Кто такой первосвященник?

Ветхий Завет 5 букв

Ответ на сканворд или кроссворд на вопрос: ветхий Завет 5 букв

5 букв
Аарон Аарон — Ветхозаветный первосвященник; Первый священник из Ветхого Завета
Авдий Автор книги Ветхого Завета, носящей его имя
Авель — в Ветхом Завете второй сын прародителей людей Адама и Евы, пастырь овец, убитый своим старшим братом земледельцем Каином из зависти: жертва, принесённая Каином (от плодов земли), была отвергнута Богом, а жертва Авеля (первородными ягнятами его стада) принята благосклонно
Иаков Иаков (Израиль) — в Ветхом Завете патриарх, сын Исаака и Ревекки, внук Авраама, родоначальник двенадцати колен Израиля
Иврит 2) Язык семитской ветви афразийской семьи языков, являющийся разговорным вариантом древнееврейского языка, на котором написаны книги Ветхого Завета и другие произведения древнееврейской литературы; современный государственный язык Израиля
Исайя (8 век до нашей эры, Иерусалим), первый из так называемых «больших пророков» Ветхого завета
Палея Восходит к византийской книге 9 века, излагающей события Ветхого завета (Библия).
Сарра — в Ветхом Завете жена Авраама, мать Исаака, первая из четырёх прародительниц еврейского народа
Похожие запросы: ветхий Завет • 9 букв • 3 буквы • 7 букв • 4 буквы • 8 букв • 6 букв • 12 букв • 10 букв
Смотрите также: • Цветоножка 3 буквы • Диофант 8 букв • Поэзия 4 буквы • Бесстрастный • Туалет 7 букв • Фианит 7 букв • Резервуар 15 букв • Соединение 6 букв • Игрушка 3 буквы • Антагонист 4 буквы • ___м__е_ 8 букв
Популярные запросы • 1 • Последние запросы
Слова по длине: А — Е • Ж — Л • М — С • Т — Ч • Ш — Я
Фильтры для слов • Поиск слов
Ссылка на эту страницу:

Новозаветная церковь

Когда всё выше написанное прочитал один мой приятель, он заметил: да ты, брат, пишешь тут «введение в православие» для евреев! Ну, это как посмотреть. С одной стороны, это, конечно, так, или почти так. Но с другой стороны, эти заметки можно понимать и как своего рода «введение в иудаизм» для православных христиан. В обоих случаях, хочется надеяться, эта статья должна бы послужить лучшему взаимопониманию тех и других, ибо возвращает нас к неким общим корням, откуда исходят, проистекают, нынешние «русская духовность» и «еврейская традиция»…

Новозаветной церковью называют объединение христиан, начавшееся после проповеди Иисуса Христа. Подробнее об этих мифических, или реальных исторических событиях мы уже писали в специальной работе (10). Отметим, что по замыслу в Новозаветную церковь включаются все христиане, как жившие некогда до нас, так и ныне живущие, равно как и будущие жить в грядущие времена. Они все являются равноправными членами этой общины (только неясно как они будут, при необходимости, голосовать).

Первым членом, или учредителем новой церкви, считается Иисус из Назарета.

Православная церковь празднует его рождение — Рождество Христово, один из «двунадесятых праздников», и, через семь дней, его иудейское обрезание — Обрезание Господне, «великий праздник». Обе знаменательные даты можно видеть в православном календаре.

Рис. 17. Церковные праздники в январе (по старому стилю):

«Рождество Христово» — 7 января и «Обрезание Господне» — 14 января в православном календаре

Нашей темы особенно касается второй праздник: Обрезание Господне. Поэтому позволим привести здесь цитату из текста, посвященного этой дате в православии (14, стр. 353).

«На восьмой день после Рождества Христова Церковь отмечает праздник Обрезания Господня. Это воспоминание о том, что Господь наш, подобно прочим иудейским младенцам, на восьмой день после Своего рождения был обрезан по закону иудейскому… Праздник этот Церковь относит к великим, он введен в календарь примерно в середине 1У века. Христос принял обрезание для того, чтобы, с одной стороны, показать, что Он есть истинный человек, а не призрак во плоти. А с другой — чтобы «исполнить всякую правду — весь закон» (т. е. закон Моисея — С.Г.). «Не устыдеся, — поётся в этот день в церкви, — всеблагий Бог, плотским обрезанием обрезатися: но даде Самаго Себе образ и начертание всем ко спасению: ибо Закона Творец законная исполняет» (14, стр. 353).

Здесь имеется в виду, что Творец (Бог-Отец) издал некогда закон обрезания, он же (Бог-Сын) первым его и исполняет.

Кстати сказать, в христианском летоисчислении все даты отмечаются не от Рождества Христова (от Р.Х.), как это торжественно декларируется, а от Обрезания Господня (от О.Г.) на самом деле. Чтобы год начинался от Р.Х. он должен иметь первым днем 25 декабря (Рождество Христово), а не 1 января (которое есть Обрезание Господне).

В наступившем позднее христианстве обряд обрезания был заменен на равноценный, так сказать, обряд «духовного обрезания», что означало освобождение от грехов.

«Епископ Феофан Затворник сравнивал праздник обрезания с «обрезанием сердца», когда отсекаются страсти и похотные расположения. (Тут, похоже, совсем не «обрезание», а «кастрация»? — С.Г.) «Бросим прежние пагубные привычки, все утехи и все, в чем прежде находили удовольствие, начнем с этого момента жить единственно для Бога во спасение свое»» (17, стр. 24).

Интересно, что факт обрезания Иисуса должен был доказать всем евреям, что Иисус не только Бог, Божий Сын, но и что он сам — тоже еврей, еврей как все вокруг, а не кто либо другой. На православных иконах, похоже, это событие не было отражено, однако, у католиков «Сцены обрезания очень часто изображали на кафедрах, алтарях и купелях» (1, стр. 157).

Сюда же стоит отнести и следующий за ним двунадесятый праздник Сретения Господня, отмечаемый церковью 2 февраля. Младенца Иисуса принесли в Иерусалимский храм, где его встретил Старец Симеон Богоприимец. Симеону было некогда предсказано, что он не умрет, пока не увидит Мессию Израиля. При встрече в храме Симеон взял на руки младенца и сказал:

«Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицом всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк. 2, 29–32).

Здесь, как говорят в церкви, в этот день Сретения, происходит праздник встречи ветхозаветного и новозаветного миров, их преемственность, а также очищение от всякой скверны: «христианство подобно весне, которая пришла после долгой зимы». В народе в этот день говорили: «На Сретенье зима весну встречает». На следующий день после Сретения тому самому Симеону можно и нужно помолиться о здоровье и благополучии детей:

«О Богоприимче Симеоне! Услыши нас, грешных раб Божиих (имена) и не отыми покров твой святый от нас…» (8, стр. 263–265, 313).

Далее следуют просьбы к Симеону о его ходатайстве перед Богом. Посредничество старца Симеона перед Богом для православного человека вполне надежно — ведь это он увидел «славу народа Израиля»!

Жизненный путь Иисуса, многократно описанный в Евангелиях, хорошо известен. За 30 лет (по другим данным, за 33 года) своей жизни он прошел весь путь сомнений и озарений, надежд и отчаяния, успеха и неудач, любви и предательства. Придя на праздник Пасхи в Иерусалим, — как правоверный еврей он не мог пропустить этот всенародный праздник освобождения евреев из египетского плена, — он был схвачен римлянами как бунтовщик в результате доноса одного из своих учеников — Иуды Искариота (из Кириафа). Имя «Иуда» — стало среди православных христиан синонимом предательства. А между тем другой Иуда — был одним из прямых предков Иисуса (см. выше), основателем племени иудеев. Более того, один из братьев Иисуса также носил имя Иуда: это апостол Иуда — «брат Господень» (другое имя — Фаддей), память которого та же церковь отмечает 19 июня. Фамилия Фадеевых также происходит отсюда.

Но вернемся к Иисусу. Далее он предстал перед судом римской администрации в качестве подстрекателя против власти цезаря. Строго говоря, он претендовал не так уж и намного: только на роль царя иудейского, потому что он был потомок царского рода древних израильских царей — Давида и Соломона. Но в Империи мог быть только один царь — римский цезарь. Потому формально его претензии на царский титул могли трактоваться как призыв к независимости, как агитация к восстанию против оккупантов, а значит как подрыв власти Рима над землей Иудеи. И он был казнен римлянами, и якобы воскрес на третий день все того же праздника Пасхи. И христиане всего мира, а православные в первую очередь, празднуют Пасху: она так и называется — Пасха, великий и двунадесятый праздник.

«Праздником праздников, Торжеством торжеств, Великоднем, Пасхой называют христиане Светлое Христово Воскресение» (14, стр. 307).

Пасха — практически главный праздник христиан. Если нет воскресения Иисуса, значит, нет и нашей веры, говорил апостол Павел. То есть, останется только лишь день поминовения исхода евреев из Египта, и не более того, к чему христиане по большому счету остаются равнодушными.

Интересно, что Пасха празднуется христианами совсем не так, как праздновал ее сам Иисус — как освобождение евреев, но как праздник его собственного Воскресения. Добавим также, что казнь Иисуса была произведена через распятие на кресте. С тех пор крест как знак, как напоминание о «мученической смерти» Христа, стал главным символом христиан. Правда, в те времена крест как орудие казни был не в таком виде, как мы привыкли его видеть у верующих людей сегодня, а в виде буквы «Т», без верней части. Ведь распятие на кресте было у римлян обычным методом казни бунтовщиков и конструкция креста исходила из «практических соображений» экономии материалов. Через тридцать лет после смерти Иисуса, при подавлении Иудейского восстания, окрестности Иерусалима были покрыты десятками тысяч подобных же крестов. На них были распяты плененные повстанцы. В честь этой «победы» в Риме до сих пор сохранилась праздничная «Арка Тита», воздвигнутая в честь триумфа полководца Тита, будущего императора, возглавлявшего римские легионы. Рим тогда не без труда подавил это четырехлетнее восстание древних евреев. Но что стоит этот триумф сегодня: города-государства Рима и римлян нет уже полторы тысячи лет, а Иудея (государство Израиль) отстояла, в конце концов, свою независимость, а жители Иудеи, насильственно выселенные римлянами из этой земли тогда, вернулись назад (хотя, конечно, не они сами, а их отдаленные потомки).

Но вернемся в Новозаветную церковь. Иисус был казнен через распятие на кресте. Как говорит предание, лично Понтий Пилат, римский прокуратор Иудеи (то есть губернатор), поднявшись по лесенке, прикрепил над головой распятого Иисуса табличку, на которой он якобы сам написал на трех языках: Иисус Назорей, Царь Иудейский (разумеется, по латыни: Iesus Nazarenus Rex Iudaerum, и то же самое на древнееврейском и на древнегреческом). Этот эпизод, столь важный для понимания всего дальнейшего становления и развития церкви и соответствующей церковной доктрины, нашел свое отображение и в многочисленных иконах.

Рис. 18. Икона «Распятие Иисуса Христа»

Надпись над головой «IНЦI» означает «Иисус Назорей, Царь Иудейский»

Важность этой надписи в том, что здесь особо подчеркивается право Иисуса на Иудейское Царство. В церкви принято также делать и скульптурные изображения распятого Иисуса.

«В средней части храма вместе с другими иконами считается обязательным иметь образ Голгофы — большой деревянный Крест с образом распятого Спасителя, часто сделанный в натуральную величину — в рост человека. Крест делается восьмиконечным с надписью на верхней короткой перекладине «IНЦI» (Иисус Назорей Царь Иудейский)» (8, стр. 27).

Аналогичное понимание роли Иисуса как Иудейского Царя вошло и в католицизм. Многочисленные рисунки, скульптуры, изображения распятого Иисуса там неизменно сопровождаются надписью «INRI».

Рис. 19. Распятый Иисус как Царь Иудейский

(Из кн.: А.Мень. Сын человеческий. М., Протестант, 1992)

В Гамбурге, на католических кладбищах, встречаются захоронения, украшенные статуями распятого Иисуса. И над его головой неизменно помещается надпись, часто золотом, по камню: «INRI». Знакомые местные немцы были буквально поражены, узнав впервые, кажется, только от меня, что эта аббревиатура означает «Иисус Назорей, Царь Иудейский»… Казалось бы, какая связь между немцами-католиками и царем иудейским? Оказывается, самая прямая. (Случайно увидел в «новостях» ТВ репортаж из Праги. Какие-то местные вандалы осквернили статую на городской площади: распятие Христа. Они сорвали металлические ивритские буквы со скульптуры и побросали их на землю. Характерно, что надпись на статуе «INRI» хулиганы не тронули: возможно, они и не подозревали, что она означает.)

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Именно в Библии, в этой Книге книг, можно почерпнуть уроки мудрости и нравственности, получить ответы на самые сложные вопросы, которые рано или поздно начинают задавать себе многие. Зачем мы живем в этом мире? В чем смысл жизни и что нас ждет после смерти? Как обрести душевный покой и сделать правильный выбор в той или иной житейской ситуации? Какая она должна быть, нравственная система координат человечества в целом и каждого отдельного человека? Что есть хорошо, а что плохо? Ответы и прямые, и косвенные — на примере судеб многих и многих людей, живших и в далекие ветхозаветные времена, и в начале нашего летоисчисления. Избранные библейские сюжеты, пересказанные увлекательно и талантливо — подобно притчам захватывают ум и сердце и дают понимание того, что значит жить со смыслом. Книга допущена к распространению Издательским советом Русской Православной Церкви.

Это современное переложение знаменитых библейских историй в небольших рассказах-притчах станет замечательным подарком для читателя. Духовная красота и мудрость Библии, знаменитые цари, пророки и простые люди, жившие в священную эпоху, великие темы божественной Книги книг в историях на каждый день — все это для того, чтобы мы жили со смыслом сегодня.

Толковая Библия Лопухина

1–5. Учреждение ветхозаветной иерархии и священные одежды. 6–39. Одежды Аарона-первосвященника. 40–43. Одежды сынов Аароновых.

Исх. 28:1. И возьми к себе Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, от среды сынов Израилевых, чтоб он был священником Мне, Аарона и Надава, Авиуда, Елеазара и Ифамара, сынов Аароновых.

Учреждение ветхозаветной Иерархии. До Синайского законодательства у евреев действовало право естественного священства: глава семьи был в то же время и священником, – приносил жертвы (Быт 12.7:22.2, 26.25, 28.18). С устройством же скинии и возникновением сложного культа для богослужения назначаются особые священники, члены фамилии Аарона, с ним, как первосвященником (Лев.21.10, Исх 20.7, Чис 35.28), во главе. Для служения при скинии они предназначаются Богом еще в Египте (1Цар 2.27-28), и оно дается им как дар (Чис 18.7).

Но, будучи делом свободного божественного установления, избрание священников из колена Левиина вызывалось, можно думать, его сравнительной нравственной чистотой и религиозностью. Если даже не придавать особенного значения свидетельству еврейского предания, что пред исходом из Египта колено Левиино повело борьбу за исповедание Всевышнего против увлекавшихся язычеством, то и тогда о его религиозности может свидетельствовать поведение левитов после поклонения золотому тельцу при Синае (Исх 32.27-28). «Возьми к себе», – ты близок ко Мне, ты посредник между Мной и народом, в такое же положение повелеваю поставить и твоего брата с его сыновьями. Исполнение обязанностей священного служения, поставляя служащих в положение посредников между Богом и народом, делает их лицами, принадлежащими Богу. Они не священники народа, но священники Богу.

Исх.28:2. И сделай священные одежды Аарону, брату твоему, для славы и благолепия.

Одежды Аарона и его сыновей указывали на их сан, служили внешним отличием священных лиц от остального народа. Отсюда, как носимые только священниками, они называются «священными». Священны они и потому, что надевались только при священнодействиях (Исх 29.29:31.10). Говоря далее о «славе и благолепии» служения, одежды соответствовали благолепию святилища.

Исх.28:3. И скажи всем мудрым сердцем, которых Я исполнил духа премудрости , чтобы они сделали Аарону одежды для посвящения его, чтобы он был священником Мне.

Для устроения одежд Моисей должен избрать «мудрых сердцем», людей искусных в художестве и ремеслах (Исх 31.6:35.10, 36.1-2).

Исх.28:5. Пусть они возьмут золота, голубой и пурпуровой и червленой шерсти и виссона,

Исх.28:6. и сделают ефод из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти, и из крученого виссона, искусною работою.

Ефод. Производимое толковниками от еврейского глагола «афад» – «связывать», данное название указывает на одежду, состоявшую из двух кусков материи, из которых один покрывал спину, другой грудь до пояса; на плечах они скреплялись нарамниками (см. ст. 7), а при поясе завязками (Исх.28:8). Материалом для ефода служили нити голубой, пурпуровой и червленой пряжи, виссон (лен) и золото. Последнее растягивалось в листы, разрезалось на нити, которые и были вотканы между петлями указанных цветов (Исх 39.3). «Ефод, говорит блаженный Иероним, соткан из четырех цветов: гиацинтового, льняного, багряного червленного и золотого. Золотые пластинки, т. е. листы, растягиваются до чрезвычайной тонкости, нарезанные из них нити сучатся с утоком из трех цветов и нитяною основою».

Исх.28:7. У него должны быть на обоих концах его два связывающие нарамника, чтобы он был связан.

Нарамники, или застежки на плечах, связывали ефод на обоих концах его (Исх 39.4). Это указание дает понять, что ефод не представлял собой цельной одежды, – тогда не было бы нужды скреплять, связывать два конца его на плечах. Она состояла из двух кусков сотканной вышеуказанным способом материи, из которых один оканчивался на плечах первосвященника со стороны груди, а другой со стороны спины. Во избежание распадения концы этих половин связывались на каждом плече нарамником особого рода застежкой. Форма этой последней неизвестна, но, как видно из Исх.28:9-12, каждая из них была украшена камнем «шогам» – ониксом, вставленным в золотую оправу (Исх 39.6-7).

Исх.28:8. И пояс ефода, который поверх его, должен быть одинаковой с ним работы, из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона.

На плечах два куска материи скреплялись нарамниками, а внизу при поясе – завязками.

Исх.28:9. И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов Израилевых:

Исх.28:10. шесть имен их на одном камне и шесть имен остальных на другом камне, по порядку рождения их;

По преданию на камне, назначенном для правого плеча, были вырезаны имена шести старших сынов Иакова.

Исх.28:11. чрез резчика на камне, который вырезывает печати, вырежь на двух камнях имена сынов Израилевых; и вставь их в золотые гнезда

Исх.28:12. и положи два камня сии на нарамники ефода: это камни на память сынам Израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом на обоих раменах своих для памяти.

Вырезанные на каждом камне имена сынов Израилевых носились Аароном пред Господом «для памяти», – для того, чтобы он не забывал народ свой в просительной молитве. Вместе с первосвященником, являвшимся пред лицо Божие, являлись к лицу Божию и колена Израилевы.

Исх.28:13. И сделай гнезда из золота;

Исх.28:14. и две цепочки из чистого золота, витыми сделай их работою плетеною, и прикрепи витые цепочки к гнездам .

Цепочки, о которых говорится в данных стихах, нельзя отождествлять с цепочками, при помощи которых прикреплялся к нарамникам наперсник судный (Исх.28:22-25). Об устройстве последних дается особое повеление (Исх.28:22). Естественнее предположение, что цепочки, Исх.28:13-14, обвивали гнезда и тем предохраняли выпадение камней нарамников из оправ.

Исх.28:15. Сделай наперсник судный искусною работою; сделай его такою же работою, как ефод: из золота, из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона сделай его;

Исх.28:16. он должен быть четыреугольный, двойной, в пядень длиною и в пядень шириною;

Название наперсник дано одежде от ношения ее на груди, а наименование «судный» произошло от присутствия в нем урима и туммима (см. объяснение ст. 30). Сделанный из той же самой материи, что и ефод, он представлял квадратный плат в пядень длины и ширины (около пяти вершков). Наперсник был двойной, состоял из сложенной вдвое материи.

Исх.28:17. и вставь в него оправленные камни в четыре ряда; рядом: рубин, топаз, изумруд, – это один ряд;

Исх.28:18. второй ряд: карбункул, сапфир и алмаз;

Исх.28:19. третий ряд: яхонт, агат и аметист;

Исх.28:20. четвертый ряд: хризолит, оникс и яспис; в золотых гнездах должны быть вставлены они.

Исх.28:21. Сих камней должно быть двенадцать, по числу сынов Израилевых , по именам их ; на каждом, как на печати, должно быть вырезано по одному имени из числа двенадцати колен.

В наперснике, с передней его стороны должны быть вставлены в золотых оправах 12 драгоценных камней, расположенных в четыре ряда. Какие это были камни, с точностью сказать невозможно. На основании древних переводов можно с вероятностью предполагать, что в верхнем ряду находились сердолик, топаз и изумруд; во втором – карбункул, сапфир и яспис; в третьем – яхонт, агат и аметист; в нижнем, т е. четвертом, – хризолит, берилл и оникс. Сердолик – красного цвета; топаз – золотистого; изумруд – зеленого; карбункул – огненного; сапфир – голубого; яспис – различных цветов; яхонт – золотисто-желтого; агат – различных цветов; аметист – фиолетового; хризолит – зеленоватого; берилл – зелено-голубоватого; оникс – вроде агата. В каком порядке должны следовать имена колен, текст не говорит, но вероятно, в порядке старшинства, как и на нарамниках (Исх.28:10).

Исх.28:22. К наперснику сделай цепочки витые плетеною работою из чистого золота;

Исх.28:23. и сделай к наперснику два кольца из золота и прикрепи два кольца к двум концам наперсника;

Исх.28:24. и вдень две плетеные цепочки из золота в оба кольца по концам наперсника,

Исх.28:25. а два конца двух цепочек прикрепи к двум гнездам и прикрепи к нарамникам ефода с лицевой стороны его;

К каждому из двух верхних, т. е. ближайших к плечам, углов наперсника приделывалось по золотому кольцу, к ним в свою очередь по золотой цепочке, а каждая из этих последних прикреплялась к соответствующему гнезду нарамника.

Исх.28:26. еще сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум другим концам наперсника, на той стороне, которая лежит к ефоду внутрь;

Исх.28:27. также сделай два кольца золотых и прикрепи их к двум нарамникам ефода снизу, с лицевой стороны его, у соединения его, над поясом ефода;

Исх.28:28. и прикрепят наперсник кольцами его к кольцам ефода шнуром из голубой шерсти, чтобы он был над поясом ефода, и чтоб не спадал наперсник с ефода.

По такому же золотому кольцу прикреплялось и к каждому из двух нижних углов наперсника, только они находились не на лицевой его стороне, а на исподней, обращенной к ефоду. В свою очередь и этот последний под стягивающим его поясом имел на каждом углу по кольцу, кольцо против кольца наперсника. Кольцо наперсника связывалось с кольцом ефода шнуром, и благодаря этому наперсник не спадал с ефода, не сбивался на сторону.

Исх.28:29. И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом.

Ношение первосвященником на своей груди, у сердца, камней с именами сыновей Израилевых указывало на его духовные отношения к своему народу. Первосвященник соединен с ним узами самой тесной любви.

Исх.28:30. На наперсник судный возложи урим и туммим, и они будут у сердца Ааронова, когда будет он входить пред лице Господне; и будет Аарон всегда носить суд сынов Израилевых у сердца своего пред лицем Господним.

С наперсником судным был соединен «урим и туммим». Еврейский текст, говоря об отношении последнего к первому, употребляет выражение «нататта» (от натан), означающее: «прибавь, приложи» урим и туммим к наперснику (Лев.8.8). Сообразно с этим название «урим и туммим» означало предмет, прилагавшийся к наперснику. С большей точностью выясняется отношение между ними путем сравнения данного стиха и Лев.8.8 с Исх.25:16, 21. В том и другом стихе говорится о вложении в ковчег скрижалей завета, причем в еврейском тексте употреблен тот же, что в Исх 28.30, Лев.8.8, глагол «натан» с предлогом «эл». Но если в них он характеризует отношение скрижалей к ковчегу, то и в последних – отношение урима и туммима к наперснику. Как скрижали вложены в ковчег завета, так урим в наперсник. Возможность этого видна из того, что последний был «двойной», состоял из двух кусков материи. Но если урим и туммим «вкладывался» в наперсник, то его уже нельзя отождествлять, как делают некоторые, с 12 камнями: они были на наперснике, но не в наперснике. С представлением об уриме и туммиме, как предмете, совпадает и другое, высказанное экзегетами, мнение, будто бы этим именем называлось получаемое первосвященником откровение. В частности, на отличие урима от откровения указывает Чис 27.21: «и будет он (Иисус Навин) обращаться к Елеазару священнику и спрашивать его о решении… урима». Из сравнения слов: «и будут они (урим и туммим) у сердца Аарона» с дальнейшим выражением: «и будет Аарон… носить суд сынов Израиля у сердца своего», с несомненностью следует, что название «суд» усвояется уриму и туммиму и что в зависимости от этого содержащий их наперсник получил имя «наперсника судного» (Исх.28:15). И так как с выражением «суд» (евр. «мишпат») соединяется понятие об откровении (Ис 51.4), то название урима «судом» указывает на то, что посредством него открывалась воля Божия, получалось откровение (Чис 27.21).

Исх.28:31. И сделай верхнюю ризу к ефоду всю голубого цвета;

«Меил» в отличие от ефода был одноцветный. Верхняя риза названа «ризою к ефоду», т. е. принадлежностью ефода, который без нее не надевался.

Исх.28:32. среди ее должно быть отверстие для головы; у отверстия ее вокруг должна быть обшивка тканая, подобно как у отверстия брони, чтобы не дралось;

Одежда была не распашная, не застегивающаяся, но цельная, с отверстием для головы в верхней части. Отверстие нужно не прорезать, а сделать его при самом тканье ризы, которая вся была тканая (Исх 39.22). Чтобы отверстие не дралось, оно обшивалось (Исх 39.23).

Исх.28:33. по подолу ее сделай яблоки из нитей голубого, яхонтового, пурпурового и червленого цвета , вокруг по подолу ее; позвонки золотые между ними кругом:

Исх.28:34. золотой позвонок и яблоко, золотой позвонок и яблоко, по подолу верхней ризы кругом;

Исх.28:35. она будет на Аароне в служении, дабы слышен был от него звук, когда он будет входить во святилище пред лице Господне и когда будет выходить, чтобы ему не умереть.

По подолу верхней ризы, доходившей, по словам Иосифа Флавия и блаженного Иеронима до колен, шли вперемежку (Исх 39.26) трехцветные подобия гранатовых яблок, сделанные из голубой, пурпуровой и червленой крученой пряжи (Исх 39.24), и золотые звонки. В то время как гранатовые яблоки, отличавшиеся сладостью, напоминали о сладости возвещаемого первосвященником закона (Пс 118.72), так звук звонков при входе Аарона во святилище и выходе из него имел ближайшее отношение к личной безопасности первосвященника: «и не умрет он». Входя во святилище, место особого присутствия Божия, Аарон, облеченный в свои священные одежды, являлся представителем и ходатаем народа, а не нарушителем святости места; потому Аарон должен быть чужд страха наказания смертью за оскорбление величия Божия. Объяснение Иисуса сына Сирахова (Сир 45.11) не делает понятным выражение: «и не умрет он».

Исх.28:36. И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня»,

Исх.28:37. и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара;

Исх.28:38. и будет она на челе Аароновом, и понесет на себе Аарон недостатки приношений, посвящаемых от сынов Израилевых, и всех даров, ими приносимых; и будет она непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним.

Прикрепляемая к головной повязке первосвященника золотая дощечка, «диадема святости» (Исх 29.6:39.30), с находящейся на ней надписью: «Святыня Господня», указывала на то, что первосвященник носил грехи или недостатки приношений сынов Израилевых. Какие это грехи жертв и отчего они происходят, сказать с определенностью трудно. Одни причину этого указывают в грехах приносящего жертву, которые заражали своей нечистотой и то, что приносилось в жертву. Другие под грехами приношений разумеют грехи священников при совершении жертвоприношений, происходящие от нарушения обрядовых постановлений. Если бы первосвященник не нес, т. е. не снимал, этих грехов, то священные дары, назначенные для очищения человека и умилостивления Бога, не достигали бы своей цели. Описания головного убора первосвященника в Библии нет. По словам Иосифа Флавия он состоял из льняной ткани, обыкновенной священнической повязки, поверх которой была другая, сделанная из узорчатой фиолетовой ткани с тройным кованым золотым венком (Иуд.Древн. 3:7, 6).

Исх.28:39. И сделай хитон из виссона и кидар из виссона и сделай пояс узорчатой работы;

Хитон делался из виссона, тканый (Исх.28:4, 39.27). Можно думать, что из одноцветных нитей материя хитона была выткана шашечками, или мелкими квадратами, в которых нити шли в различных направлениях, образуя материю в виде пике. Пояс был сделан из виссона и из материи голубой, пурпурового и червленого цвета, узорчатой работы (Исх 39.29).

Исх.28:40. сделай и сынам Аароновым хитоны, сделай им поясы, и головные повязки сделай им для славы и благолепия,

Исх.28:41. и облеки в них Аарона, брата твоего, и сынов его с ним, и помажь их, и наполни руки их, и посвяти их, и они будут священниками Мне.

Умолчание об устройстве священнических хитонов и поясов даст основание предполагать, что они не отличались от соответствующих одежд первосвященника (Исх 39.27). Название же священнической повязки – «мигбаа» (Исх 39.28, Лев.8.13) отличается от имени первосвященнического головного убора «мицнефет», что в свою очередь указывает на различие в устройстве и самих головных украшений.

Исх.28:42. И сделай им нижнее платье льняное, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней,

Исх.28:43. и да будут они на Аароне и на сынах его, когда будут они входить в скинию собрания, или приступать к жертвеннику для служения во святилище, чтобы им не навести греха и не умереть. Это устав вечный, для него и для потомков его по нем.

Надраги, нижнее льняное одеяние, простиравшееся от чресл, поясницы, до голеней (часть ноги от колена до ступни), прикрывали телесную наготу. Ношение их указывало на сознание священниками своей греховности, на благоговейное отношение к святости места и потому спасало от смерти.

1) Мирная жертва из крупного скота (3:1-5).

Лев. 3:2. Ритуал принесения мирной жертвы по характеру своему совпадал с таковым при принесении всесожжения, и совпадение это наблюдается вплоть до момента распределения частей рассеченной туши. Идентичных действий и в том и в другом случаях было четыре: а) приведение животного тем, кто пришел поклониться Богу; б) возложение им руки на животное; в) заклание им животного у дверей скинии собрания, т. е. в передней части двора, примыкавшей к северной стороне жертвенника для всесожжении, и г) священнодействие с кровью, совершавшееся священником, который кропил ею жертвенник со всех сторон.

В случае принесения мирной жертвы возложение руки, вероятно, сопровождалось объяснением, которое давал пришедший поклониться Богу, по какой причине приносит он эту жертву, — в знак ли признательности и хвалы за полученное им по молитве, или во свидетельство исполнения им того или иного обета, либо как добровольное приношение благодарения по случаю сбора урожая и т. д.

Лев. 3:3-4. Процедура подготовки богопочитателем мирной жертвы (снятие шкуры, рассечение туши, омовение ее) была, по-видимому, такой же, как при принесении жертвы всесожжения; однако существовало и различие между этими двумя ритуалами — в том, какие части жертвенного животного сжигались священником на алтаре.

В случае мирной жертвы это был лишь тук (жир), покрывавший внутренности животного, обе почки и тук, который на них, который на стегнах, и сальник, который на печени; только они сжигались на жертвеннике. Поскольку тук в представлении древних был, по-видимому, синонимом всего самого лучшего (сравните Быт. 4:4; 45:18), ритуал, возможно, символизировал глубочайшие чувства человека по отношению к Богу, его готовность отдать Ему лучшее из того, что имеет.

Лев. 3:5. Этот жир мирной жертвы сжигался священником на жертвеннике вместе со всесожжением, то есть на пепле всесожжения, оставшемся от утренней жертвы, либо, может быть, на тлеющих отстатках всесожжения, которое тот же человек принес перед тем, как принести мирную жертву. Жир этот, как и все приношение всесожжения (сравните 1:9,13,17), как и часть, предназначенная «в память» от хлебного приношения (сравните 2:2,9), был благоуханием, приятным Господу, и служил символом того, что Бог принимает жертву.

2) Мирная жертва из мелкого скота (3:6-16).

Лев. 3:6-11. Приносивший из овец (стих 7) опять-таки не был стеснен ограничительными рамками, и это видно из того, что от него принимались животные мужеского или женского пола… — без порока (стих 6). Ритуал совершался такой же, как при принесении тельца или коровы, — с той разницей, что вместе с жиром на жертвеннике сжигался весь курдюк (стих 9). Наиболее распространенной породой овец из разводившихся в Палестине была так называемая восточная курдючная овца, у которой в хвостовой части имеется несколько лишних позвонков — для поддержания жира, отлагающегося в этой части; у взрослых особей жира накапливается от 22 до 33 кг.

Указание в стихе 11 (а также в стихе 16), что жир мирной жертвы сжигался на жертвеннике как пища огня, не следует понимать по-язычески примитивно, что, мол, приносившие жертвы делили пищу с Господом (сравните Пс. 49:12-13). Когда Господь получал жир на алтаре при принесении жертвы за грех (Лев. 4:8-10,19,26,31,35) и за вину (7:4-5), никакого разделения пищи между членами общества не происходило.

Лев. 3:12-16. Когда мирная жертва приносилась из коз, тоже не составляло разницы мужского или женского пола животное; следовала такая же процедура; различие обусловливалось лишь тем, что у коз нет курдюка.

3) Запрет, выраженный в итоге.

Лев. 3:17. Своей высшей смысловой точки стих 16 достигает в словах: весь тук Господу; в них же выражено и некое важное правило, ставшее основой постановления вечного для всех израильтян: никакого тука и никакой крови не ешьте (стих 17). Это постановление подтверждено в 7:23-27, где оно рассматривается подробнее, с указанием на неизбежность наказания свыше, которое постигнет нарушившего его.

Отличительная особенность мирного приношения состояла в том, что его следовало употреблять в пищу — перед лицом Господа — как предлагавшему его, так и членам его семьи (сравните 7:15). Мирное приношение было добровольным актом, в процессе которого поклонявшийся Богу принимал мясо от Него — в знак Божией верности заключенному завету; кроме того, этот акт давал человеку возможность выразить Богу признательность или хвалу благодарности за Его благословения в прошлом — будь то в ответ на молитву или как неожиданный дар, либо как привычные благословения, позволившие людям собрать хороший урожай.

Мирное жертвоприношение символизировало мирное братское общение, которое в будущем установится у новозаветного верующего с Богом и с другими верующими благодаря смерти Христа на кресте (1-Иоан. 1:3). Оно было прообразом первой фазы Христова «умиротворения посредством крови креста Своего» (Кол. 1:20). Он, в самом деле, «есть мир наш» (Евр. 2:14).

г. Закон о жертвоприношении за грех (4:1 — 5:13)

Жертвоприношения за грех (4:1 — 5:13) и жертвоприношения за вину (5:14 — 6:7) явно отличались друг от друга, хотя и имели между собой известное сходство. В западном богословии существует традиция называть их «неблагоуханными приношениями»; но это определение не представляется уместным в свете 4:31, где говорится, что «тук» жертвы, принесенной за грех, сжигался «на жертвеннике в приятное благоухание Господу» (толкование под рубрикой: «1. Общие правила жертвоприношений для народа — 1:1 — 6:7»). Лучше всего было бы определить жертвоприношения за грех и за вину как очистительные.

При совершении особых (одинаковых) ритуалов по случаю посвящения (освящения), окончания назорейского обета и очищения, когда требовалось принести всесожжение, прежде надо было принести жертву за грех. Кроме того, в каждый из ежегодных праздников требовалось ежедневно приносить козла — в жертву за грех всего народа; это правило не распространялось, однако, на ежедневные, еженедельные или ежемесячные всесожжения.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *