Культура отношений

Культура играет неотъемлемую роль в жизни каждого человека. Она обеспечивает полноценную жизнедеятельность людей и развитие общества в целом. И каждый человек соприкасается таким явлением, как культура, так как с самого рождения мы находимся в определенной сфере культуры: духовной и материальной.

Понятие культуры

Культурой называется развитие и организации человеческой жизнедеятельности, которые представлен в ее духовных и материальных продуктах. Все материальные и духовные достижения в совокупности представляют определенную культуру. К ней относят все объекты, созданные людьми и все приобретенные духовные ценности, в которые входят жизненный опыт поколений, знания науки технологических процессов и наработанные нормы поведения. Деятельность человека и его развитие тоже относится к культуре.

Какой бывает культура

Культура является многообразным понятием, в которое входит много видов культур. Это научная, экономическая, политическая, нравственная, эстетическая, экологическая виды культур. Каждая из них отображает определенный вид деятельности человека. Также культура делится на духовную и материальную. Духовная — это результат духовного производства, а материальная — результат материального производства.

Различают также культуру мнимую и подлинную. Такое распределение возникает, когда пытаются дать точно определение слову «культура» и обозначить это явление, как в повседневной жизни, так и в научном понимании. Культура потребления и культура творчества.

Помимо того, что культура является художественным явлением, в широком понимании она олицетворяет собой и процесс потребления. О культуре потребления говорят, как о частичном программировании людей и направлений их деятельности. Это обусловлено основной функцией культуры потребления, которая является массовой и доступной всем.

Приобщение человека к культуре

Человек не может существовать вне культуры и не может развиваться без ее влияния. В данном случае, человек является творцом культуры, но и он сам же от нее зависит и попадает под ее влияние. От уровня приобщения человека к национальной или мировой культуры зависит его духовное и личностное развитие, мера его развития, как субъекта социума. Когда человек приобщается к мировым ценностях культуры, его кругозор значительно расширяется и становится более многообразным.

Таким образом, личность может получать новые знания и опыт, развивать свои способности и таланты, создавать новые предметы и общаться с другими людьми. Но так как культура считается динамическим процессом, то приобщение к традициям, обычаям и нормам поведения происходит на протяжении всей жизни человека. Это — непрерывный процесс, когда позволяет каждому индивиду расти духовно и плодотворно развиваться.

Этот процесс необходим и для постоянного повышения культурного уровня социальных масс и динамичного развития мира. И приобщение каждого человека к процессу культуры играет в данном случае важную роль, так как тогда возможно обеспечивать развитие культуры при помощи единства новаций и традиций.

Нужна помощь в учебе?


Предыдущая тема: Мораль и гуманизм: нормы морали и «золотое правило нравственности»
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspЧеловек и личность: понятие индивидуальности, понимание себя

Урок по основам православной культуры в 4 классе Тема: «Что говорит о человеке православная культура» Тема: «Что говорит о человеке православная культура?» Цель урока:  познакомить учащихся с представлением о человеке и его предназначении в православной культуре;  расширить кругозор учащихся;  помочь детям раскрыть свои способности;  показать на доступных примерах, как раскрываются таланты человека в служении его другим людям. 1. Организационный момент. 2. Вступительное слово учителя: Ребята, мы с вами обсуждали способности, иначе говоря, таланты, которыми обладает Ход урока: человек. Давайте вспомним эти способности: ум (разум) свободная воля бессмертная душа дар Слова и – шире – дар творчества Таким образом, мы пришли к выводу, что человек (такой, каким его представляет православная культура) есть образ Божий. «Сотворим человека по образу Своему и по подобию Своему» (Библия, книга Бытие). 3. Работа с текстом: И сегодня я предлагаю вам размышления на эту тему великого русского писателя и педагога К.Д.Ушинского: «Размышления маленького христианина о человеке» (Текст «Размышлений» перед ребятами на столах). «Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Потом стану стареть. Когда­то мне придётся умереть. Но душа моя не умрёт никогда, потому что Бог дал мне бессмертную душу. Тело растёт, чувствует и движется, потому что оно одарено жизнью. Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения. Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств. Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть. Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля. Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога. Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее. Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными. В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело было бы мёртво: не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше. Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной». (К.Д.Ушинский.) Прочитайте, подумайте, сравните эти размышления с тем, что вы сами думаете о себе, и расскажите о ваших впечатлениях. ­ Какая главная мысль этих размышлений? ­ Главное, что в человеке (у человека) есть душа. И душа эта обладает разными способностями. Назовите их. Давайте выпишем их на доске (и в тетрадь):  Дар слова  Память  Воображение  Вера в Бога  Желание и возможность сделаться лучше Согласны ли вы с К.Д.Ушинским? Может быть, вы и от себя что­то добавите? Человек Животные 4. Работа с таблицей. Имеет или нет? Речь Совесть Свободную волю Религию, веру в Бога Стыд Смех, чувство юмора Сравните способности человека и животного, (которого вы считаете самым умным). Есть ли у человека/животного способности, названные в таблице? (Ребята предлагают в качестве примера собаку, лошадь, дельфина, кошку, слона. Приходим к выводу, что, в основном, таких качеств (способностей) у животных нет. Это именно те качества, которые отличают человека от животного). 5. Давайте сравним наши выводы с мнением К.Д.Ушинского. Найдите в тексте слова, в которых говорится, чем человек отличается от животного: «У животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше». 6. Вопросы к классу: ­ Кто же, как считают христиане, дал человеку эти способности: дар слова, совесть, свободную волю; понятие о Боге, желание и возможность становиться лучше? (Бог­Творец). ­ Можно ли предположить, что эти свойства человек разумный получил в наследство от животных, которые их не имеют? 7. Игра: подумай и выбери те дела, в которых ты сможешь раскрыть свои таланты. На доске предложены ситуации:  Я могу вымыть пол. – Я не уборщица.  Я здороваюсь со всеми людьми в нашей гимназии. – Я их не знаю.  Я не показываю людям своё плохое настроение. – Все должны терпеть моё плохое настроение.  Старому, больному человеку я приду на помощь (схожу в аптеку за лекарством, почитаю). – Помогу, если меня попросят (заплатят за это). (Ребята очень живо, заинтересованно обсуждают ситуации). 8. Рассказ­загадка: Послушайте, пожалуйста, рассказ­загадку и попробуйте понять, о чём здесь идёт речь. «Чудный домик» (того же самого автора – К.Д.Ушинского) Чудный я знаю домик и с полным хозяйством. Есть в этом доме неугомонный эконом. Ни днём, ни ночью он не засыпает: всё тук да тук – и гонит проворных слуг во все уголки дома, где спрашивается пища, питьё или тепло. Есть в этом доме обширная зала, куда свободно входит чистый воздух. Есть два светлых окошечка со ставенками: ночью эти ставенки запираются, днём отпираются. В доме живёт невидимая хозяйка. Хозяйки не видно, но она всем распоряжается. Уйдёт хозяйка из дома, и всё замолкнет: эконом перестанет стучать, а ставенки закроют свои окошечки. Но куда же уходит хозяйка? Туда, откуда пришла, ­ на Небо. На земле она только гостья, а домик без хозяйки рассыпается в прах. Ответы: Хозяйка – д _ _ а человека (душа) Домик – т _ _ о человека (тело) Эконом – с _ _ _ _е (сердце) Зала – л _ _ _ _ е (лёгкие) Ставенки – г _ _ _ а (глаза) 9. Итоги урока. (Учитель хвалит всех участников разговора. Урок прошёл очень активно, все дети приняли живое участие в диалоге!) 10. Домашнее задание: Помня, что значит «образ Божий», объясни значение слов «образование», «безобразие».

УДК 130

Пинахина Елизавета Анатольевна

Воронежский государственный педагогический университет

КУЛЬТУРА ЧУВСТВ И ЕЁ ВОСПИТАНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССE

В статье актуализируются проблемы эстетического развития посредством эмоционально-образной формы познания окружающего мира.

Ключевые слова: ценностно-смысловой мир, эмоционально-образная форма познания, культура чувств, художественно-эстетическое воспитание, духовное развитие, ценностно-смысловое отношение, человеческая субъективность.

В образовательной практике развивается человеческая личность, усваивается ценностно-смысловой мир, формируется богатство человеческой души. И наиболее успешный результат выявляется через непосредственный контакт человека с человеком, когда один выступает носителем культуры, эстетического начала, а другой только включается в этот мир. Процесс образования — введение в этот мир. Здесь не просто знания переходят от одного носителя к другому, но в процессе образования формируется сам человек.

Единственно адекватной содержанию опыта эмоционально-образной формы познания является путь проживания, переживания (сопереживания) этого опыта. Воспринимающий должен всеми чувствами, всем существом как бы уподобиться художнику, передающему свой опыт чувств, чтобы его действительно пережить, прожить как личный, собственный опыт чувств, -и только тогда его можно считать воспринятым и подлинно усвоенным. А это значит не просто сопереживать автору, а больше — вводить эти мысли-чувства в свой сегодняшний повседневный опыт, опробовать их на практике личных отношений, «примеряя на себя». Когда эта «примерка» продолжается из года в год — близкое врастает в личность, чуждое начинает отторгаться. Отторгается и в искусстве, и в жизни. Именно так воздействует искусство. Это очень непросто построить, но иначе происходит только видимость приобщения: именно такой путь дает не эмоционально-ценностное развитие личности, а знаточество, снобистское знание, которое при любой обширности почти не влияет на подлинные отношения человека к миру, на его совесть, на мотивацию его поступков. К сожалению, система передачи этого опыта в мире пока очень несовершенна. Даже профессионалы искусств часто раз-

виваются как люди частичных (хотя, может быть, и глубоких) профессиональных навыков и знаний. И именно в эту проблему частичного, узкоремесленного развития профессионалов упирается часто возникающий у технократов вопрос о несвязанности художественного развития с ценностно-ориентационным, нравственным. Естественно, что и итог познания человеческого опыта в этих двух формах мышления не может быть одинаковым. В линии, идущей от рациональнологического (научного) познания, итогом будет знание, а значит, и понимание закономерностей природы и общества, способности людей их использовать для достижения своих целей.

В линии, идущей от эмоционально-образного мышления, итогом становится не знание, не просто понимание отношений человечества к миру — все это здесь только материал для получения результата. Подлинный результат только один -личное желание, личное отношение ко всем явлениям мира, критерии подсознания, критерии собственных поступков, эмоциональные предпочтения. И все знания и умения, даже глубочайшее понимание явлений, — здесь только материал. Куда направят наши эмоции эти знания, наше понимание явлений — так эти знания и будут использованы. Знание и понимание, например, человеческой психики может быть использовано не только в полезных, но и во вредных для страны, народа, человечества или просто отдельного человека целей.

При исследовании процессов художественного творчества необходимо взаимодействие искусствоведческого и психологического анализа, изучение самих продуктов творчества и биографических материалов. Автобиографии и биографии мастеров искусств представляют собой источники «живого знания», они способны существенно обогатить учебно-методическую литературу по

гуманитарным дисциплинам, поскольку история любой науки «обязана отражать борьбу личностей и интеллектов, изобиловать психологическими портретами, описаниями индивидуальных стилей деятельности и стилей исследовательского поиска», и такие учебники будут в состоянии «затронуть не только ум, но и душу человека» . Изучение творческого наследия великих художников — незаменимое средство личностного и профессионального развития творческой молодежи, что актуализирует проблему воспитания исследовательской культуры в процессе работы с жизнеописаниями.

Развивая культуру чувств, восприятие человека человеком, искусство воспитывает эмпати-ческую способность — основу духовности и гуманности.

Только в результате процесса усвоения человеком великих достижений человеческой культуры человек приобретает подлинно человеческие свойства и способности, и процесс этот ставит человека «на плечи» предшествующих поколений: «Человек с необходимостью погружает свою индивидуальность в культуру как общечеловеческую память, запечатлевшую развитие духовности в результатах событий культурного характера, и, обращаясь к ней как к живому, говорящему зеркалу, творит свою личность и свой образ» .

Художественно-эстетическое воспитание есть важнейший фактор духовного развития человека. Размышляя об условиях духовного развития человека, В.Л. Зинченко отмечает: «…Гигантским шагам души должны предшествовать малые шаги — шаги соприсутствия, содействия, сочувствия, сопереживания, сострадания, соучастия, сопричастия, вчувствования в сокровенное, которое есть в людях, в природе, в произведениях искусства и даже в вещах, в утвари. А свое сокровенное нужно стараться представлять (ставить перед собой) и задумываться о нем. Совершая такие шаги, впадая в состояние понимания мира, другого человека, произведения искусства, самой себя, душа будет расти и крепнуть» .

В итоге ценностного поиска, например, в науках (и гуманитарных в том числе), мы нечто понимаем как ценность, в искусстве же мы это проживаем, переживаем как собственный опыт и лично выработанную ценность. Значит, глубже и прочнее эта ценность включается в формирование личности и более остро влияет на формирование наших желаний.

При одностороннем развитии этих двух сфер человек часто живет, мыслит, действует как бы в двух плоскостях. Логические знания, даже нравственные, диктуют ему одни решения, он понимает, что так правильно с позиций его общества, среды, просто нравственности, но его подлинные желания — эмоциональные предпочтения заставляют принять иные решения. И он или живет раздваиваясь, или принимает решения, диктуемые дурно или вообще неразвитыми чувствами, и логикой маскирует, оправдывает их даже перед собой. И теоретические поддержки в этом случае находятся. И тогда человек уже то существо, для которого теоретически уже нет нравственных законов, кроме «революционной (и т.д.) пользы», он «оправданно» жесток, бесчеловечен. И поэтому сегодня следует ставить вопрос о гармонизации мышления, необходимости развивать обе формы познания мира. Не заменять одно другим, а дополнять, развивать их в гармонии.

В практике образовательного процесса культивируется способность к воображению и развивается культура человеческих чувств.

Когда чувства возвышаются над чем-то специальным и своей связанностью с потребностями, они становятся универсальными чувствами. В силу своей универсальности чувства становятся теоретиками и в этом смысле идеальными чувствами. «…Любой внимательный взгляд на мир, -замечает Кассирер, — является теоретизированием» . Не случайно греческое по происхождению слово «теория» в буквальном переводе означает «созерцание».

Когда мы себе что-то воображаем, мы это воспринимаем, а когда мы что-то воспринимаем, то мы это же самое и воображаем. Именно потому, что мы в процессе восприятия воображаем, мы видим предмет не таким, каков он «на самом деле», а мы видим его лучше, чем он есть «на самом деле». Потому же мы видим его таким, каков он действительно на самом деле. В этом, собственно, и состоит идеальный характер человеческого чувственного восприятия, и именно поэтому одно только созерцание окружающего мира доставляет нам радость.

Помимо физиологии зрения человек обладает культурой зрения, а культура зрения состоит в человеческом способе видения. Что касается человеческого способа видения предмета, то это способ построения его в человеческой деятельности. Особенность человеческого идеального

чувства заключается в том, что оно длится. Некоторые чувства человек переживает всю жизнь. Например, ребенок, которого несправедливо наказали, переживает это всю жизнь, но это переживание не физической боли, которую испытал ребенок, а переживание человеческой несправедливости, человеческого унижения.

Материальное чувство всегда связано с заинтересованностью в предмете, оно направлено от предмета. Идеальное, наоборот, направлено на предмет, оно идет изнутри человека, как иногда говорят, от души. Идеальность чувства связана со снятием материального чувства и вообще материального отношения к миру. «Снятие» здесь означает не прекращение материального чувства, а погружение его в основание совсем иного отношения к миру, чем просто ощущение. Материальное ощущение здесь становится формой проявления идеального чувства — любви, ненависти, красоты, возвышенного и т.п.

Снятие проявляется в переживании человеком своих чувств. Ощущение боли и переживание ощущения боли. Этот рефлекс на болевое ощущение уже не ощущение, а чувство, осознание боли. Чувство альтруистично. Только человек может видеть глазами другого человека, слышать ушами другого человека, а потому и чувствовать, как это ни странно, физическую боль другого человека. Мать, если вдруг ушибся ее ребенок, переживает это сильнее, чем если бы ушиблась сама. Здесь, однако, стоит уточнить, что чужую боль мы не можем непосредственно почувствовать. Мы ее можем только вообразить. Воображение и связанная с ним память — основа всякого человеческого чувства как именно человеческого чувства. Отсутствие воображения и эмоциональная тупость, в сущности, одно и то же. Человек не может посочувствовать человеку просто потому, что он не может себе представить, как тому плохо, или, наоборот, как ему хорошо. Тем не менее всякое человеческое чувство есть сочувствие, поэтому всякое человеческое чувство есть социальное чувство. Это проявляется не только в том, что один человек сочувствует другому, но он может сочувствовать и всему человечеству, человечности, в чем и заключается и проявляется его человечность.

Таким образом, культура человечества и есть культура чувств. В обществе, в котором дегуманизированы все человеческие отношения, неизбежен упадок культуры. Если же человек запол-

нил свою душу великой духовной культурой, пронизанной гуманизмом и любовью ко всему человечеству, его сердце будет наполнено безотчетной тихой радостью. Понятно, что его может смущать нестроение нашей жизни, даже огорчать и расстраивать, но он выстоит перед невзгодами, потому что смотрит на эту жизнь глазами Сократа, Платона, Гегеля и всего человечества, а не только глазами Шопенгауэра, Сартра и Делёза. Необходима широкая, полная, целостная философская и эстетическая культура.

Внедряемый в практику образования тестовый подход недопустим в организации учебного процесса, и в первую очередь гуманитарных дисциплин. Здесь нужны не просто факты, не просто ответы по типу «да-нет», а необходимо включаться в мир человеческих переживаний. В тестах же совершенно отсутствует мир человеческих эмоций, в них требуется только некая однозначность: «да-нет», «утвердительно-отрицательно». Здесь нет этой целостности продуктивного воображения, только фрагментарность, а это недопустимо в художественном, человеческом видении мира.

В тестовом подходе к учебному процессу любая сфера человеческой деятельности рассматривается по определенным алгоритмам. Здесь выражается одномерность человеческого бытия, а человек не сводится к этой одномерности. В тестах нет никакого освоения мира по законам красоты, здесь разрушается человеческая субъективность, индивидуальность, отсутствует человеческое содержание, ценностно-смысловое отношение. В тестах присутствует лишь формализованная оценка.

И если главным для современной педагогики является целостное развитие личности, то надо принимать во внимание развитие не только ума, но и культуры чувств. А современная жизнь и научно-технический прогресс породили «глухоту души», и эстетически человек оказывается неразвит.

Сейчас широко распространен термин «технология», а искусство и развитие человеческой личности — это не «технология», это не «технологический» процесс, здесь важна человеческая уникальность.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тестовая позиция в образовательном процессе является ущербной, как и засилье видеоряда, такого созерцания, которое является чисто пассивным, потому что дается «готовая картинка» и нет простора для развития воображения.

При всех технических новшествах в образовательном процессе совершено упущена развивающая суть искусства, человекообразующая его суть. Образы, созданные в искусстве, многозначны, они не допускают какого-то одного-един-ственного толкования. Утрачена фундаментальность системы образования и основополагающая роль классического наследия. Чрезмерное увлечение техническими возможностями и внешними эффектами затмевает содержание и ориентирует на внешние впечатления и изощренные способы подачи.

Духовное наполнение человеческой деятельности не заменят никакие новейшие, совершеннейшие технологии.

Кризис искусства и кризис человека в современном мире взаимосвязаны. Деформация человека и человечности во многом обусловлены недооценкой внелогической составляющей познания, в том числе Веры и Красоты. Влияние технократических тенденций сказывается на создании и восприятии художественных произведений. На рубеже тысячелетий проблема художественно-эстетического развития личности должно рассматриваться в контексте воспитания у молодежи духовности и гуманности и приобретать глобальный характер: «Прагматическая тенденция, охватившая все звенья образования, обусловливает низкий статус искусства в системе обучения школьников и студентов, а коммерциализация художественной культуры приводит к распространению низкопробной продукции, к деформации эстетического сознания детей и юношества. Снижение роли эмоций, художественнообразного мышления в обучении противоречит основным положениям психологии и педагогики; полноценное развитие личности в образовательном процессе предполагает гармоничное сочетание дискретности, аналитичности, вер-бальности «левополушарного” мышления и целостности, синтетичности, образности мышления «правополушарного”» , — отмечает в своем исследовании «»Человек в искусстве”: тема и вариации» З.И. Гладких .

Что же представляет собой современная среда воспитания с общенаучной точки зрения, которая должна быть основой для рассмотрения среды воспитания в образовательном контексте? И.Л. Матяева в своей статье «Переориентирование ценностей воспитания в информационном обществе» подчеркивает: «Особенность совре-

менной среды как фактора воспитания составляет структура «новой реальности”, состоящая из техносферы и информационной среды» .

Происходит явное смещение основных целей воспитания — передачи опыта, духовной культуры, развитие общественно ценных качеств личности, складывающихся тысячелетиями, на формирование отношения к информации как важнейшей ценности жизни индивида, общества. Рационализированное мышление человека по-иному воспринимает окружающий мир, социум и природу — те или иные факторы жизнедеятельности людей рассматриваются не с точки зрения их красоты, моральной и вообще духовной ценности, а как бездушные инструменты практики людей. Например, уходит в прошлое то поэтизированное восприятие природы, которое было свойственно романтическому искусству. Человек поэтику заменил рациональным расчетом, он, прежде всего, думает, как можно использовать эту природу в своих интересах. Как писал в свое время В.В. Розанов, «техника, присоединившись к душе, дала ей могущество. Но она же ее и раздавила. Появилась «техническая душа”… И вдохновение умерло» . Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждой его природе.

«Таким образом, — делает вывод И.Л. Матяе-ва, — в перспективе, причем в не очень далекой, мы будем жить в полностью информатизированном, техногенном обществе среди психически нездоровых людей без духовного стержня, нравственных идеалов и стремлений к нерациональной красоте природы, искусства. Но так как мы будем членами этого общества, может быть, нам не будут заметны такие преобразования, но лично у меня нет никакого желания в таком обществе существовать» . Поэтому на сегодняшний момент основной задачей философии, психологии, социологии и других наук о человеке, и в первую очередь в педагогической деятельности, является сохранение ценности «уникального внутреннего мира каждого человека, который воплощает в себе общечеловеческие ценности, обретает реальность только в творческой деятельности индивида, обращенной к другим» . Можно сказать, что система ценностей — не только структура, позволяющая из поколения в поколение воспроизводить ценностное ядро, составляющее базис традиций, но и сохранять мир

личности в неизменном виде. И именно наличие устойчивой ценностной системы является одним из важнейших условий сохранения как внутреннего (психического), так и внешнего (социального) мира.

Библиографический список

1. Гладких З.И. «Человек в искусстве»: тема и вариации // Искусство и образование. — 2009. -№2. — С. 27-28.

4. Кассирер Э. Философия символических

форм. — М.; СПб., 2002. — Т. 3. — С. 333.

6. Матяева И.Л. Переориентирование ценностей воспитания в информационном обществе // Законы художественной сферы общества: Материалы 11-й Международной Нижегородской Ярмарки идей, 36 Академического симпозиума. -Н.Новгород: Изд-во Гладкова О.В., 2008. — С. 117.

7. Розанов В.В. Мысли о литературе. — М., 1993. — С. 223.

УДК 37.01

Ронжина Наталья Владимировна

кандидат философских наук Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Профессиональная педагогика является самостоятельной отраслью научного знания и имеет свой предмет исследования — человек в системе профессионально-образовательных общественных отношений.

Ключевые слова: компетентность, профориентация, целеполагание, проектирование, моделирование.

Определение профессиональной педагогики как науки является сегодня важной теоретической и практической проблемой, поскольку она выступает основанием, методологией для реализации практической программы — формирования современной профессионально компетентной личности. В современных педагогических исследованиях профессиональная педагогика рассматривается как направление (ветвь) общей педагогики , -как педагогика профессионального образования. В рамках современной образовательной парадигмы данная трактовка носит узкий характер, и необходимо подойти к рассмотрению данного вопроса с точки зрения определения самостоятельного статуса профессиональной педагогики как науки. Для этого нужно выделить предмет и определить специфические методы исследования профессиональной педагогики. В данной статье

речь пойдет о предмете профессиональной педагогики.

Говоря о внутреннем развитии науки, можно сказать, что профессиональная педагогика уже прошла стадию зарождения в рамках общей педагогики, сегодня все более быстрыми темпами идет ее развитие, становление. Этому способствуют объективные предпосылки: меняется образовательная парадигма, меняются отношение и требования к выпускнику образовательных учреждений, меняются сами темпы общественного развития. Кроме этого, профессиональная педагогика не может являться частным приложением педагогического знания к сфере профессионального образования, она несет в себе иную методологическую основу, прежде всего антропологическую .

Профессиональная педагогика является наукой и практической сферой деятельности. Она

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 октября на землеустроительном факультете прошел открытый кураторский час «Культура взаимоотношений в коллективе», организованный кураторами второго курса Е.А. Курячей и О.Н. Долматовой.

На нем присутствовали представители разных факультетов – участники «Школы кураторов» и студенты 202-й и 207-й групп земфака. Целью мероприятия стало формирование у студентов компетенций социального взаимодействия, активной жизненной позиции, гражданского самосознания, самоорганизации и самоуправления.
Встречать гостей – всегда волнительно и ответственно, поэтому студенты вместе с кураторами провели большую подготовительную работу, подготовили аудиторию, плакаты, раздаточный материал.
В начале мероприятия с докладами выступили обучающиеся Нурдинова О. (202 гр.) и Ушарова А. (207 гр.), которые интересно и увлекательно рассказали об истории развития взаимоотношений между людьми и формировании культуры общения обучающихся в соответствии с этическими нормами.
Затем гость кураторского часа О.В. Багровская — практикующий психолог, психосистемолог (Омское отделение Российской Академии междисциплинарного прогнозирования и кардинальной психологии) прокомментировала доклады обучающихся, остановилась на видах и типах отношений между людьми в коллективе.

Психолог представила обучающимся отрывок из известного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» и предложила прокомментировать действия и поведение его героев. Началась дискуссия. Студенты активно вступали в беседу, с интересом отвечали на поставленные вопросы, проявляя при этом культуру взаимоотношений…
Кураторы групп подвели итоги кураторского часа, обсудили достигнутые цели и решенные задачи. Студенты в своих отзывах написали о необходимости чаще проводить подобные мероприятия, которые сплачивают группы и формируют культуру общения. Значит, мероприятие было не напрасным!

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *