Купель силоамская

Поделиться

В 2004-м году в старой части Иерусалима проводилась замена подземных коммуникаций. Прошло всего несколько дней с начала работ, когда, углубившись в землю, один из ремонтных рабочих неожиданно обнаружил какое-то каменное сооружение. Бригада сразу же прекратила все работы и вызвала специалистов из израильского Управления древностей. Прибывшие на место археологи, осмотрев находку, пришли в изумление. Оказалось, что лопата рабочего наткнулась на ступени, ведущие к древней купальне. В ходе дальнейших исследований историки пришли к выводу, что найденная купальня – это купель Силоам, та самая, в которой Христос исцелил слепорождённого. «Длина бассейна около 68 метров, к воде ведут три пролета каменной лестницы», – писал редактор американского журнала «Библейское археологическое обозрение» Хершель Шенкс, побывавший на раскопках. При дальнейших исследованиях были также обнаружены монеты, отчеканенные во времена Спасителя, то есть в начале I века. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.

Комментарий эксперта:
В библейские времена вода в знаменитой Силоамской купальне считалась священной. Приходя в Иерусалим в качестве паломников, иудеи совершали здесь омовение, перед тем как подняться к храму. Раз в год, в последний день праздника Кущей, по узким улочкам города сюда спускались священники и набирали воду из источника в золотой сосуд. Затем под звуки труб и радостные восклицания народа они возвращались в храм и омывали этой водой жертвенник. Так евреи вспоминали чудесное изведение воды из скалы во время сорокалетнего странствования своих предков по пустыне.
Здесь, в Силоамской купели, свершилось одно из самых удивительных чудес, которые совершил Христос. Оно описано в Евангелии от Иоанна.

Выйдя из храма после спора с фарисеями, Иисус увидел нищего, слепого от рождения. Тот стоял у входа, прося милостыню. Ученики спросили Спасителя:

– Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

– Ни он и ни родители его, – ответил Иисус, – но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

После этого, как говорит Евангелие, Господь «плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам» (Ин. 9:6, 7).
Слепой умылся в купальне и прозрел.
Чудо, свершившееся в Силоамской купели, вдохновляет людей на протяжении многих столетий. В V веке византийская царица Евдокия построила в честь исцеления слепорождённого храм, ныне, к сожалению, разрушенный. А в русском языке выражение «купель силоамская» стало крылатым. Окунуться в силоамскую купель означает исцелиться от всех недугов. До 2004 года оставалось тайной, где же находился этот бассейн со священной водой и как он был устроен.

Комментарий эксперта:
В настоящее время Силоам – это название района в Восточном Иерусалиме. Вода к устроенной здесь купели первоначально поступала по наземному каналу из источника под названием Гихон. Но этот источник был расположен за городскими стенами и в случае осады враги могли лишить воды жителей Иерусалима. Поэтому в VIII веке до Рождества Христова царь Езекия приказал все источники воды вне города засыпатьземлёй, а к силоамскому водоёму построить от Гихона подземный тоннель.

Недалеко от купели можно увидеть круглое основание Силоамской башни. Христос в своей проповеди упоминает её падение. Евангелист Лука приводит такие слова Спасителя: «Думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».
В 70-м году римские легионеры сокрушили оборонявших город израильтян. Иерусалим был разрушен до основания. Больше никто не спускался к силоамской купели с золотым сосудом за священной водой. Постепенно купальня заполнилась песком и глиной, а потом и вовсе скрылась под землёй Иерусалима. А спустя столетия в буквальном смысле слова возникла из-под земли, чтобы свидетельствовать об историчности событий, описываемых в Новом Завете.

В так называемом Старом городе, который расположен в самом Иерусалиме, археологи нашли участок, где было исцеление Иисусом Христом человека, который был слеп от рождения (Иоанна 9:7).

В эту купальню, называемую Силоам, поступление воды было из известного водопровода, который построил царь Езекия (4 Царств 20:20, 2 Пар. 32:30). Строение купальни было сложнее, чем изначально считали археологи. Она состоит из каменных ступеней в три уровня, которые ведут к резервуару с водой.

Там же, под слоем земли, в нише купальни, археологами были найдены монеты, с датировкой приблизительно 66-70 годами нашей эры. Такое обнаружение говорит о том, что купальня засорялась в те времена. Ее расположение находится в одном из наиболее низких мест Иерусалима. По этой причине воды от зимних дождей, которые стекали в долину, оставляли в ней слои ила. Если в купальне не было уборки, то достаточно быстро она стала грязной и исчезла в осадочных отложениях.

Джеймс Х. Чарлзворт из семинарии по теологии в Принстоне сказал, что ученые доказывали, что не существовало такого места, как купальня Силоам, а Иоанн только употребил для раскрытия мысли религиозную картину.

И добавляет, что теперь нами была обнаружена именно купальня Силоам, и как раз там, где она должна быть расположена, по описанию Иоанна. Все это, утверждает, что Евангелие, не есть «чистая теология», как считают некоторые, но основанная на истории книга.

Исторической есть и сама книга Бытия. Бытие – это настоящая история, а не иносказание, литературное творение или «религиозная картинка». Из книги Бытие мы можем узнать от куда появились грех и смерть, а это есть логическим основанием для послания Евангелия. Мы можем понять, зачем было нужно, чтобы Иисус, как автор жизни, выбрал смерть вместо нас. Многие, к сожалению, не принимают послание Библии о спасении, они считают, что не могут доверять истории мира в простом Библейском рассказе.

    В старом городе Иерусалима найдена Силоамская купель, упоминаемая в Евангелии от Иоанна: Христос посоветовал слепому умыться в ней, после чего несчастный прозрел.

    Уникальной находкой мир обязан ремонтной бригаде, чинившей канализационную трубу. Углубившись в землю, рабочие увидели две ступени древнего сооружения и вызвали археологов. Вскоре обнаружилась часть бассейна длиной около 68 метров, были также найдены монеты I века до н. э.

    Археологи пришли к выводу, что это и есть знаменитая Силоамская купель, где посещавшие Иерусалим паломники должны были совершить омовение. Бассейн снабжался водой из так называемого тоннеля Езекии, построенного во время осады Иерусалима ассирийцами. После разрушения римлянами Второго Храма в 70 году н. э. купель скорее всего пришла в запустение и была похоронена под песчаными наносами.

    Уникальность нынешней находки заключается в том, что это практически единственное архитектурное сооружение, сохранившееся со времен Христа.

    Древний водоем у подножия холма Офель связан с одним из чудес, совершенных Иисусом. «И проходя увидел человека, слепого от рождения. Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать; доколе Я в миру, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам (что значит: посланный). Он пошел и умылся, и пришел зрячим». (Ин., 9:1-7).

    Название водоема происходит от еврейского слова «шилоах» («посланный»). Водоем был устроен во времена царя Езекии. Вода поступала по нему по длинному (около 500 м) тоннелю, прорубленному в скале от источника Гихон. Возможно, этот тот самый водоем, о котором пишет пророк Исаия: «Но вы видите, что много проломов в стене города Давидова, и собираете воды в нижнем пруду; и отмечаете дома в Иерусалиме, и разрушаете дома, чтобы укрепить стену, и устрояете между двумя стенами хранилище для вод старого пруда» (Ис. 22:9-11). Вода из Силоамской купели использовалась для очистительных ритуалов, так как источник ее находился в Городе Давидовом.

    Во времена Ирода Великого о существовании тоннеля было забыто. Иосиф Флавий всегда пишет о Силоаме как об источике. Возможно, при императоре Адриане купель превратилась в святилище-нимфеум (II в.). Неподалеку находились римские термы, для нужд которых бралась вода из Силоама.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *