Кто такой пимен?

Дата рождения:
23 июля 1910 г.
Дата смерти:
3 мая 1990 г.
Дата хиротонии:
17 ноября 1957 г.
Дата пострига:
4 октября 1927 г.
День ангела:
27 августа
Святейший Патриарх Пимен родился 23 июля 1910 г. в городе Богородске Московской губернии в семье служащего.
В 1925 г. после окончания школы Сергей переехал в Москву и вскоре в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах.
4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен — в честь древнего христианского подвижника египетской пустыни преподобного Пимена Великого (имя Пимен означает «пастырь»). Всю последующую жизнь монах Пимен старался быть не просто пастырем, но пастырем добрым, который полагает душу свою за овец своих. После пострижения в монашество и прохождения иноческого искуса в лаврском скиту Параклита монах Пимен продолжал руководить хором в московском храме во имя преподобного Пимена Великого. Затем он был регентом в Богоявленском кафедральном соборе в Дорогомилове.
16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона, а в январе 1932 г. — во иеромонаха. В течение нескольких лет иеромонах Пимен проходил пастырское служение в Москве.
Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в городе Муроме, куда в 1812 г. временно была перенесена из Москвы Иверская икона Божией Матери. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие епархиальные послушания.
В 1946 году схиигумен Савватий (Крутень) стал духовником Одесского архиерейского дома, а в январе 1947 года скончался. И вот, перейдя в Одессу, схиигумен Савватий, рекомендовал иеромонаха Пимена (Извекова) епископу Одесскому Сергию (Ларину). Сергий (Ларин) был одним из главных столпов позднего обновленчества, управлял в сане епископа Московской обновленческой епархией во время эвакуации Александра Введенского. В декабре 1943 года он был принят в Русскую Православную Церковь мирянином и затем рукоположен в священный сан. 15 августа 1944 года он был рукоположен во епископа Кировоградского, викария Одесской епархии, вскоре стал епископом Одесским. В августе 1946 года епископ Сергий назначил иеромонаха Пимена сразу на несколько должностей: казначея Одесского Ильинского монастыря, благочинного монастырей епархии и настоятеля архиерейской крестовой церкви во имя святых Виктора и Виссариона. В Одессе находилась резиденция Патриарха Алексия I, отдыхавшего здесь летом, так что иеромонах Пимен оказался на глазах у Святейшего.
За неутомимые труды иеромонах Пимен в декабре 1947 г. был возведен в сан игумена с возложением креста с украшениями. Вскоре игумен Пимен был переведен в Ростовскую епархию, где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.

В конце 1949 г. был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Почти через полгода игумен Пимен был возведен в сан архимандрита, а с 1954 по 1957 гг. был наместником Троице-Сергиевой лавры. Так же, как и в Псково-Печерском монастыре, он провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве Лавры. При нем в трапезном храме были построены два новых придела во имя святителя Иоасафа Белгородского и преподобного Серафима Саровского.
4 ноября 1954 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, Священный Синод Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Алексия I принял решение назначить наместника Троице-Сергиевой лавры архимандрита Пимена епископом Балтским, викарием Одесской епархии. Правящим архиереем Одесской епархии в это время был митрополит Борис (Вик), управлявший одновременно и Ворошиловградской епархией.
17 ноября 1957 года в Успенском кафедральном соборе Одессы Патриарх Алексий возглавил хиротонию архимандрита Пимена во епископа Балтского. В слове, произнесенном при наречении, ставленник сказал: «Большим утешением для меня является то, что на высоту епископского служения я был призван из дорогой моему сердцу лавры преподобного аввы Сергия, с которой тесно связана вся моя жизнь. Приведенный своей родительницей в святую Лавру Сергиеву, когда мне исполнилось восемь лет, я впервые исповедовался и причащался Святых Тайн в Зосимо-Савватиевской церкви лавры, в пустыни Святого Духа Параклита состоялось мое пострижение в монашество, и там проходили первые шаги моего монашеского искуса, вся вменяющего во уметы, да Христа приобрящу (Флп. 3, 8). Здесь же я насыщался от сладостной трапезы бесед и наставлений, исполненных глубокой мудрости, огромного опыта и духовной настроенности, всегда любвеобильного и благостного приснопамятного наместника Лавры архимандрита Кронида, много добрых семян посеявшего в мою душу <…> Особенно дорого для меня и то, что мое избрание состоялось в день праздника Казанской иконы Божьей Матери, что является для меня свидетельством покрова «Заступницы Усердной» надо мною на трудном архипастырском пути».
Отрадным считал архимандрит Пимен и то, что его епископская хиротония будет совершена в величественном соборе, в котором находится Касперовская икона Божьей Матери. «Касперовская икона, — говорил архимандрит Пимен, — с давних лет любимый и чтимый мною образ, перед которым я с таким умилением и духовным наслаждением преклонял свои колени в дни пастырского служения в городе Одессе. И это тоже свидетельствует о том, что не отринет меня Cвоим заступлением Божия Матерь». «Светло верю я и в то, что великий авва Сергий, обещавший «посещати чад своих», не лишит меня своего предстательства и помощи в предуказанном мне служении».
Вручая архипастырский жезл епископу Пимену, Святейший Патриарх Алексий I говорил: «До сего времени ты нес различные послушания церковные, и последнее послушание твое в обители преподобного Сергия напитало тебя духом молитвы, навыком к иноческим подвигам, к истовому совершению службы Божией, к точному выполнению правил и уставов церковных. Мы верим, что и теперь, когда ты будешь вдали от святой обители, преподобный Сергий продолжит к тебе свое благоволение и благословит на новое служение. Сохраняй же в своем сердце все приобретенное тобою под кровом преподобного, не оставляй подвига, ибо только постоянное совершенствование может приблизить нас к Богу и делать нас достойными Его благодатных даров. Паси стадо твое с кротостью и любовью, дабы видели в тебе твои пасомые благодатные черты истинного пастыря, носящего образ кроткого и смиренного сердцем Пастыреначальника нашего, Господа Иисуса Христа».
Епископу Пимену почти не довелось нести церковное послушание в качестве викария Одесской епархии. Уже в декабре 1957 года епископ Пимен был назначен викарием Московской епархии с титулом «Дмитровский».
В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Пимен был назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским. В октябре 1963 г. он стал митрополитом Крутицким и Коломенским.
Митрополит Пимен был ближайшим помощником Святейшего Патриарха Алексия I. Всю свою жизнь он посвятил ревностному служению Церкви, и Церковь высоко оценила его выдающиеся заслуги. После блаженной кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен вступил, в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью», в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола.
3 июня 1971 г. в Богоявленском соборе состоялась интронизация избранного Поместным Собором Патриарха Московского и всея Руси Пимена. В своем Первосвятительском служении Святейший Патриарх Пимен явил себя достойным преемником и продолжателем церковного делания Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I.
Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о вверенной ему многочисленной православной пастве, о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире.
В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала время решительных исторических перемен. Русская Православная Церковь не могла оставаться в стороне от свершающихся судеб русского народа. В Предъюбилейном послании Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 1000-летию Крещения Руси говорится: «Каждый из нас, чад церковных, ныне призван своим гражданским и религиозным долгом ревностно участвовать в развитии и совершенствовании нашего общества. Нас воодушевляет процесс укрепления духовных и нравственных основ в личной, семейной и общественной жизни нашего народа, стремление нашей страны укрепить общечеловеческие нравственные нормы в международных отношениях».
В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. В своем заключительном слове на торжественном акте, посвященном юбилею, Святейший Патриарх Пимен отметил, что изменения, происходящие в нашей стране, оказали положительное влияние на жизнь Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и поэтому неслучайно, что в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом.
Патриарх Пимен участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святым: святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей.
3 мая 1990 г. на 80-м году жизни Святейший Патриарх Пимен, причастившись Святых Христовых Таин, мирно отошел ко Господу.
Патриарх Пимен похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры.

Сегодня совершается память Девяти мучеников Кизических — престольный праздник Введенского Кизического мужского монастыря города Казани.

Кизический монастырь был основан в XVII веке недалеко от Казани. В советское время он был почти полностью разрушен, а ныне восстанавливается. О жизни этой небольшой городской обители и о современном монашестве рассказывает нашим читателям настоятель монастыря игумен Пимен (Ивентьев).

— Отец Пимен, сейчас Кизический монастырь находится в черте города, он буквально окружён со всех сторон жилыми многоэтажными домами. Как это произошло?

— Это произошло в советское время после закрытия монастыря. Изначально монастырь находился за городом – он и задумывался как загородная резиденция для Казанских архиереев. Позднее здесь проживали многие викарии Чебоксарские. Это было уединённое место с прекрасным видом на Казань с противоположного берега реки Казанки. Но в 30-е годы этот район стал активно застраиваться — появились многоэтажки и прибавилось население. В 2002 году монастырь был открыт вновь, и приход сразу стал большим, потому что многие жители района стали нашими прихожанами. Нужно сказать, что сейчас есть насущная необходимость в строительстве на территории монастыря нового храма.

— Как отражается на монашеской жизни такое местоположение монастыря?

— Конечно, монастырь должен быть местом уединения, и нахождение в густонаселённом районе ставит его обитателей в сложные условия. Очень трудно не поддаваться духу времени и сосредотачиваться на внутреннем монашеском делании. Но в наше время почти все монастыри Русской Православной Церкви — это восстанавливающиеся монастыри. И поэтому братия, к сожалению, сосредоточена во многом не на молитвенном делании, а на исполнении строительных, хозяйственных и иных послушаний. Основной костяк нашей братии составляют священнослужители, главным послушанием которых является совершение богослужений и приходских треб, поскольку монастырь является крупным городским приходом. А что касается духовного состояния, то место это освящено молитвами тех, кто жил здесь до нас. Молитвами тех, кто тут погребён. На этом месте в течении трёхсот лет хоронили православных христиан — монахов, священников и просто верующих людей, но впоследствии огромный православный некрополь был уничтожен. С другой стороны, для монашеского делания всегда есть условия, потому что те условия, в которые поставил нас Господь, есть самые лучшие для каждого из нас в настоящий момент. Сам я не имел опыта монастырской жизни до назначения настоятелем, хотя и был иеромонахом. Я служил в приходском храме, расположенном в густонаселённом районе, и поэтому не представлял, как существуют монастыри в городах. Но мы знаем, что на Руси монастыри в подавляющем большинстве своём были городскими. И только в XIV веке началось массовое основание монастырей вне городов. Сначала в каком-нибудь отдалённом месте селился подвижник, а затем у него появлялись единомышленники, желающие разделить с ним тяготы монашеской жизни. Постепенно монастыри облагоустраивались, обрастали городами или посадами. Самый яркий пример — это обитель преподобного Сергия Радонежского, который, кстати, сосредотачивался не на хозяйственных и строительных нуждах, хотя и эти послушания в монастыре исполнялись, а именно на духовном делании. Преподобный Сергий — это пример для всех нас.

— А что, по-Вашему, монастырь даёт городу в духовном смысле? Чем отличается монастырь от приходского храма?

— Многие городские монастыри, особенно монастыри нашей столицы — Москвы, являются примером того, как нужно совершать богослужения. Примером того, как нужно исполнять церковные правила, потому что в монастырях больше строгости. Пока мы не можем сказать, что наш монастырь — образцовый. Наша обитель, как и многие приходские храмы, страдает от нехватки певчих и от нехватки материальных средств. Но во главу угла мы всегда ставим богослужение. Оно должно быть образцовым, оно должно совершаться чинно и торжественно. Не хочу принижать приходские храмы, но скажу, что богослужение в монастыре больше соответствует древним традициям. Конечно, нам ещё есть над чем работать в этом плане. До революции наш монастырь не был большим. Он находился в тихом месте — в сосновой роще. Тут же находилось православное кладбище. В монастыре ежедневно совершались богослужения, и горожане приходили сюда для уединённой молитвы. На Руси монастыри всегда были символом Града Небесного. Они были островками, где можно спокойно поразмышлять о духовной жизни. Я думаю, что если удастся воссоздать такую атмосферу, то это будет большим благом для города. Московским монастырям, например, удалось это сделать. Москва — большой город с бешеным ритмом жизни, но как только заходишь за ограду Донского или Сретенского монастыря, то сразу попадаешь в тихий уголок, атмосфера которого располагает к молитве и размышлениям. Будем надеяться, что Кизический монастырь и другие казанские обители станут для жителей правого берега Казанки такими же островками тишины, где можно уединённо помолиться.

— По сравнению с позапрошлым столетием количество насельников в монастырях значительно сократилось. Как Вы считаете, в чём причина?

— Я часто говорил об этом с нашими и афонскими монахами. Многие из них считают, что времена больших монастырей прошли. Что больше уже не будет большого количества желающих посвятить себя монашеской жизни и через это нести свет миру. Монашеские общины сейчас немногочисленны, и было бы идеально, чтобы во главе таких общин стояли духовно опытные монахи, но, к сожалению, большинство монастырей об это только мечтают. Обители потихоньку возрождаются, но надлежащего духовного руководства в них нет. Далеко не в каждом монастыре есть пожилые монахи, не говоря уже о духовно опытных. Главная проблема состоит в том, что монахам нужно решать много хозяйственных вопросов и при этом не забывать о главном — о «едином на потребу». Но коль скоро Господь благословил возрождение обителей, то будем надеяться на то, что Он укажет нам путь. Ведь благодать Божия восполняет то, что утрачивается по законам человеческого естества.

— Как Вы думаете, для чего миру нужны монастыри? И как монастырю жить в современном мире?

— Я думаю, что назначение монастырей — быть своего рода маяками в современной жизни. Многие сейчас говорят, что монахи должны идти в мир, но, по меткому выражению старца Паисия Святогорца, «никто же не осуждает маяки за то, что они не работают уличными фонарями». Нужно всё разумно сочетать: не стоит совсем затворяться от людей, но и не надо впадать в другую крайность. Тот же старец Паисий сказал: «Абсурд! Мы терпим полураздетых туристов на территории монастыря для того, чтобы на вырученные с них деньги одеть бедняков…». Пусть лучше монастырь будет менее обеспеченным. Ведь идея монашества в том и заключается, что нужно отказаться от земного для того, чтобы приобрести нечто высшее. Нам всем, начиная от настоятеля и заканчивая послушником, нужно помнить о том, что мы пришли в монастырь ради приобретения вечных благ, поэтому мы должны забыть о земных. Нас, современных монахов, должны вдохновлять примеры святых, многие из которых также были насельниками монастырей.

Теги: Кизический монастырь игумен Пимен (Ивентьев) монашество интервью

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

П.- герой одной сцены, пятой картины трагедии. Роль П. относительно невелика. Однако функция этого персонажа в развитии сюжета, в сцеплениях идей, образов — важна и значительна. Коллизия трагедии в сцене с П. получает существенные прояснения. Из рассказа Шуйского в первой картине известно о цареубийстве, совершенном в Угличе, назван его виновник — Борис Годунов. Но Шуйский — свидетель косвенный, заставший на месте событий «свежие следы». П.- единственный среди персонажей очевидец, видевший своими глазами зарезанного царевича, слышавший собственными ушами, как «под топором злодеи покаялись — и назвали Бориса». Для Шуйского гибель Димитрия тривиальна, как всякое политическое убийство, коим нет числа. В тех же понятиях мыслит и Воротынский, хотя его реакция более эмоциональна: «Ужасное злодейство!» Совсем другая (по тональности, по смыслу) оценка П.: «О страшное, невиданное горе!» Страшным и невиданным это горе является потому, что грех Бориса ложится на всех, к нему все оказываются причастными, ибо «владыкою себе цареубийцу мы нарекли». В словах П. не просто нравственная оценка, в которой нельзя отказать самому Годунову (муки совести терзают и его). П. судит бытийственно: преступление совершил один человек, а держать ответ надо всем. Предстоит невиданное горе, идущее на Русь, «настоящая беда государству московскому». («Комедия о настоящей беде государства московского…» — одно из черновых названий пушкинской трагедии.) П. еще не знает, как проявится это горе, но его предчувствие делает монаха милосердным. Поэтому он наказывает потомкам быть смиренными: пускай они, поминая своих царей, «за грехи, за темные деянья, Спасителя смиренно умоляют». Тут обнаруживается существенное отличие от «суда» Юродивого, отказавшего Борису в молитве. Симметрия этих образов, П. и Юродивого, давно замечена и исследована, в частности, В.М.Непомнящим. Однако близость персонажей не означает, что они одинаково выражают «глас народа», «глас божий». Реализм Пушкина в том и состоит, что каждый его герой имеет собственный «глас». Драматургия сцены в келье Чудова монастыря строится на контрасте спокойствия П. (постоянный эпитет: «минувшее спокойно и безмолвно», «его спокойный вид», «спокойно зрит на правых и виновных») и смятения Григория, чей «покой бесовское мечтанье тревожило». В продолжении всей сцены П. старается убедить Отрепьева в тщетности мирских утех и в блаженстве иноческого служения. Однако его воспоминания о весело проведенной молодости, о шумных пирах и боевых схватках только распаляют воображение Григория. Рассказ же о Димитрии, особенно неосторожное упоминание — «он был бы твой ровесник», — провоцируют «чудную мысль», которая определит дальнейший ход событий. П. как бы производит Григория в самозванцы, причем совершенно непреднамеренно. В теории драмы такое действие называется перипетией (согласно Аристотелю, «переменой делаемого в противоположность»). Вследствие перипетии завязка трагедии затягивается в драматургический узел.

Память 16 сентября (3 сентября по ст. ст.), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских.

В миру Белоликов Петр Захарович, родился 5 ноября 1879 года в селе Васильевском Череповецкого уезда Новгородской губернии шестым из семи сыновей в семье настоятеля Васильевской церкви, священника Захарии Белоликова, и его супруги Марии Ивановны — дочери священника Иоанна Орнатского. Известные санкт-петербургские священники Философ и Иоанн Орнатские приходились ему двоюродными братьями. Через отца Иоанна Пётр Белоликов находился в свойском родстве с великим кронштадтским пастырем — святым праведным Иоанном Кронштадтским.

В 1894 году окончил Кирилловское духовное училище, в 1900 году — Новгородскую духовную семинарию по I разряду.

В 1900 году поступил в Киевскую духовную академию, которую закончил в числе лучших. В его дипломном сочинении «Отношенье Вселенских Соборов к творениям Церковных Писателей» исследовался догматический вклад святоотеческой литературы в деятельности семи Вселенских Соборов.

6 августа 1903 года принял монашеский постриг с именем в честь Киево-Печерского преподобного Пимена Многоболезненного.

24 августа 1903 года рукоположен во иеродиакона митрополитом Киевским и Галицким Флавианом (Городецким).

3 июля 1904 года рукоположен во иеромонаха епископом Платоном, ректором Киевской духовной академии.

В 1904 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и назначен миссионером в Урмийскую миссию.

12 августа 1904 года получает приказ о своем назначении миссионером в Урмийскую миссию. Находясь в Персии, иеромонах Пимен вскоре овладел древнесирийским и новосирийским языками, местными тюркскими наречиями, что дало ему возможность проповедовать православным сирийцам на их родном языке. Он занимается переводами древнесирийских святоотеческих текстов, а также переводом на сирийский язык богослужебных чинопоследований. Преподавал, а затем ректорствовал в училище при миссии, защищал интересы православного населения перед персидскими властями. Годы его служения пришлись на персидские смуты (1906-1911 гг.). В этот период он издаёт небольшую книгу «Православная Урмия в годы персидских смут». Возведён в сан игумена.

С 1906 года помощник начальника той же миссии. Со временем горячее желание вернуться в Россию побудило его выехать из Миссии. В одном письме он писал: «Не только в Ардоне, но даже и в других худших местностях я найду всегда много хорошего, лишь бы не была у меня отнята способность и возможность славить Бога и молиться за себя и за людей…».

3 марта 1911 года был назначен ректором Александровской Ардонской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В новом качестве уделял много времени воспитанникам, преподавал курс Нового Завета, восстанавливал расстроенный бюджет семинарии. Занимался также проповеднической деятельностью во Владикавказе, печатался во «Владикавказских епархиальных ведомостях», был благочинным монастырей. Тем не менее, вскоре он начал сожалеть о совершенном шаге и в нём окрепло намерение вернуться в Урмийскую миссию, так-как в то время в Персии начались беспорядки и волнения. Несмотря на перспективу быстрого повышения по службе в Ардоне, обратился с прошением опять отправиться Урмию.

19 июля 1912 года был вновь назначен в Урмийскую миссию на прежнюю должность. Назначен ректором семилетнего училища при миссии и наблюдателем над сельскими церковными школами. Является редактором журнала «Православная Урмия». Помимо миссионерской работы, им окормлялись находившиеся в Персии казачьи войска. Вёл переписку с архиепископом Японским святителем Николаем (Касаткиным).

К концу 1913 года у Миссии чётко просматривались перспективы широкого присоединения к Православию всего сирийского народа. Был близок к подчинению России и переходу в Православие несторианский национальный центр патриарха Мар Шимуна XIX Беньямина в Кудчанисе. Присоединение должно было привести за собой сирийцев турецких областей Гявар, Джилу, Тияры, Баз, Тхума. Но начавшаяся летом 1914 года Первая мировая война, объявление 29 октября 1914 года войны России и Турции остановило дело широкого присоединения к Православию сирийцев.

Осенью 1914 года архимандрит Пимен назначен ректором Пермской духовной семинарии. Возглавляет в Перми епархиальное общество трезвости, совместно с епископом Пермским Андроником проводит чтения для народа при часовне Пермского Стефановского братства.

6 августа 1916 года хиротонисан во епископа Салмасского и назначен начальником Урмийской Миссии, куда прибыл 30 сентября 1916 года. Но сложность политической обстановки и многолетняя привязанность паствы к предшественнику епископа Пимена епископу Сергию (Лаврову) явились причиной того, что епископ Пимен стал ходатайствовать о своём переводе в Россию. «Лучше быть псаломщиком в России, чем епископом в Урмии», писал он в одной из телеграмм.

После многочисленных прошений, определением Святейшего Синода от 3 июля 1917 года было решено уволить его от должности начальника Урмийской миссии и назначить его на кафедру епископа Семиреченского и Верненского, викария Туркестанской епархии.

11 октября 1917 года он прибыл в Верный (ныне Алма-Ата), где был тепло встречен духовенством и горожанами. С первых дней владыка Пимен без устали трудится на вверенной ему ниве Христовой. «За каждой Литургией Владыка поучает паству, освящая на основании слова Божия современные события и по окончании Литургии совершает краткое молебное пение о прекращении брани. По воскресным дням в Крестовой церкви за вечерним богослужением читает акафисты и беседует с молящимися». Он возобновляет в Народном Доме воскресные дневные чтения для народа, на которых, рисуя картину бедствий России, он доказывает со всей очевидностью, что следование духу и слову Евангелия несовместимо с революционным началом.

3 декабря 1917 года в Архиерейских покоях открывается съезд градо-верненского духовенства. Он посвящается исключительному событию в жизни Русской Церкви — избранию патриарха. В числе его насущных вопросов стоит помощь голодающим детям.

Вскоре после октябрьского переворота в городе началась гражданская война. В этих условиях одним из главных направлений деятельности епископа стало миротворческое усилие, напоминание о братолюбии и доброделании Христа ради. Он организует церковное шествие с иконами и колокольным звоном и сам становится во главе его, направляясь с народом на поклон к казачеству, где служит молебен и призывает прекратить братоубийственную войну. В светлую седмицу 1918 года и на преполовение Пасхи он проводит два грандиозных крестных хода от Кафедрального собора к храмам казачьих станиц с целью установления сословного мира. При всех поворотах событий епископ Пимен намерен был оставаться со своей паствой. Среди крови и страданий он видел главную свою задачу — нести утешение народу в его несчастьях.

Семиреченский владыка не мог принять декретов, направленных на уничтожение в России христианского благочестия. Это была неизбежная контрреволюция. 9 июня 1918 года ревтрибуналом начато первое дело на епископа Пимена.

Позиция епископа Пимена была оправданным продолжением борьбы Поместного Собора с декретами советской власти, касающимися Церкви, развернувшейся летом 1918 года в Москве. Он рассылает по приходам Семиречья указания по Таинству брака, сообразные с решениями Собора. И снова последовали ответные действия властей — вторичное предписание ревтрибуналу начать следствие по предъявленным епископу Пимену обвинениям в противостоянии декретам Советской власти.

Несмотря на явно грозившую ему опасность, епископ Пимен продолжает делать то дело, к которому его обязывает его архипастырский долг. Вслед за Патриархом Тихоном и своим духовным наставником Пермским епископом Андроником, епископ Пимен разоблачает демагогию и казуистику большевистских воззваний, призывает к противостоянию безбожной власти. Впоследствии его проповеди были охарактеризованы как «контрреволюционные речи с амвона».

26 июня 1918 года он открывает очередной съезд Семиреченского духовенства, на котором в соответствии с постановлениями Поместного Собора архипастырь призвал народ к сплочению и единению на приходах, к радикальному обновлению приходской жизни.

Откровенная позиция преосвященного Пимена, народная любовь и доверие народа к архиерею вызвало у революционной власти решимость расправиться с ним.

16 сентября 1918 года епископ Пимен был арестован бойцами отряда Мамонтова, вызванного специально из района Сарканда, и в этот же день расстрелян в роще Баума в 8 верстах от Верного (Алма-Ата). Его тело было найдено в белом подряснике, закрытое листвою. Признаться, в этом новые власти побоялись. На следующий день в «Вестнике Семиреченского трудового народа» был напечатан приказ облисполкома с ложной информацией о высылке мятежного епископа и угрозой всем сочувствующим: «За контрреволюционные выступления против Советской власти и как враг трудового народа и крестьянской бедноты архиерей Пимен подлежит высылке из пределов Семиреченской области, что 16 сентября и исполнено. Все сторонники, защитники и приспешники высланного контрреволюционного архиерея Пимена объявляются контрреволюционерами и будут наказываться с применением мер военного времени».

Подробности зверского убийства были приведены писателем Д. Фурмановым в документальном романе «Мятеж». На месте, где после расстрела лежало тело владыки, в течении долгих лет был виден ровный прямоугольник — размером с человека — красного мха, какого нигде больше не было во всей старинной роще. Впоследствии на том месте был поставлен гранитный обелиск.

Канонизирован как местночтимый святой Алма-Атинской епархии Русской Православной Церкви 12 октября 1997 года в кафедральном соборе Алма-Аты. Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Тропарь, глас 1:

Пастырства тезоимените первопастырю Семиречья и первый Верненский священномучениче, святителю отче наш Пимене, Христу, доброму Пастырю, усердно молися: в вере, надежде, и любви утвердити паству твою.

Кондак, глас 3:

Пастыреначальнику Христу подражая, за врученное ти стадо душу свою положил еси Пимене, архипастырю и мучениче, молитвами твоими паству твою соблюди невредиму от всех навет вражиих.

Молитва

О, священная главо, пастырю добрый словеснаго стада своего, священномучениче Христов Пимене, теплый и неусыпный о нас заступниче в скорбех и бедах и во всяких нуждах! Услыши нас, грешных и недостойных, молящихся тебе, испроси нам веры православныя утверждение, надежды на всеблагое Божие промышление укрепление, любве к Богу и ближним нашим умножение, мудрости небесныя снискание, да пребудет щедрое благословение Царя Славы, Господа нашего Иисуса Христа, над страною нашею и престольным градом епархии твоея, да избавимся от землетрясения, огня, междоусобныя брани, глада и мора и иныя пагубы, но да будет в нас, ходатайством твоим, святе, мир, братолюбие друг к другу сердечное, благочестие и послушание, душевных и телесных сил крепость и здравие, радость и тишина духовная. Да тако в веце сем, скоропреходящем, поживше, с тобою, пастырю наш милостивый, на вечных пажитех Христовых со всеми святыми обрящемся, славя Бога нашего, во Святей Троице от небесных и земных воспеваема и поклоняема, во веки. Аминь.

Пимен, Патриарх Московский и всея Руси (Извеков Сергей Михайлович)

Дата рождения: 10 июля 1910 г.

Дата смерти: 3 мая 1990 г. Дата хиротонии: 17 ноября 1957 г. Дата пострига: 4 октября 1927 г. День ангела: 27 августа

Страна: Россия Биография:

Будущий Патриарх Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10 июля 1910 г. в городе Богородске Московской губернии (по другим данным, в селе Кобылино Бабичевской волости Малоярославецкого уезда Калужской губернии) в семье служащего.

В отроческие годы в праздничные и свободные от учебы дни любил бывать в храме, где часто читал и пел на клиросе, а также иподиаконствовал у епископов Богородских Никанора и Платона. В 1923 г. Сергея, обладавшего прекрасным голосом, пригласили в архиерейский хор собора.

В 1925 г. после окончания школы переехал в Москву и в конце того же года в Сретенском монастыре принял постриг в рясофор с именем Платон. В этот период жизни инок Платон управлял церковными хорами в московских храмах.

4 октября 1927 г. в пустыни Параклит (Святого Духа) близ Троице-Сергиевой лавры 17-летний инок Платон был пострижен в монашество с именем Пимен в честь преподобного Пимена Великого.

16 июля 1931 г. архиепископом Звенигородским Филиппом (Гумилевским) монах Пимен был рукоположен во иеродиакона, в январе 1932 г. — во иеромонаха. В течение нескольких лет проходил пастырское служение в Москве.

В 1932 г. был призван на два года для несения срочной службы в РККА в одной из частей в Белоруссии.

По некоторым сведениям, иеромонах Пимен не принял «Декларацию» митрополита Сергия (Страгородского) и до 1945 г. не состоял в общении со структурами в юрисдикции митрополита Сергия.

Точных сведений о жизни иеромонаха Пимена в 1932-45 гг. нет, существуют различные версии его биографии. Согласно одной из них, дезертировал, жил по подложным документам в Москве, был осужден по обвинению в дезертирстве и до осени 1941 г. отбывал наказание на строительстве канала Москва-Волга и в ссылке в Узбекской ССР. В 1944 г. был осужден на 10 лет, отбывал ссылку в Воркуте; в 1945 г. амнистирован в связи с победой над Германией. Согласно другой версии, в 1934 г. был арестован за нарушение закона об отделении Церкви от государства и осужден на три года лишения свободы; отбывал срок на строительстве канала Москва-Волга в городе Химки Московской области. После окончания срока в 1937 г. был выслан в город Андижан Узбекской ССР, где до начала Великой Отечественной войны заведовал домом санитарного просвещения. В июне 1941 г. был призван в действующую армию.

Окончание Великой Отечественной войны застало иеромонаха Пимена священником Благовещенского собора в Муроме. В соборе он служил до 1946 г. Затем продолжал свое служение в Одесской епархии в должности казначея Одесского Ильинского монастыря, помощника благочинного монастырей епархии, преподавал в Одесской духовной семинарии, исполнял другие послушания.

Вскоре переведен в Ростовскую епархию, где до 1949 г. занимал должность секретаря епископа, члена епархиального совета, ключаря кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы.

Указом Святейшего Патриарха Алексия I в 1949 г. назначен наместником Псково-Печерского монастыря; весной 1950 г. митрополитом Ленинградским Григорием возведен в сан архимандрита.

В 1954-1957 гг. — наместник Троице-Сергиевой лавры. Так же, как и в Печерском монастыре, провел здесь крупные реставрационные работы в соборах, заботился о благоустройстве лавры.

17 ноября 1957 г. в Успенском кафедральном соборе г. Одессы хиротонисан во епископа Балтского, викария Херсонской епархии. В конце того же года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии.

В июле 1960 г. епископ Пимен был назначен управляющим делами Московской Патриархии, в ноябре возведен в сан архиепископа и введен в состав Священного Синода.

16 марта 1961 г. назначен на Тульскую кафедру с оставлением за ним должности управляющего делами Московской Патриархии. 14 ноября того же года назначен митрополитом Ленинградским и Ладожским.

За период с 1959 по 1962 гг. владыке Пимену наряду с основными обязанностями поручалось временное управление Луганской, Смоленской, Костромской и Тамбовской епархиями. Архиепископ Пимен состоял председателем Хозяйственного управления Московского Патриархата, настоятелем московского Богоявленского кафедрального собора. В октябре 1963 г. стал митрополитом Крутицким и Коломенским.

После кончины Патриарха Алексия I в 1970 г. митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен в соответствии с «Положением об управлении Русской Православной Церковью» вступил в должность Патриаршего местоблюстителя.

30 мая 1971 г. открылся Поместный Собор. 2 июня, в заключительный день работы Собора, открытым голосованием митрополит Пимен был единогласно избран Патриархом Московским и всея Руси. Интронизация сосотоялась на следующий день, 3 июня, в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы.

Патриарх Пимен проявлял неустанную заботу о духовных школах, церковной издательской деятельности. Благоустраивались и открывались храмы и монастыри. Служение Первоиерарха было посвящено защите Церкви Христовой, древних традиций монашеской жизни, расширению влияния православной культуры в России и в мире. Одной из важнейших сторон деятельности Патриарха Пимена, начатой с первых же дней Патриаршества, было укрепление отношений между Православными Церквами разных стран. Многочисленные визиты Святейшего Патриарха Пимена и его братские встречи как за рубежом, так и на родине с Предстоятелями Православных и других христианских Церквей, а также с видными государственными и общественными деятелями различных стран послужили на благо Святого Православия.

В годы Первосвятительского служения Святейшего Патриарха Пимена Россия переживала серьезные исторические перемены. В июне 1988 г. Святейший Патриарх Пимен возглавил торжества, посвященные 1000-летию Крещения Руси, и Поместный Собор Русской Православной Церкви. Стало возможным более активное участие религиозных деятелей в жизни общества, и в 1989 г. Патриарх Пимен был избран народным депутатом.

Предстоятель участвовал в праздновании 400-летия установления Патриаршества на Руси, посетив осенью 1989 г. Успенский собор Московского Кремля и совершив панихиду у гробниц Российских Патриархов и молебен новопрославленным святителям Иову и Тихону. После длительного перерыва верующие могли открыто совершить молитву в главном соборе Русской Церкви и приложиться к мощам святителей.

Скончался 3 мая 1990 г. на 80-м году жизни, похоронен в крипте Успенского собора Троице-Сергиевой лавры возле могилы его предшественника, Патриарха Алексия I.

***

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен: к столетию со дня его рождения и двадцатилетию со дня блаженной кончины

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *