Кто такой симон

Симон Волхв

В Википедии есть статьи о других людях с именем Симон.

Симон Волхв

Пол

мужской

Занятие

священник, Маги

Медиафайлы на Викискладе

Аванцино Нуччи (англ.). «Апостол Петр и Симон Волхв». 1620 г.

Си́мон Во́лхв (греч. Σίμων ό μάγος) — из самарийского местечка Гиттон, современник апостолов, по преданию, основатель существовавшей до III века гностической секты симониан, или еленгиан (по имени его спутницы Елены). По мнению некоторых древних христианских писателей (Иустина, Иринея, Ипполита, Тертуллиана и пр.), Симон Волхв был родоначальником гностицизма и всех ересей в церкви. Библейский персонаж.

В Священном Писании

Первое свидетельство о нём находится в книге Деяний Апостолов (Деян. 8:9—24), где рассказывается, что диакон Филипп, успешно проповедуя Евангелие в Самарии, крестил там, между прочим, и одного волхва, Симона, считавшего себя «чем-то великим», творившего всякие чудеса и имевшего многих последователей, которые видели в нём явление «великой силы Божией». Из Иерусалима прибыли апостолы Пётр и Иоанн, чтобы посредством возложения рук низвести Духа Святого на крещёных. Симон Волхв, увидев, что апостолы имеют дар с помощью возложения рук подавать Святого Духа, решил приобрести власть, которую имеют апостолы. Для этого он предложил денег апостолам за сообщение ему их дара и был строго обличён и отвергнут апостолом Петром. Симон смиренно принял обличение и попросил апостолов помолиться за него (Деян. 8:24).

В дальнейшем покупка и продажа священства получит название симония — по имени Симона Волхва, который первым пытался купить благодатный дар священства у апостолов.

В других источниках

Симон Волхв является одной из центральных фигур апокрифических «Деяний Петра», хотя и не признанных каноническими, но оказавших влияние на христианскую традицию о страданиях и смерти Петра.

Дальнейшая судьба Симона известна из других источников (главным образом через Иринея и Ипполита, пользовавшихся не дошедшею до нас «Синтагмой» святого Иустина, земляка Симона). Из Самарии Симон прибыл в Тир, где на деньги, отвергнутые апостолами, выкупил из блудилища пребывавшую там 10 лет женщину Елену и объявил её творческой мыслью (греч. έπινοια) верховного Божества, родившего через неё архангелов и ангелов, сотворивших наш мир. Самого себя он выдавал за этого верховного Бога как являемого в прошедшем, настоящем и будущем (ό εστώς, στάς, στησόμενος).

Применяясь к христианским терминам, Симон Волхв объявил, что он есть «отец», «сын» и «дух святой» — три явления единого сверхнебесного (греч. ύπερουράνιος) Бога: как отец он явился в Самарии в собственном лице Симона; как сын — в Иудее, в лице Иисуса, которого оставил перед распятием; как дух святой он будет просвещать язычников во всей вселенной. О нераздельной с ним мысли Божией он рассказывал, что созданные ей космические духи, движимые властолюбием и неведением, не захотели признавать её верховенства и, заключив её в оковы чувственно-телесного бытия, заставили последовательно переходить из одного женского тела в другое.

Она явилась, как гомеровская Елена, виновницей Троянской войны, а через 1000 лет очутилась проституткой в Тире, где Симон Волхв, следивший за всеми её превращениями, подобрал её, как добрый пастырь потерянную овцу. Известие о путешествии Симона в Рим и его успехах там совершенно правдоподобно, но эти успехи, конечно, не доходили до публичных почестей со стороны императора и сената, как сообщают церковные писатели, введённые в заблуждение ошибочным чтением надписи на одной статуе, посвящённой латинизованому семитическому божеству Semo Sancus. Псевдоклементины содержат много подробных, но недостоверных сведений о Симоне: о его долгом противоборстве с апостолом Петром в Кесарии и в Риме, о его неудачной попытке вознестись на небо и ещё более неудачной — воскреснуть из гроба, куда по его требованию ученики положили его живым, а через три дня нашли мертвым.

Смерть Симона Волхва

Основная тенденция при вымышленном изображении Симона в Клементинах — отождествление его с апостолом Павлом как «врагом Моисеева закона и лукавым извратителем истинного христианства». У исторического Симона как родоначальника гностики и апостола Павла была лишь та общая черта, что оба они, хотя в различных направлениях, решительно вывели религиозную мысль христиан из пределов современного им ортодоксального иудейства. Хотя Симон, несомненно, был причастен эллинистическому образованию, но прямая принадлежность ему теософского сочинения «Великое изъяснение» (греч. μεγάλη απόφασις), откуда значительные отрывки приводятся у Ипполита, подвергается сомнению; во всяком случае достоверно, что это любопытное сочинение, при религиозно-мистическом содержании пропитанное философскими понятиями Гераклита, Эмпедокла, Аристотеля и стоиков, вышло из среды ближайших последователей Симона.

Абсолютное начало всего возможного и действительного автор «Великого изъяснения» обозначает как двойственный огонь — скрытый и явный (греч. πϋρ διπλουν — το μέν τι κρυπτόν, το δέ τι φανερον); первый скрывается во втором, второй возникает из первого. Помимо метафорического названия сверхнебесного огня (греч. το πύρ ύπερουράνιον), абсолютное начало Симона обозначается и философски посредством аристотелевых понятий δύναμις и ενέργεια (потенция и акт). Первый акт абсолютного начала есть всеобъемлющая мысль (греч. επινοια), мысленно рождая которую абсолютное определяется как ум и отец.

Первая чета (греч. συζυγία) — ум и мысль, обращаясь внутренне на себя, развиваются в две другие: звук и название, рассудок и вожделение. Скрывающееся в этих «шести корнях бытия» единое абсолютное первоначало само по себе есть невидимая сила, непостижимое молчание (греч. δύναμις σιγή αορατος, άκαταληπτος); в своей чистой потенциальности, как нераскрывшийся зачаток или точка бытия, оно есть по преимуществу малое (греч. το μικρόν); но, будучи таковым лишь для видимости, оно становится великим, определяясь в себе как ум и мысль и вечно выводя из себя все дальнейшие определения мира умопостигаемого — а эго мысленно великое становится беспредельным в явлениях реального мира, который развивается по той же схеме активно-пассивных, мужеско-женских сочетаний, как и мир умопостигаемый.

Первой сизигии (уму и мысли) соответствуют здесь небо и земля, второй (звуку и названию) — солнце и луна, третьей (рассудку и вожделению) — воздух и вода. Единый подлинный деятель и двигатель всего этого логического и физического процесса есть то же самое абсолютное начало в своей являемости, или «явный огонь», великая творческая сила, «изображающаяся» во всем видимом и невидимом — тот έστώς οτάς, στησόμενος, с которым отождествлял себя Симон. В «Великом изъяснении» этот актуальный сущий (греч. ών) бог представлен говорящим предвечной или предсуществующей (греч. προυπάρχουσα) силе божества (абсолютному первоначалу как таковому): «Я и ты — одно, прежде меня — ты, то, что за тобой, — я». Этот «второй бог» — или всецелая действительность абсолютного — называется также седьмой силой, как завершение всех дел, исходящих из семи корней бытия в горнем и дольнем мире. Между этим умозрением и мистическим романом ума и мысли — Симона и Елены — нельзя установить прямой связи, вероятно потому, что «Великое изъяснение» не дошло до нас в полном виде. Из последователей Симона и Елены церковные историки не называют крупных имен; непосредственно за Симоном выступает Менандр — близкий к нему, но самостоятельный гностик.

> См. также

  • Симония
  • Гностицизм

Литература

на русском языке

  • Ипполит и Ириней (последний есть в русский перев. свящ. Преображенского, М., изд. ред. «Православное обозрение»).
  • Симон Волхв // Йонас Г. Гностицизм (Гностическая религия) / Оформление обложка А. Олексенко, С. Шапиро. — СПб.: Издательство «Лань», 1998. — 384 с.
  • Соловьёв В. С. Симон волхв // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.

на других языках

Жизнь и смерть Симона Кананита

Сегодня в Абхазии праздничный выходной, разделивший рабочую неделю на две половинки по два трудовых дня, – День Святого Апостола Симона Кананита. Выходным в стране он стал более четырех лет назад, когда 30 апреля 2014-го абхазский парламент после доклада депутата Саида Харазия единодушно проголосовал за расширение перечня праздничных и памятных дат, в основном за счет православных праздников.

Впрочем, и до того, как 23 мая стало выходным, в этот день в постсоветское время из года в год в Новом Афоне проводились торжества при большом стечении народа, в частности, многочисленных паломников из России.

Из-за затянувшихся реставрационных работ храм Симона Кананита закрыт для посещения. Он построен на мощах Симона Кананита в IX веке, в период расцвета древней столицы Абхазии Анакопии. (Новый Афон). Ежегодно в этот день председатель Церковного совета Абхазской православной церкви иерей Виссарион Аплиаа проводит праздничное богослужение у стен храма. Нынче в нем приняли участие президент Абхазии Рауль Хаджимба, вице-президент Виталий Габния и премьер-министр Геннадий Гагулия. Не в первый раз приехал сюда в этот день и атаман Всевеликого войска Донского Николай Козицин.

Embed share Embed share The code has been copied to your clipboard. The URL has been copied to your clipboard

No media source currently available

0:00 0:04:36 0:00 Скачать В отдельном окне

Священная Митрополия Абхазии (СМА) проводит богослужение неподалеку, в верхнем соборном храме великомученика Пантелеймона Новоафонского монастыря. Наиболее посещаемым в этот день становится грот в ущелье реки Псырцха, где по преданию жил и молился апостол.

Симон Кананит стал, можно сказать, национальным абхазским святым и основателем одной из самых древних в мире христианских общин. В связи с сегодняшней датой во всех действующих православных приходах Абхазии прошли божественные литургии.

В православном мире Абхазия считается последним пристанищем апостола. Симон Кананит – один из двенадцати ближайших учеников Иисуса Христа – сын святого праведного Иосифа от первого брака и сводный (единокровный) брат самого Христа.

Статья «Симон Кананит – Апостол Кавказа» на российском интернет-ресурсе «Энциклопедия веры. Православие» начинается так: «В одном из потаенных уголков Абхазии, между двух горных туннелей, находится железнодорожная станция Псцырха, названная так по имени протекающей рядом реки. Прямо от нее, вверх по течению, отходит тенистое ущелье. Длина его не более километра… Главным историческим объектом, ради которого сюда стремятся туристы и паломники, является грот Святого апостола Симона Кананита. Тесная и глубокая ниша в скале стала отправной точкой, откуда учение Христа распространилось по всей Абхазии».

В Евангелиях, говорится в этой статье, его имя лишь упоминается в перечислении двенадцати учеников Христа, апостолов. Прозвище «Кананит» может означать, что он происходил из города Каны (Израиль, недалеко от г. Назарета), где Христос совершил два чуда – превращение воды в вино на свадьбе и исцеление сына царедворца. В Св. Писании упоминается и другое прозвище апостола – Зелот. Зелотами называли иудеев, посвятивших себя борьбе с римским владычеством. Эти люди дерзали публично выступать против властей, устраивали восстания и сбивали с городских зданий и стен храма римских «орлов». Желая направить рвение Симона на путь христианской проповеди, Христос призвал его в число ближайших учеников. Скудость евангельских сведений об апостолах дополняет церковное Предание – собрание древних устных и письменных источников, признанных Церковью истинными. Оно сообщает, что Кананит был одним из сыновей Иосифа, «названного» отца Иисуса Христа. Поначалу Симон противился сводному брату, огорчившись решением Иосифа поровну разделить между ними наследство. Прошло много лет, прежде чем в его настроениях произошла перемена.

Именно на свадьбе сводного брата в Кане Галилейской Христос, когда на ней закончилось вино, превратил в него воду, что окончательно утвердило будущего апостола в вере.

После смерти и Воскресения Христа его ученики собрались, чтобы бросить жребий, кому в какие края отправляться на проповедь. Симону и Андрею выпала земля Кавказа.

«Сначала, – говорится в названной статье, – они остановились в г. Севасте (Сухум), где их проповедь была принята с благодарностью, так как жители портового города находились под культурным влиянием греков и римлян. Андрей вскоре отправился далее на север, путешествуя с проповедью в скифских степях до Крыма, Симон же остался в уютной долине близ города Трахеи (Анакопия, нынешний Новый Афон), поселившись в уединенном гроте, чтобы иметь возможность молиться перед каждым путешествием. Проповедь Христа среди язычников в те времена была опасным предприятием, тем более что некоторые племена сохраняли обычаи человеческих жертвоприношений, были крайне воинственны и отказывались слушать другие учения. Предполагается, что одно из «людоедских» племен обитало в окрестностях нынешнего Нового Афона. Согласно местному преданию, апостол Симон Кананит был убит по настоянию языческих вождей там, где и жил, – на берегу Псцырхи. И сегодня местные жители указывают на камни с красными пятнами в русле реки. Это запечатлелась кровь Святого, напоминая о жестоких временах безверия».

Прочитав такое, я был шокирован. Вообще-то в середине первого века нашей эры в крепости города Себастополис (на месте древнегреческой Диоскуриады) стоял римский гарнизон, а тогдашние римские власти жестоко преследовали первых христиан. В документальном фильме Сергея Язвинского «История христианства в Абхазии», который обсуждался в марте 2016 года в центре им. Юрия Воронова в Сухуме (я рассказывал тогда об этом на «Эхе Кавказа»), излагается совсем другая версия убийства апостола. А именно: проповедуя в Себастополисе, Симон Кананит вызвал негодование начальника римского гарнизона и укрылся от преследований римлян в пещерном гроте в Анакопии, начал крестить там абасгов – предков современных абхазов – и принял затем мученическую смерть от римских легионеров… Такая версия со стороны абхазских историков, собравшихся на просмотр фильма, возражений не вызвала… Ну, а главное, конечно, – информация о «людоедском племени», обитавшем в окрестностях нынешнего Нового Афона две тысячи лет назад. Откуда она взялась в головах у безымянных авторов статьи?

Хотя версия, что апостола предали смерти жившие в окрестностях грота язычники-абасги, всегда была достаточно распространена. При этом во времена воинствующего атеизма в СССР данное деяние, надо полагать, трактовалось как нечто прогрессивное, чуть ли не как борьба с «опиумом для народа». И неудивительно, что известный советский писатель Георгий Гулиа в начале 60-х в новелле «Смерть святого Симона Кананита» изображал апостола довольно насмешливо (абазгские старейшины уличили его, в частности, в незнании даже имен древнегреческих философов) и принявшим смерть «на берегу веселой горной речки» от абазгов.

За истекшие после этого полвека отношение к религии вообще и к Симону Кананиту в частности на постсоветском пространстве кардинально изменилось. Поэтому подобная трактовка обстоятельств смерти апостола крайне непопулярна в Абхазии,

После моей публикации позапрошлого года на «Эхе Кавказа» «Так кто же убил Симона Кананита?», где излагалась версия Язвинского, вспоминалась новелла Г. Гулиа и т.д., одни знакомый, что называется, «прикопался»: «А ты сам как думаешь: кто убил?». Меня сперва такая постановка вопроса насмешила: «Перечитай мою публикацию. Там же сказано, что это уже невозможно установить, как и виновников многих других убийств прошлых веков. Что я могу «думать»? Я не знаю!»). Но потом, по размышлении, понял, что этот собеседник, как и многие другие люди, явно путал понятия «как думаешь?» и «как бы тебе хотелось, чтоб было?». И это совсем не удивительно, ибо сплошь и рядом мы видим вокруг себя, как люди, не имея в распоряжении никаких доказательств, начинают тем не менее с пеной у рта излагать ту версию, которая им просто наиболее выгодна.

В данном случае мне, конечно, не хотелось бы, чтоб убийцами Симона были абазги. Но это нежелание основано не на каких-то религиозных чувствах, а просто на том, что убийство в мирное время, не на поле брани и не в целях самозащиты, а тем более лишь за то, человек излагает отличные от твоих взгляды, это всегда отвратительно.

Из статьи «Симон Кананит – Апостол Кавказа» я узнал следующее. «Желая приобщиться к славе святого Симона Кананита, Западная Церковь излагает другие версии жизни и подвигов апостола. Существует предание, что Св. Апостол Симон проповедовал в Бретани. Англоязычная Википедия упоминает древний город Гластонбери как место его подвигов и современный Линкольншир как место казни через распятие, осуществленной местными язычниками. Несмотря на сомнительное происхождение этой легенды, в Англии почитают апостола, одна из англиканских церквей Лондона посвящена его имени. Областью проповеди Симона Кананита Википедия Германии называет Эдессу и Вавилон (Ирак). В последнем он был казнен вместе с апостолом Иудой Фаддеем. На католических иконах святой изображается с пилой, изображающей орудие его казни. Это обстоятельство породило традицию на Западе почитать Симона как покровителя пильщиков. Русская православная церковь придерживается мнения, что мощи апостола покоятся под спудом храма в Абхазии и никогда не были обретены».

В последние десятилетия в мире появилось много художественных фильмов, снятых по библейским мотивам. В этой связи пришло в голову: насколько динамичной, похожей чуть ли не на боевик была бы лента про единокровного брата Христа – Симона Кананита. Но, с другой стороны, учитывая, сколько различных версий существует о его жизни и смерти, можно не сомневаться, что любой вариант вызвал бы возражения. Не говоря уже у том, что с точки зрения атеистов часть вина на его свадьбу просто кто-то подвез с опозданием.

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия

ГЛАВА 38. Иисус в доме Симона-прокаженного

В следующие дни, в среду или четверг, но вероятнее, что в среду, Иисус был приглашен Симоном-прокаженным отобедать с ним в его доме, в Вифании. По закону Моисея, строго воспрещались всякие сношения с прокаженными до их выздоровления, поэтому следует признать, что пригласивший Иисуса Симон в то время не страдал уже проказой. Почему же Евангелисты Матфей и Марк называют его прокаженным? Разве прежняя болезнь могла усвоить ему навсегда такое прозвище? Едва ли. Не будет ли правильнее предположить, что он исцелен был Иисусом от проказы так недавно, что не только близкие, но и сам он не отвык называть себя прокаженным? Некоторые толкователи полагают, что этот Симон и тот Симон-фарисей, о котором повествует Евангелист Лука (Лк. 7, 36) — одно и то же лицо. Но ведь Симон-фарисей враждебно относился к Иисусу, не оказал Ему даже самой обычной вежливости, не велел омыть Ему ноги и не приветствовал Его лобзанием, да и жил-то в Галилее, тогда как Симон-прокаженный был расположен к Иисусу, и жил в Иудее, в Вифании; следовательно, это не одно и то же лицо.

Помазание головы Иисуса миром

Во время обеда, когда все возлежали вокруг стола, вошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного цельного нардового мира. Кто была эта женщина, Евангелисты не говорят. Три женщины в разное время помазали Иисуса миром: первая — в доме Симона-фарисея, предание называет ее Марией Магдалиной, вторая — Мария, сестра Лазаря, и третья — в доме Симона-прокаженного. Иоанн Златоуст, Августин и другие полагают, что одна и та же женщина помазала Иисуса два раза, в доме Симона-фарисея и в доме Симона-прокаженного. Надо полагать, что предположение это основательно, и что женщина, явившаяся теперь в дом Симона-прокаженного, была действительно Мария Магдалина, так как Евангелисты Матфей и Марк не называют ее по имени, и не называют ее, вероятно, по той же причине, по какой и Евангелист Лука не назвал по имени явившуюся в дом Симона-фарисея грешницу.

Ропот присутствовавших при этом

Женщина эта, став сзади Иисуса, наскоро отбила тонкое горлышко алавастрового сосуда и вылила драгоценное миро на Его голову. Благоухание разнеслось по всей комнате, и некоторые из присутствующих (Мк. 14, 4), по сказанию же Евангелиста Матфея (Мф. 26, 8) — ученики Иисуса — стали шепотом переговариваться между собой: «К чему такая безрассудная трата? Какое значение она может иметь для Иисуса, чуждого всякой роскоши, живущего в бедности, не имеющего даже постоянного жилища? Ведь это драгоценное миро можно было бы продать более, чем за триста динариев! Не лучше ли было бы деньги эти раздать нищим?»

Речь Иисуса по этому поводу

«Оставьте ее, — сказал им Иисус, — зачем смущаете ее такими разговорами? Зачем стараетесь внушить ей, что она поступила дурно? Она доброе дело сделала для Меня (Мк. 14, о). Вы заботитесь о нищих; это похвально; но нищих вы всегда будете иметь перед глазами, и можете благотворить им во всякое время, когда захотите; Меня же недолго будете видеть. И эта женщина, как бы прощаясь со Мной, сделала все, что могла (Мк. 14, 8): она помазала тело Мое к предстоящему погребению Моему. И это доброе дело ее будет известно в целом мире: везде, где будет проповедано обо Мне, будет сказано о ней».

Да, имя Марии Магдалины известно всему миру; везде, где читают Евангелие (а читают его на 409 языках), говорят и о ней, и приводят ее жизнь как пример, до какого совершенства, до какой святости может дойти грешник, искренне покаявшийся и порешивший: больше не грешить!

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Толкования Священного Писания

Ст. 6-13 Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного, приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову. Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим. Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня: ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете; возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала

Еще в то время, когда Господь наш Иисус Христос проповедовал в Галилее, вскоре после воскрешения сына Наинской вдовы, в доме некоего Симона фарисея произошло трогательное событие, о котором благовествует только святой евангелист Лука (Лк. 7:36–50). Когда Господь возлежал за трапезой, одна женщина, всем известная в городе грешница, «принесла алавастровый сосуд с миром и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром» 1). Видя это, фарисей, пригласивший Господа, подумал: «если бы Он был пророк, то знал бы, кто и какая женщина прикасается к Нему, ибо она грешница» (Лк. 7:39). Не скрылся этот помысл фарисея от Всеведущего… Обратясь к Нему, Господь сказал: «Симон! Я имею нечто сказать тебе. Он отвечал: скажи, Учитель. Иисус сказал: у одного заимодавца было два должника: один должен был пятьсот динариев, а другой пятьдесят, но как они не имели чем заплатить, он простил обоим. Скажи же, который из них более возлюбит его? Симон отвечал: думаю, тот, которому более простил. Господь сказал ему: правильно ты рассудил. И, обратившись к женщине, сказал Симону: видишь ли ты эту женщину? Я пришел в дом твой, и ты воды Мне на ноги не дал; а она слезами облила Мне ноги и волосами головы своей отерла; ты целования Мне не дал, а она, с тех пор как Я пришел, не перестает целовать у Меня ноги; ты головы Мне маслом не помазал, а она миром помазала Мне ноги. А потому сказываю тебе: прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит. И возлежавшие с Ним начали говорить про себя: кто это, что и грехи прощает? Он же сказал женщине: вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк. 7:40–50).

«О блаженных рук, – воспевает Святая Церковь, – о власов и устен целомудренныя блудницы! имиже возлия, Спасе, миро на нозе Твои, отирающи я и часто облобызающи… Грешная тече к миру купити многоценное миро, и миропродателю вопияше: даждь ми миро, да помажу и аз Очистившаго вся моя грехи», как помазала Его Мария, брата которой Он воскресил. «Приступлыни жена к ногама Твоими, Спасе, возливаше миро, благоухания исполняющи и мира исполняема дел очищения… Благоухания таинственнаго исполнена, перваго избавися зловония, Спасе, многих грехов: миро бо источаеши жизни»… Рассуждая о том, что побудило жену помазать Господа миром, святитель Златоуст говорит: «Евангелист не просто упомянул о проказе Симона, но с тем, чтобы показать причину, почему жена с дерзновением приступила к Иисусу. Поскольку проказа казалась ей нечистой и гнусной, а между тем она видела, что Иисус исцелил человека и очистил проказу, – иначе не восхотел бы остаться у прокаженного, – и возлежал у него, то она возымела надежду, что Иисус легко очистит и ее нечистоту». То же говорит и блаженный Феофилакт: «Видя сего прокаженного очищенным, и означенная жена возымела веру, что и она получит отпущение грехов и очистится от своей душевной проказы. По вере она идет, покупает миро и с дерзновением возливает на главу Господа, воздавая этим честь важнейшей части тела. Так и ты, когда одержим бываешь душевной проказой, превозносясь фарисейски и удаляясь через то от Бога, прими в дом свой Иисуса и помажь Его миром добродетелей. Ведь и ты можешь изготовить своего рода миро очистившему тебя от проказы Иисусу и возлить на главу Его. И ты приноси Божеству Христову благовоние мира, составленного из добродетелей. И чти Господа, исповедуя Его не только Человеком, но и Богом; ибо через это ты также помазуешь главу Его благовонным миром, т.е. православно богословствуешь». «Чудной женой» называет святитель Иоанн Златоуст Марию, сестру Лазаря, но и ее, бывшую блудницу, признает достойной удивления. «Все прочие жены, – говорит он, – приходили за получением здравия телесного, а она пришла для того, чтобы воздать честь Иисусу и получить исцеление душевное. Она не имела никакого повреждения в теле, и потому всякий особенно должен ей удивляться. Приходит она к Иисусу не как к простому человеку, иначе не отерла бы своими волосами ног Его, но как к такому Лицу, Которое выше человека. Поэтому и принесла к ногам Христовым главу свою, часть тела, которая драгоценнее всего тела и всех членов». Этот поступок ее происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца.

«Видя мысли жены, Господь попускает ей приблизиться, и так как благоговение ее было велико и усердие неизреченно, то Он, по величайшему снисхождению Своему, позволил ей излить миро на главу Свою. Если Он не отрекся соделаться Человеком, носим был во чреве, питался молоком, то чему удивляться, если и этого не отвергает? Как Отец Его принимал курение и дым, так и Он принял блудницу, приемля ее расположение. Елеем Иаков помазал столп в жертву Богу, елей приносим был в жертвах; елеем помазуемы были священники». Господь ничего не сказал жене; но самое молчание Его уже показывало, что чистое усердие жены Им принято, а большей награды и не нужно было для сердца признательного. Все радовались, но эта общая радость вдруг возмущена была неудовольствием: Увидев это, ученики Его вознегодовали… Можно предположить, что и на этот раз, как четыре дня тому назад, в доме Лазаря, когда Мария помазала Господа, это неудовольствие на поступок жены первым высказал Иуда Искариотский, который не утерпел, чтобы не поделиться своими мыслями с теми из учеников, которые сидели ближе к нему; а те стали открыто высказывать свои мысли и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену, больше чем за триста динариев 2), и дать нищим. «Откуда родилась в учениках такая мысль? – вопрошает святитель Златоуст. – Как могли они согласиться с мнением сребролюбивого Иуды? Они слышали, как Учитель говорил: «милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13), и порицал Иудеев за то, что они оставляли важнейшее – суд, милость и веру, и из всего этого выводили заключение и рассуждали друг с другом: если Он не принимает всесожжении и древнего Богослужения, то тем более не примет помазание миром. Так думали ученики. Не зная мыслей жены, они неуместно укоряли ее и в самом обвинении указали на ее щедрость, упомянув, сколько истратила она на миро». Но рассуждая так, нарушая долг уважения к доброму поступку жены, а еще более – к своему Учителю, они говорили не от злого умысла, не от худого сердца, а от простоты, от привычки высказывать свободно пред Учителем все мысли, от похвальной, но теперь безвременной заботы о нищих, а более всего, конечно, от увлечения примером Иуды, который по наглости своего характера легко мог увлекать других своим дерзким суждением.

Ученики были уверены, что рассуждают в духе своего Учителя. Совсем другие мысли и чувства, как сказано ранее, таились в сердце Искариота. «Корыстолюбие было неизлечимым недугом души Иудиной и владело теперь всеми его мыслями и желаниями» (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Теперь представим себе, что должна была чувствовать жена, помазавшая Господа, при таком взгляде учеников на дело ее искреннего усердия и безпредельной любви к Нему. «Если жена кровоточивая, – говорит святитель Златоуст, – нечистота которой была от природы, со страхом и трепелом приступила; то тем больший страх и стыд надлежало иметь этой жене по причине нечистоты ее совести», которая впоследствии была очищена благодатью Христовой. Но вот – она у ног Спасителя, к Нему обращает она слезный взор свой, у Его человеколюбия ищет для себя защиты против строгости Божественного правосудия, и если не устами, то сердцем взывает к Нему: «ароматы богатею, добродетельми же нищетствую, яже имам Тебе приношу: даждь Сам, яже имаши… Миро у мене тленное, миро у Тебе жизни, миро бо Тебе имя излиянное на недостойныя, но ослаби ми и остави… Разреши долг, якоже и аз власы, возлюби любящую, праведно ненавидимую, и близ мытарей Тебе проповем, Благодетелю Человеколюбче!» (из службы Великой Среды). Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? Оставьте ее, она доброе дело сделала для Меня; она оказала Мне услугу. Ибо нищих всегда имеете с собою и всегда можете делать им добро: это похвально, но всему свое время: а Меня не всегда имеете. Я скоро разлучусь с вами видимым образом, хотя невидимо всегда пребуду с вами; поэтому такую честь, какую оказала Мне жена, нельзя уже будет воздавать тогда. Вы не знаете того, что эта женщина поступила так по особенному внушению Божию, прообразуя Мое погребение: возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению. «Потому никто да не порицает ее. Я не только не хочу осуждать ее, как бы за худой поступок, или укорять, как бы за неправое дело; но даже не попущу остаться в неизвестности случившемуся, и произведу то, что весь мир узнает о поступке, сделанном в доме и втайне. Ибо этот поступок происходил от благоговейной мысли, теплой веры и сокрушенного сердца» (свт. Иоанн Златоуст). Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

«Вот, – говорит святитель Златоуст, – исполнилось то, что Христос предсказал, и куда ни пойдешь во вселенной, везде увидишь, что возвещают о жене той, хотя она не знаменита, не имела многих свидетелей, была не на сцене, а в доме, и притом в доме некоего прокаженного, в присутствии одних только учеников Господних. Кто же возвестил и проповедал? Сила Того, Кто предсказал это. Умолчано о подвигах безчисленных царей и полководцев, памятники которых доселе еще сохраняются; неизвестны ни по слуху, ни по имени те, которые построили города, соорудили стены, одержали победы, покорили народы, поставили статуи, издали законы; но то, что жена блудница, излила елей в доме некоего прокаженного, в присутствии двенадцати мужей, все воспевают во вселенной. Прошло столько времени, а память об этом происшествии не истребилась; и Персы, и Индийцы, и Скифы, и Фракияне, и Сарматы, и поколения Мавров, и жители Британских островов – повествуют о том, что сделала жена блудница в Иудее тайно, в доме». Особенно должны были поразить сердца апостолов слова Господа о близкой Его смерти. Они только что слышали от Него, что не позднее, как «через два дня» Он будет предан на распятие; сейчас они слышат, что жена излиянием мира приготовила уже Его к погребению. Неужели в самом деле Он так скоро должен умереть?.. Болью должна была отозваться и в сердце доброй жены мысль о том, что она оказала Господу почесть погребальную, когда Он сказал: «она приготовила Меня к погребению». «Чтобы не показалось, – говорит святитель Златоуст, – что Он приводит в смущение жену, упомянув о таком предмете, т.е. о гробе и смерти, смотри, как опять укрепляет ее, говоря: «в целом мире сказано будет… что она сделала». Это послужило ученикам увещеванием, а для жены – утешением и похвалой. Все, как сказал Он, прославят ее впоследствии, а теперь она предвозвестила страдания, принеся необходимое для погребения. Для чего Христос обещает жене не духовное что-нибудь, а всегдашнюю о ней память? Для того, чтобы этим вселить в нее надежду на получение духовных благ. Если она сделала доброе дело, то, очевидно, и получит достойную награду». Объясняя слова Господа: «что смущаете женщину?» святитель Златоуст говорит: «Если и ты увидишь, что кто-нибудь сделал и приносит священные сосуды, или заботится о другом каком-либо украшении церковном, например, об украшении стен и пола, то не позволяй продавать или истреблять то, что сделано, чтобы не ослабить его усердия». В том же духе Христовом рассуждает и блаженный Феофилакт: «Когда кто приносит дар Богу, не отклоняй его и не подавляй его усердия, не отсылай его раздать это нищим, но предоставь ему совершить приношение.

Если когда-нибудь кто-либо потребует у тебя совета: нищим ли нужно отдать что-либо или принести Богу, – в таком случае посоветуй ему лучше отдать нищим. Но когда он уже принес, то напрасно будешь отсылать его: надобно и то творить, и этого не оставлять. Притом же честь, воздаваемую непосредственно Богу, должно предпочитать всем вообще добродетелям, а следовательно и самой милостыне. И если Христос, ради человеколюбия, относит дела милости к Себе, то не подумай, что Бога должно оставлять и заботиться лишь о милостыне. Этого нельзя допустить. Иное дело служить Христу, и иное – миловать нищих, хотя Христос, по человеколюбию Своему, и относит к Себе Самому то, что делают для бедных, добро ли это, или зло». Заключим наше размышление о вифанийской вечере Христовой молитвенными словами святителя Златоуста: «И якоже не неудостоил еси внити, и свечеряти со грешники в дому Симона прокаженнаго, тако изволи внити и в дом смиренныя моея души, прокаженныя и грешныя. И якоже не отринул еси подобную мне блудницу и грешную… прикоснувшуюся Тебе, сице умилосердися и о мне грешней, приходящем и прикасающемтися. И якоже не возгнушался еси скверных ея уст и нечистых, целующих Тя: ниже моих возгнушайся сквернших оныя уст и нечистших, ниже мерзких моих и нечистых устен, и сквернаго и нечистейшаго моего языка»… (Исследование ко Святому Причащению): «Паче блудницы, Блаже, беззаконновах, слез тучи никакоже Тебе принесох; но молчанием моляся припадаю Ти, облобызая пречистеи Твои нозе, яко да оставление ми, яко Владыка, подаси долгов, зовущу Ти, Спасе, очисти мя грешнаго!»… (Кондак Великой Среды).

Троицкие листки. №801-1050.

Глиструп, Могенс

Могенс Глиструп

дат. Mogens Glistrup

Дата рождения

28 мая 1926

Место рождения

Рённе

Дата смерти

1 июля 2008 (82 года)

Место смерти

Копенгаген

Гражданство

Дания

Род деятельности

юрист, налоговый адвокат, политик, основатель Партии прогресса, депутат фолькетинга

Образование

  • Копенгагенский университет

Партия

Партия прогресса

Основные идеи

либертарианство

Отец

Ларс Глиструп

Мать

Эстер Глиструп

Супруга

Лене Глиструп (Свендсен)

Дети

Ева, Анне-Мари, Эльзе, Йёрген

Могенс Глиструп (дат. Mogens Glistrup; 28 мая 1926, Рённе — 1 июля 2008, Копенгаген) — датский юрист и политик, специалист по налоговому праву, основатель либертарианской Партии прогресса. Возглавлял антиналоговое и антибюрократическое популистское движение. Автор различных схем ухода от налогов. Дважды осуждён за неуплату налогов и расистские высказывания. Был известен эпатажным политическим стилем.

Богатый адвокат

Родился в семье преподавателя физики и химии. Окончил юридический факультет Копенгагенского университета. На экзамене по государственному праву добился одного из лучших результатов в истории датского образования. Часто совершал велосипедные поездки по стране, регулярно бывал за границей.

Работал адвокатом по финансовому праву. В 1952—1955 Могенс Глиструп был адвокатом Верховного суда. С 1956 по 1963 преподавал налоговое право в Копенгагенском университете.

В 1950 Могенс Глиструп женился на Лене Свендсен, дочери владельца крупнейшей в Дании юридической фирмы. Стал деловым партнёром тестя и совладельцем фирмы. После кончины тестя унаследовал фирму в качестве единственного владельца. Специализировался на налоговом праве, вырабатывал легальные схемы ухода от обложения. Сотрудничал в качестве юрисконсульта с магнатом-туроператором Симоном Списом, «датским королём путешествий». Обладал большим финансовым состоянием.

Антиналоговый политик

Общенациональную известность Могенс Глиструп приобрёл 30 января 1971. Выступая по телевидению, он резко критиковал налоговую политику социал-либерального правительства. Налогоплательщиков, старающихся уйти от обложения, Глиструп сравнил с бойцами Сопротивления. Он показал свои налоговые документы, ставка в которых ставка подоходного налога значилась 0 % — при том, что годовой доход преуспевающего адвоката достигал тогда 800 тысяч крон. Этим Глиструп демонстрировал возможность противостоять «налоговому грабежу».

Выступление Глиструпа сделало его крупным политиком. Государственно-политическая элита отнеслась к нему с крайней враждебностью. Премьер-министр Дании социал-демократ Анкер Йёргенсен заявил, что Глиструпа следует предать суду. Несколько правых партий предложили ему сотрудничество. Консервативная народная партия внесла Глиструпа в свой предвыборный список. Однако Глиструп предпочёл самостоятельную политику.

22 августа 1972 в ресторане Grøften (копенгагенский Парк Тиволи) Могенс Глиструп основал Партию прогресса — популистское антиэтатистское движение. Основными установками партии являлись отмена подоходного налога, радикальное сокращение госсектора, госаппарата и государственного вмешательства в экономику, максимальное упрощение законодательства. Такая «анархо-либертарианская» программа в сочетании с эпатажным популистским стилем обеспечила партии Глиструпа крупный электоральный успех. Результаты парламентских выборов 1973 Партия прогресса получила 485 тысяч голосов — почти 16 % — и сформировала в фолькетинге фракцию из 28 депутатов. Это было вторым результатом после социал-демократов.

Депутатом фолькетинга стал и сам Могенс Глиструп. С тех пор он шесть раз избирался в датский парламент. Глиструп оставался депутатом до ареста в 1983 году и впоследствии ещё возвращался в фолькетинг.

Результат 1973 года был наибольшим электоральным успехом Партии прогресса. Массовая поддержка была очевидна. Партия сохраняла фракцию в фолькетинге до 2001. Но при этом партия не отстроила чёткой оргструктуры. Партию прогресса фактически представляла только парламентская фракция, не имевшая организационных связей с массовой базой. Могенс Глиструп выступал в качестве реального лидера, но формально не занимал председательского поста.

Критик системы

Позиции Глиструпа и его партии, яростная антиналоговая направленность, привели к политической изоляции. Датские социал-демократы, либералы и консерваторы единым фронтом выступали против «анархиста-популиста», «главаря преступной группировки», дестабилизировавшего политическую систему.

Основатель партии — М. Глиструп является эксцентричным миллионером, который, как и большинство богатых людей (впрочем, как и бедных), всегда стремился уменьшить свои налоговые отчисления. Однако в рамках доминировавшего в Дании в 1970-х годах (и доминирующего поныне) политического дискурса это стремление не принято афишировать. На заявления о ненужности уплаты налогов в доминирующем политическом дискурсе наложено табу.

В силу этого парламентская деятельность Глиструпа была в основном деструктивной. Он изобретал всевозможные способы досадить парламентскому большинству. Глиструп вносил на заседаниях сотни поправок к различным законам с единственной целью — заставить потерять время на обсуждение и голосование. Особенно жёсткой критике подвергал Глиструп налоговое министерство Дании, созданное в 1975. В то же время Партия прогресса и лично Могенс Глиструп пользовались среди избирателей значительной популярностью. Антиналоговая и — шире — антибюрократическая риторика находила отклик в массах.

История Глиструпа — это история борьбы датского истеблишмента с критиком системы, который поднял бунт против растущей бюрократии, налогового пресса, «джунглей закона», оскорбляющих гражданина. Вместо того, чтобы принять его вызов и попытаться решить проблемы, политики стали его преследовать, превращать в карикатуру на самого себя. Проблемы государства всеобщего благосостояния, на которые он указывал — те же, с чем приходится бороться сегодня.

Упоминания в СССР

Деятельность Глиструпа была замечена в СССР и подвергалась резкой критике. Глиструп характеризовался советской пропагандой как «крайний реакционер», Партия прогресса как «крайне правая» и «самая реакционная в Дании».

В Советском Союзе Глиструпом буквально пугали детей. Школьный учебник государства и права рассказывал, как «реакционный депутат миллионер Глиструп» сотню раз заставлял других депутатов вставать и садиться (такова была процедура голосования в фолькетинге), отвергая свои надуманные поправки. Просто так, из вредности. Чтоб жизнь на деньги налогоплательщиков мёдом не казалась.

При этом интересно, что, хотя Глиструп был антикоммунистом и придерживался антисоветских позиций, эти мотивы не были для него ведущими. Партия прогресса даже высказывалась за выход Дании из НАТО (как и из ООН). Известно эпатажное предложение Глиструпа поставить в Командовании обороны Дании (аналог генштаба) автоответчик с записью «Мы сдаёмся» на русском языке — дабы избежать кровопролития, сэкономить силы и средства, поскольку в случае войны Дания в любом случае не защищена.

Национализм, исламофобия и партийные конфликты

В 1983 году Могенс Глиструп был арестован и предстал перед судом по обвинению в неуплате налогов. Он был признан виновным и приговорён к тюремному заключению. Находился в тюрьме с августа 1983 по март 1985. В период заключения Глиструпа руководство Партией прогресса перешло к его заместителю Пиа Кьерсгор.

В позиции Глиструпа произошёл заметный сдвиг — вместо анархо-либертарных и антибюрократических установок на первый план стали выдвигаться националистические, антииммигрантские и антимусульманские лозунги. Он требовал запретить въезд в Данию из стран Азии и Африки. Он резко критиковал либерализацию закона об иностранцах. Особенно критично высказывался Глиструп об иммиграции мусульман, в отношении которых позволял пренебрежительные характеристики и призывал не допускать их в Данию. Именно в этот период Партия прогресса — в лице лидера и его сторонников — стала приобретать некоторые ультраправые черты. Это привело к расколу в партийном руководстве и ослабило позиции Глиструпа.

На выборах 1987 Могенс Глиструп вновь был избран в фолькетинг от Партии прогресса. Однако в 1990 руководство во главе с Кьерсгор вывело Глиструпа из партийной парламентской фракции. Конфликт завершился тактической победой Глиструпа — в 1995 Пиа Кьерсгор и её сторонники покинули Партию прогресса и учредили Датскую народную партию. Однако Партия прогресса уже не смогла восстановить позиций 1970-х и даже 1980-х годов. На выборах 2001 партия впервые не получила представительства в фолькетинге — зато Датская народная партия собрала 12 % голосов.

В 2003 Глиструп был привлечён в суду и подвергнут 20-дневному аресту за исламофобские высказывания. На следующий год у него возник конфликт с партией, который удалось урегулировать в 2005. Взаимные претензии (в том числе финансовые) были сняты, Могенс Глиструп получил статус почётного члена Партии прогресса.

Скончался Могенс Глиструп в возрасте 82 лет.

Семья и личность

В браке с Лене Глиструп (Свендсен) Могенс Глиструп имел сына Йёргена и дочерей Еву, Анне-Мари, Эльзе.

Могенс Глиструп был человеком раскованным, в общении прямолинейным, но при необходимости способным проявлять дипломатичность. При этом в нём не замечалось «буржуазной основательности». Взрывная эмоциональность — например, быстрый переход от дружеской шутки к устрашающему упрямству и давлению — являлась как сильной, так и слабой стороной характера. Есть предположение, что резкая смена акцентов — «с налоговых проблем на мусульманские» — подорвавшая политические позиции Глиструпа, определялась именно этой его чертой.

Могенс Глиструп отличался уникальной работоспособностью, доходившей до трудоголизма. В детстве и юности увлекался футболом, но в зрелости был равнодушен к здоровому образу жизни — много курил, употреблял много булок с марципанами.

Память и значение

Личность Могенса Глиструпа вызывает в Дании большой интерес. Его идеи встречают поддержку, политическая практика — широкое одобрение, как освободительная борьба. Глиструпа причисляют к «самым выдающимся людям в истории Дании».

Наши политические расхождения известны, но Дании есть за что благодарить Могенса Глиструпа. Он был выдающимся новатором. Он сумел заранее увидеть проблемы современности и начать необходимое обсуждение. К сожалению, его спорный стиль часто омрачал содержание. Но потомки будут помнить Могенса Глиструпа.
Пиа Кьерсгор

Двухтомную биографию Глиструпа написала дочь Анне-Мари.

В 2013 году режиссёр Кристоффер Боэ снял фильм-драму Spies & Glistrup. Роль Могенса Глиструпа исполнил Николас Бро. Однако эта картина вызвала резкую критику сына и дочерей Могенса Глиструпа. Йёрген Глиструп посчитал фильм фактологически недостоверным и ориентированным на дешёвую сенсационность.

Под влиянием Могенса Глиструпа и Партии прогресса создал Партию Сконе шведский политик Карл Херслоу.

Примечания

  1. Mogens Glistrup. Dansk politiker, jurist og partistifter
  2. 1 2 3 4 Mogens Glistrup — en biografi
  3. 1 2 3 4 5 6 Mogens Glistrup død
  4. 1 2 Da finansministre kollapsede på stribe, og et sjældent Skatteministerium blev skabt
  5. Anarkisten — en biografi om Mogens Glistrup (недоступная ссылка)
  6. 1 2 Популизм и политическое участие: уличные беспорядки в страх Балтийского региона в 2007-09
  7. 1 2 Glistrups datter mestrer kunsten at kede sine læsere
  8. 1 2 Датчане проголосовали за социалистов из-за маньяка-соседа
  9. Fremskridtspartiet
  10. Разоруженной Европе придется защищаться в одиночку
  11. Terri E. Givens. Voting Radical Right in Western Europe / Cambridge University Press; Reprint edition, 2012.
  12. Glistrup i fængsel igen
  13. 1 2 3 Glistrup om Glistrup
  14. MOGENS GLISTRUP — PROVOKATØRENOGSYSTEMKRITIKEREN (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2018. Архивировано 26 февраля 2018 года.
  15. Pia K.: Danmark har meget at takke Glistrup for
  16. Anne-Marie Glistrup. Mogens Glistrup — Fra Bornholm til Folketinget — en biografi — 1926—1973 / People´s Press, København, 2013.
  17. Anne-Marie Glistrup. Mogens Glistrup — Provokatøren og systemkritikeren — en biografi — 1973-2008 / People´s Press, København, 2014.
  18. Spies & Glistrup (недоступная ссылка). Дата обращения 25 февраля 2018. Архивировано 26 февраля 2018 года.
  19. «Det er ikke min far»
  20. RIGHT-WING IN EUROPE EXTREMISM. COUNTRY ANALYSES SWEDEN

Датчанин Кристофер Боэ — режиссер-интеллектуал, который деконструировал в дебютном фильме жанр мелодрамы и получил за «Реконструкцию» (2003) «Золотую камеру» Каннского фестиваля,— в новом фильме заходит на территорию своего соотечественника Ларса фон Триера. Его новый фильм — черная комедия, ретробайопик, осмысленное высказывание о государстве как репрессивной машине, подавляющей свободу личности. Симон Спис (Пилу Асбек) — эксцентричный миллионер, своего рода датский Говард Хьюз, владелец туристической компании, организующей для бледнолицых датчан дешевые туры на Майорку. В начале 60-х гениальный адвокат Монс Глиструп (Николас Бро) подсказывает ему, как объединить два бизнеса, прибрав к рукам чартерную авиакомпанию. После этого Спис (реальное историческое лицо) организует первый в мире лоукостер, становится сказочно богат, и тут его настигает психоделический дух эпохи. В 1968-м он знакомится с композитором Юрием Москвитиным — датским Тимоти Лири,— под его влиянием экспериментирует с мескалином и окончательно уходит в отрыв, не забывая, впрочем, ради рекламы созывать журналистов на свои богемные оргии. Но штука в том, что при всех своих закидонах похожий на чокнутого хиппи Спис — и вполовину не такой безумец, как его друг юрист Глиструп, одутловатый примерный семьянин в пиджаке с портфелем. Глиструп изобретает для Списа абсолютно легальный механизм ухода от налогов, потому что считает, что государство не имеет права их собирать. Глиструп вообще на голубом глазу собирается упразднить государство в пользу своей любимой утопии: счастье — это не секс, наркотики и деньги, при наличии которых продолжает страдать Спис, по сути жалкий конформист. Счастье — ни разу в жизни не соприкасаться с органами власти. Вместо министерства обороны Глиструп хочет завести автоответчик, который будет по-русски отвечать: «Мы сдаемся!» и занять должность министра ликвидации бюджетной сферы. А государство хочет, в свою очередь, уничтожить Глиструпа с помощью его лучшего друга Списа.

В прокате с 1 мая

Татьяна Алешичева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *