Кто такой подвижник

ПОДВИЗАТЬСЯ

Смотреть что такое «ПОДВИЗАТЬСЯ» в других словарях:

  • подвизаться — См … Словарь синонимов

  • Подвизаться — см. Борьба, бороться … Библейская энциклопедия Брокгауза

  • ПОДВИЗАТЬСЯ — ПОДВИЗАТЬСЯ, аюсь, аешься; несовер. (устар. и ирон.). Действовать, работать в той или иной области. П. в науке. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • подвизаться — подвиз’аться значит в некоторых случаях стараться (Лук.13:24 ), но чаще действовать, трудиться, сотрудничать (1Пар.11:10 ; Иоан.18:36 ; Фил.2:16 ) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

  • Подвизаться — несов. 1. Проявлять себя в той или иной области деятельности; действовать, работать. 2. устар. Устремляться, продвигаться куда либо. отт. перен. Собираться с силами, духом для совершения чего либо. 3. устар. Отличаться в ратном деле, храбро… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • подвизаться — подвизаться, подвизаюсь, подвизаемся, подвизаешься, подвизаетесь, подвизается, подвизаются, подвизаясь, подвизался, подвизалась, подвизалось, подвизались, подвизайся, подвизайтесь, подвизающийся, подвизающаяся, подвизающееся, подвизающиеся,… … Формы слов

  • подвизаться — подвиз аться, аюсь, ается … Русский орфографический словарь

  • подвизаться — (I), подвиза/юсь, за/ешься, за/ются … Орфографический словарь русского языка

  • подвизаться — Syn: см. поступать … Тезаурус русской деловой лексики

  • подвизаться — аюсь, аешься; нсв. Книжн. 1. Устар. Устремляться, продвигаться куда л. * Теперь мы разом, вместе, дружно Все подвизаемся вперёд (Венедиктов). 2. Собираться с силами, духом для совершения чего л. П. на добрый труд. 3. Проявлять себя в той или иной … Энциклопедический словарь

Значение слова подвизаться

авдотья авиз авизо авио авит авить аводь авост авось авто ади адипоз адитья адов азид азия азов азот азс аид аио аист аозт апи апис апо аподия апт асоп асот аспид асти ась ато атопия атп атс аят вад вади вадить вадья ваз вазо вазопись ваи ваия вапти вас ват ваять вдаться взад взади взо взять виа вид вида видать видаться виз виза вип вис вист витас витос вить виться витязь виять вод вода водить водиться водь воз воздаст воздать воздаться возить возиться воис вопить вопиять вос воспа вось вот воть впасть впаять вписать впить впиться всадить вспоить вспять вся вта вто вьяса вяз вязать вязь давить давиться давос дао дас даст датив дато дать даться два двипа двоить двоиться дзот диаз диас див дива диво диз дизо диоп диоптаз дис дист дитва дитя доваять довить довиться довязать доза дозаявить дозвать дозваться дои доить доиться допазить допасти допаять допивать допиваться дописать допить допиться доспать досязать дот доять дпа дпс дсо дсп дтп зав завис зависть завись завить завиться завия завод заводить заводиться заводь завопить зад задвоить задвоиться задь зао зап запись запить запиться запоить засиять засов зась зато заявить зва звать зваться зив зис зиять зов зода зоя зяпать зять иат ива иво ивс ида идо изваять извод изводь извядать издаст издат издать издаться изо изоть иов иод иот иота ипат ипс исад исо испод исто истод исть ито ить оаз оазис оас овад ови овидь овист овить овиться ода одва озадить озд озда озиять оита опа опад опасть опатия опаять опивать опиваться опиза описать опись опить опиться опс опт опясть опята опять оса осадить осапить осв осипать осиявать осиять оспа ост остия ость ось ося осязать отпад отс оть пав павия паводить паводь павозить падь паз пазить паис пас пасо пасти пасто пасть пат пати патио патия пато патья паязь паять пво пивать пиво пиза пио пиоз писать пист пита пито пить питься пиять повадить повадиться повидать повидаться повисать повить повиться повядать повязать повязь под подавить подавиться подаст подати подать податься подвизать подвисать подвить подвиться подвязать подвязь подзавить поди подия подстав подь поза позавить позади позадь позвать поздать пози поива поиз поис поить поиться пос посад посадить посиять пост постав пося пот пота поти поть поязать пояс поясать поять пса псати пси псить псовая псоит пти птоз птс пья пяда пядь пяст пясть пят пята пяти пятов пятс пять сад садить саз саид сао сап сапить сат сати сато сая свази сват сватья свая свида свизь свита свить свиязь свод сводить своз свозить свои своп своя связа связать связи связь свят свято сдавить сдать сдвоить сдоить сзади сиа сив сивая сида сидя сизо сизова сип сипать сипота сита сито сить сия сиять сов сова совать сови совята сод сода созвать создать созидать соп сопа сопать сот сотая соти соть соя спа спад спать спаять спи спивать спид спить спо спод споза спозадь споить спот ста став стадия стадо стаз стая стидь сто стод стоп стопа стоя таз таи таиз тая тви твид твои твоя тиас тив тиво тида тип

Подвижники христианства

В интервью, недавно данном украинским СМИ, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Есть нечто, что меня особенно волнует: это нравственное, духовное состояние духовенства. Священники — это люди, которые должны подавать пример; поэтому воспитание современного священника, создание условий для его постоянного духовного роста является важнейшей задачей епископата. Очень часто молодой человек приходит в семинарию с горящими глазами, с огромным энтузиазмом. Заканчивает семинарию — энтузиазм сохраняется, глаза уже не так блестят. Начинает служить на приходе — глаза уже не блестят и энтузиазма нет…

Как сделать так, чтобы энтузиазм у молодого человека, который решил посвятить себя Господу, который готов был идти на определенные лишения и ограничения, не угасал, а развивался с годами? Мы имеем примеры таких замечательных священников, подвижников. Я сейчас много езжу по приходам, по епархиям, встречаюсь с людьми, которые в тяжелейших климатических условиях, в тяжелых материальных условиях, с огромным воодушевлением осуществляют свое служение. Скажу для кого-то совсем неожиданную вещь: мы очень нуждаемся в подвижниках; и нужно делать все для того, чтобы таких подвижников становилось как можно больше. Они как локомотивчики — потянут за собой весь народ».

Что значит быть подвижником в наше время? Есть ли сегодня люди, которых можно назвать подвижниками?

Игумен Агафангел (Белых), Тикси, Якутия

Что можно сказать о подвижниках кроме того, что я сам от них бесконечно далек?

Подвижничество во все времена выражалось в следовании Христу вплоть до … чего — решает время. Когда-то – до смерти (привычные нам, известные высокие и совсем не трогающие слова, потому что мы — вот они, а та смерть — где она?); когда-то до противопоставления себя близким — ради большего (оставит человек отца и матерь, и брата, и проч.); когда-то – коллективу. С одним моим знакомым летчиком произошел такой случай: он верующий человек, и нарушать правила и рисковать жизнью пассажиров ради частной, сиюминутой выгоды отказался. Против него восстали все коллеги и сделали жизнь его нелёгкой.
Иногда подвижничество состоит в том, что человек поступает не ради себя, не из гордыни и тщеславия, а ради любви и правды Божией. И это будет, возможно, один, но главный поступок за всю его жизнь, и этот человек будет истинным подвижником, а, возможно, — вся жизнь его станет цепью таких трудных и вдохновенных поступков.

Кажется, это понятие можно произвести от слова «движение». Значит, подвижник – это тот, кто движется ко Христу. Неуклонно. Непременно. Радостно.

Игумен Петр (Мещеринов), настоятель подворья Данилова монастыря в дер. Долматово Московской области

Нужны ли нам подвижники? Конечно, нужны.

Но я бы сказал ещё, что помимо подвижников нам как воздух нужны, просто необходимы в Церкви добрые, честные и порядочные люди. Если то, что обычно понимается под «подвигом» – молитвенность, прилежание к церковным уставам, строгость к себе, самоотверженность и другие подобные качества – не будет сочетаться с умом, добротой, уважением к человеку, жалением, «щадением» ближних и дальних – грош цена такому подвигу. Фарисеи были подвижниками – и чем это кончилось? Так что пусть будет больше подвижников Христова человеколюбия.

Встречался ли я с таким подвижником? Да, для меня составляет большую радость дружба со священником, которого я могу назвать образцом пастырского подвижничества. Это протоиерей Георгий Митрофанов, профессор СПбДАиС. Будучи человеком строгой церковности и не жалея себя для обширной и многоплодной пастырской, педагогической и просветительской деятельности, он одновременно является примером подлинного христианского отношения к людям. А его внутренняя честность и смелость – вообще редкие качества для современного российского и церковного общества.

Иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря

Человеку обязательно нужен образ героя, идеал, к которому надо стремиться. Неслучайно так популярны супермены и герои культовых фильмов, неслучайно в советское время в особом ореоле преподносились молодогвардейцы или «пионеры-герои» — помните, Валя Котик, Марат Казей? Для христианского возрастания, да и просто для того, чтобы стать человеком, нужны такие идеалы, нужно их искать и, главное, что они есть.

Вот, святитель Николай Сербский – настоящая глыба православия, наш современник, необычайно одаренный, интеллектуал… Николай Васильевич Гоголь, который при всех странностях характера был аскетически настроенным человеком, в своем творчестве – служил Богу, всего себя отдавал людям. Или совсем недавний пример — убиенный отец Даниил Сысоев. Да, пусть он в чем-то ошибался, где-то перегибал палку, но это же настоящий герой, мученик за Христа, человек, которого можно поставить в пример. На меня самого огромное впечатление в свое время произвела личность отца Серафима (Роуза).

Подвижников много и среди самых обычных людей, нужно только уметь увидеть такого человека.

Протоиерей Олег Корытко, настоятель храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, Москва, руководитель референтуры Московской Патриархии

На мой взгляд Святейший Патриарх в интервью украинским телеканалам обратил внимание общества и церковного народа на очень важную вещь: у истоков всякого подлинно значимого дела, явления стоит дерзновение, духовный подвиг одного или нескольких человек. Многие местные церкви чтят своим основателем апостола Павла, начало бытия обители на Маковце, ныне известной как Троице-Сергиева Лавра — сердца Русского Православия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, крещение Руси совершилось благодаря благой воле святого равноапостольного князя Владимира. Эти примеры можно продолжать и далее, однако важно другое. Необходимо самим себе ответить на вопрос: «Что сейчас все мы, православные христиане можем сделать для того, чтобы появились эти «локомотивчики» духовной истории нашего народа?»

Убежден, что главной задачей каждого должно быть ежедневное, будничное, я бы даже сказал: рутинное, бытовое благочестие, устроение всей своей жизни на принципах верности Евангельским нормам. При достижении определенной «критической массы» людей, действующих на основе религиозной мотивации, это неминуемо приведет к тому, что появятся те самые подвижники, влекущие за собой весь остальной народ. Ведь и подвиг апостола языков был некоим продолжением многовековых духовных усилий богоизбранного народа, и преподобный Сергий родился в семье благочестивых христиан: преподобных Кирилла и Марии и появлению святого великого князя Владимира предшествовала деятельность святой равноапостольной княгини Ольги, его бабки.
Несомненно, если внутренне горение будет свойственно современным православным христианам, Господь не оставит народ Свой и дарует все потребное для христианской жизни и спасения, в том числе ниспошлет нам милость Свою через появление новых подвижников веры и благочестия.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, священнослужитель Нижегородской епархии, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

Кто такие подвижники? Невозможно четко и однозначно определить критерии подвига, но главное, я думаю, то, что подвижник — это человек, кто старается жить Христом, Его Словом, преодолевая свои недостатки и страсти, падая и вставая, идет путем покаяния и смирения. Настоящее подвижничество незаметно, неприметно, без рекламы и пиара, чаще всего в стороне от народного «обожания» (которое, как спрос, по-своему рождает «предложение» – появление ложных подвижников в угоду народному безумию).

Каким может быть подвижничество в современном мире? Любым. Я считаю, что это удел не только монашествующих, хотя именно они, прежде всего, призваны Богом к подвигу. Подвижником христианства может быть абсолютно любой человек, который слышит через Евангелие голос Бога и старается на любом месте, где поставил его Господь, жить и трудиться по совести, не предавая Христа.

Что касается меня, то самые дорогие моего сердцу святые подвижники – это свв. Павлин, Иоанн, Филарет Милостивые, старцы Парфений и Паисий Святогорцы, свт. Иоанн Шанхайский, преп. Серафим Саровский и прав. Иоанн Кронштадтский.

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря, руководитель портала «Православие и мир»

Подвижники, прежде всего, – это люди героические, хотя их героизм может быть очень негромким. Святейших Патриарх, конечно, говорил о людях верующих, о том, что Церкви нужны те, кто бескорыстно, не считаясь с каким-то личным интересом, служат общему делу – Богу, Церкви и людям.

Подвижничество подразумевает под собой не только героизм, не только мужество, но и творчество. Потому что от нас требуется искать, находить и решать задачи, которые ставит перед нами жизнь. Подвижничество значит также и послушание, потому что мы призваны делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

Очень важно, что Святейший Патриарх, первое лицо Русской Церкви, призвал нас к подвижничеству, указал нам путь, цель, к которой нужно стремиться. Ведь, когда рядом есть подвижники, даже человек не столь активный и деятельный способен вдохновиться их примером и тоже начать жить подвижнической жизнью. И Господь, видя такое терпеливое, самоотверженное служение общему благу, непременно дарует нам Свою всесильную помощь; и тогда мы сможем надеяться, что будут совершаться чудеса, способные изменить нашу жизнь, вывести страну из тупика, в котором она находится сейчас.

Где найти примеры подвижничества? Прежде всего – это монахи, среди них очень много настоящих подвижников. Более того. На Руси сельские труженики издавна назывались крестьянами. Слово «крестьянин» созвучно слову «христианин», и корень его – «крест». Русские люди всегда понимали, что жить на земле и растить хлеб – это крестный труд. Таких тихих подвижников – миллионы: в монастырях, на приходах, среди скромных тружеников. Просто подчас мы, воспитанные пропагандой и обществом потребления, замечаем только ярких, плакатных людей. Но чаще всего такие «звезды» – просто пустышки, работающие для своего обогащения и ничего из себя не представляющие. Как только они пропадают с экранов и страниц газет, мы тут же забываем их, потому что они не оставили доброго следа в наших душах.

Настоящие подвижники не стремятся быть на виду, не думают о своей особой роли и высоком предназначении. Они просто тихо, спокойно, твердо и смиренно несут свое послушание, не задаваясь мыслью, что совершают какой-то подвиг. Как вы считаете, почему величайшие подвижники Православия уходили в пустыни, в леса, прочь от людей? Чтобы не привлекать внимание, чтобы не становиться объектом поклонения, чтобы никто не мешал им трудиться, напряженно и плодотворно совершая свое подвижническое делание.

Протоиерей Игорь Фомин, клирик Казанского собора на Красной площади

Подвижник – это человек, который не удовлетворяется своими достижениями на духовной ниве, а всегда стремится к росту, к обретению верных основ в жизни. А такие основы бытия для христианина заложены в Евангелии. То есть получается, что подвижник – это тот, кто воплощает в жизнь слова Христа. В Новом Завете есть замечательная фраза о том, как достичь совершенства: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя» (Ин. 15.13) Это, на мой взгляд, это и есть один из самых важных моментов подвижничества. Преследование чужой выгоды и незамечание себя. Подвижник – это аскет, который свой аскетизм направляет на духовное делание.

Примеры такого героизма ради ближних можно найти и в сегодняшнем мире, и во всей многовековой истории Церкви. Можно открыть жития святых, а можно просто внимательно посмотреть вокруг – на людей, которые живут рядом с нами. Для меня один из ярчайших образцов современного подвижничества – протоиерей Аркадий Шатов (теперь архимандрит Пантелеимон). Есть подвижники на приходах, которые свое свободное время полагают на служение людям, есть волонтеры в детских домах и домах престарелых. Подвижник тот, кто доброделание соединяет с молитвой ко Господу, все дела его прославляют Господа. В каждом добром деле найдутся самоотверженные люди. Мы живем в эгоистичном мире, где, как правило, все силы человек направляет на удовлетворение потребностей своего эго. Поэтому тот, кто, забыв о себе, обращает взор на ближнего, уже этим являет собой пример подвижничества. Надо помнить и то, что подвижничество – это религиозный термин, и если мы беремся помогать кому-то, надо, прежде всего, думать о его духовной пользе, а уже потом о материальной.

Протоиерей Димитрий Карпенко, Белгородская епархия

Сложно назвать период, когда ситуация с подвижничеством оценивалась положительно, еще царь Давид сказал о том, что «оскуде преподобный» (Пс. 11:2). Если что-то и изменилось в этом отношении, то видимо только в худшую сторону. Но в любом случае мы должны понимать, что история Церкви — это история Ее святости, а это означает, что святые были, есть и будут в Церкви до скончания века.

Когда мы говорим подвижник, то под этим словом нужно понимать человека, который осуществляет некое движение. Двигаться можно по-разному, мы это знаем, так вот тех, кто двигается навстречу Богу, Церковь и называет подвижниками. В этом смысле каждый православный христианин призван к тому, чтобы всю свою жизнь выстраивать таким образом, чтобы она была нашим движением по направлению к Богу.

А каким будет внешнее обрамление этого движения — затвор, горы, пустыня, либо крупный мегаполис, зависит от того, где Бог поставил нас на служение. Наше спасение не зависит от среды обитания, и в самом лучшем монастыре можно растерять все дарованные Богом таланты, а в шумном городе их приумножить. Главное ясно видеть перед собой цель нашего земного странствования, четко осознавать, что наше движение может быть только по одному Пути, имя которому — Христос.

Иерей Глеб Грозовский, Санкт-Петербург

Иерей Глеб Грозовский

Подвижничество – от слова подвиг. Подвиг – это некое усилие над собой, благодаря которому распространяется благо. Но как звезда от звезды разнится в славе, так и подвиг от подвига отличается количеством и качеством облагодетельствованным.

И раньше, и сегодня, в наше время, встречались подвижники, имена которых известны или станут всем известны в свое время. Из них некоторые: родители, учители, священнослужители, врачи, пожарные, спасатели, милиционеры и многие другие.

Среди подвижников наших дней я бы назвал воинов Беслана, которые были готовы положить душу свою за други своя.
Помяни, Господи, погибших и помоги подвижникам Беслана.

Минас Монир, Египет

Конечно, я очень нуждаюсь в том, чтобы видеть таких подвижников. Конечно, у всех людей разные обстоятельства и этот вопрос во многом условен, но мы очень нуждаемся в человеке, который бы был образом настоящего христианина, поступающего по заповедям Христа, показывая, как нам быть в нашем современном мире, который так старается приуменьшить нашу веру в Господа. Еще я думаю, что такие люди не должны быть изолированы, закрыты в монастырях, они нужны нам в наших приходах, в нашей жизни, они должны говорить на нашем языке и жить в одних с нами социальных, экономических, культурных и религиозных условиях. понимая все стоящие перед нами трудности, и помогая нам нести Крест Христов. Не могу сказать, что я встречал таких подвижников, но импульс Божественной благодати может исходить и через тех, кого мы встречаем в храмах, и в наших братьях и сестрах по вере мы можем чувствовать присутствие Господа.

Протоиерей Александр Авдюгин: Подвижники – они рядышком…

Подготовили: Елизавета Киктенко, Мария Сеньчукова, Анна Данилова

подвизаться

Слово дня 12 мая 2008.

Русский

Морфологические и синтаксические свойства

наст. прош. повелит.
Я подвиза́юсь подвиза́лся
подвиза́лась
Ты подвиза́ешься подвиза́лся
подвиза́лась
подвиза́йся
Он
Она
Оно
подвиза́ется подвиза́лся
подвиза́лась
подвиза́лось
Мы подвиза́емся подвиза́лись
Вы подвиза́етесь подвиза́лись подвиза́йтесь
Они подвиза́ются подвиза́лись
Пр. действ. наст. подвиза́ющийся
Пр. действ. прош. подвиза́вшийся
Деепр. наст. подвиза́ясь
Деепр. прош. подвиза́вшись
Будущее буду/будешь… подвиза́ться

под-ви-за́ть-ся

Глагол, несовершенный вид, непереходный, возвратный, тип спряжения по классификации А. Зализняка — 1a. Соответствующий глагол совершенного вида — подвигнуться (знач. 2).

Корень: -подвиз-; суффикс: -а; глагольное окончание: -ть; постфикс: -ся .

Произношение

  • МФА:

Семантические свойства

Значение

  1. книжн., ирон. осуществлять деятельность, работать, действовать в какой-нибудь области ◆ Подвизается на своём поприще уже четверть столетия. А. П. Чехов ◆ — Партию нельзя рассматривать, как нечто оторванное от окружающих людей. Она живёт и подвизается внутри окружающей ее среды. Сталин ◆ Блажен… Чей ум во чтении довольно подвизался… А. Н. Нахимов, «Предисловие к российское грамматике («Блажен, кто в жизни сей с указкой меж перстов…»)», 1809–1810 г.
  2. религ. совершать подвиг в чём-либо, часто о ежедневном борении ◆ Но не только в ратном поле // Подвизался он с успехом… А. Н. Радищев, «Бова», 1798–1799? г. ◆ Вы ещё не до́ крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! «Послание к Евреям: синодальный перевод», 1816–1862 г. ◆ Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. «Евангелие от Луки: синодальный перевод», 1816–1862 г. ◆ Мир — арена, или место подвигов, на котором все подвизаются или стараются казаться подвизающимися, но не все получают награду, а только тот, кто одержит победу. Иоанн Кронштадтский, «Живое слово мудрости духовной», 1860–1880 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ Великую силу имеет тот, кто подвизается в течение всей жизни, и ежедневно, до последнего издыхания, находится в осторожности от искусителя, которым преследуется. Игнатий (Брянчанинов), «Отечник», 1863 г.

Синонимы

  1. действовать
  2. бороться

Антонимы

Гиперонимы

  1. работать
  2. действовать

Гипонимы

  1. молиться, работать

Родственные слова

Ближайшее родство

  • существительные: подвизанье, подвизатель, подвизалище; подвиг, подвижничество
  • прилагательные: подвизающийся, подвижнический
  • глаголы: подвизать

Этимология

Происходит от др.-русск. подвижатися «стремиться, стараться», далее из ст.-слав. подвизати сѧ «стремиться, стараться». Связ. с гл. двигать. Использованы данные Толкового словаря русского языка с включением сведений о происхождении слов (2007). См. Список литературы.

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

  • подвизаться на поприще
  • подвизаться на юридическом поприще
  • подвизаться на сцене

Перевод

58. О том, чтобы законно подвизаться

Священник Иоанн Павлов

Всякое дело, какое делает человек, должно делаться разумно, целенаправленно и осмысленно, а иначе не будет ему от трудов никакой пользы. Например, если земледелец будет делать свое дело безрассудно — посеет не те семена, или не в то время, или забудет полить, разрыхлить, удобрить, — то хотя бы он и много трудился, урожая не будет. Чтобы собрать урожай, нужно все сделать правильно, аккуратно и без ошибок.

Справедливо это и по отношению к духовной жизни, к делу нашего спасения: его тоже нужно делать разумно, точно и без ошибок. Иначе может получиться, что наши труды не принесут нам никакой пользы, а то и вовсе принесут вред. Подвизающийся в духовной жизни должен постоянно иметь перед собой цель своих трудов и все действия направлять к достижению этой цели. Цель христианской жизни, по словам преподобного Серафима, есть стяжание Благодати Святого Духа — к достижению этой великой цели и должны быть направлены все наши усилия. Преподобный Серафим говорит, что нам нужно обращать пристальное внимание на то, живет ли в нашей душе Благодать или нет. Нужно замечать, от чего, от каких дел она к нам приходит и от каких уходит. Как смысл торговли не в том только состоит, чтобы торговать, а в том, чтобы получать прибыль, так и смысл христианской жизни не в том только, чтобы соблюдать посты, бывать в храме на службах, вычитывать утренние и вечерние молитвы, но в том, чтобы достигать цели всех этих трудов, то есть приобретать Благодать. Труды же христианина хотя и хороши сами по себе, однако они — лишь средство, лишь инструмент, при помощи которого мы должны достигать цели — приближения к Богу и соединения с Ним через приятие Благодати.

И труды эти непременно должны быть осмысленными и целенаправленными. Смысл их заключается в следующем: каждый христианин есть художник, произведением которого является его собственная душа. Он должен украсить свою душу для Бога, как художник украшает и расписывает храм. Для этого ему даны инструменты — пост, молитва, бдение, храмовые службы, Исповедь, Причастие, дела милосердия и прочее. Когда он, пользуясь всем этим, украсит свою душу, тогда Сам Господь таинственно поселяется в его душе и обитает в ней, как в храме. Это и есть цель христианского подвижничества, о которой мы никогда не должны забывать.

Таким образом, нам нужно всегда смотреть в свою душу — приходит ли в нее и обитает ли в ней Господь, имеет ли она в себе «плод духовный»? Как это можно узнать? По словам апостола Павла, плод духовный есть любовь, радость, мир, долготерпение, милосердие, вера, кротость, воздержание. Ощущаем ли мы это в себе? Если не ощущаем или ощущаем мало и редко, то нужно серьезно озаботиться вопросом: почему Дух Святой не приходит в нашу душу? Что мешает Ему вселиться в нее? Что я делаю не так, какие ошибки, грехи и страсти удаляют меня от Бога? Эти вопросы нужно себе задать и обязательно найти на них ответы.

Бывает, например, что человек много молится, но роста в молитве почему-то нет. Времени и сил тратится много, но молитва холодная и не приносит плодов Духа. На это должна быть своя причина, которую нужно найти и устранить, а иначе ошибка не исправится. Если человек этим озаботится, то он найдет причину, почему так происходит, увидит, например, что хотя он и много молится, но без внимания и рассеянно, а потому молитва и не приносит духовного плода. Найдя эту причину, он приложит усилия, чтобы исправить свою ошибку, и тогда молитва его взойдет на более высокую ступень и начнет уже приносить некоторые духовные плоды. Если же он не обратит на это внимания и будет действовать как раньше, то молитва его так и останется бесплодной и недоразвитой.

Или бывает, что человек как будто бы и молится внимательно, и исповедуется, и причащается, и долгое время несет эти труды, а духовного роста все равно нет. Почему? Часто это бывает из-за скрытой гордости. Если Господь видит, что человек гордый, или же есть опасность, что он впадет в гордость, то Он не дает духовного роста и не исцеляет душу от страстей. И эту ошибку нужно найти и устранить, а иначе духовного роста как не было, так и не будет.

Или еще пример: человек много подвизается и просит Бога о прощении грехов. Но если при этом он сам от всего сердца не простил своих обидчиков, то и Господь не прощает ему грехов, а потому духовного роста в этом случае тоже не будет, хотя человек и много трудится, много подвизается. Почему так происходит? Потому что подвизается, по слову апостола Павла, незаконно и по этой причине не увенчивается. Подвизаться незаконно означает подвизаться не по правилам, не так, как угодно Богу. Подобное бывает и у людей: например, если какой-нибудь спортсмен выйдет на беговую дорожку самовольно, без разрешения судей, то хотя бы он и мировой рекорд установил, результат его не будет засчитан и медали ему никто не даст. Точно так же и прощения грехов не получит тот, кто сам не прощает. И в этом случае многие труды не помогут, ибо они не приемлются Богом и являются трудами бессмысленными. Нужно сначала исправить свою ошибку — простить обидчиков и таким образом сделать свой подвиг угодным Богу, в противном же случае наши труды так и останутся бесплодными.

Кстати, именно по этой причине и считали святые отцы самой нужной добродетелью духовное рассуждение, ибо только оно дает возможность подвизаться законно, а значит, и получать награду от Бога — Благодать и освящение. Совершаемые же без рассуждения даже и великие подвиги нам не только не помогут, но и принесут вред.

Все мы, православные христиане, несем труды ради Бога — ходим в храм, соблюдаем посты, исполняем молитвенное правило. И это мы хорошо делаем, что трудимся для Господа. Однако, чтобы труды наши принесли духовный плод, нужно совершать их, по слову апостола, с рассуждением, «не как неразумные, но как мудрые». Сердцем мы должны быть подобны детям, а умом — мужам совершенным, чтобы, подвизаясь законно и угодно Богу, мы взошли по духовной лестнице и достигли соединения со Святым и Животворящим Духом, Который один только дает душе совершенство, и спасение, и жизнь вечную. Аминь.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *