно к последователям секты Сюгендо. Эти монахи предпочитали предаваться духовным практикам и паломничеству и никогда не действовали в составе организованных армий.
Иероглиф «яма» означает «гора», поэтому по ошибке многих выходцев с горы Хиэй также называли «горными монахами», хотя они к секте Сюгендо отношения не имели.
В середине X века вспыхнул военный конфликт, в который оказались вовлечены монахи. Этот конфликт не носил характера «религиозной войны» в том смысле, что понимают под «религиозной войной» в Европе: здесь не было споров из-за религиозных догм или доктрин, а речь шла исключительно о политических разногласиях.

Все кампании и сражения, в которых с X по XIV вв. участвовали монахи, были не более чем проявлением политического соперничества монастырей в Нара и на горе Хиэй.
Благодаря старинным текстам и рисункам у нас есть возможность восстановить облик coxeй с высокой степенью достоверности. Примечательно, что облик буддийского монаха практически не изменился на протяжении последних двенадцати столетий: современные монахи, которых сегодня можно увидеть на горе Хиэй, выглядят, в основном, также, как и их далекие предшественники.
Основу костюма монаха составляло кимоно, под которое надевалась набедренная повязка-фундоси. Повязка была неизменно белая, тогда как кимоно могло быть белым, желто—коричневым или шафранного цвета.

Поверх кимоно надевалась куртка, как правило, черная, которая шилась из тонкого и просвечивающего материала.
На ногах монахи носили белые носки-таби и соломенные сандалии-варадзи. Иногда поверх носков надевались высокие гетры-кайхан.
Деревянные сабо — гетa тоже часто встречались у воинствующих монахов. Гета имеют сложную форму миниатюрной скамеечки, но неизменно вырезаются из цельного куска дерева. Хотя на взгляд европейца такая обувь крайне неудобна, японцы отлично умеют носить такие сабо.

Воинствующий монах (сохей) из Нара или с горы Хиэй, 1100 год
На иллюстрации представлен типичный воинствующий монах с горы Хиэй или из Нара.
Одежда монаха состоит из кимоно и шаровар. Нижнее белье белое, верхняя одежда может быть белой, желто-коричневой или шафранного цвета.
Поверх кимоно надета куртка, обычно пошитая из черной просвечивающей ткани. На ногах сандалии и белые носи с гетрами.
Из-под кимоно видны детали доспехов. Можно различить наручи и фрагменты набедренных доспехов.
Монах вооружен традиционной нагината. За пояс заткнут меч-тачи.
1 Вариант капюшона. Капюшон мог закрывать почти все лицо, оставляя открытыми только глаза.
2 Воин без капюшона с белой налобной повязкой (хачимаки).
3 Буддийские четки. Они изготавливались из дерева и могли быть разного размера.
4 Пара деревянных сандалий. Воинствующие монахи часто изображались обутыми в такие сандалии. Каждая сандалия вырезалась из цельного куска дерева, их могли лакировать или использовать как есть, без декоративного покрытия.
5 Меч-тачи. За пояс его затыкали режущей кромкой вниз.
Показано крепление ножен к поясу.
6 Различные варианты нагината.
Слева направо: нагината с широким клинком, китайского типа; себудзури-нагината, клинок и древко почти одинаковой длины. XIVв.; укороченная нагината с тяжелой пяткой, период Сенгоку.
Источник: «Японские монахи-воины 949-1606 гг.» (Новый Солдат № 48)

Одеяния священников имеют дополнительные предметы:
• Священники носят на голове капюшон, который обматывается вокруг головы, оставляя открытым одно лицо.
• На некоторых иллюстрациях воинствующие монахи изображены с непокрытой головой, но с лентой-хачимаки, обмотанной вокруг головы и завязанной на лбу.
• Воинствующие монахи также могли носить доспехи. Судя по рисункам в рукописях того времени, чаще всего монахи носили просто панцирь до-мару, который обматывался поверх одежды, наподобие современного бронежилета.
До-мару был традиционной разновидностью японских доспехов, он состоял из рядов кожаных или металлических пластинок, перевязанных друг с другом тонкими шелковыми шнурами. Пластинки рядами соединялись друг с другом, а сверху покрывались лаком.
Другая разновидность доспехов — йорой — отличалась большей массивностью, но носить их поверх монашеских одеяний было затруднительно.
В некоторых случаях под просторными рукавами кимоно скрывались наручи-котэ, которые представляли собой холщовую основу, на которую нашивались пластинки.
Вместо капюшона монахи могли носить шлем. На свитке Касута-Гонген. изображающем сражение между монахами из Нара и самураями клана Тайра, многие монахи показаны в полных доспехах и практически неотличимы от обычных самураев.
Обычный поясок, соединяющий полы кимоно, обычно дополнялся крепким поясом, за который затыкался самурайский меч. В то время популярными были мечи-тачи, которые затыкали за пояс режущей кромкой вниз. Для того, чтобы извлечь меч, его требовалось ухватить двумя руками.
Большинство самураев дополнительно вооружалось кинжалом-танго, который также затыкался под пояс под правой рукой.
Многие монахи были искусными стрелками, поэтому луки и стрелы активно использовались. Японский лук имеет уникальную конструкцию. Так как длина лука была сравнима с ростом человека, кроме того, из лука часто стреляли с седла, поэтому верхнее плечо лука было в два раза длиннее нижнего.
Чтобы увеличить силу натяжения, лук делался из нескольких слоев. Луки, использовавшиеся в войне Гемпей, были деревянными с накладкой из бамбука. Связки из ротанга удерживали накладки на месте, так как применявшийся клей не обеспечивал достаточного сцепления. Так как клей терял свои свойства из-за воды, лук снаружи покрывался лаком.
Стрелы изготавливались из бамбука. Зарубка на задней части стрелы делалась для прочности сразу за коленом, оперение стрелы состояло из трех птичьих перьев.
Тетиву свивали из растительных волокон, как правило из конопли или китайской крапивы. Тетиву вощили, чтобы придать ей твердость и гладкость.
В некоторых случаях лук был настолько тугим, что его приходилось натягивать вдвоем. Традиционно, из лука стреляли, сидя в седле, при этом левая рука стрелка была вытянута прямо вперед, а правая рука оттягивала тетиву к уху.
Традиционным оружием монаха было режущее копье — нагината. Клинок нагинаты насаживался на длинное древко овального сечения, облегчавшее захват. На другом краю древка помещалась железная чашка, которая балансировала оружие.
Клинок нагинаты конструктивно напоминал клинок меча и ковался по той же технологии, а форма клинка нагинаты колебалась в широких пределах.
В некоторых случаях клинок был значительно шире, чем у меча, внешне напоминая гигантскую алебарду.
В XI-XII веках распространение получила сёбузукури-нагината с длинным клинком и укороченным древком, по длине лишь ненамного превосходящим клинок.
Позже клинок нагинаты стал короче, а древко — длиннее.

Монахи отличались достаточно сложным характером и были уверенны в себе. В «Хейке-Моногатари» говорится о монахах из Миидера: «Все они отважные воины, вооружены луками и стрелами, мечами и нагината, каждый из них стоит тысячи обычных воинов, им все равно, кого встретить в бою: бога или дьявола».
На демонстрациях воинствующие монахи обычно носили одеяния и доспехи, но оставляли головы непокрытыми. Их бритые головы украшал отросший за несколько дней ежик, а повязка на лбу не давала поту лить в глаза.
В руках они несли молитвенные четки.
Воинствующие монахи XVI века отличались меньшим единообразием в одежде. Некоторые из них носили обычные кимоно и накидки, тогда как на диораме в Оказаки воины Икко-икки показаны в монашеском облачении, с выбритыми головами, некоторые имели доспехи.
На других иллюстрациях можно увидеть, что Икко-икки мало похожи на традиционных монахов, и одеваются довольно пестро, по-крестьянски.
Их командиры могли носить самурайскую одежду и доспехи.

Воинствующий монах Икко-икки, Нагасима, 1574 год
Здесь показаны воины секты Икко-икки из Нагасима — островного укрепления, выдерживавшего осаду правительственных войск на протяжении четырех лет. Воины из Исияма-Хонгандзи выглядели подобным образом. Этот крестьянский ополченец выглядит совершенно иначе, нежели монахи с горы Хиэй.
Обратите внимание на выбритую голову, уже покрывшуюся ежиком волос, простые штаны и босые ноги.
При этом воин облачен в полный комплект доспехов и вооружен аркебузой и мечом.
На шее у него висят мешочки с рационом риса.
1 Аркебуза и принадлежности:
пороховница с затравочным порохом;
1b запальный фитиль;
патронная сумка;
1d большая пороховница.
2 Воинствующий монах Икко-икки из Микава.
На шлеме девиз Токугава Изясу: «Кто наступает — достигнет рая, кто отступает — окажется в аду».
3 Знамя Икко-икки с тем же девизом «Рай или ад».
4 Красно-золотой флаг Икко-икки из Земпукудзи.
5 Два флага с журавлями из Исияма-Хонгандзи.
6 Даймё, ставший буддийским монахом. Уэсуги Кенсин (1530-1578 годы) облачен в переделанный монашеский капюшон.
7 Враг Кенсина — Такеда Синген (1521-1573 годы) — другой монах-самурай. На голове у него шлем китайской работы, украшенный плюмажем из конского волоса. Доспехи перевязаны ритуальным шарфом-кеса.
8 Меч-катана. Этот меч носили режущей кромкой вверх. Обычно ножны катана просто засовывали под пояс, но в бою ножны следовало лучше фиксировать, поэтому их подвязывали к поясу.
Источник: «Японские монахи-воины 949-1606 гг.» (Новый Солдат № 48)

Доспехи XVI века представляли собой дальнейшее развитие панцирей до-мару. Шнуры теперь шли парой, оплечья стали меньшего размера. У многих панцирей нагрудная пластина стала цельной и считалась пуленепробиваемой.
Встречались и старомодные до-мару, особенно у бедных самураев. Рядовые солдаты-асигару носили простой нагрудник окегава-до. Этот нагрудник был дешев, потому часто встречался у Икко-икки.
Оружие многих воинов состояло из меча и кинжала или нагината. Прямое копье, которое появилось в XIV в., также часто встречалось у воинствующих монахов.
Некоторые из воинствующих монахов вооружались аркебузой. Аркебуза с простым фитильным замком завезли в Японию португальцы в 1543 голу. Храмы секты Синею активно использовали аркебузы.
Скорее всего, армии Икко-икки были достаточно хорошо организованы и оснащены и их нельзя назвать просто толпой вооруженных крестьян.

Оборона Киото воинствующими монахами Хокке-Сю от нападения Икко-икки, 1528 год

Источник: «Японские монахи-воины 949-1606 гг.» (Новый Солдат № 48)

Характерной чертой армий Икко-икки были штандарты с буддийскими лозунгами. Многие из них были вытянуты в длину, представляя собой нобори, закрепленные па Г-образном древке. Чаше всего на штандарте писалась молитва амидистов: «Наму Амида Буцу» («Приветствуем Будду-Амида»).
Встречалась также надпись типа «Тот, кто наступает, будет спасен, отступающий отправляется в ад».
Воины секты Лотоса несли на штандарте девиз «Наму Mёxo Peнге Кё» («Приветствуем Лотос Божественного закона»).
Встречалась и другая буддийская символика, например, сотоба — серия фигур, символизирующих взаимоотношения человека и небес, а сектанты из Исияма-Хонгандзи часто использовали на штандартах изображения журавля.

1. «Японские монахи-воины 949-1603 гг.» (Новый солдат №48)

Участие в Куликовской битве

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий благословил не только князя, но и добровольно пожелавших отправиться с ним, чтобы явиться на поле брани не только с крестом, но и мечом, двух иноков боярского рода, хорошо знающих военное искусство. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую схиму (высший монашеский чин).

Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана ГрозногоЯблоневый посох Пересвета, хранится в музее-заповеднике «Рязанский Кремль»

По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии был основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. После революции 1917 года этот посох находится в краеведческом музее г. Рязани.

Согласно тексту Сказания о Мамаевом побоище, перед началом Куликовской битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны войска Мамая ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Челибей, Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком, которого люди Мамая наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. «И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней на землю и скончались».

Существует также другая версия поединка, согласно которой копьё мастера конных поединков Челубея было значительно длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Челубей был убит и вывалился из седла. Пересвет же, получив смертельную рану, продолжал оставаться в седле, доехал до строя русского войска и только там умер, или верный конь вынес к своим умершего по дороге, но остававшегося в седле победителя.

Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — конница Мамая атаковала передовой полк русских войск.

Погребение

После битвы тело Пересвета вместе с телом Осляби было доставлено в Москву и погребено рядом с храмом Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (тогда ещё деревянным) в «каменной палатке». По другим сведениям (С. Ф. Платонов, Курс русской истории для гимназий, 1912 год) Ослябя в Куликовской битве не погиб, а упоминания о нём встречаются в летописи и за значительно более поздние годы.

По одной из версий, саркофаги Пересвета и Осляби были обнаружены в XVIII веке, при разборе старой колокольни храма. При проведении работ строители наткнулись на кирпичный склеп, пол которого сплошь покрывали надгробные камни без надписей (захоронения монахов или воинов). Сняв их, строители увидели саркофаги Пересвета и Осляби. При строительстве новой трапезной храма усыпальницу закрыли, а камни из неё были уложены в северо-западный угол трапезной храма. Позднее над этим местом было сооружено чугунное надгробие с сенью, уничтоженное в 20 годы XX века.

Однако, по ряду данных, тела Пересвета и Осляби никогда не были найдены и ныне покоятся в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове «под спудом» (то есть точное местоположение захоронения не идентифицировано). Сейчас на предполагаемом месте захоронения Пересвета и Осляби в трапезной храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове установлено деревянное надгробие, копирующее по форме первое чугунное. Могила открыта для посещения.

Увековечивание имени

Теплоход «Александр Пересвет» на Волге

В честь Пересвета и Осляби были названы броненосцы Российского флота «Пересвет» и «Ослябя», участвовавшие в Русско-японской войне. Имя «Пересвет» носят теплоход Волжской флотилии, два больших десантных корабля «Пересвет» и «Ослябя» Тихоокеанского флота и поезд сообщением Брянск — Санкт-Петербург. Наименование «Пересвет» носит тепловоз 2ТЭ25К, выпускаемый с 2005 года в Брянске.

Памятник Александру Пересвету и Бояну на Покровской горе в Брянске

Имя Александра Пересвета носит город в Московской области, улица в Брянске и один из московских переулков неподалёку от храма Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове (Пересветов переулок). В Брянске, в центре Советского района на Покровской горе установлен памятник Пересвету и легендарному гусляру и сказителю Бояну. Автор монумента — скульптор Андрей Ковальчук, архитектор Александр Петров. В Бежицком районе Брянска открыт ледовый дворец «Пересвет».

В Москве в 2006 году был сформирован 33-й отряд специального назначения «Пересвет» в составе 55-й дивизии внутренних войск.

Дмитрий Донской, Пересвет и Челубей (убиты) на поле Куликовом

Ссылки

  • Игум. Андроник (Трубачев). Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 532—534. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Почему Пересвет так называется / Повесть о двух богатырях — с сайта города Пересвета.
Святители
Преподобномученики
Преподобные Сергий, Никон, Дионисий, Михей, Игнатий, Макарий, Иоанникий, Наум, Варфоломей, Стефан, Кирилл и Мария • Василий Сухий • Максим Грек • Даниил Чёрный • Андрей Рублёв • Епифаний Премудрый • Митрофан, Елисей, Иаков, Симон, Илия, Исаакий, Нектарий, Онисим, Иринарх, Дорофей Радонежские • Андроник, Савва, Александр и Евфросиния Московские • Ферапонт, Кирилл и Мартиниан Белозерские • Симон Смоленский • Ферапонт Боровенский • Афанасий и Феодосий Череповецкие • Димитрий Прилуцкий • Авраамий Галичский • Савва Сторожевский • Сильвестр и Павел Обнорские • Арсений Комельский • Никифор и Никита Боровские • Сергий Нуромский • Иаков Железноборовский • Мефодий Пешношский • Афанасий мл и Афанасий ст Высоцкие • Роман Киржачский • Савва, Иаков и Леонтий Стромынские • Григорий Голутвинский • Стефан Махрищский • Евфимий Суздальский • Феодор и Павел Ростовские • Антоний (Медведев) • Варнава Гефсиманский • Александр Пересвет • Андрей Ослябя
Благоверные
  • 1
  • 3d
  • blackwater
  • g7
  • gps
  • pin up
  • rt
  • АТЭС
  • АЭС
  • Авантюрист
  • Аврора
  • Агитпроп
  • Азербайджан
  • Алексей Албу
  • Аляска
  • Америка
  • Англия
  • Антонио Грамши
  • Армения
  • Афган
  • Афганистан
  • Африка
  • БАМ-2
  • БРИКС
  • Бандеры
  • Белая книга
  • Белковский
  • Берия
  • Богданов
  • Божена рынска
  • Болгария
  • Британия
  • ВВС
  • ВДВ
  • ВМС
  • ВМФ
  • ВПК
  • ВТО
  • Ватикан
  • Великая Отечественная война 1941-45
  • Великая отечественная война
  • Великие
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Владимир Басов
  • Владимир Маркин
  • Владимир Меньшов
  • Власов
  • Волынская резня.бандеровцы
  • Высоцкий
  • Гарик Сукачёв
  • Геращенко
  • Германия
  • Герои
  • Горький
  • Греция
  • ДЖЕФФ МОНСОН
  • Дарья Митина
  • Демура
  • День победы
  • Джульетто Кьеза
  • Доллар
  • Донецкая народная республика
  • Доренко
  • ЕГЭ
  • Евразийский экономический союз
  • Европейский суд
  • Египет
  • Женева
  • Захарченко
  • Збигнев Бжезинский
  • И
  • ИГИЛ
  • Иван Грозный
  • Игра престолов
  • Иисус Христос
  • Ильин
  • Индия
  • История
  • Каддафи
  • Капица
  • Катасонов
  • Киссинжер
  • Китай
  • Коломойский
  • Коммунизм
  • Константин Семин
  • Кончаловский
  • Краматорск
  • Крым
  • Кургинян
  • Лавров
  • Ленин
  • Ленинград
  • Лимонов
  • Луганск
  • Ляшко
  • МВД
  • МИД
  • МО
  • МО России
  • Марат Мусин
  • Марин Ле Пен
  • Мариуполь
  • Маркес
  • Меньшов
  • Михалков
  • Молотов
  • Москва
  • Мурманск
  • Наталья ПОКЛОНСКАЯ
  • Нина Андреева
  • ОБСЕ
  • ООН
  • Окна Овертона
  • Оливер стоун
  • Орден Туле
  • ПАСХА
  • ПАТРИАРХ КИРИЛЛ
  • ПМЭФ
  • Пасха
  • Патриарх
  • Пелагея
  • Пирманов
  • Победа
  • Победа будет за нами
  • Пола́д Бюльбю́ль-оглы́
  • Польша
  • Помонарев
  • Порошенко
  • Приднестровье
  • Примаков
  • Псаки
  • Путин
  • Пушкин
  • Рамзан Кадыров
  • Рогозин
  • Розенбаум
  • Роман Носиков
  • Россия
  • Русские Знаки
  • СМИ
  • СНГ
  • СССР
  • США
  • Сделано в России
  • Севастополь
  • Серафим Саровский
  • Сербия
  • Следственный Комитет России
  • Солженицин
  • Сталин
  • Стариков
  • Стивен Сигал
  • Тибет
  • Толкунова
  • Том Энгельхардт
  • Тютчев
  • ФРС
  • Финляндия
  • Франция
  • Хазарский каганат
  • Царев
  • ЧВК
  • Черчилль
  • Чехия
  • Чубайс
  • Чуркин
  • Шойгу
  • Эйнштейн
  • Эрмитаж
  • Яков Кедми
  • Янукович
  • Япония
  • Яценюк
  • авиация
  • агенты влияния
  • алкоголь
  • альтернативная энергия
  • американцы на луне
  • анализ
  • антикоммунизм
  • антимайдан
  • антифашизм
  • антропология
  • арабская весна
  • аргентина
  • арктика
  • армия
  • архитектура
  • байкал
  • бактериологической оружие
  • балалайка
  • бандеровцы
  • банкиры
  • беженцы
  • белогвардейцы
  • белоруссия
  • блаженные
  • блеф наса
  • ближний восток
  • бокс
  • большая война
  • большая европа
  • большая ига
  • большая игра
  • бомбежки
  • будущее
  • ватник
  • вежливые люди
  • владимир соловьев
  • водяные санкции
  • военная форма
  • военные базы
  • военные преступления
  • возмездие
  • война
  • волчья стая
  • воспитание
  • враг
  • время
  • вторая мировая
  • вьетнамская война
  • гагаузия
  • газовые войны
  • гаити
  • гангстеры
  • генетика
  • геноцид
  • геополитика
  • георгевская лента
  • геральдика
  • герои
  • глазьев
  • голодомор
  • госдеп
  • госдума
  • гражданская война
  • граффити
  • гулаг
  • девушки
  • декабристы
  • демотиватор
  • дети
  • детство
  • дикий запад
  • дочь офицера
  • древний мир
  • дугин
  • евровиденье
  • европа
  • европа в огне
  • европа прозревает
  • европейские ценности
  • живопись
  • жириновский
  • журналисты
  • законы Мерфи
  • запад деградация
  • западная ложь
  • звезда героя
  • здравоохранение
  • зима близко
  • игорь стрелков
  • игры
  • израиль
  • иллюзии
  • имя бога
  • ин
  • интервенты
  • интернет
  • интерфакс
  • информационная война
  • ирак
  • иран
  • ислам
  • испания
  • исторические реконструкции
  • история Руси
  • история европы
  • йеллоустоун
  • казаки
  • казахстан
  • капитализм
  • каратисты
  • карнавал
  • карты
  • каспаров
  • катастрофа
  • катынь
  • кино
  • китай
  • книги
  • колчак
  • коммунизм
  • комп
  • конституция
  • концлагерь
  • кончита
  • коррупция
  • космос
  • красная площадь
  • красные и белые
  • кристина чии
  • крылатые фыражения
  • крым
  • крысы
  • куба
  • кулинария
  • культура
  • культурная политика
  • ливия
  • лигитимность
  • лик хаоса
  • лимонов
  • лирическое
  • литература
  • личное
  • ловкость рук
  • логика
  • лунная база
  • майдан
  • макаревич
  • макашов
  • манежка
  • манипуляция
  • марш
  • марш военнопленных
  • мастер и маргарита
  • материнство
  • мвф
  • медицина
  • международное право
  • метафизика
  • метро
  • мир
  • мир будущего
  • мистраль
  • мифы
  • мрази
  • мраль
  • мужчины
  • музыка
  • мы и запад
  • нато
  • наука
  • научная фантастика
  • нацгвардия
  • национальная платежная система
  • наши люди
  • наши праздники
  • неоязычество
  • нефть
  • никарагуа
  • нквд
  • новороссия
  • новый Нюрнберг
  • нужные люди
  • о
  • обама
  • обзор
  • оборонка
  • образование
  • общество
  • одесса
  • одесская резня
  • они о нас
  • оон
  • оселедец
  • осень
  • панама
  • парад
  • партизаны
  • патриотичное
  • первая мировая
  • первомай
  • перевертыши
  • переоборудование
  • перестройка
  • пираты ххi века
  • письма с фронта
  • познер
  • полезное
  • полет на луну
  • политическая война
  • поэзия
  • православие
  • правый сектор
  • праздничное
  • предатель
  • прибалтика
  • приметы
  • притча
  • провокация
  • проект звезда
  • промышленность
  • пропавший боинг
  • просвирнин
  • псевдопатриоты
  • психоз
  • психологический эксперимент
  • пытки
  • пятая колонна
  • ракеты
  • революция
  • репрессии
  • референдум
  • рецензия
  • рига
  • российская империя
  • россия
  • рубль
  • русофобы
  • русский космизм
  • русский характер
  • русский язык
  • русское оружие
  • с
  • садоводство
  • саморазоблачение
  • санкции
  • сделай сам
  • сирия
  • сказки
  • славянск
  • совбез
  • социальные эксперементы
  • соцопрос
  • союзники
  • спорные территории
  • спорт
  • строительство
  • суть времени
  • сша
  • сша в огне
  • тайное убежище
  • танец
  • танки
  • тв
  • телеграм
  • тест
  • техническое
  • техногенная катастрофа
  • торговля органами
  • традиции
  • третья мирова
  • турция
  • тухачевский
  • украина
  • украинская война
  • украинский креатив
  • украинское прозрение
  • упадок
  • уроды
  • уроки выживания
  • уроки истории
  • утесов
  • учения
  • фашизм
  • федоров
  • философия
  • фининтерн
  • флот
  • фотографии
  • фотоискуство
  • фрейд
  • футбол
  • херсон
  • хибины
  • хиппи
  • хоккей
  • холокост
  • хомячки
  • хохлоклиника
  • хроники
  • цветная революция
  • цру
  • чвк
  • человек
  • человеческий мозг
  • чернобыль
  • чехия
  • что это было
  • шампанское
  • шарп
  • шекспир
  • школа
  • школа сути
  • шувалов
  • э
  • эк
  • экология
  • экономика
  • экономическая безопасность
  • элита
  • элита прозревает
  • элита прозревет
  • энергия солнца
  • эпидемия
  • это не 37й
  • это по нашему
  • юмор

  • «Братья»
  • «Либерализм»
  • avianews
  • inter
  • interra
  • it
  • nanonews
  • pr
  • writer’s block
  • Авангард
  • Авиация
  • Австралия
  • Авто
  • Агломерация
  • Агро
  • Агротехнопарк
  • Азия
  • АйТи
  • Айнарс Рубикис
  • Академгородок
  • Академпарк
  • Америка
  • Анализ
  • Антарктида
  • Антропология
  • Арии
  • Арктика
  • Армения
  • Армия
  • Артефакты
  • Археология
  • Архитектура
  • Астро
  • Астрономия
  • Атом
  • Африка
  • БРИКС
  • Безопасность
  • Белоруссия
  • Бизнес
  • Биология
  • Биотехнологии
  • Биотехнопарк
  • Блеф
  • Болгария
  • Бразилия
  • Бренд
  • Будущее
  • ВВС
  • ВКС
  • ВМФ
  • ВПК
  • Великая Отечественная
  • Великобритания
  • Венгрия
  • Венесуэла
  • Видео
  • Визуальное искусство
  • Война
  • Вооружение
  • Выборы
  • Вьетнам
  • ГДР
  • Генетика
  • География
  • Геология
  • Геополитика
  • Геофизика
  • Германия
  • Гиперборея
  • Город
  • Город Завтра
  • Градостроительство
  • Гражданская война
  • Греция
  • Грузия
  • ДНР
  • Демография
  • Джаз
  • Джорджия
  • Дизайн
  • Добро
  • Дороги Сибири
  • Древности
  • ЕС
  • ЕвразЭС
  • Евразия
  • Еврейство
  • Европа
  • Египет
  • Еда
  • ЖЖ
  • Закулиса
  • Здоровье
  • Земля
  • ИЯФ
  • Идея
  • Идиотизм
  • Израиль
  • Империя
  • Инвестиции
  • Индия
  • Индонезия
  • Индустрия
  • Инжиниринг
  • Инновации
  • Инновации?
  • Интересно
  • Интернет
  • Интерра
  • Инфраструктура
  • Ирак
  • Иран
  • Ирландия
  • Исландия
  • История
  • История Политика
  • Италия
  • КНДР
  • Казахстан
  • Канада
  • Картография
  • Кино
  • Китай
  • Климат
  • Кольцово
  • Коммуникации
  • Консалтинг
  • Конспирология
  • Конструирование Будущего
  • Концепции
  • Корабли
  • Корея
  • Коррупция
  • Космос
  • Краснообск
  • Краснообск Агротехнопарк
  • Красота
  • Кризис
  • Криминал
  • Крым
  • Культура
  • Латвия
  • Либерализм
  • Лингвистика
  • Литература
  • Логистика
  • Малороссия
  • Маркетинг
  • Марс
  • Машиностроение
  • Мега-проекты
  • Медицина
  • Медтехнопарк
  • Международные связи
  • Мексика
  • Металлургия
  • Мнение
  • Модернизация
  • Монархия
  • Монголия
  • Монстрация
  • Музыка
  • НАСА
  • НАТО
  • НГТУ
  • НГУ
  • Нанотехнологии
  • Наука и Общество
  • Наукоград Кольцово
  • Нация
  • Непознанное
  • Нидерланды
  • Никола Тесла
  • Новая Зеландия
  • Новороссия
  • Новосибирск
  • Новосибирск Новосибирский технопарк
  • Новосибирская марка
  • Новосибирская область
  • Новосибирские новости
  • Новые объекты
  • Норвегия
  • Оборона
  • Образование
  • Отношения
  • ПРО себя
  • Память
  • Перемоги
  • Петербург
  • Планета
  • Поздравляю!
  • Полезно
  • Политика
  • Польша
  • Предатели
  • Природа
  • Проблемы
  • Прогноз
  • Программы
  • Прогресс
  • Проекты
  • Промышленность
  • Путешествия
  • РОСНАНО
  • Работа
  • Развитие
  • Разное
  • Религия
  • Ресурсы
  • Ретро
  • Ритейл
  • Роберто Бартини
  • Росатом
  • Роскосмос
  • Роснано
  • Россия
  • Россия-Англия
  • Россия-Китай
  • Россия-США
  • Ростехнологии
  • Румыния
  • Русь
  • СМИ
  • СО РАМН
  • СО РАН
  • СО РАСХН
  • СССР
  • США
  • Севморпуть
  • Сибирь
  • Сибирь настоящее и будущее
  • Сибирь: настоящее и будущее
  • Сирия
  • Скандал
  • Сколково
  • Славяне
  • Созвучные мысли
  • Социология
  • Сп
  • Спорт
  • Статистика
  • Стиль
  • Столица инноваций Новосибирск
  • Столица инноваций: Новосибирск
  • Стратегии
  • Строительство
  • ТЭК
  • Тайное
  • Тартария
  • Театр
  • Телевидение
  • Телекоммуникации
  • Теодор Курентзис
  • Тесла
  • Техника
  • Технологии
  • Технопарк
  • Технопром
  • Томск
  • Торговля
  • Трагедия
  • Транспорт
  • Туризм
  • Туркмения
  • Турция
  • Увлечения
  • Узбекистан
  • Украина
  • Уникум
  • Урбанизм
  • Фантастика
  • Фарма
  • Фашизм
  • Физика
  • Филология
  • Философия
  • Финансы
  • Финляндия
  • Форсайт
  • Форсайт-технологии
  • Фото
  • Франция
  • Химия
  • Цивилизация
  • Чехия
  • Чистая энергия
  • Чудеса
  • Швеция
  • Шутка
  • Экология
  • Экономика
  • Экспорт
  • Энергетика
  • Эстония
  • Этнография
  • Япония
  • финансы

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *